Научная статья на тему 'Некоторые технические действия боевых приемов борьбы, рекомендованных к применению в замкнутом пространстве'

Некоторые технические действия боевых приемов борьбы, рекомендованных к применению в замкнутом пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1250
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАМКНУТОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕХНИКА БЛИЖНЕГО БОЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / CONFINED SPACE / COMBAT FIGHTING TECHNIQUES / EQUIPMENT MELEE TECHNICAL ACTIONS / POLICE OFFICERS / PREPARATORY EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б., Кулиничев А.Н., Воротник А.Н.

В статье актуализированы проблемы применения различных особенностей технических действий боевых приемов борьбы, которые рекомендуются для применения в условиях замкнутого (ограниченного) пространства. Рассмотрено применение сотрудниками полиции физической силы и владение боевыми приемами борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б., Кулиничев А.Н., Воротник А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME TECHNICAL ACTIVITIES COMBAT MANEUVER WORK RECOMMENDED FOR USE IN CONFINED SPACES

In this paper, the problem of the use of updated features various technical actions to combat fighting techniques that have and are recommended for use in a closed (limited) space. Just reviewed the use of physical force by the police, and possession of directly fighting techniques struggle.

Текст научной работы на тему «Некоторые технические действия боевых приемов борьбы, рекомендованных к применению в замкнутом пространстве»

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

НЕКОТОРЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ БОЕВЫХ ПРИЕМОВ БОРЬБЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ К ПРИМЕНЕНИЮ

в замкнутом пространстве

some technical activities combat maneuver work recommended for use in confined spaces

УДК 796.01

Н.А. АЛЕКСЕЕВ,

профессор

(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: alexeev@yandex.ru

Н.Б. КУТЕРГИН,

кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: kutergin-nb@rambler.ru

N.A. ALEKSEEV,

Professor

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

N.B. KUTERGIN,

candidate of pedagogical sciences, Associate Professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

А.Н. КУЛИНИЧЕВ

(Белгородский юридический институт МВД России) тел: (4722) 52-55-35

А.Н. ВОРОТНИК

(Белгородский юридический институт МВД России) тел: (4722 )52-55-35

A.N. KULINICHEV A.N. VOROTNIK

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior (Belg°r°cl Ixw Institute °f the Ministry °f the Interior

of the Russian Federation) of the Russian Federation)

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

93

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

Аннотация: в статье актуализированы проблемы применения различных особенностей технических действий боевых приемов борьбы, которые рекомендуются для применения в условиях замкнутого (ограниченного) пространства. Рассмотрено применение сотрудниками полиции физической силы и владение боевыми приемами борьбы.

Ключевые слова: замкнутое пространство, техника ближнего боя, технические действия, боевые приемы борьбы, сотрудники полиции, подготовительные упражнения.

Abstract: In this paper, the problem of the use of updated features various technical actions to combat fighting techniques that have and are recommended for use in a closed (limited) space. Just reviewed the use of physical force by the police, and possession of directly fighting techniques struggle.

Keywords: confined space, equipment melee technical actions, combat fighting techniques, police officers, preparatory exercises.

В процессе служебно-боевой деятельности сотрудникам полиции зачастую приходится действовать в условиях ограниченного пространства (купе пассажирских вагонов, лестничные пролеты, жилые помещения, служебные кабинеты, подвальные помещения, легковые и грузовые автомобили, различные складские помещения). В таких условиях при задержании преступника особая роль отводится техническим действиям применения физической силы, а именно профессиональному владению боевыми приемами борьбы.

В теории и методике спортивной тренировки под техникой физических упражнений понимают способы их выполнения, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно, с относительно большой эффективностью. Она беспрерывно улучшается и обновляется по мере совершенствования двигательных умений, навыков и развития физических качеств. При описании техники нами использовалась словесная, абстрагированная «модель техники», дающая представление о наиболее рациональном выполнении стоек, передвижений, ударов рукой и ногой, захватов, бросков, а также защит [1].

В структуре технической подготовленности сотрудника полиции выделяются базовые и дополнительные приемы и действия.

К базовым приемам рукопашного боя относятся приемы, составляющие основу технической оснащенности занимающегося рукопашным боем, без которых невозможно дальнейшее совершенствование техники рукопашного боя и эффективное ведение поединка. В нашей работе под базовыми

необходимо понимать приемы и действия рукопашного боя, предусмотренные начальной физической подготовкой и обязательные для всех сотрудников МВД. Дополнительные приемы рукопашного боя - это технические действия, которые характеризуют индивидуальные особенности занимающихся, а также сложные в выполнении приемы рукопашного боя, требующие длительного разучивания или выполняющиеся на основе «базовых» действий.

Процесс овладения приемами рукопашного боя подразделяется на три основных этапа: ознакомление, разучивание и совершенствование (тренировку).

Ознакомление с приемами рукопашного боя необходимо для создания предварительного и правильного представления об изучаемом приеме или действии и ясного понимания его структуры. Разучивание осуществляется с целью формирования умения выполнять прием рукопашного боя в его целостном виде или в отдельных деталях.

Для облегчения разучивания технических действий в спортивных единоборствах широко применяются подготовительные упражнения, которые включают в себя подводящие и имитационные упражнения. Мы считаем, что этот методический прием целесообразно использовать и в учебно-тренировочном процессе с сотрудниками полиции. Подводящие упражнения применяются для облегчения овладения техникой приемов путем планомерного освоения более простых, с родственной координационной структурой, упражнений. К ним относятся: различные махи ногами, выполнение определенных фаз удара в положении лежа и из положения

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

94

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

сидя, поднимание колена в положение, из которого выполняется удар ногой, акробатические упражнения и т.д. К этой группе можно отнести и ряд упражнений на гибкость и координацию [6].

В имитационных упражнениях сохраняется общая структура базовых приемов, однако при этом обеспечиваются условия, облегчающие освоение техники их выполнения. Имитационные упражнения применяются как в процессе разучивания, так и при совершенствовании технического мастерства. В данную группу можно отнести разнообразное выполнение приемов с опорой у гимнастической стенки, в облегченных условиях, без сопротивления партнера и т.п.

Для использования на занятиях можно предложить следующие упражнения, позволяющие обучающимся в короткие сроки адаптироваться к действиям в замкнутом пространстве:

Исходное положение: стойка лицом к стене на расстоянии от нее 30-50 см, голова слегка повернута в сторону, ноги подогнуты, кисти на уровне лица, предплечья расположены вертикально. Партнер наносит несильный толчок в поясницу, между лопаток. Задача: выставив вперед кисти, мягко амортизировать силу удара о стену от кончиков пальцев и до предплечий. Повторить 3-5 раз, затем повернуть лицо к стене и начать увеличивать силу толчков, после каждого из них отворачивая лицо в сторону.

Исходное положение: стойка спиной к стене на расстоянии от нее 30-50 см. Партнер наносит несильные толчки в грудь, живот, лицо и голову, плечи и бедра. При каждом толчке следует подбирать голову подбородком к грудине, амортизируя удар о стену немного согнутой и чуть повернутой боком, чтобы не травмировать позвонки, спиной. Повторить 5-7 раз и начать увеличивать силу толчков.

Как правило, после этих упражнений работа у стены на амортизацию удара боком не вызывает затруднений. Далее эти упражнения можно усложнить.

Исходное положение: стойка левым боком к стене на расстоянии от нее 30-50 см, левая рука согнута в локте и напряжена, ладонь на уровне головы. Мышцы шеи в тонусе. Напарник наносит несильные удары стопой, толчки руками в боковую поверхность бедра, туловища, головы. Амортизировать удар принятием столкновения на напряженные мышцы левой стороны туловища, левого плеча и предплечья. Голову в момент столк-

новения отворачивать к правому плечу, шею напрягать. Эти подготовительные действия необходимы для работы в ограниченных условиях, поскольку они вырабатывают условный рефлекс на ощущение пространства и внешних предметов. А это, в свою очередь, позволяет обезопасить бойца от травм при проведении спецоперации по задержанию преступника в условиях ограниченного пространства.

На тренировках по обезвреживанию и задержанию преступника важно добиться четкого взаимодействия рук, ног и корпуса, развить осязательную сенсорику и научиться не бояться оружия.

Осязательная сенсорика дает «чувство противника», т.е. способность контролировать противника, без или при минимальном использовании зрения, что очень важно при проведении задержания в подвальных помещениях, плохо освещенных коридорах, чердаках и т.п.

Резко меняющееся освещение вносит свои ограничения на восприятие окружающего пространства и движений окружающих людей. Здесь необходимо отметить, по крайней мере, три обстоятельства:

а) влияние на восприятие движений противника так называемого стробоскопического эффекта, вследствие которого быстро сменяющиеся яркие вспышки освещения, чередующиеся с короткими паузами темноты, могут приводить к искаженному восприятию движений противника вплоть до того, что эти движения будут восприниматься как последовательность неподвижных позиций, либо вообще не восприниматься как движение. На этом эффекте построен, в частности, принцип кино, когда быстрая смена неподвижных кадров (изображений) вызывает у нас зрительное ощущение непрерывного движения на экране. Иначе говоря, в этих условиях зрение нас вполне может подвести, вследствие чего особое значение приобретают «незрительные» ощущения, позволяющие не столько «видеть», сколько чувствовать своим телом движения противника и его пространственное расположение, т.е. речь идет об акценте сознания на осязательных (тактильных, кинестетических) ощущениях;

б) возможны ситуации, когда бой нужно вести в темноте и в этом смысле вслепую, т.е. не имея возможности использовать зрительное восприятие, что опять же требует развития восприятия, основанного на незрительных ощущениях;

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

95

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

в) равновесие нашего тела поддерживается сложной системой взаимодействия между зрительной, мышечной и вестибулярными подсистемами. Указанные эффекты освещения «выбивают» из этой системы зрительную подсистему, что, естественно, приводит к нарушению взаимодействия этих подсистем и, как следствие, к нарушению чувства равновесия как статического, так и динамического. Более того, поскольку наше «пространственное» сознание в значительной мере базируется на зрительной информации об окружающем пространстве, то указанные эффекты освещения (и его отсутствия) нарушают естественное функционирование нашего сознания в определении и взаимодействии с пространством нашего тела и с окружающим пространством. Другими словами, в рассматриваемых условиях ведения боя нужно менять структуру нашего сознания и, прежде всего, менять его «привычку» опираться преимущественно на зрительные ощущения и информацию.

Стены и предметы обстановки (мебель в квартире, сиденья в вагоне и т.п.) зачастую не позволяют наносить необходимых для классических ударов амплитудных движений. Поэтому удары должны наноситься строго в уязвимые зоны, либо эти удары не должны требовать значительной траектории для разгона (голова, локти, колени).

Противник атакует вас уколом в грудь или лицо. Проведите защиту скручиванием корпуса, в момент ухода одновременно с защитой прихватите разноименной рукой его конечность и рывком дерните его на себя и в сторону, на стену. Полезно запомнить, что подобное действие нередко ведет к травме кисти и пальцев вследствие удара или самореза, вследствие этого отрабатывать его лучше в рукавице и с учебным оружием. При

проведении этого приема дополнительная фиксация своей рукой хвата клинка противника в момент столкновения со стеной может привести к самоампутации пальцев, если у ножа нет ограничителя для пальцев (клинок с ограничителем приводит к сильной травме кисти и пальцев). Секундная остановка противника в этот момент используется для выхода на его фиксацию через рычаг локтя. А далее, в зависимости от целей ситуации, проводится переход на загиб руки за спину, либо удары по болевым точкам.

Что делать, если противник прижал вас к стене или в угол? Если он безоружный, фиксируете его за руку и за брючный ремень со спины, а после вращаетесь, как в вальсе. Сами удивитесь, как неожиданно легко вы поставите противника вместо себя у стены. Одно из основных требований - держать спину абсолютно прямой. Так гораздо легче будет провести «разворот». Затем можно нанести удар коленом в пах, головой в переносицу, после чего - выход на фиксирующий захват или добивание.

При работе в помещении весьма эффективны следующие действия. Для усиления удара рукой, ногой, головой, толчка ладонью, предплечьем - отталкивание: во-первых, тазом от стены; во-вторых, спиной и грудью от стены; в-третьих, руками от стены; в-четвертых, отталкивание бедром, коленом и стопой от стены.

Таким образом, техника ближнего боя приобретает более расширенное, по сравнению со спортивным вариантом, трактование. Поэтому на занятиях по рукопашному бою, имеющих направленность на подготовку сотрудников полиции к действиям в условиях ограниченного пространства, особое внимание следует уделить технике приемов, применяемых в бою на ближней дистанции.

Литература —

1. Агафонов А.Р. Педагогические условия использования боевых искусств в подготовке будущих учителей к саморегуляции: дис. ... канд. педаг. наук. - Кострома, 2009. 214 с.

2. Ахматгатин А.А. Основы подготовки сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2013. № 3(66). С. 3-8.

3. Баркалов С.Н., Герасимов И.В. Тактические особенности применения силовых способов задержания правонарушителей // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

4. Воротник А.Н., Клименко БА. Средства и методы воспитания приоритетных физических качеств у сотрудников специальных подразделений МВЛ России // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2010. № 2. С. 52-55.

5. Пастухов Е.В. Обучение правомерному применению боевых приёмов борьбы // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. № 31. С. 144-147.

6. Старков М.А., Задорин С.В. О проблеме повышения эффективности выполнения боевых приемов борьбы на занятиях по физической подготовке в вузах МВД России // Обучение и воспитание: методика и практика. 2013. № 9. С. 156-161.

7. Ткаченко А.И., Муханов Ю.В,, Апальков А.В. Обучение сотрудников ОВД приёмам задержания. Технология комбинаций и тактика их применения: учебное пособие. - Белгород, 2011. 40 с.

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

96

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

References

1. Agafonov A.R. Pedagogical conditions of use martial arts to prepare future teachers for self-regulation: diss. ... Cand. Programm. Sciences. - Kostroma, 2009. 214 p.

2. Ahmatgatin A.A. Basis of preparation of police to act in extreme situations // Bulletin of the East Siberian Institute of the Russian Interior Ministry. 2013. № 3 (66). P. 3-8.

3. Barkalov, S.N., Gerasimov I.V. Tactical features of the use of force methods detain offenders // Modern problems of science and education. 2014. № 6.

4. Vorotnick A.N, Klimenko B.A. Means and methods of education the priority of physical qualities of the employees of special units MVL Russia // Bulletin of the Belgorod Law Institute of the Russian Interior Ministry. 2010. № 2. P. 52-55.

5. Pastuhov E.V. Education legality of the use of combat methods of struggle // Problems and prospects of development of education in Russia. 2014. № 3l. P. 144-147.

6. Starkov M.A., Zadorin S.V On the problem of improving the effectiveness of the struggle of fighting techniques in the classroom for physical education in universities Russian Interior Ministry // Teaching: Methods and Practice. 2013. № 9. P. 156-161.

7. Tkachenko A.I., Muhanov Y.V., Apalkov A.V. Training of law enforcement officers arrest receptions. Technology combinations and tactics of their application: a tutorial. - Belgorod, 2011.40 p.

(Статья сдана в редакцию 26.03.2015)

Проблемы правоохранительной деятельности 2’15

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.