Научная статья на тему 'К вопросу о механизмах межличностного восприятия'

К вопросу о механизмах межличностного восприятия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4846
676
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бурова Е. В.

В статье рассмотрено понятие социальной перцепции. Проведен анализ основных механизмов межличностного восприятия: эмпатии, аттракции, каузальной атрибуции, идентификации, рефлексии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о механизмах межличностного восприятия»

К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМАХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

© Бурова Е.В.*

Белгородский государственный университет, г. Белгород

В статье рассмотрено понятие социальной перцепции. Проведен анализ основных механизмов межличностного восприятия: эмпатии, аттракции, каузальной атрибуции, идентификации, рефлексии.

Социальная перцепция - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д. Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную (субъект восприятия - человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия - человек, которого воспринимают). При взаимодействии и общении социальная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга, и верность этой оценки не всегда очевидна.

Существуют механизмы социальной перцепции - это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Рассмотрим их подробнее.

1. Эмпатия - это постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний [1]. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им.

Субъект способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Если индивид никогда не переживал состояния аффекта, депрессии или апатии, то он, скорее всего, не поймет, что переживает другой человек в этом состоянии, хотя и может иметь опреде-

* Ассистент кафедры Управления персоналом факультета Управления и предпринимательства

ленные представления о подобных явлениях. Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь когнитивные представления, необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть. Любая профессиональная деятельность в сфере «человек - человек» (преподаватель, психолог, врач, юрист и др.) требует развития данного механизма социальной перцепции.

2. Аттракция - это особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентаций или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т. д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. С известной долей условности можно сказать, что чем больше нам человек нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности).

Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько

формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой.

3. Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин его поведения [3]. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии с уже знакомым или подобным. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или существовавших.

Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно. На самом деле - это лишь субъективные ощущения, возникающие как механизм психологической защиты. Целесообразно соблюдать определенные рамки критичности и доброжелательности по отношению к окружающим, ведь каждый человек имеет положительные и отрицательные черты, а также особенности поведения. Кроме того, одни и те же качества по-разному оцениваются в различных ситуациях.

В качестве основных ошибок каузальной атрибуции выделяют следующие:

- Общая тенденция переоценивать роль личностных факторов регуляции поведения и недооценивать влияние ситуационных факторов. При этом наблюдается асимметрия оценок: свои ошибки люди практически всегда связывают с обстоятельствами, а ошибки других людей с их личностными качествами (лень, безответственность, некомпетентность).

- Ошибка «иллюзорных корреляций». Ее суть в том, что всякие действия со стороны другого человека воспринимаются как преднамеренные, роль случайности при этом недооценивается.

- Ошибка «ложного согласия» заключается в том, что индивид считает свое поведение «нормальным» и соответствующим ситуации. У многих людей эта ошибка используется для защиты от обвинений и избегания ответственности.

- Ошибка «неравных возможностей» ролевого поведения. Исходя из этого, получается, что нормы общения дают возможность людям, выполняющим более «привилегированные» роли проявлять только свои плюсы, а в некоторых случаях, наоборот, выполняя «подчиненные» роли люди вынуждены раскрывать свои недостатки.

- «Игнорирование информационной ценности неслучившегося». Часто более важным фактом, результатом взаимоотношений людей является не то, что сказано, а то, что не сказано; не то, что сделано, а то, что не сделано.

4. Идентификация - это способность понять ход рассуждений и мотивацию поведения другого человека в конкретной ситуации. Другими словами, это процесс интеллектуального отождествления себя с другим человеком. Идентификация как механизм социальной перцепции подобна эм-патии. Однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное, логическое отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает.

Профессиональная деятельность некоторых специалистов связана с необходимостью идентификации, как, например, работа следователя или преподавателя. Ошибка идентификации при неверной оценке интеллектуального уровня другого человека может привести к негативным профессиональным результатам. В широком смысле идентификация как механизм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видения другого, постижения личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого.

5. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией [2]. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает адекватное понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; а также осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны

воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния, поскольку подсознательно, любой человек склонен оценивать себя чуть лучше, чем он есть на самом деле, нежели это представляется другим людям.

В социальной психологии рефлексия - это еще и своеобразный удво -енный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя.

Рефлексия как механизм взаимодействия базируется на существовании определенных образов самих индивидов (составляющих образа «Я»):

1. Субъект таков, каков он есть на самом деле (реальное «Я»).

2. Субъект таков, каким он себя представляет (идеальное «Я»).

3. Субъект таков, каким его в реальности видят окружающие.

4. Субъект таков, каким, по его мнению, он представляется окружающим.

Причем, содержание позиций 1 и 3 является объективным, а 2 и 4 -характеризует субъективные представления индивида о самом себе. Для развитой рефлексии характерно совпадение содержания всех четырех позиций у индивида, что говорит о наличии у него адекватной самооценки. В противном случае происходит перекос в одну из сторон (т.е. у индивида выражена завышенная, либо заниженная самооценка).

Таким образом, процесс общения невозможно себе представить без восприятия людьми друг друга. Поскольку межличностное восприятие всегда субъективно, каждому человеку необходимо научиться объективному и адекватному оцениванию людей и ситуаций, в чем и помогут развитые механизмы социальной перцепции. Это умение является незаменимым и важнейшим условием эффективной деятельности для профессий в сфере «человек-человек» (в частности в психолого-педагогической практике).

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект-Пресс, 2008.

2. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

3. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.