Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЩЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖЕЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ'

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЩЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖЕЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
142
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАЦИЯ / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА / РОЗНИЧНАЯ ПРОДАЖА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Берндт Анастасия Анатольевна

В статье рассматривается роль прокуратуры в общей профилактике нарушений, связанных с розничной продажей алкогольной продукции несовершеннолетним. Ее роль обусловлена разнообразным комплексом мер профилактического воздействия, значительным количеством субъектов профилактики, обладающих различными функциями, необходимостью участия в профилактике представителей общественности. Сделан вывод о том, что координирующая роль прокуратуры может состоять не только в объединении усилий всех субъектов, но и устранении недостатков в организации их деятельности и в правовом регулировании профилактики данного противоправного деяния. Сформулированы направления координационной деятельности органов прокуратуры в общей профилактике розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Берндт Анастасия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE PROSECUTOR’S OFFICE IN GENERAL PREVENTION OF RETAIL SALES OF ALCOHOLIC BEVERAGES TO MINORS

The article considers a role of the prosecutor’s office in general prevention of retail sales of alcoholic beverages to minors. The role is determined by such factors as a diverse set of preventive measures, significant number of entities responsible for various functions in preventive measures, and necessity of public members to participate in these measures. The author concludes that the coordinating role of prosecutor’s office can perform both in unifying the efforts of all entities and in eliminating deficiencies in their activities, as well as in legal regulation of antimeasures against the unlawful act. The directions of coordinating activity of the prosecutor’s office in general prevention of retail sales of alcoholic beverages to minors are formulated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЩЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖЕЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ»

Научная статья УДК 343.9+343.37

doi: 10.34822/2312-3419-2022-3-68-74

РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЩЕЙ ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖЕЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ

Анастасия Анатольевна Берндт

Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия saguri@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8994-7676

Аннотация. В статье рассматривается роль прокуратуры в общей профилактике нарушений, связанных с розничной продажей алкогольной продукции несовершеннолетним. Ее роль обусловлена разнообразным комплексом мер профилактического воздействия, значительным количеством субъектов профилактики, обладающих различными функциями, необходимостью участия в профилактике представителей общественности. Сделан вывод о том, что координирующая роль прокуратуры может состоять не только в объединении усилий всех субъектов, но и устранении недостатков в организации их деятельности и в правовом регулировании профилактики данного противоправного деяния. Сформулированы направления координационной деятельности органов прокуратуры в общей профилактике розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним.

Ключевые слова: координация, органы прокуратуры, общая профилактика, розничная продажа алкогольной продукции, несовершеннолетний

Для цитирования: Берндт А. А. Роль прокуратуры в общей профилактике нарушений, связанных с розничной продажей алкогольной продукции несовершеннолетним // Вестник Сургутского государственного университета. 2022. № 3 (37). С. 68-74. DOI 10.34822/2312-3419-2022-3-68-74.

Original article

THE ROLE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN GENERAL PREVENTION OF RETAIL SALES OF ALCOHOLIC BEVERAGES TO MINORS

Anastasiya A. Berndt

Ugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia saguri@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-8994-7676

Abstract. The article considers a role of the prosecutor's office in general prevention of retail sales of alcoholic beverages to minors. The role is determined by such factors as a diverse set of preventive measures, significant number of entities responsible for various functions in preventive measures, and necessity of public members to participate in these measures. The author concludes that the coordinating role of prosecutor's office can perform both in unifying the efforts of all entities and in eliminating deficiencies in their activities, as well as in legal regulation of anti-measures against the unlawful act. The directions of coordinating activity of the prosecutor's office in general prevention of retail sales of alcoholic beverages to minors аге formulated.

Keywords: coordination, prosecutor's office, general prevention, retail sale of alcoholic beverages, minor

For citation: Berndt A. A. The Role of the Prosecutor's Office in General Prevention of Retail Sales of Alcoholic Beverages to Minors // Surgut State University Journal. 2022. No. 3 (37). P. 68-74. DOI 10.34822/2312-3419-2022-3-68- 74.

ВВЕДЕНИЕ

Алкоголизация несовершеннолетних до сих пор остается острой социальной проблемой в России. С целью защиты их от пагубного воздействия алкоголя была установлена уголовная ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним (ст. 151.1 УК РФ). Так, в Российской Федерации по ст. 151.1 УК РФ было зарегистрировано в 2012 г. - 462 преступления, 2013 г. - 394, 2014 г. - 405, 2015 г. - 516, 2016 г. - 655, 2017 г. - 703, 2018 г. - 697, 2019 г. - 733, 2020 г. - 733, 2021 г. - 794.

Вместе с тем для искоренения алкоголизации общества, особенно молодежи, наряду с мерами уголовно-правового принуждения за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, необходимы меры профилактического воздействия, направленные на нейтрализацию социально-экономических, политических, организационных и духовно-нравственных противоречий общественной жизни, которые порождают данное деяние.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Непосредственные аналитические выводы в работе произведены на основе методов анализа, синтеза, гипотезы, обобщения. Для их обоснования также использован статистический метод, метод изучения документов. Изучение документов применено для анализа и обобщения профилактической практики органов прокуратуры, правоохранительных органов (подразделений по делам несовершеннолетних и участковых уполномоченных полиции МВД России), иных публичных органов власти, участвующих в профилактике правонарушений.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Меры общей профилактики реализуются различными субъектами профилактики. В зависимости от целей и задач их условно можно разделить на четыре группы.

К первой группе относятся субъекты профилактики, которые решают общесоциальные задачи. В нее входят органы публичной

власти, выполняющие в рамках своих полномочий следующие функции:

- совершенствование профилактического законодательства в сфере оборота алкогольной продукции;

- защита социально-экономических прав работников сферы торговли и стимулирование развития социально ориентированного предпринимательства;

- формирование системы духовно-нравственных ценностей общества и воспитание на их основе социально ответственного молодого поколения;

- разработка и реализация государственных и муниципальных программ по профилактике правонарушений, соотнесение их задач состоянию и уровню преступности, правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних.

Во вторую группу субъектов профилактики входят контрольно-надзорные органы, задача которых заключается в снижении вреда охраняемым законом ценностям предпринимателями в сфере розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, стимулирование их к добросовестному поведению.

Третью группу субъектов профилактики составляют правоохранительные органы (подразделения по делам несовершеннолетних, участковые уполномоченные полиции МВД России), участие которых в общей профилактике включает:

- анализ показателей розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, соотнесение их с показателями преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения;

- обобщение и оценка деятельности структурных подразделений полиции по профилактике данных противоправных деяний;

- разработку совместных мероприятий субъектов профилактики, направленных на правовое просвещение как работников сферы розничной продажи алкогольной продукции, так и несовершеннолетних.

Четвертая группа субъектов профилактики включает представителей общественности, со-

действующих контрольно-надзорным, правоохранительным органам и субъектам профилактики, решающим общесоциальные задачи.

Реализация данных мер может быть достигнута их слаженной работой. Не случайно в ст. 2 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [1] в систему профилактики правонарушений включена координация деятельности.

В качестве координирующего органа в системе профилактики правонарушений необходимо рассматривать органы прокуратуры. Полномочия по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью закреплены за ней Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» [2] (абз. 8 п. 2 ст. 1). Кроме того, координирующая роль прокуратуры по борьбе с преступлениями и правонарушениями соотносится с ее надзорной функцией.

Такая координация позволяет не только объединить усилия субъектов профилактики, но и выявлять недостатки в организации их деятельности и в правовом регулировании, а также принимать меры по их устранению.

Содержание координационной работы прокуратуры определяется теми целями и задачами, которые решаются субъектами общей профилактики правонарушений, связанных с розничной продажей алкогольной продукции несовершеннолетним.

Во-первых, это координация деятельности субъектов профилактики, которые решают общесоциальные задачи.

В этом направлении органы прокуратуры могут обеспечивать надлежащую защиту трудовых прав работников сферы торговли. Так, в соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 марта 2019 г. № 196 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан» [3], должна быть сформирована при прокуратуре субъекта РФ межведомственная рабочая группа с участием региональных органов власти, территориальных подразделений правоохранительных и контролирующих органов, объединений работодателей, для

определения согласованных действий по защите трудовых прав граждан, вопросам полноты и своевременности выплаты вознаграждения за труд, охраны труда, защиты от безработицы.

Защита трудовых прав работников органами прокуратуры будет способствовать снижению их мотивации в получении дополнительных поощрений от работодателя в обмен на совершение преступных нарушений, включая продажу алкоголя несовершеннолетним.

Координация деятельности субъектов профилактики, решающих общесоциальные задачи, также должна быть направлена на формирование системы духовно-нравственных ценностей общества, в том числе подрастающего поколения.

Прокуратура в сфере формирования духовно-нравственных ценностей и идеалов общества нацелена на предупреждение распространения информации, оскорбляющей человеческое достоинство и общественную нравственность. Кроме того, согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 13 декабря 2021 г. № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» [4] особое внимание органы прокуратуры должны уделить пресечению распространения информации, оправдывающей противоправное поведение, отрицающей семейные ценности и др.

Координационная деятельность органов прокуратуры охватывается также надзором за реализацией государственных и муниципальных программ, направленных на профилактику правонарушений.

Органы прокуратуры, участвуя в данной работе, осуществляют надзорные функции за исполнением законов при реализации программных мероприятий по профилактике правонарушений. Согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры РФ по противодействию преступности» [5] прокуроры оказывают содействие органам власти субъектов РФ и местного самоуправления в разработке государственных и

муниципальных программ по вопросам предупреждения правонарушений с учетом состояния законности и правопорядка на соответствующей территории. Задача органов прокуратуры выражается в мониторинге программ, сопоставлении указанных в них целей и задач содержанию мероприятий, возможностям достижения поставленных целей.

Большое значение имеет полномочие прокуратуры по выявлению потребности в правовом регулировании и участию в правотворческой деятельности публичных органов власти в целях совершенствования нормативной основы профилактики правонарушений. Прокуроры, реализуя свои полномочия по участию в правотворчестве (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»), вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов (ст. 9). Характер деятельности позволяет прокурорам быть наиболее осведомленными о потребности в правовом регулировании различных сфер общественных отношений, а также предотвратить издание незаконных нормативных правовых актов.

Участие прокуроров в выявлении потребности в правовом регулировании и правотворческой деятельности публичных органов власти в части правового регулирования в сфере оборота алкогольной продукции должно быть направлено на снижение чрезмерных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции, влекущих рост нелегального рынка алкогольной продукции, а также стимулирующих его переход в нелегальный сектор. В противном случае усиление юридической ответственности до принятия мер по упрощению ведения легального бизнеса приводит лишь к искусственной криминализации большего сегмента розничной торговли алкоголем.

Кроме того, для сдерживания чрезмерного вмешательства контролирующих органов в деятельность предпринимателей и одновременно обеспечения законности в подкон-

трольной сфере законодатель наделил органы прокуратуры координирующими функциями контрольно-надзорных органов, а именно: согласование плановых и внеплановых контрольных мероприятий; направление прокурорами требований о проведении контрольных мероприятий [6]. Оптимизация системы государственного контроля в сфере оборота алкогольной продукции предусматривает переход от принудительных мер к поощрению правомерного поведения субъектов предпринимательства.

В этом смысле прокурорский надзор в координации деятельности контрольно-надзорных органов является инструментом соблюдения законности как со стороны субъекта такой деятельности, так и со стороны объекта его контроля, поскольку обе стороны охватываются предметом прокурорского надзора за исполнением законов [7, с. 165-168]. Так, по результатам прокурорской деятельности были выявлены в 2021 г. 201 266 нарушений законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности (2020 г - 197 253), внесено 55 656 представлений (2020 г. - 53 451), возбуждено 209 уголовных дел (2020 г. - 214) [8].

Вместе с тем Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [9] на контрольно-надзорные органы возложены обязанности по осуществлению мер профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, исполнение которых ими воспринимается как второстепенная функция, дополняющая контрольную деятельность.

Следовательно, взаимодействие контролирующих органов и органов прокуратуры как одно из направлений предупреждения правонарушений должно быть не только в рамках планирования и проведения контрольных мероприятий, но и в рамках профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Третьим направлением деятельности органов прокуратуры в части профилактики нарушений, связанных с розничной продажей алкогольной продукции несовершенно-

летним, является координация правоохранительных органов при выполнении ими функций по общей профилактике.

Прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов, имеет возможность выявлять недостатки в деятельности правоохранительных органов и принимать меры, направленные на их устранение. Как указывают исследователи в сфере прокурорского надзора, именно прокуратура, осуществляя надзор за исполнением законов органами власти как по «вертикали», так и по «горизонтали», в силу своих полномочий оказалась наиболее подходящей государственно-правовой структурой для организации координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью [10].

Координационная деятельность органов прокуратуры по профилактике розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним может выражаться в следующих направлениях: совместный с органами МВД РФ анализ количества, динамики, а также структуры преступлений, предусмотренных ст. 151.1 УК РФ; анализ количества административных правонарушений по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ; выявление причин, условий и факторов, способствующих совершению административных правонарушений по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ и преступлений по ст. 151.1 УК РФ; обобщение и оценка деятельности структурных подразделений МВД по профилактике данных противоправных деяний; разработка совместных мероприятий с иными государственными органами и органами местного самоуправления, направленных на правовое просвещение как работников сферы розничной продажи алкогольной продукции, так и несовершеннолетних. Такая координирующая деятельность может быть возложена на прокуроров городов (районов).

Особое внимание для надзора органов прокуратуры занимает состояние законности в сфере соблюдения прав несовершеннолетних. Так, по результатам прокурорской деятельности выявлено в 2021 г. - 758 899 нарушений законности (2020 г. - 688 049), внесено 174 888 представлений (2020 г. -160 600), возбуждено 2 521 уголовных дел (2020 г. - 2 403) [8].

В ходе надзора за состоянием законности в сфере соблюдения прав несовершеннолетних органы прокуратуры уделяют внимание также профилактике нарушений, связанных с употреблением алкоголя несовершеннолетними. Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 13 декабря 2021 г. № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов» средствами прокурорского надзора должно быть обеспечено соответствие законодательству региональных и муниципальных нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим права и законные интересы детей, в частности, профилактики девиантного поведения (употребление алкогольной продукции), что является основой координации деятельности с подразделениями по делам несовершеннолетних.

В-четвертых, в качестве отдельного направления деятельности органов прокуратуры необходимо выделить координацию участия представителей общественности, содействующих субъектам профилактики.

В соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17 мая 2018 г. № 96 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью» [11], их взаимодействие, как одно из важнейших направлений работы, следует осуществлять, исходя из анализа состояния законности и прокурорской деятельности.

Исследователи в сфере прокурорского надзора в качестве основных характеристик взаимодействия с институтами гражданского общества указывают на наличие внешней по отношению к взаимодействующим сторонам цели, достижение которой предполагает объединение усилий; организацию совместных согласованных действий, позволяющую участникам взаимодействия эффективно реализовать общее для них направление деятельности; взаимный обмен информацией, а также обоюдное влияние друг на друга [12, а 29; 13, а 36-40].

Деятельность общественных организаций может осуществляться в форме правового просвещения, правового информирования (разъяснительная работа, распространение информационных материалов), а ее резуль-

таты должны широко освещаться в средствах массовой информации с целью внедрения в общественное сознание необходимости участия общественности в профилактике правонарушений.

При этом профилактической работой должны охватываться не только работники торговых организаций, но и покупатели. Необходимо проводить разъяснительную работу об их социально ответственном поведении, в частности о том, что покупатели должны с пониманием относиться к просьбе продавца предоставить документы, подтверждающие их совершеннолетие. Поддерживать продавца, если другие покупатели отказываются от исполнения данных требований.

В профилактике нарушений, связанных с розничной продажей алкогольной продукции несовершеннолетним, могут участвовать и сами администрации торговых организаций, добровольно внедряющие систему внутреннего контроля.

Будет полезным привлечение представителей общественности и бизнеса к контрольно-надзорным мероприятиям. Участие в них общественников будет снижать риски коррупционных правонарушений со стороны контролирующих органов и повышать эффективность контрольно-надзорной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования сформулированы следующие направления координационной деятельности органов прокуратуры в общей профилактике нарушений, связанных с розничной продажей алкогольной продукции несовершеннолетним:

- координация деятельности субъектов профилактики, решающих общесоциальные задачи, направленная на совершенствование профилактического законодательства в сфере оборота алкогольной продукции; защиту

социально-экономических прав работников сферы торговли и стимулирование развития социально-ориентированного предпринимательства; формирование системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, разработку и реализацию государственных и муниципальных программ, способствующих снижению уровня преступности, правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних;

- координация деятельности контрольно-надзорных органов, направленная на профилактику правонарушений в сфере розничной продажи алкогольной продукции, стимулирование работников указанной сферы к добросовестному поведению;

- координация деятельности правоохранительных органов при выполнении ими функций по общей профилактике, включающая: анализ показателей розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, соотнесение их с показателями преступлений и правонарушений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения; обобщение и оценку деятельности структурных подразделений полиции по профилактике данных противоправных деяний; разработку совместных мероприятий субъектов профилактики, направленных на правовое просвещение как работников сферы розничной продажи алкогольной продукции, так и несовершеннолетних;

- координация участия представителей общественности, содействующих субъектам профилактики, в формате правового просвещения, правового информирования (разъяснительной работы, распространения информационных материалов), участия в контрольно-надзорных мероприятиях; внутренний контроль в торговых организациях.

Список источников

References

2.

Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации : федер. закон РФ от 28.06.2016 № 182-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/ 71428030/ (дата обращения: 25.05.2022). О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон от 17.01.1992 № 2202-I. URL: https://internet. garant.ru/#/document/10164358/para graph/444850:1 (дата обращения: 25.05.2022).

On Fundamentals of the Crime Prevention System in the Russian Federation : Federal Law of the Russian Federation No. 182-FZ of 28.06.2016. URL: https://base.garant.ru/71428030/ (accessed: 25.05.2022). (In Russian).

On Prosecutor's Office of the Russian Federation : Federal Law No. 2202-I of 17.01.1992. URL:

3. Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан : приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15.03.2019 № 196 // Законность. 2019. № 5. С. 71-73.

4. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов : приказ Генеральной прокуратуры РФ от 13.12.2021 № 744 // Законность. 2022. № 2. С. 66-72.

5. Об организации работы органов Прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности : приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.01.2012 № 7 // Законность. 2012. № 3. С. 68-73.

6. О реализации Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» : приказ Генеральной прокуратуры РФ от 02.06.2021 № 294 // Законность. 2021. № 7. С. 66-75.

7. Исаков А. М. Прокуратура в системе контрольно-надзорных органов // Вопр. науки и образования. 2018. № 7 (19). С. 165-168.

8. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2021 г. URL: https ://epp.genproc.gov. ru/web/gprf/activity/statistic s/office/result?item=71671102 (дата обращения: 25.05.2022).

9. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации : федер. закон РФ от 31.07.2020 № 248-ФЗ. URL: https://base.garant.ru/74449814/ (дата обращения: 25.05.2022).

10. Аберхаев Э. Р. Настольная книга прокурора. URL: https://internet.garant.ru/#/document/77487492/ paragraph/584/ (дата обращения: 25.05.2022).

11. О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественностью : приказ Генеральной прокуратуры РФ от 17.05.2018 № 96. URL: https://internet.garant.ru/#/ document/71969432/paragraph/2:3 (дата обращения: 25.05.2022).

12. Будай С. Н., Чернышова Т. Е., Артемов В. В. Взаимодействие органов прокуратуры Российской Федерации с институтами гражданского общества. М. : Акад. Генпрокуратуры РФ, 2010. 29 с.

13. Безруков А. В., Тепляшин И. В. Роль общественности в укреплении конституционного правопорядка в России // Рос. право: образование, практика, наука. 2018. № 3. С. 36-40.

Информация об авторе А. А. Берндт - преподаватель.

https://internet.garant.ru/#/document/10164358/paragr aph/444850:1 (accessed: 25.05.2022). (In Russian).

3. On Prosecutorial Supervision over Enforcement of Citizens' Labor Rights : Order of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation No. 196 of 15.03.2019 // Zakonnost. 2019. No. 5. P. 71-73. (In Russian).

4. On Prosecutorial Supervision over the Implementation of Legislation on Minors, Enforcement of Their Rights and Legitimate Interests : Order of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation No. 744 of 13.12.2021 // Zakonnost. 2022. No. 2. P. 66-72. (In Russian).

5. On Crime Prevention Work of the Prosecutor's Office of the Russian Federation : Order of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation No. 7 of 16.01.2012 // Zakonnost. 2012. No. 3. P. 68-73. (In Russian).

6. On Implementation of Federal Law No. 248-FZ of 31.07.2020 "On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation" : Order of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation No. 294 of 02.06.2021 // Zakonnost. 2021. No. 7. P. 66-75. (In Russian).

7. Isakov A. M Prokuratura v sisteme kontrolno-nadzornykh organov // Vopr. nauki i obrazovaniia. 2018. No. 7 (19). P. 165-168. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Statisticheskie dannye ob osnovnykh pokazateliakh deiatelnosti organov prokuratury Rossiiskoi Federatsii za ianvar-dekabr 2021 g. URL: https://epp.genproc. gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item= 71671102 (accessed: 25.05.2022). (In Russian).

9. On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation : Federal Law of the Russian Federation No. 248-FZ of 31.07.2020. URL: https://base.garant.ru/74449814/ (accessed: 25.05.2022). (In Russian).

10. Aberkhaev E. R. Nastolnaia kniga prokurora. URL: https://internet.garant.ru/#/document/77487492/para graph/584/ (accessed: 25.05.2022). (In Russian).

11. On Interaction of the Prosecutor's Offices with Mass Media and the Public : Order of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation No. 96 of 17.05.2018. URL: https://internet.garant.ru/#/document/ 71969432/paragraph/2:3 (accessed: 25.05.2022). (In Russian).

12. Budai S. N., Chernyshova T. E., Artemov V. V. Vzaimodeistvie organov prokuratury Rossiiskoi Federatsii s institutami grazhdanskogo obshchestva. Moscow : Akademiia Genprokuratury RF, 2010. 29 p. (In Russian).

13. Bezrukov A. V., Teplyashin I. V. The Role of the Public in Strengthening the Constitutional Order in Russia // Russian Law: Education, Practice, Research. 2018. No. 3. P. 36-40. (In Russian).

Information about the author A. A. Berndt - Lecturer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.