УДК 81'34
М. В. Безбородова
кандидат филологических наук, доцент кафедры фонетики английского языка ФАЯ МГЛУ; e-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ СОЦИУМА НА ВЕКТОР РАЗВИТИЯ БРИТАНСКОЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ НОРМЫ
В статье исследуется вопрос степени влияния социума на изменения, произошедшие в системе британского произносительного стандарта (далее -RP) за последние полвека. Социальная неоднородность общества оказывает влияние на то, как используют язык различные группы говорящих. В целом RP, представляя собой малоподвижную систему фонетических норм, кодифицированных в английских национальных словарях, в последнее время претерпевает изменения. Среди носителей этого акцента всё чаще слышны элементы нестандартных произносительных форм. Можно утверждать, что представители обоих полов и всех социальных слоев британского общества в разной степени оказывают влияние на изменение RP, а сама произносительная норма находится в процессе постоянной эволюции, подчиняясь законам социума.
Ключевые слова: социум; социальное варьирование языка; социальный класс; британский произносительный стандарт (RP); гендер; диалект; нестандартные произносительные формы.
M. V. Bezborodova
Ph.D., Associate Professor, Department of English Phonetics, English Language Faculty, MSLU; e-mail: [email protected]
THE IMPACT OF SOCIETY ON THE CHANGES WITHIN THE BRITISH PRONUNCIATION STANDARD
The article is an attempt to investigate the effect of the social factor on the changes in the British pronunciation standard RP for the past 50 years. Social heterogeneity influences the way language is used by various social groups. Though RP is often perceived as a stable standard system of forms, codified in the English national dictionaries, it is prone to change. Nowadays RP speakers are more likely to use some elements of non-standard accents. It can be considered that the representatives of both genders and all social layers may contribute to changes within the RP accent, and the pronunciation norm is constantly evolving under the influence of society.
Key words: society; social variation; social class; British pronunciation standard (RP); gender; dialect; non-standard pronunciation forms.
Введение
В настоящее время социум чаще всего рассматривают как многомерное пространство, в котором носители языка классифицируются в зависимости от их возраста, пола, места рождения, воспитания, социальной и профессиональной принадлежности. Эти характеристики не являются неизменными: в течение жизни человек может продвинуться по служебной лестнице или наоборот, изменить место жительства, перейти в другую возрастную группу, но на каждом этапе его жизни эти параметры остаются четко заданными. В соответствии со своим статусом человек имеет доступ к различным формам языка. Существует корреляция между вариативностью языковых средств, используемых языковым сообществом, и социальной структурой общества.
Социальное варьирование языка проявляется на всех его уровнях: в звуковых и интонационных особенностях, употреблении характерных слов и фразеологических оборотов, морфологических форм или синтаксических конструкций.
Взаимосвязь ^циального статуса и языковых форм
Социальный статус определяет те социальные роли, которые выпадают на долю говорящего. В одной и той же коммуникативной ситуации люди, принадлежащие к разным социальным слоям, используют разные языковые средства. Так, люди, принадлежащие к низшим слоям общества, в любой ситуации шире используют нелитературные средства общения, нежели люди из высших социальных слоев. Но у всех говорящих в официальных ситуациях общения возрастает частотность употребления литературных форм. Замечено, что в ситуациях формального общения представители низших слоев среднего класса употребляют даже большее количество «престижных» языковых форм, чем представители верхушки среднего класса. Причиной такой гиперкоррекции является социальная неуверенность людей, принадлежащих к низшим слоям среднего класса. Но может возникнуть и другая ситуация - явление «скрытого престижа», когда представители социальных низов хотят намеренно подчеркнуть дистанцию между собой и собеседником из социальных верхов, начиная употреблять большое количество нелитературной лексики (диалект или жаргон социальных низов).
Любое общество характеризуется неравенством при распределении богатства, привилегий и возможностей. И в каждом обществе люди, обладающие одинаковыми благами, возможностями и привилегиями, обычно имеют похожие взгляды и ценности, таким образом отличаясь от других социальных групп, стоящих выше или ниже их [2].
Существует объективный принцип соответствия класса и рода занятий, согласно которому к высшему среднему классу относятся владельцы компаний; директора; люди, унаследовавшие состояние; к средней прослойке среднего класса - специалисты и управляющие; к низшему среднему классу - мелкие служащие и полупрофессиональные служащие. К высшей прослойке низшего класса относятся служащие, квалифицированные рабочие; к среднему низшему классу - рабочие средней квалификации, к низшей прослойке низшего класса - разнорабочие и сезонные рабочие [7].
Деление на классы привело к речевым различиям на уровне диалекта и акцента. В XIX в. британский вариант английского языка распался как на региональные, так и на социальные диалекты - «социолекты» [14].
Многие лингвисты рассматривают RP (далее - Received Pronunciation) как социолект, определяя его как самый престижный стиль произношения в британском варианте английского языка, который является классовым диалектом.
Статус Received Pronunciation
Различное отношение к RP вызывает большое количество споров: разделение лингвистически образованного населения на общество «пуристов», которое стремится не допустить происходящих в английском языке изменений и восстановить его былое превосходство, и на демократично настроенное общество людей, стремящихся рассмотреть альтернативные типы произношения (например, ЕЕ) как претендующих на роль произносительной норм [20].
Речь принца Уильяма имеет много нареканий со стороны лингвистического сообщества, так как она близка к речи среднестатистического англичанина. Полагают, что если он когда-нибудь станет монархом, то, возможно, будет первым в истории членом королевской семьи, говорящим на языке обычных людей. Многие критикуют принца за то, что он имитирует кокни («mockney» accent), однако другие считают, что его не слишком благородная манера произношения
звучит восхитительно, так как он остается верным своему поколению и Британии, в которой вырос. Среди характерных особенностей в речи Уильяма можно отметить ретардацию ядра дифтонга /ai/ и продвижение вперед ядра дифтонга /эи/. Возможно, предрассудки по поводу «изысканного» диалекта, возникшие в эдвардианскую эпоху, вскоре исчезнут. И тогда, скорее всего, уже не останется людей, которые бы сохранили «королевский английский» [27; 28].
Некоторые исследователи придерживаются социального подхода в рассмотрении RP как феномена, возникшего в среде образованных представителей высших и средних классов обществ. Другие же рассматривают RP как наддиалектное образование, своего рода язык-посредник, лишенный территориальных и, в определенной мере, социальных ограничений, минимально зависящий от контекста и приемлемый для широкого круга людей [23].
Существование различных вариантов внутри RP не вызывает никакого сомнения, есть лишь расхождения в терминологическом аппарате при описании данного явления. Например, дифференциации внутри RP были зафиксированы А. Гимсоном в 1970 г. (general RP, conservative RP, advanced RP) и Дж. Уэллзом в 1982 г. (mainstream RP, upper-middle class RP, near RP, adoptive RP) [11; 25]. Заметим, что Дж. Уэллз объясняет неоднородность внутри произносительной нормы с точки зрения социальных изменений, происходящих в современном английском обществе: рост общественного самосознания представителей среднего и низшего сословий, усиление роли рабочего класса, интеграционные процессы привели к тому, что прежний стандарт произношения, исторически связанный с высшими слоями общества, начинает осознаваться как архаизм, на смену которому должен прийти более демократичный произносительный стандарт [24].
Социофонетическая вариативность в Великобритании
Изучение собственно социальной вариативности в Великобритании показало, что разные классы и группы людей демонстрируют различную вероятность употребления определенных фонетико-фонологических черт [4].
В своих ранних работах, посвященных исследованию социального класса новаторов, вызывающих лингвистические изменения, У. Ла-бов подчеркивал, что речь высшего социального класса не является,
как правило, источником инноваций, но одновременно указывал и на то, что примеры распространения тенденций речи низшего класса на речь высших слоев общества крайне немногочисленны. Помимо этого отмечалось, что новаторами, в основном, являлись представители высшей или низшей прослойки среднего класса [19].
А. Кроуч указывал на то, что нельзя привести примеры систематических лингвистических изменений, инициаторами которых выступали бы представители высшего класса. Он предложил дихотомическую модель, согласно которой источником естественных лингвистических изменений служит речь рабочего класса, в то время как представители среднего и высшего классов реагируют на это, так или иначе «корректируя» свою речь согласно естественным изменениям [16].
Говоря о языковых изменениях, У. Лабов различает изменения «сверху» и изменения «снизу». Термины «сверху» и «снизу» относятся к позиции в социальной иерархии. Изменения «сверху» представляют собой заимствования из более престижных вариантов языка; они осознанно копируются говорящими, так как привносятся людьми, принадлежащими к господствующему социальному классу. Изменения «снизу» берут свое начало из просторечных форм и принадлежат речи низшей социальной прослойки. Изменения подобного рода носят системный характер и бессознательно копируются говорящими - только после того, как они становятся частью языка, люди начинают их осознавать [19].
Б. Бернстайн и У Лабов усматривают прямую зависимость между социальной принадлежностью и речевой практикой индивида. Первые лингвистические исследования, проведенные Б. Бернстайном в Лондоне в 1956 году были направлены на то, чтобы выяснить соотношение речевого поведения человека с его социальным статусом. Основным положением теории Б. Бернстайна является утверждение о том, что выходцы из среды рабочего класса и выходцы из среды среднего класса пользуются разными формами языка [5]. Интервью У. Лабова, проведенное в Нью-Йорке в 1964 г., также подтвердило социальную стратификацию образцов речевого поведения. В своих дальнейших исследованиях он зафиксировал, что разные формы существования языка представляют собой континуум: говорящий использует тот или иной вариант произношения с разной частотностью. Однако все информанты обнаруживают тенденцию чаще употреблять более
престижные варианты в официальных ситуациях общения и активнее используют субстандартные языковые средства в непринужденной обиходной речи. Это свидетельствует о наличии в речевом коллективе общих идеалов речеупотребления: все говорящие осознают, какие языковые единицы являются одобренными, а какие - нет, хотя и употребляют их с разной частотностью [5; 19].
Автор и говорящая на ЯР телеведущая И. Найт признает, что меняет свое произношение в зависимости от ситуации: «Дайте мне вести передачу на "Радио-4" и я буду говорить правильно, но посадите меня в такси - и мой собственный акцент ЯР мгновенно исчезнет» [15].
Некоторые лингвисты утверждают, что данные о социальном положении можно не учитывать, и отрицают существование социоэко-номической стратификации. По их мнению, при исследовании лингвистического поведения говорящих следует принимать во внимание такие факторы, как количество представителей конкретной группы или место их проживания, а не социоэкономическое расслоение. Однако, по мнению У. Лабова, подобный подход невозможен для исследования многочисленной по количеству представителей группы [19].
Социолингвистическое исследование П. Традгилом речи жителей г. Нориджа в 1974 г. показало, что различия в языке между социальными классами существуют ввиду того, что средний класс лояльно относится к стандартным нормам литературного английского языка, а рабочий класс отрицает эти нормы и предпочитает «сниженный» разговорный стиль. Исследование Р. Макаулэем английского языка в Глазго в 1978 -1979 гг. показало аналогичный результат: каждая социальная группа использует пропорционально больше престижных форм, нежели группа, стоящая на ступеньку ниже в социальной иерархии [3].
Интересные результаты дало исследование речи подростков двух небольших городков на юге Англии - Рединга (старый город) и Мил-тон Кинз (новый город, основанный в 1967 г.) [8; 13]. Для эксперимента были выбраны учащиеся школ разного социального статуса. В соответствии с этим параметром подростков поделили на представителей рабочего класса и среднего класса. Результаты исследования свидетельствуют о том, что средний класс использует меньшее количество нестандартных форм. Подобная тенденция в значительной степени проявляется и в Рединге, где отличия между представителями разных классов проявляются еще более отчетливо [14].
Возможность получить образование и растущая социальная мобильность привели к тому, что акцент RP стал более доступным для людей, которые прежде не могли бы учиться в университете и получить квалифицированную работу. Уже в 1964 г. A. Гимсон писал, что всё в меньшей и меньшей степени RP остается прерогативой определенного социального класса, и благодаря постепенному размыванию классовых границ этот акцент характеризует речь всё более значительной части населения. Таким образом, результатом изменений социального характера стала тенденция к стандартизации речи представителей низших социальных слоев [12].
Нельзя не согласиться с утверждением П. Традгилла, что потеря и приобретение произносительных черт являются результатом контакта диалектов и коммуникативного взаимодействия. Однако есть доказательства того, что изменения могут быть вызваны источником извне, и стирание произносительных различий может происходить независимо от процесса коммуникации. Недавние исследования показали наличие юго-восточных произносительных черт в отдаленных от Лондона городах - Глазго и Нале. Более того, эти произносительные черты заимствуются подростками из семей рабочего класса, у которых нет возможности перемещаться по стране. Предположительно, средства массовой информации, прежде всего телевидение, могут играть важную роль в этих изменениях. Молодые британцы постоянно находятся под влиянием лондонской речи посредством СМИ и ассоциируют эти акценты с элементами молодежной субкультуры [25]. Черты, присущие лондонскому акценту, активно усваиваются, так как ассоциируются с теми качествами, которыми обладают жители этого региона. Таким образом, это является мотивирующим фактором изменений, происхождение которых невозможно объяснить с точки зрения традиционной модели о распространении спонтанных изменений, а средства массовой информации усиливают эффект, заставляя людей позитивно воспринимать новые явления.
В то же время, поскольку исчезают предрассудки по поводу использования региональных вариантов языка, людям совершенно не обязательно отказываться от своего родного диалекта, чтобы продвигаться по служебной лестнице. Нестандартные языковые формы всё чаще слышны в обществе и в формальных ситуациях общения, где раньше преобладал только RP, например, Estuary English (далее - EE)
описывается как результат акцентной конвергенции, при которой говорящие на RP, принадлежащие к среднему классу, приспосабливаются к местному акценту представителей низшего класса, и наоборот [20].
Еще в 60-е гг. ХХ в. У. Лабов разработал методологию, которая позволила установить взаимоотношение между вариативностью языковых форм и структурой общества: в Великобритании, где произношение говорящего играет значительную роль при создании положительного образа в бизнесе, политике и свидетельствует об образовательном уровне, существует немало ситуаций, когда более благоприятное впечатление на аудиторию производят носители менее престижных произносительных вариантов - региональных диалектов [19].
Когда в 1984 году английский лингвист Д. Розварн впервые заявил о появлении нового диалекта EE, ученые-лингвисты во всем мире отнеслись к обозначенному явлению с интересом, но неоднозначно. П. Традгилл считает, что у данного диалекта отсутствуют характерные особенности на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях [13]. За последнее время практически не было выявлено новых произносительных черт данного акцента. Все основные особенности были отмечены первооткрывателями данного произносительного варианта в конце ХХ в. (Д. Розварном, П. Когглом, Дж. Уэллзом и др.). Некоторые черты ЕЕ закрепились в речи высшего и среднего класса, таким образом обновив произносительную базу RP. Например, использование гортанной смычки (glottal stop) в интервокальном положении (bottle [bo?l]). Лингвисты предполагают, что это черта, намеренно используемая говорящими с целью сделать свою речь менее претенциозной [27].
Молодые носители языка среднего и высшего классов придерживаются «менее высокомерных» и более демократичных произносительных форм, что выражается, например, в потере гласными их количественных характеристик. В современном произносительном варианте уже не встречается дифтонгическое звучание в таких словах, как poor [риэ], hair [hes] и mature [шэ'^иэ]. Молодые носители произносят их как [рэ:], [ho:] и [ms'tju:] [1; 27].
Произносительные изменения характерны и для речи королевской семьи. В то время как представители старшего поколения - королева и Принц Чарльз - всё еще придерживаются традиционного RP, молодые члены королевской семьи - Герцог Кэмбриджский и Принц
Гарри - используют молодежные формы. На ЕЕ говорила в неофициальной обстановке принцесса Диана, даже в личном произношении и словоупотреблении королевы Елизаветы заметны сдвиги в сторону ЕЕ (предполагают, что это следствие ее тесного общения с внуками).
Среди говорящих на более современном RP можно назвать некоторых дикторов ВВС (Фиона Брюс, Эмили Майтлис, Джереми Пак-сман) и мэра Лондона Бориса Джонсона [27].
В начале XXI в. Британская Библиотека провела исследование с целью зафиксировать меняющийся характер произносительного стандарта. Ученые собрали базу данных, состоящую из 15 тыс. образцов прочтений вслух отрывка из книги «Mr. Tickle» детского английского писателя Роджера Харгривса. Выбор произведения обусловлен тем, что там встречаются все гласные и согласные, которые могут меняться в зависимости от акцента.
Собранные данные позволяют зафиксировать изменения в речи английского среднего класса. Джонни Робинсон, куратор и лингвист библиотеки, отмечает: «RP не исчез. Он просто меняется как лингвистическая единица. Он подвергся изменениям за последние 50 лет. Сейчас люди используют более современный произносительный вариант» [27].
Изменения RP на примере молодежной речи
Проведенное нами исследование вокалической составляющей речи образованных англичан (18-39 лет) также подтверждает данный вывод. RP претерпел изменения, в том числе и под влиянием ЕЕ. В речи английской образованной молодежи закрепилось лишь небольшое количество элементов данного типа произношения, а именно -экстремальное продвижение вперед монофтонгов /и/ и /и:/, сужение монофтонга /в/; расширение ядра дифтонга /ei/, продвижение вперед ядра дифтонга /аи/ [1].
Необходимо также отметить неразрывную связь между понятиями «гендер» и «социальный класс». Насколько нам известно, на современном этапе отношения между представителями разных полов качественно не изменились. Женщины по-прежнему несут на себе основную долю обязанностей по воспитанию детей и считаются вторичной социальной группой, несмотря на радикальные изменения в восприятии их роли в экономическом отношении. Гендерные
различия являются, главным образом, результатом общественных факторов, приобретающих все большие масштабы, которые меняются медленнее, чем другие социальные отношения. Следовательно, гендерная дифференциация как социальный фактор должна быть объяснением непрерывно происходящих лингвистических изменений.
Говорящие, имеющие более высокий социальный статус, проявляют как большие гендерные различия, так и большую степень лингвистической нестабильности, а также резкий перепад стилистических вариантов. Тенденция избегать стигматизированных форм и предпочитать престижные варианты характерна для женщин средней прослойки среднего класса, но абсолютно не свойственна представительницам низшего или высшего среднего класса.
Мужчины, принадлежащие к низшей прослойке среднего класса, в большей степени используют непрестижные формы по сравнению с представителями высшего среднего класса. Однако женщины, принадлежащие к низшему классу, используют меньше некорректных языковых форм по сравнению с женщинами высшего среднего класса [19].
Общее утверждение о том, что женщины всех возрастов и классов придерживаются более нормативных произносительных форм по сравнению с мужчинами, требует уточнения. У. Лабов ограничивает это обобщение социолингвистическими константами, т. е. теми формами, которые не подлежат лингвистическим изменениям, а Р. Хадсон добавляет, что переменные должны подвергаться социальной стратификации, при которой высшие слои общества используют стандартные формы чаще, чем представители социальных низов. Женщины, в свою очередь, отдают предпочтение явно выраженным престижным вариантам, в то время как мужчины могут использовать разговорные формы «скрытого престижа» (термин, введенный У. Лабовым). Скрытым престижем обладают стигматизированные языковые формы, демонстрирующие верность говорящих ценностям своего социального круга и противопоставление себя чужакам. Подтверждается, что женщин привлекают нормы литературного английского языка, а мужчин - скрытый престиж разговорной речи [11; 17].
П. Традгилл утверждает, что женщины проявляют больше внимания к изменениям в произношении. Этот повышенный интерес к акценту проявился в том, что в рамках всех социально-экономических классов и слоев общества женщины демонстрировали наибольшее
число престижных форм и наименьшее число - непрестижных [21; 22]. В данном случае заметно наибольшее различие в показателях между группами мужчин и женщин в нижнем слое среднего класса, где женщины демонстрируют гиперкорректное речевое поведение. Хотя считается, что гендерные различия встречаются только в контексте лингвистических переменных, которые стратифицируются в соответствии с принадлежностью к определенному социальному слою, есть основания утверждать наличие гендерных различий вне контекста социального положения, например, переменные, относящиеся к фонологическим процессам редукции и ослабления звучания. Некоторые исследования доказывают, что женщины стремятся использовать четко артикулируемые «канонические» формы и стараются избегать вариантов, которые являются результатом разговорных речевых процессов.
В случае с ЯР данные свидетельствуют о том, что его использование гораздо более выгодно женщинам, чем мужчинам. Женщины, говорящие на ЯР, по мнению окружающих, являются одновременно и более женственными, и более мужественными, чем обладательницы региональных акцентов. О. Элиан утверждает, что женская речь с акцентом ЯР обладает свойством андрогинизма (понятие, введенное американским психологом С. Бемом для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества). Такому восприятию женской речи он предложил следующее объяснение: акцент ЯР ассоциируется одновременно с утонченностью и властью, с речью людей, которые могут иметь влияние в обществе. Эти качества у женщин, с одной стороны, помогают подчеркнуть их женственность, а с другой - способствуют их продвижению по службе [9]. Таким образом, можно сделать вывод, что женщины, говорящие на ЯР, оставляют гораздо более благоприятное впечатление, чем мужчины с тем же акцентом, и подобное стереотипное мнение окружающих может служить причиной того, что женщины используют более стандартные формы, чем мужчины.
Например, герцогиня Кембриджская использует более изысканный вариант ЯР, чем ее муж. Она очень аккуратна в выборе произносительных моделей. Вне всякого сомнения они оба придерживаются произносительной нормы. Однако тот факт, что происхождение Кэтрин не аристократическое, позволяет ожидать более «королевского» ЯР от принца Уильяма, но все получается наоборот [27].
По мнению Дж. Чамберса и П. Традгилла, в ситуациях повседневного общения женщины стараются быть более консервативными и предпочитают наиболее престижные варианты. В эмоционально нестабильных ситуациях женщины проявляют себя лидерами лингвистических изменений, которые будут ассоциироваться с престижными вариантами, в то время как мужчины, принадлежащие к низшему классу, обычно являются проводниками изменений, которые привносят или возрождают просторечные формы [6]. У. Лабов говорит о том, что женщины являются проводниками изменений произносительной нормы: «В лингвистических изменениях "извне" женщины усваивают престижные формы быстрее мужчин» [19].
Заключение
Итак, связь между акцентом RP и принадлежностью к определенному классу явно ослабевает. Современный RP в разной степени (в зависимости от ситуации) используют все слои населения. Говорящие начинают воспринимать новые, возникшие в RP, тенденции уже не как маркер принадлежности к определенному социальному классу. Слишком ярко выраженный локальный характер произносительных форм может рассматриваться ими как старомодный и нежелательный, в то время как надрегиональные черты, не являющиеся характеристикой какой-либо прослойки населения, рассматриваются как современные и передовые. Такое мнение является мотивацией для усвоения новых черт: говорящие используют более распространенные произносительные варианты с целью обозначить свою прогрессивность. Процесс выравнивания (levelling) может повлиять на все стороны социального континуума. Результатом может стать параллельное развитие системы, в процессе которого стираются границы между наиболее яркими вариантами, принадлежащими представителям высшего и низшего классов, а представители среднего класса, являясь самой многочисленной прослойкой населения, говорящей на современном RP, выступают в роли основного вектора его развития в настоящее время. Причем женщины всех социальных слоев сохраняют в современном RP многие элементы классического стандартного акцента, а мужчины, принадлежащие к низшему классу, привносят в данный акцент часто нестандартные (просторечные) формы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безбородова М. В. Вокалическая составляющая современной молодежной речи с учетом тендерных различий (экспериментально-фонетическое исследование на материале британского варианта английского языка) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2013. - 24 с.
2. Вахтин Н. Б., Головко Е. Б. Социолингвистика и социология языка. -СПб. : Издательский центр «Гуманитарная академия», 2004. - 388 с.
3. Кирилина А. В. Гендер и язык / Московский гос. лингвистический ун-т; Лаборатория гендерных исследований. - М. : Языки славянской культуры, 2005. - 624 с.
4. Шевченко Т. И. Фонетика и фонология английского языка: Курс теоретической фонетики английского языка для бакалавров. - Дубна : Феникс+, 2011. - 256 с.
5. Bernstein B. Class, Codes, Control : in 2 Vols. - London : Routledge, 19711973. - Vol. 1. - 238 p. ; Vol. 2. - 377 p.
6. Chambers J. K., Trudgill P. Dialectology. - 2nd ed. - Cambridge : Cambridge University Press, 1998. - 216 p.
7. Chambers J. K. Sociolinguistic theory: linguistic Variation and its social significance. - Oxford: Blackwell, 2009. - 308p.
8. Cheshire J. Sociolinguistics and mother-tongue education // U. Ammon, N. Dittmar, K. Mattheier and P. Trudgill (eds.). Sociolinguistics: An Introductory Handbook of the Science of Language and Society. - Berlin : Mouton de Gruyter, 2005. - P. 2341-2350.
9. Elyan O., Smith P., Giles H. and Bourhis R. RP-accented female speech: the voice of perceived androgyny. In P. Trudgill (ed.), Sociolinguistic patterns in British English. - London : Arnold, 1978. - P. 122-131.
10. Gimson A. C. British English pronunciation: standards and evolution // Praxis des Neusprachlichen Unterrichts 17. - 1970. - P. 17-20.
11. Hudson R. A. Sociolinguistics. - 2nd ed. - Cambridge : Cambridge University Press, 1996. - 279 p.
12. Kerswill P. Mobility, meritocracy and dialect levelling: the fading (and phasing) out of Received Pronunciation // P. Rajamae and K. Vogelberg (eds.). British studies in the new millennium: challenge of the grassroots. - Tartu : University of Tartu, 2001. - P. 45-58.
13. Kerswill P., Williams A. New towns and koineisation: linguistic and social correlates // Linguistics 43(5). - 2005. - P. 1023-1048.
14. Kerswill P. Migration and language // Sociolinguistics. An international handbook of the science of language and society. - 2nd ed. - Vol. 3. - Berlin : De Gruyter, 2006. - P. 2271-2285.
15. Knight I. Speak proper? Not likely // Sunday Times. - 11.11.2001.
16. Kroch A. Grammatical ideology and its effect on speech linguistic variation. Models and Methods // Center for Mathematical Research University of Montreal / ed. by D. Sankoff.- Quebec : Academic Press, - 1978. - P. 45-55.
17. Labov W. The intersection of sex and social class in the course of linguistic change // Language Variation and Change 2: 2. - 1990. - P. 205-254.
18. Labov W. Principles of Linguistic Change // Internal Factors. - Vol. 1. -Oxford : Blackwell Publishers Inc., 1994. - 572 p.
19. Labov W. Principles of Linguistic Change // Social Factors. - Vol. 2. - Oxford : Wiley-Blackwell, 2001. - 572 p.
20. Rosewarne D. Estuary English: tomorrow's RP? // English Today 37. - 1994. -P. 3-8.
21. Trudgill P. The Social differentiation of English in Norwich. - Cambridge : Cambridge University Press, 1974. - 211 p.
22. Trudgill P. Sociolinguistics. - Harmondsworth : Penguin Books, 1974. - 189 p.
23. Trudgill P. Standard English: what it isn't // Bex and Watts. - 1999. -P. 117-128.
24. Wells J. C. Accents of English. - Cambridge : Cambridge University Press, 1982. - 465 p.
25. Williams A. andKerswill P. Dialect levelling: continuity vs. change in Milton Keynes, Reading and Hull // P. Foulkes & G. Docherty (eds.). Urban voices Accent studies in the British Isles. - London : Arnold, 1999. - P. 141-162.
26. William and Kate's accent. - URL : http://dialectblog.com/2011/05/01/ william-and-kates-accent/
27. William's cut-glance accent. - URL : http://www.telegraph.co.uk/news/news topics/howaboutthat/9653166/Prince-Williams-cut-glass-accent-is-a-little-less-polished-than-Kate-Middletons.html