УДК 336.71
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» В РАЗВИТИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНЕ
А. З. Биджиев, Л.С. Боташева
Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия
В последние годы много сделано для развития здравоохранения в связи с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье». В статье рассматриваются состояние, тенденции и проблемы дальнейшего развития здравоохранения в конкретном регионе РФ и роль ПНП в решении вопросов улучшения качества медицинских услуг, оказываемых населению и улучшении материальнотехнической базы лечебно-профилактических учреждений.
Одной из значимых социальных отраслей региональной экономики, в которой оказываются как рыночные так и нерыночные услуги является здравоохранение.
Система отечественного здравоохранения - это сложный институт включающий в себя все основные элементы, присущие институциональным структурам, а именно набор функций, специфических материальных и финансовых средств, информацию и контроль, систему управления, набор санкций и поощрений сотрудников организаций [1].
Система индикаторов, характеризующих здравоохранение регионов, в качестве факториальной основы включает потенциал и условия функционирования отрасли. Возможности регионального здравоохранения определяются мощностями поликлинического и больничного сектора, численностью персонала, материально-технической базой и инвестициями в основной капитал, расходами консолидированных бюджетов.
Исходя из системы приоритетных Проектов Правительства на 2007-2009 годы, цель Министерства здравоохранения и социального развития сводится к повышению качества и доступности медицинской помощи.
Основными показателями, характеризующими уровень достижения цели,
являются ожидаемая продолжительность жизни и средняя продолжительность жизни больных с хронической патологией после установления заболевания. Достижение этой генеральной цели зависит от доступности медицинской помощи нуждающимся в ней, она определяется обеспеченностью кадровыми ресурсами, коечным фондом, современным оборудованием, техническими и технологическими возможностями оказания высокотехнологических (дорогостоящих) видов медицинской помощи [3].
В настоящее время в Карачаево-Черкесской республике (КЧР) функционируют 240 лечебно-профилактических учреждений, из них 20 больничных учреждений, 82 фельдшерско-акушерских пункта, мощность амбулаторно-
поликлинических учреждений составляет 197,2 (по ЮФО -204,5; РФ -256,3) посещений в смену на 10 тыс. человек населения. По численности больничных коек на 10 тыс.человек населения республика занимает 69 место среди субъектов РФ (100 коек, в среднем по РФ - 111,3); обеспеченность врачами увеличилась с 30,8 в 2005г. до 35,9 в 2008 г. на 10 тыс. населения, а средними медработниками с 95,1 до 116,9 соответственно. В последнее время наблюдается приток врачебных кадров в участковую службу. Укомплектованность врачами участковой
службы увеличилась с 67 % до 85%. С 2007 г. в республике функционирует служба врача общей (семейной) практики
- работает 28 врачей.
Условия функционирования регионального здравоохранения и жизнедеятельности населения в субъектах РФ включают индикаторы денежных доходов населения с учетом их дифференциации, расходов на медикаменты и платные услуги, уровня и качества питания, потребления спиртных напитков, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов загрязненных вод. Здравоохранение республики функционирует в сложных социально-экономических условиях: до настоящего времени сохраняется большое количество больничных коек, размещенных в неприспособленных и аварийных помещениях (в ст. Зелен-чукская, Сторожевая и др.), не отвечающих требованиям санитарных норм и правил, что не позволяет вести лечебнодиагностический процесс в соответствии с современными требованиями. Государственные и муниципальные медицинские учреждения испытывают значительный дефицит по многим позициям, включая оборудование, медикаменты, расходные материалы. Все сложнее поддерживать на должном уровне материально-
техническую базу учреждений. Республика несет большие расходы по оплате лечений за пределами КЧР онкологических больных, за лечение больных туберкулезом и кардиохирургических больных. Основным фактором, сдерживающим развитие здравоохранения в республике, повышения качества медицинской помощи остается недостаток финансирования. В этих условиях важную роль в развитии здравоохранения играет приоритетный национальный проект «Здоровье», который с 2006г успешно реализуется в республике. Мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье» направлены, прежде всего, на укрепление первичного звена здравоохране-
ния - как наиболее нуждающегося в поддержке. Приняты необходимые нормативно правовые акты, республиканская целевая программа «Обеспечение стабильности в работе медицинских организаций и развитие здравоохранения КЧР на 2006-2007», регулярно осуществляется мониторинг выполнения основных направлений проекта.
В рамках реализации мероприятий по повышению профессиональной компетентности медицинских работников и обеспеченности кадрами повысил квалификацию 131 врач участковой службы, прошли первичную переподготовку 30 врачей общей (семейной) практики.
За счет республиканского бюджета обучено - 111 врачей (генетики, профпа-тологи, неонатологи), 460 средних медработников первичного звена.
Денежные выплаты получает 891 работник первичного звена здравоохранения, которым с начала проекта выплачено 180,7 млн. рублей. Заработная плата врачей и медицинских сестер участковой службы увеличилась в 3,5 раза, медперсонала фельдшерско-акушерских
пунктов и скорой медицинской помощи в 2,3 раза.
Немало сделано и для укрепления материально-технической базы учреждений первичного звена здравоохранения. По приоритетному национальному проекту «Здоровье» в 2006-2007г. в республику поступило 212 ед. диагностического оборудования на сумму 140,2 млн. рублей и 76 ед. санитарного автотранспорта на сумму 33,7 млн. рублей. Из республиканского бюджета закуплено 43 легковых автомобиля для участковой службы, диагностическое и холодильное оборудование, медикаменты, всего на сумму 11,3 млн. рублей.
Все это позволило значительно улучшить качественный и количественный состав диагностического оборудования, обновить автотранспорт первичного звена здравоохранения, износ которых
составлял до реализации проекта 80%.
На базе республиканского перинатального центра с 2007 г. открыта медико-генетическая консультация, оснащенная современным оборудованием для проведения скрининга новорожденных на наличие пяти наследственных заболеваний. В настоящее время реальна постановка диагноза на самых ранних этапах жизни новорожденного. По выявленным патологиям своевременно проводится заместительная терапия.
Оплачено по родовым сертификатам 129,9 млн. рублей, которые направлены на укрепление материальнотехнической базы учреждений родовспоможения, детства и дополнительные денежные выплаты медработникам. Так приобретены фетальные мониторы, инкубаторы, дыхательная аппаратура для новорожденных в РПЦ и родильных отделений ЦРБ. Ранний охват беременных диспансерным наблюдением увеличился на 9%, активизировалась работа по улучшению санации женщин репродуктивного периода. Заметно улучшилось активное посещение беременных на дому с 11 до 13 посещений, стало возможным бесплатное обеспечение лекарственными препаратами на амбулаторном этапе. С августа 2007г. проводится диспансеризация детей 1-года жизни.
Увеличился до 99,0% охват врачебным патронажем новорожденных в первые 2 дня после выписки из родильного отделения и на 30% удельный вес активных посещений детей на дому.
В рамках реализации профилактических мероприятий все подлежащие обследованию на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С обследуются ежегодно на 100% к плану. Специфическую противовирусную терапию получают 12 человек.
За счет федерального бюджета получено диагностических тест-систем и антиретровирусных препаратов в 20062008гг - на сумму 6,8 млн. рублей (100% к плану).
Дополнительную диспансеризацию работников бюджетной сферы, медицинские осмотры работников вредных производств за 2006-2008 г. г. провели 100% к плану.
По дополнительной иммунизации поступило вакцин на сумму 48,5 млн. рублей. Вакцинация в 2006-2008 г.г. проводилась в соответствии с утвержденным графиком. Это позволило снизить заболеваемость по вакциноуправляемым инфекциям. С 2006 года в республике не зарегистрированы случаи заболевания корью, с 2007 года - краснухой, отмечено снижение заболеваемости по всем вирусными гепатитами на 42,5%. С 2005 года стабильно на одном уровне находится заболеваемость гриппом.
Для получения высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи направлено 2155 жителей республики.
Ощутимыми результатами реализации приоритетного национального проекта сегодня можно назвать:
- повышение обеспеченности медицинскими кадрами и повышение заработной платы медицинского персонала первичного звена здравоохранения;
- укрепление материальнотехнической базы диагностических служб муниципальных ЛПУ, учреждений родовспоможения, санитарным транспортом службы скорой помощи;
- увеличение выявляемости заболеваний на ранней стадии в ходе проведения дополнительной диспансеризации, в т.ч. онкологических заболеваний, сахарного диабета, глаукомы;
- снижение заболеваемости вакциноуправляемыми инфекциями;
- увеличение доступности и качества медицинской помощи;
- снижение первичного выхода на инвалидность.
Реализация национального проекта «Здоровье» привела к позитивным сдвигам в демографии республики. Рождае-
мость в 2008 году увеличилась в сравнении с 2005г. на 24,2%, смертность снизилась на 6,7 %, младенческая смертность снизилась на 18,4%.
Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье» по укреплению материально-
технической базы учреждений здравоохранения, по снижению заболеваемости и инвалидности, по охране здоровья матери и ребенка, по развитию профилактической медицины, по повышению квалификации медицинских кадров в республике будет продолжена.
Но в Карачаево-Черкесской Республике остаются нерешенными следующие проблемы в сфере здравоохранения:
1. Недостаточная укомплектованность врачебными кадрами.
2. Значительное отставание материально-технической базы учреждений здравоохранения, не относящихся к первичному звену.
3. Не соответствует потребности число выделенных квот для получения высокотехнологичной медицинской помощи для жителей республики.
4. Недостаточность средств в муниципальных бюджетах на приобретение расходных материалов для работы на оборудовании, полученном по ПНП «Здоровье».
5. Существующая инфраструктура кардиологической службы КЧР не позволяет проводить профилактику, лечение и реабилитацию больных с сердечнососудистыми заболеваниями в полном объеме, в связи, с чем необходимо строительство кардиологического центра.
6. Предоставляемые населению объемы и виды медицинских услуг ограничены
из-за отсутствия диагностического центра, в связи с чем, ежегодно увеличивается число жителей, выезжающих за пределы республики для получения необходимой помощи, и расходы на их оплату составляют до 106,0 млн. руб. в год.
7. Материально-техническая база республиканского наркологического диспансера не соответствует санитарногигиеническим нормам, предъявляемым к лечебно-профилактическим учреждениям. Обеспеченность наркологическими койками составляет 0,58 на 10000 населения (РФ-1,9).Отсутствует реабилитационный центр для медико-социальной реабилитации больных наркоманией, психоневрологический интернат.
8. Отсутствует республиканская многопрофильная детская больница. В республике на 10000 детского населения приходится 61,1 койка (РФ-81,9), в том числе специализированных -25 на 10000 населения (РФ-32,4)
9. РГУЗ «Станция переливания крови» размещена в приспособленном помещении на 1 этаже 5 этажного жилого дома на площади 409 кв. м при потребности не менее 2500 кв. м. Недостаточно оборудования, обеспечивающего безопасность использования донорской крови и ее компонентов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сунгатов Р.Ш. Управление системой здравоохранения в единой информационной сре-де.//Экономика и управление, 2007, № 5.
2. Социальное и экономическое положение Карачаево-Черкесской республики, 2008 год:
Докл.//Карачаево-Черкесскстат - Черкесск, 2009.
3. Уйба В.В. Управление медицинской помощью в системе специализированного здравоохранения. //Экономика и управление, 2007, № 5.
ROLE OF THE NATIONAL PRIORITY PROJECT "HEALTH" IN PUBLIC HEALTH SERVICES
DEVELOPMENT IN REGION
A.Bijiev, L.Botasheva
The last years it is much made for public health services development in connection with implementation the priority national project "Health". The article considers condition, tendencies and problems of public health services further development in concrete region of the Russian Federation and the NPP role in solution of tasks of the medical services quality improving and enriching of MPI material and technical base.