Научная статья на тему 'Современные тенденции использования протекционизма в регулировании международной торговли'

Современные тенденции использования протекционизма в регулировании международной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5322
739
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕКЦИОНИЗМ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / НЕТАРИФНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ТОРГОВЫЕ САНКЦИИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / PROTECTIONISM / INTERNATIONAL TRADE / NON-TARIFF MEASURES / TRADE SANCTIONS / CUSTOMS DUTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Середа В. И., Андреюк Н. В.

Введение. Использование протекционистских инструментов является одной из важных и противоречивых тенденций внешнеторговой политики, особенно в формировании экономической политики развивающихся стран и стран с переходной экономикой в условиях современных геоэкономических трансформаций. Теоретический анализ. Исследование современного механизма протекционизма в контексте функционирования ВТО и развития глобального рынка позволило сделать вывод о необратимости снижения импортного таможенного тарифа, что, однако, не исключает временного введения в таможенных тарифах развитых стран достаточно высоких ставок импортных пошлин, которые широко используются в контексте проведения антидемпинговых и компенсационных расследований. Финансовый кризис, изменение климата и требования к безопасности продуктов питания привели к расширению использования нетарифных инструментов в практике протекционистского регулирования, к которым относятся технические барьеры в торговле, применение санитарных и фитосанитарных норм. Выводы. Сделан вывод о необходимости использования протекционистских инструментов развивающимися странами, включая страны постсоветского пространства, для достижения экономических и социальных целей. В Украине протекционистские инструменты используются в основном для достижения традиционных целей защиты отечественных производителей, а тарифное регулирование осуществляется в соответствии с договоренностями ВТО, которые обязывают устанавливать на ограничения и поддержку определенные лимиты: количественные, по срокам и целям. Таким образом минимизируются негативные последствия протекционизма в интересах развития национальных экономических систем, мировой торговли и благосостояния потребителей глобальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Середа В. И., Андреюк Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Trends of Protectionism in Regulation of International Trade

Introduction. The use of protective tools is one of the most important and controversial trends in foreign policy, especially in the formulation of economic policies in developing countries and countries with economies in transition in contemporary geo-economic transformations. Theoretical analysis. Based on the analysis of the theory and practice of protectionist regulation aimed at supporting the normal functioning of the national market mechanism under the presence in the global market economies with different efficiency and opportunistic features are highlighted and the reasons for the positive and negative consequences of the use of protectionism. The study of modern mechanism of protection in the context of the functioning of the WTO and the development of the global market led to the conclusion of the irreversibility of reducing import tariffs, which, however, does not preclude the temporary introduction of customs tariffs in developed countries in a quite high rates of import duties, which are widely used in the context of anti-dumping and countervailing investigations. In addition, the financial crisis, climate change and the requirements for food safety have led to the increased use of non-tariff instruments in the practice of protectionist regulations, which include technical barriers to trade, application of sanitary and phytosanitary standards. Conclusions. The study concluded that the need for protectionist instruments by developing countries including the country’s post-Soviet space, to achieve economic and social goals. In Ukraine, the protectionist tools are used primarily to achieve the traditional goals of protecting domestic producers and tariff regulation is carried out in accordance with WTO agreements, which gradually draws restrictions and support to certain limits: quantitative, time-bound and objectives. It thus minimizes the negative effects of protectionism in the development of national economies, global trade and consumer welfare of the global economy.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции использования протекционизма в регулировании международной торговли»

УДК 339.54.012.435

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОТЕКЦИОНИЗМА В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

В. И. Середа

кандидат экономических наук, доцент кафедры международной экономики, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко E-mail: [email protected]

Н. В. Андреюк

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятия, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко E-mail: [email protected]

Введение. Использование протекционистских инструментов является одной из важных и противоречивых тенденций внешнеторговой политики, особенно в формировании экономической политики развивающихся стран и стран с переходной экономикой в условиях современных геоэкономических трансформаций. Теоретический анализ. Исследование современного механизма протекционизма в контексте функционирования ВТО и развития глобального рынка позволило сделать вывод о необратимости снижения импортного таможенного тарифа, что, однако, не исключает временного введения в таможенных тарифах развитых стран достаточно высоких ставок импортных пошлин, которые широко используются в контексте проведения антидемпинговых и компенсационных расследований. Финансовый кризис, изменение климата и требования к безопасности продуктов питания привели к расширению использования нетарифных инструментов в практике протекционистского регулирования, к которым относятся технические барьеры в торговле, применение санитарных и фитосанитарных норм. Выводы. Сделан вывод о необходимости использования протекционистских инструментов развивающимися странами, включая страны постсоветского пространства, для достижения экономических и социальных целей. В Украине протекционистские инструменты используются в основном для достижения традиционных целей защиты отечественных производителей, а тарифное регулирование осуществляется в соответствии с договоренностями ВТО, которые обязывают устанавливать на ограничения и поддержку определенные лимиты: количественные, по срокам и целям. Таким образом минимизируются негативные последствия протекционизма в интересах развития национальных экономических систем, мировой торговли и благосостояния потребителей глобальной экономики. Ключевые слова: протекционизм, международная торговля, нетарифные инструменты, торговые санкции, таможенные пошлины.

Введение

В современных условиях, несмотря на всеобщую тенденцию к либерализации внешнеторговых отношений, использование протекционистских инструментов является одной из важных и противоречивых тенденций внешнеторговой политики. Поэтому проблема применения протекционизма в рамках соблюдения требований ВТО традиционно занимает одно из центральных мест в формировании экономической политики стран мира. А обобщение опыта использования протекционистских инструментов представляет

теоретический и практический интерес, особенно для развивающихся стран и стран с переходной экономикой в условиях современных геоэкономических трансформаций. Поэтому анализ новых явлений и процессов в мировой экономике имеет большое практическое значение для определения направлений и создания определенных условий интеграции Украины в мировое экономическое пространство.

Целью статьи выступает выявление особенностей использования протекционистских инструментов в современных условиях для формирования эффективной внешнеторговой политики страны.

Проблемы внешнеторговой политики в целом и протекционизма в частности рассматриваются в литературе еще с XVIII в. Важную роль в формировании теоретической базы сыграли работы

A. Смита, Д. Рикардо, Ф. Листа, К. Маркса, Ф. Энгельса, Дж. Генри, М. Портера, А. Ругмана. Общие и специфические аспекты использования протекционизма исследовались в работах ученых Украины и СНГ: М. Абалкина, О. Белоруса,

B. Будкина, М. Дудченко, И. Дюмулена, А. Кре-дисова, И. Лукинова, Д. Лукьяненко, Ю. Макогона, В. Новицкого, Е. Обминского, Ю. Пахомова, Ю. Преснякова, В. Соколова, А. Филипенко.

Теоретический анализ

Протекционизмом (от лат. рто1ес1о - защита, заступничество), как известно, является государственная политика создания особенно благоприятных условий для отечественного производства с помощью ограничения доступа на внутренний рынок иностранных производителей и поставщиков, а также для помощи национальному производству. Он возник еще в период первоначального накопления капитала в XVI-XVШ вв. и был первой формой внешнеторговой политики, используемой государствами. В то время протекционизм способствовал развитию промышленности благодаря высокой импортной таможенной пошлине на промышленные товары и экспортной - на стратегически важные отечественные товары.

Использование протекционизма имеет противоречивый характер. С одной стороны, протекционизм ослабляет внешнюю конкуренцию и стимулирует производство товаров, конкурирующих с импортом; создает рабочие места, меняет структуру экономики; дает возможность проведения модернизации; соблюдает интересы безопасности государства. С другой стороны, он приводит к совокупным потерям общества в целом, поддержке предприятий с низкой конкурентоспособностью, снижению эффективности экономики вследствие использования относительно более дорогих факторов производства.

Еще А. Смит писал, что если протекционизм требует от предпринимателей использовать больший капитал, чем необходимо для производства данной продукции, то это транжирство. А никакое регулирование торговли не способно увеличить масштабы производства больше, чем может обеспечить капитал. Оно может вызвать только его перемещение в том направлении, которое в другом случае не имело бы места. Но расширение производства, которое происходит в этом случае в других секторах, обеспечит рабочие места и дополнительный капитал. Таким образом, пострадать могут только отдельные предприниматели, а нация в целом только выиграет [1, с. 379, 381].

В современных условиях основными причинами использования протекционизма являются следующие:

- недостаточный уровень конкурентоспособности национальных товаропроизводителей в результате неравномерности экономического развития. Неравномерность в рыночной экономике присуща как отдельным национальным системам, так и отдельным отраслям. Поэтому протекционизм будет объективным элементом внешнеторговой политики любых правительств. Вопрос упирается только в конкретные формы, а также в сроки использования, чтобы не тормозить формирования конкурентоспособных на мировом рынке производств. Особенно важно поддержать производителей в условиях изменения структуры производства для повышения его эффективности [2, с. 21];

- создание новых перспективных отраслей в условиях формирования новых мировых рынков. В этом случае протекционизм может быть оправдан, поскольку способствует увеличению объемов и повышению эффективности национального производства;

- периодическое ухудшение общехозяйственной конъюнктуры в стране вследствие циклического развития экономики. В таком случае возможно временное использование протекционистских инструментов для быстрого преодоления временного сокращения спроса на отечественные товары. Подтверждением этого

факта является то, что в периоды экономического спада протекционизм усиливается;

- критическое состояние платежного баланса, особенно в части важных для национальной безопасности продуктов;

- недобросовестная коммерческая практика иностранных поставщиков (демпинг, субсидирование), вызывающая необходимость восстановления справедливой конкуренции.

Вышеперечисленные причины протекционизма направлены на поддержку нормального функционирования рыночного механизма в стране в условиях присутствия на мировом рынке экономических систем с разной эффективностью и конъюнктурными особенностями.

При этом надо помнить, что внешняя торговля способствует экономическому развитию через рациональное использование ресурсов. Поэтому одна и та же политика защиты национального производителя может быть и позитивным, и негативным фактором. В этой связи позитивный эффект протекционизма может быть только в краткосрочном периоде, в долгосрочном же приводит к негативным последствиям.

Однако международная торгово-политиче-ская практика показывает, что очень часто правительства, обращающиеся к протекционистским инструментам во время экономического спада или для поддержки нового производства, далеко не сразу отменяют эти инструменты. Такое положение приводит к повышению внутренних цен, снижению уровня жизни, консервации отсталости производства, его низкой конкурентоспособности, возникновению монополизма, снижает эффективность функционирования экономической системы в целом.

Кроме упомянутых, существует еще один негативный аспект протекционизма, который связан с созданием атмосферы необходимости протекционистских действий, хотя на самом деле это может идти вразрез с интересами общества в целом. Такая ситуация возникает, когда инициаторами использования протекционистских инструментов выступают группы предпринимателей, олигархические группировки или группы потребителей. Так, нередко под видом борьбы с недобросовестной конкуренцией правительства без объективных причин предпринимают защитные меры на внутреннем рынке против честно действующих иностранных экспортеров в ответ на запросы и жалобы, инспирированные отечественными производителями и поставщиками конкурирующих товаров, которые пытаются устранить торговых соперников.

Эта сторона протекционистской политики рассматривалась достаточно давно. Так, эксперты Секретариата ГАТТ еще в 1980-х гг. показали, что выгоды и потери от либерализации концентрируются среди относительно небольших групп

предпринимателей, в то время как значительно большие потери от протекционизма и выгоды от либерализации рассредоточиваются на широкие слои населения [3, с. 61].

Основными направлениями протекционизма на протяжении ХХ в., как известно, выступали защита отдельных отечественных производств от конкурирующего импорта и поддержка отечественных производителей на внутреннем и внешних рынках. Современный механизм протекционизма охватывает комплекс взаимодополняющих инструментов, которые постоянно модифицируются под влиянием как объективных процессов развития мирового хозяйства, так и интересов отдельных групп отечественных собственников средств производства.

Как определяют современные экономисты, комплекс протекционистских инструментов включает традиционные и новые формы, явные и завуалированные, эффективные и неэффективные, кроме того, признанные мировыми институциями как допустимые и недопустимые.

Учитывая то, что члены ВТО обеспечивают 96% мирового экспорта, тенденция к снижению тарифных барьеров является определяющей. Однако на этом фоне довольно частым явлением становится временное повышение таможенных тарифов.

Возможности повышения таможенных пошлин широко используются развитыми странами в контексте проведения антидемпинговых и компенсационных расследований. Так, развитые страны, в первую очередь США, Канада и ЕС, часто злоупотребляли правами применения антидемпинговых и компенсационных таможенных пошлин, по инициативе отечественных предпринимателей без достаточных причин проводили антидемпинговые расследования и расследования, касающиеся использования субсидий.

Достаточно характерным примером стала ситуация на рынке сталелитейной продукции США в 2002 г. Руководство США в марте 2002 г. подняло импортные тарифы до 30% на продукцию десяти стран (в том числе и Украины), что привело к резкому увеличению цен на сталелитейную продукцию. Эта пошлина была введена под давлением сталелитейных компаний и привела к дефициту отдельных видов металлопродукции в США. По данным Ассоциации американских предприятий-потребителей стали, цены выросли в среднем на 70-75%, увеличились сроки поставок, многие компании не могли найти необходимые специализированные продукты. В этой ситуации Европейский союз поставил вопрос о применении торговых санкций в размере 371 млн долл. Столкнувшись с протестами предприятий-потребителей и давлением со стороны ЕС, администрация США немного ослабила протекционистский режим, объявив в августе 2002 г. об исключении

из оплаты таможенных сборов 178 видов металлопродукции, или более 50% их экспорта из ЕС в США. Но этот шаг не улучшил общей ситуации, и на фоне общего приостановления темпов развития экономики США и стабильности цен в целом цены на сталь и другие металлопродукты продолжали расти [4, с. 1].

В данном случае использование протекционистских инструментов было вызвано и ухудшением положения на внутреннем рынке, поскольку повышение цен приводило к усилению отрасли без реальной структурной трансформации.

Еще одной причиной повышения таможенных пошлин являются ответные меры. Так, в апреле 2010 г. Бразилия увеличила импортную таможенную пошлину на автомобили, произведенные в США, в 1,4 раза - до 50%. Ранее эта пошлина была такой, как и на автомобили, произведенные в других странах, с которыми Бразилия не имела торговых соглашений о преференциях, и составляла 35%. Это решение было частичной имплементацией санкций к американским производителям в соответствии с решениями ВТО по вопросу нелегального субсидирования правительством США производителей хлопка [5].

Интересным аспектом повышения таможенных пошлин является их рост в условиях участия в интеграционных объединениях. Так, таможенные пошлины, действовавшие до 2010 г., в Бразилии были ниже, чем требовалось по условиям ВТО, и ниже, чем были у других членов МЕРКОСУР. В период с 2009 по 2010 г. Бразилия подняла таможенные пошлины на 100 промышленных товаров, включая продукцию машиностроения, телекоммуникационные товары, текстиль, игрушки. Большинство из них поднялось до уровня максимальной ставки в соответствии с договорами ВТО, некоторые продолжали находиться на более низком уровне, что давало и дает возможность правительству изменять их в зависимости от экономической ситуации. Например, максимальные ставки на животных - 55%, действующая - 16%, на фрукты, овощи, растения - соответственно 55 и 14%, на кофе и чай, специи, минералы и металлы - 35 и 20%, хлопок - 55 и 8%, рыбу и рыбопродукты - 35 и 16%, топливо - 35 и 6% [6].

Кроме того, Бразилии было разрешено принять 100 исключений к внешнему таможенному тарифу МЕРКОСУР до 31 ноября 2015 г. и принять более высокие тарифы, чем у других членов объединения, на мобильные телефоны, телекоммуникационное оборудование, компьютеры, принтеры, воздушные турбины, химические и фармацевтические товары и грибы [7].

В целом в контексте функционирования ВТО и развития глобального рынка снижение импортного таможенного тарифа имеет необратимый характер. Однако это не исключает сохранения и до нынешнего времени в таможенных тарифах разви-

тых стран достаточно высоких ставок импортных пошлин, исчисляемых двузначными цифрами. В 2010 г. средний уровень используемых тарифов в странах так называемой «четверки» (США, ЕС, Канада и Япония) составил соответственно 5,7; 6,9: 7,2 и 6,5%. Особенно высоким остается таможенная пошлина на сельскохозяйственные товары - соответственно 11,0; 17,3; 22,9 и 18,2% [8, с. 42].

На современном этапе в практике протекционистского регулирования все большее значение приобретают нетарифные инструменты. Особенно актуальными они становятся в условиях максимального снижения таможенных пошлин, а также для компенсации неэффективности рыночных механизмов. Кроме того, финансовый кризис, изменение климата и требования к безопасности продуктов питания привели к расширению использования нетарифных инструментов и мер по регулированию торговли услугами.

Специалисты ВТО считают, что именно сейчас сформировались условия для более внимательного отношения к нетарифным инструментам:

- наметилась тенденция использования нетарифных инструментов в большей степени для достижения определенного круга целей государственной политики, нежели для защиты производителей от конкуренции (безопасность продуктов, качество окружающей среды, здоровье людей, другие социальные аспекты). Говорится о переходе «от защиты к предохранению», от количественных аспектов роста доходов к качеству жизни;

- в результате многообразия нетарифных инструментов усложнилась необходимость выбора адекватных форм, что обусловлено возможными последствиями применения и альтернативными подходами к достижению целей экономической политики;

- в отличие от таможенных пошлин нетарифные инструменты не могут следовать по пути уменьшения релевантности, не уменьшаются в значении, продолжают ограничивающе влиять на объемы товарных потоков и инвестиций;

- под влиянием глобализационных процессов усиливается роль государственного регулирования как на национальном, так и на межнациональном уровне;

- значительная доля споров, рассматриваемых ВТО, касается использования нетарифных инструментов;

- возникает все более настоятельная необходимость регулирования этих инструментов на международном уровне, что становится одной из ключевых задач в ближайшие годы для ВТО [9].

Акцентируется внимание также на том, что нетарифные инструменты могут иметь двойное назначение: на поверхности выглядеть как огра-

ничивающие торговлю, а в действительности служить другим целям правительства. Это называют «политикой замещения» («policy substitution») и используют, когда более прозрачные инструменты (таможенные пошлины) недоступны или когда политики скрывают свои цели [9].

По некоторым оценкам, количество нетарифных инструментов достигает шести сотен. Однако структура их использования значительно изменилась. По данным World Trade Report 2012, в 1968 г. среди всех применявшихся по несельскохозяйственной продукции нетарифных инструментов наибольшая доля приходилась на количественные ограничения и лицензирование импорта (21%) и доплаты, портовые сборы, налоги и проч. (14%), а в 2005 г. - на технические барьеры в торговле (общие, технические регламенты и стандарты, а также тестирование и сертификацию - 37%) и таможенные формальности (10%), на количественные ограничения и лицензирование приходилось уже лишь 7% [9].

Основными отличительными свойствами современных нетарифных инструментов выступают их непрозрачность и эффективность, а также, как и любых протекционистских инструментов, наличие как экономических, так и политических последствий для различных социальных групп.

Несмотря на наличие достаточно большого количества разнообразных классификационных подходов к нетарифным инструментам, специалисты ВТО разделяют их на две группы, исходя из целей применения. Первая группа направлена на повышение общественного благосостояния и включает инструменты, которые компенсируют неэффективность рыночных механизмов, используют рыночные возможности стран или фирм (манипулирование условиями торговли или нормой прибыли). Меры, направленные на использование рыночных возможностей, осуществляются за счет торговых партнеров (beggar-thy-neighbour practices), а меры, нацеленные на исправление «провалов» рынка, приводят к возникновению объективных эффектов политики.

Вторая группа протекционистских мер, направленная на достижение политических целей, обусловливает реализацию интересов определенных групп производителей или потребителей. И хотя в экономической литературе считается, что потребители более многочисленны и разнородны, что не дает им возможности эффективно влиять на правительство, в современных условиях гражданское общество и неправительственные организации стали активными и влиятельными субъектами по вопросам здоровья и безопасности потребителей, охраны окружающей среды [9].

Эксперты ВТО считают, что такое положение вещей приведет к дальнейшему размежеванию нетарифных протекционистских инструментов на: а) регулирующие конкурентоспособность и

б) способствующие достижению определенных социально-экономических целей. Но это не означает, что две эти цели не могут совпадать, например, при защите молодых отраслей.

В последнее время причинами использования нетарифных инструментов для того, чтобы ограничить свободный доступ к определенным товарам, становятся не только экономические, но и социальные цели: обеспечение национальной безопасности, поддержка определенных моральных или религиозных принципов, сохранение социальной сплоченности (если общество состоит из различных этнических или социальных групп) [9].

Как уже отмечалось выше, наиболее распространенными нетарифными инструментами выступают технические барьеры в торговле, применение санитарных и фитосанитарных норм. И наиболее активно прибегают к этим инструментам именно развитые страны.

В ЕС в середине марта 2013 г. Еврокомиссия сообщила о разработке проекта Постановления Европарламента и Совета о контроле за рынком промышленных товаров. Предполагается создание единого гармонизированного нормативно-правового документа, который может применяться горизонтально во всех сферах, направленного на повышение безопасности продукции. Принятие этого документа ожидается в первом полугодии 2014 г.

Постановление направлено, с одной стороны, на упрощение и усовершенствование законодательства, создание благоприятных условий торговли. С другой стороны, товары, произведенные за пределами ЕС, могут размещаться на его рынке только при условии получения разрешения на свободное обращение.

Целью постановления является лучшее использование правил по контролю за рынком товаров в ЕС, повышение безопасности и защиты здоровья человека, защиты предприятий от недобросовестной конкуренции. В частности, предполагается создание единой информационной базы «Информационные и коммуникационные системы надзора за рынком» (ГСЗМБ) и усовершенствование «Системы быстрого обмена информацией» (ЯЛРЕХ), предназначенных для аккумулирования и обмена информацией между странами-членами ЕС. Это позволит избежать дублирования мероприятий со стороны аналогичных служб в странах-членах ЕС. Сфера действия документа не распространяется на продукты питания и упаковку, пестициды, определенные виды медицинского оборудования, лекарственные средства и некоторые другие.

Для повышения безопасности товаров предполагается усиление контроля на внешних границах ЕС, чтобы приостановить попадание в оборот товаров, которые могут быть опасными. При

этом контролирующим органам будет разрешено взимать платежи с предприятий, которые ввозят продукцию в ЕС, для полного или частичного покрытия расходов этих органов на проведение экспертизы товаров [10]. Объем импорта продукции, подпадающей под это Постановление, составляет в ЕС более 50%.

Во многих странах Европейского союза требования к стандартам являются более жесткими, чем задекларировано его общими документами. Так, в Дании все электробытовые товары, кроме соответствия стандартам ЕС, должны пройти апробацию в специализированном датском инвестиционном агентстве <ЮЕМКО».

По пути использования протекционистских инструментов для достижения определенных социальных целей идут и развивающиеся страны, включая страны постсоветского пространства. Так, в 2010 г. в Грузии вступил в силу закон, в соответствии с которым усиливается контроль за продуктами питания. Этот закон принят в контексте внедрения в Грузии международных стандартов продуктовой безопасности. Новые требования предъявляются не только к импортерам, но и к предприятиям, ориентированным на экспорт в ЕС [11].

В Украине протекционистские инструменты используются в основном для достижения традиционных целей защиты отечественных производителей. Тарифное регулирование осуществляется в соответствии с договоренностями ВТО. Так, Украина присоединилась к ряду секторальных «нулевых» договоренностей о снижении ставок на следующие группы товаров: сталь, игрушки, древесина, цветные металлы, фармацевтические препараты, бумага, сельскохозяйственная техника, мебель, информационные технологии, научное, медицинское оборудование, строительная техника, дистиллированные спирты, гражданская авиация. Кроме того, присоединилась к секторальной гармонизации по химическим товарам (5,5-6,5%), текстилю и одежде (0,0-17,5%) [12]. Большинство секторальных договоренностей охватывает комплектующие и сырье для производства технологической продукции, а не конечную продукцию.

Среднеарифметическая ставка конечного уровня импортной таможенной пошлины в Украине на конец 2012 г. составляет 11,16% для сельскохозяйственных продуктов и 4,85% для промышленных товаров [12]. В то же время в соответствии с международными соглашениями есть товары, на которые таможенные тарифы будут изменяться в 2013 г.: плоды, орехи, ракообразные, определенные виды транспортных средств и моторных лодок и катеров.

В Украине увеличилось количество случаев введения специальных таможенных пошлин. Так, за 2002-2012 гг. решением Межведомственной комиссии по международной торговле было ини-

циировано 45 случаев применения специальных и антидемпинговых процедур относительно импорта в Украину различных товаров промышленного производства, в том числе за 2009-2012 гг. -31 случай (69%) [13].

После вступления станы в ВТО в 2008 г. практически были ликвидированы квоты на ввоз товаров: в 2008 г. - 7 товарных позиций, с 2013 г. -1 (сахар-сырец), а также квоты на пищевые продукты в соответствии с соглашением о свободной торговле с Македонией [14].

В то же время, несмотря на достаточно либеральную внешнеторговую политику, позиции Украины в глобальном рейтинге стимулирования торговли (Enabling Trade Index) ухудшаются: 2009 г. - 71-е место, 2010 г. - 81-е, 2012 г. - 86-е место [15].

Выводы

Следовательно, в современную эпоху интернационализации экономической жизни протекционистские ограничения импорта и поддержка отечественного товаропроизводителя не исключаются из экономической политики, а модифицируются, приобретают новые формы и выполняют новые функции, особенно в периоды падения экономической конъюнктуры или широкомасштабного реформирования национальной экономики, ее структурной перестройки. Однако использование этих инструментов регулируется международными правилами, прежде всего ВТО, которая постепенно оформляет эти ограничения и поддержку в определенные лимиты: количественные, по срокам и целям. Именно таким образом минимизируются негативные последствия протекционизма в интересах развития национальных экономических систем, мировой торговли и благосостояния потребителей глобальной экономики.

Список литературы

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов : в 2 т. ; пер. с англ. М. : Соцэкгиз, 1935. Т. 2. 472 с.

2. Гапотченко К. В. Протекцюшзм : природа i практика застосування // Економша i управлшня. 2011. № 2. С. 19-23.

3. Дюмулен И. И. Всемирная торговая организация. М. : Экономика, 2003. 271 с.

4. Торговый конфликт между США и ЕС : ВТО поддерживает Европейский союз // Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2010. № 15. С. 1.

5. Государственная поддержка украинского экспорта. Министерство экономического развития и торговли Украины. О повышении таможенных пошлин на транспортные средства, поставляемые из США в Бразилию. URL: http://www.ukrexport.gov.ua/ukr/ torg_obmegennja/bra/3813.html (дата обращения: 27.04.2013) .

6. Current Situation of Schedules of WTO Members // Официальный сайт ВТО. URL: http://wto.org/english/ tratop_e/schedules_e/goods_schedules_table_e.htm (дата обращения: 14.04.2013).

7. Bases de Datos. Arancel Externo Comûn // Официальный сайт МЕРКОСУР. URL: http://www.mercosur. int/t_container.jsp?contentid=287&site=1&channel=se cretaria (дата обращения: 10.04.2013).

8. Щебарова Н. Государственное регулирование : соотношение свободы торговли и протекционизма // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 3. С. 42.

9. World Trade Report 2012. Trade and public policies: A closer look at non-tariff measures in the 21 st century. Published by the World Trade Organization. P. 3-4, 44-45, 50-51. WTO Online Bookshop. http://onlinebookshop. wto.org. URL: http://www.wto.org/english/res_e/ booksp_e/anrep_e/world_trade_report12_e.pdf (дата обращения: 20.04.2013).

10. 1нформацшний бюлетень «Вщомоси краш СОТ». Випуск 12, березень 2013, 1нститут економiчних дослщжень та полиичних консультацiй.URL: http://www.ier.com.ua/ua/trade_policy_project/ newsletter/?pid=3851 (дата обращения: 14.04.2013).

11. Государственная поддержка украинского экспорта. Министерство экономического развития и торговли Украины. Законодательные изменения в Грузии в сфере международной торговли сельскохозяйственной продукцией. URL: http://www.ukrexport.gov.ua/ ukr/torg_obmegennja/geo/3452.html (дата обращения: 24.03.2013).

12. Дов^ка щодо зобов'язань Украши в СОТ. Зобов'язання щодо зниження та зв'язування та-рифних ставок // Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Украины. URL: http://www.me.gov.ua/control/uk/publish/ article?art_id=188046&cat_id=38231 (дата обращения: 29.03.2013).

13. Антидемшнгов^ спещальш та антисубсидицшш розслщування. Р^ення мiжвiдомчоï комюп з мiжнароднрï торгiвлi // Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Украины. URL: http://www.me.gov.ua/control/uk/ publish/category/main?cat_id=90071 (дата обращения: 17.04.2013).

14. 1нформащя щодо стану використання експортно-iмпортних квот у 2013 рощ // Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Украины. URL: http://www.me.gov.ua/control/uk/ publish/category/main?cat_id=50301 (дата обращения: 28.04.2013).

15. The Global Enabling Trade Report 2009; The Global Enabling Trade Report 2010; The Global Enabling Trade Report 2012. URL: http://www.ibc.kg/index. php?option=com_k2&view=item&task=download& id=115_f60867f9101fb8b2aece52e808904c25&Item id=72; http://www.ibc.kg/index.php?option=com_k2 &view=item&task=download&id=114_2ff76ed71b77 cafef02e061d997b81af&Itemid=72 (дата обращения: 25.04.2013).

Modern Trends of Protectionism in Regulation of International Trade V. I. Sereda

Candidate of Economics, Associate Professor, International Economy Department, Taras Shevchenko National University of Kyiv, 60, Vladimirskaya str., Kyiv, 01601 Украина E-mail: [email protected]

N. V. Andreiuk

Candidate of Economics, Associate Professor, Enterprise Economy Department, Taras Shevchenko National University of Kyiv, 60, Vladimirskaya str., Kyiv, 01601 Украина E-mail: [email protected]

Introduction. The use of protective tools is one of the most important and controversial trends in foreign policy, especially in the formulation of economic policies in developing countries and countries with economies in transition in contemporary geo-economic transformations. Theoretical analysis. Based on the analysis of the theory and practice of protectionist regulation aimed at supporting the normal functioning of the national market mechanism under the presence in the global market economies with different efficiency and opportunistic features are highlighted and the reasons for the positive and negative consequences of the use of protectionism. The study of modern mechanism of protection in the context of the functioning of the WTO and the development of the global market led to the conclusion of the irreversibility of reducing import tariffs, which, however, does not preclude the temporary introduction of customs tariffs in developed countries in a quite high rates of import duties, which are widely used in the context of anti-dumping and countervailing investigations. In addition, the financial crisis, climate change and the requirements for food safety have led to the increased use of non-tariff instruments in the practice of protectionist regulations, which include technical barriers to trade, application of sanitary and phytosanitary standards. Conclusions. The study concluded that the need for protectionist instruments by developing countries including the country's post-Soviet space, to achieve economic and social goals. In Ukraine, the protectionist tools are used primarily to achieve the traditional goals of protecting domestic producers and tariff regulation is carried out in accordance with WTO agreements, which gradually draws restrictions and support to certain limits: quantitative, time-bound and objectives. It thus minimizes the negative effects of protectionism in the development of national economies, global trade and consumer welfare of the global economy. Key words: protectionism, international trade, non-tariff measures, trade sanctions, customs duties.

References

1. Smit A. Issledovanie o prirode i prichinah bogatstva nar-odov [Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations]: in 2 vol. Moscow, Socjekgiz, 1935, vol. 2. 472 p.

2. Gapotchenko K. V. Protekcionizm: priroda i praktika zastosuvannja [Protectionism: the nature and practice of] Ekonomika i upravlinnja [The Economics and Management], 2011, no. 2, pp. 19-23 (in Ukrainian).

3. Djumulen I. I. Vsemirnaja torgovaja organizacija [The World Trade Organization]. Moscow, Economics. Publ., 2003. 271 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Torgovyj konflikt mezhdu SShA i ES: VTO podderzhivaet evropejskij sojuz [Trade dispute between the United States and the European Union: The WTO supports the European Union]. Bjulleten'inostrannoj kommercheskoj informacii [The Bulletin of Foreign Commercial Information], 2010, no. 15, p. 1.

5. Gosudarstvennaja podderzhka ukrainskogo eksporta. Min-isterstvo ekonomicheskogo razvitija i torgovli Ukrainy. O povyshenii tamozhennyh poshlin na transportnye sredstva, postavljaemye iz SShA v Braziliju (State support for Ukrainian exports. The Ministry of Economic Development and Trade of Ukraine. On increasing the customs duties on vehicles imported from the United States to Brazil). Available at: http://www.ukrexport.gov.ua/ukr/ torg_obmegennja/bra/3813.html (accessed 27 April 2013) .

6. Current Situation of Schedules of WTO Members. World Trade Organization. Available at: http://wto.org/english/ tratop_e/schedules_e/goods_schedules_table_e.htm (accessed 14 April 2013).

7. Bases de Datos. Arancel Externo Comun. MERKOSUR. Databases Common External Tariff. Available at: http://

www.mercosur.int/t_container.jsp?contentid=287&site=1 &channel=secretaria (accessed 10 April 2013).

8. Shebarova N. Gosudarstvennoe regulirovanie: sootnosh-enie svobody torgovli i protekcionizma [Government regulation: the ratio of free trade and protectionism]. Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija [The World Economy and International Relations], 2011, no. 3, p. 42.

9. World Trade Report 2012. Trade and public policies: A closer look at non-tariff measures in the 21 st century. Published by the World Trade Organization. Pp. 3-4, 44-45, 50-51. WTO Online Bookshop. http://onlinebookshop. wto.org. Available at: http://www.wto.org/english/res_e/ booksp_e/anrep_e/world_trade_report12_e.pdf (accessed 20 April 2013).

10. Informacijnij bjuleten' «Vidomosti krain SOT». (Vipusk 12, berezen' 2013, Institut ekonomichnih doslidzhen' ta politichnih konsul'tacij. Newsletter «Information of the WTO members» (Issue 12, March 2013. The Institute for Economic Research and Policy Consulting). Available at: http://www.ier.com.ua/ua/trade_policy_project/newsletter/?-pid=3851 (accessed 14 April 2013) (in Ukrainian).

11. Gosudarstvennaja podderzhka ukrainskogo eksporta. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitija i torgovli Ukrainy. Zakonodatel'nye izmenenija v Gruzii v sfere mezhdunarod-noj torgovli sel'skohozjajstvennoj produkciej (State support for Ukrainian exports. The Ministry of Economic Development and Trade ofUkraine. Legislavite changes in Georgia in the international agricultural products trade). Available at: http://www.ukrexport.gov.ua/ukr/torg_obmegennja/ geo/3452.html (accessed 24 March 2013) (in Ukrainian).

12. Dovidka shhodo zobov'jazan' Ukrai'ni v SOT. Zo-bov'jazannja shhodo znizhennja ta zv'jazuvannja tarifnih stavok. Oficial'nyj sajt Ministerstva ekonomicheskogo

razvitija i torgovli Ukrainy. (Reference the Ukraine's commitments to the WTO. Obligation to reduce and leind tariff rates (State support for Ukrainian exports. The Ministry of Economic Development and Trade of Ukraine). Available at: http://www.me.gov.ua/control/uk/ publish/article?art_id=188046&cat_id=38231 (accessed 29 March.2013) (in Ukrainian).

13. Antidempingovi, special'ni ta antisubsidicijni rozsli-duvannja. Rishennja mizhvidomchoi komisii z mizhnarodnri' torgivli. Oficial'nyj sajt Ministerstva eko-nomicheskogo razvitija i torgovli Ukrainy (Anti-dumping, special and against subsidies investigations. The decision of the interdepartamental commisoon on international trade. The Ministry of Economic Development and Trade of Ukraine). Available at: http://www.me.gov.ua/control/ uk/publish/category/main?cat_id=90071 (accessed 17 April 2013) (in Ukrainian).

А. Н. Айриева

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Введение. Процесс взаимодействия хозяйствующих субъектов национальной инвестиционной системы на любом уровне протекает в условиях экономической нестабильности, которая предполагает совершенствование регулирования государственной инвестиционной политики. Теоретический анализ. На основе обобщения существующих теоретических исследований по проблеме привлечения инвестиций и государственного регулирования инвестиционной политики в статье обосновываются меры по активизации инвестиций, отражаются принципы формирования и реализации федеральных целевых программ ближайших лет в целях обеспечения рационального и эффективного использования государственных инвестиций, предлагаются приоритетные направления государственного инвестирования. Обсуждение результатов. Результатом проведенного исследования является выявление наиболее актуальных и значимых для современной российской экономики стратегических направлений по совершенствованию государственной инвестиционной политики. Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная политика, модели инвестиционной политики, инвестиционный климат, стратегии и приоритетные направления государственной инвестиционной политики.

Введение

Обеспечение экономической безопасности страны наряду с другими факторами определяется ее инвестиционной позицией, или инвестиционным состоянием.

Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых. Иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат России, опре-

14. Informacija shhodo stanu vikoristannja eksportno-importnih kvot u 2013 roci. Oficial'nyj sajt Ministerstva ekonomicheskogo razvitija i torgovli Ukrainy (Intermation on the use of export and import quotas in 2013. The Ministry of Economic Development and Trade of Ukraine). Available at: http://www.me.gov.ua/control/uk/publish/ category/main?cat_id=50301 (accessed 28 April2013) (in Ukrainian).

15. The Global Enabling Trade Report 2009; The Global Enabling Trade Report 2010; The Global Enabling Trade Report 2012. Available at: http://www.ibc.kg/ index.php?option=com_k2&view=item&task=downlo ad&id=115_f60867f9101fb8b2aece52e808904c25&Ite mid=72; http://www.ibc.kg/index.php?option=com_k2 &view=item&task=download&id=114_2ff76ed71b77 cafef02e061d997b81af&Itemid=72 (accessed 25 April 2013).

деляемый независимыми экспертами, которые рассчитывают эффективность вложений в той или иной стране.

Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и российские инвестиции, ведь множество людей во время становления рыночной экономики «нажили» огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами, используются для инвестиций в зарубежных странах.

В рамках повышения роли государства в проведении финансово-инвестиционной политики необходимо задействовать все инструменты финансово-кредитного механизма для скорейшего решения узловых проблем расширенного воспроизводства основных фондов российских предприятий. Об этом свидетельствует опыт зарубежных стран, и в первую очередь США, поскольку именно за счет государственной инвестиционной политики в США решались задачи по развитию инфраструктуры, финансированию инвестиций в низкорентабельные производства и проекты, требующие крупных единовременных вложений, то есть задачи, которые стоят ныне и перед российской экономикой.

Формирование инвестиционного потенциала нации и его эффективное использование в значительной степени зависят от государства, его способности регулировать пропорции между текущим потреблением и сбережением произведенного общественного продукта. Учитывая

УДК 336.02

СТРАТЕГИИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.