Научная статья на тему 'ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У ПЕДАГОГОВ'

ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / ПЕДАГОГИ / МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ / ЭМПАТИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ / АТТРАКЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ / SOCIAL PERCEPTION / TEACHERS / MECHANISMS OF SOCIAL PERCEPTION / EMPATHY / IDENTIFICATION / CAUSAL ATTRIBUTION / ATTRACTION / REFLECTION / STEREOTYPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проничева Мария Михайловна

Статья посвящена обзору отечественных исследований социальной перцепции у педагогов. Описаны социальная и профессиональная значимость данного феномена для педагогов; взаимосвязи половозрастных, социально-демографических и индивидуально-психологических характеристик у педагогов и отдельных механизмов социальной перцепции, а также социальная перцепция как феномен. Были выделены аспекты взаимосвязи феномена социальной перцепции с профессиональной компетентностью. Отдельно был сделан акцент на исследованиях феномена социальной перцепции у будущих педагогов. В статье также представлены обобщенные данные изучения механизмов социальной перцепции: эмпатии, рефлексии, идентификации, каузальной атрибуции, аттракции и стереотипизации. Подчеркивается, что механизм идентификации включается отдельными авторами в механизм эмпатии, а в качестве основного средства поддержки субъек-тности учащихся рассматривается механизм рефлексии. Рефлексия выступает как профессионально важное качество для педагога, стимулирующее исследовательский, творческий процесс. Сделан акцент на то, что механизм аттракции изучался, в основном, на широкой выборке без соотнесения с профессиональной деятельностью, однако, результаты ряда исследований, подчеркивают, что данный механизм является фактором развития нравственно-экологических ценностей педагога. Несмотря на широкий пласт исследований посвященных феномену социальной перцепции и его механизмам, по результатам обзора отечественных исследований социальной перцепции у педагогов был сделан вывод о недостаточной эмпирической изученности механизмов понимания и восприятия личности и поведения ученика у педагогов в результате профессионального стресса, а также дефиците исследований, связанных с возможностями включения социальной перцепции в профилактические мероприятия формирования профессионального стресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF DOMESTIC RESEARCH ON SOCIAL PERCEPTION IN TEACHERS

The article presents a review of domestic studies of social perception among teachers. The social and professional significance of this phenomenon for teachers; the relationship of gender and age, sociodemographic and individual psychological characteristics of teachers and individual mechanisms of social perception are described. Aspects of the relationship between the phenomenon of social perception and professional competence were identified. The studies of the phenomenon of social perception in future teachers were reviewed. The article also presents generalized data of studying the mechanisms of social perception. Particular attention was paid to the fact that the identification mechanism is included in the empathy mechanism. Reflection was defined as a professionally important quality for a teacher, stimulating the research, creative process, thereby leading the teacher to new tasks of professional activity and acting as the main means of supporting the subjectivity of students. Attraction was studied, mainly, on a wide sample without correlation with professional activity. At the same time, it was highlighted that this mechanism was identified as a factor in the development of moral and environmental values of the teacher. Despite a wide range of studies devoted to the phenomenon of social perception and its mechanisms, according to the results of a review of domestic studies of social perception among teachers, it was concluded that there is insufficient empirical study of the mechanisms of understanding and perception of the personality and behavior of a student among teachers as a result of professional stress, as well as a lack of research related with the possibilities of including social perception in preventive measures for the formation of professional stress.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У ПЕДАГОГОВ»

DOI:10.23888/humJ20204389-400

ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ У ПЕДАГОГОВ

REVIEW OF DOMESTIC RESEARCH ON SOCIAL PERCEPTION IN TEACHERS

Проничева М.М.

Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского

Аннотация:

Статья посвящена обзору отечественных исследований социальной перцепции у педагогов. Описаны социальная и профессиональная значимость данного феномена для педагогов; взаимосвязи половозрастных, социально-демографических и индивидуально-психологических характеристик у педагогов и отдельных механизмов социальной перцепции, а также социальная перцепция как феномен. Были выделены аспекты взаимосвязи феномена социальной перцепции с профессиональной компетентностью. Отдельно был сделан акцент на исследованиях феномена социальной перцепции у будущих педагогов. В статье также представлены обобщенные данные изучения механизмов социальной перцепции: эмпатии, рефлексии, идентификации, каузальной атрибуции, аттракции и стереотипизации. Подчеркивается, что механизм идентификации включается отдельными авторами в механизм эмпатии, а в качестве основного средства поддержки субъек-тности учащихся рассматривается механизм рефлексии. Рефлексия выступает как профессионально важное качество для педагога, стимулирующее исследовательский, творческий процесс. Сделан акцент на то, что механизм аттракции изучался, в основном, на широкой выборке без соотнесения с профессиональной деятельностью, однако, результаты ряда исследований, подчеркивают, что данный механизм является фактором развития нравственно-экологических

Pronicheva M.M.

V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology

Abstract:

The article presents a review of domestic studies of social perception among teachers. The social and professional significance of this phenomenon for teachers; the relationship of gender and age, socio-demographic and individual psychological characteristics of teachers and individual mechanisms of social perception are described. Aspects of the relationship between the phenomenon of social perception and professional competence were identified. The studies of the phenomenon of social perception in future teachers were reviewed. The article also presents generalized data of studying the mechanisms of social perception. Particular attention was paid to the fact that the identification mechanism is included in the empathy mechanism. Reflection was defined as a professionally important quality for a teacher, stimulating the research, creative process, thereby leading the teacher to new tasks of professional activity and acting as the main means of supporting the subjectivity of students. Attraction was studied, mainly, on a wide sample without correlation with professional activity. At the same time, it was highlighted that this mechanism was identified as a factor in the development of moral and environmental values of the teacher. Despite a wide range of studies devoted to the phenomenon of social perception and its mechanisms, according to the results of a review of domestic studies of social perception among teachers, it was concluded that there is insufficient empirical study of the mechanisms of understanding and

ценностей педагога. Несмотря на широкий пласт исследований посвященных феномену социальной перцепции и его механизмам, по результатам обзора отечественных исследований социальной перцепции у педагогов был сделан вывод о недостаточной эмпирической изученности механизмов понимания и восприятия личности и поведения ученика у педагогов в результате профессионального стресса, а также дефиците исследований, связанных с возможностями включения социальной перцепции в профилактические мероприятия формирования профессионального стресса.

perception of the personality and behavior of a student among teachers as a result of professional stress, as well as a lack of research related with the possibilities of including social perception in preventive measures for the formation of professional stress..

Ключевые слова:

социальная перцепция, педагоги, механизмы социальной перцепции, эмпатия, идентификация, каузальная атрибуция, аттракция, рефлексия, стереотипизация.

Key words:

social perception, teachers, mechanisms of social perception, empathy, identification, causal attribution, attraction, reflection, stereotyping.

Вопрос психического здоровья и психологического благополучия педагога как важного социализирующего агента представляет особую научно-практическую значимость и обусловливает актуальность исследования наиболее значимых для обеспечения безопасности образовательного процесса психологических факторов, а также механизмов и феноменов отклоняющегося поведения под влиянием профессионального стресса у педагогов.

Установлено, что у подавляющего числа педагогов (68-74%) имеются доклинические формы психических нарушений [1]. Согласно статистическим данным, около 60% педагогов демонстрируют невротические расстройства, связанные с профессиональной деятельностью [2]. У 73,3% педагогов отмечается формирующийся синдром эмоционального выгорания (СЭВ), а у 26,7% уже сформированный [1]. Симптоматика СЭВ, представленная эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением уровня эмоционального интеллекта, наблюдается у 60% педагогических работников [3,4].

Обращает на себя внимание, что в ряде исследований выявлено использование пассивных, асоциальных и агрессивных моделей преодолевающего поведения, связанного с выраженностью СЭВ [5-11].

Особенности понимания и восприятия педагогами личности и поведения учеников изучались в рамках психолого-педагогического (Максакова В.И., 1975, Шилова Т.А., 1995, Барцевич В.Н., 2012, Пазухина С.В., 2012, Шадриков В.Д., Кузнецова И.В., 2012, и др.) и социально-психологического подходов (Ананьев Б.Г., 1969, Ковалев Б.П., 1996, Коло-минский Я.Л., 1977, Кондратьева С.В., 1980, Реан А.А., 2007, Регуш Л.А., 1989, Семчук Л.А., 2001, Гут В.В., 2013, Корниенко А.В., 2013, Белова Е.А., 2014, и др.).

Феноменология и механизмы понимания и восприятия личности и поведения человека исследовались в рамках когнитивного подхода и были операционализированы

390

Дж. Брунером (1947, 1977) в концепции социальной перцепции. Были выделены механизмы социальной перцепции: стереотипизация; идентификация, эмпатия, аттракция; рефлексия; каузальная атрибуция.

Междисциплинарных исследований факторов, механизмов нарушений социальной перцепции у педагогов, а также степени выраженности указанных нарушений в зависимости от уровня профессионального стресса до настоящего времени не проводилось. Можно указать лишь на единичные работы, посвященные изучению социального восприятия у психически больных (Хломов Д.Н., 1985, Карловская Н.Н., 1986, Шафиева Э.И., 1990, Булыгина В.Г., Белякова М.Ю., 2012-2014; Руденко С.Л., 2013, Холмогорова А.Б., Рычкова О.В., 2015). Отдельно была изучена эмпатия как механизм социальной перцепции в рамках исследования нарушений социального познания (Холмогорова А.Б., Рычкова О.В., 2015, Пуговкина О.Д., 2016 и др.), а также аспекты, связанные с ее формированием (Солодкова Т.И., 2011, Симонова Л.Б., 2011, Дробышевская И.В., 2012, Зайтметов Х.А., 2013, Киселева Т.С., 2015, Никишов С.Н., Осипова И.С., 2015 и др.).

За последние 10 лет вектор исследований был направлен на оценку взаимосвязи половозрастных, социально-демографических и индивидуально-психологических характеристик у педагогов и отдельных механизмов социальной перцепции.

Цель

Обзор современных исследований по проблеме социальной перцепции у педагогов.

В настоящее время имеются данные, показывающие, как возрастно-половые и профессиональные качества педагога влияют на его восприятие и понимание ученика. Так, адекватность восприятия и понимания педагогом ученика зависит от его социально-перцептивных умений и качеств, специальности педагога, его возраста, пола, стажа, педагогического опыта, особенностей личности и т.д. [12].

В тоже время интенсивно исследуется и взаимосвязь между межличностным познанием в педагогическом процессе и индивидуально-личностными характеристиками самих учащихся: возраст, пол учеников, уровень их успешности в обучении и т.д. [13].

Было выявлено, что, являясь познавательным компонентом в структуре общения и структурным компонентом педагогических способностей, социальная перцепция позволяет педагогу построить эффективное общение с ребенком [14]. Положительное восприятие педагогом учащихся обеспечивает высокий уровень учебной мотивации последних [15,16]; влияет на личностную успешность, как учащегося, так и педагога [17-20].

Отдельные авторы в своих исследованиях связывают феномен социальной перцепции с профессиональной компетентностью [21], объединяя понятия «социальная перцепция» и «профессиональная компетентность» в более широкое - «социально-профессиональной перцепции» [22,23].

Ряд авторов делает акцент на изучение социальной перцепции у будущих педагогов [22,23], обращая внимание на то, что для успешного развития социально-профессиональной перцепции у будущего педагога в вузовский период обучения важнейшая роль отводится практико-ориентированной социально-профессиональной

подготовке студентов в виде интегрированных элективных психологических курсов, социально-психологических практикумов и тренинговых занятий.

В исследованиях, посвященных выявлению особенностей развития социально-профессиональной перцепции у будущих педагогов, отмечается, что данный феномен наблюдается в единстве его компонентов: мотивационно-ценностного, определяющего студента как субъекта общения; систему особых профессиональных действий, реализующих социально-профессиональную перцепцию в педагогической деятельности (социальную наблюдательность как форму произвольного восприятия будущим педагогом социальных явлений); социальное прогнозирование, позволяющее будущему педагогу планировать перспективу развития социальных контактов и управлять ими в педагогической деятельности; социально-профессиональную рефлексию, позволяющую будущему педагогу осознать социальную часть своей профессиональной вузовской подготовки [22].

Особое внимание обращают на себя исследования, целью которых является выявление особенностей восприятия педагогом образа личности ребенка. Важным представляется то, что ряд авторов напрямую связывает мнение педагога об учащемся с его достижениями: чем лучше ученик учится, тем лучше о нем мнение педагога [24-26].

Отдельного внимания заслуживают работы, посвященные изучению механизмов социальной перцепции педагогов.

Ряд исследований посвящен изучению полоролевых и этнических стереотипов, характерных для педагогов, а также студентов - будущих педагогов [27-29]. Было показано, что этнические и религиозные различия должны быть основным объектом внимания учителя начальной школы в процессе социокультурной интеграции ученического коллектива [28].

Также проблема стереотипизации среди педагогов изучалась с точки зрения социальных профессиональных категорий [28,30]. Среди студентов довольно широко распространены стереотипные представления, касающиеся социальных и профессиональных категорий, при этом этнических стереотипов наблюдается мало [28]. Профессиональные стереотипы, в первую очередь, рассматриваются как фактор, затрудняющий работу педагога с гетерогенными группами учащихся [30].

Механизм социальной перцепции «эмпатия» изучался достаточно широко, как у студентов педагогических ВУЗов, так и у педагогов, работающих в дошкольных, общеобразовательных и высших учебных заведения [31-36]. В отдельных исследованиях эмпатия рассматривалась как профессионально важное качество для педагогов [33,34,36]. Целью этих исследований было изучение взаимосвязи между эмпатией, возрастом, гендером и профессиональным стажем. Так, например, Т.Е. Яценко (2017) в своем исследовании делает акцент на характеристики эмпатии педагогов-женщин общеобразовательных и дошкольных учреждений, показывая, что педагоги женского пола отдают предпочтение аффективной стратегии понимания обучающихся (сопереживание), адекватность которой снижается с ростом стажа педагогической деятельности. С увеличением возраста педагогов-женщин возрастает их способность к применению когнитивной стратегии получения эмпатической информации (децентрация) [35]. Результаты

недавних исследований свидетельствуют о недостаточном уровне развития эмпатии у значительного числа обследованных педагогов и студентов педагогических ВУЗов [36].

Существует дефицит исследований механизма социальной перцепции «идентификация» в целом и данного механизма у педагогов в частности. Так, например, Касаткина Л.Н. (2013) предлагала рассматривать идентификацию как средство понимания уникального внутреннего мира другого человека в деятельности психолога [37]. Данное исследование представляет интерес для дальнейшего изучения механизма «идентификация» в связи с тем, что в своей работе автор обращает внимание на существование различных точек зрения на идентификацию. Идентификация включается в процесс эмпатии как ее разновидность - оценивается эмпатическая идентификация в качестве механизма. Также идентификация может рассматриваться в качестве предпосылки эмпатического понимания; результата интроекции-проекции в эмпатии; разновидности эмпатических способностей. В некоторых исследованиях эмпатия рассматривается как способность идентифицироваться с другим человеком, почувствовать то, что он ощущает [37].

Каузальная атрибуция рассматривается авторами в ключе отдельных чувств. Так, например, исследовался процесс каузальной атрибуции вины [38] и агрессии [39]. Было показано, что каузальная атрибуция вины имеет ярко выраженную гендерную специфику; а также связь с локусом контроля [38]. Была выявлена тесная связь особенностей каузальной атрибуции педагогов со стилевыми особенностями деятельности классного руководителя [40,41]. Реализуемая в ситуации «разделенной ответственности» каузальная атрибуция классного руководителя способствует формированию продуктивного стиля руководства и его эффективности при использовании широкого диапазона причин и выраженности «педагогического фактора». Важным выводом исследования явилось то, что одним из эргономичных средств психологической помощи руководителям в формировании характеристик их деятельности, способствующих эффективности руководства, может являться обучение продуктивным стратегиям каузального анализа [41].

Большое количество исследований направлено на изучение рефлексии у педагогов [42-49], где рефлексия выступает как профессионально важное качество педагога. Отмечается необходимость развития навыков рефлексии у педагогов [44]. Показано, что педагогическая рефлексия стимулирует исследовательский, творческий процесс, выводит педагога на новые задачи профессиональной деятельности; а также выступает основным средством поддержки субъектности учащихся [46]. В современных исследованиях, посвященных профессиональным качествам педагогов, приведено много экспериментальных данных, доказывающих, что высокий уровень рефлексии у педагога оптимизирует развитие его личности и профессионализма. В то же время низкий уровень рефлексии, сопряженный с тенденцией к стереотипизации, снижает возможности педагога в познании и развитии себя как профессионала, что является одной из причин недостаточного профессионализма отдельных педагогов [46].

Механизм аттракции исследовался, в основном, на широкой выборке людей, вне зависимости от их профессиональной деятельности [50-55]. Результаты исследований гендерных особенностей факторов аттракции в межличностных отношениях показывают, что различные социальные факторы являются решающими для межличностного

притяжения [55]. Психологическая природа межличностной аттракции имеет дифференцированный характер: иерархия факторов, определяющих возникновение аттракции, имеет гендерную специфику и обусловлена тендерными особенностями субъекта и объекта аттракции [53,54]. В исследованиях, направленных на исследование механизма аттракции у педагогов, отмечается, что данный механизм является фактором развития нравственно-экологических ценностей педагога [56].

Таким образом, несмотря на широкий пласт исследований социальной перцепции, анализ состояния проблемы показал недостаточную эмпирическую изученность механизмов понимания и восприятия личности и поведения ученика у педагогов в результате профессионального стресса. Работы, посвященные изучению феномена социальной перцепции у педагогов единичны [57-58]. Существует дефицит исследований, направленных на оценку нарушений механизмов социальной перцепции. Не были подвергнуты эмпирической проверке разработанные в период с 2000 по 2010 гг. программы первичной и вторичной профилактики СЭВ у педагогов [59]. Особую значимость приобретает необходимость изучения социальной перцепции у педагогов с выявленными признаками синдрома эмоционального выгорания и профессионального стресса.

Конфликт интересов отсутствует.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бохан Н.А., Аксенов М.М., Белокрылова М.Ф., и др. Клинико-биологические закономерности и социально-психологические предпосылки формирования непсихотических психических расстройств у лиц, проживающих в регионе Сибири // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2015. №3. С. 9-18.

2. Дыненкова Е.Н. Профессиональный стресс и пути его преодоления. Полевской: реабилитационный отдел ГБОУ СО «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Ладо"»; 2012. Доступно по: http://diss.seluk.ru/m-psihologiya/1020204-1-metodicheskoe-posobie-dlya-pedagogov-professionalniy-stress-puti-ego-preodolemya-polevskoy-2012-sostavitel-dinenkova-rukovodit.php . Ссылка активна на 12 июля 2020.

3. Caroli M.E., Sagone E. Professional Self representation and risk of burnout in school teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. №46. P. 5509-5515.

4. Saiiari A., Moslehi M., Rohollah V. Relationship between emotional intelligence and burnout syndrome in sport teachers of secondary schools // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011. №15. P. 1786-1791.

REFERENCES:

1. Bohan NA, Aksenov MM, Belokrylova MF, et al Kliniko-biologicheskie zakonomernosti i social' no - psihologicheskie predposylki formirovanija nepsihoticheskih psihicheskih rasstrojstv u lic, prozhivajushhih v regione Sibiri. Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii. 2015;(3):9-18. (In Russ).

2. Dynenkova EN. Professional'nyj stress i puti ego preodolenija. Polevskoj: reabilitacionnyj otdel GBOU SO «Centr psihologo-pedagogicheskoj reabilitacii i korrekcii "Lado"»; 2012. Available at: http://diss.seluk.ru/m-psihologiya/1020204-1-metodicheskoe-posobie-dlya-pedagogov-professionalniy-stress-puti-ego-preodoleniya-polevskoy-2012-sostavitel-dinenkova-rukovodit.php . Accessed: 2020 July 12. (In Russ).

3. Caroli ME, Sagone E. Professional Self representation and risk of burnout in school teachers. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012;(46):5509-15.

4. Saiiari A, Moslehi M, Rohollah V. Relationship between emotional intelligence and burnout syndrome in sport teachers of secondary schools. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2011; (15):1786-91.

5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер; 2009.

6. Волкова И.В. Подростковый буллинг и стиль общения педагога // Научное мнение. 2017. №5. С. 56-63.

7. Гаврилова Н.С., Вяленкова Л.В. Укрепление и сохранение психического здоровья школьников. В сб.: XIII Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: педагог-психолог в мире школы»; 25-26 апреля 2017. М.; 2017. C. 32-34. Доступно по: https://istina.msu.rU/download/73694837/1gOjqs:4J zNvX89Yy07V7BKub1WqCURU-Q/. Ссылка активна на 12 июля 2020.

8. Дикова В.В. Феномен педагогической агрессии: теория и практика. Нижний Тагил: НГСПА; 2011.

9. Sadeghia K., Khezrloub S. Burnout among English Language Teachers in Iran: Do Sociodemographic Characteristics Matter? // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. №98. P. 1590-1598.

10. Yusofa R., Ishaka N.M., et al. Identifying Emotional Intelligence Competencies among Malaysian Teacher Educators // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. №159. P. 485-491.

11. Василевская Е.А. Преодолевающее поведение как успешность переживания критических ситуаций педагогами // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. №4 (15). С. 42-47. Доступно по: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=233. Ссылка активна на 12 июля 2020. doi:10.23888/humJ2016442-47

12. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб.: Питер; 2012.

13. Фомиченко А.С. Восприятие и понимание учителями агрессивного поведения учащихся. Дис. ... канд. психол. наук. М.; 2005. Доступно по: https://dlib.rsl.ru/01007488861. Ссылка активна на 12 июля 2020.

14. Бокуть Е.Л. Психологические особенности формирования социальной перцепции выпускников педагогических колледжей. Дис. . канд. психол. наук. М.; 2012. Доступно по: https://dlib.rsl.ru/01002748982. Ссылка активна на 12 июля 2020.

15. Ames C. Classrooms: Goals, Structures, and Student Motivation // Journal of Educational Psychology. 1992. Vol. 84, №3. P. 261-271.

16. yan A.M., Patrick H. The classroom social environment and changes in adolescents' motivation and engagement during middle school //

5. Vodop'janova NE. Psihodiagnostika stressa. Saint-Petersburg: Piter; 2009. (In Russ).

6. Volkova IV. Podrostkovyj bulling i stil' obshhenija pedagoga. Nauchnoe mnenie. 2017;(5):56-63. (In Russ).

7. Gavrilova NS, Vjalenkova LV. Ukreplenie i sohranenie psihicheskogo zdorov'ja shkol'nikov. In: XIII Vserossijskaja nauchno-prakti-cheskaja konferencija «Psihologija obrazovanija: pedagog-psiholog v mire shkoly»; 25-26 Apr 2017. Moscow; 2017. P. 32-4. Available at: https://istina.msu.ru/down load/73694837/1gOjqs:4JzNvX89Yy07V7B Kub1WqCURU-Q/. Accessed: 2020 July 12. (In Russ).

8. Dikova VV. Fenomen pedagogicheskoj agressii: teorija i praktika. Nizhnij Tagil: NSSPA; 2011. (In Russ).

9. Sadeghia K, Khezrloub S. Burnout among English Language Teachers in Iran: Do Sociodemographic Characteristics Matter? Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014;(98):1590-8.

10. Yusofa R, Ishaka NM, et al. Identifying Emotional Intelligence Competencies among Malaysian Teacher Educators. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014;(159):485-91.

11. Vasilevskaja EA. Preodolevajushhee povedenie kak uspeshnost' perezhivanija kriticheskih situacij pedagogami. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2016;4(15):42-7. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=233. Accessed:_ 2020 July 12. (In Russ). doi:10.23888/humJ2016442-47

12. Il'in EP. Psihologija vzroslosti. Saint-Petersburg: Piter; 2012. (In Russ).

13. Fomichenko AS. Vosprijatie i ponimanie uchiteljami agressivnogo povedenija uchashhihsja [dissertation]. Moscow; 2005. (In Russ). Available at: https://dlib.rsl.ru/01007488861. Accessed: 2020 July 12. (In Russ).

14. Bokut' EL. Psihologicheskie osobennosti formirovanija social'noj percepcii vypusknikov pedagogicheskih kolledzhej [dissertation]. Moscow; 2012. Available at: https://dlib. rsl.ru/01002748982. Accessed: 2020 July 12. (In Russ).

15. Ames C. Classrooms: Goals, Structures, and Student Motivation. Journal of Educational Psychology. 1992;84(3):261-71.

16. Ryan AM, Patrick H. The classroom social environment and changes in adolescents' motivation and engagement during middle school.

395

American Educational Research journal. 2001. №38. P. 437-460.

17. Rimm-Kaufman S.E., et al. The Contribution of Children's Self-Regulation and Classroom Quality to Children's Adaptive Behaviors in the Kindergarten Classroom // Developmental Psychology. 2009. №45(4). P. 958-972.

18. Sakiz G., Pape S.J., Woolfolk H.A. Does perceived teacher affective support matter for middle school students in mathematics classroom? // Journal of School Psychology. 2012. №50. P. 235-255.

19. Skinner E.A., Belmont M.J. Motivation in the classroom: Reciprocal effects of teacher behavior and student engagement across the school year // Journal of Educational Psychology. 1993. Vol. 85, №4. P. 571-581.

20. Stewart K. The Mediating Role of Classroom Social Environment between Teacher Self-efficacy and Student Adjustment [dissertation]. South Florida: Department of Psychological and Social Foundations College of Education University; 2014.

21. Полунин В.Ю., Марков О.В., Лукичев И.Г. Развитие социально-перцептивной компетентности специалиста // Инициативы XXI века. 2015. №1-2. С. 79-81.

22. Марков О.В. Исследование психологической структуры социально-профессиональной перцепции у будущего преподавателя высшей школы // Психологос. 2015. №1-2. С. 84-86.

23. Марков О.В., Куликов М.М., Суворова О.В., и др. Исследование особенностей развития социально-профессиональной перцепции у будущих педагогов // Педагогика и психология образования. 2017. №4. С. 130-146.

24. Сачкова М.Е. Специфика отношения учителей к учащимся с разным статусом в школьном классе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, №5. С. 31-38. doi:10.17759/pse.2017220504

25. Фомиченко А.С. Взаимоотношения в системе «учитель-ученик» как условие успешности учебной деятельности школьников // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, №5. С. 3947. doi:10.17759/pse.2017220505

26. Фомиченко А.С. Особенности социальной перцепции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. Т. 2, №202. С. 17-20.

27. Тирских М.Г., Черняк Л.Ю. Стереотипизация социального поведения: правовые и иные социальные регуляторы общественных отношений // Академический юридический журнал.

American Educational Research journal. 2001;38: 437-60.

17. Rimm-Kaufman SE, et al. The Contribution of Children's Self-Regulation and Classroom Quality to Children's Adaptive Behaviors in the Kindergarten Classroom. Developmental Psychology. 2009;45(4):958-72.

18. Sakiz G, Pape SJ, Woolfolk HA. Does perceived teacher affective support matter for middle school students in mathematics classroom? Journal of School Psychology. 2012;(50):235-55.

19. Skinner EA, Belmont MJ. Motivation in the classroom: Reciprocal effects of teacher behavior and student engagement across the school year. Journal of Educational Psychology. 1993; 85(4):571-81.

20. Stewart K. The Mediating Role of Classroom Social Environment between Teacher Self-efficacy and Student Adjustment [dissertation]. South Florida: Department of Psychological and Social Foundations College of Education University; 2014.

21. Polunin VJu, Markov OV, Lukichev IG. Razvitie social'no-perceptivnoj kompetentnosti specialist. Iniciativy XXI veka. 2015;(1-2):79-81. (In Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Markov OV. A study of the psychological structure of social and professional perception of the future higher school teacher. Psihologos. 2015; (1-2):84-6.

23. Markov OV, Kulikov MM, Suvorova OV, et al. Issledovanie osobennostej razvitija social'no-professional'noj percepcii u budushhih pedagogov. Psychological Science and Education. 2017;(4):130-46. (In Russ).

24. Sachkova ME. Specifics of teachers' attitude to students with different status in school class. Psychological Science and Education. 2017;22(5):31-8. (In Russ). doi:10.17759/pse.2017220504

25. Fomichenko AS. Teacher-student relationship as a factor of successful learning activity in schoolchildren. Psychological Science and Education. 2017;22(5):39-47. (In Russ). doi:10.17759/pse. 2017220505

26. Fomichenko AS. Osobennosti social'noj percepcii. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017;2(202):17-20. (In Russ).

27. Tirskih MG, Chernjak LJu. Stereotipizacija social'nogo povedenija: pravovye i inye social'nye reguljatory obshhestvennyh otnoshenij. Akademicheskij juridicheskij zhurnal. 2009;

396

2009. №3 (37). С. 4-11.

28. Ткачева М.С. Социально-психологические стереотипы у педагогов как фактор социокультурной интеграции обучающихся. В сб.: Социокультурная интеграция и специальное образование. М.: Перо; 2015. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24404335. Ссылка активна на 12 июля 2020.

29. Каменская Е.Н., Дыхан Л.Б., Пижугийда В.В. Изучение влияния гендерных стереотипов на деятельность педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №2 (57). С. 130-137.

30. Лукова М.С. Стереотипы профессиональной педагогической деятельности // Человеческий капитал. 2016. №3 (87). С. 74-75.

31. Лысевская О.В., Варыханова К.В. Эмоциональное выгорание педагогов школы в зависимости от особенностей проявления у них эмпатии // Молодежный вестник ИРГТУ. 2016. №3. С. 15.

32. Юрьева Л.А., Юрьева В.В. Толерантность и эмпатийность педагогов. В сб.: Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: теория и практика»; 09-10 июня 2016. Орехово-Зуево; 2016. С. 951-955. Доступно по: http://soc-education.ru/wp-content/uploads/ 2017/07/IndusivObr-2016.pdf. Ссылка активна на 12 июля 2020.

33. Васильева В.С. Реализация принципа эмпатии в развитии коммуникативной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №12-1 (66). С. 106-110.

34. Салдеева В.В., Швецова О.Ю. Эмпатия как профессионально значимое качество педагога. В сб.: III Международная научно-практическая конференция «Новое слово в науке: стратегии развития»; 31 декабря 2017. Чебоксары; 2017. С. 79-81. Доступно по: https://interactive-plus.ru/e-publications/e-publication-449.pdf. Ссылка активна на 12 июля 2020.

35. Яценко Т.Е. Содержательные характеристики эмпатии педагогов-женщин общеобразовательных и дошкольных учреждений // Научные труды республиканского института высшей школы. 2017. №2 (17). С. 260-267.

36. Володина С.А. Эмпатия как необходимое условие эффективности профессиональной деятельности педагога // Проблемы современного образования. 2018. №1. С. 56-60.

(3):4-11. (In Russ).

28. Tkacheva MS. Social'no-psihologicheskie stereotipy u pedagogov kak faktor sociokul'turnoj integracii obuchajushhihsja. In: Sociokul'turnaja integracija i special'noe obrazovanie. Moscow: Pero; 2015. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=24404335. Accessed: 2020 July 12. (In Russ).

29. Kamenskaja EN, Dyhan LB, Pizhugijda VV. Izuchenie vlijanija gendernyh stereotipov na dejatel'nost' pedagoga. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2017;(2):130-7. (In Russ).

30. Lukova MS. Stereotipy professional'noj pedagogicheskoj dejatel'nosti. Chelovecheskij capital. 2016;(3):74-5. (In Russ).

31. Lysevskaja OV, Varyhanova KV. Emotional burnout of school teachers depending on features of their empathy manifestation. Molodezhnyj vestnik IRGTU. 2016;(3):15. (In Russ).

32. Jur'eva LA, Jur'eva VV. Tolerantnost' i jempatijnost' pedagogov. In: Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Inkljuzivnoe obrazovanie: teorija i praktika»; 09-10 June 2016. Orehovo-Zuevo; 2016. Available at: http://soc-education.ru/wp-content/uploads/2017/07/ Inclusiv0br-2016.pdf. Accessed: 2020 July 12. (In Russ).

33. Vasilieva VS. Implementation of the empathy principle in the development of the communicative competence of teachers of preschool educational organizations. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2017;(12-1):106-10. (In Russ).

34. Saldeeva VV, Shvecova OJu. Jempatija kak professional'no znachimoe kachestvo pedagoga. In: III Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Novoe slovo v nauke: strategii razvitija»; 31 Dec 2017. Cheboksary; 2017. Available at: https://interactive-plus.ru/e-publications/e-publication-449.pdf. Accessed: 2020 July 12. (In Russ).

35. Jacenko TE. Content features of empathy of teachers-women of educational institutions of various types. Nauchnye trudy respubli-kanskogo instituta vysshej shkoly. 2017;(2):260-7. (In Russ).

36. Volodina SA. Empathy as a necessary condition for the effectiveness of the professional activity of a teacher. Problemy sovremennogo obrazovanija. 2018;(1):56-60. (In Russ).

397

37. Касаткина Л.Н. Идентификации как средство понимания уникального внутреннего мира другого человека в деятельности психолога // Психологическая наука и образование. 2013. №3. С. 88-98.

38. Семенова Л.Э., Урусова Е.А., Родионова И.В. Гендерная специфика каузальной атрибуции чувства вины // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4, №5. С. 1-9. Доступно по: http://mir-nauki.com/PDF/25PSMN516.pdf. Ссылка активна на 12 июля 2020.

39. Ениколопов С.Н., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Когнитивные факторы агрессии и каузальная атрибуция агрессивности // Прикладная юридическая психология. 2011. №2. С. 43-58.

40. Петрушихина Е.Б. Социально-психологические особенности взаимодействия классного руководителя с учащимися // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 5, №2. С. 34-47.

41. Лукьянченко Н.В. Каузальная атрибуция классного руководителя как предиктор стилевых особенностей педагогического управления // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5, №4. С. 74-90.

42. Пулина А.А. Генезис профессиональной рефлексии педагога // Евразийский союз ученых.

2015. №3-1 (12). С. 109-112.

43. Сайгушев Н.Я., Сайгушева Л.И. К вопросу о функциональном анализе педагогической деятельности // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2015. №1 (19). С. 119-124.

44. Хутыз З.М. Педагогическая рефлексия в деятельности педагога // Science Time. 2015. №3 (15). С. 560-564.

45. Алексеев С.С. Взаимосвязь соматизации и рефлексии // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2016. №S1. С. 17-22.

46. Шустова И.Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. №1 (28). С. 61-68.

47. Бобрович Т.А. Педагогическая рефлексия как средство саморазвития педагога // Теория и методика профессионального образования.

2016. Т. 1, №3-1. С. 193-202.

48. Раскалинос В.Н. Роль рефлексивной среды в формировании рефлексивной компетентности социальных педагогов // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. Т. 2, №4. С. 33-39.

49. Толкачева М.В., Кузнецова Т.А., Колипова Н.Н., и др. Для чего педагогу нужна рефлексия. В

37. Kasatkina LN. Identification as a means of understanding the unique inner world of the other in psychologist's practice. Psychological Science and Education. 2013;(3):88-98. (In Russ).

38. Semenova LJe, Urusova EA, Rodionova IV. The gender specificity of the causal attribution of guilt. Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2016;4(5):1-9. Available at: http://mir-nauki.com/PDF/ 25PSMN516.pdf. Accessed: 2020 July 12. (In Russ).

39. Enikolopov SN, Kuznecova JuM, Chudova NV. Kognitivnye faktory agressii i kauzal'naja atribucija agressivnosti. Journal Applied legal psychology. 2011;(2):43-58. (In Russ).

40. Petrushihina EB. Social and psychological characteristics of the class teacher interaction with students. Psychological Science and Education. 2013;5(2):34-47. (In Russ).

41. Luk'janchenko NV. Causal Attribution in Class Teacher as Predictor of Pedagogical Management Style. Social'naja psihologija i obshhestvo. 2014;5(4): 74-90. (In Russ).

42. Pulina AA. Genezis professional'noj refleksii pedagoga. Evrazijskij sojuz uchenyh. 2015;(3-1):109-12. (In Russ).

43. Sajgushev NJa., Sajgusheva LI. K voprosu o funkcional'nom analize pedagogicheskoj dejatel'nosti. Gumanitarnye nauki i obrazovanie v Sibiri. 2015;(1):119-24. (In Russ).

44. Hutyz ZM. Pedagogicheskaja refleksija v dejatel'nosti pedagoga. Science Time. 2015;(3):560-4. (In Russ).

45. Alekseev SS. Vzaimosvjaz' somatizacii i refleksii. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2016;(S1):17-22. (In Russ).

46. Shustova IJu. Znachenie refleksii v professional'noj vospitatel'noj dejatel'nosti pedagoga. Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2016; (1):61-8. (In Russ).

47. Bobrovich TA. Pedagogicheskaja refleksija kak sredstvo samorazvitija pedagoga. Teorija i metodika professional'nogo obrazovanija. 2016;1(3-1):193-202. (In Russ).

48. Raskalinos VN. The role of reflexive environment in shaping reflexive competency of social pedagogues. Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologija obrazovanija. 2016;2(4):33-9. (In Russ).

49. Tolkacheva MV, Kuznecova TA, Kolipova NN, et al. Dlja chego pedagogu nuzhna refleksija. In: III

39S

сб.: III Международная научно-практическая конференция «Слагаемые педагогической практики»; 27 февраля 2017. Чебоксары; 2017. Доступно по: https://emc21.ru/wp-content/uploads/2017/03/Sbornik-ves.pdf. Ссылка активна на 12 июля 2020.

50. Галямшина А.И. Гендерные особенности межличностной аттракции юношеского возраста // Научный поиск. 2013. №4. С. 36-37.

51. Калинина Т.В., Кудачкин Д.А. К проблеме изучения межличностной аттракции в отечественной психологии. В сб.: 10-я международная научно-практическая конференция «Научный поиск в современном мире»; 27 сентября 2015. Махачкала; 2015. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24242578. Ссылка активна на 12 июля 2020.

52. Скоробогатова Ю.А. Межличностная аттракция в работах отечественных и зарубежных исследователей: история исследования понятия. В сб.: IX международная научно-практическая конференция «Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире»; 06 февраля 2015. Волгоград; 2015. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp7id =24205885. Ссылка активна на 12 июля 2020.

53. Шадричева А.И. Особенности межличностной аттракции в юношеском возрасте // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014. № 1. С. 88-95.

54. Шадричева А.И. Основные психологические детерминанты межличностной аттракции // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2, №3. С. 64-68.

55. Фокина В.Н. Гендерные особенности факторов аттракции в межличностных отношениях молодежи // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 4 (10). С. 161-164.

56. Халудорова Л.Е. Аттрактивная природная среда как фактор развития нравственно-экологических ценностей педагога // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, Психология. 2012. №3 (10). С. 232-235.

57. Краева М.Ю. Роль социальной перцепции в формировании авторитета современного учителя // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практической конференций. 2015. №1. С. 2715-2720. Доступно по: https://www.elibrary.ru/contents.asp?issueid=1444 282. Ссылка активна на 12 июля 2020.

Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Slagaemye pedagogicheskoj praktiki»; 27 Feb 2017. Cheboksary; 2017. Available at: https://emc21.ru/wp-content/uploads/ 2017/03/Sbornik-ves.pdf. Accessed: 2020 July 12. (In Russ).

50. Galjamshina AI. Gender peculiarities of interpersonal attraction of youthful age. Nauchnyj poisk. 2013;(4):36-7. (In Russ).

51. Kalinina TV., Kudachkin DA. K probleme izuchenija mezhlichnostnoj attrakcii v otechestvennoj psihologii [Abstract]. In: 10-j mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Nauchnyj poisk v sovremennom mire»; 27 Sep 2015 . Mahachkala; 2015. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24242578. Accessed: 2020 July 12. (In Russ).

52. Skorobogatova JuA. Mezhlichnostnaja attrakcija v rabotah otechestvennyh i zarubezhnyh issledovatelej: istorija issledovanija ponjatija. In: IX mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija «Menjajushhajasja kommunikacija v menjajushhemsja mire»; 6 Feb 2015. Volgograd; 2015. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24205885. Accessed: 2020 July 12. (In Russ).

53. Shadricheva AI. Osobennosti mezhlichnostnoj attrakcii v junosheskom vozraste. PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2014;(1):88-95. (In Russ).

54. Shadricheva AI. Main psychological determinants of interpersonal attraction. Uspehi sovremennoj nauki i obrazovanija. 2016;2(3):64-8. (In Russ).

55. Fokina VN. Genderfeaturesoffactorsattractions in interpersonal relationships among young. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. 2017;(4):161-4. (In Russ).

56. Haludorova LE. Attractive natural environment as a factor in the development of moral and ecological values of the pedagogue. Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, Psihologija. 2012;(3):232-5. (In Russ).

57. Kraeva MJu. Rol' social'noj percepcii v formirovanii avtoriteta sovremennogo uchitelja. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. 2 0 1 5 ; ( 1 ) : 2 7 1 5 - 2 0 . Av a i l a b l e a t : https://www.elibrary.ru/contents.asp?issueid=1444 282. Accessed: 2020 July 12. (In Russ).

399

58. Фомиченко А.С. Особенности социальной перцепции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. №2 (202). С. 17-20.

59. Проничева М.М., Булыгина В.Г., Московская М.С. Современные исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов профессий социальной сферы // Социальная и клиническая психиатрия. 2018. Т. 28, №4. С. 100-105.

58. Fomichenko AS. Osobennosti social'noj percepcii. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017;(2):17-20. (In Russ).

59. Pronicheva MM, Bulygina VG, Moskovskaja MS. Modern researches of burn-out syndrome in social service specialists. Social and clinical psychiatry. 2018;28(4):100-5. (In Russ).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Проничева Мария Михайловна - научный сотрудник Лаборатории психогигиены и психопрофилактики, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского; 119034, Москва, Кропоткинский пер., д. 23. E-mail: [email protected]

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 11.07.2020. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 01.12.2020.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Проничева М.М. Обзор отечественных исследований социальной перцепции у педагогов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т.8, №4(31). С. 389-400. Доступно по: https://humjournal.rzgmu.ru/art &^=454. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/

Ыш[20204389-400

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Pronicheva Maria Mikhailovna - science researcher of the Laboratory of Psychohygiene and psychoprophylaxis, V. Serbsky National Medical Research Centre for Psychiatry and Narcology; 23, Kropotkinsky lane, 119034, Moscow. E-mail : [email protected]

PAPER RECEIVED: 11.07.2020. PAPER ACCEPTED: 01.12.2020.

REFERENCE FOR CITING:

Pronicheva MM. Review of domestic researches on social perception among teachers. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(4):389-400. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=454. Accessed: dd Month yyyy. doi:10.23888/humJ20204389-400

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.