Научная статья на тему 'РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / ХАРАКТЕР / ЭКСТРАВЕРТ / ИНТРАВЕРТ / СТЕПЕНЬ НЕЙРОТИЗМА / КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мирзаева Н.А., Мирзаева Ш.Р., Каримова Н.М.

Рассматриваются основные психологические особенности освоения иностранного языка студентами вузов. Описывается процесс иноязычной подготовки студентов и основные проблемы, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

экспериментальная психология. —-2013.-Т. 6.-№ 3.-С. 24-32.

2. Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни. -М.: София, 2006.

3. Aspinwall LG, Tedeschi RG. The value of positive psychology for health psychology: Progress and pitfalls in examining the relation of positive phenomena to health. Ann Behav Med. (2010) 39: 35-42.

Мирзаева Н.А. старший преподаватель Мирзаева Ш.Р. старший преподаватель Каримова Н.М. студент ТашПМИ Узбекистан, г. Ташкент РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В ОСВОЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Аннотация: Рассматриваются основные психологические особенности освоения иностранного языка студентами вузов. Описывается процесс иноязычной подготовки студентов и основные проблемы, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка.

Ключевые слова: темперамент, индивидуальные особенности, установка, личность, характер, экстраверт, интраверт, степень нейротизма, когнитивные процессы, память, внимание.

Mirzaeva N.A., senior teacher TashPMI, Tashkent, Uzbekistan MirzaevaSh.R., senior teacher TashPMI, Tashkent, Uzbekistan Karimova N.M, student TashPMI, Tashkent, Uzbekistan Abstract: The main psychological features of mastering a foreign language by university students are considered. The process of foreign-language preparation of students and the main problems that they encounter when learning a foreign language are described.

Keywords: temperament, individual characteristics, attitude, personality, character, extrovert, introvert, degree of neuroticism, cognitive processes, memory, attention.

Известно, что овладеть иностранным языком - значит научиться мыслить на этом языке. Это справедливое утверждение, сформулированное Берлицем М.Д., предполагает совместный поиск способов преодоления «нарушения экстрапсихологическими факторами психологических закономерностей» [1] овладения и усвоения иностранного языка.

Существует связь между темпераментом ученика, особенностями его скорости мышления, особенностей восприятия, внимания и памяти и

имеющимся у него трудностями в изучении иностранного языка. Предполагается, что индивидуальные особенности личности, такие как темперамент также влияют на усвоение иностранного языка. Например, исследования показали, что наибольшую трудность в изучении иностранного языка имеют ученики, обладающие темпераментом флегматика и меланхолика.

Темперамент в переводе с латинского означает "смесь". Этим термином обычно характеризуют врожденные особенности человека, определяющие характер его психики, - степень уравновешенности, степень нейротизма и эмоциональной подвижности. Темперамент не следует путать с характером, который представляет собой сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности. Но нужно учитывать, что на основе характера лежит темперамент. Степень проявления разных свойств темперамента у разных людей одного и того же типа темперамента может быть различной, но их соотношение остается постоянным. Свойства, темперамента отличаются от мотивов и отношений личности и черт характера. Следовательно, к темпераменту, относятся, прежде всего, врожденные и индивидуально- своеобразные психические свойства. У одних людей психическая деятельность протекает равномерно, они внешне спокойны, уравновешены, даже медлительны, они редко смеются, взгляд их строг и холоден, движения скупы и целесообразны. У других людей психическая деятельность протекает скачкообразно, такие люди наоборот очень подвижны, беспокойны, шумливы, всегда оживлены, т. е. от темперамента зависит характер протекания психической деятельности [8]. К свойствам темперамента относится: скорость возникновения психических процессов и их устойчивость например, скорость восприятия, длительность сосредоточения внимания; психический темп и ритм; интенсивность психических процессов например, сила эмоций, активность болевых действий; направленность психической деятельности на какие-либо объекты, независимо от их содержания например, постоянное стремление человека к контактам с новыми людьми, к новым впечатлениям. Наблюдения показали что, учащиеся, имеющие холерический темперамент, обладают повышенной экстраверсией, эмоциональной возбудимостью, темпом и скоростью реакции в отличие от учащихся с флегматическим типом темперамента. Поэтому учащиеся, имеющие холерический и сангвинический темперамент, более успешны в учебе, имеют больше отличных оценок, чем учащиеся с флегматическим и меланхолическим темпераментом [8].

Следует учитывать, что динамика психической деятельности зависит и от других условий, например, от мотивов и мотиваций. Если ученик заинтересован в учебному процессу, то независимо от особенностей своего темперамента, он выполнит ее эффективнее, энергичнее и быстрее. Свойства темперамента, в отличие от мотивов и психических состояний, проявляются одинаково в самых разных видах деятельности и при самых различных целях. Например, если у студента имеется склонность волноваться перед

сдачей зачета или в ожидании выступления на олимпиаде, то это является свойством темперамента. На процесс усвоения знаний могут оказать влияние такие его свойства как: скорость восприятия и запоминания, длительность сосредоточения и концентрации внимания, психический темп и ритм. Не менее важную роль могут играть также тип личности по Юнгу, например, экстраверт, стремится к разнообразию учебной деятельности, к новым контактам, к общению с людьми, у них выражена эмоциональная окраска речи и выраженность эмоций при общении.

Большую роль в усвоении иностранного языка играют когнитивные процессы: внимание, восприятие, память. У холериков и сангвиника развитие данных психических познавательных процессов, как внимание, восприятие, память, происходит более эффективно, чем у флегматиков и меланхолика[8]. Такие виды памяти как механическая память, образная память, словесно- логическая память и произвольная память имеет большое значении при овладении иностранным языком и должны развиваться во всех видах речевой деятельности. У холериков выявляется высокая продуктивность вербальной памяти, высокий уровень непроизвольной памяти. В целом, эти учащиеся успевают за средним темпом подачи информации, прием информации эффективен, без установки они запоминают слова лучше, чем с установкой. У флегматиков отмечается низкий уровень продуктивности вербальной памяти, средний и низкий объем кратковременной памяти.

В процессе усвоения иностранного языка также, имеет большое значение развитие таких свойств внимание как, концентрация, устойчивость, сосредоточение, объем. Можно отметить, что в усвоении иностранного языка существенную роль играют такие характеристики восприятия как избирательность (особенно проявляется в говорении и аудировании), структурность (говорении, чтении), целостность (в аудировании).

Мы сделали вывод, что индивидуальные особенности учащегося играют важную роль в процессе изучения иностранного языка. Такие особенности психологической деятельности как: темп усвоения знаний, восприятие иностранной речи, пластичность и гибкость в ее переработке, и другие, становятся определяющими факторами усвоения иностранного языка в предлагаемом объеме. Также, экстравертированность активизирует и стимулирует развитие навыков речи по восприятию внешней иноязычной речи, а интровертированность блокирует этот процесс развития речевых навыков. Такие свойства как, тревожность, нейротизм могут препятствовать вступления учащегося в коммуникацию и общение, вызывать страх. Очевидно, этим можно объяснить более низкие результаты усвоения иностранного языка учащимися с флегматическим и меланхолическим темпераментом. Рекомендуется проведение дифференцированных уроков. Например, занятия могут быть в виде интерактивных методов, таких как: ролевые игры, ситуационные и проблемные задачи, игровых ситуаций, где бы ученики, выполняя разные ролевые и социальные функции, пользовались

и диалогом, и монологом. Но нужно учитывать, что холерики и сангвиники, как правило, коммуницируют с удовольствием, а флегматикам и меланхоликам это сделать труднее. Поэтому, нужно также менять и дифференцировать задания, чередовать графические органайзеры для развития грамматики и словарного запаса, а также предлагать интересные задачи и ситуации, что стимулировать флегматиков и меланхоликов на общение. Что касается чтения, с психологической точки зрения очень существенной является мысль о необходимости градуировать материал по трудности, постепенно увеличивая число трудных для чтения слов. Выводы:

1. Рекомендуется в процессе обучения иностранному языку выбирать темы доступные, мотивирующие и интересные для учащегося.

2. Для того чтобы преодолеть трудности, связанные с пониманием речи носителей языка, необходимо уже с начала обучения слушать их речь, постепенно сокращая количество текстов, предъявляемых преподавателем.

3. Принимая во внимание особенности темперамента учащихся, нужно отметить, что для учащихся со всеми типами темперамента более подошли бы занимательные тексты, но в этом случае, задания предпочтительно дать разные.

Использованные источники:

1. Артемов В.А. Психология обучения иностранному языку, М.: Просвещение, 1969.

2. Ауэрбах Т.Д. Зачем и как изучать иностранный язык, М.: Знание,1961.

3. Деркач А.А., Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: искусство овладения иностранным языком. М.; Педагогика,1991.

4. Елухина Н.В. Преодоление основных трудностей понимания иноязычной речи на слух как условие формирования способности устно общаться, //ИЯШ,1996, №4.

5. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке, М.; 1985.

6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 1991.

7. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке, М., 1983.

8. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - Пермь, 1973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.