Научная статья на тему 'Особенности синдрома «Эмоционального выгорания» врачей скорой помощи'

Особенности синдрома «Эмоционального выгорания» врачей скорой помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
247
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности синдрома «Эмоционального выгорания» врачей скорой помощи»

ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» ВРАЧЕЙ СКОРОЙ ПОМОЩИ Ревина Н.Е.

Новгородский Государственный университет им. Ярослава Мудрого, Институт медицинского образования, кафедра нормальной физиологии, г. Великий Новгород

Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома «эмоционального выгорания» (СЭВ) к сохранению здоровья психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, включенных в длительные межличностные коммуникации.

Под СЭВ понимается состояние эмоционального умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического дистресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек-человек», где доминирует оказание помощи людям (Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., 2005). Вопросы возникновения и развития СЭВ у врачей в нашей стране остаются мало разработанными. При этом очевидно, что работа врачей скрой помощи, имеет свои специфические особенности в общей системе оказания медицинской помощи населению. Деятельность врачей связана с повышенными психоэмоциональными нагрузками в сочетании с ответственностью принятии решений при различных экстремальных ситуациях в условиях дефицита времени.

В ходе настоящего исследования проведено определение показателей СЭВ при помощи опросника «Эмоциональное выгорание» (Бойко В.В., 2004) у 112 врачей с различным стажем работы. В исследовании принимали участие врачи станции скорой помощи г. Великого Новгорода и г. Пскова. По стажу работы исследуемые врачи были разделены на три группы: 1 группа - стаж работы до 10 лет, 2 -от 10 до 20 лет, 3 - более 30 лет. Согласно полученным результатам наибольшей степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания отличались испытуемые 3 группы - 120,5 балла, далее 2 группы - 115,9 балла и наименьшие показатели продемонстрировали испытуемые первой группы - 111,1 балла. У первой и второй групп испытуемых структура синдрома «Эмоционального выгорания» была приблизительно одинакова; наибольшей степенью выраженности отличалась фаза «резистентности», а степени выраженности стадий «напряжения» и «истощения» были приблизительно равны: для первой группы 50,4; 29,7; 31 балл соответственно: для 2 группы-52; 32,1; 31,8 балла, соответственно это выше чем у испытуемых третьей группы. Для 3 группы испытуемых характерны были высокие показатели «истощения» - 47,0 балла, что превышало соответствующие показатели испытуемых первой (31 балл) и второй (31,8 баллов) групп.

В структуре отдельных фаз СЭВ получены следующие данные. Наибольшей степенью выраженности у врачей скрой помощи первой группы отличался симптом «редукции профессиональных обязанностей» фазы «резистентности» - 16,08 баллов. У врачей второй группы наибольшей степенью выраженности обладал симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» фазы «напряжения» - 12,58 баллов. Испытуемые третьей группы имели наибольшую степень выраженности симптома «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» фазы «резистентности» - 16,24 баллов.

Таким образом, в результате проведенного исследования установлены существенные различия в степени выраженности и структуре синдрома «эмоционального выгорания» у врачей скорой помощи в зависимости от возраста и стажа профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. - СПб.: «Питер», 2004. - 474 с.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: «Питер», 2005. - 336 с .

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 2.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 2.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.

Материалы1 X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

Стр. [184]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.