Научная статья на тему 'Современные методики психологической диагностики специалистов ответственных и опасных профессий'

Современные методики психологической диагностики специалистов ответственных и опасных профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3238
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ / METHODS OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS / СПЕЦИАЛИСТЫ ОПАСНЫХ И ОТВЕТСТВЕННЫХ ПРОФЕССИЙ / SPECIALISTS OF DANGEROUS AND RESPONSIBLE PROFESSIONS / ВОДИТЕЛИ ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТА / DRIVERS OF PASSENGER VEHICLES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнова С.В., Овчар Н.А., Лифанова Е.В., Тодорев А.Н., Дятлов М.Н.

В статье представлены результаты анализа применяемых психодиагностических методик, применяемых для оценки профессионально важных психофизиологических качеств работников ответственных и опасных профессий. Приведены примеры личностных опросников и тестовых заданий, используемых для оценки психологических особенностей специалистов операторского труда. Определены проблемы профессионального отбора водителей, осуществляющих пассажирские перевозки из-за недостаточной диагностики их психофизиологических особенностей и отсутствия в настоящее время комплексного подхода к определению профессиональной пригодности на автотранспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смирнова С.В., Овчар Н.А., Лифанова Е.В., Тодорев А.Н., Дятлов М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS PROFESSIONAL RESPONSIBILITY AND DANGEROUS PROFESSION

The article presents the results of the analysis of applied psycho techniques used to assess professionally important psychophysiological qualities of the employees responsible and dangerous jobs. Examples of personality questionnaires and tests, used to measure the psychological characteristics of specialist operator labor. Identified the problem of professional selection of drivers engaged in passenger transport due to lack of diagnosis of psycho-physiological characteristics and the current lack of a comprehensive approach to the definition of professional competence in road transport.

Текст научной работы на тему «Современные методики психологической диагностики специалистов ответственных и опасных профессий»

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОТВЕТСТВЕННЫХ И ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ

С.В. Смирнова1, канд. техн. наук, доцент Н.А. Овчар1, канд. социол. наук, доцент Е.В. Лифанова , канд. мед. наук, доцент А.Н. Тодорев1, старший преподаватель М.Н. Дятлов1, старший преподаватель

волгоградский государственный технический университет 2Волгоградский государственный медицинский университет (Россия, г. Волгоград)

Аннотация. В статье представлены результаты анализа применяемых психодиагностических методик, применяемых для оценки профессионально-важных психофизиологических качеств работников ответственных и опасных профессий. Приведены примеры личностных опросников и тестовых заданий, используемых для оценки психологических особенностей специалистов операторского труда. Определены проблемы профессионального отбора водителей, осуществляющих пассажирские перевозки из-за недостаточной диагностики их психофизиологических особенностей и отсутствия в настоящее время комплексного подхода к определению профессиональной пригодности на автотранспорте.

Ключевые слова: методы психологической диагностики, специалисты опасных и ответственных профессий, водители пассажирского автотранспорта.

В разных жизненных сферах и видах деятельности возникают практические задачи, успешность решения которых зависит от учета индивидуальных или групповых психологических особенностей людей. Для обеспечения эффективной профессиональной деятельности иногда требуется отбор по психологическим и психофизиологическим качествам. Психологический диагноз может быть основой оптимального профессионального самоопределения личности [1, С. 7].

Значение психодиагностики обусловлено тем, что в различных профессиях активизируются различные психические функции человека, так, например, высокий уровень развития слуховой чувствительности требуется от настройщика музыкальных инструментов, активная мыслительная деятельность от авиадиспетчера, умение распределять внимание и быстрота реакции - от водителя транспортного средства. Эмоционально-волевая устойчивость - та характеристика, которая должна присутствовать у представителей тех профессий, где возможна аварийная или экстремальная ситуация (пилоты, машинисты, космонавты, диспетчеры, водители). Выявление

качеств личности, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности, и является основной задачей психодиагностики.

Психодиагностика получила широкое распространение в различных сферах трудовой деятельности. Ее применяют на этапах профессионального отбора, профориентации, профдифференциации, профессионального консультирования, организации профессионального обучения и других направлениях, где необходима оптимизация профессиональной деятельности и рациональное распределение кадров. Результатами применения психодиагностических методик являются уменьшение производственного брака, снижение травматизма в процессе трудовой деятельности, уменьшение «текучки» кадров за счет предварительных данных о профессионально-важных качествах испытуемых и оценочных характеристиках пригодности к определенным профессиям и специальностям. Поэтому, по мнению многих экспертов, работающих в области психологии и психофизиологии, этап психологического отбора необходим во многих сферах профессиональной деятельности [1-8]. Психоло-

гическая диагностика позволяет «подобрать» те сферы профессиональной деятельности, которые наиболее точно соответствуют морально - нравственным, личностным и темпераментальным особенностям конкретного человека.

В настоящее время методы психодиагностики применяются в различных сферах деятельности, таких как: Вооруженные силы, полиция, службы ФСБ и МЧС, спорт, в коммерческих структурах, для повышения эффективности исполнительной и управленческой трудовой деятельности сотрудников организаций. Как отмечалось выше, диагностика работников, которые могут оказаться в аварийной, экстремальной ситуации, имеет особое значение, поэтому необходимо провести анализ возможностей современной науки по выявлению профессионально-важных и личностных качеств сотрудников опасных и ответственных профессий.

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству подлежат разделению на две группы: формализованные методики и малоформа-лизованные.

К формализованным методикам относятся: тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики и другие.

К малоформализованным методикам следует отнести: наблюдение, беседу, анализ продуктов деятельности и другие [1, С.71-72].

Без предварительного отбора и специальной подготовки сложно рассчитывать на то, что человек, оказавшись в опасных для жизни условиях или на месте произошедшей катастрофы, сможет вести себя адекватно и действовать эффективно. Как поведут себя сотрудники, оказавшиеся в сложной или опасной ситуации, и насколько эффективно они могут действовать в ней - об этом можно лишь предполагать до тех пор, пока действительно не произойдет подобный случай. Только это уже будет свершившимся событием и уже ничего нельзя будет изменить.

Отбор и распределение персонала в организациях и на промышленных предприятиях - это одна из важных областей при-

менения психологической диагностики. Основу профессиональной пригодности составляют профессионально-важные психофизиологические, социально-психологические и личностные качества, позволяющие эффективно и безопасно выполнять ту или иную профессиональную деятельность. Учет наиболее значимых качеств на этапе профессионального отбора позволяет провести сравнительный анализ соответствия качеств кандидата с теми, которые должны соответствовать специалисту-профессионалу в данной сфере трудовой деятельности.

В работах В.Д. Небылицына, Б.Ф. Ломова, К.М. Гуревича, В.А. Бодрова, О. К. Конопкина, В.Н. Пушкина, Л.С. Нер-сесяна, М.А. Котика, А.М. Емельянова, В.А. Пономаренко, Д. Клебельсберга и других исследователей, проблема надежности труда оператора рассматривается, в том числе, с учетом особенностей личностных качеств индивида и учения о типах высшей нервной деятельности человека.

Гипотеза о наличии связи между некоторыми характеристиками рабочих качеств оператора и основными свойствами его нервной системы была выдвинута В. Д. Небылицыным в 1964 г. Эти свойства являются врожденными, неизменными и поэтому они выступают в качестве постоянных параметров надежности [2, С. 86].

Свойства нервной системы определяют лишь потенциальные возможности человека. Насколько они будут реализованы на практике, во многом зависит от его личностных качеств (трудолюбия, настойчивости, чувства долга и ответственности, целенаправленности, особенностей эмоциональной сферы и т. п.). Совокупность этих качеств создает у человека соответствующее желание и мотивацию к выполнению данной деятельности. Это положение убедительно показано в работе Е. А. Милеряна на примере влияния на надежность оператора его моральных, эмоциональных и волевых качеств [2, С. 89].

Профессиональная надежность деятельности существенно зависит от индивидуально-психологических особенностей личности, и для изучения этих качеств ис-

пользуются как отдельные тесты, так и психодиагностические комплексы.

В психодиагностических методиках наибольшее распространение получили опросники: Айзенка, Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI), 16-факторный личностный опросник Кет-телла (16-ФЛО), а также тестовые задания: тематической апперцепции (ТАТ), тест Роршаха, фрустрационные картинки Ро-зенцвейга, тест незаконченных предложений и другие.

В авиации качества личности будущего летчика изучаются при проведении профессионального психологического отбора. Как разовая процедура, он проводится при наборе в училище, превращаясь в дальнейшем в систематическое наблюдение и изучение курсанта, реализацию принципа пролонгированного отбора.

Обследование кандидатов при проведении психологического отбора включает: групповое обследование бланковыми методиками «часы», «установление закономерностей», «численно-буквенные сочетания», «шкалы», «компасы»; индивидуальное обследование с помощью аппаратов ДКН, УПО-2 и методики «отыскивания чисел с переключением»; изучение особенностей личности.

В комплексный показатель прогностич-ности входят показатели, характеризующие как особенности психических процессов, так и личности [3, С. 42,44].

Различная мотивация испытуемых может служить источником искажения ответов либо в сторону социальной желательности (диссимуляция), либо подчеркивания своих дефектов (аггравации и симуляции). Сознательные искажения могут привести к полному отказу от сотрудничества, грубым искажениям и случайному характеру ответов. Поэтому при проведении профессионального психофизиологического отбора моряков особая роль отводится проективным методикам, так как эффект бессознательных искажений менее значителен и плохо поддается коррекции [4, С. 168].

На этапах психологической диагностики применяются проективные методики первого и второго поколения.

К методикам первого поколения относятся:

- конститутивные - когда испытуемому предлагают беспорядочный, неоформленный материал, которому нужно придать субъективный смысл (например, тест Роршаха);

- интерпретационные - истолкование, интерпретация какого-либо многозначного эпизода, события, ситуации (например, тест ТАТ Мюррея).

Методики второго поколения - импрес-сивные и экспрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных (например, тесты МПВ Сонди, МЦВ Лю-шера) [4, С. 168-169].

Подбор методик исследования личности на железнодорожном транспорте производится с таким расчетом, чтобы полученные результаты можно было использовать для профессионального психологического отбора и для комплектования производственных бригад с учетом психологической совместимости. Одной из применяемых средств психологической диагностики является методика Лири, имеющая достоверную связь с результатами, получаемыми при использовании других известных психологических методик, таких как СМИЛ, Кеттелл, Люшер и Сонди. Для определения психологических типов применяется личностная методика MBTI, разработанная Карлом Юнгом. С помощью методики Люшера измеряется уровень тревоги испытуемого [5, С. 326-327].

Анализ применяемых методик позволяет сделать вывод о необходимости применения личностных методов для прогноза профессиональной эффективности и психологической пригодности к трудовой деятельности, связанной с высокой ответственностью и предполагающей появление опасных и экстремальных ситуаций. К данной категории опасных и ответственных профессий можно отнести водителей пассажирского автотранспорта [6, 7, 8].

Пригодность будущего водителя до обучения определяется на основании явных и резких отклонений от средних показателей состояния здоровья и функций органов зрения и слуха. Таким образом, в

настоящее время, пригодность водителя сии, имеющих дело с аварииными и экс-определяется только медицинским и обра- тремальными ситуациями. зовательным отбором [8]. Повышенные требования к личностным

Наличие широкого спектра методов и темпераментальным особенностям необ-психодиагностики позволяет выразить ходимо предъявлять к водителям, осуще-уверенность в возможности подбора адек- ствляющим пассажирские автотранспорт-ватных, валидных методик для оценки ные перевозки, так как от их морально-профессионального и психологического нравственных и личностных качеств, а соответствия водителеи пассажирского также уровня профессиональнои мотива-транспорта, как представителеи профес- ции зависит безопасность пассажиров и

других участников дорожного движения.

Библиографический список

1. Акимова, М.К. Психологическая диагностика / Под ред. М. К. Акимовой. - СПб.: Питер, 2005. - 303 с.

2. Бодров, В.А., Орлов, В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 288 с.

3. Ворона, А.А., Гандер, Д.В., Пономаренко, В.А. Теория и практика психологического обеспечения летного труда. М.: Воениздат, 2003. - 280 с.

4. Шафран, Л.М., Псядло, Э.М. Теория и практика профессионального психофизиологического отбора моряков. - О: Фешкс, 2008. - 292 с.

5. Нерсесян, Л.С. Железнодорожная психология: 2-е изд., переработанное и дополненное / ФГУП Всеросс. Институт железнодорожной гигиены Роспотребнадзора, Кафедра железнодорожной гигиены МПФ ППО ММА им. И.М. Сеченова. - М.: ООО Фирма «РЕ-ИНФОР», 2005. - 534 с.

6. Возможности создания базы данных для экспертных оценок профессионально-важных личностных качеств, необходимых для определения профессиональной пригодности операторов пассажирских транспортных средств / В.С. Куликов, Р.А. Кудрин, Е.В. Лифанова, М.Н. Дятлов // Современные направления развития медицины : сб. ст. II междунар. науч.-практ. конф. (г. Брянск, 26-28 мая 2015 г.) / под общ. ред. Я.А. Вавилина; Научно-технический центр НДМ. - Брянск, 2015. - C. 3-9.

7. Влияние личностных качеств на профессиональную успешность водителей пассажирского автотранспорта / С.В. Смирнова, М.Н. Дятлов, А. Н. Тодорев, Е.Е. Родин // Технические науки в России и за рубежом: матер. III междунар. науч. конф. (г. Москва, июль 2014 г.) / Молодой учёный. - М., 2014. - C. 118-120.

8. Комаров, Ю.Я. Повышение уровня безопасности на пассажирском автотранспорте с использованием комплексного подхода к профессиональному отбору водителей / Комаров Ю.Я., Дятлов М.Н. // Автотранспортное предприятие. - 2014. - №10. - C. 18-22.

- ПсихомогиR -

MODERN METHODS OF PSYCHOLOGICAL DIAGNOSIS PROFESSIONAL RESPONSIBILITY AND DANGEROUS PROFESSION

S.V. Smirnova1, candidate of engineering sciences, associate professor

N.A. Ovchar1, candidate of sociological sciences, associate professor

E.V. Lifanova , candidate of medical sciences, associate professor

A.N. Todorev1, senior lecturer

M.N. Dyatlov1, senior lecturer

Volgograd state technical university

2Volgograd state medical university

(Russia, Volgograd)

Abstract. The article presents the results of the analysis of applied psycho techniques used to assess professionally important psychophysiological qualities of the employees responsible and dangerous jobs. Examples of personality questionnaires and tests, used to measure the psychological characteristics of specialist operator labor. Identified the problem of professional selection of drivers engaged in passenger transport due to lack of diagnosis of psycho-physiological characteristics and the current lack of a comprehensive approach to the definition ofprofession-al competence in road transport.

Keywords: methods ofpsychological diagnosis, specialists of dangerous and responsible professions, drivers of passenger vehicles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.