Научная статья на тему 'Оценка эффективности антикоррупционных мер в Пензенской области на основе различных подходов'

Оценка эффективности антикоррупционных мер в Пензенской области на основе различных подходов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
410
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
CORRUPTION / CORRUPTION RELATIONS / ANTI-CORRUPTION / ANTI-CORRUPTION EXPERTISE / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коробкова Наталья Александровна

В статье исследуется проблема оценки эффективности антикоррупционных мер на примере Пензенской области. Автором выполнен анализ нормативно-правовых актов по противодействию коррупции в регионе. Определена необходимость регулярной оценки реализуемой политики по противодействию коррупции. Предложены два подхода к оценке эффективности антикоррупционных мероприятий: социологический и аналитический. Социологические опросы, проведенные органами государственной власти, свидетельствуют о росте эффективности антикоррупционных мер. Исследование отчетов правоохранительных органов, так же позволили отметить положительную динамику в изменении численности преступлений коррупционной направленности.The article investigates the problem of evaluating the effectiveness of anti-corruption measures on the example of the Penza region. The author of the analysis of regulatory acts to combat corruption in the region. The necessity of regular assessment of the implemented anti-corruption policy is determined. Two approaches to assessing the effectiveness of anti-corruption measures are proposed: sociological and analytical. Opinion polls conducted by public authorities indicate an increase in the effectiveness of anti-corruption measures. A study of the reports of law enforcement agencies also allowed us to note a positive trend in the change in the number of corruption-related crimes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности антикоррупционных мер в Пензенской области на основе различных подходов»

УДК 351.7

Юридические науки

Коробкова Наталья Александровна, магистрант 3-го года обучения Пензенского государственного университета

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ МЕР В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ

Аннотация: В статье исследуется проблема оценки эффективности антикоррупционных мер на примере Пензенской области. Автором выполнен анализ нормативно-правовых актов по противодействию коррупции в регионе. Определена необходимость регулярной оценки реализуемой политики по противодействию коррупции. Предложены два подхода к оценке

эффективности антикоррупционных мероприятий: социологический и аналитический. Социологические опросы, проведенные органами государственной власти, свидетельствуют о росте эффективности антикоррупционных мер. Исследование отчетов правоохранительных органов, так же позволили отметить положительную динамику в изменении численности преступлений коррупционной направленности.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные отношения, противодействие коррупции, антикоррупционная экспертиза

Abstract: The article investigates the problem of evaluating the effectiveness of anti-corruption measures on the example of the Penza region. The author of the analysis of regulatory acts to combat corruption in the region. The necessity of regular assessment of the implemented anti-corruption policy is determined. Two approaches to assessing the effectiveness of anti-corruption measures are proposed: sociological and analytical. Opinion polls conducted by public authorities indicate an increase in the effectiveness of anti-corruption measures. A study of the reports of

law enforcement agencies also allowed us to note a positive trend in the change in the number of corruption-related crimes.

Keywords: corruption, corruption relations, anti-corruption, anti-corruption expertise

В современной России коррупция является одной из самых серьезных проблем. Государственная антикоррупционная политика в России сегодня достаточно широко демонстрирует имеющиеся механизмы по противодействию коррупции: антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, предупреждение коррупции, антикоррупционное образование и просвещение, борьба с коррупцией, антикоррупционная экспертиза деятельности госслужащих и т.д. На основе федерального законодательства в каждом субъекте России сформирована собственная нормативная основа антикоррупционной политики на уровне региона.

В Пензенской области действует своя система нормативно-правовых актов, касающихся регулирования сферы противодействия коррупции. Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. №1141-ЗПО «О противодействии коррупции в Пензенской области» определяет задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в рамках реализации антикоррупционной политики в Пензенской области [1]. Постановлением Губернатора Пензенской области от 03.06.2009 г. №171 [2] утвержден порядок осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Губернатора Пензенской области, Правительства Пензенской области. Таким образом, мы наблюдаем активность региональных властей в борьбе с коррупцией [6, с. 233].

К основным задачам деятельности органов государственной власти Пензенской области по повышению эффективности противодействия коррупции в субъекте названный закон относит: устранение причин возникновения коррупции и противодействие условиям, способствующим ее

проявлению, вовлечение граждан в реализацию антикоррупционной политики и формирование нетерпимости к ней [5, с. 164].

В регионе утверждена антикоррупционная программа, рассчитанная до 2020 годах. Основная ее цель - искоренить причины и условия, порождающих коррупцию, повысить уровень правовой грамотности служащих и сформировать в обществе нетерпимого отношения к коррупционерам. Мероприятия программы направлены на противодействие коррупции в части создания и применения законодательства антикоррупционной направленности, сокращение причин и условий, порождающих коррупцию, повышения уровня правовой грамотности населения и формирования в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

Стоит отметить, что в целом антикоррупционная деятельность в области ориентирована на выполнение стандартов, предусмотренных федеральным законодательством о противодействии коррупции.

Полагаем, что борьба с коррупцией не возможно в условиях отсутствия контроля эффективности проводимых мероприятий. Следовательно, реализация антикоррупционных мер должна включать оценку масштабов коррупции и отслеживать динамику ее изменений.

Можно выделить два подхода к оценки распространения коррупции: социологический и аналитический. Первый способ предполагает проведение оценки эффективности мер по борьбе с коррупцией на основе социологических опросов среди населения и представителей бизнеса. Второй подход основывается на анализе деятельности государственных органов в сфере предупреждения и разрешения коррупционных правонарушений.

В 2018 году Институтом регионального развития было проведено исследование на тему «Восприятие коррупции жителями Пензенской области». Социологическое исследование проведено на основании методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации. В ходе социологического исследования опрошено 1302 респондентов, оценивающих уровень бытовой коррупции, и 100 человек,

оценивающих уровень деловой коррупции [3].

Согласно его данным большинство жителей региона, оценивают уровень коррупции в регионе как средний. Так, 16 % опрошенных считают его высоким, 51% - средним, а 33% - низким (см. рисунок 1).

Уровень коррупции

■ Высокий ■ Средний ■ Низкий

Эффективность мар органов власти по противодействию коррупции

■ Затрудняюсь ответить

■ Эффективные

■ Неэффективные

Рис. 1. Оценка уровня коррупции и работы органов власти по противодействию коррупции

жителями Пензенской области, %

При этом доля жителей региона, оценивающих работу органов власти Пензенской области всех уровней по противодействию коррупции оценивается в целом положительно (27% против 18%).

Аналогичное исследование году было проведено в 2018 на территории города Пенза, респондентами в котором выступили 1295 человек [4]. Полагаем, что результаты исследования могут быть сопоставлены, что позволит повысить их объективность. Большинство респондентов, оценивая уровень коррупции, определили его как «средний» (45,9%). Считают эффективными меры, предпринимаемые в городе Пенза по борьбе с коррупцией -9,2%. Однако, большинство респондентов считают, что антикоррупционные меры незаметны - 49,7%. Такое расхождение результатов свидетельствует либо о более

высоком уровне коррупции в областном центре, либо о большей информированности его граждан.

Следует отметить, что указанные виды мониторинга коррупции проходят в регионе регулярно. Анализ представленных данных за несколько лет позволил выявить тенденцию роста доверия к власти. Так, доля респондентов, считающих неэффективными меры по борьбе с коррупцией в регионе уменьшилась с 39,3% в 2016 году до 18% (в 2017 году - 23,7%).

Среди жителей областного центра для респондентов считающих эффективными меры по борьбе с коррупцией на порядок меньше. Только 14% отметили их результативность, в то время как 43% указали, что меры незаметны. Однако, в целом и в городе Пензе отмечается положительная тенденция. В исследованиях, проводимых в предыдущие периоды эффективными считали меры 9,2% опрошенных, против 49,7%, указывающих на их незаметность. Очевидно противоречие результатов обосновано разницей в формулировке вопросов. Опросы жителей города Пензы предполагали выбор ответа «незаметны», в том время как областной опрос в качестве альтернативы предлагал вариант «неэффективны».

В целом результаты проводимых исследований сопоставимы. Например, по результатам опроса жителей всего региона наиболее коррумпированными сферами являются здравоохранение (41,4%), поступление и обучение в колледже, техникуме, вузе (12,5%) и при устройство ребенка в детский сад (11,6%). Ответы респондентов, проживающих в городе Пензе, позволили выделить среди наиболее коррумпированных структур образовательные (27,1%) и медицинские (23,8%) учреждения. Полагаем, что незначительные расхождения в ответах опрошенных объясняются частотой обращения в учреждения здравоохранения, которая у жителей областного центра выше.

Важным инструментом оценки эффективности антикоррупционных мер являются изучение статистических данных органов внутренних дел по числу преступлений коррупционной направленности. Анализ отчетов УМВД по

Пензенской области позволил проанализировать динамику преступлений имеющих коррупционную направленность (см. таблица 1).

Таблица 1. Выявлено правонарушений коррупционной направленности

Число правонарушений, шт Годы

2017 2018 2019

Пресечено преступных деяний в экономической сфере 265 254 283

Коррупционные преступления 49 46 41

В том числе должностные преступления 20 18 24

взяточничество 14 13 20

коммерческий подкуп 3 4 5

Направлено дел в суд 49 44 35

Согласно отчету УМВД России по Пензенской области в 2019 году подразделениями УЭБиПК выявлено 41 (сокращение по сравнению с предыдущим периодом на 11%) преступление коррупционной направленности, из которых 24 - должностных преступления (рост 33.3%) [9]. В результате проведенных мероприятий по выявлению и пресечению фактов взяточничества задокументировано 20 преступлений (увеличение на 53%). В суд направлено 35 (2018г. - 44, 2017 - 49) уголовных дел рассматриваемой категории, к уголовной ответственности привлечено 22 (2018г. - 40, 2017 - 44) лица. Выявлено 8 (2018г. - 12, -33,3%) преступлений, непосредственно связанных с деятельностью органов государственной власти и управления.

Следует отметить колебание правонарушений коррупционной направленности, которые не имеют четко выраженного тренда. В целом при возрастании числа преступлений экономической направленности доля коррупционных в них сокращается, при этом возрастает число правонарушений, проявляющихся в коммерческой деятельности.

Зачастую сокращение числа преступлений свидетельствует о декриминализации отдельных видов преступлений. Полагаем, представить более полно ситуации с коррупционными преступлениями позволит анализ

результатов прокурорской деятельности, которые включают не только зарегистрированные преступления, но и проверки, обращения в суд.

По итогам 2019 года прокуратура Пензенской области отчиталась о 101 правонарушении коррупционной направленности (96 в 2018 году), что более чем в 2 раза превышает данные УМВД. Соответственно, существенная доля коррупционных правонарушений не влечет уголовной ответственности. Среди отмеченных прокуратурой фактов нарушения закона в числе выявленных преступлений 51 факт взяточничества (42 в 2018 году), шесть коммерческих подкупов, четыре злоупотребления служебными полномочиями, три присвоения, три служебных подлога. Ущерб от преступлений коррупционной направленности ущерб по итогам 2019 года составил 52,28 млн руб. [10], из которых добровольно возмещено лишь 13,4%.

Кроме того, прокуратура области проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и региона и муниципалитетов. За 2019 год органами прокуратуры изучено свыше 26 тыс. нормативных правовых актов (23,7 тыс. в 2017 году), в результате было выявлено более 450 актов (304 в 2017 году), содержащих более 500 (505 в 2017 году) коррупциогенных факторов [7], из которых более 480 были исключены. Более существенными являются нарушения законности нормотворческой деятельности органами местного самоуправления, которых за 2019 год было выявлено 2 338 случаев. Для их корректировки в соответствии с федеральными законами был заявлен 2 031 (267 в 2017 году) протест.

По результатам прокурорских проверок с сфере противодействия коррупции к дисциплинарной ответственности привлечено 656 лиц, к административной ответственности привлечено 114 юридических и должностных лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 9 уголовных дел коррупционной направленности [8].

Отчеты свидетельствуют о повышение эффективности противодействия коррупции со стороны прокуратуры, о чем свидетельствуют рост количества

выявленных преступлений и предупреждений коррупционных факторов в нормативно-правовых актах.

Таким образом, результаты анализа показали наличие в Пензенской области разнообразие нормативно-правовых актов, регламентирующих противодействие коррупции в регионе. Исследование результатов социологических опросов населения по поводу проводимых антикоррупционных мер свидетельствует об их эффективности. Следует отметить, что жители города Пензы более скептически оценили данные меры по сравнению с другими жителями региона. Сравнительный анализ результатов деятельности органов внутренних дел показали, что существует тенденция по снижению доли коррупционных преступлений в числе других экономических правонарушений. Но, на этом фоне наблюдается увеличение числа должностных преступлений и взяточничества. Думается, что их рост может быть вызван повышением раскрываемости данных правонарушений. Указанное предположение подтверждается данными отчетов прокуратуры Пензенской области, в которых наблюдается тенденция возрастания их числа. Так же в работе прокуратуру можно отметить возрастание эффективности проводимой антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов. Полученные результаты позволяют утверждать об эффективности региональной антикоррупционной политики.

Библиографический список:

1. Закон Пензенской области «О противодействии коррупции в Пензенской области» от 14 ноября 2006 г. №1141-ЗПО.

2. Постановлением Губернатора Пензенской области «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов губернатора Пензенской области, правительства Пензенской области» от 03.06.2009 г. №171 (в ред. от 12.08.2013).

3. Распоряжение Губернатора Пензенской области «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Пензенской области на 2018 - 2020 годы» от 22.08.2018 г. №387-р.

4. Постановление Администрации города Пенза «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию коррупции на муниципальной службе в городе Пензе на 2020 год» от 16 декабря 2019 года N 2378.

5. Гулямова В.Т., Живодрова Н.А. Становление и развитие правового регулирования в сфере противодействия коррупции в Пензенской области // В сборнике: Научная дискуссия современной молодёжи: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей III Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - 2018. - С. 163-166.

6. Суркова О.А. Противодействие коррупции на региональном уровне // Вестник современных исследований. - 2018. - № 10.6 (25).- С. 232-238.

7. Прокуратура Пензенской области проанализировала принятые меры в сфере противодействия коррупции за 2019 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт прокуратуры Пензенской области Доступ http://www.procpenza.ru/news/2020/02/5/9290996 (дата обращения: 05.02.2020).

8. Прокуратура Пензенской области проанализировала принятые меры в сфере противодействия коррупции за 2019 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ https://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1782994/ (дата обращения: 07.02.2020).

9. Результаты работы по противодействию коррупции УМВД России по Пензенской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт Управление министерства внутренних дел России по Пензенской области Доступ: https: //5 8.xn--b 1 aew.xn--p 1 ai/umvd/Net_korrupcii/Plan_raboti_po _protivodej stvij u_ korrupci (дата обращения: 10.02.2020).

10. Сергеев М. Ущерб от коррупции в Пензенской области составил 52,28 млн рублей [Электронный ресурс] // Коммерсант. - 28.01.2020 Доступ https://www.kommersant.ru/doc/4234407 (дата обращения: 05.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.