УДК 612.821
О.И. Юшкова, В.Н. Михайлова, С.В. Баловцев
ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА» В ГОРНОМ ИНСТИТУТЕ
Обобщен опыт работы исследователей в области физиологии и психологии труда на горных предприятиях, разработан практикум для теоретической и практической подготовки горных инженеров.Изу-чение теоретических вопросов, связанных с физиологией человека, реакцией организма человека на внешние раздражители, формирования заболеваний, в том числе профессионально обусловленных и профессиональных заболеваний, должны сопровождаться изучением нормативных актов, регламентирующих вопросы охраны труда. Дисциплина «Основы физиологии и психологии человека» определяет оптимальные показатели функционального состояния и психологического статуса человека, которые позволяют обеспечить высокую работоспособность и эффективность труда; разрабатывает характеристики рабочего процесса (тяжесть и напряженность труда, оптимальные и допустимые параметры рабочего места), предохраняющие человека от неблагоприятного влияния тех или иных факторов труда и обеспечивающие безопасность труда. Ключевые слова: физиология человека, психология человека, психофизиологические качества, межличностные отношения работников, способы разрешения конфликтов, учебно-методические разработки, работоспособность и здоровье человека, работоспособность, эффективность труда, гигиеническая оценка факторов рабочей среды, вредные и опасные условия труда, горнодобывающая отрасль, горное дело, безопасность труда, технологическая безопасность и горноспасательное дело, профессиональные заболевания, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, производственная среда.
Современный уровень производства для успешного выполнения работы требует от человека способность оперативно воспринимать и обрабатывать информацию, поддерживать повышенный уровень внимания, памяти и ряда других психофизиологических качеств. Безопасность труда горнорабочих определяется не только техническими факторами, но и комплексом факторов, носящих физиологический характер,
ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2017. № 5. С. 230-240. © 2017. О.И. Юшкова, В.Н. Михайлова, С.В. Баловцев.
определяющий реакцию организма человека на внешние раздражители. Важными становятся психологические вопросы, связанные с межличностными отношениями работников и способы разрешения конфликтов.
Изучение цикла дисциплин медико-биологической и психофизиологической направленности имеет важную роль в подготовке специалистов по специальности «Горное дело».
В учебно-методических разработках курса «Физиология и психология человека» представлены материалы, посвященные:
• физиологическим функциям живых тканей, таких как раздражимость, возбудимость, проводимость и сократимость;
• особенностям высшей и низшей нервной деятельности человека;
• деятельности физиологических систем: сердечно-сосудистой системы и газообмена, центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата;
• физиологии двигательного аппарата;
• строению и физиологическим закономерностям функционирования анализаторов.
Знание этих вопросов специалистами по технологической безопасности и горноспасательному делу позволит приобрести следующие навыки:
• отработка умения правильно и четко решать возникающие перед ними проблемы, связанные с человеческим фактором;
• способность обоснования и разработки системы профилактических мероприятий, облегчающих труд, сохраняющих работоспособность и здоровье человека.
Используется методология изучения физиологических характеристик человека как один из значительных этапов в обеспечении безопасности жизнедеятельности, которое в производственных условиях выражается в повышенном травматизме и профессиональной заболеваемости.
При написании рабочей учебной программы, подготовке курса лекций по дисциплине учитывались современные тенденции в совершенствовании процесса подготовки специалистов. Во-первых, стремление перейти от предметного обучения, которое приводит к фрагментарному представлению о горном деле, к обучению на основе модульного подхода. Модульный подход способствует развитию творческих способностей у студентов, формирует навыки разрешения противоречий при решении учебных, ситуационных профессиональных задач. Этот подход построен на принципах освоения дидактических еди-
ниц знаний, которые создают системность в получении знаний, он приводит к интеграции содержания обучения, обеспечивает целостное образование и целостное представление о будущей профессии и деятельности в области горного производства.
Дисциплина «Основы физиологии и психологии человека» является одной из основных в учебном плане подготовки специалистов, относится к профессиональному циклу дисциплин в плане подготовки специалистов горного дела и входит в часть цикла специализации по «Технологической безопасности и горноспасательному делу». Также является необходимой теоретической базой для дисциплин профессионального цикла.
В свою очередь, успешное изучение основ физиологии и психологии человека базируется на знаниях, полученных при изучении предшествующих дисциплин, таких как химия, включая разделы по неорганической и органической химии, коллоидной химии, физика (механика, электричество), информатика (простейшие навыки работы на компьютере и в сети Интернет, умение использовать прикладное программное обеспечение).
При изучении дисциплины особое внимание обращено на современные проблемы физиологии труда, возникшие в связи с социально-экономическими преобразованиями в обществе. К ним относится значительная распространенность травмоопасных видов деятельности, сменного и ночного труда или нерегулярной сменности, ненормированного рабочего дня или пролонгированных рабочих смен [1]. Выраженная нервно-эмоциональная окраска рабочей деятельности связана как с наличием социального стресса, так и с особенностями организации труда на рабочем месте [2]. Несоблюдение требований норм охраны труда, рациональных режимов труда и отдыха усугубляет негативное воздействие факторов трудового процесса и производственной среды на работающих [3, 4].
В учебной и учебно-методической литературе раскрываются вопросы классификации факторов трудового процесса, приводится описание особенностей физиологических реакций организма и структуры деятельности при физическом, умственном и зрительно-напряженном труде. Рассматриваются вопросы, связанные с проблемой профессионального отбора, включающие требования к проведению психофизиологического обследования и описания основных методов оценки профессиональной пригодности (таблица).
Такое обобщение показывает, что разработка практических вопросов физиологии труда невозможна без психофизиологи-
ческого анализа особенностей изучаемой профессиональной деятельности. Только таким образом можно определить те функциональные системы организма или их звенья, которые ответственны за выполнение определенной профессиональной работы и на которые приходится наибольшая нагрузка. С оценки этих систем, в первую очередь, следует начинать изучение особенностей труда и подбирать соответствующие методы изучения функционального состояния организма человека.
Практикум обобщает многогранный опыт работы исследователей в области физиологии и психологии труда на горных предприятиях и разработан для теоретической и практической подготовки горных инженеров.
Изучение теоретических вопросов, связанных с физиологией человека, реакцией организма человека на внешние раздражители, формирования заболеваний, в том числе профессионально обусловленных и профессиональных заболеваний, должны сопровождаться изучением нормативных актов, регламентирующих вопросы охраны труда.
Необходимо знать основные принципы защиты человека от воздействия вредных и (или) опасных вредных производственных факторов. На основании изучения основных положений Р.2.2.2006-05 «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» [5] необходимо научиться определять классы (подклассы) условий труда в соответствии с гигиеническими критериями, характеризующими степень отклонений параметров факторов условий труда и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов.
Горнодобывающая промышленность характеризуется повышенным уровнем воздействия физических факторов, таких как шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат, недостаток естественного освещения. Для предупреждения негативного влияния на организм горнорабочих физических факторов необходимо знать санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам производственной среды. Нормативным актом, обосновывающим санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах является СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» [7]. В данном нормативном акте приводятся уровни гигиенических нормативов параметров физических факторов производственной среды.
Ревизуемые работы в рамках дисциплины «Основы физиологии и психологии человека»
Номер работы и название Прививаемые навыки Обоснованность выбора темы
1. Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) Студенты должны научиться: - определять функциональное состояние сер-дечно-сосудистой системы организма в зависимости от тяжести выполняемой работы; - устанавливать типы реагирования сердечнососудистой системы на нагрузку; - проводить оценку функционального состояния человека по уровню адаптационного потенциала системы кровообращения; - определять величины ФЖЕЛ (форсированной жизненной емкости легких) и ОФВ (объема форсированного выдоха) в зависимости от уровня мышечной работы. Изучение деятельности физиологических систем, таких как, сердечно-сосудистая система и газообмен, центральная нервная система и нервно-мышечный аппарат позволит студентам ознакомиться с реакцией организма человека на внешние раздражители, а конкретно воздействие тяжести выполняемой работы на физиологическое состояние человека. Научиться составлять рациональный режим труда и отдыха при выполнении работ различной тяжести.
2. Измерение артериального давления (АД)
3. Определение индекса функциональных изменений системы кровообращения (ИФИ)
4. Исследование внешнего дыхания
5. Подсчет суточного расхода энергии Студенты должны научиться рассчитывать: - суточный пищевой режим в зависимости от калорийности, соотношения белков, жиров и углеводов в рационе питания; - суточный расход энергии на мышечную деятельность; - суточные энерготраты по частоте сердечных сокращений; - энерготраты на различные виды деятельности с учетом ее продолжительности. Одним из критериев здорового образа жизни является полноценное сбалансированное питание. Энергетическая ценность пищевого рациона должна соответствовать уровню энергетических затрат.
6. Самоконтроль пищевого режима студента
7. Оценка тяжести трудового процесса Студенты должны научиться определять интегральный показатель тяжести трудового процесса по следующим видам нагрузок: физическая динамическая нагрузка; масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную; Горный инженер должен обладать знаниями, позволяющими анализировать оперативные и текущие показатели, характеризующие условия труда, в том числе трудовой процесс. Тяжесть и напряженность
стереотипные рабочие движения; статическая нагрузка; рабочая поза; наклоны корпуса; перемещение в пространстве. труда, определяют трудовой процесс и являются одними из критериев определения класса (подкласса) условий труда. Горнодобывающая промышленность относится к тем отраслям экономики, которые характеризуются преобладанием работ с повышенной мышечной нагрузкой и знание методик определения тяжести и напряженности трудового процесса являются основополагающими для специализации «Технологическая безопасность и горноспасательное дело».
8. Определение напряженности труда Студенты должны овладеть методиками определения качественных и количественных характеристик напряженности трудового процесса. Уметь определить класс условий труда в зависимости от уровня интеллектуальных, сенсорных, эмоциональных, монотонных нагрузок и режима работы.
9. Методика динамометрии человека Студенты должны научиться: - определять максимальную мышечную работоспособность для выявления степеней утомительности трудовой деятельности у рабочих различных профессиональных групп. При проведении исследований трудовых процессов на производстве следует учитывать важнейшее положение современной психофизиологии труда, связанное с ролью психологических, личностных особенностей человека в обеспечении и поддержании необходимого уровня работоспособности. Работоспособность — это величина функциональных возможностей организма (физиологической системы), характеризующаяся количеством и качеством работы при напряжении максимальной интенсивности или длительности. Выделяют три фазы работоспособности: первая — с возрастающей работоспособностью (период врабатывания), вторая — с устойчивой высокой работоспособностью, третья — с понижением работоспособности вследствие утомления.
10. Методы антропометрических исследований. Расчет индексов физического развития
11. Определение физической работоспособности и максимального потребления кислорода
м 00 СТ1
12. Исследование психологических особенностей восприятия и переработки зрительной информации С использованием корректурных тестов студенты должны научиться оценивать концентрацию внимания при выполнении работы различной степени тяжести и напряженности. Горнодобывающая отрасль относится к наиболее травмоопасным отраслям экономики. Реакция человека на раздражители, правильность и скорость принятия решений зависит от освоения психологических особенностей приема, хранения и переработки информации.
13. Психологическая оценка организации рабочего места. Студенты должны научиться методам организации рабочих мест в соответствии с эргономическими требованиями к рабочим местам при выполнении работы различной сложности и с учетом тяжести и напряженности трудового процесса. Горный инженер должен обладать способностью проектировать системы защиты человека от опасных и вредных факторов производственной среды, организовывать безопасные рабочие места с использованием методики оценки зоны досягаемости моторного и сенсорного поля.
14. Определение психологического типа межличностного поведения в производственных коллективах Горный инженер должен знать закономерности трудового поведения и самочувствия людей на производстве, а также взаимоотношения в коллективе с целью создания максимально благоприятных условий для каждого работника, для эффективного взаимодействия его с остальными членами производственного коллектива. Особое значение личностные характеристики приобретают в экстремальных ситуациях, связанных с состоянием дефицита времени и информации, ответственностью за безопасность других лиц и риском для собственной жизни.
15. Методика оценки темперамента как психологической основы личности Темперамент представляет собой врожденные особенности личности, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей трудовой среде. Темперамент является внешним проявлением высшей нервной деятельности и тесно связан с продуктивностью трудового процесса.
Предприятия горнодобывающей отрасли относятся к предприятиям повышенного риска в отношении вероятности возникновения профессиональных заболеваний. Приказ № 302н Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» определяет порядок медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В соответствии с Приказом №302н [6] все вновь принимаемые и работающие на предприятиях горнодобывающей отрасли должны проходить медицинские осмотры.
Горнодобывающая промышленность является одной из наиболее травмоопасных отраслей экономики РФ. В связи с этим, студенты должны быть ознакомлены с основными принципами предоставления льгот и компенсаций за работу в условиях воздействия вредных и (или) опасных вредных производственных факторов, которые изложены в Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
Заключение
Дисциплина «Основы физиологии и психологии человека» на основе изучения физиологических реакций работающего человека решает две основные задачи:
• определяет те оптимальные показатели функционального состояния и психологического статуса человека, которые позволяют обеспечить высокую работоспособность и эффективность труда;
• разрабатывает характеристики рабочего процесса (тяжесть и напряженность труда, оптимальные и допустимые параметры рабочего места), предохраняющие человека от неблагоприятного влияния тех или иных факторов труда и обеспечивающие безопасность труда.
Этими задачами определяется профилактическая направленность психофизиологии труда, обеспечивающая сохранение
и укрепление здоровья работающего человека, профессиональную активность и долголетие. Известно, что нарушение здоровья это физическое, душевное или социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической и физиологической функции организма человека. Перспективы развития страны, их экономический рост напрямую зависят от состояния здоровья людей.
Опыт преподавания дисциплин медико-психологического профиля в горном институте основан на общих принципах гуманизации трудового процесса, который строится с учетом поддержания оптимального функционального состояния организма. Эти принципы должны всегда приниматься во внимание и определять особенности методических подходов к оценке состояния работающего человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Юшкова О. И. Основы физиологии человека: Учебное пособие для горных вузов. — М.: Изд-во МГГУ, 2004. — 246 с.
2. Юшкова О.И., Карпов В.М., Баловцев С.В. Лабораторный практикум по дисциплине Физиология человека: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во МГГУ, 2007. - 112 с.
3. Измеров Н. Ф., Бухтияров И. В., Прокопенко Л. В., Измерова Н. И., Кузьмина Л. П. Труд и здоровье. — М.: Литера, 2014. — 416 с.
4. Гимельштейн Л. Я., Френкель Ю. М. Безопасность труда шахтеров. Человеческий фактор. — Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1990. — 172 с.
5. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05. — М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2005. — 142 с.
6. Приказ № 302н Министерства здравоохранения и социального разви-тия РФ от 12.04.2011 г. «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
7. СанПиН 2.2.4.3359-16. Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах. ti^re
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Юшкова Ольга Игоревна1 — доктор медицинских наук, профессор, e-mail: doktorolga@inbox.ru, ФГБНУ «НИИ МТ»,
Михайлова Виктория Николаевна — доктор технических наук, техническая инспекция труда ФНПР, e-mail: vklon@yandex.ru,
Баловцев Сергей Владимирович1 — кандидат технических наук, доцент, e-mail: Balovcev@yandex.ru, 1 МГИ НИТУ «МИСиС».
Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2017. No. 5, pp. 230-240.
udc 612.821 O.I. Yushkova, V.N. Mikhaylova, S.V. Balovtsev
EXPERIENCE OF TEACHING HUMAN PHYSIOLOGY AND PSYCHOLOGY AT A MINING INSTITUTE
The experience of the researchers in the field of work physiology and psychology in mines has been generalized, and the practical training course has been developed for mining engineers.
The theoretical studies in the area of human physiology, human response to exogenous irritants, initiation of diseases, including occupation-conditioned and occupational, should go with the learning of normative acts on labor protection.
The subject of human physiology and psychology handles two primary problems based on the analyses of physiological reactions of a working man. First, it determines the optimal indexes of the functional state and psychological status of a man, which enable high operational capability and working efficiency. Second, it develops the work process characteristics (work difficulty and intensity, optimal and allowable parameters of a workplace) to prevent a worker from aggravating influence of work factors and to ensure safety of work. These problems show the orientation of labor psychophysiology towards preventive maintenance aimed to ensure preservation and promotion of health, as well as occupational activity and longevity of a working man.
Key words: human physiology, human psychology, psychophysiological properties, interpersonal relations of workers, conflict resolution methods, guidance manuals, human performance and health, operational capability, work efficiency, hygienic evaluation of working environment factors, harmful and hazardous labor conditions, mining industry, mining, labor safety, process safety and mine rescue work, occupational diseases, hygienic standards, public health regulations, industrial environment.
AUTHORS
Yushkova O.I.1, Doctor of medical Sciences, Professor, e-mail: doktorolga@inbox.ru,
Research Institute of Occupational Medicine, Moscow, Russia,
Mikhaylova V.N., Doctor of Technical Sciences,
e-mail: vklon@yandex.ru,
Technical Inspection of Labor,
Federation of Independent Trade Unions of Russia,
Moscow, Russia,
Balovtsev S.V.1, Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor, e-mail: Balovcev@yandex.ru,
1 Mining Institute, National University of Science and Technology «MISiS», 119049, Moscow, Russia.
REFERENCES
1. Yushkova O. I. Osnovy fiziologii cheloveka: Uchebnoe posobie dlya gornykh vuzov (Fundamentals of human physiology: Higher educational aid), Moscow, Izd-vo MGGU,
2004, 246 p.
2. Yushkova O. I., Karpov V. M., Balovtsev S. V. Laboratornyy praktikum po distsipline. Fiziologiya cheloveka: Uchebnoe posobie dlya vuzov (Laboratory workshop on discipline. Human physiology. Higher educational aid), Moscow, Izd-vo MGGU, 2007, 112 p.
3. Izmerov N. F., Bukhtiyarov I. V., Prokopenko L. V., Izmerova N. I., Kuz'mina L. P. Trud i zdorov'e (Work and health), Moscow, Litera, 2014, 416 p.
4. Gimel'shteyn L. Ya., Frenkel' Yu. M. Bezopasnost' truda shakhterov. Cheloveches-kiy faktor (The safety of miners. The human factor), Kemerovo, Kemerovskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1990, 172 p.
5. Rukovodstvo po gigienicheskoy otsenke faktorov rabochey sredy i trudovogo protsessa. Kriterii i klassifikatsiya usloviy truda. R 2.2.2006-05 (Manual on hygienic evaluation of factors of working environment and work flow. Criteria and classification of labor conditions. R 2.2.2006-05), Moscow, Federal'nyy tsentr gigieny i epidemiologii Rospotrebnadzora,
2005, 142 p.
6. Prikaz№ 302n Ministerstvazdravookhraneniya isotsial'nogo razvitiya RFot 12.04.2011g. «Ob utverzhdenii perechney vrednykh i (ili) opasnykh proizvodstvennykh faktorov i rabot, pri vypolnenii kotorykh provodyatsya obyazatel'nye predvaritel'nye i periodicheskie meditsinskie osmotry (obsledovaniya), iporyadkaprovedeniya obyazatel'nykh predvaritel'nykh iperiodich-eskikh meditsinskikh osmotrov (obsledovaniy) rabotnikov, zanyatykh na tyazhelykh rabotakh i na rabotakh s vrednymi i (ili) opasnymi usloviyami truda» (Approval of the lists of harmful and (or) hazardous industrial factors and operations to be accompanied with obligatory preliminary and periodical medical inspections (examinations) and the procedures of the preliminary and periodical medical inspections (examinations) of workers engaged in heavy services and in services connected with harmful and (or) hazardous labor conditions, Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation, Order No. 302n dated April 12, 2011).
7. Sanitarno-epidemiologicheskie trebovaniya k fizicheskim faktoram na rabochikh mes-takh. SanPiN 2.2.4.3359-16 (Prophylactic-epidemiological requirements imposed on physical factors at workplace. Sanitary rules and regulations 2.2.4.3359-16).
I ОТ РЕДКАЦИИ
Информация о статье авторов Джураева Р.У., Хайдаровой М.Э. «Нормализация температурного режима при бурении скважин с продувкой воздухом при использовании вихревой трубы», принятой на депонирование Издательством под номером 1084/10-16 от 26 июля 2016 г., по техническим причинам не была опубликована в Горном информационно-аналитическом бюллетене (ГИАБ). Редколлегия приносит извинения авторам. Сведения о статье опубликованы в ГИАБ № 5 2017 г., с. 298.