КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГА ТЕРАПЕВТА
Бессонова Т.И.
Ижевская государственная медицинская академия, Кафедра общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФПК и ПП г.Ижевск
Удовлетворенность пациентами качеством стоматологической помощи во многом определяется состоянием здоровья и степенью комфортности врача при выполнении им профессиональной деятельности. Показателем данных критериев может служить качество жизни (КЖ), удовлетворенность от выполненной работы, степень адаптации к стрессовым ситуациям на рабочем месте. Именно они в конечном итоге во многом определяют качество труда врача.
Целью исследования явилось изучение КЖ и эмоционального статуса стоматологов терапевтов.
В протокол обследования были включены 57 стоматологов терапевтов, работающих в государственных стоматологических поликлиниках г. Ижевска. Среди врачей было 13 (22,8%) мужчин и 44 (77,2%) женщины в возрасте от 24 до 59 лет. Средний возраст мужчин составил 38,1±2,3 лет, женщин - 40,7±2,6 лет; средний стаж работы респондентов - 20,9±3,1 год.
В качестве инструмента оценки КЖ был использован русско-язычный аналог опросника SF-36 - «Краткий общий опросник оценки статуса здоровья». Все вопросы его были объединены в 8 шкал: общее состояние здоровья, физическое, социальное и психологическое функционирование, физического состояния на ролевое функционирование, влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование, интенсивность боли, жизнеспособность. Эмоциональный статус оценивался по степени эмоционального выгорания врачей с использованием методики В.В.Бойко «Диагностика эмоционального выгорания личности».
В результате исследования установлено, что интегральный показатель КЖ у стоматологов терапевтов был ниже оптимального - 31,4%. Низким был критерий социального функционирования, как у мужчин (48,2±2,6 баллов), так и у женщин (49,1±1,7 балла). Несмотря на высшее образование, большой опыт работы стоматологи терапевты испытывают большие психо-эмоциональные проблемы как с членами семьи, так и коллегами на работе и пациентами, они недостаточно удовлетворены своим социальным положением. У женщин более значимо были снижены показатели жизнеспособности, психического функционирования и общего состояния здоровья (62,6±2,8; 65,1±1,7; 65,0±1,9 баллов, соответственно), у мужчин - психического функционирования (66,5±1,4 балла). Установлено, что чем длительнее стаж работы, тем ниже уровень КЖ врачей (г=-0,61), что обусловлено нарушениями социального функционирования и жизнеспособности (до 41,6±1,6 и 57,1±2,0 балла, соответственно). В отличие от населения они испытывают двойную психическую нагрузку, так как нередко им приходится решать не только свои проблемы, но и проблемы больных. У врачей со стажем работы мене 5 лет в большей степени снижены показатели психического функционирования (53,2±4,1) и жизнеспособности (55,5±4,3).
При анализе данных анкеты В.В.Бойко, выявлено, что симптомы эмоционального выгорания присутствуют у всех врачей. Доминирующими (при значении более 15 баллов) симптомами были: «неадекватность избирательного реагирования» (у 57,7 из 100 респондентов), «редукция профессиональных обязанностей» (у 35,1) и «эмоциональная отстраненность» (у 26,3). Полностью сформировался синдром эмоционального выгорания (СЭВ) до фазы истощения у каждого пятого респондента (22,8%). Фаза напряжения СЭВ отмечена у 12,3 из 100 стоматологов, фаза резистентности - у 64,9.
Таким образом, показатели КЖ и СЭВ могут служить критериями, определяющими социальную адаптированность стоматолога терапевта в обществе и коллективе, характеризующими его, как человеческий и профессиональный капитал отечественного здравоохранения, и в тоже время влияющие на качество его профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.
11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалыг XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010