© О.И. Юшкова, Н.О. Каледина, С.А. Калинина, 2008
О.И. Юшкова, Н.О. Каледина, С.А. Калинина
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА
~П горной промышленности создана целая система безопас-
^^ности труда [1]. Именно она обеспечила возможность ведения подземных горных работ во все усложняющейся производственной среде. Однако, достигнутый уровень безопасности на шахтах нельзя считать удовлетворительным. Среди факторов, обеспечивающих безопасность труда, все большее значение приобретает «человеческий фактор».
Качественно новый подход к проблеме безопасности связан с поиском оптимальных решений в области человеко-машинных взаимодействий и повышении надежности управляющей деятельности работников горной промышленности.
Проблема надежности человека в современных условиях является проблемой номер один. В то же время решение ее требует уточнения определения самого понятия надежность трудовой деятельности.
Надежность в технической системе определяется как свойство этой системы выполнять заданные функции, сохраняя эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени. Известный психолог, академик Б.Ф. Ломов, проводя аналогию с определениями, сформулированными для технических средств, различает общую надежность человека как свойство, определяемое его безотказностью, и надежность в узком смысле как свойство человека длительное время сохранять работоспособность в определенных условиях деятельности [5].
По отношению к отказам надежность работника подразделяется на три вида:
психологическую надежность - по отношению к временным неустойчивым отказам (ошибкам), нарушения которой проявляются в неправильном или несвоевременном выполнении отдельных психологических актов или в их невыполнении;
127
физиологическую надежность - по отношению к временным устойчивым отказам, нарушения которой проявляются во временном отказе от работы вследствие утомления, стресса, травм, заболеваний и т.п.;
демографическую надежность - по отношению к окончательным отказам, причинами которых являются старение, неизлечимые болезни, травматизм с инвалидностью и др.
Свойства, обусловливающие надежность человека, обычно выделяются как некоторые аналоги свойств технической системы:
восстанавливаемость - свойство, выражающееся в способности к восстановлению работоспособности и сохранению выносливости;
выносливость - свойство сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени до момента наступления временного устойчивого отказа;
безошибочность - свойство сохранять работоспособность в течение некоторого времени до момента совершения ошибки;
долговечность - свойство сохранять профессиональную работоспособность в течение некоторого интервала времени, определяемого от задаваемого момента времени до момента наступления окончательного отказа;
самовосстанавливаемость - свойство восстанавливать свое психофизиологическое состояние до уровня, обеспечивающего нормальную работоспособность.
Классификация факторов надежности, предлагаемая отдельными авторами, весьма многочисленна и многообразна. Достаточно известна следующая классификация факторов, влияющих на надежность человека-оператора:
- психологические и психофизиологические факторы, влияющие на психологические свойства и состояния: индивидуально-типологические особенности, тренированность, мотивация и т.п.;
- физиологические: утомление, излечимый травматизм, излечимые заболевания и т.п.;
- антропологические: учет антропометрических данных, необходимых при анализе инженерно-психологического соответствия технической системы человеку-оператору, обоснование организации рабочего места;
128
- гигиенические: воздействие шумов, вибраций, ускорений и перегрузок, перепадов давления и температуры, изменение влажности и другие влияния внешней среды;
- инженерные: поскольку надежность оператора во многом обусловлена надежностью технической системы.
Проблема надежности носит комплексный характер и может быть практически реализована в результате скоординированных усилий представителей целого ряда наук, изучающих человека в связи с его трудовой деятельностью. Ни психология безопасности, ни медицина, ни физиология в отдельности не могут дать ни достаточно полного общего решения проблемы надежности рабочей деятельности человека, ни ее практического решения применительно к сложной конкретной деятельности. Только максимально полный, суммарный перечень разнообразных факторов, определяющих надежность человеческой деятельности, может привести к оптимальному решению проблемы. При этом на первый план в качестве важнейших факторов в настоящее время выступают факторы психологические.
Среди психо-физиологических причин, препятствующих эффективной трудовой адаптации, наибольшее значение в профессиях горной промышленности имеет стойкая профессиональная неспособность, проявляющаяся в несоответствии психических, личностных особенностей, свойств психомоторики, внимания, памяти требованиям профессии.
Обеспечение безопасности труда и изучение профессионального здоровья, как правило, базируется на исследовании химических, биологических и физических воздействий, в то время как психо-социальными рисками на работе все еще в значительной мере пренебрегают и их причины и последствия, все еще недостаточно выявлены и установлены, поскольку они принадлежат контексту развивающейся страны.
Изменение природы работы, т.е. отношений в системе «работодатель-работник», привели к возникновению в развивающихся странах определенных психосоциальных условий, включающих требования, которые предъявляет работа, контроль над управлением и социальную поддержку рабочих [7]. Известно, что в развивающихся странах живет и работает приблизительно 75 % мировой рабочей силы. Работники в этих странах имеют дело с увеличением профессионального стресса
129
Риски профессионального психического напряжения
и нарушений здоровья.
Некоторые исследовательские находки
Высокие требования работы могут привести к истощению /Houtman и другие, 1998/ в 7 раз более высокий риск для эмоциональной сферы
Низкая поддержка рабочего может привести к проблемам в области плечевого пояса /Ariens и другие, 2001; Hoogendoorn и другие, 2000/ в 2 раза более высокий риск для спины, шеи и плечевого пояса
Низкий контроль над управлением на рабочем месте может закончиться летальным исходом (смертью) /Kivimaki и другие, 2002/ в 2 раза более высокий риск для сердечнососудистой системы
Высокое напряжение, обусловленное большими нервно-эмоцио-нальными нагрузками, может привести к заболеваемости /Belkic и другие, 2004/ (Высокие требования - низкий контроль /Karasek Theorell, 1990/) в 3 раза выше риск для гипертензив-ных реакций (ги-пертензии)
и ухудшением состояния здоровья. Низкий уровень профессионального здоровья и пониженная работоспособность могут вызывать экономические потери в размере 10-20 % Валового национального продукта страны.
Некоторые исследования высоких рабочих требований, низкого рабочего контроля и низкой социальной поддержки рабочих представлены в таблице.
Из таблицы видно, что некоторые последствия высоких рабочих требований, низкого рабочего контроля и низкой поддержки рабочих иллюстрируются высокими рисками нарушений здоровья.
Повышенные нервно-эмоциональные нагрузки у представителей основных профессий горной промышленности, особенно при работе под землей, также как у работников других травмоопасных видов деятельности, обусловлены риском для собственной жизни и прямой ответственностью за безопасность других лиц (работников). Это приводит к формированию психического состояния, связанного со страхом (тревогой) в процессе трудовой деятельности.
Страх трактуется авторами «Философского энциклопедического словаря» как «отрицательная эмоция, возникающая в результате
130
реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (целям, принципам, идеалам и т.п.)». Представление страха в виде эмоций является принципиальным важным шагом на пути познания сущности человека.
В «Кратком психологическом словаре» страх трактуется как «эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности». Основными видами страха признаются социальный, биологический, психологический. Источниками социального страха могут быть различные формы диктатуры, представляющие собой концентрированное выражение насилия и власти, консервативные структуры и новые формы социальной организации. Психический страх Платон называл еще «страхом ожидаемых зол».
От видов перейдем к функциям страха, среди которых основными являются активирующая и регулирующая. Последняя обеспечивает оптимальное состояние психофизиологического комплекса человека в целом и его подструктур в частности.
Под интересом следует понимать особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. Под интересами можно понимать также реальные причины социальных действий, лежащие в основе любых побуждений-мотивов. Любой интерес тесно связан с мотивом, под которым понимается, в свою очередь «побудительная причина, повод к какому-нибудь действию».
Интерес связан с потребностями человека. Потребности человека определенным образом классифицируются. На рис. 1 представлена классификация потребностей по Maclow А.Н. [6].
6 Позиция лидера
5 Самовыражение
4 Потребность в признании
3 Социальные потребности
2 Потребности обеспечения духовными ценностями
1 Потребности существования
0 Физический минимум выживания
Рис. 1. Классификация потребностей человека
131
От личных перейдем к коллективным интересам. О них можно отметить следующее. «Люди нередко сами не могут удовлетворить свои потребности. И они объединятся в коллективы, решая при этом задачи коллектива и получая при этом заработную плату». Таким образом мы перешли к особенностям трудового поведения работающих и способов психологической коррекции опасного поведения, которое может приводить к травмам.
Воздействие на психическую сферу человека возможно через эмоцию страха путем использования метода наглядности в представлении тяжести различных травм и их последствий (инвалидность, смертельный исход и т.д.). По-видимому, целесообразно использовать яркие, наглядные фотографии, рисунки, показывающие к чему может привести несоблюдение правил безопасности при ведении горных работ. Отдельно следует выделить основные причины нарушения техники безопасности. Среди психологических причин нарушения норм безопасности труда Л.Я. Гимельштейн, Ю.М. Френкель [1] выделяют такую, как иллюзия безнаказанности. Установлено, что работающие в большей степени подвержены влиянию этой причины при высоких защитных свойствах технической системы, и значительных денежных средствах, затраченных на обеспечение безопасности.
Другая причина - провоцирование нарушений. Эта причина означает либо осознанное, либо непреднамеренное создание условий, вынуждающих персонал шахт идти на нарушение норм правил безопасности, как в процессе эксплуатации оборудования, так и в процессе его технического обслуживания и ремонта.
Третья причина возрастания опасности труда - низкий уровень профессионализма. Воздействие этой причины проявляется в более частом совершении рабочими ошибок и в преднамеренном нарушении норм правил безопасности с целью сокращения времени на выполнение той или иной работы.
Определенный вклад в низкий уровень профессионализма вносит сложившаяся система подготовки и переподготовки кадров. Учебный процесс не базируется на широком использовании тренажеров и компьютерной техники, а главное, не направлен на глубокое освоение доминирующих видов работ по профессиям.
Такая причина травматизма, как адаптация человека к опасности, обусловлена развитием техники, ее проникновением во все сферы жизни человека, широкой наглядной демонстрацией ее возможностей по телевизору, в кино, что приводит к отсутствию страха перед
132
машиной. Недостаточная информированность персонала об уровне аварийности и травматизма приводит к повышению опасности труда. Эта причина значимая, так как полная осведомленность людей об уровне производственного (или бытового) травматизма снижает возможность воздействия опасных факторов на организм человека.
Другая причина - взаимозависимость и цена ошибки. Эта причина характеризует возрастающую взаимозависимость работников друг от друга. При этом возрастает цена ошибки: становится больше травмирующихся, и увеличиваются материальные потери. Способность участников производственного коллектива к согласованным действиям изучается психологами. Установлено, что высокая степень взаимодействия представляет результат того психологического состояния конкретной группы людей, которое называется психологической совместимостью.
Такая причина травматизма, как низкий уровень профотбора проявляется в том, что каждая профессия требует от индивидуума преобладания тех или иных психических качеств и физических свойств [4]. Как указывают Л.Я. Гимельштейн, Ю.М. Френкель [1], в одном случае работник должен развивать больше силы, в другом проявлять больше ловкости, в третьем концентрировать внимание и т.д. Но один и тот же работник не обладает всеми этими качествами в равной мере. Вследствие этого, рабочие делятся классифицируются и группируются сообразно их преобладающим способностям.
Иными словами, если человек по своим врожденным или приобретенным свойствам не приспособлен к профессии шахтера, то вероятность его травматизма значительно возрастает. Такой шахтер не только может сам получить травму, но и является потенциальным источником аварии, при которой может быть много пострадавших.
Исследования отечественных и зарубежных авторов уровня травматизма в различных профессиональных группах, включая шахтеров , выявили группы людей , которые травмируются в несколько раз чаще, чем другие, выполняющие одинаковую с ними работу. Эти люди даже в некоторых книгах даже получили название - «травматики» [3]. В работе В.П. Гребняка [2] показано, что за пятилетний период 60,2 % всех несчастных случаев среди донецких шахтеров пришлось на 8,1 % работающих. Большинство авторов сходятся во мнении, что в группу «травматиков» попадают не столько из-за врожденных, сколько из-за приобретенных негативных свойств характера.
133
Удовлетворение потребности интереса возможно через обучение безопасным приемам труда, организации соревнований по технике безопасности. Можно утверждать, что страх и интерес являются важнейшими методами подготовки специалистов, их обучения и воспитания. При этом важно определенное сочетание того и другого. Авторы одного из самых известных учебников по педагогике под педагогическим процессом понимают «органическое единство процессов обучения и воспитания». Соответственно, они выделяют и две группы методов - способов взаимосвязанной деятельности педагогов и обучающихся.
Прежде всего, это методы обучения: организация учебно-познавательной деятельности, ее стимулирование и мотивация, контроль и самоконтроль в организации обучения. Далее следуют методы воспитания, которые включают в себя: формирование сознания личности, организацию деятельности и формирование опыта безопасного трудового поведения, стимулирование деятельности поведения. При подготовке специалистов страх и интерес являются важнейшими методами педагогики. Объясняется это тем, что существует возможность управлять данными чувствами, изменять сочетание страха и интереса (в пользу последнего). Или же, наоборот, «нагонять» страх, если это необходимо для достижения нужного результата.
В другой классификации методов подготовки специалистов называются словесные, наглядные и практические методы. По-видимому, два первых метода можно назвать теоретическими (в противовес практическим). К числу последних можно отнести соревнования, являющиеся мощным фактором совершенствования трудовых навыков.
Предполагается, что именно оптимальное сочетание страха и интереса является движущей силой любого трудового процесса. При чем достижение этого оптимума осуществляется в результате творческой деятельности участников данного процесса - определенный контингент обучающихся - преподаватели - административно-управленческий персонал компании. Большую роль в этом деле играет контингент обучающихся. Именно под него должны «подстраиваться» другие участники трудового процесса, обеспечивая достижение целей того или иного трудового коллектива. Мотивация участников ^ ^ ^ ^ Сочетание страха трудового процесса и интересов
Т 4
134
• Достижение целей предприятия •
Рис. 2. Схематическое изображение движущей силы любого трудового процесса
Схематично это выглядит следующим образом (рис. 2). В соответствии с данной схемой, мотивация участников трудового процесса влияет на достижение целей предприятия не прямо, а через определенное сочетание страха и интереса.
Для оценки уровня трудовой мотивации используются количественные методы, апробированные в исследованиях ГУ НИИ медицины труда РАМН. Была установлена статистически значимая корреляционная зависимость между показателями мотивации к труду и ситуативной тревожности. Оценка ситуативной и личностной тревожности проводится по широко известному и быстро выполнимому тесту Спилбергера.
Известно, что у людей с выраженной тревожностью в процессе трудовой деятельности, особенно при воздействии стресс-факторов, возможно возникновение чувства беспомощности, снижения мотивации к труду. В этих случаях обычно ощущается недостаток эмоционально-положительной стимуляции деятельности, что находит отражение в снижении активности физиологических функций и формировании неблагоприятного психического состояния. Это может выражаться в повышении нейротизма и изменении характера темперамента: повышении склонности к интроверсии и снижении числа экстравертированных поведенческих реакций. В этом случае используется тест Айзенка, который позволяет не только количественно определить особенности темперамента обследуемой личности, но и графически изобразить полученные результаты.
Исследования выявили, что существует положительная взаимосвязь уровня невротизма и выраженности эмоциональной лабильности и невротической декомпенсации, определяемой по Стандартизованному Многофакторному Опроснику Личности -СМОЛ. Оценка результатов проводится как индивидуально, так и по среднегрупповым данным. Индивидуальный анализ полученных результатов тестирования позволяет вычертить профиль личности и по выраженности отдельных пиков этого профиля изучить акцен-туированность (психологические особенности) данной личности.
135
Известно, что выраженная акцентуация по шкалам невротической триады имеет неудовлетворительный прогноз в отношении эффективности деятельности и обучения.
В настоящее время осуществляется разработка методического подхода прогнозирования эффективности подготовки и обучения специалистов в горной промышленности по социально-психологическим показателям (уровню трудовой мотивации и удовлетворенности трудом, показателям тревожности и нейротиз-ма).
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гимельштейн Л.Я., Френкель Ю.М. Безопасность труда шахтеров. Человеческий фактор,- Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1990. - 172 с.
2. Гребняк В.П. Мера выражения функциональных изменений при нагрузке как показатель информативности исследуемой детерминанты. // Физиология труда: Тезисы докладов VII Всесоюзной научной конференции по физиологии труда.- Л., 1978.- С. 102103.
3. КотикМ.А. Психология и безопасность. - Таллин: Валгус, 1987. - 440 с.
4. Матюхин В.В., Юшкова О.И., Порошенко А.С., Ямпольская Е.Г. Значение профессионального отбора в обеспечении безопасности жизнедеятельности / Безопасность жизнедеятельности - №2 - 2006. - С. 34-39.
5. Основы инженерной психологии/Под ред. Б.Ф.Ломова. - М.: Высшая школа, 1977. - 334 с.
6. MaclowA.H. Motivation and Personality, № 4, Harper Raw, 1964, P. 80-106.
7. World Health Organization. Authored by Houtman I., Jettinghoff K. Raising Awareness of Stress at Work in Developing Countries. (Protecting Workers Health series 6) Geneva: WHO, 2007 - 44 p. HUE
— Коротко об авторах
Каледина Н.О. - доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой, Московский государственный горный университет, Юшкова О.И. - доктор медицинских наук, профессор, ГУ НИИ медицины труда РАМН,
Калинина С.А. - аспирантка, ГУ НИИ медицины труда РАМН.
В.Е. Шехтман
136
© В.Е. Шехтман, 2008