УДК 614.2:614.1
Роль регионального компонента в реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на примере удмуртской республики
С.п. Субботин, в.А. гаврилов, Н.п. позмогова, Е.в. Сычева, Министерство здравоохранения Удмуртской республики
На протяжении последнего десятилетия отечественное здравоохранение переживало глубокий системный кризис, связанный, прежде всего, с недостаточным финансированием отрасли здравоохранения, усугубившимся после принятия законодательства о разграничении полномочий на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.
В результате, практически во всех субъектах Российской Федерации в крайне невыгодном положении оказались региональное и муниципальное здравоохранения, финансирование которых осуществлялось по остаточному принципу, что негативно сказалось на материально-технической оснащенности учреждений здравоохранения, кадровом потенциале отрасли и соответственно качестве оказываемой медицинской помощи.
Все это обусловило острую необходимость в реформировании отрасли здравоохранения, направленном на поиск наиболее оптимальной модели функционирования отрасли и восстановления на всех уровнях власти взаимодействия по повышению эффективности работы отечественного здравоохранения.
Фундаментом для решения вышеуказанных задач послужил приоритетный национальный проект «Здоровье»,
основной целью которого, наряду с развитием профилактического вектора системы здравоохранения, является усиление роли регионального и муниципального здравоохранения.
Учитывая вышеизложенное, одной из важнейших задач исполнительной власти Удмуртской Республики на этапе подготовки к реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения явилась разработка и принятие адекватных организационно-управленческих решений по повышению эффективности реализации всех направлений проекта, в том числе финансовому сопровождению за счет средств бюджетов республики и муниципальных образований.
Итогом проделанной работы стала республиканская программа «Развитие здравоохранения Удмуртской Республики на 2006-2009 гг.», в которой закреплены основные положения национального проекта в сфере здравоохранения с учетом региональных особенностей состояния здоровья населения республики.
Кроме того, заключены соглашения о принятии встречных обязательств между Правительством Удмуртской Республики и Министерством здравоохранения и социального разви-
тия Российской Федерации. Аналогичные соглашения были заключены с 30 муниципальными образованьями, находящимися в ведении Удмуртской Республики.
На уровне республики и администраций городов и районов разработаны и согласованы с Министерством здравоохранения Удмуртской Республики планы мероприятий приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и сетевые графики, с определением контрольных показателей и целевых ресурсов для их достижения на уровне муниципальных образований. За два года реализации проекта разработано и принято свыше 90 нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории Удмуртской Республики.
Необходимо отметить, что несмотря на сокращение объемов финансирования отрасли здравоохранения в целом по Российской Федерации, к моменту реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Удмуртской Республике имелись хорошие стартовые условия. Вопросы сохранения и укрепления здоровья населения республики уже в течение ряда лет входят в число важнейших приоритетов государственной политики и являются неотъемлемой частью программы соци-ального-экономического развития Удмуртской Республики со среднесрочной перспективой на 2005-2009 года.
Начиная с 2003 года, консолидированный объем финансирования отрасли здравоохранения республики и уровень подушевого финасирования увеличился более чем в 2,3 раза. Капитальные вложения на строительство объектов здравоохранения возросли в 8,5 раз. Только за первое полугодие 2007 года на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и проектирование 40 объектов здравоохранения из республиканского бюджета направлено 337 миллионов рублей.
Учитывая ориентацию на развитие первичной медико-социальной помощи, из 34 объектов здравоохранения с 2003 года введено в строй 6 поликлиник и 7 объектов детства и родовспоможения. Кроме того, за счет бюджетов муниципальных образований в полном объеме подготовлены помещения под размещение и эксплуатацию диагностического оборудования, поступающего в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье».
С начала реализации проекта за счет средств федерального бюджета в учреждения здравоохранения республики поступило свыше 450 единиц диагностического оборудования и 120 единиц санитарного автотранспорта на общую сумму
свыше 360,0 миллионов рублей. Помимо этого, из бюджета республики выделено свыше 1,2 миллиардов рублей на приобретение современного диагностического оборудования для оснащения кардиохирургической, онкологической, акушерско-гинекологической и гематологической служб республики. Только в 2007 году проведен открытый конкурс на поставку медицинской техники и расходных материалов в учреждения здравоохранения республики на общую сумму 444,8 миллионов рублей.
Как следствие, в учреждениях здравоохранения республики значительно сократилась доля диагностического оборудования и санитарного автотранспорта с истекшим сроком эксплуатации. К началу 2007 года процент изношенности санитарного автотранспорта снизился до 32%, рентгенологического диагностического оборудования - до 48%.
В настоящее время практически все муниципальные учреждения здравоохранения республики оснащены современным эндоскопическим, рентгенологическим и лабораторным оборудованием, что позволило сократить сроки ожидания диагностических исследований и увеличить выявление заболеваний на ранних стадиях.
Впервые за последние пять лет отмечен рост числа лабораторных исследований для амбулаторных пациентов на 9,1%. Выявляемость онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта в ранней стадии и предраковых заболеваний выросла на 17%. Увеличился охват населения республики флюорографическими осмотрами. Сроки ожидания скорой медицинской помощи приблизились к утвержденным федеральным контрольным показателям и в настоящее время составляют 15-20 минут.
Ежегодно наращивается объем финансовых вложений, носящих программно-целевой характер. На сегодняшний день в республике реализуются 12 республиканских целевых программ, в том числе «Дети Удмуртии», «Вакцинопрофилактика», «АнтиВИЧ/СПИД», «Туберкулез», «Сахарный диабет», «Онкология», «Комплексные меры борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков», «Старшее поколение» и др.
В сравнении с 2003 годом объем финансирования республиканских целевых программ увеличился в 1,8 раза и составил в 2007 году 251 миллион рублей. Принципиально важным является тот факт, что финансовая обеспеченность целевых программ на протяжении последних пяти лет составляет 100% от утвержденных ассигнований, что служит хорошим финансовым дополнением к реализации национального проекта на территории республики.
Благодаря целому комплексу мероприятий, проводимых в рамках национального проекта и в ходе реализации республиканских целевых программ, достигнуто качественное снижение показателей заболеваемости по ряду социально-значимых инфекций, в частности, улучшились основные эпидемиологические показатели по туберкулезу, инфекциям, передаваемым половым путем, наркологической заболеваемости, снижены показатели смертности от опухолевой пато-
логии, показатели первичной инвалидизации взрослого населения.
Одним из наиболее важных критериев эффективности национального проекта является улучшение демографических показателей, в том числе здоровья матери и ребенка. В результате реализации республиканской целевой программы «Дети Удмуртии» и программы «Родовый сертификат», финансирование которой осуществляется за счет средств федерального бюджета, удалось добиться проведения ультразвукового обследования беременных женщин в 99% случаев, на 20% увеличить показатели своевременного обследования и качественного лечения беременных женщин, до 98% повысить уровень охвата новорожденных неонатальным скринингом. Как результат, уровень младенческой смертности снизился на 28%, практически в 1,2 раза снизилась заболеваемость детей 1-го года жизни.
Активизировалась работа по профилактике абортов и формированию позитивного настроя на деторождение. Только за 9 месяцев 2007 года родилось на 1072 ребенка больше в сравнении с аналогичным периодом 2006 года. Показатель рождаемости в республике является одним из лучших в Приволжском федеральном округе и на сегодняшний день составляет 11,7 на 1000 населения.
Кроме того, решен вопрос о социальной поддержке детей из малоимущих семей - свыше 15 тысяч детей до трех лет обеспечиваются специальными продуктами детского питания. Из средств республиканского бюджета на эти цели выделено свыше 156,0 миллионов рублей.
В условиях задержек в планах-графиках поставок по национальному проекту республиканские целевые программы служат своего рода резервом для удовлетворения потребностей населения республики в диагностических тест-системах, лекарственных и медицинских иммунобиологических препаратах.
Так, в начале 2006 года потребность в антиретровирусных препаратах для комбинированной терапии ВИЧ-инфицированных и диагностических тест-систем для осуществления скрининга на ВИЧ была полностью удовлетворена за счет средств республиканского бюджета в рамках республиканской целевой программы «АнтиВИЧ/СПИД», что позволило обеспечить непрерывное лечение ВИЧ-инфицированных пациентов, полноценное проведение профилактики передачи ВИЧ от матери к ребенку и обследование населения на ВИЧ в рамках плановых параметров.
При активном содействии органов государственной и муниципальной власти в рамках проекта осуществляются беспрецедентные по масштабам дополнительная иммунизация и диспансеризация населения республики.
В рамках софинансирования из республиканской целевой программы «Вакцинопрофилактика» выделено свыше 8 миллионов рублей на приобретение необходимого холодильного оборудования для обеспечения требований по транспортировке и хранению иммунобиологических препаратов. За счет
средств муниципалитетов решаются вопросы утилизации одноразового инъекционного медицинского инструментария, приобретения расходного материала, информационной поддержки мероприятий национального проекта.
В результате за два года реализации проекта привито против вирусного гепатита В, краснухи, полиомиелита и гриппа 430 тысяч взрослого и 248 тысяч детского населения. Как следствие, заболеваемость острыми формами гепатита В у взрослых снизилась в 2 раза, у детей в 3,2 раза. Наблюдается снижение удельного веса заболеваний детей краснухой в 39,3 раза, общей заболеваемости гриппом - в 1,4 раза. На протяжении последних лет в республике отсутствуют случаи заболевания полиомиелитом.
Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации с июня 2006 г. проводятся дополнительные медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, и работников бюджетной сферы. За 2006 год запланированные объемы дополнительной диспансеризации всех категорий лиц выполнены в полной мере. В лечебно-профилактические учреждения из федерального бюджета направлено 99 млн рублей.
В 2007 году проводится дополнительная диспансеризация населения, занятого в бюджетной сфере, без ограничения возраста и углубленные медицинские осмотры лиц, занятых на работах с вредными (опасными) производственными факторами.
Согласно плану численность работников бюджетной сферы, подлежащих дополнительной диспансеризации, составляет 98,7 тысяч, на сегодня осмотрено 52,8% от плана. В
учреждения здравоохранения республики перечислено 26,8 млн рублей. Из числа осмотренных 7% оказались практически здоровыми, 9% имеют риск развития заболеваний, 76% нуждаются в дополнительном обследовании и лечении, 5% - в дополнительном обследовании и лечении в стационарах и 11 человек (0,02%) - в высокотехнологичных видах медицинской помощи.
Региональным отделением ФСС РФ по УР дано разрешение 231 страхователю на проведение углубленных медицинских осмотров 55 320 работников. На эти цели в 2007 году учреждениям здравоохранения перечислено свыше 12,9 млн рублей. Всего в текущем году при проведении углубленных медицинских осмотров в 2007 году осмотрено 52% работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Из числа осмотренных к первой группе здоровья относятся 18%, ко второй группе -13%, к третьей группе - 64%, к четвертой группе - 4%.
Для удовлетворения потребности населения республики в оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи активными темпами ведется строительство и оснащение крупнейших республиканских высокотехнологичных медицинских центров - это Центр охраны материнства и детства (перинатальный центр), онкологический и кардиохирурги-
ческий центры.
Укрепление ресурсной базы здравоохранения позволило в 2007 году заявить Удмуртскую Республику в федеральном заказе на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи по таким направлениям, как сердечно-сосудистая хирургия, эндопротезирование тазобедренных суставов, пластика кисти и офтальмология.
Качество оказания медицинской помощи, в том числе эффективное использование имеющихся человеческих и материальных ресурсов, напрямую зависит от кадрового потенциала отрасли и его соответствующей подготовки. На сегодняшний день в здравоохранении республики работают 73 5 9 врачей и 17 332 средних медицинских работника. Из них согласно данным регионального сегмента Федерального регистра медицинских и фармацевтических работников оказывают первичную медико-санитарную помощь 954 врача и 1047 медицинских сестер первичного звена, 881 медицинский работник фельдшерско-акушерских пунктов и 1160 медицинских работников станций скорой медицинской помощи.
Для осуществления дополнительных денежных выплат и финансового обеспечения учреждений здравоохранения республики, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 2006 года в республику поступило 406,8 миллионов рублей.
Благодаря поддержке Правительства Удмуртской Республики здесь решена одна из наиболее острых проблем, связанная с увеличением размера средней заработной платы вышеуказанных специалистов, - выплата отпускных пособий. В соответствии с распоряжениями Правительства Удмуртской Республики в 2007 году на выплаты отпускных с учетом роста средней зарплаты данным категориям медицинских работников из республиканского бюджета выделено 76,5 миллионов рублей.
В результате средняя заработная плата специалистов первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и станций скорой медицинской помощи возросла в 1,5-2,5 раза и составила у участковых врачей 14 912 рублей, медицинских работников ФАПов - 6223 рубля, врачей скорой медицинской помощи - 12 966 рублей.
Большое внимание уделяется подготовке и переподготовке специалистов, как первичного звена, так и медицинских работников диагностических служб. Как известно, в рамках проекта финансирование по данному направлению не предусматривает обеспечения командировочных расходов. Вместе с тем, именно отсутствие финансирования данной статьи расходов на протяжении последних лет в значительной мере предопределило низкий уровень квалификации медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения.
Для урегулирования сложившейся ситуации в республике ответственность за выплаты командировочных расходов возложена на бюджеты муниципальных образований. Кроме того, в целях повышения эффективности использования диаг-
ВДг\
зйгйш?
ностического оборудования и санитарного автотранспорта непосредственно на рабочих местах организовано обучение медицинских работников специализированных служб.
С начала реализации национального проекта повысили квалификацию 399 врачей первичного звена здравоохранения, закончена переподготовка 49 врачей общей практики. Министерством здравоохранения и руководителями лечебно-профилактических учреждений регулярно проводится профориентационная работа. В результате укомплектованность кадров первичного звена возросла до 93% от штатных должностей, коэффициент совместительства в участковой службе снизился до плановых значений и достиг уровня 1,1.
Всего с момента реализации национального проекта в Удмуртскую Республику из федерального бюджета поступило 1,2 млрд рублей в виде поставок и монтажа диагностического оборудования, санитарного автотранспорта, медикаментов, вакцин, диагностических тест-систем, дополнительных денежных выплат медицинским работникам первичного звена, оплаты родовых сертификатов и дополнительной
диспансеризации населения республики.
При этом в части софинансирования расходов по всем направлениям национального проекта за два года направлено свыше 944,5 млн рублей средств бюджета Удмуртской Республики и муниципальных образований.
В результате, на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что адекватная региональная политика в сочетании с национальными проектами позволяет существенно развить систему здравоохранения и повысить ее эффективность. Благодаря соответствующему системному подходу и активной государственной позиции органов исполнительной власти Удмуртской Республики, второй год реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории Удмуртской Республики доказал свою эффективность и привел к значительным изменениям в качестве оказания медицинской помощи широким слоям населения, материально-техническом оснащении учреждений здравоохранения и основных показателях здоровья населения республики.