Научная статья на тему 'Роль протекционизма в международной торговле'

Роль протекционизма в международной торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2873
328
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнова Айтадж Ильгар Кызы, Козлова Елена Ивановна

В данной статье рассматривается значение протекционистских мер и их влияние на экономическое развитие страны, также приводятся аргументы сторонников протекционистской торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль протекционизма в международной торговле»

РОЛЬ ПРОТЕКЦИОНИЗМА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

Гусейнова Айтадж Ильгар кызы, магистрант (e-mail: ferriswheel1995@live.com) Козлова Елена Ивановна, к.э.н., доцент Липецкий государственный технический университет, г.Липецк, Россия

В данной статье рассматривается значение протекционистских мер и их влияние на экономическое развитие страны, также приводятся аргументы сторонников протекционистской торговли.

Ключевые слова: протекционизм, внешняя торговля, экспорт, импорт, национальная безопасность.

Существует несколько причин, по которым протекционистские меры применялись в регулирование внешней торговли. Национальная безопасность, улучшение условий торговли, развитие экономики, повышение уровня значимости внешней торговли, защита конкретных профессиональных групп или секторов, увеличение занятости, предотвращение демпинга - вот некоторые из них.

Сторонники меркантилизма считаются одними из первых, кто вступал за протекционистские меры. Они утверждали, что для обеспечения роста благородных металлов государству нужно применять не административные, а экономические меры. К этим мерам относятся любые средства, которые способствуют активности торгового баланса (где экспорт больше импорта). Более подробно применение этих мер описаны Т. Манном в XVI веке: «Обычным средством увеличения наших сокровищ и нашего богатства является международная торговля, в которой мы должны всегда придерживаться правила, согласно которому ежегодно мы продаем наши товары иностранцам на большую сумму, чем потребляемых нами их товаров». Целью является поощрение экспорта и ограничение импорта. Автор предлагал следующие действия: введение квот, тарифных барьеров на импортную продукцию, экспортных субсидий и налоговых льгот и др. Так как эти меры применялись государством, представители меркантилизма выстывают за политику активного государственного вмешательства в экономику страны. Позже эта экономическая политика, предлагаемая Т.Манном, стала называться протекционистской [1].

Историк Кузовков Ю.В. считает, что протекционизм часто называют защитной мерой, используемой странами, когда они чувствуют, что их отрасли промышленности подвержены рискам конкуренции со стороны других стран, как правило, осуществляется с использованием таких методов, как импортные тарифы, квоты, субсидии или даже прямое вмешательство государства.

Еще в 1970 году американский экономист Р. Боулдвин говорил: «Снижение тарифов, по сути, было похоже на истощение болота. На более низком уровне воды были обнаружены все коряги и пни нетарифных мер, ко-

торые еще нужно очистить». С некоторыми препятствиями легко справиться, в то время как другие могут оказаться непреодолимыми.

После глобального финансового кризиса в 2008 году есть свидетельства более широкого использования нетарифных мер в качестве протекционистского инструмента. В связи с возникновением рисков для внутренней занятости и процветания экономики страны, правительства столкнулись с усилением политического давления для повышения уровня защиты, предоставляемого отечественным производителям. Поскольку применение не всех нетарифных мер регламентировано в соглашениях ВТО, то цель введения данной политики может носить характер «замаскированного» протекционизма.

Теория протекционизма наиболее глубоко изложена немецким экономистом Фридрихом Листом в середине XIX века в книге «Национальная система политэкономии». Важнейшие положения его теории сводятся к следующему, протекционизм - «не есть, как утверждали, изобретение спекулятивных голов, а вызван естественным устремлением наций к самосохранению и к обеспечению своего благосостояния и преуспеяния или к установлению преобладания их над другими нациями». Ф. Лист рассматривал протекционизм, как систему таможенной защиты и стимулирования промышленности и полагал, что развитие промышленности автоматически повлечет за собой развитие сельского хозяйства и других отраслей экономики, а также развитие страны в интеллектуальной сфере (наука, образование и т.д.).

В российской практике применение протекционизма было в 1822 году. Данный режим стал следствием серьезного экономического и финансового кризиса, вызванного резким увеличением импорта английских товаров. Как писал Фридрих Лист, современник указанных событий, к 1821 г. в России произошел упадок фабрик, промышленность и сельское хозяйство страны были близки к банкротству, что побудило правительство осознать пагубность проводившейся до этого либеральной экономической политики и в 1822 г. ввести запретительный тариф. Начиная с этого года, высокие пошлины взимались по импорту с 1200 различных видов товаров, а импорт некоторых товаров (хлопчатобумажные и льняные ткани и изделия, сахар, ряд металлических изделий и т.д.) был фактически запрещен. В течение периода действия протекционизма, продержавшегося в стране с 1822 году по 1856 году, практически с нуля была создана современная текстильная, сахарная и машиностроительная («механическая») промышленность [2].

Известный английский историк Чарльз Уилсон в своих исследованиях обосновывает то, как протекционизм влияет на экономику Англии и ее дальнейшее развитие. Так, он писал, что в конце XVII века серия хлебных законов (Corn Laws) в Англии, которые подразумевали под собой законы о пошлинах на ввозимое зерно, способствовала развитию английского сельского хозяйства, росту занятости в этом важном секторе экономике, превращению Англии в XVIII веке в крупного экспортера зерна

В частности, как пишет Ч.Уилсон, в разработке английской системы протекционизма участвовали не отдельные купцы или промышленники, а широкий круг людей. И сама эта политика заключалась не столько в удовлетворении пожеланий купцов и промышленников, сколько в желании решить общие проблемы страны: устранить дефициты продовольствия, повысить занятость населения и т.д. Без протекционизма, английская промышленность просто не смогла бы развиваться, поскольку в тот момент Голландия располагала лучшими технологиями и более квалифицированными кадрами по сравнению с Англией и могла легко задавить английскую промышленность. Без протекционизма был бы невозможен и произошедший в дальнейшем подъем английского сельского хозяйства [3].

Сторонники протекционизма критикуют результаты свободной торговли между странами с различным уровнем экономического развития. Они считают, что свободная торговля осуществляется в интересах развитых стран, ведет к их доминированию и затрудняет создание национальной промышленности в экономически отстающих государствах. В книге «Отбрасывая лестницу» Ха-Джуна Чанга анализируется, как США и другие развитые страны вводят в заблуждение менее развитые страны тем, как они достигли своего экономического успеха. Он иллюстрирует пример, как в XIX веке, Франция придерживалась относительно меркантилистской экономической политике (т.е. политика активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям и т. д.) в то время, когда она стала ведущей мировой державой. Кроме того, Чанг ссылается на то, как Швейцария также стала мировым лидером в области технологий в течение XX века в силу отсутствия законов, которые строго регулируют защиту прав интеллектуальной собственности [4].

Чанг также подверг Соединенное Королевство Великобритании критике за то, что она склоняет к свободной торговле другие страны, в то время как сама достигла экономического превосходства посредством высоких тарифов и субсидий. Он обвинил Великобританию в том, что она «вышибает лестницу», по которой сама взобралась на вершину мировой экономики: «это очень распространенный хитрый прием, когда кто-нибудь достигает вершины величия, он вышибает лестницу, по которой поднялся, чтобы лишить других средства подняться вслед за ним». Следовательно, развитые страны пытаются рассказать другим странам блага свободной торговли, чтобы никто другой не мог следовать по их пути развития экономики, используя меры протекционистской политики.

Кроме того, Чанг утверждает, что, когда Адам Смит написал «Богатство народов» еще в 1776 году, он фактически поощрял некоторое правительственное вмешательство на рынке. Чанг писал, что США оказывали государственную поддержку молодым предприятиям методами субсидирования в целях защиты национальной экономики от импорта.

Другой известный экономист, поддерживающий возможные выгоды от протекционизма - Дэни Родрик. В своей статье «Переосмысление политического роста в развивающемся мире» Родрик рассказывает о том, как в начале 1990-х годов произошла волна различных событий, направленных на увеличение экономического роста развивающихся стран посредством более либеральной политики и как Вашингтонский консенсус был одним из самых примечательных из этих попыток. Однако Родрик утверждает, что это привело к более низким результатам в ВВП на душу населения, чем ожидалось, особенно в Латинской Америке.

Он также указывает на такую страну, как Китай, которая, сохраняя высокий уровень защиты торговли и низкий уровень приватизации, явно не имела себе равных в экономическом росте, достигнутом в течение 1990-х годов. По словам Родрика, универсальный подход к внешнеторговой политике не оправдан, и что «разные страны требуют разных решений для урегулирования общих проблем. Усиление стимулов для частных инвестиций может потребовать повышения безопасности прав собственности в одной стране, но укрепления финансового сектора в другой».

В 2009 году американский экономист Берден утверждает, что в ходе исследования нетарифные меры в сфере инвестиций и торговли между ЕС и США выявил, что эффект от конвергенции использования НТМ для ЕС ежегодно составил бы 158 млрд. долларов США к ВВП, а также увеличению экспорта товаров в США на 2%. Больше всего преимущество от данных мер ощутили бы производители пищевой, фармацевтической и химической продукции, транспортных средств. Для США эффект составил бы 53 миллиарда долларов США, а также увеличение экспорта товаров в ЕС на 6%. Преимущество ощутили бы производители фармацевтической, химической и электротоваров, и еще компани по предоставлению страховых и финансовых услуг.

Одним из преимуществ протекционистской политики является сохранение отечественной промышленности против иностранных конкурентов, что способствует предотвращению безработицы. Ограничение импорта возрождает требования к отечественным товарам, которые заменяют иностранные. Возрождение в требованиях увеличивает заказы и тем самым увеличивает отечественное производство. Поскольку для наращивания производства требуется больше труда, безработица может быть уменьшена благодаря таким мерам.

Цедилин Л.И. в своих трудах определяет протекционизм как внешнеторговую политику государства, направленную на временное ограничение ввоза импортных и поддержку производства отечественных товаров и услуг с целью роста валового национального дохода, увеличения занятости населения и улучшения социальных показателей. Необходимо отметить, что протекционизм имеет двойственный характер: он может как содействовать развитию национального производства, так и тормозить его, спо-

собствуя усилению позиций отечественных монополистов на внутреннем рынке [5].

Внешнеторговая политика мира в течение длительного исторического периода была в основном протекционистской. Однако, по мнению российского ученого И.И. Дюмулин, сущность протекционизма была преобразована с течением лет. Если два века назад речь шла о защите наименее развитых секторов экономики с помощью таможенных средств и других инструментов, то в середине ХХ и начале XXI века акцент сместился в пользу защиты ряда наиболее развитых секторов экономики [6].

В настоящее время существует множество стран, которые занимаются экономическим протекционизмом и считают, что нужно защищать своих производителей от импортных продукции и помогать им развиваться. Джоэль Мокир в поддержку протекционизма утверждает, что новые промышленные отрасли и компании могут расти и развиваться по приемлемым темпам, так как на них не будет оказываться давление иностранных, более опытных фирм. Новые фирмы могут расти, пока сами не станут достаточно большими, чтобы конкурировать на международных рынках, поощряя позитивные черты для национальной экономики в будущем.

Таким образом, экономическо-политические преимущества протекционизма в международной торговле заключаются в следующем:

Во-первых, в поддержании государственной безопасности страны, которая при отсутствии протекционизма, скорее всего, будет вынуждена узко специализироваться в международной экономике. Такое сужение секторального разнообразия внутренней экономики увеличивает риски для государства с обострением мировых отношений, и тем более, если начнется война. В связи с этим необходимо развивать все типы стратегических отраслей внутри страны: пищевую промышленность и сельское хозяйство, отрасли, имеющие решающее значение для оборонной промышленности: химическая промышленность, металлургия.

Во-вторых, в защите более высокого уровня жизни и высокой заработной платы в развитых странах с высоким доходом на душу населения против конкуренции со стороны развивающихся стран с более низким уровнем жизни и более дешевой рабочей силой.

В-третьих, можно сохранить некоторые социальные классы и виды деятельности, такие как крестьянский труд и традиционные ремесла, чтобы остановить депрессию и рецессию в отстающих отраслях (угольная промышленность).

В-четвертых, можно достичь определенных политических целей в отношениях с другими странами посредством применения определенных нетарифных мер в международной торговле.

Основываясь на мнениях авторов, можно сделать вывод, что нетарифные меры уже несколько столетий применяются для защиты национальной экономики развивающихся стран, поскольку в условиях свободной торгов-

ли сильные страны подавляют другие государства и не позволяют им развиваться.

Список литературы

1. Мокир, Д. Европейское Просвещение, промышленная революция и экономический рост [Текст] // Прогнозист. - 2012. - № 2 (14). - С. 75.

2. Данильцев, А.В., Захаров, А.В., Медведков, М.Ю., Трудаева, Т.А. Основы торговой политики и правила ВТО: учебник [Текст] - М.: Международные отношения, 2015. - 270 с.

3. Кузовко, Ю.А. Трилогия «Неизвестная история» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yuri-kuzovkov.ru / 22.12.2018.

4. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе: пер. с англ. 4-е изд. [Текст] -Изд.: «Дело Лтд», 1994. - 513 с.

5. Цедилин, Л.И. Протекционизм в российской экономической политике: институциональный исторический опыт [Текст] - М.: Институт экономики РАН, 2014. - 386 с.

6. Дюмулен, И. И. Протекционизм и многосторонние переговоры ВТО в годы глобального экономического кризиса (2008 - 2010 гг.) и в последующий период // Российский внешнеэкономический вестник. - 2011. - № 6. - С. 8-9.

Guseinova Aitadzh Ilqar kyzy, graduate student Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia (e-mail: ferriswheel1995@live.com)

Kozlova Elena Ivanovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russia

ROLE OF PROTECTIONISM IN THE INTERNATIONAL TRADE

Abstract: This article considers the importance of protectionist measures and their impact on the economic development of the country, as well as the arguments of supporters of protectionist trade.

Keywords: protectionism, foreign trade, exports, imports, national security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.