Научная статья на тему 'Роль профессиональной этики в регулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе'

Роль профессиональной этики в регулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
573
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гилязева М. Р.

В статье показана роль, которую играют морально-нравственные принципы на регулирование конфликта интересов в деятельности государственных и муниципальных служащих. Сделан вывод о том, что при заниженной планке профессиональной этики государственные и муниципальные служащие в ситуациях с конфликтом интересов склонны отдавать приоритет личным интересам (в ущерб общественным и государственным).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гилязева М. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль профессиональной этики в регулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе»

А.И. Долговой, В.В. Астанина. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002. - С. 45-83.

5 Катаев H.A., Сердюк Л.В. Коррупция (уголовно-правовой и криминологический аспект): учебное пособие. - Уфа: ВЭГУ и ПВШ МВД. -1995. - С. 215.

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В РЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

© Гилязева М.Р. *

Казанский институт финансов, экономики и информатики, г. Казань

В статье показана роль, которую играют морально-нравственные принципы на регулирование конфликта интересов в деятельности государственных и муниципальных служащих. Сделан вывод о том, что при заниженной планке профессиональной этики государственные и муниципальные служащие в ситуациях с конфликтом интересов склонны отдавать приоритет личным интересам (в ущерб общественным и государственным).

Интересы представляют собой специфическую направленность личности, выступающую основным мотивом, побуждающим человека к деятельности. Поэтому интересы в данном контексте могут рассматриваться как действенный элемент, определяющий поведение человека в обществе. Осознанные индивидом интересы проходят через «сито» ценностных установок, участвуют в формировании у него идеальных специфических образований - мотивов, т.е. внутренних субъективных побудительных факторов, предшествующих социальному действию [1, с. 18]. При определении линии поведения человек опирается на систему своих ценностных ориентаций, моральных и нравственных принципов, а это, в свою очередь, влияет на методы достижения поставленных целей. Первостепенную важность имеют нравы и моральные представления, которых придерживается человек в повседневной жизни, поскольку они то и выступают регуляторами поведения индивида в социуме.

Государственные гражданские и муниципальные служащие в силу занимаемой должности в своей деятельности должны руководствоваться интересами государства. Поскольку служение обществу является их основной миссией, в процессе исполнения должностных обязанностей они

* Преподаватель кафедры «Менеджмент и маркетинг».

должны учитывать также общественные интересы. И то, и другое не отменяет наличие у каждого из них своих личных предпочтений, в число которых, на наш взгляд, включены как профессиональные - карьерный рост, повышение квалификации, повышение статуса и пр., так и основанные на потребностях человека в безопасности, общении, уважении со стороны других, самореализации, достойном заработке и т.д.

Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе возникает в ситуации, когда происходит столкновение интересов служащего: как частного лица, а также связанных с ним лиц; с интересами государства, выраженными в системе законодательных норм; с интересами третьих лиц [2, с. 124-125]. Конфликт интересов может быть связан как с теми полномочиями государственного (муниципального) служащего, которые на него возложены в силу занимаемой должности, так и теми социальными связями и возможностями, которыми он обладает даже после перехода на другую должность либо увольнения со службы.

В случае возникновения конфликта интересов перед каждым государственным и муниципальным служащим встает вопрос морали (как система этических ценностей и нравственный регулятор внутриобщественных взаимодействий), т.е. границы реализации личных предпочтений. Следствием заниженной планки этических норм является стремление использовать статусные и должные полномочия в собственных интересах (в ущерб общественным и государственным). Возникновению конфликта интересов на государственной (муниципальной) службе способствуют: политизированность исполнительной власти и ее сращивание со структурами бизнеса, оторванность от нужд населения, а также неразрешимые противоречия внутри системы власти [3, с. 113-114].

Причин возникновения конфликта интересов - множество. Неразвитость профессиональной этики на фоне деструктивных установок, падение доверия к представителям власти и ее институтам, подрыв престижа и авторитета государственных и муниципальных служащих актуализируют вопрос о необходимости исследования причин возникновения этих явлений и их искоренения. Одной из задач, требующих решения, является четкое обозначение этических правил, которых должен придерживаться человек, призванный в силу занимаемой должности служить интересам общества и государства.

В системе государственной гражданской службы институт «конфликта интересов» законодательно закреплен положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в муниципальной службе - Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Новый импульс своего развития институт «конфликта интересов» получил с вступлением в силу Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», в

котором порядку предотвращения и урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе посвящена специальная гла-ва. Ввиду своей остроты, нравственный аспект государственной и муниципальной службы нашел отражение в Указе Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Продолжительное время в научных кругах разрабатываются модели Этического Кодекса для государственных и муниципальных служащих, но они пока не получили правового закрепления.

Тем не менее, следует иметь в виду, что пока основным мотивом чиновничества будет реализация собственных интересов (с игнорированием при этом интересов общества и государства), стремление на законодательном уровне решить вопросы нравственности и морали будет малоэффективными. Уровень коррупции в нашей стране и степень ее проникновения во все сферы жизнедеятельности общества позволяет некоторым исследователям причислять Россию к коррумпированным государствам. Этот неутешительный диагноз - худший из возможных. Одной их характерных черт таких государств является то, что «вектор направленности интересов тех, кто стоит у власти и обеспечивает повседневное управление, прямо противоположен идеалам демократии, права и социальной справедливости. Их главный принцип: «А что я с этого буду иметь?»; их главная забота - в поиске удобных коррупционных схем; их главная цель - в получении максимальной личной выгоды. Меркантильные интересы, стяжательство, должностные злоупотребления, стремление поживиться за счет других - их образ существования» [4, с. 21].

Высокая коррупционность аппарата государственных и муниципальных служащих подтверждается объективными параметрами. Показатели свидетельствуют о том, что за последние два года объем коррупции в России варьируется от 240 до 300 млрд. долл. в год - это объем доходов российского бюджета на год, или четверть от планируемого размера ВВП [5]. Статистические данные правоохранительных органов также свидетельствуют о тенденции неуклонного роста преступлений с нарушением интересов государства, неправомерными действиями государственных и муниципальных служащих. Только за 2009 г. выявлено 43 тыс. преступлений против интересов государства, совершенных лицами, занимающими государственную должность. Из общего количества правонарушений против интересов государства 15 тыс. - коррупционные преступления [6].

Безусловно, принятие Этического Кодекса привлечет внимание к вопросам поведения государственных (муниципальных) служащих. Это даст правовой инструмент противодействия и борьбы с нарушениями такого рода. Однако насколько такие правовые нормы будут иметь правоприменительную практику - неизвестно. К примеру, существует мнение, что с момента принятия закона о коррупции и с началом борьбы с этим явлени-

ем на законодательном уровне, ситуация с этими правонарушениями в системе власти не сильно изменилась, зато резко повысились размеры взятки, включающие плату за риск. И если момент получения взятки можно зафиксировать и доказать, то использование социальных связей - без прямой материальной выгоды (услуга за услугу) - вряд ли возможно. Пока такое положение дел будет взаимовыгодно как внутри самой системы власти, так и при взаимодействии бизнеса с чиновничеством, говорить о решении этих проблем не приходится. Корпоративная солидарность препятствует «распутыванию паутин» такого рода. «Сегодня неформальные, интенсивные по характеру правила поведения оказывают значительно большее влияние на профессиональную этику, чем формальные кодифицированные правила» [7, с. 104].

Само возникновение конфликта интересов и системе власти - явление естественное, аморальными являются инциденты, т.е. конкретные действия, направленные на использование формальных и неформальных ресурсов для реализации собственных целей, противоречащих нравственности и морали. «Несоответствие подготовленности морально-психологическим требованиям, которые объективно предъявляет к нему профессиональная деятельность, ведет к срывам, ошибкам, неэффективности в решении задач, нарушениям законности, подрыву авторитета, престижа профессии сотрудника, снижению активности участия населения в укреплении правопорядка, утрате гражданами веры в справедливость и другим неприятным последствиям» [7, с. 110].

Государственные и муниципальные служащие должны соответствовать высоким этическим стандартам, поскольку они составляют сердцевину государственности, олицетворяют саму власть. «Защищая справедливость и мораль, любой сотрудник обязан сам в своих действиях, поведении и личной жизни быть морально примерным. Это не только дает ему моральное право требовать должного поведения от других, но и повышает успешность решения моральных проблем при выполнении своих служебных обязанностей» [3, с. 110] - декларируют теоретические измышления на этот счет. Однако на фоне моральной деградации общества, которую фиксируют различные представители науки [8, с. 120], требование от чиновников соблюдения норм морали и нравственности переходит в иной контекст. В некотором смысле становится нормой использование своих статусных и должностных полномочий для реализации амбиций в плане материального обогащения. Такой перекос в современном российском обществе имеет тенденцию увеличиваться. В связи с чем возникает необходимость взглянуть на проблему несколько шире, не ограничиваясь Этическим Кодексом для государственных и муниципальных служащих. Необходимо понимание того, что вопросы этики, морали и нравственности не могут быть решены в результате рекрутинга, публичного осквернения

власти, а также расследованиями коррупционных преступлений и изданием новых законодательных актов и пр. О том, что коррупция должна быть явлением аморальным неоднократно говорилось и руководителями государства [9], и учеными [4, с. 27]. Что в обществе аморально - решает само общество. И поэтому преодоление негативных тенденций возможно только благодаря консолидации социума в своем стремлении жить цивилизованно.

Список литературы:

1. Канапухин П.А., Хаустов Ю.И. Система экономических интересов и их роль в мотивационном механизме // Вестник ВГУ Серия: Экономика и управление. - 2004. - № 2. - С. 18.

2. Кудюкин П.М. Конфликт интересов в системе государственной службы: сущность, пути выявления, предупреждения и разрешения // Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов / Под ред. М.Б. Горного и А.И. Волкова. - СПб.: Норма, 2005. - С. 124-125.

3. Комлева В.В. Профессиональная этика государственных служащих в условиях реформирования государственной службы // Социология власти. - 2004. - № 1.

4. Охотский Е.В. Коррумпированное государство // Публичное и частное право. - 2009. - № 2.

5. Четверть ВВП на коррупцию // Интерфакс [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.interfax.ru/business/txt.asp?id=68776 (дата обращения 20.05.2010).

6. Работу по реформированию МВД Президент будет держать под личным контролем // Официальный сайт Президента России. 18.02.2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.news.kremlin.ru/news/6909 (дата обращения 20.05.2010).

7. Петрова А.С. К вопросу о гражданственности сотрудника органов внутренних дел как основе нравственно-правового воспитания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2008. - № 4.

8. Морев М.В., Попова В.И. Социально-экономические аспекты нравственного состояния общества // Экономическое возрождение России. -2010. - № 2. - С. 120.

9. Медведев Д.А. Форум «Глобальное инновационное партнёрство» // Официальный сайт Президента России. 11.10.2010. [Электронный ресурс]. -Режимдоступа: www.kremlin.ru/transcripts/9209 (дата обращения 20.12.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.