DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10245
С.М. Гузиекова - кандидат филологических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Краснодарский филиал), [email protected],
S.M. Guziekova - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Chair of Accounting and Analysis, Russian University of Economics G.V. Plekhanova (Krasnodar branch);
В.В. Салий - доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа, к.п.н., Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Краснодарский филиал), [email protected],
V.V. Salii - Associate Professor, Department of Accounting and Analysis, Candidate of Pedagogical Sciences, Russian University of Economics G.V. Plekhanova (Krasnodar branch);
О.В. Ищенко - доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий, к.э.н., Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, [email protected],
О.В. Ishchenko - Associate Professor of the Department of Accounting and Information technologies, Candidate of Economic Sciences, Krasnodar Institute of Cooperation (branch) of RUC.
РОЛЬ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В ПОСТРОЕНИИ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
Аннотация. Цифровая трансформация организации, построенная на применении процессного подхода, позволяет более оперативно решать возникающие экономические и производственные вопросы. Внедрение в управление организации учетной информационно-аналитической системы построенной на основе технологии блокчейн, с встроенным лингвистическим аппаратом расширит возможности по эффективному выполнению разрозненных бизнес-процессов. Технология блокчейн может быть эффективным решением для экономической сферы деятельности, при формировании финансовой и бухгалтерской отчетности для идентификации пользователей с применением облачных технологий в удаленном режиме работы. Применение облачных технологий, открытых технологических платформы, электронных справочно-информационные систем и создание единого международного формата содержания финансовой отчетности в электронном виде, разработанного на основе профессиональной лексической терминологии, ориентированной на некоторый языковой диапазон, позволит расшить спектр охвата информации для учетной информационно-аналитической системы организации.
Abstract. The digital transformation of the organization, based on the application of the process approach, allows you to more quickly resolve emerging economic and production issues. The introduction into the organization's management of an accounting information and analytical system based on blockchain technology, with an integrated linguistic apparatus, will expand the ability to effectively perform disparate business processes. Blockchain technology can be an effective solution for the economic sphere of activity, when generating financial and accounting reports for user identification using cloud technologies in a remote mode of operation. The use of cloud technologies, open technological platforms, electronic reference and information systems and the creation of a single international format for the content of financial statements in electronic form, developed on the basis of professional lexical terminology focused on a certain language range, will expand the range of information for the accounting information and analytical system of the organization .
Ключевые слова: Цифровая экономика, информационная система, учет, бизнес-процесс, блокчейн.
Keywords: Digital economy, information system, accounting, business process, blockchain.
Современная, сложная и динамично развивающаяся экономическая среда требует от организаций и предприятий постоянного совершенствования своих систем учета на основе информационно-аналитических систем, и их поддержки для формирования стабильной экономической политики.
Цифровая трансформация - это долгий процесс, результатом которого должно стать создание «цифровой организации». В обществе еще не сформировано четкое определение данного термина, однако из анализа литературы по данной тематике можно вывести следующее описание: цифровая организация это такая организация, в которой большая часть процессов выполняется без участия человека (автоматизированы).
Однако цифровая экономика должна находиться в общем смысловом информационном пространстве, чтобы не превратить цифровизацию в простую автоматизацию всех операций. Наличие компьютеров и Интернет в организации, не делает ее «цифровой», цифровизация - это системный подход к использованию цифровых ресурсов для повышения производительности труда, конкурентоспособности и экономического развития в целом [1].
Примечательно, что наиболее слабыми процессами в российских организациях оказались те бизнес-процессы, которые формализуются достаточно хорошо и для которых давно разработаны и применяются эффективные и хорошо проверенные информационные системы. А именно: материально-техническое снабжение, продвижение и продажа продуктов (услуг), воспроизводство технологического оборудования, финансирование деятельности и расчеты.
Самым качественным процессом при переходе к цифровизации обозначился процесс по оказанию услуг клиентам. Возможно из-за популярной в последние годы концепции клиентоориентированности, так как в большинстве организаций существует две основные проблемы в протекании бизнес-процессов:
- отсутствие технологии осуществления необходимых видов деятельности;
- отсутствие представления об организационном проектировании у большинства руководителей.
Объектом автоматизации может быть только хорошо детерминированный, повторяющийся бизнес-процесс, нельзя автоматизировать хаос. Поэтому в организации, где выполнение производственных задач не регламентируется, и не выполняются последовательно бизнес-процессы, практически любой проект по переходу к полному циклу автоматизации будет обречен на неудачу [4]. Так, например, существует концепция управления по целям, когда ставятся определенные цели, а пути достижения этой цели должны выбирать исполнители самостоятельно. Соответственно, все попытки автоматизировать такого рода деятельность специалистов, работающих по данной концепции, практически невозможно, так как невозможно поставить перед информационной системой одну лишь только цель, необходимо для полного цикла автоматизации предоставить четкую инструкцию, как и что, делать.
Однако если для процесса продаж прописан четкий регламент действий специалистов, которому они должны придерживаться, то данный регламент просто конвертировать в алгоритм работы информационной системы и она станет эффективным средством в автоматизации производственного процесса.
Поэтому перед тем как начать внедрять проект по автоматизации бизнес-процессов всегда необходимо проводить анализ предметной области, в результате которого должна быть создана модель бизнес-процессов, которые будут в дальнейшем автоматизированы.
События последних месяцев, связанные со стремительным распространением коронавирусной инфекции, заставили многих бизнесменов сменить приоритеты. Даже организации, традиционно, предоставлявшие услуги в режиме оффлайн, постарались адаптировать свои сервисы под условия новой реальности. Несмотря на влияние пандемии на мировую экономику, для ее цифровой составляющей вирус, возможно, станет скорее плюсом, чем минусом.
Можно предположить, что кризис экономики - это, прежде всего, кризис управления и применения современных методов учета и средств, направленных на внедрение и расширение функциональных возможностей информационно-аналитических систем и новых программных средств, суть которых ориентирована на управление организацией на основе современных требований рыночной среды. Выход из такого положения известен -необходимо внедрение эффективных механизмов учета на основе процессного подхода в соответствии общепринятыми мировыми стандартами.
Применение процессного подхода в организации позволяет более оперативно решать возникающие экономические и производственные вопросы, и воздействовать на будущий результат. В отличие от функционального подхода, управление процессами позволяет концентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом.
Преимуществами применения процессного подхода для организации является:
- интеграция взаимозависимых процессов для достижения необходимых результатов;
- возможность ориентира на результат и эффективность процесса;
- прозрачность всех этапов выполнения операций;
- уменьшение затрат и производственного цикла за счет более эффективного расходования ресурсов;
- увеличение количества целенаправленных и приоритетных действий по улучшению деятельности отдельно взятого объекта;
- вовлечение персонала к контролю над выполнением каждого процесса.
Развивающийся процесс цифровизации затрагивает всю систему информационного обеспечения экономических процессов, в котором одну из ведущих ролей играют учетные информационно-аналитические системы, которые ориентированы на ведение различного вида учета, в том числе и бухгалтерского с его функционалом сбора, обработки и предоставления экономической информации о деятельности хозяйствующих субъектов. Изменение роли и места учета в цифровой экономике приобретает особо важную роль.
Рассматривая развитие информационных систем и технологий с точки зрения развития экономико-производственной деятельности на основе их классификации, которая развивалась в процессе автоматизации производственной деятельности, начиная свое развитие от MRP, MRP II, ERP,APS, SCM и заканчивая системами Ecommerce и программными роботами.
Развитие направлений вплоть до APS-систем проходило в многомерном поглощении каждым следующим классом информационных систем (ИС) предыдущего класса, трансформируясь и приобретая популярность в качестве самостоятельного программного продукта. Производственные системы пополняли свой функционал и методологию за счет включения SCM, CRM, PLM-систем в свои бизнес-процессы. По мере расширения функциональной составляющей автоматизированных систем, каждый последующий разработанный программный продукт для решения экономических задач претендует на решение всех задач покупателя.
Постепенно ERP системы стали неотъемлемой частью экономической системы, включенной в процесс управления предприятием, охватывая весь спектр экономико-производственной деятельности, представляя собой всеобъемлющую корпоративную ИС, где ERP обозначает набор автоматизации всех составляющих экономической информационной системы, на основе которой, может проводится комплексный анализ деятельности
предприятия, начиная от бухгалтерского учета и заканчивая информационно-аналитическим срезом перспективного бизнес-плана [7].
Повсеместный охват цифровизацией и развитие цифровой экономики задает вектор, по которому, в будущем, будут формироваться и развиваться экономические системы.
Переходом к цифровой трансформации в настоящее время охвачены все сферы экономики, также известно, что цифровизация экономики представляет собой современную форму информатизации, в результате трансформации, которой происходит не просто установка современного производственного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению бизнес-процессами и внешних коммуникациях. В процессе решения производственных задач на основе применения цифровизации повышается производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а организация приобретает репутацию прогрессивной и современной организации. На практике это означает создание системы сквозных бизнес-процессов, которые можно назвать цифровой экосистемой бизнеса.
Так, например, такие современные технологии как блокчейн, являются предпосылкой прорыва в методах ведения бухгалтерского учета в системе учетной регистрации, которая представляет собой ведение распределенной базы данных, хранящей информацию о всех транзакциях участников информационной системы в виде «цепочки блоков». При этом у всех пользователей блокчейна, выступающих в качестве коллективного нотариуса, имеется доступ к реестру, который подтверждает истинность информации в базе данных (хранилище данных).
Соответственно технология блокчейн может применяться для финансовых операций, и идентификации пользователей при заключении сделок с применением облачных технологий и в удаленном режиме.
Применяя технологию блокчейна, организация сможет записывать и хранить транзакционные записи в едином регистре, который представляется как распределенная и взаимосвязанная информационная система, содержащим распределенную экономическую и учетную информацию. Фальсификация или уничтожение информации в данном случае практически невозможна, так как в данном случае примененяются системы распределения и криптографической защиты. Такая система получила название «тройной учетной записи», то есть смена диграфической записи на униграфическую запись не произойдет, то есть возможно внесение изменений, лишь в способе регистрации и хранения данных организации. В дальнейшем такая сформированная учетная информационная система сможет развиваться как база данных финансовых и нефинансовых отчетов и системы проверки их достоверности, а также как среда глобального информационного экономического взаимодействия, превращаясь в автономное хранилище данных.
Также в условиях цифровизации возможно увеличение количества таких методов, но с учетом сохранения методологического ядра учета, это позволит обеспечить эффективность используемых методов по отношению к существующим задачам различных видов учета, с включением в систему счетов счета перспективного учета, дифференциальные, контрольные счета, счета для нефинансовой информации.
Основными преимуществами ведения единой учетной информационно-аналитической системы на основе блокчейна в многовариантном использовании инструментов является:
- оценка на различные уровни (рыночный, инвестиционный, балансовый и др.);
- калькулирование, для ведения разной себестоимости для разных целей учета;
- возможен выбор применения методов и способов ведения учета;
- периодичность составления и содержание форм отчетности, определяются на основе принципа экономичности [5].
Соответственно, логичным и целесообразным является многостороннее развитие методологической базы учета, охватывающего все виды профессиональной деятельности организации, и обеспечивающих адекватность их информационного продукта существующим и новым задачам.
В условиях перехода на цифровую экономику происходят и значительные изменения и по объектам учета. Объяснением этому является и возрастающее количество показателей, характеризующих, не только экономическую сторону бизнеса, но и социальную ответственность, системность и качество эффективного корпоративного управления, наличие нефинансовых объектов, таких как: организационный, инновационный, репутаци-онный капиталы, а также наличие квалифицированного персонала, которые обеспечивают базу для создания стоимости будущего бизнес-процесса, перемещенного на цифровую платформу. [2]
Развитие и совершенствование системы ведения бухгалтерского учета связано с расширением информационного потенциала существующего экономического пространства, цифровой трансформации экономики, а также в связи с переходом на процессный подход ведения бизнеса. При этом внедрение современных онлайн технологий вызывает существенные модификации как в методологии, так и в прикладном направлении ведения бухгалтерского и аналитического учета [8].
Также возникает расширение круга объектов, взаимодействующих в современной цифровой экономической среде, за счет появления новых гибридных и модифицируемых форм активов, обязательств и капитала: криптовалюты, умные активы, умные контракты, инструменты смешанного инвестирования, новые формы финансовых сделок, электронные потоки средств, виртуальные монетарные и немонетарные единицы ценности и др. Отражение, которых в учете требует формирования новых принципов систематизации объектов учета, выделение критериев признания, метрик и принципов отражения в экономической информации.
Применение облачных технологий, открытых технологических платформы, электронных справочно-ин-формационные систем, создание единого международного формата и содержания финансовой отчетности в электронном виде XBRL, с возможностью внедрения онлайн системы перевода, разработанной на основе профессиональной лексической терминологии, ориентированной на некоторый языковой диапазон (3-4 языка), с возможностью работы даже лицам не владеющими навыками общения на данном языке применение позволит расшить спектр охвата информации для учетной информационно-аналитической системы. [8]
Технологии анализа данных помогают найти новые источники создания ценности на основе изучения цифровых портретов потребителей и партнеров их экономического поведения. Данные о клиентах превращаются в основной актив цифровых компаний, а доступ к большим их массивам повышает оценку рыночной стоимости.
В настоящее время активно развиваются и используются платформы открытых данных (open data), которые стимулируют создание и распространение инновационных бизнес-моделей в экономике, распространенным примером является система Open Banking, предусматривающая предоставление третьим сторонам возможности анализировать или использовать данные, а также интегрировать различные приложения и сервисы, что позволяет повышать качество клиентского обслуживания.
К технологическим основам выстраивания процесса цифровой трансформации при создании учетной информационно-аналитической экономической системы, можно отнести:
- хранение больших объемов данных, подразумевающие расширение возможностей хранения и обработки данных, и как будущая основа внедрения искусственного интеллекта;
- необходимость вовлечения большого числа профессиональных пользователей, выполняющих функционально различные роли по сопровождению учетной системы;
- мобильность и доступность информации из любой точки пространства, за счет применения виртуальных сервисов;
- облачность, возможность хранения данных на удаленных ресурсах [3].
Данное сочетание позволит в дальнейшем значительно удешевить ведение бизнес-процессов, аналитически адаптировать продукты к потребностям каждого конкретного клиента (кастомизации) и поставлять своевременно товары и услуги тогда и туда, где они необходимы. Именно кастомизация является, в настоящий момент, предпосылкой стремительной сервисизации хозяйственной деятельности, которая проявляется в экономической сфере, а значит и приемлема для внедрения в учетную информационно-аналитическую систему организации.
Одной из важнейших частей системы бухгалтерского учета выступает информационная составляющая двух подсистем - финансового и управленческого учета, где с применением цифровых технологий произойдет переориентация с контрольной функции на информативную. В связи с этим, необходима разработка новых показателей, способов сбора и обработки экономической информации, а также достаточности ее интеграции с информацией о других сторонах функциональной деятельности организации и ее внешней среды [7].
Таким образом, ключевыми этапами цифровой трансформации организации при внедрении учетной информационно-аналитической системы построенной на основе технологии блокчейна, будут:
1. разработка плана создания учетной системы, в котором должны быть учтены все бизнес-потребности организации, в котором важно определить направления развития и набор информационных технологий, которые помогут в его реализации и дальнейшем развитии. При этом организация должна провести инвентаризацию всех своих ресурсов, определив те, которые требуют поэтапной модернизации. На этом этапе, могут быть пересмотрены приоритеты с учетом новых бизнес-потребностей, а также выявлены недостатки, которые могут тормозить процесс цифровой трансформации.
2. реализация возможности повышения квалификации сотрудников навыкам работы с новыми информационными технологиями и методами учета. Данный процесс связан с множеством трудностей, поскольку при традиционных моделях ведения бизнеса сотрудники, в основном, знали только определенные информационные системы, с которыми возможно планировали работать еще долгое время. Соответственно, для эффективной реализации цифровой трансформации, сотрудников необходимо подготовить к любым изменениям в выполнении профессиональных обязанностей, так как эти изменения нужны для повышения эффективности и продуктивности ведения учета, то есть сотрудникам придется получать новые знания и осваивать новые цифровые технологии, что в дальнейшем приведет к использованию их с максимальной эффективностью.
3. реинжиниринг устаревших информационных технологий в пользу инновационных цифровых, переход на работу с вертуальными платформами и серверами, которые при построении учетной информационно-аналитической системы ориентированы на высокоэффективную работу и мобильность. Так как не имеет смысла сохранять старые информационные технологии в том же объеме, что использовались до внедрения системы блок-чейна, так как это будет препятствовать развитию организации в целом. В связи с тем, что на обслуживание старых информационных технологий тратятся значительные материальные ресурсы, которые можно было бы потратить на технологии, более простые в использовании, повышающие качество обслуживания заказчиков и/или ускоряющие анализ данных.
В условиях цифровизации, для сохранения своей актуальности учет, в том числе и бухгалтерский должен позиционироваться как элемент системы получения, обработки и передачи экономической информации. Необходимо четко представить место, роль и функционал бухгалтерского учета в новой учетной информационно-аналитической системе и обеспечить безопасность ведения счетов.
Важным является и внутренняя структура ведения бухгалтерского учета. Необходимо выделение его новых и востребованных видов, построенных на основе современных технологичных и мультифункциональных цифровых информационных системах. В этой связи основными тенденциями является сближение уже существующих видов учета, с такими видами, как стратегический, адаптивный, многоцелевой, креативный, интеллектуальный и другими, внутри новой учетной информационно-аналитической системе.
Сближение всех видов учета с бухгалтерским учетом поможет включить в корпоративную отчетность информацию о стратегии развития и социальной ответственности, создании экономической добавленной стоимости в разрезе бизнес-сегментов и факторах ее создания, эффективности системы управления на основе внедрения актуальной блокчейн технологии [2].
Следовательно, цифровизация задает направления трансформации традиционных секторов экономики, возникновения новых рынков и ниш. Новые бизнес-модели являются клиентоориентированными (customer centric), что полностью определяет их структуру: от ценностного предложения, направленного на решение предсказанной потребности клиента, своевременной доставки (just-in-time) и до потоков доходов, основанных на времени использования продукта клиентом [9].
Ключевым источником создания стоимости становится высокоскоростная обработка больших данных, поскольку транзакции происходят в режиме реального времени и зачастую одновременно. А использование в работе современной организации виртуального рабочего стола и облачных технологий с заранее установленным программным обеспечением, позволяет гораздо быстрее выполнять производственные задачи с любого ноутбука или мобильного устройства, что подходит для организаций, чьи сотрудники работают удаленно или часто бывают в разъездах [8].
В этой связи цифровая трансформация бухгалтерского и аналитического учета, в соответствии с новыми потребностями является необходимым этапом в его развитии. Изменения и улучшения методов ведения учета позволят не потерять их актуальность в эпоху перехода к всеобщей цифровизации.
Таким образом, применение процессного подхода в организации, ориентированного на цифровые технологии, позволит улучшить результаты в следующих бизнес-процессах:
- обеспечение прозрачности - описание всех ресурсов организации и регламентирование действий всех участников процесса;
- улучшение управляемости за счет распределения и закрепления ответственности за выполнение функций, регламентирование и взаимодействие внутри подразделений;
- оптимизация выполнения бизнес-процессов, за счет ликвидации дублирования функций и уменьшение коммуникативных цепочек на основе применения распределенной экономической информационно-аналитической системы;
- применение единых стандартов выполнения работ для организации на основе учетной информационно-аналитической экономической системы, разработанной на основе технологии блокчейна и модели наилучшего экономического показателя выполнения операций;
- уменьшение ошибок сотрудников - регламентирование деятельности сотрудников и разграничение их ответственности позволит существенно сократить количество ошибок, которые могут привести к потерям связанных с финансами, временными потеря репутация и т.п.).
- расширение бизнеса, за счет применения современных телекоммуникационных и облачных технологий.
- формирование собственной базы знаний для обеспечения независимости бизнеса от конкретных исполнителей и для уменьшения времени необходимого на адаптацию новых сотрудников.
- выявление ресурсов для дальнейшего развития бизнес-процессов за счет применения информационных технологий и сетевых платформ для удаленной работы.
Методики моделирования и анализа бизнес-процессов должны стать одним из важнейших инструментов, используемых для повышения эффективности бизнеса, а цифровые инновации улучшить подходы к организации бизнеса.
В дальнейшем применение данных методов позволит увеличить стоимость бизнеса, а наличие четко формализованных, структурированных, и работающих бизнес-процессов в организации автоматически значительно увеличит привлекательность для будущих инвесторов.
Источники
1. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства РФ от
28.07.2017 №1632-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - №32. - Ст. 5138. - С. 14517-14574.
2. Абызова Е.В., Ищенко О.В., Финансовая политика как основа успешной деятельности организации. Экономика.
Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2019. № 1 (81). С. 50-52.
3. Гузиекова С.М. Семантико-когнитивный аспект исследования художественной картины мира / С.М. Гузиекова //
Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». - Майкоп: изд-во
АГУ, 2016. - Вып. 1 (172) - 172 с. - С. 40-45.
4. Гоголин С.С., Фадеева Е.Ю. Повышение эффективности принятия управленческих решений в логистике на основе
применения информационно-аналитических систем // Вестник Академии Знаний № 29 (6), 2018. - С. 111-117.
5. Ермилова Ю.А. Аспекты учетно-аналитического обеспечения инновационной деятельности на предприятии // Региональная инновационная экономика: сущность, элементы, проблемы формирования, новые вызовы. Ульяновск., 2016. С. 18-21.
6. Карпова Т.П. Направления развития бухгалтерского учета в цифровой экономике / Т.П. Карпова // Известия Санкт-Петербургского Государственного Экономического Университета. - 2018. - №3 (111). - С. 52-57.
7. Салий В.В. Ищенко О.В., Аксенова Ж.А. Основные аспекты организации управленческого учета снабженческо-за-готовительной деятельности хозяйствующего субъекта // Вестник Академии знаний. - Краснодар, № 28(5). - 2018. -С.21-31.
8. Салий В.В. Архитектура предприятия: учебное пособие / Ищенко О.В., Аксенова Ж.А. - Краснодар: Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2018. - 167 с.
9. Хачак С.К., Гузиекова С.М. Неологизмы в современном русском и английском языках / С.К. Хачак, С.М. Гузиекова // Культурная жизнь Юга России. - Краснодар: Изд-во Ультрапресс, 2013. - № 2 (49). - С. 67-68. (0,2 п.л.) References:
1. On approval of the program "Digital Economy of the Russian Federation": Decree of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r // Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 2017. - No. 32. - Art. 5138. -S. 14517-14574.
2. Abyzova EV, Ishchenko OV, Financial policy as the basis for a successful organization. Economy. Right. Print. Bulletin of XCEI. 2019.No 1 (81). S. 50-52.
3. Guziekova S.M. Semantic and cognitive aspect of the study of the artistic picture of the world / S.M. Guziekova // Bulletin of the Adygea State University. Series "Philology and art criticism". - Maykop: ASU publishing house, 2016. - Issue. 1 (172) - 172 s. - S. 40-45.
4. Gogolin S. S., Fadeeva E.Yu. Improving the efficiency of managerial decision-making in logistics based on the use of information-analytical systems // Bulletin of the Academy of Knowledge No. 29 (6), 2018. - P. 111-117.
5. Ermilova Yu.A. Aspects of accounting and analytical support of innovative activity at the enterprise // Regional Innovation Economy: essence, elements, formation problems, new challenges. Ulyanovsk., 2016.S. 18-21.
6. Karpova T.P. Directions of development of accounting in the digital economy / T.P. Karpova // Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics. - 2018 .-- No. 3 (111). - S. 52-57.
7. Saliy V.V. Ischenko O.V., Aksenova Zh.A. The main aspects of the organization of management accounting supply and procurement activities of an economic entity // Bulletin of the Academy of Knowledge. - Krasnodar, No. 28 (5). - 2018 .-- S.21-31.
8. Saliy V.V. Enterprise architecture: textbook / Ishchenko OV, Aksenova Zh.A. - Krasnodar: Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation, 2018 .-- 167 p.
9. Khachak S.K., Guziekova S.M. Neologisms in modern Russian and English / S.K. Khachak, S.M. Guziekova // Cultural life of the South of Russia. - Krasnodar: Publishing house Ultrapress, 2013. - No. 2 (49). - S. 67-68. (0.2 p.p.)
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10246
А.Х. Дикинов - доктор экономических наук, профессор Института подготовки кадров высшей квалификации ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет», [email protected], A.H. Dikinov - doctor of Economics, Professor of the Institute of training of highly qualified personnel of the Pyatigorsk State University;
М.В. Кабышева - студентка 4 курса факультета «Социология и политология» ФГБОУ ВО «Финансовый институт при Правительстве РФ», [email protected],
M.V. Kabysheva - 4th year student of the faculty of Sociology and political science of the Financial Institute under the Government of the Russian Federation.
ГЕНЕЗИС ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ КАК ГРУППЫ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАСТЕРА GENESIS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SOCIAL SPHERE AS A GROUP OF NON-MATERIAL FACTORS THAT SUPPORT THE CLUSTER'S ACTIVITIES
Аннотация. Одним из наиболее эффективных способов наращивания конкурентных преимуществ региональной экономики является кластерный подход.
Региональная концентрация производства, наличие его развитой инфраструктуры, современная организация коммуникации и взаимодействия внутри кластера являются залогом обеспечения высокой конкурентоспособности.
Анализ специальной литературы позволяет утверждать о комплексности развития кластера, ибо кластеризация территориальной экономической системы требует комплексного взаимодействия и взаимовлияния множества разнонаправленных факторов. И это естественно, т.к. любую экономическую систему человека и региональных сообществ необходимо рассматривать в виде процесса взаимодействий с природной и общественной средой во всех ее проявлениях. Бесспорно, что именно такой подход дает широкие возможности аналитикам при рассмотрении и сравнении регионов по комплексу экономических и коммуникационных связей, формирующихся в ходе функционирования территориальных сообществ.
Такой подход позволяет рассматривать регион в качестве объекта управления с позиции его конкурентоспособности касательно других регионов, а также иметь дело не с разрозненными разнопрофильными предприятиями, а с территориальным кластером и т.п.