Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ ЭМОЦИЙ В УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ ЭМОЦИЙ В УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рефлексия / эмоции / эмоциональная сфера / здоровье / успешность профессиональной деятельности

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подпругина В. В.

Предпринята попытка теоретически проанализировать категории «счастья», «здоровья», «успешность профессиональной деятельности и роль рефлексии в понимании и 119 распознавании эмоциональных переживаний. Раскрываются функции рефлексии в профессиональной деятельности педагога. Ставятся вопросы психологического сопровождения эмоциональной сферы профессионалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Подпругина В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ ЭМОЦИЙ В УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

• Она основана не на переменчивых потребностях человека, а на сравнительно устойчивых в течение трудовой жизни мотивационных типах.

• Модель разработана для решения управленческих задач. То есть она отвечает на вопрос, как добиться от работника нужного для организации поведения.

Исследование показало, что потеря смысла в основном наблюдается у сотрудников с выраженной профессиональной мотивацией по Герчикову (70% опрошенных), патриотической мотивацией (20% опрошенных) и инструментальной мотивацией (10% опрошенных). При этом основными факторами, которые указывали айтишники при беседе были рост количества рабочих задач, информационная и психологическая нагрузка, смена позиции с исполнительской на руководящую. Проведенное исследование показывает значимую роль нереализованности определенных типов профессиональной мотивации сотрудника в качестве психологической основы потери смысла профессиональной деятельности.

По итогам предварительного исследования разрабатывается более масштабная программа исследования причин потери смысла в профессиональной деятельности, включающая в себя оценку степени выгорания, учет мотивационно-личностных и других особенностей сотрудников IT-сферы с целью реализации здоровьесберегающего подхода в работе IT-компаний.

Литература

1. Сорокоумова Е.А., Фадеев Д.С., Киященко С.Л. Понимание метафоры как способ внешней репрезентации смыслов ценностных ориентаций личности // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 104-114. doi:10.17759/pse.2021260409

2. "ИТ-кадры для цифровой экономики России. Общая численность ИТ-специалистов в России и прогноз потребности в них до 2024г.", АКПиТ, Москва, 2020 г. https://apkit.ru/flles/it-personnel%20research 2024 APKIT.pdf

3. Газета "Коммерсантъ", 17.03.2022 г. .https://www.kommersant.ru/doc/5259527

4. Диагностика уровня эмоционального выгорания В.И. Бойко http://www.academy.edu.by/files/prof%20em%20vigorania%202019/Boiko-diagnostika.pdf

5. Забара И.В.Эмоциональное выгорание у программистов с различным ценностно-смысловым отношением к профессиональной деятельности, диссертация и автореферат по ВАК РФ 19.00.01 https://www.dissercat.com/content/emotsionalnoe-vygoranie-u-programmistov-s-razlichnym-tsennostno-smyslovym-otnosheniem-k-prof.

6. Мурзакова, С. Г. Эмоциональное выгорание как мотивационный фактор смены профессиональной деятельности / С. Г. Мурзакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63923

Типологическая модель мотивации В.И. Герчикова, https://delfy.biz/methods/tmg

УДК 159.99

РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ ЭМОЦИЙ В УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Подпругина В. В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии ФГБОУ ВО МГЛУ; e-mail: viktoriyavp@mail.ru

Аннотация

Предпринята попытка теоретически проанализировать категории «счастья», «здоровья», «успешность профессиональной деятельности и роль рефлексии в понимании и

распознавании эмоциональных переживаний. Раскрываются функции рефлексии в профессиональной деятельности педагога. Ставятся вопросы психологического сопровождения эмоциональной сферы профессионалов.

Ключевые слова: рефлексия, эмоции, эмоциональная сфера, здоровье, успешность профессиональной деятельности

THE ROLE OF REFLECTION OF EMOTIONS IN THE SUCCESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Podprugina V. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogical Anthropology of the Moscow State Pedagogical University; e-mail: viktoriyavp@mail.ru

Abstract

Ап attempt is made to theoretically analyze the categories of "happiness", "health", "success of professional activity and the role of reflection in understanding and recognizing emotional experiences. The functions of reflection in the professional activity of a teacher are revealed. Questions of psychological support of the emotional sphere of professionals are raised.

Keywords: reflection, emotions, emotional sphere, health, success of professional activity

С подросткового возраста, человек осознано начинает готовить себя к профессиональной деятельности. Так, С.В.Кривцова предложила структуру ученического счастья: свой вклад, интеллектуальная состоятельность, коммуникативная состоятельность [3]. В целом, эта формула характерна и для взрослого человека, который на протяжении всей жизни пытается привнести свой вклад посредством профессиональной деятельности, взаимодействуя с другими, транслируя свои возможности, раскрывая свой потенциал, а с учетом стремительно развивающихся технологий, не зависимо от возраста, периодически каждый выступает в роли ученика. Состояние человека соответствующее внутренней удовлетворенности своим бытием, полноты осмысленности жизни определяют как счастье [8,с.1305]. По мнению гуманистических психологов, личность стремится к осуществлению своегопризвания, к самореализации [10]. А Маслоу, отмечал, что многие не способны к самореализации и назвал это явление комплексом Ионы, которое характеризуется страхом успеха и мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию [10]. Однако последние годы показали, что здоровье является значимой, а может быть, даже базовой составляющей категории счастья. Так, опрос студентов ФГОУ ВО МГЛУ по методике Рокича «Ценностные ориентации» показал, что здоровье стало первой ценностью для молодых, здоровых людей. В исследовании приняли участие 50 человек, возраст от 18 до 21 года.

«Здоровье» как категория исследования никогда не оставалась без внимания, и сегодня является объектом многих отраслей: медицины, менеджмента, педагогики, спорта, юристов, психологов и этот ряд можно продолжить. И, если на заре становления психологии, благодаря З. Фрейду и его ученикам, было разработано целое направление, психосоматика, предметом которого явились невротические состояния личности, то с работ А. Маслоу исследователей стал привлекать здоровый человек, мотивированный на то, чтобы стать лучше, активнее раскрывать свой потенциал [10].

Активность, высокая работоспособность, возможность адекватно реагировать на неожиданные стимулы, отчасти и есть здоровье и, если раньше мы разделяли парадигму здоровье как наследственный факт, то в настоящее время берем во внимание и социальные факторы. Активно исследуются возможности профилактики и предотвращения последствий негативных взаимоотношений в семье, в профессиональной деятельности; вредных привычек, перегрузок и переработок; способность к моделированию здорового образа жизни [9; 2; 4; 6]. Определились такие направления как психология стресса,

психология здоровья, новые технологии: здоровьесберегающие технологии в педагогике, психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве. И, тем не менее, проблема сопровождения личности в конкретной профессиональной деятельности остается открытой, особенно остро в области взаимодействия человек-человек, которая сопровождается еще и новейшими технологиями и требует от современного профессионала хороших навыков работы с техникой и интеграции профессиональных компетенций двух типов профессиональной направленности: человек-человек, человек-машина. Более того, если личность является активным пользователем социальных сетей - то еще и человек-общество. Все в совокупности предъявляет высокие требования к работоспособности, быстрому реагированию и т. п.

Именно активность может являться маркером здоровья. Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов; здоровье человека - это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни, это успешная реализация профессиональной деятельности. Возможность получать образование всем, независимо от ограничений здоровья, позволяет обратить внимание на критерии успешной профессиональной деятельности.

Теоретический анализ критериев и структуры успешной профессиональной деятельности дает возможность соотнести результаты ведущих исследований с результатами личностных особенностей, полученными в ходе практической работы с диагностическим материалом. Так, уже на уровне бакалавриата, магистратуры, в фазе адепта — профессиональной подготовки, с учетом возможностей прохождения различных запланированных учебным планом практик есть возможность рефлексивно подойти к формированию необходимых личностных особенностей, сопряженных с успешностью в профессиональной деятельности.

Мы согласны с позицией У. Джеймса, что «успех» это — особое качество мыслей индивида о себе, «отрефлексированная референтность», и считаем, что познание самого себя является ментальной деятельностью, необходимой для любой успешной деятельности. Особенно это важно для психолого-педагогической деятельности, так как рефлексия в педагогическом процессе выполняет ряд важных функций:

— проектировочная функция рефлексии — направлена на проектирование и

моделирование педагогической деятельности, процесса взаимодействия между участниками педагогического процесса и целесообразности осуществляемой педагогом работы;

— организаторская функция рефлексии — предусматривает организацию максимально продуктивной педагогической деятельности и взаимодействия между участниками педагогического процесса;

— коммуникативная функция рефлексии — является наиболее важным условием организации эффективного педагогического общения между его участниками (педагогами, учащимися, родителями учеников);

— смыслотворческая функция рефлексии — направлена на формирование у участников педагогического процесса осознания смысла их собственной деятельности во время обучения и взаимодействия друг с другом;

— мотивационная функция рефлексии — определяет характер, результативность и направленность процесса взаимодействия между педагогом и учащимся;

— коррекционная функция рефлексии — направлена на побуждение субъектов педагогического процесса к осуществлению корректировки собственной деятельности, реализуемой в рамках педагогического процесса, а также процесса взаимодействия между ними.

Таким образом, способность к рефлексии является необходимым навыком личностного и профессионального роста. Активность, может быть направлена вовне, на взаимодействия с другими, проявления себя в обществе, но и внутрь себя, как процесс рефлексии на чувства, эмоции, переживания, состояния. Доказано, что именно способность к рефлексии позволяет педагогам проявлять эмоциональную гибкость и избегать возникновения синдрома эмоционального выгорания [5; 6].

Способность контролировать свои эмоции и переживать положительные эмоции в ходе выполнения не только профессиональной, но и любой деятельности, одна из важнейших составляющих не только предотвращения синдрома эмоционального выгорания, но и поддержания здорового образа жизни в целом. И в этом ключе можно говорить о мотивации, но мы обратим внимание на когнитивный компонент - ментальные репрезентации эмоций. Знание о своих и чужих эмоциях, о возможности их регулирования, о способах демонстрации, возможных границах экспрессивного проявления характерно для каждого человека в большей или меньшей степени. Введено понятие «эмоциональный интеллект» отражающее способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию других людей, и выполнен ряд работ, направленных на выявление взаимосвязи параметров эмоционального интеллекта и профессиональной деятельности [1; 7]. И, тем не менее, ряд вопросов остается открытым, а именно:

1) каким деформациям в эмоциональной сфере подвергается личность в ходе профессиональной деятельности, особенно в области профессий, сопряженных с эмоциональным переживанием: педагоги, психологи, юристы и др.;

2) не актуализировано сопровождение в профессиональном пространстве сотрудников, сопряженных с эмоциональным выхолащиванием;

3) недостаточно систематизирована и разработана методическая база технологий, пособий по сопровождению, обмену опытом в сфере эмоциональной компетентности;

Вывод: можно предположить, что чем больше алгоритмов по работе с эмоциональной сферой, в том числе и когнитивном компоненте, будет предоставлено сотрудникам, тем пластичнее и позитивнее личность будет проявлять себя во взаимоотношениях, что позитивно отразиться на всех уровнях здоровья: психическом, психологическом; позволит быть успешным в профессии и в целом, и возможно почувствовать себя счастливым.

Литература

1. Жежелевская А.А., Жегалло А.В., Подпругина В.В. Точность распознавания эмоциональной экспрессии в устном иноязычном сообщении и ее взаимосвязь с профессиональной деятельностью // Экспериментальная психология. 2014. Т. 7. № 1. С. 28— 43.

2. Захаров А.И. Неврозы у детей. СПб.: Дельта, 1996. 480 с.

3. Кривцова С.В. Тренинг: Учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 1997. - 288 с.

4. Лакосина Н.Д., Трунова М.М. Неврозы, невротические развития личности и психопатии. М.: Медицина, 1994. 192 с.

5. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция. М., 2001. 127 с.

6. Подпругина В.В. Проявление синдрома «эмоциональное выгорание» в деятельности педагога // Альманах ГАОУ ВПО МИОО «На пути к совершенству». Вып. 1. М., 2012. С. 64-72.

7. Подпругина В.В. Точность распознавания эмоций в устной иноязычной речи человеком и компьютером // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия «Психологические науки». 2014. Вып. 7 (693). Психологические закономерности формирования познавательной деятельности. С. 46-60.

8. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. - М.: «Советская звезда», 1981. 1600 с.

9. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: Изд-во Московского университета, 1988. 200 с.

10. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

УДК 378

ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА

Брылева Ю.А., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики УНК ПСД, ФГКОУ ВО «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя», г. Москва

Аннотация.

В статье актуализируется процесс подготовки кадров для органов внутренних дел, в частности подготовка инспекторов подразделений по делам несовершеннолетних. Особую актуальность в подготовке кадров для работы с несовершеннолетними, особенно с несовершеннолетними склонными к отклоняющемуся поведению, в настоящее время приобретает кластерный подход (кластерность). Значимость и уникальность одного из направлений в кластерностности - образовательного кластера, неразрывно связанного и тождественного равного другим, не менее значимым кластерам, позволяет сформировать у обучающихся не только готовность (компетенции в соответствии с ФГОС ВО), но и гуманно-ориентированную личностную позицию.

Ключевые слова: курсант, инспектор ПДН, кластер, уровни подготовки, образовательный процесс, профессиональная деятельность.

PREPARATION OF SOCIAL EDUCATORS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN

AN EDUCATIONAL CLUSTER

BrylevaYu.A. -senior lecturer of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex Psychology of Service Activities, Moscow University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V. J. Kikot, candidate of pedagogics.

Abstract.

The article updates the process of personnel training for internal affairs bodies, in particular, the training of inspectors of juvenile affairs units. The cluster approach (clusterization) is currently gaining particular relevance in training personnel to work with minors, especially with minors prone to deviant behavior. The significance and uniqueness of one of the directions in clusterhood - an educational cluster, inextricably linked and identical to other, no less significant clusters, it allows students to form not only readiness (competencies in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education), but also a humanely-oriented personal position.

Keywords:cadet, Inspector of the Juvenile Affairs Unit, cluster, training levels, educational process, professional activity.

В условиях современности: при нестабильной социально-экономической и политической обстановке, при веяниях цифровых технологий (интернет-коммуникации и их содержание, доступность), при разобщенности и отсутствия цели у современных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.