Научная статья на тему 'Роль психологической подготовки к спортивным соревнованиям'

Роль психологической подготовки к спортивным соревнованиям Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
724
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ / PSYCHOLOGICAL TRAINING / SPORTS COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Корнишин Игорь Иванович

Рассмотрена одна из наиболее интересных проблем в психологической подготовке — выбор оптимального поведения во время спортивных состязаний, принятия решений в соревновательной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF PSYCHOLOGICAL TRAINING FOR SPORTS COMPETITIONS

The author considers one of the most interesting problems in psychological training that is choosing optimum behaviour during sports competitions and decision-making in a competitive situation.

Текст научной работы на тему «Роль психологической подготовки к спортивным соревнованиям»

Значительная часть студенток занимались в школе вместе со здоровыми одноклассниками ввиду отсутствия в учебном заведении специальной медицинской группы (СМГ). Большинству студенток независимо от типа телосложения нравились не все предлагаемые физические упражнения.

Можно выделить несколько причин снижения привычной двигательной активности многих студенток: частое использование транспорта, пристрастие к просмотру телевизионных программ и компьютерным играм, возможность гулять только в выходные дни, отсутствие свободного времени и др. [5].

Предпочтения в двигательной деятельности были отданы следующим видам физических упражнений: студентки астено-торакального типа телосложения чаще выбирали аэробику, плавание, бег, волейбол; мышечного типа телосложения отдали предпочтение баскетболу, танцам, упражнениям на тренажерах; девушки дигестивного типа телосложения чаще выбирали плавание, баскетбол, аэробику, настольный теннис.

Благодаря физическим упражнениям, большинство девушек хотели бы повысить уровень здоровья и улучшить свою фигуру. В теоретическом плане наибольший интерес вызывают вопросы питания, коррекции фигуры, влияния физических упражнений на здоровье и т. д.

На основе анализа полученных данных автор осуществлял групповое и индивидуальное обеспечение занимающихся необходимой информацией, связанной с их двигательной подготовленностью, уровнем и качеством специальных знаний, арсеналом двигательных навыков и умений, обеспечил их соответствующей литературой и методическими

пособиями. Моторная плотность занятий повышалась постепенно, тренирующие воздействия были легкодоступными и не вызывали отрицательных последствий. Подбирались комплексы упражнений с использованием дополнительного инвентаря (гимнастические палки, гантели, эспандеры, гимнастические мячи, степ-платформы и т. п.), учитывались особенности телосложения и индивидуальные предпочтения занимающихся.

В совокупности применение в процессе физического воспитания студенток СМГ всех факторов способствовало увеличению объема знаний в области оздоровления, повышению активности, инициативы, творческого подхода; позволило повысить мотивацию студенток к занятиям физической культурой и преодолеть негативное отношение к занятиям физическими упражнениями.

Список литературы

1. Бондарь, С.Б. Оздоровительная физическая культура в специальных медицинских группах: организация и программа занятий: учеб.-метод. пособие / С.Б. Бондарь. — Ульяновск: УЛГУ, 2007. — 156 с.

2. Левушкин, С.П. Проблема оптимизации физического состояния школьников средствами физического воспитания / С.П. Левушкин, В.Д. Сонькин // Физиология человека. — 2009. — Т. 35. — № 1. — С. 67—74.

3. Аухадеев, Э.И. Методологические и технологические пути решения проблемы реабилитационного направления в оказании помощи пострадавшему от инсульта / Э.И. Аухадеев, Ф.В. Тахавиева // Физическая культура в профилактике, лечении и реабилитации. — 2004. — № 2 (6). — С. 14-18.

4. Ставицкая А.Б. Методика исследования физического развития детей и подростков / А.Б. Ставицкая, Д.И. Арон. — М.: Медгиз, 1959. — 128 с.

5. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура: учеб. пособие / В.А. Епифанов. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. — 560 с.

УДК 796: 159. 9

И.И. Корнишин, канд. пед. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ К СПОРТИВНЫМ СОРЕВНОВАНИЯМ

Психологическая подготовка к конкретному соревнованию направлена на формирование у спортсмена психической готовности именно к данному конкретному соревнованию, т. е. на то, чтобы перед соревнованием и в ходе его спортсмен находился в психическом состоянии, обеспечивающем эффективность и надежность саморегуляции поведения и действий. Главными составляющими этого состояния являются установка на полную реа-

лизацию всех своих возможностей для достижения цели — победы или намеченного результата и определенный уровень эмоционального возбуждения, способствующий, с одной стороны, проявлению необходимой двигательной и волевой активности, а с другой — точности и надежности управления этой активностью.

И соревновательная целевая установка, и уровень эмоционального возбуждения (напряженно-

55

сти) зависят от того, какова у спортсмена потребность в достижении цели. Интенсивность такой потребности определяется личной и общественной значимостью результата соревнований. Кроме того, обе составляющие состояния психической готовности зависят от того, как высоко оценивает спортсмен свои шансы достичь поставленной соревновательной цели. Оценка вероятности достижения цели является следствием отражения в сознании спортсмена [1].

Своей разносторонней готовности к соревнованию (здесь как раз становится очевидной связь между функциональной, физической, технической, тактической подготовкой спортсмена и его предсо-ревновательным психическим состоянием); предполагаемых условий предстоящего соревнования и особенно силы своих соперников. Именно на основании сравнения своих возможностей с возможностями соперников и с учетом прогнозируемых условий предстоящего соревнования спортсмен оценивает вероятность достижения цели.

Поскольку для оптимального психического состояния важна высокая субъективная оценка вероятности достижения цели, постольку намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть труднодостижимой, но такой, какую спортсмен на данном конкретном этапе своей подготовленности может добиться [2].

Следует считать, что психологическая подготовка к конкретному соревнованию должна включать:

• определение цели участия в соревновании;

• создание установки на достижение этой цели;

• формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения.

Для всего этого спортсмену нужно получить и переработать множество различной информации.

Таким образом, можно составить общую систему звеньев психологической подготовки к соревнованиям:

1) сбор достаточной и достоверной информации об условиях предстоящего соревнования и в особенности о противниках;

2) пополнение и уточнение информации о тренированности, возможностях спортсмена или команды к началу соревнования;

3) правильное определение и формулировка цели участия в соревновании;

4) формирование общественно значимых мотивов выступления в соревновании;

5) вероятное программирование соревновательной деятельности;

6) специальная подготовка к встрече с соревновательными препятствиями различной степени трудности (особенно неожиданными) и упражнение в их преодолении;

7) предусмотрение приемов саморегуляции возможных неблагоприятных внутренних состояний;

8) отбор и использование способов сохранения нервно-психической свежести к началу соревнования, восстановление ее в ходе соревнования.

В любом виде спорта условия, в которых проходят соревнования, отличаются от условий тренировочных занятий.

Необходимо отметить, что спортивный результат слагается из трех составляющих:

• физической подготовки;

• функциональной подготовки;

• совершенствования механизмов нервно-психической регуляции деятельности и поведения

человека.

Спортивный результат снижается при ослаблении любой из этих «трех опор».

Многочисленные исследования показывают, что отрицательные формы предстартовых состояний не только вызывают отчетливо переживаемый психический дискомфорт, но и отрицательно воздействуют на готовность к спортивной борьбе и на результат соревнования. Тренерам и психологам необходимо готовить спортсменов не только в физическом и тактическом плане, но и добиться у них противостояния многим предсо-ревновательным и соревновательным факторам, оказывающим сбивающее влияние и вызывающим рассогласование функций, т. е. проявление высокой надежности в соревновательной деятельности [3].

Психологическая подготовка предусматривает планомерное развитие необходимых качеств, способствующих развитию психических, технических и тактических возможностей спортсмена. Непосредственная психологическая подготовка к соревнованиям должна базироваться на информации о возможных и явных соперниках, состоянии мест соревнований и др. Изучение этих факторов и реальная оценка уровня достижений спортсменов должны служить основой для формирования стоящей перед тренерами задачи.

Знание предстоящих трудностей дает возможность путем соответствующей тренировки, в том числе психологической, приучить спортсмена к нужным условиям.

Список литературы

1. Гилев, Г.А. Физическое воспитание в вузе: учеб. пособие / Г.А. Гилев. — М.: МГИУ, 2007 — 376 с.

2. Ильинич, В.И. Физическая культура студента: учебник / В.И. Ильинич; под ред. В.И. Ильинича. — М.: Гардарики, 2002. — 408 с.

3. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Сер. «Высшее профессиональное образование» / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М.: Академия, 2007. — 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.