Научная статья на тему 'Роль прокурора при обеспечении прав и свобод участников уголовного судопроизводства при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения'

Роль прокурора при обеспечении прав и свобод участников уголовного судопроизводства при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
483
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ / PROSECUTOR / ENSURING THE RIGHTS OF PARTICIPANTS / CRIMINAL PROCEEDINGS / DETENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комарова Елена Александровна

Актуальность настоящей статьи связана определением роли прокурора при обеспечении прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Были проанализированы полномочия которые прокурор может использовать при осуществлении прокурорского надзора за обеспечением прав и свобод участников уголовного судопроизводства при избрании мер пресечения в виде заключения под стражу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSECUTOR’S ROLE IN ENSURING THE RIGHTS AND FREEDOMS OF PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS WHILE CONSIDERING THE ISSUE OF CHOOSING PREVENTIVE MEASURES

The relevance of this article is connected with the definition of the role of the prosecutor in ensuring the rights and freedoms of participants in criminal proceedings. The article analyzes the powers that the prosecutor can use while exercising supervision of the provision of the rights and freedoms of participants in criminal proceedings in the election of preventive measures in the form of detention

Текст научной работы на тему «Роль прокурора при обеспечении прав и свобод участников уголовного судопроизводства при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018

УДК 343.12

Комарова Елена Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры РФ, Россия, г. Симферополь e-mail: [email protected]

РОЛЬ ПРОКУРОРА ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ И СВОБОД УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПРИ РАССМОТРЕНИИ ВОПРОСА

ОБ ИЗБРАНИИ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ

Аннотация: актуальность настоящей статьи связана определением роли прокурора при обеспечении прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Были проанализированы полномочия которые прокурор может использовать при осуществлении прокурорского надзора за обеспечением прав и свобод участников уголовного судопроизводства при избрании мер пресечения в виде заключения под стражу.

Ключевые слова: прокурор, обеспечение прав участников, уголовное судопроизводство, заключение под стражу.

Komarova Elena Aleksandrovna, Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure, Criminalistics and Participation of the Prosecutor in Criminal Justice of the Crimean Institute of Law (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation e-mail: [email protected]

THE PROSECUTOR'S ROLE IN ENSURING THE RIGHTS AND FREEDOMS OF PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS WHILE CONSIDERING THE ISSUE OF CHOOSING PREVENTIVE MEASURES.

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018

Annotation: the relevance of this article is connected with the definition of the role of the prosecutor in ensuring the rights and freedoms of participants in criminal proceedings. The article analyzes the powers that the prosecutor can use while exercising supervision of the provision of the rights and freedoms of participants in criminal proceedings in the election of preventive measures in the form of detention.

Keywords: prosecutor, ensuring the rights of participants, criminal proceedings, detention.

Для поддержания состояния законности, выполнения положений Конституции Российской Федерации и действующих на её территории законов, прокуратура наделена в соответствии с положениями Федерального закона от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами средствами прокурорского надзора -эффективным набором способов реагирования на нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Прокуратура Российской Федерации должна неотступно, неусыпно и последовательно добиваться от всех участников общественных отношений соблюдения Конституции Российской Федерации и действующих на её территории законов, а в случае нарушения прав и свобод, принимать исчерпывающие меры по их восстановлению и привлечению к ответственности виновных.

Одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры является надзор за следствием и дознанием, важной составляющей которого является соблюдение прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Права и свободы человека и гражданина, а также законность решений, принимаемых органами предварительного следствия и дознания, являются безусловными векторами направления в надзорной деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 другими нормативными правовыми и ведомственными актами, в частности, Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [1], Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»[2], Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» [3]. Перечисленные приказы Генерального прокурора Российской Федерации определяют порядок осуществления надзора за следствием и дознанием, в рамках которого обеспечивается защита прав и свобод участников уголовного судопроизводства при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Для выполнения возложенных на прокуратуру Российской Федерации полномочий по осуществлению прокурорского надзора за органами предварительного следствия и дознания, прокуроры наделены рядом полномочий, которые закрепляются в уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации и сконцентрированы в ст. 37 УПК РФ.

Проанализировав приведенную норму уголовно-процессуального кодекса можно выделить полномочия, которые прокурор использует при осуществлении прокурорского надзора за обеспечением прав и свобод участников уголовного судопроизводства при избрании мер пресечения в виде заключения под стражу. К таким полномочиям можно отнести:

1. дачу согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, закрепленное в п. 5 ч. 1 ст. 37 УПК РФ;

2. участие в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, закрепленных в п. 8 ч.1 ст. 37 УПК РФ;

3. при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, закрепленных в п. 81 ч.1 ст. 37 УПК РФ [4].

Роль прокурора при решении вопроса об избрании меры пресечения сводится к поддержанию или не поддержанию ходатайства следователя или дознавателя[5]. С этой точкой зрения нельзя согласиться, так как прокурор не может занимать столь пассивную позицию. Он обязан мотивированно и взвешено, основывалась на материалах, предоставленных суду органами предварительного расследования, обозначить свою позицию для решения вопроса о применении меры пресечения.

Порядок избрания меры пресечения - заключение под стражу не предусматривает каких-либо согласовательных процедур. В меньшей степени это относится к дознавателю, так как он имеет право обратиться в суд с ходатайством об избрании меры пресечения только с согласия прокурора, в отличие от следователя, имеющего большую процессуальную самостоятельность и согласовывающего свою позицию с руководителем следственного органа.

Некоторые ученые приходят к мнению, что прокурора следует исключить из обязательных участников уголовного судопроизводства, указанных в ч. 4 ст. 108 УПК РФ, которые принимают участие при решении вопроса об избрании меры пресечения, такой позиции, в частности придерживается В. Наседкин[6].

При этом упразднение участия прокурора при избрании меры пресечения в суде является недопустимым по причине того, что это лишает прокурора очередной возможности реализации его надзорных полномочий и как следствие существенно снизит возможность прокурора на осуществление прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 7 (18) 2018 розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Таким образом, при рассмотрении вопросов об избрании и продлении меры пресечения в виде заключения под стражу участие прокурора является обязательным.

Список источников:

1. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». [Электронный ресурс] // СПС «Гарант».

2. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.01.2017 № 33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания». [Электронный ресурс] // СПС «Гарант».

3. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве». [Электронный ресурс] // СПС «Гарант».

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 11.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018). [Электронный ресурс] //http://www.consultant.ru/document/ сош_ёос_ЬЛ1^_34481/

5. Табакова М. А. Пробелы правового регулирования учета позиции прокурора при применении заключения под стражу в качестве меры пресечения // Пробелы в российском законодательстве. 2012. №2.

6. Наседкин В. Оптимизация процедуры поддержания в судах ходатайств следственных органов - действенный способ повышения эффективности прокурорского надзора на досудебной стадии уголовного судопроизводства // Журнал «Законность», N 3, март 2016 г. [Электронный ресурс] // СПС «Гарант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.