Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
200
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ФАКТОРЫ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ПЕДАГОГИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС / СИМПТОМАТИЧЕСКОЕ РЕАГИРОВАНИЕ НА НАПРЯЖЕННЫЕ СИТУАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Проничева Мария Михайловна

В статье представлено исследование, направленное на выделение информативных клиникопсихологических переменных для оценки риска развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ. Актуальность обсуждаемой проблематики обосновывается статистическими данными, отражающими степень распространенности синдрома эмоционального выгорания среди педагогов, а также последствий его формирования. В исследовании приняли участие 82 педагога общеобразовательных школ г. Москвы, г. Чехова и г. Саратова в возрасте от 21 до 66 лет (средний возраст группы 46,81±10,19). Диагностический комплекс был направлен оценку степени эмоционального выгорания; проявлений стресса; эмоционального интеллекта, анализ эмпатических тенденций; самооценку уровня онтогенетической рефлексии; а также на определение показателей симптоматического реагирования на напряженные ситуации. Выявлена прогностическая ценность показателей следующих опросников: Тест на профессиональный стресс, Симптоматический опросник SCL-90-R, Комплексная оценка проявлений стресса Ю.В. Щербатых, Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, Самооценка уровня онтогенетической рефлексии. Был сделан вывод о том, что оценивая психологическое состояние педагога, необходимо обратить внимание на показатели, отражающие симптоматику и интенсивность переживаемого дистресса; эмоциональные переживания, соответствующие негативным аффективным состояниям. Также необходимо учитывать показатели, отражающие уровень профессионального стресса и умение анализировать свой прошлый опыт на предмет его успешности/неуспешности. Сочетание высоких показателей по шкалам «общий индекс тяжести симптомов» и «самооценка уровня онтогенетической рефлексии» свидетельствуют о риске развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Кроме того, о риске эмоционального выгорания можно говорить в случае, когда по результатам психодиагностического обследования выявляются высокие показатели по шкалам «общий индекс тяжести симптомов», «профессиональный стресс» и низкие показатели по шкале «враждебность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Проничева Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTION OF THE RISK OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG SECONDARY SCHOOL TEACHERS

The present study aims to identify the informative clinical and psychological variables for assessing the risk of emotional burnout syndrome among secondary school teachers. The relevance of the discussed issues is justified by statistical data of burnout among teachers and its consequences. Eighty-two teachers of secondary schools in Moscow, Chekhov and Saratov aged 21 to 66 years (average age of the group 46.81±10.19) took part in the study. The diagnostic complex included methods for assessing the degree of emotional burnout; revealing the manifestations of stress; determining the features of emotional intelligence; analysis of empathic tendencies; self-assessment of the level of ontogenetic reflection; as well as determining indicators of a symptomatic response to stressful situations. The prognostic value of the indicators of the following questionnaires was revealed: Test for occupational stress, Symptomatic questionnaire SCL-90-R, Comprehensive assessment of manifestations of stress Yu.V. Shcherbatykh, D.V. Lyusin Emotional Intelligence Test, Self-assessment of the level of ontogenetic reflection. It was concluded that when assessing the psychological state of the teacher, it is necessary to pay attention to the indicators reflecting the symptomatology and intensity of experienced distress; emotional experiences corresponding to negative affective states. It is also necessary to take into account indicators reflecting the level of professional stress and the ability to analyze one's past experience in terms of its success/failure. The combination of high scores on the scales "general index of severity of symptoms" and "selfassessment of the level of ontogenetic reflection" indicate the risk of developing burnout syndrome in teachers. In addition, the risk of emotional burnout can be talked about when, according to the results of psychodiagnostic examination, high scores are found on the scales "general index of severity of symptoms", "occupational stress" and low scores on the scale "hostility".

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ: ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

DOI: 10.23888/humJ20213289-299

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

PREDICTION OF THE RISK OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG SECONDARY SCHOOL TEACHERS

Проничева М.М.

Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского

Аннотация:

В статье представлено исследование, направленное на выделение информативных клинико-психологических переменных для оценки риска развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ. Актуальность обсуждаемой проблематики обосновывается статистическими данными, отражающими степень распространенности синдрома эмоционального выгорания среди педагогов, а также последствий его формирования. В исследовании приняли участие 82 педагога общеобразовательных школ г. Москвы, г. Чехова и г. Саратова в возрасте от 21 до 66 лет (средний возраст группы 46,81±10,19). Диагностический комплекс был направлен оценку степени эмоционального выгорания; проявлений стресса; эмоционального интеллекта, анализ эмпатических тенденций; самооценку уровня онтогенетической рефлексии; а также на определение показателей симптоматического реагирования на напряженные ситуации.

Pronicheva M.M.

V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology

Abstract:

The present study aims to identify the informative clinical and psychological variables for assessing the risk of emotional burnout syndrome among secondary school teachers. The relevance of the discussed issues is justified by statistical data of burnout among teachers and its consequences. Eighty-two teachers of secondary schools in Moscow, Chekhov and Saratov aged 21 to 66 years (average age of the group 46.81±10.19) took part in the study. The diagnostic complex included methods for assessing the degree of emotional burnout; revealing the manifestations of stress; determining the features of emotional intelligence; analysis of empathic tendencies; self-assessment of the level of ontogenetic reflection; as well as determining indicators of a symptomatic response to stressful situations. The prognostic value of the indicators of the following questionnaires was revealed: Test for occupational stress, Symptomatic questionnaire SCL-90-R, Comprehensive assessment of manifestations of stress Yu.V.

289

Выявлена прогностическая ценность показателей следующих опросников: Тест на профессиональный стресс, Симптоматический опросник SCL-90-R, Комплексная оценка проявлений стресса Ю.В. Щербатых, Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, Самооценка уровня онтогенетической рефлексии. Был сделан вывод о том, что оценивая психологическое состояние педагога, необходимо обратить внимание на показатели, отражающие симптоматику и интенсивность переживаемого дистресса; эмоциональные переживания, соответствующие негативным аффективным состояниям. Также необходимо учитывать показатели, отражающие уровень профессионального стресса и умение анализировать свой прошлый опыт на предмет его успешности/неуспешности. Сочетание высоких показателей по шкалам «общий индекс тяжести симптомов» и «самооценка уровня онтогенетической рефлексии» свидетельствуют о риске развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Кроме того, о риске эмоционального выгорания можно говорить в случае, когда по результатам психодиагностического обследования выявляются высокие показатели по шкалам «общий индекс тяжести симптомов», «профессиональный стресс» и низкие показатели по шкале «враждебность».

Shcherbatykh, D.V. Lyusin Emotional Intelligence Test, Self-assessment of the level of ontogenetic reflection. It was concluded that when assessing the psychological state of the teacher, it is necessary to pay attention to the indicators reflecting the symptomatology and intensity of experienced distress; emotional experiences corresponding to negative affective states. It is also necessary to take into account indicators reflecting the level of professional stress and the ability to analyze one's past experience in terms of its success/failure. The combination of high scores on the scales "general index of severity of symptoms" and "self-assessment of the level of ontogenetic reflection" indicate the risk of developing burnout syndrome in teachers. In addition, the risk of emotional burnout can be talked about when, according to the results of psychodiagnostic examination, high scores are found on the scales "general index of severity of symptoms", "occupational stress" and low scores on the scale "hostility".

Ключевые слова:

эмоциональное выгорание, факторы риска формирования эмоционального выгорания, педагоги общеобразовательных школ, профессиональный стресс, симптоматическое реагирование на напряженные ситуации

Keywords:

burnout, risk factors of burnout, secondary school teachers, occupational stress, symptomatic response to stressful situations

В эпоху цифровизации все больше требований предъявляется к профессиональной компетентности педагогов общеобразовательных школ. Экстренный переход к дистанционным формам обучения в условиях повышенной готовности к чрезвычайной ситуации, связанной с распространением COVID-19, поставил на повестку дня вопрос психологической, психической и профессиональной адаптивности педагогов.

Согласно данным лаборатории медиакоммуникаций в образовании Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 84% педагогов отметили, что их нагрузка увеличилась с переходом школ на дистанционное обучение [1]. Специалисты связывают это с необходимостью быстрого освоения новых форматов обучения, а также неподготовленностью к применению новых технологий и трудностями корректировки содержания преподаваемых дисциплин, стиля подачи учебного

материала с учетом технических возможностей предоставляемых образовательными платформ. Кроме того, существует ряд предметов и занятий (например, ИЗО, музыка, физкультура; общение с психологами и логопедами), которые невозможно вести в онлайн формате. В отдельных школах были отменены занятия по этим предметам, что закономерно вызвало беспокойство педагогов по поводу сохранения им заработной платы.

По данным исследования отношения педагогов к дистанционному обучению, 54% опрошенных отметили затруднения, связанные с недостаточным техническим оснащением учебного процесса [2]. Наиболее распространенными причинами, препятствующими адаптации преподавателей к процессу дистанционного обучения, являются: необходимость разрабатывать дидактические материалы для реализации данной педагогической технологии (40,9%); низкий уровень мотивации освоения новых технологий (38,18%); трудоемкость преподавания с использованием новых технологий (34,55%) [2].

Безусловно, работа в условиях кризисной и экстремальной ситуации предъявляет повышенные требования к физическим, психическим и психологическим ресурсам всех специалистов социальной сферы [3,4]. Длительное пребывание в стрессовой ситуации приводит к истощению функциональных резервов человека. Снижаются активность и работоспособность, повышается уровень тревоги, напряженности, могут возникать трудности в принятии решений и анализе ситуации, нарушается способность к волевым усилиям и контролю.

Учитывая сложившиеся обстоятельства повышенной эмоциональной напряженности, закономерно ожидать ухудшения психологического и психического здоровья специалистов, связанного с профессиональным стрессом. Скорость формирования синдрома эмоционального выгорания увеличивается в условиях чрезвычайных ситуаций, а выраженность его симптомов пропорциональна рабочим нагрузкам.

В ранее проведенных исследованиях отмечалось, что у 60% педагогов существуют невротические расстройства, связанные с профессиональной деятельностью [5-7]. Симптоматика синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), представленная эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением уровня эмоционального интеллекта наблюдается у 60% педагогических работников [8, 9]. Согласно другим авторам, 72% педагогов воспринимают ученика только через призму его школьных отметок [10-12].

Кроме того, обнаружено, что чем больше выражен СЭВ у педагогов, тем чаще они используют пассивные, асоциальные и агрессивные модели преодолевающего поведения [13-15]. Показано, что, являясь познавательным компонентом в структуре общения и структурным компонентом педагогических способностей, социальная перцепция позволяет педагогу построить эффективное общение с ребенком [16-19]. Положительное восприятие педагогом учащихся обеспечивает высокий уровень учебной мотивации [14, 20, 21]; влияет на личностную успешность как учащегося, так и педагога [12, 22-26].

Несмотря на продолжающиеся дискуссии относительно соотношения понятий и взаимосвязи феноменов профессионального стресса и профессионального выгорания, ученые и практики единодушны в оценке СЭВ как состояния профессионально обусловленного эмоционального переутомления, как патологической стадии и особого вида хронической усталости работников.

В такой трактовке выгорание можно рассматривать как общее название последствий длительного рабочего стресса, определенных видов профессионального (личностного) кризиса. Важно отметить, что эмоциональное выгорание - не просто результат стресса, а следствие его неуправляемого течения.

В связи с этим оценка риска развития эмоционального выгорания и выделение наиболее информативных его показателей, позволяющих диагностировать формирование синдрома на ранних стадиях, представляет социально значимую научно-практическую задачу.

Цель

Выделение информативных для оценки риска развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов клинико-психологических переменных.

Задачи

В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи:

1. Оценить прогностическую ценность анализируемых переменных относительно риска формирования СЭВ у педагогов.

2. Выделить переменные, позволяющие прогнозировать выраженность СЭВ у педагогов.

Материал и методы

В исследовании приняли участие 82 педагога общеобразовательных школ г. Москвы, г. Чехова и г. Саратова в возрасте от 21 до 66 лет (средний возраст группы 46,81±10,19), стаж педагогической работы которых в среднем составил 20,96 лет (±11,85).

Диагностический комплекс обследования педагогов включал в себя методики, направленные на оценку степени СЭВ, эмоционального интеллекта, анализ эмпатичес-ких тенденций, самооценку уровня онтогенетической рефлексии, а также оценку выраженности профессионального стресса.

Тест эмоционального интеллекта (ЭИ) Д.В. Люсина — самоотчет, предназначенный для измерения эмоционального интеллекта. Включает в себя следующие шкалы: межличностный ЭИ, внутриличностный ЭИ, понимание эмоций, управление эмоциями; а также субшкалы: понимание чужих эмоций, управление чужими эмоциями, понимание своих эмоций, управление своими эмоциями, контроль экспрессии.

«Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Позволяет проанализировать общие эмпатические тенденции (уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживания другого, степень соответствия/ несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии).

Самооценка уровня онтогенетической рефлексии, направленная на изучение уровня онтогенетической рефлексии, предполагающей анализ прошлых ошибок, успешного и неуспешного опыта жизнедеятельности.

Тест на профессиональный стресс (Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников) предназначен для определения уровня профессионального стресса.

Методика диагностики уровня «Эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Позволяет выделить три фазы развития стресса и соответствующие им симптомы: «напряжение» (переживание психотравмирующих обстоятельств; неудовлетворенность собой; «загнанность в клетку»; тревога и депрессия), «резистенция» (неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; эмоционально-нравственная дезориентация; расширение сферы экономии эмоций; редукция профессиональных обязанностей), «истощение» (эмоциональный дефицит; эмоциональная отстраненность; личностная отстраненность (деперсонализация); психосоматические и психовегетативные нарушения).

Симптоматический опросник (SCL-90-R, L. Derogatis, et al., 1973), предназначенный для оценки паттернов психологических признаков у психиатрических пациентов и здоровых лиц. Опросник включает 90 симптомов, ощущений и др. Шкалы опросника: соматизация, межличностная сензитивность, обсессивно-компульсивные расстройства, депрессия, тревожность, враждебность, фобическая тревожность, паранойяльная симптоматика и психотизм. Методика содержит два индекса, отражающие степень выраженности симптоматики (GSI) и наличие симптоматического дистресса (PSDI).

Комплексная оценка проявлений стресса Ю.В. Щербатых. Позволяет оценить степень наличия стресса у человека на четырех уровнях: интеллектуальном, физиологическом, поведенческом и эмоциональном.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью дескриптивного анализа, кластерного анализа (метод k-means), а также было проведено моделирование методом деревьев и построена ROC-кривая. Анализ данных проводился с помощью статистических пакетов SPSS 17.0, IBM SPSS Statistics 23.0 и Microsoft Office Excel 2007.

Результаты и их обсуждение

Дескриптивный анализ показал, что у 32,4% обследованных педагогов отмечаются высокие показатели наличия симптомов соматизации, депрессии и дистресса. У 34,2%

— наличие высокого индекса тяжести симптомов и дистресса. Было определено, что у педагогов с высоким уровнем стресса и эмоционального выгорания в 60,5% случаев отмечается наличие высокого индекса тяжести симптомов и дистресса, а в 50% случаев

— у них наблюдаются симптомы соматизации, депрессии и тревожности.

На основе параметров методики диагностики уровня эмоционального выгорания были выделены две группы педагогов (кластерный анализ, метод k-means).

В первую группу вошло 35 педагогов в возрасте 21-65 лет (средний возраст 43,8±11,2) с низким уровнем СЭВ. Вторая группа состояла из 47 специалистов в возрасте 25-66 лет (средний возраст 49,6±9,6) с высоким уровнем СЭВ.

Для оценки прогностической ценности анализируемых переменных относительно риска формирования СЭВ у педагогов были построены ROC-кривые. Обнаружена прогностическая ценность показателей, выявляемых при использовании следующих опросников: Тест на профессиональный стресс, Симптоматический опросник SCL-90-R, Комплексная оценка проявлений стресса Ю.В. Щербатых, Тест эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, Самооценка уровня онтогенетической рефлексии (табл. 1).

293

Таблица 1

Результаты прогнозного моделирования выявления выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогов

КО С-ври в ая

Опросник Честен- Специфич-

АиС

тельносгь носгь

Тест на профессиональный

0,75 OJO 0,8

стресс

Симптоматический опросник (SCL-90-R) Комплексна® оценка

проявлений стресса 0,72 0,83 0,6

0,86 0,92 0,8

ЮВ. Щер&атых

0.63 0.66 0.6

Тест эмоционального интеллекта Люсина Шкала эмоционального

отклика 0,48 0:55 0:4

А. \1еграбяна и Н. Эпштейна

С ам о оцен ка ур оз ня онтогенетической рефлексии

0:69 0,75 0=63

Таким образом, при оценке риска формирования эмоционального выгорания у педагога необходимо обращать внимание на показатели симптоматического реагирования на напряженные ситуации; учитывать показатели профессионального стресса; а также уровень развития эмоционального интеллекта и онтогенетической рефлексии.

Следующий этап анализа была направлен на определение переменных, позволяющих прогнозировать выраженность СЭВ у педагогов, было построено дерево классификации.

Наиболее информативными оказались: «общий индекс тяжести симптомов», «враждебность» (SCL-90-R); «профессиональный стресс» (Тест на профессиональный стресс) и «самооценка уровня онтогенетической рефлексии».

Для оценки прогностических качеств дерева решений была построена ROC-кривая. Полученная модель обладает хорошим качеством (АиС=0,84). Показатель чувствительности, отражающий процент верно отнесенных к целевой группе обследованных, очень высокий (95,7%). Показатель специфичности умеренный (71,4%). В целом процент корректно предсказанных решений для модели составляет 85,4%.

При построении деревьев классификации с моделированием значимых параметров риска развития СЭВ у педагогов были выявлены переменные, позволяющие прогнозировать риск развития СЭВ у педагогов (рис. 1).

Рис. 1. Дерево решений для прогноза риска развития СЭВ у педагогов.

Первое правило решения подчеркивает значимость переменной «общий индекс тяжести», отражающей количество симптомов и интенсивность переживаемого дистресса ^^-90^) и переменную самооценки уровня онтогенетической рефлексии. Второе правило решений отражает значимую роль общего индекса тяжести ^^-90-^, профессионального стресса и враждебности ^^-90^).

Выводы

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что при решении вопроса о наличии у педагогов эмоционального выгорания следует учитывать переменные, отражающие симптоматическое реагирование на напряженные ситуации, уровень стресса, а также уровень развития эмоционального интеллекта и онтогенетической рефлексии.

Наиболее информативными можно считать шкалы методик Симптоматический опросник SCL-90-R («общий индекс тяжести симптомов», «враждебность»), «профессиональный стресс» и «самооценка уровня онтогенетической рефлексии». Следует отме-

тить, что оценивая психологическое состояние педагога, надо обращать внимание на показатели, соответствующие характеру симптомов и интенсивности переживаемого дистресса; а также эмоциональным переживаниям, соответствующим негативным аффективным состояниям злости. Необходимо учитывать показатели, отражающие уровень профессионального стресса и умение анализировать свой прошлый опыт на предмет его успешности/неуспешности. Сочетание высоких показателей по шкалам «общий индекс тяжести симптомов» и «самооценка уровня онтогенетической рефлексии» свидетельствуют о риске развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Также о риске СЭВ можно говорить в случае, когда по результатам психодиагностического обследования выявляются высокие показатели по шкалам «общий индекс тяжести симптомов», «профессиональный стресс» и низкие показатели по шкале «враждебность».

Выделенный методический комплекс показал свою ценность при оценке синдрома эмоционального выгорания педагогов и может быть использован при выявлении группы риска среди педагогов и определении мишеней коррекционной работы, что позволит экстраполировать результаты в практику профилактической работы со специалистами образовательных учреждений.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Итоги опроса об отношении учителей к переходу на дистанционное обучение. Доступно по: https://www.eseur.ru/Podvedeni_itogi_oprosa _ob_otnoshenii_uchiteley_k_perehodu_na_distanc ionnoe_obuchenie/. Ссылка активна на 03 марта 2021.

2. Шелудько Ю.Е. Отношение преподавателей разных возрастных групп к дистанционному обучению как фактор, влияющий на успешность его внедрения в учебный процесс // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. Т. 4, № 34. С. 158-164.

3. Булыгина В.Г., Петелина А.С. Эмоциональное выгорание у специалистов общей и судебно-психиатрической практики (аналитический обзор) // Российский психиатрический журнал. 2013. № 6. С. 24-30.

4. Проничева М.М. Проявления профессионального стресса у педагогов // Вестник научных конференций. 2018. Т. 4, № 29. С. 124-126.

5. Башмакова О.В. Невротические расстройства у педагогов как междисциплинарная проблема. В сб.: Международно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки на современном этапе развития»; Стерлитамак, 7 марта 2015. Стерлитамак; 2015. С. 10-13.

REFERENCES:

1. Itogi oprosa ob otnoshenii uchiteley k perekhodu na distantsionnoye obucheniye. Available at: https://www.eseur.ru/Podvedeni_itogi_oprosa_ob _otnoshenii_uchiteley_k_perehodu_na_distancion noe_obuchenie/. Accessed: 2021 March 03. (In Russ).

2. Shelud'ko YuYe. Otnosheniye prepodavateley raznykh vozrastnykh grupp k distantsionnomu obucheniyu kak faktor, vliyayushchiy na uspeshnost' yego vnedreniya v uchebnyy protsess. Vestnik KGPU imeniV.P. Astaf'yeva. 2015;4(34):158-64. (In Russ).

3. Bulygina VG, Petelina AS. Emotsional'noye vygoraniye u spetsialistov obshchey i sudebno-psikhiatricheskoy praktiki (analiticheskiy obzor). Rossiyskiy Psikhiatricheskiy Zhurnal. 2013;(6):24-30. (In Russ).

4. Pronicheva MM. Proyavleniya professional'nogo stressa u pedagogov. Vestnik Nauchnykh Konferentsiy. 2018;4(29):124-6. (In Russ).

5. Bashmakova OV. Nevroticheskiye rasstroystva u pedagogov kak mezhdistsiplinarnaya problema. In:

Mezhdunarodno-prakticheskaya konferentsiya «Aktual'nyye problemy nauki na sovremennom etape razvitiya»; Sterlitamak, 7 March 2015. Sterlitamak; 2015. P. 10-3. (In Russ).

296

6. Беспаленко Е.М. Особенности развития и течения невротических расстройств у педагогов с нервно-психической неустойчивостью // Молодой ученый. 2015. Т. 7, № 87. С. 266-269.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Дыненкова Е.Н. Профессиональный стресс и пути его преодоления. Полевской; 2012. Доступно по: http://diss.seluk.ru/m-psihologiya/1020204-1-metodicheskoe-posobie-dlya-pedagogov-professionalniy-stress-puti-ego-preodoleniya-polevskoy-2012-sostavitel-dinenkova-rukovodit.php. Ссылка активна на 03 марта 2021.

8. Милованова Н.Г. Эмоциональный интеллект: новый ресурс педагога или новые требования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. Т. 1, № 25. С. 107-110.

9. Caroli M.E., Sagone E. Professional Self representation and risk of burnout in school teachers // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012. № 46. P. 5509-5515.

10. Сачкова М.Е. Специфика отношения учителей к учащимся с разным статусом в школьном классе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 5. С. 31-38. doi: 10.17759/pse.2017220504

11. Фомиченко А.С. Взаимоотношения в системе «учитель-ученик» как условие успешности учебной деятельности школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 5. С. 39-47. doi: 10.17759/pse.2017220505

12. Фомиченко А.С. Особенности социальной перцепции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. Т. 2, № 202. С. 17-20.

13. Василевская Е.А. Преодолевающее поведение как успешность переживания критических ситуаций педагогами // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. № 4 (15). С. 42-47. Доступно по: http://humjournal.rzgmu. ru/art&id=233. Ссылка активна на 03 марта 2021. doi: 10.23888/humJ2016442-47

14. Sadeghia K., Khezrloub S. Burnout among English Language Teachers in Iran: Do Sociodemographic Characteristics Matter? // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. № 98. P. 1590-1598. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.03.582

15. Yusofa R., Ishaka N.M., Ramli R., et al. Identifying Emotional Intelligence Competencies among Malaysian Teacher Educators // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. № 159. P. 485-491. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.12.411

16. Алексеев С.С. Взаимосвязь соматизации и рефлексии // Личность в меняющемся мире:

6. Bespalenko YeM. Osobennosti razvitiya i techeniya nevroticheskikh rasstroystv u pedagogov s nervno-psikhicheskoy neustoychivost'yu. Molodoy Uchenyy. 2015;7(87):266-9. (In Russ).

7. Dynenkova EN. Professional'nyj stress i puti ego preodolenija. Polevskoj; 2012. Available at: http://diss.seluk.ru/m-psihologiya/1020204-1-metodicheskoe-posobie-dlya-pedagogov-professionalniy-stress-puti-ego-preodoleniya-polevskoy-2012-sostavitel-dinenkova-rukovodit.php. Accessed: 2021 March 03. (In Russ).

8. Milovanova NG. Emotsional'nyy intellekt: novyy resurs pedagoga ili novyye trebovaniya. Professional'noye obrazovaniye v Rossii i za rubezhom. 2017;1(25):107-10. (In Russ).

9. Caroli ME, Sagone E. Professional Self representation and risk of burnout in school teachers. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2012;(46):5509-15.

10. Sachkova ME. Specifika otnoshenija uchitelej k uchashhimsja s raznym statusom v shkol'nom klasse. Psychological Science and Education. 2017;22(5): 31-8. (In Russ). doi: 10.17759/pse.2017220504

11. Fomichenko AS. Vzaimootnoshenija v sisteme «uchitel '-uchenik» kak uslovie uspeshnosti uchebnoj dejatel'nosti shkol'nikov. Psychological Science and Education. 2017;22(5):39-47. (In Russ). doi: 10.17759/pse.2017220505

12. Fomichenko AS. Osobennosti social'noj percep-cii. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017;2(202):17-20. (In Russ).

13. Vasilevskaja EA. Preodolevajushhee povedenie kak uspeshnost' perezhivanija kriticheskih situacij pedagogami. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2016;4(15):42-7. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=233. Accessed: 2021 March 03. (In Russ). doi: 10.23888/humJ 2016442-47

14. Sadeghia K, Khezrloub S. Burnout among English Language Teachers in Iran: Do Sociodemographic Characteristics Matter? Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014;(980:1590-8. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.03.582

15. Yusofa R, Ishaka NM, Ramli R, et al. Identifying Emotional Intelligence Competencies among Malaysian Teacher Educators. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014;( 159) :485-91. doi: 10.1016/j.sbspro.2014.12.411

16. Alekseev SS. Vzaimosvjaz' somatizacii i refleksii. Personality in a changing world: health, adaptation,

297

здоровье, адаптация, развитие. 2016. № S1. С. 17-22.

17. Бокуть Е.Л. Психологические особенности формирования социальной перцепции выпускников педагогических колледжей. Дис. ... канд. психол. наук. Москва; 2012. Доступно по: https://dlib.rsl.ru/01002748982. Ссылка активна на 03 марта 2021.

18. Личутина М.Г. Воспитательные воздействия школы как социального института на социальное оздоровление личности // Казанская наука. 2015. № 2. С. 148-150.

19. Марков О.В., Куликов М.М., Суворова О.В., и др. Исследование особенностей развития социально-профессиональной перцепции у будущих педагогов // Педагогика и психология образования. 2017. № 4. С. 130-146.

20. Попова М.Н. Исторические основы взаимодействия семьи и школы // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 124-128.

21. Luftenegger M., van de Schoot R., Schober B., et al. Promotion of students' mastery goal orientations: does target work? // Educational Psychology. 2014. № 34. P. 451-469.

22. Пазухина С.В. Формирование ценностного отношения будущего учителя к личности учащегося при антропологическом подходе к профессиональной подготовке в педвузе // Концепт. 2012. № 7. С. 37-45.

23. Тагирова З.А., Ложечкина А.Н. Психолого-акмеологические технологии в организации и осуществлении педагогической деятельности // KANT. 2015. Т. 4, № 17. С. 48-51.

24. Sakiz G., Pape S.J., Hoy A.W. Does perceived teacher affective support matter for middle school students in mathematics classroom? // Journal of School Psychology. 2012. № 50. P. 235-255.

25. Stewart K. The Mediating Role of Classroom Social Environment between Teacher Self-efficacy and Student Adjustment [dissertation]. South Florida: Department of Psychological and Social Foundations College of Education University; 2014.

26. Проничева М.М. Обзор отечественных исследований социальной перцепции у педагогов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, № 4 (31). C. 389-400. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=454. Ссылка активна на 03 апреля 2021.

development. 2016;(S1):17-22. (In Russ).

17. Bokut ' EL. Psihologicheskie osobennosti formirovanija social'noj percepcii vypusknikov pedagogicheskih kolledzhej [dissertation]. Moscow; 2012. Available at: https://dlib.rsl.ru/01002748982. Accessed: 2021 March 03. (In Russ).

18. Lichutina MG. Vospitatel'nyye vozdeystviya shkoly kak sotsial'nogo instituta na sotsial'noye ozdorovleniye lichnosti. Kazanskaya Nauka. 2015;(2):148-50. (In Russ).

19. Markov OV, Kulikov MM, Suvorova OV, et al. Issledovaniye osobennostey razvitiya sotsial'no-professional'noy pertseptsii u budushchikh pedagogov. Psychological Science and Education. 2017;(4):130-46. (In Russ).

20. Popova MN. Istoricheskiye osnovy vzaimodeystviya sem'i i shkoly. Pedagogicheskoye obrazovaniye vRossii. 2017;(1):124-8. (In Russ).

21. Luftenegger M, van de Schoot R, Schober B, et al. Promotion of students' mastery goal orientations: does target work? Educational Psychology. 2014; (34):451-69.

22. Pazukhina SV. Formirovaniye tsennostnogo otnosheniya budushchego uchitelya k lichnosti uchashchegosya pri antropologicheskom podkhode k professional'noy podgotovke v pedvuze. Concept. 2012;(7):37-45. (In Russ).

23. Tagirova ZA, Lozhechkina AN. Psikhologo-akmeologicheskiye tekhnologii v organizatsii i osushchestvlenii pedagogicheskoy deyatel'nosti. KANT. 2015;4(17):48-51. (In Russ).

24. Sakiz G, Pape SJ, Woolfolk HA. Does perceived teacher affective support matter for middle school students in mathematics classroom? Journal of School Psychology. 2012;(50):235-55.

25. Stewart K. The Mediating Role of Classroom Social Environment between Teacher Self-efficacy and Student Adjustment [dissertation]. South Florida: Department of Psychological and Social Foundations College of Education University; 2014.

26. Pronicheva M.M. Obzor otechestvennykh issledovaniy sotsial'noy pertseptsii u pedagogov. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(4):389-400. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=454. Accessed: 2021 March 03. (In Russ).

298

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Проничева Мария Михайловна — научный сотрудник Лаборатории психогигиены и психопрофилактики, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского; 119034, Москва, Кропоткинский пер., д. 23. Е-тай: та]!уа pronichev@mail.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 01.04.2021. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.09.2021.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Проничева М.М. Прогнозирование риска развития эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных школ // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т.9, №3(34). С. 289-299. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=495. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/1шт120213289-299

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Pronicheva Maria M. — Science Researcher at the Laboratory of Psychohygiene and Psychoprophylaxis, V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology; 23, Kropotkinsky lane, 119034, Moscow. E - mail: mariya pronichev@mail.ru

PAPER RECEIVED: 01.04.2021. PAPER ACCEPTED: 01.09.2021.

FOR CITATION:

Pronicheva MM. Prediction of the risk of emotional burnout among secondary school teachers. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2021;9(3):289-299. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=495. Accessed: dd Month yyyy. (In Russ). doi: 10.23888/ humJ20213289-299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.