Научная статья на тему 'Роль прямых иностранных инвестиций в экономическом развитии страны (на примере Китая и Японии)'

Роль прямых иностранных инвестиций в экономическом развитии страны (на примере Китая и Японии) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3150
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Н. В., Тарасова Ю. О.

Recently, Foreign Direct Investments (FDI) plays the main role in economic development of various countries. Nowadays many countries compete in attracting of FDI. This article is analyzed the role of FDI in economic development of two countries: Japan and China. It is well known, that FDI didn't play the main role in Japanese economy. The attracting of FDI is a main problem in Japan now. Japanese government reviews the laws of FDI, try to do Japanese market more attractive for foreign investors. In spite of this fact, FDI situation remains poor. There is another situation in China. As China opened its market, FDI flowed there as "a river". China is one of the successful examples that could develop their economy because of FDI. The period of FDI attracting is divided into 4 stages. All these stages are carefully analyzed in this article. Large scale of FDI enters to China from Asian countries (Hong Kong, Taiwan, Singapore). Nowadays China is very strong economic country. In 2002 year China took the first place as a country-recipient of FDI, outran the USA. The policy of "open door" and wise stimulating of "commerce perspective at the biggest world market" attracted TNK from Asia and Western countries. China has a good experience of cooperation with TNK. It is clear, that FDI played the main role in Chinese economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of foreign direct investment in the economic development of the country (by the example of China and Japan)

Recently, Foreign Direct Investments (FDI) plays the main role in economic development of various countries. Nowadays many countries compete in attracting of FDI. This article is analyzed the role of FDI in economic development of two countries: Japan and China. It is well known, that FDI didn't play the main role in Japanese economy. The attracting of FDI is a main problem in Japan now. Japanese government reviews the laws of FDI, try to do Japanese market more attractive for foreign investors. In spite of this fact, FDI situation remains poor. There is another situation in China. As China opened its market, FDI flowed there as "a river". China is one of the successful examples that could develop their economy because of FDI. The period of FDI attracting is divided into 4 stages. All these stages are carefully analyzed in this article. Large scale of FDI enters to China from Asian countries (Hong Kong, Taiwan, Singapore). Nowadays China is very strong economic country. In 2002 year China took the first place as a country-recipient of FDI, outran the USA. The policy of "open door" and wise stimulating of "commerce perspective at the biggest world market" attracted TNK from Asia and Western countries. China has a good experience of cooperation with TNK. It is clear, that FDI played the main role in Chinese economic development.

Текст научной работы на тему «Роль прямых иностранных инвестиций в экономическом развитии страны (на примере Китая и Японии)»

Экономика

H.B. Кузнецова,

доктор экономических наук

Ю.О. Тарасова,

студентка Восточного института

Роль прямых иностранных инвестиций в экономическом развитии страны (на примере Китая и Японии)

Иностранные инвестиции являются определяющей чертой развития мировой экономики последних двух десятилетий. Все большее количество компаний в различных странах наращивают свою экономическую экспансию посредством инвестирования за рубежом.

Наиболее значимую роль в инвестиционных процессах играют прямые иностранные инвестиции (ПИИ, foreign direct investment). В современном мире именно ПИИ становятся очень важным источником финансирования и эффективным способом сотрудничества как на уровне отдельных фирм, так и на уровне государств. Отражая процесс углубления международного разделения труда, инвестиционные связи придают стабильность развитию отношений между странами и в конечном счете повышают эффективность предпринимательской деятельности [6, 154].

Сегодня большинство стран конкурируют в привлечении капиталов. Известно, что Китай и Япония являются странами, демонстрирующими неожиданный экономический рост. Интересно, что многие исследователи связывают его с ПИИ, несмотря на то, что ПИИ играют различную роль в экономическом развитии стран. В свете этого полезным будет рассмотреть развитие Китая и Японии посредством ПИИ.

Привлечение иностранных ресурсов в Японии не играло существенной роли в воспроизводственном процессе и было практически несоизмеримо с масштабами размещения национального капитала за рубежом. Несмотря на то, что и сегодня Япония по объему привлеченных из-за рубежа средств не входит в число лидеров среди развитых стран, комплекс проблем, связанных с импортом капитала, все больше выдвигается на первый план экономической политики правительства.

Для послевоенной модели участия Японии в мирохозяйственных связях было характерно значительное превышение прямых японских зарубежных инвестиций над прямыми иностранными в

Японии. Поэтому в 1969-1990 гг. в ходе американо-японских структурных консультаций американская сторона потребовала от японского правительства более радикальных мер по либерализации нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления иностранными компаниями прямых инвестиций. В июне 1990 г., идя навстречу требованиям Вашингтона, правительство Японии предложило законодателям страны пересмотреть ряд положений закона о регулировании валютных операций и внешней торговли. Новая редакция закона закрепила за иностранными инвесторами право предоставлять уведомления после осуществления инвестиций. Таким образом, национальная система контроля над инвестиционной деятельностью в стране иностранных компаний была приведена в соответствие с либерализационным кодексом ОЭСР, и порядок, предусматривающий подачу предварительного уведомления, был сохранен лишь для ограниченного круга отраслей. В новой редакции были также определены случаи, в которых инвесторы полностью освобождаются от обязанности подавать уведомление [5, 78-79].

Согласно данным министерства финансов прямые иностранные инвестиции, объем которых возрастал на протяжении 70-х годов в среднем на 200 млн. долл. в год, в 1985 г. составили 930 млн. долл., в 1987 г. — 2,2 млрд., в 1988 г. — 3,2 млрд. и в 1991 г. — 4,3 млрд. долл. Под воздействием роста курса иены и в связи с крахом экономики «мыльного пузыря» объем поступления иностранных инвестиций сократился до 4,1 млрд. долл. в 1992 г. и 3,1 млрд. долл. в 1993 г., затем возрос до 4 млрд. долл. в 1994 г. и несколько снизился (до 3,8 млрд. долл.) в 1995 г. (см. рис. 1).

Рис. 1. Объем прямых иностранных инвестиций в Японии

(1987-2003 гг.)

Несмотря на существенные изменения на рынке иностранных инвестиций в Японии в последние годы, роль иностранного капитала в экономике страны продолжает оставаться незначительной. В этом отношении Япония отстает от других промышленно развитых стран. В 1995 г. на компании с иностранным участием приходилось 1,5% общей выручки от продаж в стране, 0,5% занятых и 12,1% импорта (или 3,4% без учета нефтяного импорта). Объем иностранных инвестиций на душу населения составлял всего 154 долл. по сравнению с 775 долл. в Германии, 2172 долл. во Франции и 2889 долл. в США. По мнению членов японского Комитета по административным реформам, «разительная нехватка прямых иностранных инвестиций в Японии свидетельствует о недостаточной ее привлекательности как арены экономической деятельности» [11].

Трудности, с которыми сталкиваются иностранные инвесторы, как впервые выходящие на японский рынок, так и стремящиеся увеличить объем своих инвестиций в Японии, в большинстве своем являются не результатом каких-либо правовых ограничений со стороны японского правительства, а вытекают из сложившейся практики ведения частного бизнеса. Эти трудности заключаются в следующем:

• довольно высокий общий уровень цен в Японии, что делает слишком дорогим для иностранных инвесторов как выход на рынок Японии, так и увеличение своих инвестиций в ней;

• корпоративная практика и рыночные устои, запрещающие иностранным компаниям приобретение японских фирм (включая непривычный для иностранцев японский бухгалтерский учет и закрытость финансовой информации);

• перекрестное держание акций между фирмами-участни-цами различных бизнес-групп («кэйрэцу»);

• низкая доля официально котирующихся на фондовой бирже обыкновенных акций по отношению к общему капиталу многих компаний;

антипатия к слияниям и объединениям западного толка; широко распространенная среди японских компаний, входящих в вышеупомянутые бизнес-группы «кэйрэцу», практика установления особо тесных взаимоотношений между продавцом и покупателем, наделяющих их эксклюзивными правами в рамках создаваемых союзов и объединений, что весьма затрудняет проникновение в них иностранных фирм, а также местных «новичков»; обременительные законы и регулирование, которые напрямую или косвенно сужают условия для установления деловых связей и создают трудности для проникновения на японский рынок иностранной продукции, услуг и прямых иностранных инвестиций;

• тесные связи между правительством и промышленностью, которые можно проиллюстрировать на примере введения неформального «административного руководства» министерств в отношении японских компаний; перемещение чиновников, вышедших на пенсию, в японские частные компании и торговые ассоциации; делегирование своих представителей в торговые ассоциации, которые устанавливают собственные внутренние правила, обязательные для своих членов [12].

Впрочем, на взгляд экспертов, в последнее время инвестиционный климат в Японии становится более благоприятным. По имеющимся оценкам, у иностранных инвесторов появились определенные технические преимущества над японскими конкурентами, японские потребители начали подвергать сомнению оправданность высоких цен в стране, операционные расходы пошли вниз, японские компании стали проявлять большую заинтересованность в сотрудничестве с иностранцами, ослабли разного рода ограничения на доступ иностранного капитала.

Понимая, что объем ПИИ в Японии значительно меньше, чем в других индустриально развитых странах, японское правительство предприняло ряд мер для разрешения проблем, связанных с инвестициями. Основные направления правительственной политики стимулирования притока иностранного капитала в Японию были изложены в опубликованном в июне 1990 г. Заявлении правительства «Об открытости политики привлечения прямых иностранных инвестиций в Японию». На базе этого документа был разработан ряд мер, действующих вплоть до настоящего времени.

Среди вопросов, способствующих притоку иностранного капитала через мелкое и среднее предпринимательство, важное место занимает подготовка управленческих кадров для компаний с иностранным участием. Такая подготовка, в частности, проходит на базе института, созданного при Японской корпорации мелких и средних предприятий. Иностранные слушатели, обучающиеся в этом институте, получают субсидию, составляющую 2/3 платы за обучение [11].

Иностранные компании активно осваивают японский рынок, чему способствуют меры по его либерализации [4, 1]. В то же время роль иностранного капитала в экономике Японии продолжает оставаться не столь значительной, как в других развитых странах. Всего на японских островах аккумулированы иностранные капиталовложения на 43,9 млрд. долл. (данные на сентябрь 1997 г.). В 1997 г. приток ПИИ в Японию был значительным, однако относительно рекордного 1996 г. он сократился на 12% — до 678,2 млрд. иен, в том числе в обрабатывающую промышленность — на 14,1% (до 267,4 млрд. иен). Наибольший спад зарегистрирован в автомобилестроении и других отраслях машиностроения. В то же время иностранные финансовые компании оперативно воспользовались

либерализацией в профильной для них сфере и существенно расширили капиталовложения в Японии [4, 1].

Крупнейшими инвесторами для Японии являются США и страны ЕС. Возрастает значение азиатского капитала (например, Сингапур вкладывает средства в недвижимость, Гонконг — в машиностроение) [6, 1]. В 1998 г. на первое место вышли страны-инвесторы из Северной Америки, объем инвестиций из которых увеличился более чем в три раза, а их доля в общих иностранных инвестициях возросла с 22,44 до 42,6%. Объем инвестиций из европейских стран увеличился на 46%, их доля составила 33,1%, из которых в указанный период 18,5% приходится на Голландию. Почти в два раза (с 12,4 до 21,5%) возросла доля инвестиций, осуществляемых находящимися в Японии предприятиями с иностранным капиталом [13].

В связи с принятыми законами резко увеличилась частота слияний и поглощений с участием иностранных фирм. Традиционно японские компании неохотно идут на такого рода операции с привлечением партнеров из-за рубежа, однако спад деловой активности в стране вынудил их быть более гибкими. Особенно охотно сотрудничали с иностранцами фирмы, представляющие сферу услуг и дистрибьюторский бизнес. Зарубежные компании, специализирующиеся на розничной торговле, самым решительным образом расширяли сбытовые сети в Японии [4, 4]. Большинство иностранных компаний действуют в Японии весьма успешно в отличие от местных, переживающих не лучшие времена.

В январе 2003 г. премьер-министр Дз. Коидзуми сообщил, что Япония будет добиваться в течение ближайшего пятилетия увеличения кумулятивных ПИИ в два раза. Несмотря на новые инициативы, приток ПИИ в Японию в 2003 г. составил только 6,3 млрд. долл. по сравнению с 9,2 млрд. в 2002 г. В таких условиях не исключается срыв плана, предложенного Дз. Коидзуми.

Анализ данных о кумулятивных ПИИ в Японии за последние пять лет показывает, что по их объему она была одной из ведущих среди развитых стран мира. В 1999 — 2003 гг. удвоения добились несколько развитых государств. В Ирландии кумулятивные иностранные вложения выросли (%) на 168, Австрии — на 156, Финляндии — на 123, Португалии — на 122, Швейцарии — на 102, в Японии — на 95. Однако рост суммарных инвестиций из-за рубежа начинался с относительно небольшой начальной базы, а приток в 2003 г. нередко был меньше, чем в 2002 г. Поставленная японским премьер-министром задача по доведению кумулятивных капиталовложений с 50 млрд. долл. в конце 2001 г. до 100 млрд. в 2006 г. требует ежегодного притока в страну по крайней мере 10 млрд. долл., что является сложной задачей даже для такой успешной страны, как Япония.

Рассматриваемая страна по размерам своего хозяйственного комплекса превосходит все другие государства кроме США. По

индексу потенциала в сфере ПИИ (рассчитывается экспертами ЮНКТАД) Япония занимает 12-е место в мире, однако по индексу реализации инвестиционных инициатив в 2001-2003 гг. — только 127 строку в общемировом списке. (Последний из названных показателей учитывает приток ПИИ за конкретный период относительно размеров национальной экономики; соотносятся между собой два показателя: доля страны в общем притоке ПИИ в мире и ее доля в глобальном ВВП) [9, 1].

Несмотря на то, что приток ПИИ в Японию остается на незначительном уровне, страна обладает основными преимуществами, которые привлекают иностранных инвесторов. Ими являются значительная емкость местного рынка, несомненные достижения в технологической сфере и созданная на их основе передовая производственно-техническая база. Национальная экономика выходит из полосы замедленного развития, и перспективы роста в ней в среднесрочном плане выглядят благоприятными. Обрабатывающая промышленность отличается высокой степенью эффективности и выдерживает конкуренцию в общемировых масштабах по многим параметрам [9, 1]. Что касается иностранных фирм, то их работа в Японии может способствовать оживлению ряда японских компаний, даже оказавшихся на грани кризиса.

Рассмотрев влияние ПИИ в экономическом развитии Японии, можно сделать следующий вывод: ПИИ не сыграли решающей роли в развитии экономики этой страны, несмотря на предпринимаемые с начала 90-х годов усилия правительства по совершенствованию системы кредитно-финансовых и налоговых льгот в отношении иностранных инвестиций, руководство Совета по инвестициям считает, что уровень иностранных прямых инвестиций в Японии остается низким в целом, а также по сравнению с японскими прямыми инвестициями за рубежом, что создало огромный дисбаланс внешнего и внутреннего инвестирования. Это связано как с экономическими факторами, такими как макроэкономический климат, включая рост курса иены, высокие операционные расходы в Японии, в том числе вследствие высоких цен на землю, так и институциональными факторами, такими как регулирование на основе законов и административного руководства.

Китай является одним из наиболее показательных примеров экономического оздоровления при помощи ПИИ. Он демонстрирует, как крупная растущая экономика может достичь высоких темпов роста за счет разумного макроэкономического управления в сочетании с долгосрочной ПИИ-политикой [7, 123].

Реформы и политика открытости положили начало привлечению и использованию прямых иностранных инвестиций в КНР. Весь период их привлечения и использования можно разделить на четыре этапа:

Первый этап 1979-1987 гг. В 1979 г. китайское правительство официально отменило запрет на привлечение ПИИ, введя специ-

альное законодательство, разрешающее и защищающее совместные предприятия с иностранным участием. В 1980 г. в двух прибрежных провинциях были созданы четыре особые экономические зоны (ОЭЗ), которые немедленно начали абсорбировать значительные объемы ПИИ, в основном из соседних Гонконга и Сингапура, а также из США [2, 85].

Географическая близость Гонконга как финансовой и коммерческой платформы явилась в ОЭЗ Ь-преимуществом для иностранных компаний, которые разместили здесь свои трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт. Уровень оплаты труда в Китае был намного ниже, чем в Гонконге или других южно-азиатских странах. Большая часть первых инвесторов принадлежала к 55-миллионной диаспоре заморских китайцев (ху-ацяо). Их личные связи с региональными властями, знание языка положительно влияли на процесс принятия решений и одобрения инвестиционных проектов местной бюрократией [7, 125].

В 80-е годы китайское правительство активизировало процесс реформ, что благоприятно отразилось на объемах ПИИ, которые распространились с побережья на крупные центры и провинции Внутреннего Китая. В 1984 г. для ПИИ были открыты 14 прибрежных городов и их областей, что дало возможность западным инвесторам выйти в крупные территории с большим контингентом рабочей силы, квалифицированным техническим составом и городами с их торговыми традициями, хорошей инфраструктурой и наличием небольших предприятий. В городах и провинциях были приняты собственные механизмы, направленные на привлечение ПИИ. Они проводились в духе политики децентрализации экономического управления и ослабления системы государственного планирования, для национальных предприятий отменили централизованное распределение материалов и производственных квот. Одновременно с этим были проведены налоговая, ценовая и банковская реформы. В 1983-1986 гг. децентрализация уменьшила процент ПИИ, проводимых непосредственно отраслевыми министерствами и другими правительственными организациями (МОЕТЕС, Министерство финансов), с 59 до почти 12 %. Результатом стал рост деловой активности, объем ПИИ вырос в 1984 г. на 50, а в 1985 — на 120%.

В 1985 г. для иностранных инвесторов были открыты регионы, расположенные в дельтах трех рек — Янцзы, Жемчужной и Фуд-зянь, где было много дешевой рабочей силы, занятой в трудоемких первичных и перерабатывающих отраслях-поставщиках. Перемещение целых заводов и современных производственных процессов, предпринятое ТНК, повлекло за собой модернизацию технологической и производственной базы местных предприятий. Как только ПИИ перестали быть в основном затратно-ориентированными и стали более рыночно-ориентированными, доля акционерных СП в общем объеме контрактного капитала выросла с 3% в 1979-1982 гг. до 30% в 1983-1985 и почти до 50% сегодня.

<?£.)&■. Ю.О. ¥У\лу>{М>еЬ1Ь------------------------------

Контрактные и акционерные СП рассматривались как удобный способ поэтапного приобретения опыта рыночного хозяйствования, получения стратегической информации и доступа к центральным и региональным властям. Китайцы были заинтересованы в получении передовых ноу-хау и технологий от западных партнеров. Кроме того, и сами власти отдавали предпочтение СП, опасаясь полного контроля ТНК над местными предприятиями (филиалы со 100-процентным иностранным капиталом).

Однако в конце 1980-х гг. иностранные инвестиции периодически страдали от введенного центральным правительством жесткого валютного контроля, предпринятого с целью уменьшения дефицита платежного баланса. С интенсификацией торговой и производственной деятельности некоторые китайско-иностранные СП столкнулись с проблемой приобретения валюты для импорта оборудования и сырья. Внешние валютные резервы страны были еще невелики, и проекты по развитию инфраструктуры финансировались в основном на средства международных доноров, таких как Мировой банк и Азиатский банк развития. Более того, местные власти защищали свои рынки от внешней конкуренции, создавая различные торговые и неторговые барьеры. Но, несмотря на трудности, ПИИ продолжали расти, и эти темпы были очень высокими.

В 1986 г. китайское правительство выпустило список из 22 положений, направленных на поддержку ПИИ и улучшение общего климата для бизнеса. Оно открыло специальные обменные пункты для инвесторов, которые могли купить здесь твердую валюту, импортные сырье и материалы и репатриировать прибыль. Была гарантирована самостоятельность деятельности СП с иностранным участием, хотя местные власти стали более селективно подходить к типам и качеству ПИИ. СП, занятые в приоритетных секторах, получили особые льготы, касающиеся перемещения ноу-хау, технологий и экспорта. В 1986 и 1990 гг. были введены новая корпоративная политика и положение о защите авторских прав, вследствие чего значительно выросли притоки ПИИ из Японии, США и ЕС. Большинство ТНК из Тор-500 и многие средние корпорации, расположенные в бассейне Тихого океана, активизировали инвестиционную деятельность в Китае, проводя операции зачастую через Гонконг и Сингапур [7, 125-126].

К концу 1987 г. в Китае было создано 10528 предприятий с участием иностранного капитала (в среднем 1170 предприятий в год); за 1979-1987 гг. было подписано инвестиционных соглашений на общую сумму 23,12 млрд. долл., или 2,57 млрд. долл. в среднем за год, было реализовано инвестиций на сумму 10,618 млрд. долл., т.е. на 1,18 млрд. долл. в год.

Второй период, с 1988 по 1991 гг. — этап широкого развития инвестиционной сферы. С середины 80-х годов в Китае ускорилась работа по созданию законодательной базы в области привлечения прямых иностранных инвестиций. В частности, в октябре

1986 г. Госсоветом КНР было опубликовано Постановление «О поощрении иностранных инвестиций». Это во многом способствовало привлечению капитала и расширению особых экономических зон (ОЭЗ). Всего за 1988-1991 гг. в Китае было утверждено создание 31975 предприятий с участием иностранного капитала (7994 предприятия в среднем за год) с общим объемом согласованных инвестиций на сумму 29,47 млрд. долл., в среднем на 7,37 млрд. долл. в год, фактически было реализовано иностранных инвестиций на сумму 14,44 млрд. долл., или на 3,61 млрд. долл. в год [2, 86].

Третий период, с 1992 по 1995 гг. — период стремительного роста прямых иностранных инвестиций.

В результате принятых мер в 1992-1995 гг. было создано уже 216760 предприятий с участием иностранного капитала, общий объем согласованных инвестиций составил 343,522 млрд. долл., а объем реализованных инвестиций достиг соответственно 109,810 млрд. долл. В 1993 г. по общему объему фактически использованных прямых иностранных инвестиций Китай занял первое место среди развивающихся стран и второе место в мире, уступив первенство США.

Основные особенности использования иностранных инвестиций на этом этапе заключались в следующем: увеличился объем иностранных инвестиций в среднем на каждый объект; иностранные инвесторы стали проявлять усиленный интерес к праву контроля над предприятиями, что привело к большому числу предприятий с полностью иностранным капиталом, а на действующих предприятиях с участием иностранного капитала общепринятым явлением стало увеличение иностранных инвестиций и рост долевого участия иностранных инвесторов; некоторые известные транснациональные компании начали проводить крупномасштабные инвестиции в Китай, в отдельных отраслях был нанесен удар по господству на рынке государственных предприятий КНР, что позволило возникнуть в ряде отраслей определенной монополии иностранных ТНК; появились некоторые новые формы использования иностранного капитала, такие как ВОТ (build operate transfer) и работа на рынке ценных бумаг.

Четвертый период, 1996 год, открыл этап регулирования и роста использования прямых предпринимательских иностранных инвестиций. В середине 1995 г. в целях приведения в соответствие проводимой в Китае отраслевой политики и использования инвестиций Госплан КНР, Государственный комитет по экономике и торговле, а также Министерство внешней торговли и внешнеэкономических связей опубликовали «Временное положение об управлении иностранными инвестициями», а также «Отраслевой каталог для иностранных инвесторов». Все объекты инвестирования были разделены на 4 категории — поощряемые, разрешенные, ограничиваемые и запрещенные, причем все они, кроме разрешенных, были включены в «Отраслевой каталог для иностранных инвесторов».

Регулирование инвестиционной политики в 1996 г. проходило по двум основным направлениям:

а) регулирование политики льготного налогообложения предприятий с участием иностранного капитала. В целях создания равных условий конкуренции между китайскими предприятиями и предприятиями с участием иностранного капитала было решено, начиная с 1 апреля 1996 г., постепенно отказываться от ранее введенной политики льготного налогообложения при импорте инвестиционных товаров предприятиями с участием иностранного капитала;

б) эксперименты по внедрению системы расчетов в области компенсационной торговли.

К концу 1996 г. в Китае было образовано 283820 предприятий с участием иностранного капитала, заключено соглашений на сумму 469,39 млрд. долл., фактически использовано иностранного капитала на сумму 176,595 млрд. долл. В 90-е гг. наблюдался стремительный рост доли иностранных инвестиций в производстве ВВП и в основные производственные фонды (ОПФ). Если в 1990 г. доля прямых иностранных инвестиций в ВВП составляла всего 0,9%, а в общем объеме инвестиций в ОПФ — 2,6%, то в 1996 г, их удельный вес заметно вырос — до 5,2 и 10,4%, соответственно [2, 86-87].

Что касается 1997-1998 гг., то использованные иностранные инвестиции в Китае составили 45,257 и 45,463 млрд. долл. соответственно. Однако, несмотря на то, что ПИИ в экономику КНР устойчиво росли, отмечается незначительный спад в 1999 и 2000 гг. [1, 51]. (см. табл. 1 и рис. 2.)

Этот спад связывают с временными проблемами, которые возникли при переговорах о вступлении Китая в ВТО. Пиковых показателей объем ПИИ достиг в 2001 и 2002 гг. (см. табл. 1), т.е. накануне и сразу после присоединения Китая к ВТО. За три месяца членства КНР в ВТО объем ПИИ в экономику страны вырос по сравнению с предыдущим годом почти на треть и составил 10,1 млрд. долл. В результате Китай занял в 2001 г. одно из первых мест в мире по объему привлеченных инвестиций и с тех пор удерживает его за собой. В 2002 г. ему удалось впервые обогнать США по притоку ПИИ, что, как отмечают аналитики ООН, прежде всего объясняется присоединением КНР к ВТО. В 2003 г. КНР, по данным министерства торговли страны, привлекла в форме прямых инвестиций ни много ни мало 53,5 млрд. долл. [14]. Рост инвестиций в китайскую экономику наблюдался на фоне как общего снижения объема ПИИ в мировой экономике, так и резкого замедления темпов экономического развития большинства стран. Наибольшее сокращение притока капиталов произошло в промышленно развитых странах, особенно в США, где ПИИ снизились с 301 млрд. долл. в 2000 г. до 44 млрд. долл. в 2002 г.; приток ПИИ в развивающиеся страны сократился на 20% (до 165 млрд. долл.), что едва составило треть от пиковых значений 2000 г. [1, 51].

Таблица 1.

Использование иностранных инвестиций в Китае после начала реформ и открытости (млрд, долл.) (3, 7).

Год Прямые инвестиции Прочие инвестиции

1979-1983 1,802 0,881

1984 1,258 0,161

1985 1,661 0,298

1986 1,874 0,370

1987 2,314 0,333

1988 3,194 0,545

1989 3,392 0,381

1990 3,487 0,286

1991 4,366 0,300

1992 11,007 0,284

1993 27,515 0,256

1994 33,767 0,179

1995 37,521 0,285

1996 41,726 0,409

1997 45,257 7,130

1998 45,463 2,094

1999 40,319 2,128

2000 40,715 3,641

2001 46,856 1,989

2002 52,743

Рис. 2. Объем прямых иностранных инвестиций в Китае после начала реформ открытости (млрд. долл.).

Крупнейшие инвестиции в китайскую экономику — более 70% — поступают из азиатских стран, в первую очередь, это Гонконг, Тайвань, Сингапур и Макао, через которые в Китай в больших объемах инвестируют иностранцы китайского происхождения, тогда как на США приходится около 15% прямых иностранных инвестиций [15] (см. рис. 3).

Великобритания Южная Корея—| Сингапур—I ^

Виргинские о-ва Тайвань

Япония

Германия Франция Макао Нидерланды

Каймановы о-ва Канада Малайзия

Другие

Гонконг

Рис. 3. 15 стран с наибольшими инвестициями в Китай, 2002 г. (доля общего объема прямых иностранных инвестиций, %).

Что касается географического распределения прямых иностранных инвестиций, то наиболее притягательными по-прежнему остаются восточные прибрежные провинции. Произведенные там в 2001 г. капиталовложения увеличились по сравнению с 2000 г. на 15% — до 40,7 млрд. долл. В центральных и западных провинциях вложенные инвестиции составили 4,21 млрд., долл. (прирост на 13,7%) и 1,43 млрд. долл. (прирост на 17,1%) соответственно.

За последние десять лет можно проследить прямую связь между улучшением китайской экспортной позиции и ПИИ. Японские инвестиции в Юго-Восточную Азию показали те же результаты. Филиалы иностранных фирм на основе торговли и инвестирования помогли Китаю интегрировать свою производственную структуру в общеазиатскую модель «летящих гусей» экономического развития [7, 153].

і

Таблица 2

Использование иностранных инвестиций по регионам Китая (%)

Год Количество использованных инвестиций Количество прямых иностраннь инвестиций

Восточные районы Центральные районы Западные районы Восточные районы Центральные районы Запа рай

1990 88,55 8,06 3,40 93,87 3,87 2,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1995 85,53 10,69 3,78 87,90 9,00 3,

1997 85,47 10,79 3,75 85,88 10,66 3,

2000 87,77 9,38 2,85 87,77 9,38 2,

[17,150-151].

Согласно данным, опубликованным Министерством внешней торговли и экономического сотрудничества (МВТЭС) КНР, в настоящее время привлекательность Китайской Народной Республики для иностранных инвесторов сохраняется.

Таблица 3

Отраслевое использование ПИИ в 2000 г.

Название отрасли Количество инвестируемых объектов Согласованные ПИИ (млрд. долл.) Реально использованные ПИИ (млрд. долл.)

Общее количество 22347 62,379 40,714

С/х и рыболовство 821 1,483 0,675

Добывающая промышленность 162 0,506 0,683

Обрабатывающая промышленность 15988 44,254 25,844

Энергетика 107 1,226 2,242

Строительство 233 0,830 0,905

Геологическая разведка и управление водными ресурсами 7 0,014 0,004

Транспорт и коммуникации 306 1,416 1,011

Оптово-розничная торговля и предприятия общественного питания 852 1,435 0,857

Страхование 5 0,079 0,076

Недвижимость 684 5,232 4,657

Сфера обслуживания 2679 4,254 2,185

Здравоохранение и спорт 31 0,154 0,105

Образование, культура, радио и телевещание 19 0,083 0,054

Наука и технологическое обеспечение 100 0,250 0,057

Другие отрасли 353 1,157 1,452

[16,332-333].

Сегодняшний Китай гораздо сильнее экономически, чем это было несколько лет тому назад. В 2002 г. он превратился в первую по значимости страну-реципиента ПИИ, обогнав Америку. Политика «открытых дверей» и мудрое стимулирование «коммерческих перспектив на крупнейшем мировом рынке» привлекли наплыв ТНК

ъ

РО.О. УУУа.рлсеЬа-

из Азии и стран Запада, которые непременно хотели использовать экономический рост Китая и его потенциал [7, 123].

Как один из первых растущих рынков Китай имеет большой опыт кооперации с западными ТНК, особенно в области привлечения их ноу-хау для местных предприятий — в основном через контрактные и акционерные совместные предприятия (СП) — и направления передовых западных технологий и менеджмента в целевые регионы и отрасли [8, 218].

Очевидно, что ПИИ в экономическом развитии Китая сыграли решающую роль в китайской экономике.

Китайская модель ПИИ и инвестиционная политика более убедительно, чем модель японская, демонстрируют взаимосвязь между состоянием экономики, с одной стороны, и эффективными инструментами и побудительными мотивами, направленными на систематическое привлечение ПИИ — с другой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев А. Роль прямых иностранных инвестиций в экономике Китая (по оценке экспертов ООН) // Проблемы Дальнего Востока. 2003. №5. С. 51 — 60.

2. Ван Лолинь, Пэй Чжанхун, Лу Шэнлян. Привлечение иностранных инвестиций в КНР в ходе реформ: основные итоги // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 1. С. 85-99.

3. Иностранные инвестиции в КНР: проблема, современная ситуация. М.: Экспресс-информация 2004. №2. С. 79.

4. Иностранные инвестиции в Японии // БИКИ. 1998. №109. С. 1, 4,

5. Ноздрев Н. Правовое регулирование прямых иностранных инвестиций в Японии // Проблемы Дальнего Востока. 1998. №3. С. 78-85.

6. Развитие корейской экономики: уроки переходного периода / под ред. Н.В. Кузнецовой и И.А. Толстокулакова: Учеб. пособие. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. 308 с.

7. Фишер Пауль. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999. 512 с.

8. Характер и особенности инвестиционной политики в КНР на современном этапе // Китайские реформы и Россия. М., 2000. Т. 2. С. 216-221. (Информ. бюл. / Ин-т Дальнего Востока РАН; № 1. Т. 2).

9. Япония — курс на удвоение прямых инвестиций из-за рубежа // БИКИ. 2004. № 123. С. 1, 16.

10. http://geo2000.nm.rU/data/asia/japan/5.htm

11. http://www.japantoday.ru/znakjap/ekonomika/02602.shtml

12. http://www.japanpolpred.ru/toml/ll.htm

13. http://www.otd.rU/geo/data/asia/japan/5.htm

14. http://www.newizv.ru/news/?id_news=3879&date=2004-01-15

-------------------------— РОуз4+си,еЬа,, УУХа.-уАсоЬа'

15. http: //russdom.ru/гamzai/world05.html

16. зЕт^.^т^тмттшш.-ш.: "Фн^йгжш±м,

2001. 752 1/1 . Ван Цзяодуань. Внешняя торговля КНР.

п. г&. ти.-.

2001-245 ТдГ . Янь Хун. Исследование предпринимательских ПИИ в Китае.

Natalia V. Kuznetsova

Yulia O. Tarasova

The role of foreign direct investment in the economic development of the

country (by the example of China and Japan)

Recently, Foreign Direct Investments (FDI) plays the main role in economic development of various countries. Nowadays many countries compete in attracting of FDI. This article is analyzed the role of FDI in economic development of two countries: Japan and China.

It is well known, that FDI didn’t play the main role in Japanese economy. The attracting of FDI is a main problem in Japan now. Japanese government reviews the laws of FDI, try to do Japanese market more attractive for foreign investors. In spite of this fact, FDI situation remains poor.

There is another situation in China. As China opened its market, FDI flowed there as “a river”. China is one of the successful examples that could develop their economy because of FDI. The period of FDI attracting is divided into 4 stages. All these stages are carefully analyzed in this article. Large scale of FDI enters to China from Asian countries (Hong Kong, Taiwan, Singapore). Nowadays China is very strong economic country. In 2002 year China took the first place as a country-recipient of FDI, outran the USA. The policy of “open door” and wise stimulating of “commerce perspective at the biggest world market” attracted TNK from Asia and Western countries. China has a good experience of cooperation with TNK. It is clear, that FDI played the main role in Chinese economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.