Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты инклюзивного образования'

Социально-психологические аспекты инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1118
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PROBLEMS / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / SOCIAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Григорьев Георгий Павлович

В статье представлен анализ социально-психологических проблем, возникающих в процессе осуществления инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что в основе подобных проблем лежат искажения социальной перцепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Aspects of the Inclusive Education

The article presents an analysis of the social and psychological problems arising in the implementation of inclusive education of students with disabilities. It is shown that at the heart of these problems lies distortion of social perception.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты инклюзивного образования»

Г. П. Григорьев

УДК: 316.6.376

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И НЕСКО дала наиболее универсальное определение инклюзивного образования как целостного феномена, предполагающего равный доступ к качественному образованию всех детей без исключения [9]. Оно базируется на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способностей, балансе интеллектуальных, этнических, эмоциональных и физиологических компонентов личности. Именно инклюзивное образование может обеспечить лицам с ограниченными возможностями здоровья равные с их здоровыми сверстниками возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Анализ исследований по проблеме инклюзивного образования позволяет отметить следующие принципы инклюзии: признание равной ценности для общества всех обучающихся и педагогов; повышение степени участия обучающихся в культурной жизни образовательных учреждений и одновременное уменьшение уровня изолированности части обучающихся от общественной жизни; реструктурирование методики работы в образовательном учреждении таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех обучающихся, устранение барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной и студенческой жизни для всех обучающихся, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности [1].

Безусловно, инклюзия в образовании предъявляет высокие требования к участникам

образовательного процесса. От студентов с ограниченными возможностями здоровья она требует повышенного напряжения сил, использования своих интеллектуальных и психологических ресурсов, от здоровых студентов -толерантности, внимания, готовности оказывать помощь, то есть испытывает их на предмет гуманности и морали. В то же время обучение наравне со здоровыми дает студентам с ограниченными возможностями здоровья силы, веру в себя и оптимизм, хотя и предъявляет повышенные требования к их интеллектуальным, физическим и психоэмоциональным ресурсам [8].

Интеграция человека с ограниченными возможностями здоровья в образовательные условия высшей школы требует знаний о психологических особенностях формирования личности человека с функциональными ограничениями, поскольку хронические соматические заболевания, физические дефекты, выступая в роли функционального ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой, формируют вторичные изменения - личностные, в том числе особенности самоотношения, «Я-концепции», самоактуализации. Эти изменения часто становятся преградой на пути к обучению и самореализации человека [7].

Для студентов с ограниченными возможностями здоровья характерны существенные проблемы в построении межличностных отношений. Неадекватность самовосприятия, самопознания, восприятия окружающих формирует у студентов с ограниченными возможностями здоровья неудовлетворенность отношениями с миром, окружающими людьми и нарушение социально-психологической адаптации в целом. Если такой студент(ка) в группе в единственном числе, проблема принятия - непринятия его группой становится очень острой [7].

Однако проблемы, связанные с инклюзивным образованием, не являются изолированными от общесоциальных проблем взаимоотношений между здоровыми людьми и инвалидами.

Цель статьи - теоретический анализ взаимоотношений «здоровый человек - инва-

лид» с точки зрения социально-психологических процессов и феноменов применительно к инклюзивному образованию.

Идею социальной интеграции инвалидов на словах поддерживает большинство, однако углубленные исследования показывают сложность и неоднозначность отношения здоровых к инвалидам. Говоря о социальной интеграции, пропагандируя идею равных прав и возможностей, нельзя не коснуться вопроса о том, как сами инвалиды относятся к повышению степени их участия в жизни общества. На вопрос о том, должны ли инвалиды жить среди здоровых, учиться и работать в тех же структурах, что и здоровые и т. п., или же они должны жить отдельно, обособленно, в специально созданных социальных структурах, среди опрошенных в различных регионах России 65,3 % инвалидов выбрали первую альтернативу [5].

Среди противников идеи интеграции наиболее распространены такие объяснения: «Здоровые люди все равно инвалидов не поймут», « На обычных предприятиях к инвалидам плохо относятся». А вот пояснения сторонников интеграции: «Люди должны быть равны», « Инвалиды такие же люди, как и здоровые», «Жить вместе, чтобы инвалиды и здоровые понимали друг друга», «Надо, чтобы инвалид не отрывался от родного коллектива и не считал себя неполноценным», «В общении со здоровыми инвалиды будут иметь наиболее полное моральное удовлетворение». Как видно из этих комментариев, защищая идеи интеграции, инвалиды опираются не на социально-экономические критерии, не ставят во главу угла улучшение материальных условий, а отдают предпочтение социально-психологическим проблемам, вопросам взаимоотношений со здоровыми людьми.

При измерении социальной дистанции обнаруживается, что здоровые предпочитают такие ситуации общения с инвалидами, которые не требуют тесных контактов или требуют контактов «на равных» (предпочитаются ситуации «инвалид - Ваш сосед по дому», «инвалид - коллега»). Ситуации, требующие более близких контактов, чаще вызы-

вают негативное отношение, ровно, как и ситуации, предполагающие более высокое расположение инвалида на иерархической лестнице. В целом можно констатировать неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами. Такой характер установок имеет сложную природу и не является просто выражением чисто негативных установок по отношению к инвалидам. Здоровые часто считают инвалидов более несчастными, грустными, враждебными, подозрительными, злыми, замкнутыми, то есть признается (и даже, быть может, переоценивается) их «несчастли-вость» [5].

Дистанцированность людей-инвалидов от общества и общества от них, исключение из активного участия в социальной жизни огромной группы людей с отличиями основаны на действии социально-психологического феномена «мы и они», сущность которого в разделении (дискриминации) людей по внешним признакам на «своих» (понятных, предсказуемых, безопасных) и «чужих» (иных, непонятных и потому опасных). «Иным» людям всегда в большей степени приписываются отрицательные качества, «своим» - положительные, что находит свое отражение в социальных стереотипах - устойчивых суждениях о какой-либо социальной группе.

Выяснилось, что больше всего страданий людям с ярко выраженной и заметной со стороны инвалидностью причиняет то, как с ними общаются окружающие. Даже если те ничего плохого не хотят. Редкий инвалид не припомнит бестактного попутчика или попутчицу с их «ой бедненький, как это тебя угораздило?» или советами, «как вылечиться», или назойливым вниманием, или, наоборот, абсолютным равнодушием и взглядом «как сквозь стекло».

Социологи подтверждают: лишь две трети наших сограждан (61 %) считают, что с инвалидами надо общаться так же, как и с обычными людьми. Почти треть - 30 % - считают, что инвалиды все же не такие, как все (и, естественно, вольно или невольно дают им это понять). Каждый десятый (9 %) с ответом затруднился, то есть тоже не считает

равенство обычных людей и инвалидов очевидным и бесспорным. Четверть россиян (24 %) призналась, что в обществе людей с физическими недостатками ощущает дискомфорт. Две трети (66 %), правда, ведут себя как обычно, и «задних мыслей» у них нет.

Примерно половина россиян (46 %) думает, что по своему характеру инвалиды отличаются от здоровых людей (считает их «такими же, как все», лишь каждый пятый -21 %). Что это за особые качества? Как правило, люди говорили скорее о позитивных чертах, а не о негативных. Но портрет получился довольно противоречивым.

Чаще всего респонденты упоминали силу духа и характер людей, страдающих от серьезных болезней (11 %). Немало было сказано об их любви к жизни, выносливости и стойкости («они лучше преодолевают трудности»), а также о доброте и человечности, чуткости и сострадании, способности быть милосердными.

Но приписывали здоровые люди инвалидам и чрезмерную обидчивость и ранимость («у них все чувства обострены»), порой -агрессию и даже злобу. По двое-трое россиян из сотни говорили, что инвалиды проявляют в общении нервозность и неуравновешенность, капризы и мнительность, а также застенчивость и неуверенность в себе. Им не нравится, что инвалиды, «завидуют здоровым людям» или пребывают в постоянной «обиде на жизнь». Похоже, говорят эксперты, наши сограждане просто переносят свои собственные эмоции на объект своих чувств или заблуждений.

Впрочем, нередко звучали и слова об особых способностях людей с физическими изъянами, их талантах и прекрасно развитой интуиции, об их решительности и целеустремленности. Сетовали россияне на то, что по объективным и не от них зависящим причинам инвалиды проигрывают здоровым в том, что касается возможностей развития, образования или общения - это немудрено, если большую часть времени ты замкнут в четырех стенах.

Таким образом, сложившееся в общественном сознании отношение к инвалидам мо-

жно оценить как двойственное: с одной стороны, они воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, а с другой - как лишенные многих возможностей, что порождает неприятие и даже враждебность, которое сосуществует с симпатией и сочувствием. Надо заметить, что подобное отношение к инвалидам свойственно не только нашему обществу. Зарубежные исследователи уже давно отмечали наличие подобных стереотипов: приписывание инвалидам таких черт, как недоброжелательность, завистливость, недоверие к здоровым, недостаток инициативы. Во взаимоотношениях инвалидов и здоровых выявились напряженность, неискренность, желание прекратить контакт и т. д.

Попробуем проанализировать описанные факты с точки зрения одного из разделов социальной психологии, а именно социальной перцепции [2, с. 117]

Социальная перцепция (от лат. perceptю -восприятие и sotiaИs - общественный) - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула - объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. д. Позже под социальной перцепцией стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но так называемых социальных объектов (других людей, групп, классов, народностей и т. д.), социальных ситуаций и т. п. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение.

Социальную перцепцию определяют также как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и

поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте.

С этой точки зрения социальная перцепция здоровым человеком инвалида имеет в своей основе некое «напряжение», вызванное, прежде всего, внешней непохожестью инвалида на здорового человека. Человечество в процессе исторического развития сформировало стереотипы здорового тела. Отклонения от заданного стандарта общество воспринимает как «патологию», и, согласно действию механизмов социальной перцепции, наделяет личности с «нетипичным» внешним обликом отрицательными психологическими качествами.

Следует иметь в виду, что социальная перцепция не ограничивается лишь восприятием внешнего облика социального объекта. Существуют следующие социально-перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта.

2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы идентификации эмпатии, рефлексии, атрибуции, и стереотипизации.

Идентификация. Идентификация (от поз-днелатинского identifico - отождествлять) является процессом интуитивного отождествления, сравнения субъектом самого себя с другим человеком (группой людей), в процессе межличностной перцепции. Термин «идентификация» обозначает способ распознания объекта восприятия, в процессе уподобления ему. Это, конечно, не единственный способ восприятия, но в реальных ситуациях общения и взаимодействия, люди часто используют данный прием, когда в процессе общения, предположение о внутреннем психологическом состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Становится очевидным, что идентификация существенно осложнена в случае наличия у объекта восприятия выраженных физических дефектов и не вызывает трудностей при наличии внешне скрытых изъянов, приведших к инвалидности, таких как сахарный диабет, поликистоз почек, состояние после операции на сердце, хроническая тугоухость, имплантанты в позвоночние после аварии др. (примеры взяты из списка студентов - лиц с ограниченными возможностями, обучающихся в Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского в г. Ялте).

Восприятие внутреннего облика объекта, набора его социально-психологических характеристик осуществляется в ходе совместной деятельности и общения, в том числе и в процессе совместного обучения на протяжении некоторого времени, после которого внешние данные социального объекта уходят на второй план и главными становятся его личностные качества. На этом этапе возможно формирование эмпатии.

Эмпатия представляет собой способ понимания другого человека, основанный не на реальном восприятии проблем другого человека, а на стремлении эмоциональной поддержки объекта восприятия. Эмпатия - это аффективное «понимание», основанное на чувствах и эмоциях субъекта перцепции. Процесс эмпатии в общих чертах сходен с механизмом идентификации, в обоих случаях присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на проблемы с его точки зрения. Известно, что эмпатия тем выше, чем больше человек способен представить себе одну и ту же ситуацию, с точки зрения разных людей, а, следовательно, и понять поведение каждого из этих людей. В ряд эмпатий-ных способностей входят способность эмоционально реагировать на переживания другого, способность распознавать эмоциональное состояние другого и мысленно переносить себя в мысли, чувства и действия другого. Проявление эмпатийных способностей со стороны окружения студента с ограниченными возможностями является крайне необ-

ходимым компонентом эффективных вну-тригрупповых отношений.

Важным этапом развития отношений между здоровыми людьми и лицами с ограниченными возможностями является возникновение аттракции.

Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) рассматривается как особая форма восприятия одного человека другим, основанная на устойчивом положительном отношении к человеку. В процессе аттракции люди не просто понимают друг друга, но формируют между собой определенные эмоциональные взаимоотношения. На основе различных эмоциональных оценок, образуется разнообразная гамма чувств: начиная от неприятия, чувства отвращения, к тому или иному человеку, до симпатии, и даже любви к нему.

Психологи выделили различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. Дружба представляется как вид устойчивых, межличностных отношений, характеризующийся устойчивой взаимной привязанностью их участников, в процессе дружбы усиливается аффилиация (стремление быть в обществе, вместе с другом, друзьями) и ожидание взаимной симпатии.

Феноменом, в значительной мере искажающим межличностную перцепцию, является стереотипизация. Стереотипизация -это построение образа на основе уже существующего, устойчивого представления, например, о членах определенной социальной группы. Общество выработало систему «опознавательных знаков», облегчающих процесс стереотипизации: форма военного и полицейского, белый халат врача, судейская мантия и т. д. Стереотипизация имеет два различных следствия. С одной стороны она упрощает процесс построения образа другого человека, сокращает необходимое на это время. С другой стороны - при включении этого механизма может произойти сдвиг в сторону какой-либо оценки воспринимаемого человека и тогда это порождает предубеждение, например, восприятие внешности бомжа переносится на личностные качества человека, хотя это мо-

жет быть и вполне добропорядочный гражданин, попавший в плохую историю. Нечто похожее происходит и при восприятии инвалида. Как скорректировать отрицательное влияние стереотипизации? Ответ однозначен -общение и совместная деятельность, в результате которой будет разрушен стереотип.

Еще одним важным компонентом социальной перцепции является каузальная атрибуция. «Каузальная атрибуция» (англ. attribute -приписывать, наделять) - способность субъекта воспринимать и давать оценку действиям других людей, исходя из анализа восприятия (не всегда правильного) причин и мотивов поведения других людей. Способность интерпретировать действия других появляется либо на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и прочего, либо путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы представляются субъектом в собственных мыслях. Каждый из участников, каких либо взаимоотношений, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности причин данного поведения. В повседневной жизни люди не обладая достаточной информацией о сущности поведения других людей, начинают представлять себе надуманные причины их поведения далекие от действительности. В этом можно убедиться на примере приписывания инвалидам как множества отрицательных качеств, так и положительных свойств, представленных нами выше. Феномен приписывания возникает именно тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке и заменять этот дефицит приходится процессом приписывания.

Таким образом, можно видеть, что проблемы во взаимоотношении между здоровыми людьми и инвалидами в значительной степени обусловлены феноменами социальной перцепции, которые имеют место и в условиях инклюзивного образования, когда студент с ограниченными возможностями включается в группу здоровых.

Тщательная проработка социально-психологических аспектов взаимоотношений инвалидов и здоровых позволяет создать и в значительной степени реализовать программы по улучшению их взаимоотношений.

Социальные условия и условия образования должны быть, таким образом, направлены на то, чтобы бытие человека с ограниченными возможностями стало максимально самостоятельным, независимым, а сам человек, занимая активную и ответственную жизненную позицию, - равноправным членом общества, реализуя себя в этом обществе. В последние годы в мире и в России много сделано для того, чтобы стало возможным обучение людей, обладающих способностями и достаточно высоким умственным потенциалом, но имеющих физические недостатки, в высших учебных заведениях [6].

В Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО КФУ им. В. И. Вернадского на протяжении нескольких лет разрабатывается и внедряется система инклюзивного образования, которая направлена не только на адаптацию студентов с ограниченными возможностями здоровья к учебному процессу, но и на повышение их социальной активности и социальной ответственности.

Важным компонентом системы является психологическое сопровождение студента, включенного в группу здоровых. Сопровождение предполагает реализацию субъект-субъектных (сопровождаемый и сопровождающий) отношений, направленных на решение проблем развития и социальной адаптации сопровождаемого. Основной функциональной нагрузкой сопровождения являются взаимопереплетающиеся и взаимодополняющие процессы диагностирования, консультирования, оказания помощи и поддержки [3; 4].

Инклюзивное образование, которое, как показано выше, базируется на гуманизме, развитии интеллекта и творческих способно -стей, обеспечивает лицам с ограниченными возможностями здоровья равные с их здоровыми сверстниками возможности развития и полноценной интеграции в общество, сопря-

жено с рядом проблем социально-психологического характера, обусловленных особенностями социальной перцепции.

Представляется весьма затруднительным в короткое время перевоспитать общество в направлении адекватного отношения к инвалидам, но в условиях инклюзивного образования возникает возможность и необходимость не только психологической и медицинской реабилитации студентов с ограниченными возможностями здоровья, но и воспитания у здоровых студентов толерантности, чувства эмпатии и дружбы, стремления к взаимопомощи в отношениях со своими товарищами, отличающимися от них по состоянию здоровья.

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ социально-психологических проблем, возникающих в процессе осуществления инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья. Показано, что в основе подобных проблем лежат искажения социальной перцепции.

Ключевые слова: инклюзивное образование, социально-психологические проблемы, социальная перцепция.

SUMMARY

The article presents an analysis of the social and psychological problems arising in the implementation of inclusive education of students with disabilities. It is shown that at the heart of these problems lies distortion of social perception.

Key words: inclusive education, social and psychological problems, social perception.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы международной научно-практической конференции Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Москва, 20-22 июня 2011 г. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С. В. Алехина и др. - М.: МГППУ, 2011. - С. 10-11.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 375 с.

3. Богинская Ю. В. Развитие социальной активности студентов с ограниченными возможностями // Гуманитарные науки. - 2014. -№ 1 (27). - С. 62-69.

4. Богинская Ю. В. Социальная активность и социальная ответственность студентов с ограниченными возможностями: результаты исследования: Материалы всероссийской научно-практической конференции Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. Ялта-Москва, 14-16 мая 2015 г. -Ялта-М.: ГПА-МГППУ, 2015. - С. 24-37.

5. Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых // Социологические исследования. - 1993. - № 1. -С. 62-66.

6. Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: сборник. - М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ, 2001.

7. Купреева О. И. Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья: Материалы международной научно-практической конференции Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Москва, 20-22 июня 2011 г. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С. В. Алехина и др. - М.: МГППУ, 2011. - С. 210-211.

8. Михайлова В. П. Проблемы и вызовы высшего инклюзивного образования - взгляд преподавателя: Материалы международной научно-практической конференции Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Москва, 20-22 июня 2011 г. / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; редкол.: С. В. Алехина и др. - М.: МГППУ, 2011. - С. 187-189.

9. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. -ЮНЕСКО, 2009 г. - 36 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.