ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ» ВРАЧЕЙ СКОРОЙ ПОМОЩИ Ревина Н.Е.
Новгородский Государственный университет им. Ярослава Мудрого, Институт медицинского образования, кафедра нормальной физиологии, г. Великий Новгород
Разработка данной проблематики представляется весьма актуальной в связи с прямым отношением синдрома «эмоционального выгорания» (СЭВ) к сохранению здоровья психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, включенных в длительные межличностные коммуникации.
Под СЭВ понимается состояние эмоционального умственного истощения, физического утомления, возникающее как результат хронического дистресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий системы «человек-человек», где доминирует оказание помощи людям (Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С., 2005). Вопросы возникновения и развития СЭВ у врачей в нашей стране остаются мало разработанными. При этом очевидно, что работа врачей скрой помощи, имеет свои специфические особенности в общей системе оказания медицинской помощи населению. Деятельность врачей связана с повышенными психоэмоциональными нагрузками в сочетании с ответственностью принятии решений при различных экстремальных ситуациях в условиях дефицита времени.
В ходе настоящего исследования проведено определение показателей СЭВ при помощи опросника «Эмоциональное выгорание» (Бойко В.В., 2004) у 112 врачей с различным стажем работы. В исследовании принимали участие врачи станции скорой помощи г. Великого Новгорода и г. Пскова. По стажу работы исследуемые врачи были разделены на три группы: 1 группа - стаж работы до 10 лет, 2 -от 10 до 20 лет, 3 - более 30 лет. Согласно полученным результатам наибольшей степенью выраженности синдрома эмоционального выгорания отличались испытуемые 3 группы - 120,5 балла, далее 2 группы - 115,9 балла и наименьшие показатели продемонстрировали испытуемые первой группы - 111,1 балла. У первой и второй групп испытуемых структура синдрома «Эмоционального выгорания» была приблизительно одинакова; наибольшей степенью выраженности отличалась фаза «резистентности», а степени выраженности стадий «напряжения» и «истощения» были приблизительно равны: для первой группы 50,4; 29,7; 31 балл соответственно: для 2 группы-52; 32,1; 31,8 балла, соответственно это выше чем у испытуемых третьей группы. Для 3 группы испытуемых характерны были высокие показатели «истощения» - 47,0 балла, что превышало соответствующие показатели испытуемых первой (31 балл) и второй (31,8 баллов) групп.
В структуре отдельных фаз СЭВ получены следующие данные. Наибольшей степенью выраженности у врачей скрой помощи первой группы отличался симптом «редукции профессиональных обязанностей» фазы «резистентности» - 16,08 баллов. У врачей второй группы наибольшей степенью выраженности обладал симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» фазы «напряжения» - 12,58 баллов. Испытуемые третьей группы имели наибольшую степень выраженности симптома «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» фазы «резистентности» - 16,24 баллов.
Таким образом, в результате проведенного исследования установлены существенные различия в степени выраженности и структуре синдрома «эмоционального выгорания» у врачей скорой помощи в зависимости от возраста и стажа профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бойко В.В. Энергия эмоций. - СПб.: «Питер», 2004. - 474 с.
2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: «Питер», 2005. - 336 с .
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 2.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 2.
22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1.
Материалы1 X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
Стр. [184]