3. Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая. - М.: Форум, 2017. - 816 с.
4. Чечевицына, Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / Л.Н. Чечевицына. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 512 с.
5. Шеремет, А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / А.Д. Шеремет. - М.: Инфра-М, 2017. - 352 с
6. Бухгалтерская отчетность НАО «Меркурий АПК «Прохладненский» за 2016-2018 гг.
7. Адаменко А.А. Применение системы показателей эффективности деятельности экономического субъекта по данным бухгалтерской отчетности / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Т.Ш. Анаников // Вестник Академии знаний. - 2018. -№ 6 (29). - С. 10-14.
8. Азиева З.И. Анализ финансовой устойчивости коммерческой организации / З.И. Азиева, К.В. Носачева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 23(1). - С. 64-70.
9. Васильева Н.К. Влияние эффективности использования заемного капитала на рентабельность активов сельскохозяйственных организаций / Н.К. Васильева, Н.В. Фёдорова, Ю.В. Мотренко // Вестник Академии знаний. - 2019. -№ 2 (31). - С. 271-278.
References:
1. Bychkov N.A. Valuation of property of enterprises / Bychkov N.A. - Minsk .: BSEU, - 2007. - 422s.
2. Grigoriev V.V. Assessment of enterprises: property approach / Grigoryev V.V. - M .: Case. -2000. -312 p.
3. Kanke, A.A. Analysis of financial and economic activities of the enterprise: Textbook / A.A. Kanke, I.P. Koshevaya. - M.: Forum, 2017. - 816 c.
4. Chechevitsyna, L.N. Analysis of financial and economic activity: Textbook / L.N. Chechevitsyna. - Rn / D: Phoenix, 2016 .- 512 c.
5. Sheremet, A.D. Analysis and diagnosis of financial and economic activities of the enterprise: Textbook / A.D. Sheremet. -M .: Infra-M, 2017 .-- 352 c
6. Accounting statements of NAO "Mercury APK" Prokhladnensky" for 2016-2018.
7. Adamenko A.A. The use of a system of indicators of the effectiveness of the economic entity according to the financial statements / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, T.Sh. Ananikov // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .No. 6 (29). - S. 10-14.
8. Azieva Z.I. Analysis of financial stability of a commercial organization / Z.I. Aziev, K.V. Nosacheva // Humanities Studies. -2019 .- No. 23 (1). - S. 64-70.
9. Vasilyeva N.K. The effect of the efficiency of using borrowed capital on the return on assets of agricultural organizations / N.K. Vasiliev, N.V. Fedorova, Yu.V. Motrenko // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 2 (31). - S. 271-278.
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10221
Е.В. Абызова - доцент кафедры «Финансы и кредит», к.э.н., ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» РУТ (МИИТ), [email protected],
E.V. Abyzova, associate Professor of the Department of Finance and credit, Ph. D. in Economics, «Russian University of transport RUT (MIIT);
М.И. Ленкова - доцент кафедры бухгалтерского учета и информационных технологий, к.э.н., Краснодарский кооперативный институт (филиал) РУК, [email protected],
M.I. Lenkova - associate Professor of the Department of accounting and information technologies, candidate of Economics, Krasnodar Institute Cooperation (branch) of RUC;
В.Д. Сотник - магистрант, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» РУТ (МИИТ), [email protected],
V.D. Sotnik - Master's Degree student, «Russian University of transport» RUT (MIIT).
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ DEVELOPMENT OF FINANCIAL TECHNOLOGIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION
OF ECONOMIC PROCESSES
Аннотация. В статье рассмотрена терминология в области цифровой экономики; выявлены тенденции и обоснована необходимость оцифровки экономических процессов на основе использования новых финансовых технологий; раскрыты информативные характеристики финансовых технологий, перспективных для России. Циф-ровизация социально-экономических факторов меняет формат таких систем, как здравоохранение, образование и государственное управление, цифровой формат может значительно улучшить качественные показатели различных видов продукции, технологий, оборудования, хранения и продаж товаров и услуг. В широком смысле экономическая цифровизация рассматривается как «цифровое правительство». В узком смысле, экономическая цифровизация определяется как часть экономики, которая включает разработку и производство информационных и компьютерных технологий, помимо этого: тиражирование компьютерной техники, мобильной связи, Интернет и других средств связи. В статье определены задачи по развитию внутреннего рынка новых финансовых технологий.
Abstract. The article discusses the terminology in the field of the digital economy; identified trends and substantiated the need for digitization of economic processes based on the use of new financial technologies; informative characteristics of financial technologies promising for Russia are disclosed. Digitalization of socio-economic factors
changes the format of systems such as health, education and public administration.digital format can significantly improve the quality indicators of various types of products, technologies, equipment, storage and sales of goods and services. In a broad sense, economic digitalization is seen as"digital government". In a narrow sense, economic digitalization is defined as a part of the economy that includes the development and production of information and computer technologies, in addition: the replication of computer equipment, mobile communications, the Internet and other means of communication. The article defines the tasks for the development of the domestic market of new financial technologies.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, электронное правительство, финансовые технологии, блокчейн, биткойн.
Key words: digitalization, digital economy, e-government, financial technology, blockchain, bitcoin.
Чтобы успешно ввести экономическую цифровизацию в информационное пространство Российской Федерации требуется решить ряд проблем. Эти проблемы связаны с переходом на новую парадигму развития экономики на основе оцифровки социально-экономических процессов [3]. Однако, в данный момент, существующие регулирующие механизмы и законодательство Российской Федерации не создают подходящих условий для развития рынка финансовых инноваций и технологий.
Введение масштабной системной программы экономического развития нового технологического поколения - цифровая экономика в России - полностью коррелирует с глобальными тенденциями и направлена на качественные трансформационные изменения в науке и технологиях, финансовых механизмах, искусственном интеллекте и создании больших аналитических платформ и систем обработки данных.
Цифровизация социально-экономических факторов меняет формат таких систем, как здравоохранение, образование и государственное управление, цифровой формат может значительно улучшить качественные показатели различных видов продукции, технологий, оборудования, хранения и продаж товаров и услуг. Очевидно, что одно из ключевых преимуществ цифровой экономики является устранение различных групп посредников при осуществлении сделок, а также при формировании информационных платформ, учитывающих потребности населения и общества в получении достоверной и качественной информации. Новые технологии позволяют добиться значительного роста экономических показателей, ввести все услуги в онлайн-формат, повысить эффективность налоговой системы и системы расходов федерального бюджета.
Готовность России к цифровой экономике проверяется в данной статье на основе исследования последних данных из ведущих мировых рейтингов. Один из показателей, который указывает степень распространения цифровой экономики в обществе, составляет долю цифровой экономики в ВВП страны. Статистика показывает, что лидером по этому показателю является Южная Корея - 7,3% ВВП в 2010 году и 16% в 2018 году. В России доля цифровой экономики в ВВП в 2018 году составила 5%. По оценкам экспертов, Россия по-прежнему отстает от ведущих стран (Япония, США, Великобритания, Германия, Китай) в распространении экономической цифровизации.
В широком смысле экономическая цифровизация рассматривается как «цифровое правительство». В узком смысле, экономическая цифровизация определяется как часть экономики, которая включает разработку и производство информационных и компьютерных технологий, помимо этого: тиражирование компьютерной техники, мобильной связи, Интернет и других средств связи.
Всемирный банк характеризует цифровую экономику как систему множественных экономических отношений, заключающих длинные цепочки посредников с использованием Интернета и компьютерных технологий, которые ускоряют связи между компаниями, банками, правительством и народом. В России план развития экономической цифровизации связан с укреплением национальной безопасности и обеспечением технологической независимости страны.
Одним из индексов, используемых в международных рейтингах экономической цифровизации, является показатель развития электронного правительства, который показывает уровень подготовки страны к внедрению и использованию цифровых экономических услуг. Показатели этого индекса за 2010-2018 гг. в Российской Федерации приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Индекс развития электронного правительства Российской Федерации _за 2010-2018 гг. Рейтинг и показатель [4]._
Годы
2010 2012 2014 2016 2018
Рейтинг 59 27 27 35 32
EGDI 0,5136 0,7345 0,7296 0,7215 0,7969
На основании результата индексного показателя развития электронного правительства (EGDI) можно рассуждать о намерении госорганов вводить информационные технологические платформы в действие.
Возможности, предоставляемые технологиями цифровизации правительства для Российской Федерации, представлены в аналитическом отчете «Цифровое правительство 2020: Перспективы для России». Данный отчёт подготовили всемирный банк и институт информационного общества.
Помимо этого, актуальность развития социально-экономических процессов отражена в ключевых направлениях реализации плана цифровизации стран-членов ЕАЭС к 2025 году, где цифровое преобразование
выступает в качестве основного фактора развития. Идея цифровизации экономики продолжает развиваться в связи с увеличением трансформационных возможностей цифровых технологий [1]. Это выходит за пределы электронной коммерции и включает в себя управление бизнесом, поддержание связей и обеспечение обслуживания во всех секторах. Результатом цифрового преобразования становится зарождение нового технологического режима, развитие новых секторов экономики (табл. 2).
Таблица 2 - Цифровое пространство ЕАЭС до 2025 (ЕАЭС, 2018)
Элемент цифрового пространства Компонент элемента
Цифровая инфраструктура Услуги электронной идентификации
Информационная безопасность
Облачная инфраструктура и инициативы
Цифровые решения Электронная таможня
Электронная коммерция
Электронная логистика
Цифровые финансы/Fin Tech
Платформа цифровой интеграции ЕАЭС
В зависимости от результатов ЕАЭС в создании надежной цифровой системы международного класса, эффективных интегрирующих механизмов и нормативно-правовой базы, поддерживающей цифровизацию экономической деятельности будет зависеть процветание граждан, предпринимателей, компаний в области экономической цифровизации, а также вероятность поощрения инноваций и привлечение стабильных инвестиций.
На современном этапе ключевой задачей является обеспечение конкурентного преимущества Российской Федерации на мировой арене в области финансовых технологий. Обеспечение успеха в реализации этой цели будет определяться развитием нескольких перспективных сегментов FinTech.
Экосистема финансовых инноваций - это структура, которая обеспечивает взаимодействие субъектов в области финансовых инноваций для создания и распространения инновационных продуктов и услуг в различных сферах экономики. Специалисты EY определили перечень рекомендаций, реализация которых обеспечит конкурентное преимущество России среди других стран. Это способствует успешному развитию экосистемы FinTech в Российской Федерации [5] (табл. 3).
Таблица 3 - Рекомендации к поддержке российских экосистем FinTech
Уровень приоритета Технологии
Высокий уровень Блокчейн
Большие данные
Открытие API
Среднии уровень Искусственный интеллект
Облачные вычисления
Потенциал нескольких цифровых проектов рассматривается в Российской Федерации. Эти проекты могут помочь устранить бюрократизацию. Одним из таких проектов, готовых к широкому использованию, можно считать «Big Data» технологию (большие данные). Структура будет собирать данные от всех операторов -от государственных органов, юридических и физических лиц.
Революция инициируется технологиями нового поколения FinTech. Это в основном облачные вычисления, которые позволяют выполнять вычисления или хранить информацию о сторонних сервисах, блокчейн, роботизация, биометрия и искусственный интеллект. Блокчейн представляет собой цепочку блоков, содержащих информацию, сформированную в соответствии с определенными правилами. Технология децентрализованной цепочки блоков сильно сокращает расходы, которые связаны с проверкой транзакций и созданием сети распределения. Авторы экономической литературы рассматривают блокчейн как основной фактор долгосрочного роста экономических показателей, фактор крупномасштабной трансформации финансового сектора и разработки новых форм привлечения капитала.
Деятельность аналитической цифровой платформы направлена на минимизацию бремени отчетности для респондентов. Инструменты для распространения статистической информации должны быть удобными и гибкими для всех категорий пользователей и основываться на следующих принципах:
- разовое предоставление данных всем органам власти;
- формирование и использование аналитических показателей в соответствии с меняющимися информационными потребностями;
- использование электронной формы только при предоставлении нормативной и справочной информации;
- интеграция бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности.
Новые финансовые инструменты обычно имеют ряд преимуществ, такие как, способность привлекать средства от широкого круга людей, включая профессиональных инвесторов, низкие трансакционные издержки, высокие расчетные ставки и упрощенная юридическая форма для привлечения инвестиционных ресурсов [2]. Несмотря на быстрый рост финансовых инноваций, рано говорить о замене традиционных институтов новыми
финансовыми инструментами. Развивая внутренний рынок новых финансовых технологий, необходимо решить следующие задачи:
- разработать основы нормативной базы для функционирования технологий FinTech, устраняя правовые барьеры на пути развития рынка новых финансовых инструментов [5];
- создать комфортную нормативно-правовую среду для интеграции новых финансовых инструментов в деятельность существующих институтов развития;
- принять меры для формирования оптимальных средств контроля за трансграничными платежами, отмыванием денег и использованием их для финансирования терроризма, уклонением от уплаты налогов;
- разработать комплекс мер по внедрению новых технологий в работу министерства и ведомства для повышения качества управления, открытости и уровня доверия между гражданами и государством, путем передачи всех услуг онлайн, повышая эффективность налоговой системы и расходов федерального бюджета.
Децентрализованная основа для функционирования новых финансовых технологий в основные направления развития «цифровой экономики» способствует появлению новых горизонтальных связей в инновационной экосистеме, которая обеспечит технологическую революцию в России и других странах.
Источники:
1. Лебединская О.Г., Тимофеев А.Г., Абызова Е.В. Механизм выявления направлений развития инновационной деятельности в высокотехнологичном бизнесе // В сборнике: Современные вызовы и реалии экономического развития России. IV Международной научно-практической конференции, 2017. - С. 178-180.
2. Медникова О.В., Абызова Е.В. Финансовые инновации и их роль в современной финансовой системе - идентификация и систематизация проблемы - М.: Вестник Академия знаний, 2019. - №4(33). - С. 158-168.
3. Савина Т.Н. Цифровая экономика как новая парадигма развития: вызовы, возможности и перспективы // Финансы и кредит. -2018. - Т. 24. - №3. - с. 579-590.
4. https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/ [Электронный ресурс]. - Официальный сайт United nations e-govern-ment survey. - 29.02.2020.
5. Focus on FinTech: Russian market growth prospects. - М.: EY, 2017. References:
1. Lebedinskaya O. G., Timofeev A. G., Abyzova E. V. Mechanism for identifying areas of innovation development in hightech business // In the collection: Modern challenges and realities of Russia's economic development. IV International scientific and practical conference, 2017, Pp. 178-180.
2. Mednikova O. V., Abyzova E. V. Financial innovations and their role in the modern financial system-identification and systematization of the problem-Moscow: Bulletin Of the Academy of knowledge, 2019. - №4(33). - Pp. 158-168.
3. Savina T. N. Digital economy as a new paradigm of development: challenges, opportunities and prospects / / Finance and credit. -2018. - Vol. 24. - no. 3. - pp. 579-590.
4. https://publicadministration.un.org/egovkb/en-us/ [Electronic resource]. - Official website of the United nations e-government survey - - 29.02.2020.
5. Focus on FinTech: Russian market growth prospects. - Moscow: EY, 2017.
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10222
Р.Р. Аванесова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Белореченского филиала ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», [email protected],
R.A. Avanesova - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Economics and management of the Belorechensk branch of the Adygei State University;
И.Ш. Баснукаев - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Технология строительного производства» ФГБОУ ВО «ГГНТУ им. М.Д. Миллионщикова», [email protected],
I.Sh. Basnukaev - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department "technology of construction production " OF the Moscow state technical UNIVERSITY named after M. D. Millionshchikov.
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА FEATURES OF CREATION AND DEVELOPMENT OF PRODUCTION INFRASTRUCTURE OF THE REGIONAL INDUSTRIAL COMPLEX
Аннотация. Необходимость незамедлительной модернизации российской экономики, выявления высокоэффективных факторов ее экономического роста объективно актуализируют значение услуг производственной инфраструктуры. И это естественно, ибо производственная инфраструктура является основополагающим условием конкурентоспособности промышленного производства, выступает в виде динамической системы, всецело зависящей от масштабов инвестиций, направляемых на ее модернизацию. Речь идет о том, что производственную инфраструктуру нельзя рассматривать лишь в качестве статистической величины, а как явление развивающееся.
Такое положение подтверждает необходимость разработки и задействования комплекса эффективных мероприятий управленческого и институционального характера, сопряженных с построением концепции страте-