Научная статья на тему 'Роль психологической и моральной подготовки сотрудников ОМОН, впервые убывающих в служебную командировку в зону контртеррористической операции, проводимой на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации'

Роль психологической и моральной подготовки сотрудников ОМОН, впервые убывающих в служебную командировку в зону контртеррористической операции, проводимой на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОНА АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ / СОТРУДНИК ОМОН / МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СЛУЖЕБНАЯ КОМАНДИРОВКА / THE ZONE OF ANTI-TERRORIST ACTIVITIES / THE EMPLOYEE OMON / MORAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING / BUSINESS TRIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Олейник Д.В., Баландюк Р.О., Баландин О.С., Михеев И.А.

В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми придется столкнуться молодым сотрудникам ОМОН в период подготовки к длительной служебной командировке в зону проведения контртеррористической операции, возможные пути решения этих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Олейник Д.В., Баландюк Р.О., Баландин О.С., Михеев И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of psychological and moral training of the OMON decreasing for the first time on official business in the area of counter-terrorist operations conducted in the territory of the North Caucasus regions of the Russian Federation

In this article problems and possible techniques of their decision which young employees should face OMON during preparation to long official journey into the North Caucasus to a zone of carrying out anti-terrorist actions are revealed.

Текст научной работы на тему «Роль психологической и моральной подготовки сотрудников ОМОН, впервые убывающих в служебную командировку в зону контртеррористической операции, проводимой на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации»

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

роль ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ и МОРАЛЬНОЙ подготовки СОТРУДНИКОВ ОМОН, ВПЕРВЫЕ убывающих в служебную командировку в зону контртеррористической операции, проводимой на территории северо-кавказского региона российской федерации

THE ROLE OF psYcHOLOGicAL AND MORAL TRAINING

of the omon decreasing for the first time on official business in the area of counter-terrorist operations conducted in the territory of the north caucasus regions of the Russian federation

УДК 159.9:355.01

Д.В. ОЛЕЙНИК

(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: losicoff@mail.ru

D.V. OLEJNIK

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

О.С. БАЛАНДИН

(Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: bos1975@yandex.ru

O.S. BALANDIN

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Р.О. БАЛАНДЮК

(Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: balandyuk.ruslan@mail.ru

R.O. BALANDYUK

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

* ■=*

И.А. МИХЕЕВ

(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: miheev.bee@inbox.ru

I.A. MIHEEV

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

98

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы, с которыми придется столкнуться молодым сотрудникам ОМОН в период подготовки к длительной служебной командировке в зону проведения контртеррористической операции, возможные пути решения этих проблем.

Ключевые слова: зона антитеррористических мероприятий, сотрудник ОМОН, морально-психологическая подготовка, служебная командировка.

Abstract: in this article problems and possible techniques of their decision which young employees should face OMON during preparation to long official journey into the North Caucasus to a zone of carrying out anti-terrorist actions are revealed.

Keywords: the zone of anti-terrorist activities, the employee OMON, moral and psychological training, business trip.

Деятельность сотрудников ОМОН имеет большую общественную значимость, связанную с понятной ответственностью за результаты выполнения служебных задач и никак не сопоставима с ответственностью сотрудников ОВД, которые несут службу в обычных условиях. Эта деятельность обусловлена высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья. От качества выполнения задач, поставленных перед Отрядом Мобильным Особого Назначения (ОМОН), убывающим в служебную командировку на Северный Кавказ, зависит не только политическая обстановка в данном регионе, но и возможное возобновление тёплых и дружеских отношений между враждующими сторонами, сохранение десятков, а в некоторых случаях и сотен жизней людей. Необходимо понимать, что личный состав, убывающий в зону активных боевых действий, должен обладать высоким уровнем профессиональной, физической подготовки и психологической устойчивостью к деятельности в нестандартных и экстремальных условиях, связанных с риском для жизни и здоровья.

Не всегда готовность молодых сотрудников соответствует желаемому профессионально-психологическому уровню, так как они могут испытывать ряд трудностей становления в новом для себя коллективе, в котором, как правило, сотрудник может столкнуться со следующими негативными моментами:

- в коллективе преобладает поучительнопренебрежительное отношение к молодым сотрудникам, которое обусловлено тесной служебно-дружеской связью между опытными сотрудниками ОМОН, сложившейся в процессе «сработки» и при выполнении определенных служебных задач;

- молодому сотруднику ОМОН не знако-

мы особенности поведения сослуживцев и начальства, знание которых в некоторых случаях просто необходимо для четкого и своевременного выполнения ставящихся ему задач;

- отсутствие владения информацией о традициях, существующих в коллективе;

- недостаток знаний в профессиональной деятельности;

- в некоторых случаях может быть даже несправедливость начальства при поощрении личного состава.

Все вышеперечисленные проблемы создают негативное действие на молодых и пока ещё не достаточно опытных сотрудников, которым по долгу службы уже необходимо выполнять все функциональные обязанности полноценного сотрудника такого достаточно специфичного подразделения, как ОМОН.

Методом проведения анкетирования в белгородском отряде мобильном особого назначения выявлено несколько факторов, влияющих на настроение и поведение личного состава ОМОН, убывающего в длительную командировку, в процентном соотношении от количества опрошенных, по следующим аспектам:

1. расставание с близкими людьми -100%;

2. длительное отсутствие женского внимания - 100%;

3. неоправданная длительность командировки - 100%;

4. однообразие жизни в командировке в течение 6-ти месяцев - 100%;

5. трудности привыкания к новому распорядку дня - 75%;

6. отсутствие обустроенности проживания в командировке - 69%;

7. недостаточное обеспечение продуктами питания - 65%;

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

99

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

8. психологические трудности - 42%;

9. непонятное чувство тревоги за родных - 34%;

10. смена климата - 12%.

Среди личного состава ОМОН, который неоднократно выезжал в служебные командировки на Северный Кавказ, есть сотрудники, которые не имеют практического опыта преодоления не только чрезмерных физических и эмоциональных нагрузок, но и некоторых бытовых трудностей.

В качестве примера вышеуказанных трудностей актуально привести реально возникающие функциональные обязанности бойца и некоторые особенности проживания:

- проживание в палатках;

- отсутствие горячей воды;

- печное отопление палаток;

- заготовка дров;

- поочерёдное приготовление пищи для личного состава;

- уборка помещений и т.д.

Исходя из вышеизложенного, профессиональной, физической и психологической подготовке бойцов ОМОН, убывающих в длительную командировку, тем более в зону ведения реальных боевых действий, должна отводиться важная роль.

Профессиональная подготовка образует определенный объем знаний, навыков и умений, которыми обладает боец ОМОН, которые, в свою очередь, должны быть отточены до автоматизма. Важно, чтобы молодые сотрудники адекватно оценивали обстановку и не следовали домашним романтическим установкам. Так как зачастую неопытные и не имеющие реальной практики в условиях зоны КТО сотрудники самостоятельно завышают оценку уровня своей подготовленности и зачастую не до конца понимают и осознают, как поведут себя в реальном боестолкновении или при оказании первой медицинской помощи раненому товарищу.

Для преодоления вышеперечисленных проблемных моментов и трудностей, возникающих на этапе подготовки молодых бойцов, необходимо:

- уполномоченным на то лицам, при взаимодействии с командиром отряда, согласовать вопрос об отборе сотрудников, психологически готовых убыть в зону боевых действий;

- учесть межличностные отношения в коллективе;

- при проведении занятий обращать внимание на умение включаться в групповую деятельность, умение бесконфликтно об-

щаться, ответственно относиться к порученному заданию;

- при проведении занятий создавать моделирование необычной, нестандартной, экстремальной ситуации;

- выявлять, отслеживать и если это необходимо - корректировать поведение сотрудников ОМОН, тем самым проводить мероприятия на сплочение коллектива, умение проявлять взаимовыручку в сложных жизненных ситуациях;

- выработать навык у молодых сотрудников, в случае необходимости действовать автономно.

Немаловажное значение необходимо уделять информационной подготовке сотрудников ОМОН (особенно молодых), при этом акцентируя внимание на следующих аспектах:

- в полной мере предоставить информацию о национальном характере и народных традициях данного региона, то есть в целом о национальных особенностях того региона, где им придётся нести службу;

- предоставить информацию о причинах возникновения конфликта и его предыстории;

- предоставить информацию о состоянии дел и оперативной обстановке на данном этапе;

- изучить и указать на реальную значимость особенностей общения с представителями конфликтующих сторон, что включает в себя предположительные жесты оскорбительного или доброжелательного характера, умение по внешним признакам определить агрессивные или доброжелательные намерения у собеседника, способность в разговоре вызывать чувство уважения к себе;

- предоставить молодым сотрудникам информацию об особенностях климата в определённое время года, на основе реального опыта по предыдущим служебным командировкам, с целью формирования у последних понимания о предстоящем температурном режиме и влажности того или иного региона.

П ом и м о п ер еч и сл ен н ого сотр удн и ку ОМОН необходимо знать и умело применять на практике требования нормативных и иных законодательных актов, регламентирующих работу сотрудников ОМОН, в том числе и действующих на территории региона, находящегося в зоне КТО. В процессе обучения необходимо уделить внимание отработке специальных навыков по оказанию первой доврачебной помощи, при различных трав-

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

100

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

мах, делая акцент на особенностях и видах возможных травм: огнестрельное ранение, контузия, оказание помощи при потере конечностей.

Таким образом, становление молодых сотрудников ОМОН, морально и психологически готовых выезжать в служебную командировку

в зону боевых действий, определяется сроком от трех до пяти лет, совмещая занятия профессиональной подготовкой по профилю и такой же срок, чтобы обучить сотрудника ОМОН как специалиста, быть готовым применить свои знания на практике и полностью отдавать отчёт своим действиям.

Литература —

1. Стародубцев М.П., Плаксин А.А. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников ОВД к выполнению служебных обязанностей // Учёные записки университета им. Лесгафта. 2012. №4(86).

2. Расписенко А.П. Роль психологического обеспечения в профилактической подготовке молодых сотрудников, убывающих в зону антитеррористических действий // Учёные записки университета им. Лесгафта. 2012. №7(89).

References

1. Starodubsev M.P., Plaksin A.A. Pedagogikal conditions necessary for effective formation of professional readiness at employees of law-enforcement bodies to performance of official duties // Uchenye zapiski universiteta imeni Lesgafta. 2012. № 4(86).

2. Raspisenko A.P. The role of psychological support in preventive training of young employees to be deployed in the zone of anti-terrorist actions // Uchenye zapiski universiteta imeni Lesgafta. 2012. № 7(86).

(Статья сдана в редакцию 14.04.2015)

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.