РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В МОТИВАЦИИ К СВОЕВРЕМЕННОМУ ОБРАЩЕНИЮ ЗА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ
Коростылева Е.А.
МУЗ «Городская клиническая больница № 2», г. Челябинск
С целью установления причин, препятствующих своевременному обращению к стоматологу, на базе МУЗ ГКБ № 2 города Челябинска с использованием анкетного метода проведено социологическое исследование. В исследовании принимали участие 585 студентов высших учебных заведений города Челябинска. По возрасту респонденты распределились следующим образом: 15-17 лет - 74 студента (12,7 %), 18- 20 лет - 253 (43,2 %), 21-25 лет - 258 (44,1 %); по полу - 36,2 % мужчин и 63,8 % женщин.
Установлено, что основной причиной несвоевременного обращения к стоматологу является недостаток времени, на нее сослались 53,5 % респондентов (женщины - 53,1 %, мужчины - 54,2 %). Она доминирует над страхом перед стоматологическим вмешательством (30,6 %) и над недостатками в организации приема (12,3 %). Далее причины позднего обращения к врачу распределились следующим образом: материальные затруднения - 9,7 %, негативный опыт стоматологического лечения в прошлом - 7,0 %, недоверие к врачу - 0,5 %, на другие причины сослались 4,4 % респондентов.
Страх перед стоматологическим вмешательством является второй причиной несвоевременного обращения к стоматологу. Посещение стоматолога является явной психотравмирующей ситуацией для 76,4 % респондентов, в том числе 306 женщин (82,0 %), мужчин - 141 (66,5 %). Не испытывают страх перед стоматологическим вмешательством 138 (23,6 %) студентов (женщин - 67 (18,0 %), мужчин - 71 (33,5 %)). Охарактеризовали свой страх как умеренный 59,0 % мужчин и 65,7 % женщин, как выраженный - 7,5 % мужчин и 16,3 % женщин.
В ранжированном ряду причин страха (допускалось несколько вариантов ответов) безусловным лидером стала боязнь боли, на нее указало 89,7 % респондентов.
Более половины респондентов (55,9 %) - отметили, что ранее проведенное стоматологическое лечение сопровождалось болевыми ощущениями. Для 222 (37,9 %) респондентов ожидание болевых ощущений является более травмирующим в психологическом отношении фактором, чем сама боль. Под местной анестезией получали стоматологическую помощь 58,4 % респондентов-женщин и 62,7 % мужчин. При этом для значительной части студентов (42,1 %) анестезия в свою очередь является психотравмирующим фактором.
Психотерапевтические методы коррекции состояния психоэмоционального напряжения на стоматологическом приеме использовались лишь у четверти респондентов (25,5 %). Ответы молодых людей на вопрос о применении врачом во время стоматологического лечения психотерапевтических методов устранения состояния страха являются субъективными, так как стоматолог путем простой беседы или отдельных высказываний может в значительной степени купировать психоэмоциональное напряжение и улучшить отношение пациентов к стоматологическим процедурам.
Для значительного числа респондентов (43,6 %) обращение к стоматологу по сравнению с врачами других специальностей является стрессовым. Данное утверждение более справедливо для женщин: 46,6 % утвердительных ответов у студенток, 38,2 % утвердительных ответов у студентов.
Установление психологического контакта с врачом важно для большинства опрошенных студентов: утвердительно на данный вопрос ответили 94,7 % респондентов (женщин - 95,2 %, мужчин - 93,9 %). Результаты нашего исследования подтверждают литературные данные зарубежных авторов (Kreisberg and Tremain,1960; McKeithen, 1966; Collett, 1969) о том, что самыми важными факторами стоматологического лечения с точки зрения пациентов являются личность стоматолога, способность уменьшить чувство страха и тревоги, а также хорошее владение техническими аспектами работы.
Таким образом, в целях совершенствования организации стоматологического приема, необходимо учитывать психологические аспекты взаимоотношения врача и пациента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.
23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.
24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.
Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва