Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ НАДНАЦИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС'

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ НАДНАЦИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
250
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокуратура / ЕАЭС / наднациональные органы / таможенная сфера / государство / prosecutor's office / EAEU / supranational bodies / customs sphere / state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рубцова М.В.

В статье рассматриваются вопросы деятельности органов прокуратуры в условиях ЕАЭС, роль про-курорского надзора за исполнением законов в таможенной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE SYSTEM OF SUPRANATIONAL BODIES THAT INFLUENCE THE STATE OF LEGALITY IN THE CUSTOMS SPHERE IN THE CONTEXT OF THE FUNCTIONING OF THE EAEU

The article deals with the issues of the activities of the prosecutor's office in the conditions of the EAEU, the role of prosecutor's supervision over the implementation of laws in the customs sphere.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ НАДНАЦИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС»

THE ROLE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN THE SYSTEM OF SUPRANATIONAL BODIES THAT INFLUENCE THE STATE OF LEGALITY IN THE CUSTOMS SPHERE IN THE CONTEXT

OF THE FUNCTIONING OF THE EAEU

Rubtsova M.

Senior Researcher at the Research Institute of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation Moscow

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В СИСТЕМЕ НАДНАЦИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ ЗАКОННОСТИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕАЭС

Рубцова М.В.

Старший научный сотрудник НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации г. Москва

Abstract

The article deals with the issues of the activities of the prosecutor's office in the conditions of the EAEU, the role of prosecutor's supervision over the implementation of laws in the customs sphere. Аннотация

В статье рассматриваются вопросы деятельности органов прокуратуры в условиях ЕАЭС, роль прокурорского надзора за исполнением законов в таможенной сфере.

Keywords: prosecutor's office, EAEU, supranational bodies, customs sphere, state.

Ключевые слова: прокуратура, ЕАЭС, наднациональные органы, таможенная сфера, государство.

Наднациональные органы - (Supranational authorities) - подсектор сектора государственного управления, не являющийся резидентом национальной экономики и проводящий активные операции на территории более чем одной страны. К ним относятся международные организации, действующие на основании соглашений с национальными правительствами и наделенные правом собирать налоги и другие платежи обязательного характера, осуществлять расходы [1]. Наднациональные органы - это особая правовая ситуация. Чтобы организация была наднациональной, она должна действовать во многих странах. Хотя это применимо к многонациональным предприятиям, этот термин чаще используется в отношении субъектов государственного образца, поскольку они часто имеют регулирующие обязанности в рамках своей стандартной деятельности. Это может включать в себя создание международных договоров и стандартов международной торговли. Несмотря на то, что наднациональная организация может принимать активное участие в установлении бизнес-стандартов и регулирования, она не обязательно имеет каких-либо органов исполнительной власти. Вместо этого принуждение распространяется на отдельные правительства с участвующими предприятиями. В то время как основной задачей большинства наднациональных организаций является упрощение торговли между государствами-членами, она может также иметь политические последствия или требования. Помимо основной торговли наднациональные организации могут участвовать в других мероприятиях, направленных на продвижение и международный стандарт. Сюда могут входить предметы, связанные с производством продовольствия, такие как сельское хозяйство и рыболовство, а также

лица, занимающиеся проблемами окружающей среды или производства энергии. Также включены организации, занимающиеся вопросами образования, а также те, которые направлены на предоставление различных форм помощи или помощи странам или районам, нуждающимся в определенных товарах или услугах [2]. Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) — международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Первоочередными задачами, стоящими перед ЕАЭС, стали обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой экономической политики. Создано единое таможенное пространство. Действует Единый таможенный тариф, ТК ЕАЭС обеспечил кодификацию и упрощение нормативных актов и таможенных процедур. Созданы и успешно работают Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития. Через свои финансовые инструменты они способствуют экономической интеграции стран-участниц и макроэкономической стабильности на евразийском пространстве. Работает общий рынок труда - большое достижение. Был достигнут значительный прогресс в разработке

общих технических регламентов. Началось создание сети торговых соглашений ЕАЭС с третьими странами, заключено четыре Соглашения о свободной торговле. В целом ЕАЭС следует рассматривать не как исключение из правил, а как одно из активных региональных объединений со своими достижениями и проблемами. ЕАЭС сосредоточен на достижении официально заявленных экономических целей, а не на использовании объединения, например, в качестве дискуссионной площадки. Его структурные особенности важны, но они не уникальны. Различные исследования показывают, что наибольшие преимущества в терминах роста ВВП получили малые экономики. Органы Союза -Высший Евразийский экономический совет (далее - ВЕЭС, уровень глав государств), Евразийский межправительственный совет (далее - ЕМС, уровень глав правительств), Евразийская экономическая комиссия (далее - ЕЭК, постоянно действующий регулирующий орган Союза, состоящий из Совета и Коллегии, со штаб-квартирой в Москве) и Суд ЕАЭС (в Минске).

Органами управления ЕАЭС являются Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия. Высший Евразийский экономический совет является высшим наднациональным органом ЕАЭС. В совет входят главы государств и правительств. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) является одним постоянным регулирующим органом (наднациональным органом управления) в ЕАЭС. Основной задачей ЕЭК является обеспечение условий для развития и функционирования ЕАЭС, а также разработка инициатив экономической интеграции в рамках ЕАЭС. Полномочия Евразийской экономической комиссии определены в статье 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2010 года. Все права и функции ранее существовавшей Комиссии Таможенного союза были делегированы Евразийской экономической комиссии. В компетенцию Комиссии: таможенные тарифы и нетарифное регулирование; таможенное администрирование; техническое регулирование; санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры; зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин; установление торговых режимов с третьими странами; статистика внешней и внутренней торговли; макроэкономическая политика; политика в области конкуренции; промышленные и сельскохозяйственные субсидии; энергетическая политика; естественные монополии; государственные и муниципальные закупки; внутренняя торговля в сфере услуг и инвестиции; транспорт и перевозки; валютная политика; интеллектуальная собственность и авторское право; миграционная политика; финансовые рынки (банковский, страховой, валютный и фондовый

рынки); и некоторые другие области. Комиссия обеспечивает реализацию международных договоров, составляющих правовую базу Евразийского экономического союза. Комиссия также является депозитарием международных договоров, составлявших правовую базу ТС и ЕЭП, а теперь ЕАЭС, а также решений Высшего Евразийского экономического совета. В пределах своей компетенции, Комиссия принимает необязательные документы, например рекомендации, а также может принимать решения, обязательные для исполнения в странах-членах ЕАЭС. Бюджет Комиссии составляется из взносов государств-членов и утверждается главами государств-членов ЕАЭС [3].

Страны, входящие в ЕАЭС в 2021 году, - Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.

Основным международным нормативно-правовым документом в области регулирования взаимодействия таможенных представителей с таможенными органами для стран ЕАЭС является Таможенный Кодекс Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

В структуре российского государства органы прокуратуры занимают отдельное место, имея функциональное отношение к видам власти, обозначенных в Конституции Российской Федерации. Не относясь полностью ни к одной из них, прокурорский надзор позволяет привести их в равновесие, способствуя их оптимальному функционированию. Генеральной прокуратурой России особое внимание уделяется вопросам организации прокурорского надзора за исполнением таможенными органами законодательства, регламентирующего вопросы перемещения товаров в страны-участницы ЕАЭС и третьи страны. В настоящее время на территории Евразийского экономического союза и Российской Федерации значительно возросло количество правонарушений и преступлений. В настоящее время таможенные правонарушения представляют большую угрозу национальной безопасности. Россия потеряла десятки миллиардов рублей из-за контрафакта через страны Евразийского союза. Незаконный оборот изделий легкой промышленности в России оценили в 35% рынка. Это порядка 1,4 трлн рублей. 50-60% контрафакта приходится на поставки из-за рубежа. Согласно данным Министерства промышленности и торговли, общий объем незаконного оборота изделий легкой промышленности оценивается примерно в 35% рынка, что составляет около 1,4 триллиона рублей, из них 50-60% - это серые поставки из-за рубежа. Контра-факт, по данным министерства, попадает в Россию из-за слабого таможенного контроля на границе стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Китаем. Из-за серого импорта с территории отдельных стран-участниц сумма потерь Евразийского экономического союза по НДС составляет 2,68 миллиарда долларов (153 миллиарда рублей). Россия теряет примерно половину этих средств. Потери бюджета России из-за контрабанды из стран ЕАЭС - вершина айсберга. Специалисты

давно подсчитали, что Россия из-за воровства и халатности таможенной службы теряет триллионы рублей [4]. Счетная палата РФ выявила 744 нарушения законодательства ЕАЭС и РФ при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров. В сообщении контрольного ведомства отмечается, что речь идет о проверке исполнения бюджета Федеральной таможенной службой России. Проверка выявила 744 нарушения законодательства ЕАЭС и РФ при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров на сумму 459,8 млн рублей [5]. Поэтому прокуратурой обращается особое внимание на вопросы противодействия таможенным правонарушениям в связи с установлением запретов и ограничений на ввоз в Россию отдельных продовольственных товаров. Проводятся рабочие встречи работников прокуратур государств-членов Евразийского экономического союза, где обсуждаются актуальные вопросы прокурорского надзора в сфере борьбы с таможенными правонарушениями. В работе принимают участие представители профильных подразделений генеральных прокуратур Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России. Роль прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов о таможенном контроле в условиях функционирования ЕАЭС является крайне важной. Договором о ЕАЭС был обозначен переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции. Представляется очевидным тот факт, что органы прокуратуры Российской Федерации не вправе осуществлять надзор за исполнением законов и законностью решений Евразийской экономической комиссии, что решения указанной комиссии не могут рассматриваться в качестве составной части таможенного законодательства Российской Федерации. Однако следует признать, что учитывать решения ЕЭК по тем или иным вопросам, отнесенным к ее компетенции, при осуществлении надзора за исполнением таможенного законодательства российским прокурорам необходимо [6].

В России этот надзор возложен на транспортные прокуратуры, которые представляют собой единую централизованную систему: Управление по надзору за исполнением законов в таможенных органах и на транспорте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, транспортные прокуратуры на правах прокуратур субъектов Российской Федерации, транспортные прокуратуры на правах районных прокуратур, включенную в общую систему органов прокуратуры. Правовую основу осуществления прокурорского надзора за законностью деятельностью таможенных органов составляет широкий круг нормативно-правовых актов, включающий Конституцию Российской Федерации, Закон о прокуратуре, ТК ЕАЭС, Закон о таможенном регулировании, указания и приказы Генпрокуратуры Российской федерации. Организация надзора и реализация полномочий транспортных прокуратур определяются с учетом требований приказов Генпрокуратуры Российской Федерации: от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции

прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», от 15.07.2011 №2 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере», от 20.06.2016 № 356 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере», от 10.06.2019 № 384 «Об осуществлении органами прокуратуры полномочий по санкционированию решений таможенных органов об аресте имущества для обеспечения взыскания таможенных и иных платежей». Транспортные прокуроры руководствуются и всеми другими приказами и указаниями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в том числе: от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», от 09.02.2012 № 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы», от 15.03.2019 № 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан», от 05.05.2017 № 320/20 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и добычи водных биологических ресурсов» и др.

Принято указание Генерального прокурора Российской Федерации от 27.04.2018 № 254/23 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в таможенной сфере». В Указании отмечена необходимость обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением таможенного законодательства при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС и их убытии, при совершении таможенных операций, связанных с декларированием и выпуском товаров, их классификацией, исчислением и взысканием таможенных платежей, при контроле и корректировке таможенной стоимости, применении мер тарифного и нетарифного регулирования, реализации таможенными органами полномочий в области валютного контроля, при включении в реестры и исключении из них таможенных представителей, перевозчиков, владельцев складов временного хранения, уполномоченных экономических операторов, а также других лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (п. 1.2).

Прокурорами выявлялись нарушения правил экспорта сырьевых товаров, несоблюдения законов при перемещении товаров для оборонно-промышленного комплекса, в том числе подпадающих под признаки продукции военного и двойного назначения: заявленные декларантами сведения должным образом не проверялись; требования о едином порядке контроля ввоза и вывоза лицензируемых товаров не соблюдались; предприятия этого комплекса использовали иностранное оборудование, не прошедшее таможенное оформление. На системной основе проводилась работа по выявлению фактов необоснованного возмещения НДС при экспорте сырьевых товаров (лес, уголь и др.). Генеральная прокуратура Российской Федерации

инициировала проведение таможенными органами проверок после выпуска товаров на территорию Российской Федерации, в результате доначислено таможенных платежей на сумму более 200 млн руб [7, с.61].

Следует также отметить, что прокурорский надзор за исполнением таможенного законодательства осуществлялся и будет осуществляться в условиях постоянного реформирования этого законодательства, как наднационального, так и национального, системы органов, имеющих отношение к контролю в таможенной сфере. Поэтому транспортным прокурорам необходимо на системной основе знакомиться с новеллами в таможенной сфере, которые в условиях активной внешнеэкономической политики Российской Федерации, сотрудничества с зарубежными государствами непрерывно вводятся, создавая весьма сложный пласт предмета ведения транспортных прокуроров.

В Республиках Казахстан и Армении нормативные положения конституций о статусе прокуратуры отражены в главах, посвященных судебной власти, в Беларуси - в самостоятельной главе «Прокуратура», в России - в главе «Судебная власть и прокуратура». Во всех странах ЕАЭС прокуратура является механизмом правового государства и, в первую очередь, важной гарантией и средством обеспечения законности. В странах ЕАЭС, конституции которых объединили положения о прокуратуре и судебной системе в один раздел, при том, что прокуратура и судебная система имеют близость некоторых задач, в общем механизме государства они являются отдельными системами, как организационно, так и функционально, и не дублируют друг друга. Прокуратура имеет другую правовую природу и целевое назначение по сравнению с судами, является многофункциональным органом, сохранена как единая, централизованная система, осуществляющая надзор за исполнением законов. В Конституции Республики Казахстан определено, что прокуратура осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов. Но и в тех странах ЕАЭС, которых надзор прокуратуры не определен, как высший, прокуратура стоит выше ведомственного контроля, поскольку осуществляет и надзор за исполнением законов в том числе этими органами, за законностью правовых актов, издаваемых указанными в законе объектами надзора. Предмет надзора - исполнение законов -отражен в Конституциях стран ЕАЭС, кроме России - в нашей стране, как известно, он отражен в Законе о прокуратуре Российской Федерации. Главная задача прокуроров в странах ЕАЭС - выявление нарушений закона, их устранение, защита невиновных, а также постановка вопрос об ответственности нарушителей. Анализ предмета общего надзора государств-членов ЕАЭС показывает, что предмет надзора в Российской Федерации имел свое отражение лишь в Законе о прокуратуре, а в остальных странах он определен и в Конституциях. Таможенные органы являются объектом прокурорского надзора в странах ЕАЭС, деятельность тамо-

женных органов регламентирована законодательством, которое они должны соблюдать, принимаемые ими официальные документы не могут противоречить НПА федерального уровня. Все вышеизложенное и образует в совокупности предмет прокурорского надзора за исполнением законов таможенными органами [8, с.107].

Прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов, которую составляют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь. В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь функционирует Управление по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах. Вышеназванное Управление Генеральной прокуратуры Республики Беларусь является основным координатором деятельности правоохранительных органов на транспорте и в таможенных органах. Приоритетными направлениями в деятельности управления являются профилактика преступности и правонарушений в таможенных органах, защита экономических интересов государства. Законом Республики Беларусь от 08.05.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» регламентированы задачи, функции, правовые средства реагирования на выявляемые правонарушения в таможенной сфере.

Прокуратура Республики Беларусь выявляла многочисленные нарушения при осуществлении надзора за исполнением таможенного законодательства. Одним из основных направлений надзора являлась проверка соблюдения прав участников ВЭД. Прокуроры выявляли нарушения требований КоАП в деятельности таможенных органов при ведении административного процесса в отношении этих лиц, в частности не обеспечивались полнота и качество расследования. Прокуратура вносила протесты на постановления суда о признании юридического лица виновным в совершении АП. Выявлялись факты волокиты со стороны сотрудников таможенных органов при подготовке дел к рассмотрению, ненадлежащего извещения лица, в отношении которого ведется административный процесс, отказа в реализации права на защиту. В отдельных случаях неверная квалификация действий виновных лиц влекла за собой как прекращение дел об АП, возвращение судом дела в таможню для устранения недостатков. По представлению Генеральной прокуратуры в Брестской таможне приняли комплекс мер по устранению и недопущению указанных нарушений законодательства. Прокуратура потребовала усилить ведомственный контроль за сроками и качеством подготовки дел об АП. Ряд должностных лиц Брестской таможни привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности.

Деятельность прокуратуры Республики Казахстан регламентируется Законом Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 81-VI «О прокуратуре». Согласно ст. 35 указанного закона единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей и приравненные к ним прокуратуры (прокуратуры городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан, главные военная и транспортная прокуратуры), районные и приравненные к ним городские, межрайонные, а также специализированные прокуратуры (военные, природоохранные, транспортные, прокуратуры специальных объектов). Закон разделяет меры прокурорского реагирования на «акты прокурорского надзора» - протест, санкция, указание, представление, постановление - и «акты прокурорского реагирования» - ходатайство, заявление, обращение, разъяснение закона (ст. 23 Закона). Прокурор приносит протест на противоречащие Конституции, законам, актам Президента Республики Казахстан и ратифицированным Республикой Казахстан международным договорам нормативные и иные правовые акты и действия (ст. 24 Закона). Прокурор в установленных законом случаях дает санкцию (согласие) на совершение отдельных действий право-ограничительного характера, получение сведений, содержащих охраняемую законом тайну (ст. 25 Закона).

Несмотря на наличие в системе прокуратур Казахстана транспортных прокуратур надзор за исполнением таможенного законодательства осуществляется территориальными прокуратурами, но нарушения могут выявлять и транспортные прокуратуры при надзоре в транспортной сфере. Прокуроры Казахстана проверяли исполнение таможенного законодательства, в том числе на пограничных постах. Так, например, плановой проверкой прокуратуры г. Экибастуз исполнения законов в деятельности таможенного поста «Экибастуз» Департамента государственных доходов по Павлодарской области, были выявлены нарушения таможенного законодательства Республики Казахстан и ЕАЭС. Должностные лица таможенного поста не выполняли своих обязанностей по проведению в необходимых случаях дополнительной проверки, не производили КТС, что привело к не доначислению суммы НДС в размере 1 818 549 тенге. Прокурором было внесено представление об устранении нарушений законности, в результате КТС была произведена, и НДС был доначислен [9]. К примеру, транспортной прокуратурой были выявлены многочисленные нарушения таможенного законодательства участниками ВЭД. Например, под видом товаров для личного потребления 3 юридических лица ввезли, а затем перепроданы 5 грузовых автомобилей, один автокран и аккумуляторные батареи. С виновных лиц в доход государства взыскан ущерб на сумму 37,5 млн тенге [10]. Деятельность прокуратуры Республики Армения регламентируется законом Республики Армения от 1 декабря 2017 года № ЗР-198 «О прокуратуре». Согласно данному за-

кону деятельность прокуратуры не связана с осуществлением так называемого «общего надзора», в том числе отсутствует и такое направление как надзор за исполнением таможенного законодательства. Однако прокуратура Республики Армения все же имеет рычаг воздействия на состояние законности в таможенной сфере. Так, например, она возбуждает уголовное преследование и это «является исключительным полномочием прокурора» (ст. 24 Закона Республики Армения «О прокуратуре»), возбуждает иски в защиту государственных интересов» (ст. 27 Закона Республики Армения «О прокуратуре»).

Согласно ст. 30 указанного закона прокурор принимает постановление, отдает приказ или распоряжение, представляет ходатайство, дает указание. Например, Прокуратурой Республики Армения выявлялись нарушения, связанные с хищениями товаров, помещенных на склады временного хранения под таможенные процедуры и способствовавшие этому факторы, в этих случаях прокуроры направляли ходатайства.

Как уже было отмечено, в Армении прокуроры не осуществляют так называемый общий надзор, поэтому борьба с нарушения таможенного законодательства ведется, в основном, прокурорами, осуществляющими предоставленные им законом полномочия в уголовном процессе. В случаях, когда в ходе расследования преступления были выявлены нарушения таможенного законодательства, армянские прокуроры принимают меры реагирования, в том числе профилактического характера относительно этих нарушений.

Прокуратура Кыргызской Республики, согласно Закону Кыргызской Республики от 17 июля 2009 года № 224 «О прокуратуре Кыргызской Республики», является «органом государственной власти, осуществляющим надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики».

В систему органов прокуратуры Кыргызской Республики входит Генеральная прокуратура Кыргызской Республики; Военная прокуратура Кыргызской Республики; прокуратуры областей, городов Бишкек, Ош; районные (городские) и приравненные к ним специализированные прокуратуры. Вопрос о создании специализированных прокуратур решается Генеральным прокурором по согласованию с Правительством Кыргызской Республики. Генеральный прокурор подотчетен Президенту Кыргызской Республики и Жогорку Кенешу Кыргызской Республики, им он представляет ежегодный отчет о состоянии законности. При взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления, другими правозащитными органами и организациями используются информация, соглашение о сотрудничестве, программы согласованной деятельности, предложения, рекомендации, иные акты. Статья 61 устанавливает в числе направлений деятельности специализированных прокуратур проверку соответствия НПА нормативным правовым актам, обладающим более высокой

юридической силой. Надзор за исполнением таможенного законодательства не выделен в качестве направления деятельности специализированных прокуратур, осуществляется на общем порядке территориальными органами прокуратуры Кыргызской Республики. Без усиления наднациональных органов в ЕАЭС обойтись сложно. Возникает ситуация, когда, то или иное государство не хочет исполнять то, о чем договорились на уровне Союза. Но несмотря на это, по мнению эксперта, политизация ЕАЭС недопустима. Пока решения принимаются президентам; надо в большей степени расширить и придать больший вес Евразийской экономической комиссии, так как любая работа может быть заблокирована на высшем и высоком уровне, отправлена на досогласование. В этом плане европейские структуры работают более эффективно с той точки зрения, что больше полномочий у них, считает эксперт [11].

Прокуратурой Кыргызской Республики выявляются нарушения, связанные с неуплатой таможенных платежей, в частности при ввозе дорогих авто в Кыргызстан. К такого рода нарушениям оказались причастными коррумпированные сотрудники Департамента по регистрации транспортных средства и водительского состава при ГРС.

Генеральной прокуратурой Кыргызской Республики выявлены факты незаконной выдачи должностными лицами Департамента регистрации транспортных средств и водительского состава бланков строгой отчетности. В период с 2017 по 2018 г. эти лица на основании мнимых обращений об утере бланка путем внесения заведомо ложных сведений незаконно выдавали бланки строгой отчетности неустановленным лицам. Бланки реализо-вывались для легализации автотранспортных средств из стран, не входящих в состав ЕАЭС, а также для уклонения от уплаты обязательных таможенных и иных платежей. В данных бланках указывались ложные данные, что привело к незаконной реализации автотранспортных средств на территории Кыргызской Республики [12].

Прокуроры Кыргызской Республики отмечают распространенность фактов коррупции в таможенной сфере. Так, сотрудники Государственной таможенной службы, Пограничной службы и Госинспекции по ветеринарной и фитосанитарной безопасности Кыргызстана вымогали у людей деньги за беспрепятственный провоз грузов из Узбекистана. Прокуроры рассматривали жалобы и заявления от предпринимателей с просьбой принять меры в отношении должностных лиц таможенных органов. Прокурорами выявлены факты коррупции и среди сотрудников службы ветеринарной и фитоса-нитарной безопасности.

В Евразийском экономическом союзе ведется работа по созданию наднационального органа по регулированию общего финансового рынка. В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе государства союза должны создать наднациональный орган по регулированию финансового рынка ЕАЭС. Основными задачами надна-

ционального органа являются углубление экономической интеграции государств союза с целью развития общего финансового рынка, обеспечение недискриминационного доступа на финансовые рынки государств-членов и эффективного его функционирования.

Соглашение будет направлено на гармонизацию процедур, обеспечение взаимного допуска ценных бумаг из списка, отнесенного биржей к котировальному списку высшей категории, к организованным торгам в других государствах союза, свободу размещения и обращения эмиссионных ценных бумаг и торговых операций на общем биржевом пространстве ЕАЭС [13]. Специфика деятельности транспортных прокуратур по надзору за исполнением законов в таможенной сфере обусловлен тем, что, с одной стороны, сохраняет актуальность традиционный подход к надзору за исполнением российского законодательства, как системы законов, регулирующих таможенные и внешнеторговые отношения, в котором должны быть отражены обязательные нормы международного законодательства, в том числе законодательства ЕАЭС. С другой стороны, приоритет международных договоров по отношению к национальному законодательству, наличие общего для стан ЕАЭС Таможенного кодекса, законодательства о товарах, в отношении которых установлены запреты и ограничения, законов о техническом регулировании, исключительных правах и их защите и т.д., расширение полномочий органов управления ЕАЭС, наличие Суда ЕАЭС, а также круга вопросов, подлежащих разрешению указанными органами при осуществлении таможенной деятельности государствами - членами ЕАЭС, означают необходимость рассматривать соответствующие нормативные правовые акты международного характера и международные договоры, участницей которых является Российская Федерация, в качестве значимой составной части правовой основы осуществления таможенной деятельности Российской Федерацией. Следовательно, они должны учитываться при осуществлении прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Электронный ресурс: https://vocable.ru/termin/nadnacionalnye-organy.html (дата обращения: 20.05.2021).

2. Электронный ресурс: https://deathz-land.ru/regionalnye-nacionalnye-i-nadnationalnye-obshchestvennyh-organizacii-rol-i.html (дата обращения: 20.05.2021).

3. Электронный ресурс: https://studwood.ru/738591/ekonomika/organy_upravl eniya_evraziyskogo_ekonomicheskogo_soyuza (дата обращения: 20.05.2021).

4. Электронный ресурс: https://domsovet.tv/economics/rossiya-poteryala-desyatki-miШardov-ruЫey-iz-za-kontrafakta-cherez-strany-evraziyskogo-soyuza/ (дата обращения: 20.05.2021).

5. Электронный ресурс: https://ren.tv/news/v-rossii/736554-schetnaia-palata-vyiavila-sotm-narushenii-pri-tamozhenmm-oformlenii (дата обращения: 20.05.2021).

6. Электронный ресурс: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-law-2017-9Z9-korshunova-talya.pdf (дата обращения: 19.05.2021).

7. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации и работа органов прокуратуры. 2019 год: информ.-аналит. записка / под общ. ред. ректора Университета прокуратуры Российской Федерации д-ра юрид. наук, проф. О.С. Капи-нус. -М.: Ун-т прокуратуры Рос. Федерации, 2020. -148с. С.-61.

8. Талья Е.А. К вопросу о предмете надзора прокурора за исполнением таможенного законодательства / Е. А. Талья // Юридическая мысль. - 2017 - № 3 (101). - С. 107.

9. О нарушениях таможенного законодательства Республики Казахстан и Таможенного со-

юза. URL: http://pvl.proku-

rorgov.kz/ms/novosti/press-releasy/o-narusheniyah-tamozhennogo-zakonodatelstva-respubliki-kazahstan-i (дата обращения: 22.05.2020).

10. Электронный ресурс: https://turan-times.kz/obschestvo/1237-uscherb-v-375-mln-tenge-vzyskan-s-narushiteley-tamozhennogo-za-konodatelstva.html (дата обращения: 22.05.2020).

11. 11. Электронный ресурс: https ://kginfo.ru/ekspert-bez-usileniya-nadnaczionalnyh-organov-v-eaes-obojtis-tyazhelo/ (дата обращения: 20.05.2021).

12. Генпрокуратура возбудила уголовное дело в отношении должностных лиц Департамента регистрации транспортных средств. URL: http://www.tazabek.k...&place=last&b=1 (дата обра-щения19.05.2020).

13. Электронный ресурс: https://www.belta.by/economics/view/v-eaes-sozdadut-nadnatsionalnyj-organ-po-regulirovaniju-obschego-finansovogo-rynka-433410-2021/ (дата обращения: 12.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.