Научная статья на тему 'Критерии эффективной профессиональной деятельности стоматолога терапевта'

Критерии эффективной профессиональной деятельности стоматолога терапевта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
195
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии эффективной профессиональной деятельности стоматолога терапевта»

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГА ТЕРАПЕВТА

Бессонова Т.И.

Ижевская государственная медицинская академия, Кафедра общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ФПК и ПП г.Ижевск

Удовлетворенность пациентами качеством стоматологической помощи во многом определяется состоянием здоровья и степенью комфортности врача при выполнении им профессиональной деятельности. Показателем данных критериев может служить качество жизни (КЖ), удовлетворенность от выполненной работы, степень адаптации к стрессовым ситуациям на рабочем месте. Именно они в конечном итоге во многом определяют качество труда врача.

Целью исследования явилось изучение КЖ и эмоционального статуса стоматологов терапевтов.

В протокол обследования были включены 57 стоматологов терапевтов, работающих в государственных стоматологических поликлиниках г. Ижевска. Среди врачей было 13 (22,8%) мужчин и 44 (77,2%) женщины в возрасте от 24 до 59 лет. Средний возраст мужчин составил 38,1±2,3 лет, женщин - 40,7±2,6 лет; средний стаж работы респондентов - 20,9±3,1 год.

В качестве инструмента оценки КЖ был использован русско-язычный аналог опросника SF-36 - «Краткий общий опросник оценки статуса здоровья». Все вопросы его были объединены в 8 шкал: общее состояние здоровья, физическое, социальное и психологическое функционирование, физического состояния на ролевое функционирование, влияние эмоционального состояния на ролевое функционирование, интенсивность боли, жизнеспособность. Эмоциональный статус оценивался по степени эмоционального выгорания врачей с использованием методики В.В.Бойко «Диагностика эмоционального выгорания личности».

В результате исследования установлено, что интегральный показатель КЖ у стоматологов терапевтов был ниже оптимального - 31,4%. Низким был критерий социального функционирования, как у мужчин (48,2±2,6 баллов), так и у женщин (49,1±1,7 балла). Несмотря на высшее образование, большой опыт работы стоматологи терапевты испытывают большие психо-эмоциональные проблемы как с членами семьи, так и коллегами на работе и пациентами, они недостаточно удовлетворены своим социальным положением. У женщин более значимо были снижены показатели жизнеспособности, психического функционирования и общего состояния здоровья (62,6±2,8; 65,1±1,7; 65,0±1,9 баллов, соответственно), у мужчин - психического функционирования (66,5±1,4 балла). Установлено, что чем длительнее стаж работы, тем ниже уровень КЖ врачей (г=-0,61), что обусловлено нарушениями социального функционирования и жизнеспособности (до 41,6±1,6 и 57,1±2,0 балла, соответственно). В отличие от населения они испытывают двойную психическую нагрузку, так как нередко им приходится решать не только свои проблемы, но и проблемы больных. У врачей со стажем работы мене 5 лет в большей степени снижены показатели психического функционирования (53,2±4,1) и жизнеспособности (55,5±4,3).

При анализе данных анкеты В.В.Бойко, выявлено, что симптомы эмоционального выгорания присутствуют у всех врачей. Доминирующими (при значении более 15 баллов) симптомами были: «неадекватность избирательного реагирования» (у 57,7 из 100 респондентов), «редукция профессиональных обязанностей» (у 35,1) и «эмоциональная отстраненность» (у 26,3). Полностью сформировался синдром эмоционального выгорания (СЭВ) до фазы истощения у каждого пятого респондента (22,8%). Фаза напряжения СЭВ отмечена у 12,3 из 100 стоматологов, фаза резистентности - у 64,9.

Таким образом, показатели КЖ и СЭВ могут служить критериями, определяющими социальную адаптированность стоматолога терапевта в обществе и коллективе, характеризующими его, как человеческий и профессиональный капитал отечественного здравоохранения, и в тоже время влияющие на качество его профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 2. № 4.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

Материалы1 XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

Материалыг XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.