Научная статья на тему 'Роль Р. Л. Полякова в становлении детского музыкального образования Казани (1932 - 1940 гг. )'

Роль Р. Л. Полякова в становлении детского музыкального образования Казани (1932 - 1940 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
193
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / Р.Л. ПОЛЯКОВ / КАЗАНЬ / CHILDREN''S MUSIC EDUCATION / CHILDREN''S MUSIC SCHOOLS / MUSIC SCHOOLS / R.L. POLYAKOV / KAZAN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Султанова Рамиля Ринатовна, Салитова Фаридэ Шарифовна

Статья посвящена анализу деятельности Рувима Львовича Полякова по формированию музыкально-образовательных учреждений для детей в Казани в 30-е годы XX века. На основе архивных материалов автором представлена целенаправленная работа Р.Л. Полякова по выявлению и обучению одарённых детей, формированию педагогических коллективов и воспитанию национальных кадров; определён вклад выдающегося педагога в развитие детского музыкального образования Татарстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF R.L. POLYAKOVA IN THE FORMATION OF CHILDREN''S MUSICAL EDUCATION OF KAZAN (1932 - 1940)

The article is devoted to the analysis of the activities of Ruvim Lvovich Polyakov on the formation of musical and educational institutions for children in Kazan in the 30s of the XX century. On the basis of archival materials, the author presents the purposeful work of R.L. Polyakov on the identification and training of gifted children, the formation of pedagogical collectives and the education of national cadres; the contribution of an outstanding teacher to the development of the children's musical education of Tatarstan was determined.

Текст научной работы на тему «Роль Р. Л. Полякова в становлении детского музыкального образования Казани (1932 - 1940 гг. )»

УДК 377.12

РОЛЬ Р.Л. ПОЛЯКОВА В СТАНОВЛЕНИИ ДЕТСКОГО

МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНИ (1932 - 1940 гг.)

Р.Р. Султанова, Ф.Ш. Салитова

Аннотация. Статья посвящена анализу деятельности Рувима Львовича Полякова по формированию музыкально-образовательных учреждений для детей в Казани в 30-е годы XX века. На основе архивных материалов автором представлена целенаправленная работа Р.Л. Полякова по выявлению и обучению одарённых детей, формированию педагогических коллективов и воспитанию национальных кадров; определён вклад выдающегося педагога в развитие детского музыкального образования Татарстана.

Ключевые слова: детское музыкальное образование, детские музыкальные школы, музыкальные учебные заведения, Р.Л. Поляков, Казань.

THE ROLE OF R.L. POLYAKOVA IN THE FORMATION

OF CHILDREN'S MUSICAL EDUCATION OF KAZAN (1932 - 1940)

R. Sultanova, F. Salitova

Abstract. The article is devoted to the analysis of the activities of Ruvim Lvovich Polyakov on the formation of musical and educational institutions for children in Kazan in the 30s of the XX century. On the basis of archival materials, the author presents the purposeful work of R.L. Polyakov on the identification and training of gifted children, the formation of pedagogical collectives and the education of national cadres; the contribution of an outstanding teacher to the development of the children's musical education of Tatarstan was determined.

Keywords: children's music education, children's music schools, music schools, R.L. Polyakov, Kazan.

В настоящее время в отечественной музыкальной педагогике особую актуальность приобретает изучение и систематизация педагогического наследия выдающихся музыкально-общественных деятелей, оказавших определяющее значение на становление и развитие музыкального образования в отдельных регионах России.

Основоположником детского музыкального образования в Татарстане по праву считается музыкант-педагог Рувим Львович Поляков -заслуженный деятель искусств Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (далее ТАССР). Биография Р.Л. Полякова представлена в работе Е. В. Порфирьевой [10]. Отдельные аспекты его деятельности, касающиеся развития

фортепианной школы Казани, освещены В. М. Спиридоновой [12]. Воспоминания о нём как о человеке, учителе и музыканте содержатся в сборнике статей и материалов [9]. Однако история становления сети детских музыкальных школ Татарстана и роль в этом процессе Р.Л. Полякова остались вне поля зрения учёных. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения и сохранения педагогического наследия Р.Л. Полякова и традиций в области обучения музыке детей, сложившихся в Татарстанев 30-е годы XX века.

Первые детские музыкальные школы открылись по инициативе Р.Л. Полякова в октябре 1932 года в Молотовском, Сталинском и Пролетарском районах Казани с контингентом учащихся 60 человек в каждой [14, л.74]. Структурно, они представляли собой одно учебное заведение - Центральную музыкальную школу (далее ЦДМШ), с филиалами. Её директором был назначен Р.Л. Поляков.

С огромным энтузиазмом и настойчивостью Рувим Львович принялся налаживать учебный процесс, руководить всей организационной и хозяйственной деятельностью этих учебных заведений. Они стали для него делом всей жизни. Газета «Красная Татария» очень точно характеризовала его работу: «Этот энергичный человек все свои силы, знания и время отдаёт школе... Рувим Львович живёт своей школой. Он вечно в хлопотах и движении - достаёт путёвки в лагеря и санатории для своих учеников, берёт для них напрокат музыкальные инструменты, приглядывается к каждому ребёнку, знает о бытовых условиях каждого учащегося» [5]. Стиль общения с учащимися отражал человеческие черты Рувима Львовича. Учащиеся и педагоги ДМШ вспоминали его «как подлинного интеллигента с чуткой душевной организацией, чистотой мыслей и чувств» [10]. При этом природная чуткость, деликатность и отзывчивость сочетались в нём с высоким

профессионализмом, проницательностью и дальновидностью.

Создавая музыкальные школы для детей, изо дня в день, занимаясь решением многих административных вопросов, Р.Л. Поляков настойчиво шёл к намеченной цели, которую он определил следующим образом: «Детская музыкальная школа является основным источником в развитии общего музыкального начального воспитания и выращивания кадров для специальных музыкальных училищ» [12, с.133]. Глубоко понимая и осознавая всю ответственность и важность развития начального музыкального образования в республике, он писал: «Надо помнить, что от музыкальных школ во многом зависит качество работы в средних и высших музыкальных учебных заведениях, что именно здесь начинается сложный процесс воспитания, формирования и подготовки кадров нашей страны, Татарской АССР - в частности» [8].

Для Р.Л. Полякова было принципиально важно охватить музыкальным образованием как можно большее число детей, сделать музыкальные школы доступными «для всех, кто имеет способности и призвание» [8]. Поэтому он организовывал новые филиалы своей школы в разных частях города. Так, 1 ноября 1936 года в здании общеобразовательной школы № 1 начал работать филиал Центральной музыкальной школы в Ленинском районе г. Казани [2]. В то же время учебных помещений не хватало и приходилось размещать преподавателей и учащихся в нескольких местах. С 1932 года часть Центральной музыкальной школы размещалась в общеобразовательной школе № 15 по ул. Комлева, д. 6 (ныне ул. Х.М. Муштари, здание МАОУ «Школа № 18»), класс оркестра занимался в Казанском музыкальном училище. С 1936 года функционировал филиал в клубе им. В.Р. Менжинского, в 1941 году - отделение ЦДМШ на улице Галактионовской [17, л.1].

Педагогический коллектив музыкальных школ был единым. Первоначально, помимо Р.Л. Полякова, в школе работали десять преподавателей: В.Н. Фрейман, А.В. Чернышева, Н.А. Шевалина, М.Н. Крупеникова, Е.П. Леонтьева, Т.Г. Линсцер, Е.Р. Касриэльс, А.М. Васильев, З.А. Гладышева, В.В. Нечаев. Позднее к ним присоединились И.В. Аухадеев, М.А. Пятницкая, А.Ф. Бормусов и др. Высокий авторитет музыканта и человеческое обаяние помогли Рувиму Львовичу сплотить преподавателей, увлечь их единой целью - не просто обучать детей игре на музыкальных инструментах и пению, а воспитывать разносторонне развитую личность.

В Центральной музыкальной школе царила атмосфера интеллигентности и преданности делу. В прессе отмечалось: «Трудно найти более дружный и спаянный коллектив, чем коллектив этой подлинно советской школы, где забота о детях, чуткое отношение к ним стоят на первом месте ... Особое внимание руководители и педагоги школы уделяют воспитательной работе. Они стремятся поднять сознательное отношение к учёбе не только в музыкальной, но и в общеобразовательной школе» [5]. Это подтверждают и современники Р.Л. Полякова: «Весь коллектив, руководимый Рувимом Львовичем Поляковым, состоял из энтузиастов, глубоко любящих своё дело, Это были удивительные люди: скромные, честные и бескорыстные. Они бесконечно любили музыку» [13, с.6]. Кроме того, Р.Л. Поляков уделял большое внимание повышению педагогического мастерства преподавателей. С этой целью он направлял их в Москву на обучение в Институт повышения квалификации музыкантов. Занятия длились два года в очно-заочной форме. В программу обучения входило посещение уроков профессоров Московской консерватории и индивидуальные занятия [12, с.141].

Одним из важных направлений работы ДМШ Р.Л. Поляков считал выявление музыкально одарённых детей. В статье «Вечер юных талантов», помещённой в газете «Красная Татария», указано следующее: «Директор и основатель Казанских музыкальных школ Рувим Львович Поляков - энтузиаст своего дела, настоящий «ловец» талантливых детей. Он разыскивает их повсюду - по школам, по детским олимпиадам. Он установил живую связь с педагогами, и те сами приводят к нему детей, проявляющих музыкальные способности» [7]. Таким образом, было обнаружено немало перспективных детей. Пока они учились, Рувим Львович и педагоги наблюдали за их развитием и творческим ростом, помогали им раскрыться и определиться с выбором профессии. Заметки с фотографиями таких учащихся и небольшие статьи об их успехах регулярно помещались в газетах. Одна из первых таких статей, датированная 20 марта 1935 года, посвящена будущему композитору и автору гимна Татарстана Р.М. Яхину [1]. В 1938 году в прессе отмечались отличные успехи в учёбе учащихся музыкальной школы Молотовского района: Коли Успенского, Ляли Шигабутдиновой и Казембека Сайдашева [4]. К пятилетию со дня организации ДМШ в Казани в Красной Татарии была помещена фотография юных пианисток - Иды Губайдуллиной, Розы Юсуповой и Сании Губайдуллиной [3]. О многом говорит тот факт,

что первые два выпуска школы полностью были приняты в Казанское музыкальное училище, а Р. Яхин продолжил обучение в Музыкальном училище при Московской консерватории [6]. Многие из выпускников ЦДМШ 30-х годов стали впоследствии выдающимися деятелями музыкального искусства: С.С. Григорьев (1936), Н.С. Николаева (1937), Р.М. Яхин (1937), А.А. Бренинг (1938), А.З. Монасыпов (1940).

Отдельное внимание Р.А. Поляков уделял воспитанию национальных кадров. Этому способствовало расположение филиалов музыкальной школы в рабочих районах Казани, где концентрировалось татарское население города. По воспоминаниям современников, в 1932 году он и педагоги школы посещал татарские школы, отбирали детей с хорошим слухом и приглашали их учиться в ЦДМШ. Уже в первый учебный год в ЦДМШ и её филиалах обучалось 78 детей коренной национальности, а в 1935 году - из 400 детей, около 40% были татарами [12, с.140.]. В конце 30-х годов во всех филиалах ЦДМШ города организовывались группы по сольфеджио для детей дошкольного возраста с целью «большего выявления степени пригодности к музыкальному образованию главным образом татар» [15, л.26 об. - 27]. Так, на протяжении многих лет велась целенаправленная кропотливая работа по привлечению и выявлению музыкально одарённых детей коренной национальности, что в конечном счёте привело к подъёму национальной культуры республики. Это была личная заслуга Рувима Львовича. Он очень ценил и гордился этим. В своей статье «Будущие виолончелисты, пианисты, скрипачи» Р.Л. Поляков писал: «Тяга детей к музыке, в музыкальную школу - огромна. И среди ребят 5 - 6-летнего возраста много таких, чьи родители, старшие братья, сёстры и т.д. до Октябрьской революции не имели доступа в музыкальные учебные заведения... Невольно сопоставляешь жизнь дедушки и внука Ахмадуллиных. Оба - скрипачи. Один - уже весьма преклонных лет - изредка выступает по радио, исполняя татарскую народную музыку, другой - 7-летний Ирэк - второй год учится в ДМШ, в классе преподавателя И.В. Аухадеева. Дед - без всякой специальной подготовки, внук получает чёткое музыкальное образование. Возможно, если дед прошёл бы соответствующую школу, мы имели бы незаурядного скрипача. Но для него двери музыкального учебного заведения были в то время закрыты. » [8].

Ещё одной важной заслугой Р.Л. Полякова является заложенная с первых лет существования ЦДМШ, традиция проведения ежегодных

отчётных концертов учащихся, которая бережно хранится и сегодня. В 30-х годах они назывались по-разному: учебно-показательный, отчётно-показательный, отчётный концерт. Готовились к ним очень серьёзно. Заблаговременно продумывали и утверждали программы, печатали программки, содержащие краткие сведения об авторах и жанрах исполняемых произведений, анонсировали и рецензировали выступления учащихся в газетах. Как правило, проходили они в Татарском государственном академическом театре (ныне здание Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина). Организация подобных концертов

способствовала, с одной стороны, непрерывному творческому росту учащихся, выявлению одарённых детей; а с другой стороны, помогала донести до широкой общественности осознание глубокого воспитательного потенциала музыкального искусства.

В торжественной обстановке в Казани отметили пятилетие ЦДМШ. Этому событию был посвящён ряд публикаций в газете «Красная Татария» и большой отчётно-показательный концерт, состоявшийся 31 марта 1938 года в Казанском Большом Драматическом театре [7]. Юбилей стал некой отметкой в истории школы, когда можно было подвести первые итоги и наметить дальнейшие пути развития детского музыкального образования Казани. В статье, под названием «Вечер юных талантов» содержатся следующие строки: «Юбилейный вечер в Большом драматическом театре показал, что казанские музыкальные школы стоят на правильном пути, что воспитанники успешно овладевают музыкальной грамотой и музыкальной культурой . Музыкальные школы - необходимое звено в подготовке музыкальных кадров, база для музыкальных училищ, для консерваторий» [7]. В свою очередь, И.В. Аухадеев подчёркивал: «Пять лет музыкальных школ города Казани - весьма значительное явление в общественной жизни Татарии. Успехи школ неразрывно связаны с именем их основателя и руководителя Рувима Львовича Полякова. Неуклонное стремление к намеченной цели, исключительная работоспособность в сочетании с большим педагогическим опытом - отличительные черты Рувима Львовича. Его деятельность - пример того, как надо бороться за воспитание кадров советских музыкантов» [6].

Между тем, в тех же публикациях отмечались и нужды музыкальных учебных заведений, главной из которых являлось отсутствие пригодных помещений. Газета «Красная Татария» писала: «Сейчас, когда умолкли

приветственные аплодисменты, во весь рост встаёт вопрос о будущем Казанских музыкальных школ. Теперь, как будто, все убеждены, что школы делают большое и нужное дело. Успехи школ очевидны, но дальнейший их рост требует серьёзной помощи. Школам тесно. Коллектив глубоко неудовлетворён тем, что они не могут охватить всех детей, стремящихся к музыкальному образованию.» [7]. ЦДМШ первоначально занимала второй этаж детского сада по улице Большой Красной и Л.Н. Толстого [12, с.134]. Только в 1940 году, благодаря усилиям Рувима Львовича, ей выделили здание бывшей усадьбы Боратынских, где был проведён капитальный ремонт [16, л.473]. Музыкальная школа Кировского района ютилась в двух комнатах Дворца культуры завода им. В.Л. Ленина [7]. Позднее она располагалась в общеобразовательной школе, как и музыкальные школы Сталинского и Ленинского районов Казани. Неоднократные обращения Р.Л. Полякова

в Управление по делам искусств при Совете Народных Комиссаров (далее СНК) ТАССР, в чьё ведение перешла ЦДМШ в 1938 году, не приносили результатов [11, с.8].

Таким образом, личность Р.Л. Полякова оказала решающее значение на становление системы детского музыкального образования Казани. Осуществить это можно было, только обладая невероятным энтузиазмом, оптимизмом, стратегическим мышлением и имея глубокую убеждённость в том, что «ДМШ - одно из ценнейших культурных завоеваний, которым заслуженно гордится общественность Казани» [8]. Его многолетняя целенаправленная и кропотливая работа по формированию высокопрофессиональных педагогических

коллективов, выявлению и привлечению к обучению музыке одарённых детей, воспитанию национальных кадров имела фундаментальное значение для подъёма музыкальной культуры Татарстана.

Литература:

1. Газета Красная Татария. - 1935 г. - - № 65 (5137), 20

марта.

2. Газета Красная Татария. - - 1936 г. - ■ № 251 (5625), 30

октября.

3. Газета Красная Татария. - 1938 г. - - № 43 (6018), 22

февраля.

4. Газета Красная Татария. - 1938 г. - № 48 (6023), 28

февраля.

5. Газета Красная Татария. - 1938 г. - № 49 (6024), 1

марта.

6. Газета Красная Татария. - 1938 г. - № 74 (6049), 1

апреля.

7. Газета Красная Татария. - 1938 г. - № 76 (6051), 3

апреля.

8. Газета Красная Татария. - 1940 г. - - № 235 (6808), 9

октября.

9. Музыкант. Учитель. Человек. Памяти Р.Л.

Полякова; под общ. ред. Н.М. Губиной, Р.З. Камаловой. -Казань, 2010. - 137 с.

10. Поляков Рувим Львович [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:www.millattashlar.ru /index.php

11. Развитие музыкального образования в Татарстане: сборник документов; отв. сост. Л.В. Горохова; сост.: О.В. Федотова, Н.А. Шарангина; под общ. ред. Д.И. Ибрагимова. -Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан, 2011. - 216 с.

12. Спиридонова В.М. Очерки по истории фортепианного образования и исполнительства в Казани: Конец XIX - первая половина XX века / В.М. Спиридонова. -Вып. 1. - Казань: Казанская государственная консерватория, 2008. - 190 с.

13. Яркий талант педагога. Памяти Е.П. Леонтьевой; сост. Л.С. Власова. - Казань, 2013. - 60 с.

14. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). НА РТ. Ф. Р-1297. Оп. 1. Ед. хр. 67.

15. НА РТ. Ф. Р-7239. Оп. 1. Ед. хр. 1.

16. НА РТ. Ф. Р-7239. Оп. 1. Ед. хр. 1б.

17. НА РТ. Ф. Р-7353. Оп. 1. Ед. хр. 30.

Сведения об авторах:

Султанова Рамиля Ринатовна (г. Казань, Россия), заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель МБУ ДО «ДМШ № 8» Приволжского района г. Казани, e-mail: [email protected]

Салитова Фаридэ Шарифовна (г. Гжель, Россия) доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

R. Sultanova (Kazan, Russia) deputy director for educational work, teacher "Music School № 8" Volga region city of Kazan, e-mail: [email protected]

F. Salitova (Gzhel, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Candidate of Arts, Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, FGBOU VO «Gzhel State University», e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.