Научная статья на тему 'Роль произносительного акцента при определении социальной принадлежности говорящего'

Роль произносительного акцента при определении социальной принадлежности говорящего Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
713
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЙ АКЦЕНТ / КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ / РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ УРОВЕНЬ / ARTICULATORY ACCENT / SOCIAL STRATIFICATION CRITIRIA / COLLOQUIAL SPEECH / CLASS-CONSCIOUSNESS / SOCIAL DIFFERENTIATION / SOCIAL ROLE / SOCIAL STATUS / SPEAKER'S SOCIO-CULTURAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Попова М.В.

В статье дан обзор ряда научных трудов и публицистических статей с целью подчеркнуть важность произносительных характеристик при определении социального статуса говорящего на основе его речевого поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PRONUNCIATION ACCENTIN DEFINING OF THE SPEAKER’S SOCIAL STATUS

The author calls to the reader’s attention a survey of a number of works in the field stated and emphasizes the importance of pronunciation accent in establishing the speaker’s social status having analyzed his speech behavior.

Текст научной работы на тему «Роль произносительного акцента при определении социальной принадлежности говорящего»

УДК: 81'27

М. В. Попова

аспирант кафедры прикладной и экспериментальной лингвистики Института прикладной и математической лингвистики ФГПН МГЛУ; e-mail: neunerin@gmail.com

РОЛЬ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОГО АКЦЕНТА

ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ГОВОРЯЩЕГО

В статье дан обзор ряда научных трудов и публицистических статей с целью подчеркнуть важность произносительных характеристик при определении социального статуса говорящего на основе его речевого поведения.

Ключевые слова: произносительный акцент; критерии социальной стратификации; разговорная речь; социальная дифференциация; социальная роль; социальный статус; языковая личность; социальная принадлежность; социокультурный уровень.

Popova M. V.

Postgraduate Student, Department of Applied and Experimental Linguistics, Institute of Applied and Mathematical Linguistics, Faculty of the Humanities and Applied Sciences, MSLU; e-mail: neunerin@gmail.com

THE ROLE OF PRONUNCIATION ACCENT IN DEFINING OF THE SPEAKER'S SOCIAL STATUS

The author calls to the reader's attention a survey of a number of works in the field stated and emphasizes the importance of pronunciation accent in establishing the speaker's social status having analyzed his speech behavior.

Key words: articulatory accent; social stratification critiria; colloquial speech; class-consciousness; social differentiation; social role; social status; speaker's socio-cultural education.

Целью данной статьи является попытка продемонстрировать значимость произносительного акцента при определении критериев выявления социальной принадлежности говорящего. Несмотря на повышенный интерес к вопросу о социальной стратификации в последние десятилетия, единого мнения об основополагающих критериях в определении социальной принадлежности на сегодняшний день не существует.

История социолингвистических изысканий восходит еще к XVII в., когда преподаватель университета в Испании, Гонсал-ло де Корреас, отметил в своих трудах неоднородность языка

в социальном плане: «Нужно отметить, что язык имеет, кроме диалектов, бытующих в провинциях, некоторые разновидности, связанные с возрастом, положением и имуществом жителей этих провинций: существует язык сельских жителей, простолюдинов, горожан, знатных господ и придворных, ученого-историка, старца, проповедника, женщин, мужчин и даже малых детей» [4]. В XVIII в. на связь лингвистики и социологии обратили внимание французские философы-материалисты, такие как Дидро, Кон-дильяк, Ламетри. А. Антуан Мейе отмечал, что в данном языке, определяемом единством произношения и особенно единством грамматических форм, в действительности существует столько особых словарей, сколько имеется социальных групп, обладающих автономией в пределах общества, говорящего на этом языке [18]. Таким образом, идея о социальном делении языка появилась задолго до оформления социолингвистики как науки в XX в.

С течением времени представление об определяющих критериях социальной стратификации меняется. В XIX в. разрабатывались теории о роли экономического аспекта как основополагающего в социальном расслоении общества, где выделялись два основных социальных класса - буржуазия (собственники) и пролетариат (не имеющий собственности) [17].

В начале ХХ в. немецкий социолог Макс Вебер выдвинул свою теорию социальной стратификации, получившую широкое признание в западной социологии второй половины XX в. В 19601980 гг. ее активно противопоставляли марксистскому подходу. Вебер считал, что общество делится на так называемые страты, отличающиеся друг от друга не только по экономическому положению, как отмечал Маркс, но и по другим признакам. Вебер считал, что хотя неравномерность распределения богатства является источником неравенства, социальное неравенство к нему не сводится. Немаловажную роль, по мнению Вебера, играет также социальный престиж той страты, к которой люди принадлежат. В связи с этим он вводит понятие социального статуса группы как мерило ее престижности в сравнении с другими группами по показателям уважения, привилегий, стремления людей приблизиться к ней или стать ее частью. Еще одним отличительным фактором Вебер считал власть или «принадлежность к политической партии», т. е. возможность той или иной страты (и ее представителей)

влиять на решение жизненных проблем, используя политическую сферу [9].

В 30-е гг. XX в. американский социолингвист Уильям Уорнер установил, что высокий уровень богатства не гарантирует высокий социальный статус, престиж и всеобщее признание [23; 24]. Социальный статус (по Уорнеру) определяется такими характеристиками, как уровень образования, род занятий, величина состояния и доход, круг общения, привычки, манеры поведения и речи, и другими факторами [12; 23; 24]. Таким образом, экономический фактор или, другими словами, состоятельность человека уходит на второй план, уступая место личностным характеристикам - уровню образования и социальным институтам, частью которых он является.

Социализацию как основополагающий фактор социальной стратификации также позиционировал Бэзил Бернштайн, британский социолингвист, автор теории языковых кодов. В основе данной теории лежит идея о том, что именно семья как первичный социальный институт определяет усвоение и дальнейшее применение развернутого, характерного для семей среднего класса, или ограниченного кода, характерного для семей рабочего класса [10; 11]. Эта теория изначально была встречена восторженно, так как эксперимент, проведенный Бернштайном, доказывал его правоту. Эксперимент заключался в следующем: 2 группы детей в возрасте 5 лет, выходцы из рабочего класса и выходцы и среднего класса, должны были описать картинку. По результатам эксперимента первая группа (представители рабочего класса) использовала ограниченный набор контекстуально ориентированных лексических единиц, а именно - заменяла существительные личными местоимениями (т. е. для того чтобы понять, что именно описывает ребенок, экспериментатору необходимо было иметь картинку перед глазами), эллиптические конструкции, демонстрировала небогатый словарный запас. В описании были использованы предложения типа: «Они сидят там, он дает ей его, и он падает...». Вторая группа описывала предложенные картинки формально, подробно, демонстрировала контекстуально независимые лексические единицы, сложные предложения, демонстрировала более богатый словарный запас, используя полные именные формы и описывая картинку предложениями типа: «Мальчик и девочка сидят на поляне, мальчик протягивает девочке платок, который падает.» [10].

Бернштайн объяснял это копированием речи родителей, так как именно дома, в семье, ребенок учится улавливать контекстуальные различия и употреблять определенные лексические единицы при передаче информации. В понимании Бернштайна, именно речь как отражение уровня образования и воспитания является важнейшим показателем социального статуса.

В. Штайнинг в своей работе приводит четырехуровневую модель, позволяющую определить социальную принадлежность говорящего. Автор предлагает анализировать речь на семантико-стилистическом, тексто-стилистическом, паралингвистическом и речеповеденческом уровне и описывает следующие характеристики, влияющие на определение социального статуса человека: богатство словарного запаса, использование жаргона, грамматически корректное построение предложения, точность обозначения, скорость речи, паузирование, интонационная выразительность и др. [1; 20]. Данные характеристики во многом повторяют идею Бернштайна о речи как одном из основных сигналов социального статуса.

По мнению Уильяма Лабова, американского ученого, который считается одним из основателей социолингвистики, наиболее важными аспектами при определении принадлежности к социальной прослойке являются уровень образования, доход и семейное положение. Таким образом, в его теории сочетается экономический подход Маркса и социально ориентированные идеи Вебера и Берн-штайна. Однако в своих исследованиях Лабов открывает новый важный критерий социальной стратификации - род деятельности или профессия, выводя критерий образованности в отдельный пункт, который не всегда влияет на социальную принадлежность. Лабов также полагал, что помимо прочего стоимость жилья имеет значение [16].

Британский социолингвист П. Традгилл среди наиболее важных критериев отмечает такие, как место рождения, уровень образования, уровень дохода, род деятельности информанта и его отца, место жительства и тип дома [13; 22]. Как мы видим из сравнительной таблицы, приведенной ниже, экономический и образовательный фактор снова переплетаются, но Традгилл, в отличие от Лабова, возвращает уровню образования его законное место среди критериев социальной стратификации и делает акцент

на экономическом факторе как на основополагающем, добавляя, в свою очередь, территориальную составляющую.

Таблица 1

Сравнительная таблица шкал профессиональных рангов

№ Шкала У. Лабова [16] Шкала П. Традгилла [13; 22]

1 Специалисты умственного труда, менеджеры, чиновники или влиятельные государственные служащие и банковские работники (получающие жалование или обслуживающие свое собственное предприятие) Профессиональные работники интеллектуального труда

2 Офисные служащие, секретари, продавцы и торговые представители Менеджеры и работодатели

3 Ремесленники, бригадиры, старшие рабочие и начальники цехов, а также все, получающие жалование или обслуживающие свое собственное малое предприятие «белые / синие воротнички», владельцы маленьких магазинов Любые другие работники умственного труда

4 Рабочие, станочники, механики, обслуживающий персонал, безработные (на постоянной основе) Ремесленники, старшие рабочие, профессиональные работники физического труда

5 Обслуживающий персонал, полуквалифицированные рабочие и сельскохозяйственные работники

6 Неквалифицированные рабочие

Таким образом, для определения классовой принадлежности необходимо учитывать комплекс наиболее значимых взаимозависимых критериев, в число которых входят: образованность коммуникантов и членов их семей наряду с профессиональной деятельностью, материальным положением, статусом места рождения и жительства, и, наконец, уровнем дохода.

Однако при изучении критериев социальной стратификации нельзя забывать и об особенностях речевого общения в разных социальных группах, в связи с чем всплывает понятие социальной роли, смена которой обусловливает изменение речевого

поведения: различие в выборе языковых средств, их взаимосочетаемости, интонационных моделей и произносительных звуковых вариантов. Социальные роли обусловлены как постоянными характеристиками человека: полом, возрастом, социальным положением, профессией и т. д., так и временными, которые зависят от ситуации. Социальная роль накладывает определенный отпечаток на характер взаимодействия коммуникантов. Вне всяких сомнений речевое поведение индивидуума в роли матери будет отличаться от речевого поведения данного индивидуума в роли директора фирмы и т. д. [2].

Однако одним из наиболее важных факторов, который часто является определяющим при отсутствии или недостатке информации об образовании, происхождении и роде деятельности человека, является его речь и фонетический аспект как ярчайшая неотъемлемая ее составляющая. Фонетические признаки - наиболее характерный показатель устной речи. Именно по ним можно определить пол, возраст, происхождение, а впоследствии и социальную принадлежность говорящего. Эту мысль подтверждают результаты исследования, проведенного в Англии, согласно которым в ответ на вопрос, что является самым важным при определении классовой принадлежности, большинство опрашиваемых ответили: «То, как люди говорят» [5].

В Великобритании, согласно работам Т. И. Шевченко, существует иерархия престижности акцента, которая насчитывает три уровня (в убывающем порядке):

1. RP (Received Pronunciation - британское нормативное произношение), шотландский, ирландский и некоторые иностранные акценты.

2. Британские региональные диалекты.

3. Акценты (социолекты) сообществ в крупных промышленных городах [6].

Эксперимент Питера Традгилла показал, что при общепринятой социальной значимости и престижности RP, лишь 3 % населения Великобритании используют британское нормативное произношение [21]. Информантов попросили оценить речь человека, говорившего с нормативным произношением, по двум шкалам: 1) социальная значимость и успешность; 2) личностные качества. Большинство опрашиваемых поставили высокие баллы при

оценке социального статуса и успешности, так как «RP является необходимым условием для получение командной должности в государственном управлении и делопроизводстве, в юриспруденции, финансовом деле, дипломатии, церкви, образовании и культуре, военном деле»1. Однако в плане личностных качествах оценки были в основном негативные, потому что так называемый язык королевы ассоциируется у людей с богатыми власть имущими, не заслуживающими этого, иными словами -со снобами.

Такие видные деятели, как У. Лабов, С. Террел, У. Вольфрам, Р. Фасольд, Р. и В. МакДэвид изучали разные аспекта Black English (негритянского варианта американского английского) и установили, что негритянский вариант имеет более низкий престиж, чем американский вариант английского языка. На основе работ С. Террела, например, можно установить, что низкий социальный статус ассоциируется в Америке с особенностями произношения афроамериканского населения и определенных групп эмигрантов. А наиболее типичным признаком такого произношения является замена межзубного звука [б] зубным [d]: [di:z] вместо [6i:z] [1; 7].

Ярким примером важности произносительного акцента при выявлении социального статуса служат также многочисленные художественные произведения, такие как пьеса Джорджа Бернарда Шоу «Пигмалион», экранизированная в 1974 г. под названием «Моя прекрасная леди», или «Воспитание Риты» Уилли Рассела, где главные героини страдают из-за своего произношения, которое выдает их происхождение и социальный статус, и вынуждены обучаться, чтобы повысить уровень жизни и, возможно, перейти на другую социальную ступень [7].

Социокультурный уровень говорящего неизменно влияет на речевое поведение индивида и проявляется как на сегментном, так и на супрасегментных уровнях. Особенно важны именно произносительные признаки, так как они проявляются в речи неосознанно, в отличие от выбора лексических единиц, который часто обусловлен социальной ролью. Кроме того, произносительные особенности являются объективным критерием оценки личности говорящего, так как проявляются даже при попытке сознательного контроля

1 Цит. по: [1, с. 53].

со стороны говорящего [1; 3]. Это хорошо видно на примере эксперимента, проведенного с участием американских студентов, которым предложили прочитать для записи известную сказку два раза: первый - без подготовки и каких-либо дополнительных условий, а второй - так, чтобы у слушателей возникло впечатление, что рассказчики являются представителями высшего общества. После прослушивания обоих вариантов эксперты определили социальный статус рассказчиков: в первом случае - с точностью до 85 %, а во втором - до 60 %, что свидетельствует о том, что произносительный акцент мало поддается контролю [1; 14]. Это также отмечает Т. И. Шевченко, утверждая, что усвоить нормативное британское произношение можно только до 11 лет в семье, которая относится к высшему обществу, или в закрытой частной школе (Итон, Регби или др.). Переучиваясь в зрелом возрасте, люди неизбежно допускают ошибки [1; 6].

Кроме того, контроль произношения может вызвать заметное снижение темпа речи и затруднение или даже нарушение речевого общения, как это наблюдается у обучающихся иностранному языку на начальном уровне.

Не менее важны интонационные особенности, а также совокупность характеристик голоса по тембру и высоте. По данным исследования, проведенного на материале английского языка, у образованного, интеллигентного и культурного человека «широкий мелодический диапазон голоса, тембр, однонаправленное использование средств мелодики и громкости с преимущественным использованием сильноначального контура интенсивности». Человек с низким социокультурным уровнем отличается ограниченным мелодическим диапазоном голоса, усилением уровня громкости и интенсивности как средства акцентуации, использование сильноконечного контура интенсивности или равновыде-ленности начала и конца контура [2; 5].

Л. Хармс отмечает, что именно интонационные особенности речи служат основным фактором при определении социальной принадлежности говорящего: при прослушивании аудиозаписи участникам эксперимента было достаточно 10-15 секунд, чтобы предположить, какой социальный статус имеет говорящий [1; 15]. Аналогичные результаты были получены Джорджем Н. Патнэмом

и Эдной О' Герн, которые записали примеры речи (длительностью -одна минута) 12-и человек, имеющих разный уровень образования и социальный статус (определенный по индексу Уорнера) и дали прослушать их 70-и студентам [1; 19].

Исходя из вышесказанного можно заключить, что наряду с такими факторами, влияющими на определение социальной принадлежности, как уровень образования и род деятельности (профессия) индивидуума, его семья и ближайшее окружение, само место жительства и его статус, уровень дохода и материальное благосостояние, важными и часто основополагающими являются произносительные характеристики, другими словами - произносительный акцент, который является наиболее объективным критерием при оценке социального статуса, так как практически не поддается контролю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карасик В. И. Язык социального статуса. - М. : Гнозис, 2002. -333 с.

2. Мороз Н.Ю. К вопросу о создании «портрета» говорящего по его фонетическим характеристикам при обучении профессиональной коммуникации // Профессионально ориентированное обучение иностранным языкам (социально-политический и экономический дискурсы). - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2011. - С. 196-203. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 8(614). Сер. Педагогические науки).

3. Потапова Р. К., Потапов В. В. Язык, речь, личность. - М. : Языки славянской культуры, 2006. - 496 с. - (Studia Philologica).

4. Степанов Г. В. Типология языковых состояний и ситуаций в странах романской речи. - М. : Наука, 1976. - С. 142-224.

5. Шевченко Т. И. Коммуникативные функции социальной вариативности интонации: дис. ... д-ра филол. наук. - М., 1990. - 365 с.

6. Шевченко Т. И. Социальная дифференциация английского произношения. - М. : Высшая школа, 1990. - 142 с.

7. Шевченко Т. И. Фонетика и фонология английского языка. - Дубна : Феникс+, 2011. - 256 с.

8. Шевченко Т. И. Фонологические категории как объект лингвокультур-ного анализа // Фонетика, фонология и межкультурная коммуникация. -М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. - С. 188-200. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 1(634). Сер. Языкознание).

9. Bendix R. Max Weber: An Intellectual Portrait. - US: University of California Press, 1977. - P. 85-87.

10. Bernstein B. Class, Codes and Control. - Vol. 1: Theoretical Studies Towards a Sociology of Language. - L. : Routledge & Kegan Paul Ltd., 1971. - 280 p.

11. Bernstein B. Social Class Language and Socialization. Language and Social Context / Ed. by P. P. Giglioli. - L. : Cox & Wyman Ltd., 1972. -400 p.

12. Chambers J. K., Trudgill P., Schilling-Estes N. The Handbook of Language Variation and Change. - Oxford : Blackwell Publishers, 2002. - 807 p.

13. Christopher J. P. Putting philology back into Linguistics // Hispanic Research Journal. - Vol. 12.2 - L. : University of London, 2008. -P. 99-117.

14. Ellis D. S. Speech and Social Status in America // Social Forces 45. -1967. - P. 431-437.

15. Harms L. S. Listener Judgements of Status Cues in Speech // The Quarterly Journal of Speech 47. - 1961. - No. 2. - P. 164-168.

16. Labov W. Sociolinguistic Patterns. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1972. - 344 p.

17. Marx K. Economic and Philosophic Manuscripts of1844 / Translation from the German text: Milligan M. - US : Prometheus Books, 1988. - 243 p.

18. MeilletA. Linguistique historique et linguistique generale. - Paris, 1926. -251 p.

19. Putnam G. N., O'Hern E. M. The Status Significance of an isolated urban dialect // Language dissertation. - No. 53 = Language Vol. 31. - No 4. -Part 2. - Pp. v. 32. - Baltimore: Linguistic Society of America at the Waverly Press, 1955 [issued 1956]. - P. 1-32.

20. Steining W. Soziolekt und sozialle Rolle. - Düsseldorf : Schwann, 1976. -299 S.

21. Trudgill P. Sociolinguistic Variation and Change. - Edinburgh : Edinburgh University Press, 2001. - 200 p.

22. TrudgillP. The Social Differentiation of People in Norwich. - Cambridge : Cambridge University Press, 1974. - 211 p.

23. Warner W. Lloyd, Paul S. Lunt. The Social Life of a Modern Community -New Haven, CT : Yale University Press. - 460 p.

24. Warner W. Lloyd, Social Class in America: A manual of Procedure for the Measurement of Social Status. - Science Research Associates, 1949.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.