Научная статья на тему 'Методы психодиагностики в решении проблемы снижения производственного травматизма'

Методы психодиагностики в решении проблемы снижения производственного травматизма Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
456
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы психодиагностики в решении проблемы снижения производственного травматизма»

© Е.И. Рсйшахрит, Т.Д. Латышова, 2007

УДК 622.8

Е.И. Рейшахрит, Т.А. Латышова

МЕТОДЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СНИЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА

Семинар № 8

Снижение потерь от производственного травматизма и профессиональной заболеваемости связанно с совершенствованием производственной среды. Производственная среда является комплексным понятием, которое включает технику безопасности и охрану труда, условия и уровень организации труда, мотивацию работников и их благосостояние.

Совершенствование производственной среды требует определенных затрат, но, в конечном итоге, направлено на снижение убытков от производственного травматизма, оптимизацию затрат на технику безопасности, на получение прибыли от повышения уровня организации труда и мотивации работников.

Одним из ключевых элементов производственной среды является техника безопасности и охрана труда (ТБ и ОТ), которые непосредственно связаны с таким важнейшим производственным ресурсом как человек. Как показывают последние исследования, тяжелая ситуация с травматизмом практически во всех сферах деятельности в значительной степени связана с так называемым «человеческим фактором».

Понятие "человеческий фактор” включает в себя ряд составляющих: это не только знания человека, его дисциплинированность и исполни-

тельность, но и психофизические особенности (повышенная эмоциональность, рассеянность, отношение к опасности и т. д.). Поэтому немалые надежды в обеспечении безопасности связывают с науками о человеке и, в первую очередь, с психологией.

В аспекте актуальности психологического подхода к профилактике и снижению ошибочных действий, нарушений, травматизма выделяют три основных фактора:

• Развитие технических средств, эксплуатируемых человеком, значительно опережает функциональные возможности человека;

• Рост социально-экономической цены ошибки (даже однократной, незначительной по пространственновременным и энергетическим свойствам);

• Привыкание человека к опасности и нарушению правил безопасности.

Особое практическое значение имеет диагностика состояний человека при выполнении им трудовой деятельности. В психологии труда и эргономике для обозначения изучаемых и диагностируемых там состояний используется термин «функциональные состояния». Этим, во-первых, подчеркивается отнесенность состояний к деятельности отдельных органов, физиологических систем и организма в целом и, во-вторых, указывается на

то, что речь идет о состояниях работающего человека (состояниях в процессе выполнения трудовой деятельности). Специфичность этого аспекта исследований и диагностики состояний заключается в том, что они рассматриваются в отношении эффективности выполняемой деятельности, их соотнесенности с возможностями человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять успешно определенный вид деятельности. Поэтому особое внимание уделяется состояниям утомления, монотонии, стресса, тревожности [1]. Наиболее пригодными психологическими средствами диагностики психических состояний признаются специальные короткие функциональные пробы, характеризующие эффективность различных психических процессов при выполнении некоторых задач. В качестве таковых могут использоваться практически любые методики для оценки восприятия, внимания, памяти, мышления и других психических функций. К наиболее часто применяемым для оценки психических состояний средствам диагностики относятся:

1. Методика «Таблицы Шульте»;

2. Методика «Интеллектуальная лабильность»;

3. Определение профессиональной дезадаптации.

В психологии техники безопасности выделяют два психологических аспекта нарушения:

1. Психофизиологический (определяется состоянием и динамикой профессионально важных функций: внимание, память и др.). С позиции этого аспекта вина работника в нарушении правил ТБ — минимальна. Это его беда, так как разновидности наказания, обращение к сознанию личности не исправят недостатков плохой памяти, неуравновешенности и т. п.

2. Личностный (определяется социально-психологическими свойствами личности человека: его отношением, ответственностью, мотивами, интересами, потребностями). С позиции этого психологического аспекта вина работника более очевидна. Здесь порицание работника (в разновидностях наказания) оправданно.

Следовательно, в условиях, когда именно природные формальнодинамические особенности работника (темп, выносливость, работоспособность, помехоустойчивость, чувствительность и т. д.) являются важным фактором при достижении профессиональной успешности, продвижении на более высокую ступень усвоения знаний, навыков, умений, необходимо располагать соответствующей информацией о психофизиологических особенностях человека. Для получения такой информации в психофизиологии используются специальные диагностические методики [1].

В настоящее время психологическая диагностика в России переживает значительный подъем. Ей начинают придавать большое значение и, в первую очередь, в отраслях, традиционно являющихся опасными. Это вызывает потребность в разработке психодиагностических методик, учитывающих особенности производственной среды предприятий каждой отрасли.

Применение психодиагностики для решения проблем, относящихся к сфере трудовой деятельности, касается в первую очередь следующего:

- профессионального отбора;

- организации профессионального обучения;

- профессионального консультирования.

Психодиагностика в работе психолога является обязательным этапом, выполняющим важнейшую функцию

— помочь каждому найти свое место в сфере труда и стать в выбранной работе профессионалом высокого уровня.

К настоящему времени дифференциальная психофизиология располагает большим арсеналом методических средств диагностики свойств нервной системы прошедших все необходимые стадии проверки. Это методики лабораторного характера, требующие специальной аппаратуры и особого помещения, а также бланковые методики.

Наиболее трудными и важными моментами в процессе психодиагностики являются выбор нужных, подходящих для решения конкретной проблемы методик и интерпретация полученных результатов их применения. Специальной подготовки требуют написание психологического заключения (характеристики), а также оценка прогностического значения диагностических результатов.

Главные трудности при проведении диагностики психических состояний связаны с проблемами установления эталонного уровня функционирования физиологических систем и нелинейность их сдвигов; необходимостью наличия специальной аппаратуры и нередко сложной техники проведения измерений; вариативностью физиологических параметров разных индивидов.

На практике в качестве средств диагностики психических состояний могут использоваться практически любые методики для оценки восприятия, внимания, памяти, мышления и других психических функций.

На наш взгляд большой интерес для снижения уровня травматизма на угольных шахтах представляет методика В.Е. Гаврилова по разработке психологических модулей, характеризующих возможность аварийной си-

туации. В соответствие с этой методикой каждую профессию или специальность можно представить как конструкцию, составленную из отдельных типовых элементов деятельности.

Психологический модуль профессии определяется как типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделенный на основании общности психологических требований к человеку. Таким образом, психологический модуль состоит из двух частей: характеристики типового элемента деятельности и психологических требований, предъявляемых к человеку.

Например, модуль, связанный с измерением объектов деятельности без помощи инструментов, имеет такую структуру:

1) типовой элемент деятельности -«измерение объектов деятельности без помощи инструментов и приборов»;

2) психологическое требование к человеку - хорошо развитый глазомер.

Т иповые элементы деятельности относятся к разным ее сторонам: к целям, условиям, орудиям, отдельным операциям. Каждая профессия обычно описывается несколькими модулями, которые, таким образом, характеризуют ее с разных сторон. Поэтому психологическая характеристика профессии определяется суммой модулей, относящихся к ней. С помощью перечня модулей можно в короткий срок разработать элементарную психологическую характеристику профессии, пригодную для целей профориентации.

При разработке характеристики профессии руководствуются следующими критериями:

1. Модуль должен иметь настолько важное значение, что игнорирование приведет к невозможности качест-

венного выполнения профессиональных задач.

2. Модуль (если он не отвечает первому критерию) должен достаточно часто и регулярно проявляться в процессе работы по данной профессии.

3. Модуль должен быть присущ большинству специальностей по данной профессии.

4. Модуль должен соответствовать программе обучения данной профессии.

5. Модуль должен соответствовать инструкциям и правилам безопасности труда в данной профессии.

6. Модуль должен соответствовать

перспективам развития данной

профессии.

7. Модуль должен соответствовать требованиям средней квалификации работника данной профессии.

Практически каждая профессия

предполагает наличие от двух до пяти модулей. Если в процессе соотнесения модулей с профессией всем критериям соответствует лишь один модуль, можно несколько «смягчить» критерии выбора. И наоборот, если число модулей больше указанного,

критерии следует ужесточить. В то же время надо отметить, что психологическая характеристика модуля может соответствовать не всем специальностям профессий, имеющих данный модуль, но обязательно большинству из них.

В итоге совокупность составленных модулей представляет психологическую характеристику работника, не склонного к травматизму.

В процессе исследования проблем снижения травматизма на шахтах Печорского угольного бассейна нами были разработаны для рабочих шахт психологические модули и шкалы оценок (стены), учитывающие требования к рабочим по четырем психо-

логическим характеристикам с учетом условий труда. В таблице представлены разработанные шкалы оценок таких важнейших психологических характеристик рабочих как работоспособность, психическая (эмоциональная) устойчивость, обучаемость, профессиональная адаптация.

Способность людей к обучаемости (лабильность) - этот показатель необходим для любого вида деятельности. С позиции травматизма необходимо выявить насколько правильно и внимательно воспринимает работник инструктаж по техники безопасности.

Тест на обучаемость показывает психофизиологические аспекты нарушения правил ТБ, а не личностные.

Работоспособность зависит от профессионально важных психофизиологических ресурсов, особенностей нервной системы, степени тренированности, состояние здоровья и других внешних обстоятельств условий труда.

Психическая устойчивость показатель, который характеризует устойчивость внимания в течение всей смены, способность быстро принимать решения в аварийных ситуациях, не колеблясь приводить их в действие.

Этот фактор является очень важным в оценке психофизиологических свойств человека с точки зрения травматизма.

Профессиональная адаптация характеризует норму поведения, уровень морали, степень и скорость приспосабливаемое™ к условиям труда и коллективу, готовность к сотрудничеству, настрой на работу. Низкая адаптация (дезадоптация) может проявиться в нарушениях деятельности рабочего.

Психологические модули, характеризующие требования к рабочим угольных шахт

№п/ п Психологические модули Стены Психологические характеристики и требования

1 2 3 4

1 Работоспособность (врабатываемость, эффективность работы) +2 Высокая и устойчивая производительность труда, отсутствие ошибок при выполнении рабочих операций, сопровождение положительными эмоциями при полном отсутствии каких бы то ни было признаков утомления

+1 Сохранение работоспособности и точной координации движения в течение всей смены, физическая выносливость, способность к длительной концентрацией внимания, техническое и оперативное мышление

0 Снижение производительности труда, возникновение чувства усталости, притупленное чувство внимания

-1 Постепенный рост эффективности труда, медленное привыкание к обстановке, к условиям деятельности, медленная перестройка психики на рабочий ритм

-2 Быстрое нарастание утомления, резкое возрастание количества ошибочных действий, происходят значительные сдвиги в функциональном состоянии организма. Требуется подготовка к основной работе

2 Психическая (эмоциональная) устойчивость +2 Максимальная концентрация внимания, способность к длительному сохранению высокой активности, низкий самоконтроль

+1 Устойчивость внимания, высокая активность, эффективность работы в монотонных и однообразных условиях; в аварийных ситуациях способность быстро принимать решения, не колеблясь приводить их в исполнение, проявлять находчивость, практичность, самостоятельность

0 Ухудшение внимания, замедленная реакция на принятие решения, низкая активность

-1 Неустойчивость к внешнему давлению, к условиям, вызывающим волнения

-2 Неспособность к самостоятельным активным действиям

3 Обучаемость (лабильность) +2 Сверхвысокая лабильность

+1 Хорошая способность к обучению, гибкость мышления, объем памяти, долговременная память, быстрота восприятия, логичность мышления, уравновешенность

0 Средняя лабильность, средний объем памяти

-1 Низкая лабильность, трудность в переобучении,

-2 Малоуспешен в любой деятельности, неумение здраво и логично мыслить

1 2 3 4

+2 Высокая нормативность поведения, неспособность к низким моральным поступкам

4 Профессиональная адаптация +1 Быстрая адаптируемость, спокойствие, собранность, личная организованность, способность к длительному сохранению высокой активности, ровность в поведении, коммуникативность, готовность к сотрудничеству, увлеченность работой

0 Дискомфорт, неумение владеть своими чувствами

-1 Вялость, усталость, раздражительность, безразличность, тревожность, ухудшение памяти

-2 Высокая дезадаптация, требующая принятия неотложных мер (психических и медицинских), агрессия, депрессия

На основе разработанных модулей были протестированы 73 подземных рабочих и 27 рабочих поверхности шахт ОАО «Воркутауголь». Обработка и анализ полученных результатов выявили следующее.

У большинства опрошенных работников (83 %) наблюдается низкая лабильность (от -1,5 % до -0,96 %). Доля рабочих малоуспешных в любой деятельности составляет 50 %. Средняя лабильность присуща только 10 %, и лишь у 7 % работников хорошая способность к обучению, гибкость мышления, долговременная память, быстрота восприятия и т.д. Это говорит о трудности в обучении у большинства опрошенных рабочих. А при нововведениях, связанных с использованием новейшего современного горно-шахтного оборудования этот фактор может значительно ухудшить показатели всего предприятия.

По модулю «работоспособность» 42 % рабочих имеют нулевой стен. Этим работникам свойственно снижение производительности труда, возникновение чувства усталости, быстрой утомляемости, притупленное чувство внимания. Эти признаки плохой работоспособности не осознаются самим работником, в результате

чего увеличивается вероятность сбоев в работе (ошибки, брак, травмирование, аварии, происходящие по вине персонала, конфликты). Как положительный момент, следует отметить, что 46 % имеют стен +1, что свидетельствует о том, что эти работники сохраняют в течение всей смены работоспособность, физическую выносливость, концентрацию внимания и т.д.

Больше половины протестированных рабочих (63 %) характеризуются низкой психической устойчивостью. У них наблюдается ухудшение внимания, замедленная реакция на принятие решений, низкая активность. Менее трети рабочих (29 %) способны эффективно работать в течение всей смены, психически устойчивы, самостоятельны, уверены. Но высокая уверенность может стать причиной низкого самоконтроля, поэтому необходимо при формировании бригад (звеньев) соединять работников с высокой и низкой психической устойчивостью, что позволит уменьшить количество сбоев в работе и снизить риск травматизма.

Проведенное исследование в целом показало хороший уровень профессиональной адаптации, о чем свидетельствуют высокий процент (79 %)

рабочих с высокой и нормальной адаптацией. Только 21 % рабочих имеет средний уровень адаптации. У этих людей наблюдается дискомфорт, средняя степень утомляемости. У троих из них наблюдаются соматове-гетативные нарушения и нарушения цикла «сон-бодрствование», снижение мотивации к деятельности, ощущение усталости, особенности социального взаимодействия.

Проведенный модульный анализа позволил выявить факторы, которые нуждаются в постоянном оперативном контроле и управлении, слабые и сильные стороны управления производством, определить текущее состояние участка в целом, проанализировать конкретные проблемы по технике безопасности, которые снижают эффективность работы на каждом рабочем месте.

1. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие / Под. ред. Г.С. Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - 448 с.

2. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М. К. Акимо-

Таким образом, применение модульного анализа позволяет обеспечить:

- комплектование коллективов с учетом особенностей психологической совместимости и срабатывания между работниками;

- учет индивидуально-психологических особенностей работников (степени обучаемости);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проведение профотбора с учетом элементов профессиографии;

- реорганизацию практики проведения инструктажа по ТБ с научнопсихологическими требованиями;

- комплектование рабочих групп из работников с высокой и низкой психической устойчивостью в целях повышения психологических особенностей коллектива;

- проведение аттестации рабочих шахты по разработанным модулям.

------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

вой, К.М. Гуревича. - СПб.: Питер, 2003. -652 с.: ил.

3. Психомоторика. Учеб. пособие / В.В. Никандров - СПб.: Речь, 2004. - 104 с

4. Психологическое обеспечение безопасности профессиональной деятельности / М.А.Дмитриева - СПбГУ, СПб, 1991 -127.

— Коротко об авторах------------------------------------

Рейшахрит Е.И., Латышова ТА. - Воркутинский горный институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.