УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10297
РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Алина Максудовна КОЛЕСНИКОВА, магистрант кафедры «Теория государства и права» Юридического института Дагестанского государственного университета Email: Alina.kolesnikova97@mail.ru
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная деятельность,
прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. В статье проанализированы правовой статус органов прокуратуры, их место и роль в государственном антикоррупционном механизме; изучена правовая основа, рассмотрены некоторые проблемные стороны деятельности органов прокуратуры в борьбе с коррупцией.
Ключевые слова: прокуратура, коррупция, антикоррупционная деятельность, профилактика, государство.
Annotation. The article analyzes the legal status of the prosecution authorities, their place and role in the state anti-corruption mechanism, studies the legal basis and examines the main problematic aspects of the activities of prosecution authorities in the fight against corruption.
Keywords: prosecutor's office, corruption, anti-corruption activities, prevention, state.
Прокуратуре Российской Федерации в осуществлении антикоррупционной де-. ятельности отдается ведущее место, о чем свидетельствует положение п. 6 ст. 5 Федерального закона «О противодействии коррупции», которое гласит, что генеральный прокурор, подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность право -охранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции.
Это свидетельствует о концентрации в ведении прокуратуры большого спектра полномочий в сфере противодействия коррупции, поскольку нынешние условия требуют от прокуратуры использования не только надзорных средств, но и координации борьбы с коррупционной преступностью [2].
В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» противодействие коррупции осуществляется в следующих направлениях: профилактика коррупции (предупреждение коррупции, выявление и устранение причин), борьба с коррупцией (выявление, пресечение, раскрытие и расследование корруп-
ционных правонарушений) и ликвидация последствий коррупционных правонарушений.
Учитывая особый статус органов прокуратуры, следует отметить, что данный надзорный орган участвует на всех стадиях и во всех направлениях деятельности по противодействию коррупции.
Так, в рамках профилактики коррупции прокуратурой осуществляется одна из самых эффективных мер предупреждения и устранения причин коррупции — антикоррупционная экспертиза.
В пределах своих полномочий прокурор проводит антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов на наличие в них коррупциогенных факторов — положений закона, предоставляющих органам и должностным лицам необоснованно широкие пределы усмотрения и возможность необоснованного применения исключения из общих правил, а также на содержание в них неопределенных трудновыполнимых требований к гражданам и организациям, порождающим коррупционные правонарушения.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020
Антикоррупционная экспертиза служит достаточно действенным средством по предотвращению случаев проявления коррупции, не допуская введения в действие коррупциогенных нормативно-правовых актов.
Так, согласно результатам проделанной в 2018 г. органами прокуратуры работы по выявлению коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их проектах выявлено 48 тыс. нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы (46 тыс.) [3].
Несмотря на главенствующую роль органов прокуратуры в осуществлении антикоррупционной деятельности и вытекающий из нее спектр правомочий и функций надзорного органа, существует и ряд проблем, которые негативным образом сказываются на результатах антикоррупционной деятельности и продолжают порождать коррупционные правонарушения. Среди них можно, прежде всего, выделить проблемы, возникающие в ходе осуществления антикоррупционной экспертизы.
Первое, с чем могут столкнуться органы прокуратуры — это несовершенство законодательства.
Законодательно прокуратура ограничена перечнем органов, чьи правовые акты подлежат антикоррупционной экспертизе (федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные органы и организации, органы местного самоуправления), а также кругом правовых актов, установленных законодательством, перечень которых является закрытым. Проблемы организационного и правового характера, возникающие в ходе антикоррупционной экспертизы, существенно влияют на эффективность их работы [1].
Целесообразно, на наш взгляд, расширить перечень правовых актов, являющихся объектом антикоррупционной экспертизы, поскольку при обнаружении коррупциогенных факторов в правовых актах, которые не входят в перечень документов, подлежащих экспертизе органами прокуратуры, последние не имеют возможности оказывать должное реагирование, лишаясь права на предъявление требования об изменении нормативно-правового акта. Предполагается
лишь процедура информирования уполномоченного органа.
Следующим существенным недостатком является юридическая коллизия, возникающая между Федеральным законом «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Данные законы регулируют проведение экспертизы разного рода актов: первый предполагает экспертизу правовых актов и их проектов, а второй — нормативно-правовых актов и их проектов.
Думается, что устранить указанное противоречие можно посредством унификации законодательных формулировок путем внесения изменений в Закон «О противодействии коррупции» и проведения антикоррупционной экспертизы исключительно нормативных правовых актов (либо разработки правовых основ проведения экспертизы) и иных актов, не относящихся к правовым.
И как вытекающая из этой проблемы необходимость законодательного определения понятий «нормативный правовой акт» и «правовой акт», используемых в законодательстве, что оказало бы положительное влияние на формирование единого правового пространства и облегчило бы деятельность органов прокуратуры.
Библиографический список
1. Бородина O.A. Правовые и организационные проблемы органов прокуратуры по проведению антикоррупционной экспертизы // Известия Алтайского гос. ун-та. 2018. № 6 (104).
2. Пономаренков B.A, Ширванова М.Р. Деятельность органов прокуратуры по противодействию преступлениям коррупционной направленности / / Совр. науч. исследования и разработки. 2018. № 2 (19).
3. Работа органов прокуратуры Российской Федерации в 2018 году по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов // URL: http://www. genproc.gov.ru/anticor/expert/results/document-1540474/ (Дата обращения: 26.02.2019)
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020