Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
роль ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ и МОРАЛЬНОЙ подготовки СОТРУДНИКОВ ОМОН, ВПЕРВЫЕ убывающих в служебную командировку в зону контртеррористической операции, проводимой на территории северо-кавказского региона российской федерации
THE ROLE OF psYcHOLOGicAL AND MORAL TRAINING
of the omon decreasing for the first time on official business in the area of counter-terrorist operations conducted in the territory of the north caucasus regions of the Russian federation
УДК 159.9:355.01
Д.В. ОЛЕЙНИК
(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
D.V. OLEJNIK
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
О.С. БАЛАНДИН
(Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: [email protected]
O.S. BALANDIN
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Р.О. БАЛАНДЮК
(Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: [email protected]
R.O. BALANDYUK
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
* ■=*
И.А. МИХЕЕВ
(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
I.A. MIHEEV
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Проблемы правоохранительной деятельности 2’15
98
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемы, с которыми придется столкнуться молодым сотрудникам ОМОН в период подготовки к длительной служебной командировке в зону проведения контртеррористической операции, возможные пути решения этих проблем.
Ключевые слова: зона антитеррористических мероприятий, сотрудник ОМОН, морально-психологическая подготовка, служебная командировка.
Abstract: in this article problems and possible techniques of their decision which young employees should face OMON during preparation to long official journey into the North Caucasus to a zone of carrying out anti-terrorist actions are revealed.
Keywords: the zone of anti-terrorist activities, the employee OMON, moral and psychological training, business trip.
Деятельность сотрудников ОМОН имеет большую общественную значимость, связанную с понятной ответственностью за результаты выполнения служебных задач и никак не сопоставима с ответственностью сотрудников ОВД, которые несут службу в обычных условиях. Эта деятельность обусловлена высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья. От качества выполнения задач, поставленных перед Отрядом Мобильным Особого Назначения (ОМОН), убывающим в служебную командировку на Северный Кавказ, зависит не только политическая обстановка в данном регионе, но и возможное возобновление тёплых и дружеских отношений между враждующими сторонами, сохранение десятков, а в некоторых случаях и сотен жизней людей. Необходимо понимать, что личный состав, убывающий в зону активных боевых действий, должен обладать высоким уровнем профессиональной, физической подготовки и психологической устойчивостью к деятельности в нестандартных и экстремальных условиях, связанных с риском для жизни и здоровья.
Не всегда готовность молодых сотрудников соответствует желаемому профессионально-психологическому уровню, так как они могут испытывать ряд трудностей становления в новом для себя коллективе, в котором, как правило, сотрудник может столкнуться со следующими негативными моментами:
- в коллективе преобладает поучительнопренебрежительное отношение к молодым сотрудникам, которое обусловлено тесной служебно-дружеской связью между опытными сотрудниками ОМОН, сложившейся в процессе «сработки» и при выполнении определенных служебных задач;
- молодому сотруднику ОМОН не знако-
мы особенности поведения сослуживцев и начальства, знание которых в некоторых случаях просто необходимо для четкого и своевременного выполнения ставящихся ему задач;
- отсутствие владения информацией о традициях, существующих в коллективе;
- недостаток знаний в профессиональной деятельности;
- в некоторых случаях может быть даже несправедливость начальства при поощрении личного состава.
Все вышеперечисленные проблемы создают негативное действие на молодых и пока ещё не достаточно опытных сотрудников, которым по долгу службы уже необходимо выполнять все функциональные обязанности полноценного сотрудника такого достаточно специфичного подразделения, как ОМОН.
Методом проведения анкетирования в белгородском отряде мобильном особого назначения выявлено несколько факторов, влияющих на настроение и поведение личного состава ОМОН, убывающего в длительную командировку, в процентном соотношении от количества опрошенных, по следующим аспектам:
1. расставание с близкими людьми -100%;
2. длительное отсутствие женского внимания - 100%;
3. неоправданная длительность командировки - 100%;
4. однообразие жизни в командировке в течение 6-ти месяцев - 100%;
5. трудности привыкания к новому распорядку дня - 75%;
6. отсутствие обустроенности проживания в командировке - 69%;
7. недостаточное обеспечение продуктами питания - 65%;
Проблемы правоохранительной деятельности 2’15
99
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
8. психологические трудности - 42%;
9. непонятное чувство тревоги за родных - 34%;
10. смена климата - 12%.
Среди личного состава ОМОН, который неоднократно выезжал в служебные командировки на Северный Кавказ, есть сотрудники, которые не имеют практического опыта преодоления не только чрезмерных физических и эмоциональных нагрузок, но и некоторых бытовых трудностей.
В качестве примера вышеуказанных трудностей актуально привести реально возникающие функциональные обязанности бойца и некоторые особенности проживания:
- проживание в палатках;
- отсутствие горячей воды;
- печное отопление палаток;
- заготовка дров;
- поочерёдное приготовление пищи для личного состава;
- уборка помещений и т.д.
Исходя из вышеизложенного, профессиональной, физической и психологической подготовке бойцов ОМОН, убывающих в длительную командировку, тем более в зону ведения реальных боевых действий, должна отводиться важная роль.
Профессиональная подготовка образует определенный объем знаний, навыков и умений, которыми обладает боец ОМОН, которые, в свою очередь, должны быть отточены до автоматизма. Важно, чтобы молодые сотрудники адекватно оценивали обстановку и не следовали домашним романтическим установкам. Так как зачастую неопытные и не имеющие реальной практики в условиях зоны КТО сотрудники самостоятельно завышают оценку уровня своей подготовленности и зачастую не до конца понимают и осознают, как поведут себя в реальном боестолкновении или при оказании первой медицинской помощи раненому товарищу.
Для преодоления вышеперечисленных проблемных моментов и трудностей, возникающих на этапе подготовки молодых бойцов, необходимо:
- уполномоченным на то лицам, при взаимодействии с командиром отряда, согласовать вопрос об отборе сотрудников, психологически готовых убыть в зону боевых действий;
- учесть межличностные отношения в коллективе;
- при проведении занятий обращать внимание на умение включаться в групповую деятельность, умение бесконфликтно об-
щаться, ответственно относиться к порученному заданию;
- при проведении занятий создавать моделирование необычной, нестандартной, экстремальной ситуации;
- выявлять, отслеживать и если это необходимо - корректировать поведение сотрудников ОМОН, тем самым проводить мероприятия на сплочение коллектива, умение проявлять взаимовыручку в сложных жизненных ситуациях;
- выработать навык у молодых сотрудников, в случае необходимости действовать автономно.
Немаловажное значение необходимо уделять информационной подготовке сотрудников ОМОН (особенно молодых), при этом акцентируя внимание на следующих аспектах:
- в полной мере предоставить информацию о национальном характере и народных традициях данного региона, то есть в целом о национальных особенностях того региона, где им придётся нести службу;
- предоставить информацию о причинах возникновения конфликта и его предыстории;
- предоставить информацию о состоянии дел и оперативной обстановке на данном этапе;
- изучить и указать на реальную значимость особенностей общения с представителями конфликтующих сторон, что включает в себя предположительные жесты оскорбительного или доброжелательного характера, умение по внешним признакам определить агрессивные или доброжелательные намерения у собеседника, способность в разговоре вызывать чувство уважения к себе;
- предоставить молодым сотрудникам информацию об особенностях климата в определённое время года, на основе реального опыта по предыдущим служебным командировкам, с целью формирования у последних понимания о предстоящем температурном режиме и влажности того или иного региона.
П ом и м о п ер еч и сл ен н ого сотр удн и ку ОМОН необходимо знать и умело применять на практике требования нормативных и иных законодательных актов, регламентирующих работу сотрудников ОМОН, в том числе и действующих на территории региона, находящегося в зоне КТО. В процессе обучения необходимо уделить внимание отработке специальных навыков по оказанию первой доврачебной помощи, при различных трав-
Проблемы правоохранительной деятельности 2’15
100
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
мах, делая акцент на особенностях и видах возможных травм: огнестрельное ранение, контузия, оказание помощи при потере конечностей.
Таким образом, становление молодых сотрудников ОМОН, морально и психологически готовых выезжать в служебную командировку
в зону боевых действий, определяется сроком от трех до пяти лет, совмещая занятия профессиональной подготовкой по профилю и такой же срок, чтобы обучить сотрудника ОМОН как специалиста, быть готовым применить свои знания на практике и полностью отдавать отчёт своим действиям.
Литература —
1. Стародубцев М.П., Плаксин А.А. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников ОВД к выполнению служебных обязанностей // Учёные записки университета им. Лесгафта. 2012. №4(86).
2. Расписенко А.П. Роль психологического обеспечения в профилактической подготовке молодых сотрудников, убывающих в зону антитеррористических действий // Учёные записки университета им. Лесгафта. 2012. №7(89).
References
1. Starodubsev M.P., Plaksin A.A. Pedagogikal conditions necessary for effective formation of professional readiness at employees of law-enforcement bodies to performance of official duties // Uchenye zapiski universiteta imeni Lesgafta. 2012. № 4(86).
2. Raspisenko A.P. The role of psychological support in preventive training of young employees to be deployed in the zone of anti-terrorist actions // Uchenye zapiski universiteta imeni Lesgafta. 2012. № 7(86).
(Статья сдана в редакцию 14.04.2015)
Проблемы правоохранительной деятельности 2’15
101