Научная статья на тему 'Синдром эмоционального выгорания у студентов Амурской государственной медицинской академии'

Синдром эмоционального выгорания у студентов Амурской государственной медицинской академии Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
189
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BS (BURNOUT SYNDROME) / STUDENTS / STRESS

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Педик И. А.

According to the opinion of many researchers, medical workers and doctors can be referred as a category of people the most liable to professional stress, because “nothing for a human being is such a big burden and such a big test as another human being”. (W. Schmidbauer, 1977). The teaching of students of medical academies is characterized by daily intensive and emotionally tense interaction with patients, also by the necessity of involving in the problems of other people with subsequent development of hypertrophy of own liability, necessity of constant approval by other people, contributing to the development of professional stress still at the stage of teaching. The purpose of our research became the exposure of BS of graduate students of the Amur State Medical Academy, according to the method of V. Boiko with detailed elaboration of symptoms and phases of development of BS. Among 110 of questioned, all students had signs of BS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ BURNOUT SYNDROME IN THE AMUR STATE MEDICAL ACADEMY

According to the opinion of many researchers, medical workers and doctors can be referred as a category of people the most liable to professional stress, because “nothing for a human being is such a big burden and such a big test as another human being”. (W. Schmidbauer, 1977). The teaching of students of medical academies is characterized by daily intensive and emotionally tense interaction with patients, also by the necessity of involving in the problems of other people with subsequent development of hypertrophy of own liability, necessity of constant approval by other people, contributing to the development of professional stress still at the stage of teaching. The purpose of our research became the exposure of BS of graduate students of the Amur State Medical Academy, according to the method of V. Boiko with detailed elaboration of symptoms and phases of development of BS. Among 110 of questioned, all students had signs of BS.

Текст научной работы на тему «Синдром эмоционального выгорания у студентов Амурской государственной медицинской академии»

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ АМУРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Педик И.А.

Амурская государственная медицинская академия, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, г.Благовещенск

Термин «bumout» («эмоциональное выгорание») был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г.[1]. Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание», СЭВ) - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы[2]. Многие авторы считают, что более высокому риску профессионального выгорания подвержены врачи, причем этот синдром может начинаться довольно рано[1,3]. Целью нашего исследования стало выявление СЭВ у студентов-выпускников Амурской государственной медицинской академии. По методике В.Бойко, мы проанкетировали 110 человек в возрасте от 22 до 24 лет. Студентам предлагалось ответить «да» или «нет» на предложенные утверждения, в количестве 84. Результаты оценивались по бальной системе от 1 до 10,в соответствии с «ключом». Подсчитывалась сумма баллов для каждого из 12 симптомов (при сумме 10-15 баллов

- складывающийся симптом, 16 и более - сложившийся), для каждой из 3х фаз «выгорания» (37-60 баллов - фаза в стадии формирования, 61 и более - сформировавшаяся фаза). По результатам исследования фаза «Напряжение» формируется у 40±4,67% опрошенных, является сформированной у 11,8±3,07%. Симптомы данной фазы: Переживание психотравмирующих обстоятельств - складывающийся у 26,3±4,2%, сложившийся - 30 ±4,4%; неудовлетворенность собой - 23,6±4,05 и 3,6±1,8% соответственно; «загнанность в клетку» - 23,6±4,05% и 10,9±2,97%; тревога и депрессия - 25,4±4,15%, 20±3,8%. Фаза «Резистенция» формируется у 65,5±4,5%, сформирована у 27,3±4,25%. Симптомы данной фазы: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

- складывающийся у 20,9±3,9%, сложившийся - 88,1±3,08%; эмоционально-нравственная дезориентация -34,5±4,5%, 28,1±4,3%; расширение сферы экономии эмоций - 29±4,3%, 12,7±3,17%; редукция профессиональных обязанностей - 39±4,65%, 30±4,37%. Фаза «Истощение» формируется у 54,5±4,75% опрошенных, сформирована у 15,4±3,4. Симптомы: эмоциональный дефицит складывается у 42,7 ±4,7%, сложившийся у 24,5±4,1%; эмоциональная отстраненность - 49±4,8% и 19±3,74%; деперсонализация - 44,5±4,7% и 11,8±3,08%; психосоматические и психовегетативные нарушения - 20±3,81% и 13,6±3,27%.

График сочетания трех фаз СЭВ в выборочной совокупности (55 чел.)

баллы стадия формирования, фаза сформирована.

На графике показано, что у большинства респондентов формируется 2 фазы СЭВ - резистенция и истощение, но есть студенты, имеющие все три фазы в стадии формирования. В ходе исследования не выявлено ни одного студента, не имеющего признаки СЭВ. Таким образом, формирование СЭВ начинает формироваться еще до начала самостоятельной профессиональной деятельности. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений.

Литература:

1. Винокур В.А., Рыбина О.В. Интегративные механизмы формирования профессионального стресса у врачей //Интегративная медицина. Материалы II национального конгресса. СПб, 2005. - С.36-39.

2. ЛаренцоваЛ.И., МаксимовскийЮ.М., СоколоваЕ.Д. Синдром "эмоционального выгорания"(ЪитоШ:) у врачей

- стоматологов // Ж. Новая стоматология, 2002, №2, С.97-99.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

3. Felton J. S. Bumout as a clinical entity - its importance in health care workers. // Occupational medicine.-1998. - vol. 48.- p.237- 250.

4. The term “burnout” was suggested by American physiatrist Friedberg in 1974.Burnout syndrome (emotional burnout, BS) - is a process of gradual loss of emotional, cognitive and physical energy, which becomes apparent in the symptoms of emotional and mental exhaustion, physical fatigue, personal dismissal and lowering of satisfaction of execution of work.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

13. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

14. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

STUDENTS’ BURNOUT SYNDROME IN THE AMUR STATE MEDICAL ACADEMY I.A. Pedik

Amur State Medical Academy, department of public health and health protection

Annotation: According to the opinion of many researchers, medical workers and doctors can be referred as a category of people the most liable to professional stress, because “nothing for a human being is such a big burden and such a big test as another human being”. (W. Schmidbauer, 1977). The teaching of students of medical academies is characterized by daily intensive and emotionally tense interaction with patients, also by the necessity of involving in the problems of other people with subsequent development of hypertrophy of own liability, necessity of constant approval by other people, contributing to the development of professional stress still at the stage of teaching. The purpose of our research became the exposure of BS of graduate students of the Amur State Medical Academy, according to the method of V. Boiko with detailed elaboration of symptoms and phases of development of BS. Among 110 of questioned, all students had signs of BS.

Key words: students, BS - (burnout syndrome), stress

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.