М. Л. Кулова
К ВОПРОСУ О ТРАДИЦИОННОЙ ЯЗЫЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ АБХАЗОВ
В СОВРЕМЕННОЙ АБХАЗИИ
Работа представлена кафедрой истории России Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Д. Алиева. Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Г. В. Смыр
В статье рассматривается место и роль древних (языческих) форм религии и культов у современных абхазов.
The author of the article considers the place and role of ancient (heathen) forms of religion and cults of the modern Abkhazians.
Важнейшую роль в жизни абхазского социума играла и играет традиционная языческая религия. Она сохранилась вопреки таким обстоятельствам, как официальное обращение предков современных абхазов в христианство - первый раз в IV в., второй -в VI в., распространение в их среде ислама суннитского толка, произошедшее в XVI-XVIII вв., затем период активного «восстановления» позднего (после 1721 г.) православия по русской церкви (1810-1917 гг.), и, наконец, семь десятилетий господства воинствующего атеизма, фактического запрещения, преследования и нелегального положения, особенно с 1931 г., когда главы нескольких сот семей приняли клятву святилищной силе Дыдрыпш-ныха в селе Ачандара Гудаутского района, что не вступят в колхозы.
В научной литературе и научных форумах, в том числе на международных конференциях неоднократно отмечено, что сам факт сохранения у современных абхазов древней религии своих предков до наших дней является историческим феноменом, значение которого выходит далеко за рамки собственно абхазоведения и кавказоведения в целом и представляет огромный
интерес с точки зрения мирового религио-1
ведения .
Языческие (ранние формы) религиозные верования абхазов с древнейших времен были связаны сначала (из известных основных ранних форм религии) с Аныхой (свя-
ч 2
тилищная сила в русском языке) .
Аныха, по религиозным представлениям абхазов, - нечеловеческая и беспредметная (анимистическая) сила, создатель, тво-ритель, правитель человеческого ума и мышления, покровитель всего населения одного или нескольких регионов, одной или чаще нескольких исконно абхазских фамилий. Она, святилищная сила, умеет лишить частично или полностью всего, что было ею дано, того, кто ложно поклонялся (букв. - «поел Аныха»), или преступника, который был выявлен по просьбе пострадавшего.
Аныха носит имя конкретного топонима или в редчайших случаях связанной гробницы (Инала в селе Псху), «место сидения», внушающей по каким-либо причинам чувство глубокого почтения, благоговения.
Позже, т. е. после наиболее ранних и характерных представлений анимизма - веры
3
в существование души человека , анимистические и другие языческие (фетишистские, магические и тотематические) формы религии были связаны с отдельными объек-
тами религиозного почитания и преклонения: деревьями и рощами, огнем, горами, небесными светилами, атмосферными явлениями, животными, охотой, скотоводством, землей, водой, земледелием, железом, кузнечным делом, душой и духами и т. п., а также с божествами, верховном, едином и главном боге Анцва.
Каждый абхаз поклонялся не только общеабхазским культам, которых были сотни, но и личному, семейному, родовому, данной местности и покровителю текущего года и т. п.
Приведем известное выражение профессора Ш. Д. Инал-ипа: «Недостатков в богах абхазы не испытывали, их было, может быть, даже больше, чем самих абхазов» .
Словом, для любых сторон жизни и деятельности человека, природы и общества были созданы свои особые покровители, что говорит о том, что абхазы почитали все то, что необходимо дтя их повседневной жизни. Абхазский просветитель Н. С. Па-тейпа (1874-1941) по этому вопросу в статье «Знахари и гадальщицы» писал о том, что даже в его время у абхазов было
«богов до тридцати, которым они прино-5
сят жертвы» .
По верному заключению профессора Г. В. Смыра, «количество почитаемых культов было значительно больше, чем это зафиксировано в памяти народа и письмен-6
ных источниках» .
К сказанному добавим, что уже редко у кого остались представления о божествах целомудрия (Ханзиса), здоровья (Хания), ума и знаний (Атана), красоты (Агунды), сна (Цваблак), обогащения и расточительства (Напкылцва). войны (Арыс), цивилизации (Ауыбла), создателях судьбы человека (Ашацва - «Распределители») и т. п., упомянутые в трудах Омара Бейгуаа о мифологии абхазов.
Верховный бог абхазов Анцва - творец и созидатель всего мира. Фридрих Энгельс в своем «Письме Карлу Марксу, 18 ноября 1846 г.», критикуя Фейербаха за то, что в
переходе к монотеизму он «не нашел нужным сказать о том, что единый бог никогда не мог бы появиться без единого царя, что единство бога, контролирующего многочисленные явления природы, объединяющего враждебные друг другу силы природы, есть лишь отражение единого восточного деспота, который по видимости или действительно объединяет людей с враждебными, сталкивающимися интересами» .
Этого единого верховного бога Анцва и сегодня почитают многие верующие абхазы, последователи православного христианства и суннитского ислама, но только каждый по-своему. Считается, что у абхазского монобога Анцва есть апаимбары -ангелы (в русском языке), высшие существа, слуги. Они представители Анцва на Земле, докладывают Анцва обо всем происходящем, принимают решения по урегулированию «сложных проблем» только с его ведома.
Как в прошлом, так и сегодня считается, что Абхазия - это земля, избранная богом Анцва за ее красоту. Когда Анцва раздавал разным народам земли, он хотел оставить ее для себя, но вынужден был отдать особенно гостеприимным абхазам. Подобная милость и богоизбранность абхазов объясняется тем, что «в древности они отличались от других народов не только своим гостеприимством, но и своей нравственностью: их женщины и девушки "волосы не резали", не носили коротких юбок и т. п. Увидев это, Анцва отдал Абхазию
абхазам, хотя это была его земля. Анцва
8
всегда с нами, хотя мы его не видим» .
Все события мировой истории определяются богом Анцва. Он наказывает народы, когда «обижен на них за дурное поведение» и отсюда проистекают все беды народов.
Исключительное значение они (абхазы) издревле придавали родовым святыням. Их культ практиковали в фамильных родовых мольбищах, посвященным богам - покровителям родов. Иерархию родовых бо-
жеств, как было отмечено выше, возглавлял бог по имени Анцва (как Будда, Христос, Аллах, а не «Матери», как ошибочно утверждают и переводят на русский язык многие авторы) .
В условиях постсоветской реальности в современной Абхазии наблюдается рост авторитета языческих форм религиозных культов. Это культы святилищной силы Аныха, аналога которым другие народы Кавказа не знают, охоты на мед и пчеловодства Анан, позже Анан Гунда, священной кузни Ажырныхуа и священной силы Шашвы, их жрецов, а также единого и верховного многобога современнох абхазов, абазин и убыхов, Анцва.
В связи с этим заметим, что языческие верования и культы всегда были и остаются более важными для абхазов, чем ранее христианство, православие или ислам.
Важную роль в традиционной религии абхазов играл и играет принцип внутренней и внешней «чистоты». Жрецы, которые рассматриваются как посредники между Анцва и людьми, должны соответствовать характеристике человека «кристальной» чистоты. «Особенностью язычества у абхазов являлось то, что служителями культов, как правило, являлись высоконравственные и по родовой биографии безупречные старые люди, которые издавна играли значительную роль во всей социальной жизни. Они умело создавали немало ценных нерелигиозных сторон в ранних
религиозных верованиях, формировали ре-
,0
альные взгляды на мир»' .
В жертву может быть принесено только «чистое» животное: оно должно быть без изъянов, упитанное, здоровое, холощеное (либо молодое и неслучавшееся). Чаще всего в жертву приносится молодой бычок, реже - козел, в некоторых случаях - баран, петух и т. п.
Традиционное моление абхазов обязательно включает в себя жертвоприношение и общее ритуальное застолье, как бы приобщающее к богу. Оно состоит из несколь-
ких особых «чистых» ритуальных блюд: вареное мясо, абыста (крутая кукурузная каша, более известная под своим молдавским названием «мамалыга»), соль, аджика и чистое без сахара вино.
Согласно традиционной языческой религии абхазов, моральная чистота и искренность в общении с высшими силами являются обязательными.
В условиях постсоветской реальности в современной Абхазии наблюдается рост авторитета нескольких главных традиционных святилищ и их жрецов. Причина в том, что наряду со своей основной задачей - защитой Абхазии от внешних врагов - Аны-ха (святилище) и жрецы продолжают выполнять важную функцию в регулировании социальных отношений внутри абхазского этноса. В прошлом при помощи святилищной силы Аныха решались конфликты между отдельными людьми, родами и фамилиями. В настоящее время святилищная сила Аных, т. е. место ее обитания («сидения»), остается местом очистительной присяги для людей, подозреваемых в совершении преступления, к их помощи могут обратиться жертвы с просьбой покарать обидчиков либо, если те неизвестны, указать на виновных.
Считается, что кара святилищной силы Аныха может принимать разные формы в зависимости от обстоятельства дела.
Данная святилищной силе Аныха клятва считается священной, ее не позволяется нарушать ни при каких обстоятельствах. Подобное нарушение считается величайшим грехом, кара за который падает на весь род клятвопреступника независимо от срока давности.
У абхазов распространено убеждение, что после принесения ложной клятвы человек может погибнуть на месте, заболеть тяжело, включая потерю памяти, способности мыслить и т. д. Либо кара обрушивается на его близких родственников.
Искренняя вера абхазов в могущественность святилищной силы Аныха, в сочета-
нии со свойственной абхазами ответственностью за судьбы близких, в большинстве случаев является достаточной гарантией истинности приносимой присяги. Решиться на ложную клятву, судя по всему, могут лишь немногие. Страх перед могуществом, всеведением традиционной святилищной силы Аных приводит к тому, что нередко люди, действительно совершившие те преступления, в которых их обвиняют, боятся приносить очистительную клятву в святилище и даже, чтобы избежать этого, признают свою вину.
Традиционная языческая религия играет очень важную роль в жизни современных абхазов и продолжает оставаться одной из важнейших основ абхазской
идентичности. Об этом свидетельствуют слова первого президента Республики Абхазия, доктора исторических наук, академика В. Г. Ардзинба о том, что у абхазов «очень сильны языческие поверия -существуют святилища, святые горы. Есть, например, священная гора Дудрипш, которую очень почитают абхазцы. И я ее почитаю. Во время войны народ пошел к этой горе и просил Бога, чтобы он помог ему выстоять»".
Нынешние власти никак не выделяют святилищную силу Аныха из числа остальных конфессий. Они занимают, подчеркнуто уважительную позицию по отношению ко всем имеющимся в Республике Абхазия религиям.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Крылов А. Б. Постсоветская Абхазия (Традиции. Религии. Люди). М., 1999. С. 6.
-Подробности см.: Чакветадзе Г.В. Новое лингвистическое толкование абхазского термина «Аныха» и его перевод на русский язык // Региональное кавказоведение и тюркология: традиция и современность: Материалы конференции. Карачаевск, 2001. С. 284-286; Чакветадзе Г. В., ДасаниаД. М. Об особенностях абхазского религиозного понятия и термина «Аныха» // IV Конгресс этнографов и антропологов России. Нальчик, 20-23 сентября, 2001 г. Тезисы докладов. М., 2001. С. 258; Смыр Г. В. Краткая история и Устав однофамильцев Смыр и Сымсым (на абх. яз; резюме на русск.яз.). Сухум, 1995. С. 5.
ЪАнча6адзе 3. В. История и культура древней Абхазии. М.: Наука, 1964. С. 33.
4
Инал-ипа Ш. Д. Абхазы. Историко-этнографические очерки. Сухум: Алашара, 1965. С. 586.
Пайтейпа Н. С Знахари и гадальщицы // Сотрудник Закавказской миссии. 1916. № 16. С. 140.
Смыр Г. В. Религиозные верования абхазов (историческая эволюция и особенности). Гагр, 1994. С. 4.
7 Карл М., Энгельс Ф. Соч. М.. 1997. Т. 27. С. 56.
Тексты, которые не имеют ссылок на источники, представляют собой собранный и обработанный автором полевой этнографический или социологический материал.
Смыр Г. В. Об образе Анцва - верховного языческого бога абхазов // IV Конгресс этнографов им антропологов России. М., 2001. С. 278; Он же. Историческая эволюция религиозных верований и свободомыслия абхазов // Вестник КЧГУ, 2004. № 4. С. 53-62; Он же. Религия и свободомыслие в духовной культуре абхазов // Школа и жизнь. Сухум, 2005. № 2. С. 44-45; Он же. Об образе и имени Анцва - едином верховном боге языческих пантеонов абхазов, абазин и убыхов // Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов: Материалы научной сессии. Карачаевск: КЧГУ, 2005. С. 69-71.
Смыр Г. В. Об образе и имени Анцва - едином верховном боге языческих пантеонов абхазов, абазин и убыхов // Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов: Материалы научной сессии. Карачаевск: КЧГУ, 2005. С. 5.
" Чертинов В. Ардзинба после победы //Смена. 1995. 11 августа. № 184. С. 5.