Научная статья на тему 'СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО И МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО И МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
500
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ / СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ / ЭТНИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП / АВТОСТЕРЕОТИП / ГЕТЕРОСТЕРЕОТИП / SOCIAL PERCEPTION / ETHNOCULTURAL FEATURES / MECHANISM OF SOCIAL PERCEPTION / STEREOTYPING / ETHNIC STEREOTYPE / AUTOSTEREOTYPE / HETEROSTEREOTYPE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хубешты Артур Феликсович

В статье представлен анализ содержания социальной перцепции с позиции социально-психологического подхода, рассматривающего данный феномен как сложный процесс восприятия, понимания и оценивания социальных объектов, представляющих других людей, самих себя, социальные группы и социальные общности. Представлен анализ закономерностей восприятия социальных групп: избирательность и проектированность. В работе раскрывается структура социального восприятия в условиях межэтнического взаимодействия, что позволяет говорить об этнокультурных особенностях социальной перцепции. Анализируется один из психологических механизмов социальной перцепции - стереотипизация, проявляющаяся в процессе установления и поддержания межэтнических отношений. Особое внимание уделено рассмотрению авто- и гетероэтнических стереотипов, отражающих этнокультурные особенности социальной перцепции, их формированию и приобретению, а также их позитивному и негативному влиянию на восприятие своей и иной этнокультурной общности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEREOTYPING AS A MECHANISM OF SOCIAL PERCEPTION IN THE CONTEXT OF INTERCULTURAL AND INTERETHNIC INTERACTION

The study presents an analysis of the content of social perception from the perspective of a socio-psychological approach, which considers this phenomenon as a complex process of perception, understanding and evaluation of social objects representing other people, themselves, groups and social communities. The analysis of patterns of perception of social groups as selectivity and design is presented. The paper reveals the structure of social perception in the conditions of interethnic interaction, which allows us to speak about the ethno-cultural features of social perception. One of the psychological mechanisms of social perception, stereotyping, which manifests itself in the process of establishing and maintaining interethnic relations is analyzed. The author pays special attention to the consideration of auto-and-hetero-ethnic stereotypes that reflect the ethno-cultural features of social perception, their formation and acquisition, as well as their positive and negative impact on the perception of their own and other ethno-cultural communities.

Текст научной работы на тему «СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО И МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

УДК 316.7:316.454

Хубешты Артур Феликсович

аспирант кафедры психологии Северо-Осетинского государственного педагогического института

Khubeshty Artur Feliksovich

PhD student, Psychology Department, North Ossetian State University

СТЕРЕОТИПИЗАЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕРЦЕПЦИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖКУЛЬТУРНОГО И МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

STEREOTYPING AS A MECHANISM OF SOCIAL PERCEPTION IN THE CONTEXT OF INTERCULTURAL AND INTERETHNIC INTERACTION

Аннотация:

В статье представлен анализ содержания социальной перцепции с позиции социально-психологического подхода, рассматривающего данный феномен как сложный процесс восприятия, понимания и оценивания социальных объектов, представляющих других людей, самих себя, социальные группы и социальные общности. Представлен анализ закономерностей восприятия социальных групп: избирательность и проектирован-ность. В работе раскрывается структура социального восприятия в условиях межэтнического взаимодействия, что позволяет говорить об этнокультурных особенностях социальной перцепции. Анализируется один из психологических механизмов социальной перцепции - стереотипиза-ция, проявляющаяся в процессе установления и поддержания межэтнических отношений. Особое внимание уделено рассмотрению авто- и гетеро-этнических стереотипов, отражающих этнокультурные особенности социальной перцепции, их формированию и приобретению, а также их по-зитивному и негативному влиянию на восприятие своей и иной этнокультурной общности.

Ключевые слова:

социальная перцепция, этнокультурные особенности, механизм социальной перцепции, стерео-типизация, этнический стереотип, автостереотип, гетеростереотип.

Summary:

The study presents an analysis of the content of social perception from the perspective of a socio-psychologi-cal approach, which considers this phenomenon as a complex process of perception, understanding and evaluation of social objects representing other people, themselves, groups and social communities. The analysis of patterns of perception of social groups as selectivity and design is presented. The paper reveals the structure of social perception in the conditions of inter-ethnic interaction, which allows us to speak about the ethno-cultural features of social perception. One of the psychological mechanisms of social perception, stereotyping, which manifests itself in the process of establishing and maintaining interethnic relations is analyzed. The author pays special attention to the consideration of auto-and-hetero-ethnic stereotypes that reflect the ethno-cultural features of social perception, their formation and acquisition, as well as their positive and negative impact on the perception of their own and other ethno-cultural communities.

Keywords:

social perception, ethno-cultural features, mechanism of social perception, stereotyping, ethnic stereotype, autostereotype, heterostereotype.

В эпоху глобализации становятся актуальными вопросы взаимоотношений и взаимодействия представителей различных этнических групп и национальностей. Глобализация, являясь отличительной характеристикой современного мира, вносит существенные изменения в жизнедеятельность большинства этносов, а также оказывает влияние на процессы социального восприятия людьми друг друга как в рамках одной этнокультурной группы, так и при построении отношений с другими этнокультурными общностями, что обуславливает актуальность исследований этнокультурных особенностей социальной перцепции.

Проблема социальной перцепции разрабатывалась Э. Блейером, У. Джемсом, Г. Келли, Ч. Кули, Дж. Мидом, Л. Россом, А.А. Бодалевым, Г.М. Андреевой, Н.М. Лебедевой, А.С. Фоми-ченко и многими другими исследователями.

Социально-психологический взгляд на природу социальной перцепции показал, что она представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить следующие грани: восприятие внешних признаков социальных субъектов (отдельных людей или целых социальных групп) с последующим соотнесением результатов этого восприятия с личностными качествами, интерпретацией и прогнозированием возможного поведения [1, а 17]. А.С. Фомиченко подчеркивает, что в социальном восприятии всегда осуществляется оценивание объекта, на основании чего формируется отношение к нему, что проявляется в эмоциональном и поведенческих планах и приводит к построению собственной стратегии поведения и деятельности в ситуации социальных взаимодействий.

К психологическим механизмам социальной перцепции, обеспечивающим данный процесс, относят стереотипизацию, наряду с идентификацией, рефлексией, каузальной атрибуцией, эм-патией и аттракцией. В данной работе мы остановимся на рассмотрении этнокультурных стереотипов как показателей механизма стереотипизации в социальной перцепции.

Говоря о стереотипах, необходимо упомянуть о факте введения самого термина в научный оборот американским социологом У. Липпманом в 1922 году, который полагал, что при попытке к постижению окружающего мира человек может создать в подсознании картину, которая не соответствует непосредственно наблюдаемым им явлениям. Подобные представления могут быть созданы благодаря влиянию социально-культурного окружения индивида, что, несомненно, не может остаться без внимания при изучении вопроса об этнокультурных особенностях социальной перцепции [2].

Современная социальная психология направлена на объяснение причин, повлекших за собой возникновение феномена стереотипов, оказывающих влияние на социальное поведение людей [3].

Представители когнитивной теории среди причин возникновения стереотипов отмечают потребности в классификации окружающей реальности, что позволяет упрощать восприятие мира. Обобщая поступающую информацию и получаемые знания, человек снижает нагрузку на мышление. Данный механизм относится и к формированию стереотипов. Складывающиеся схемы при познании мира отражают знания о себе, о своей социальной группе, этнокультурной общности, а также и о других людях, этносах, культурах и нациях. Способ обработки поступающей информации окончательно закрепляет эти схемы, формируя представления личности о себе и окружающих людях. Так в процессе социального восприятия складываются различные виды стереотипов: этнические, возрастные, профессиональные и пр. В данной работе остановимся на рассмотрении этнического стереотипа.

Этнический стереотип в традиционном понимании - обобщенность представлений о чертах, характерных определенной этнокультурной группе. В социальной психологии этническим или национальным стереотипом называют такой вид стереотипа, который прослеживается в традициях, уходящих корнями в историю [4]. При этом устойчивость этнических и национальных стереотипов поддерживается массовым сознанием на постоянной основе, и, в большинстве случаев, они мало подвержены каким-либо изменениям.

В социально-психологической литературе представлены результаты исследований У. Лип-пмана, М. Роберта, Ф. Тильмана, Д. Каца и К. Брейли, Г.М. Андреевой, М.В. Мануковского, Т.Г. Грушевицкой, В.Д. Попкова, А.П. Садохина и др., посвященных изучению стереотипов, возникающих вследствие межнационального и межэтнического восприятия, а также путей их формирования и распространения.

Стереотипы упрощают восприятие и познание окружающей реальности социального, географического и пр. контекстов, отражая некоторые представления о социальных объектах восприятия. Согласно мнению У. Липпмана, эти формирующиеся стереотипы передаются из поколения в поколение, что на индивидуальном уровне позволяет относиться к стереотипам как к данности или реальности [5]. Исследователь предполагал способность человека в процессе восприятия действительности помещать эту реальность в виде представлений в некоторую сетку или форму, характеризующейся стереотипностью у людей определенной культуры [5, с. 81]. Подобная стереотипизация облегчает ориентацию человека в окружающем мире и позволяет усваивать больший объем информации. В связи с ограниченным набором признаков, содержащихся в стереотипах, их недостатками выступают односторонность, искаженность и насыщенность предубеждениями. Особенно исследователь обращал внимание на то, что стереотипы далеко не всегда представляются ложью, и очень часто они отражают полную или частичную правду.

М.В. Мануковский подчеркивал неосознаваемый характер стереотипов, называя их устойчивыми образованиями, практически не поддающимися изменениям [6, с. 151-158], что особенным образом вычерчивается при рассмотрении стереотипов, исходящих из конкретной этнокультурной общности. Таким образом, с одной стороны, стереотип облегчает коммуникацию, задавая стандартную схему мышления, а, с другой, - препятствует ее успешности, отражая неверное толкование поведение партнера по общению как представителя иной социальной или этнокультурной группы.

Следовательно, М.В. Мануковский, продолжая развивать идеи У. Липпмана о специфических особенностях стереотипов, формирующихся в конкретной этнокультурной общности, рассматривает их не только позитивные аспекты облегчения коммуникации, но и раскрывает негативную сторону, затрудняющую установление межэтнических и межкультурных контактов, подчеркивая бессознательный механизм их возникновения.

В дальнейшем М. Роберт и Ф. Тильман на основе анализа работ У. Липпмана о поведении личности и социальной группы, выявили закономерности восприятия социальных объектов, в

частности социальных групп: избирательность и проектированность. Так, избирательность социальной перцепции заключается в обращении внимания субъекта восприятия только на отдельные аспекты культуры общности (как материальной, так и духовной) и некоторые ее черты, которые могут значительно искажаться при восприятии. Мы предполагаем, что данное свойство обусловлено стремлением сознания к упрощению перцептивных процессов и невозможности видеть и познавать сразу все характеристики чужой культуры [7].

Проектированность социальной перцепции иной этнической группы заключается в переносе отдельных черт своей этнокультурной общности на восприятие ее культуры и особенностей. Как правило, подобные закономерности социальной перцепции проявляются на первоначальных этапах установления контакта между этнокультурными общностями, так как именно в данный период проявляется избирательность восприятия определенных черт, не связанная с наблюдением за тем, что присутствует в культуре в действительности. Соответственно, в подобной ситуации межэтнического или межкультурного контактов стереотипы выступают неотъемлемой частью при восприятии и познании другой этнокультуры. При этом сам факт их существования оказывает влияние на групповое сознание, а впоследствии и на взаимодействие между этносами.

Экспериментальные исследования этнических стереотипов проводили в 1933 году Д. Кац и К. Брейли [8]. В результате серии проведенных исследований в Принстонском университете со студентами, они разработали методику изучения этнических стереотипов и выявили, что большинство респондентов единодушны в определении черт, характерных для определенной этнической или национальной общности. Эти выводы способствовали разработке определения этнического стереотипа, под которым исследователи понимали устойчивое мнение относительно определенной этнокультурной группы, которое мало согласуется с реальной действительностью. Д. Кац и К. Брейли объяснили данный феномен особенностью людей сначала обозначать воспринимаемое, а потом уже наблюдать его более детально [8, р. 288-289].

Наиболее полное представление об этнокультурных особенностях процесса социальной перцепции представлено в структуре Г.М. Андреевой, которая в качестве ее компонентов выделяет объект и субъект восприятия [9]. Исследователь подчеркивает, что в качестве субъекта восприятия может выступать только индивид, способный к восприятию другого, принадлежащего к «своей» этнокультурной группе, к «чужой» этнокультурной общности, а также к восприятию этих социальных групп в целом. Даже при условии того, что в данный перечень не включены крупные социальные общности, которые, по факту, могут быть восприняты индивидом, выделены четыре разнообразных процесса, где каждый будет обладать рядом своих специфических особенностей, представляющих интерес для социальной психологии.

Позднее Г.М. Андреева дополняет перечень процессов, осуществляемых в рамках этнокультурной социальной перцепции, исходя из определения субъектом восприятия не отдельно взятой личности, а как принадлежащей к определенной социальной группе. Соответственно, процесс социальной перцепции усложняется восприятием социальной группы самой себя, другой группы, а также субъектов восприятия как представителей своей и чужой групп [9, с. 30].

Анализ исследований показывает, что социальное восприятие конкретной этнокультурной общности характеризуется стереотипностью и может осуществляться двумя способами: посредством гетеростереотипов, отражающих системное представление о других, и при помощи автостереотипов, которые выступают системой представлений о себе.

А.П. Миньяр-Белоручева и М.Е. Покровская отмечают, что большинство этнических автостереотипов коннотативно положительны, гетеростереотипы же часто характеризуются отрицательно окрашенным эмоциональным отношением [10], что, безусловно, затрудняет взаимодействие между представителями некоторых этнокультурных общностей [11].

А.А. Насонов отмечал, что изучению этнических стереотипов должно уделять значительное внимание в процессе осуществления межкультурного взаимодействия [12], которое характеризуется интенсификацией межкультурных контактов в современном обществе. Т. Фарадов предположил, что в современном мире анализ динамики автостереотипов и гетеростереотипов позволяет делать выводы о процессах, которые происходят как в самой этнической группе, так и в условиях межэтнического взаимодействия [13].

Исходя из проведенного анализа социально-психологической литературы, мы определили роль стереотипов в социальном восприятии в процессе межэтнического и межкультурного взаимодействия. Однако остается открытым вопрос о связи этнических стереотипов как представлений о своей этнокультурной группе и об иной этнической общности с этнической идентичностью, как дис-позиционным образованием «социальной идентичности в результате осознания своей принадлежности к определенной этнической общности, в структуре этнического самосознания» [14, с. 99], выполняющей функцию социальной регуляции в ситуации межэтнического взаимодействия.

Перспективой нашего исследования видится изучение этнокультурных особенностей социальной перцепции представителей осетинской этнокультурной группы через выявление авто- и гетеростереотипов, определение их влияния на формирование этнической идентичности осетин, рассматриваемых в качестве факторов межэтнического взаимодействия.

В заключении отметим, что стереотипы, складывающиеся в процессе межэтнического восприятия, отражают устойчивые, эмоционально окрашенные стандарты восприятия этносом как самих себя, так и других этнокультурных групп. Сами этнические стереотипы представляют собой обобщенный образ определенной этнической группы, способствуя сохранению ее самобытности и накоплению социального опыта, с одной стороны. А с другой, - гетеростереотипов способствуют выработке обобщенного отношения к этносу как объекту социального восприятия. Этнокультурная особенность стереотипов в процессе социальной перцепции заключается в их распространенности, в связи с тем, что они отражают результаты восприятия большого количества социальных объектов, связаны как с коллективным, так и индивидуальным сознанием, отражая мнение большинства. Исходя из этого, в ситуации межэтнического взаимодействия необходимо отслеживать динамику авто- и гетеростереотипов с целью прогнозирования межэтнических отношений.

Ссылки:

1. Фомиченко А.С. Особенности социальной перцепции // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. № 2 (202). С.17-20.

2. Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчуновой; ред. пер. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М., 2004. 384 с.

3. Лебедева Н.М. Особенности социальной перцепции в процессе этнокультурной адаптации переселенческих групп: дисс. ... канд. психол. наук. М., 1989. 208 с.

4. Этнопсихология: Учебник для вузов / под ред. Т.Г. Стефаненко. М., 2004. 291 с.

5. Lippman W. Public Opinion. NY Toronto, 1965. 427 р.

6. Мануковский М.В. Измерение и фиксация составляющих стереотипа методом семантического дифференциала // Межкультурная коммуникация: современные тенденции и опыт: Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции 19 ноября 2003 г. Часть 3. Межкультурная коммуникация и современные лингвистические теории. Нижний Тагил, 2003. С. 151-158.

7. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы / пер. с франц. Е.В. Машковой, Е.А. Соколова. М., 1988. 250 с.

8. Katz D., Braly K. Racial Stereotypes in One Hundred College Students // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1933. No. 28 (3). Р. 280-290. https://doi.org/10.1037/h0074049.

9. Андреева Г.М. Социальная психология : учебник для высших учебных заведений. 50-е изд., испр. и доп. М., 2017. 363 c.

10. Миньяр-Белоручева А.П., Покровская М.Е. Роль и место этнонимов в глобальном политическом дискурсе // Сборник научных трудов SWorld. Т. 29. Вып. 3. Одесса, 2013. С. 35-38.

11. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / под ред. А.П. Садохина. М., 2003. 352 с.

12. Насонов А.А. Этноконфессиональное взаимодействие на Алтае XIX - начала XX в. в контексте стереотипного восприятия // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №4 (24). С. 87-91.

13. Фарадов Т. Этнокультурная идентичность и некоторые аспекты психологии межнационального общения в Азербайджане. [Электронный ресурс] // Gumilev-Center.AZ. 2013. 03 февраля. URL: http://az.gumilev-center.ru/nacionalno-et-nicheskoe-soznanie-azerbajdzhancev-chast-ii/ (дата обращения 14.06.20).

14. Верещагина М.В. Этническая идентичность и этническая толерантность русских и осетинских студентов: дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2010. 264 с.

Редактор: Кириллова Екатерина Анатольевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.