Научная статья на тему 'Роль проектной деятельности в становлении личности школьников и студентов'

Роль проектной деятельности в становлении личности школьников и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрюк Сергей Олегович

В статье рассматривается вопрос о роли проектной деятельности в становлении личности студентов и школьников. Автор определяет исследовательскую и проектную деятельности как важное средство комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Обосновывается мысль о том, что через проектное обучение формируется положительная мотивация для самообразования, компетентности учащихся и студентов в области решения проблем и коммуникаций, способствующая интеллектуальному личностному росту и расширению кругозора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль проектной деятельности в становлении личности школьников и студентов»

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ Стрюк С.О.

Стрюк Сергей Олегович - студент, Институт природных ресурсов Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о роли проектной деятельности в становлении личности студентов и школьников. Автор определяет исследовательскую и проектную деятельности как важное средство комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Обосновывается мысль о том, что через проектное обучение формируется положительная мотивация для самообразования, компетентности учащихся и студентов в области решения проблем и коммуникаций, способствующая интеллектуальному личностному росту и расширению кругозора. Ключевые слова: исследовательская деятельность, научно-практическая и экологическая конференции, социальное партнерство, профильные классы, творческая личность, коммуникативная компетентность.

Однажды мой друг меня спросил: без чего немыслим человек, и я, не задумываясь, ответил ему словами педагога В.А. Сухомлинского: «Настоящий человек немыслим без добрых чувств. Воспитание, по существу, начинается с формирования душевной чуткости - умения откликаться сердцем, мыслями, чувствами на все то, что происходит в окружающем мире. Душевная чуткость - это тот общий фон гармонического развития, на котором любое человеческое качество - ум, трудолюбие, талант - приобретает подлинный смысл, получает наиболее яркое звучание» [1].

В этом я уверен и сегодня. Ведь жестокого человека трудно обучить любому ремеслу, а уж о творчестве и говорить нечего, тем более, творчестве изобретательском. А всё потому, что только добрый человек способен делиться своими мыслями и находками с другими людьми. И неважно, в какой стране, или в семье с каким достатком родился человек. Важно, в какой школе и вузе он учился, и кто был его Учителем.

К преподавателям у меня всегда было и остаётся чувство неоднозначное, ведь от них чаще всего зависит развитие творческого потенциала будущего гения, испытателя, ответственного исследователя, простого рабочего-творца. Думаю, педагоги со мной согласятся, ведь не только ради зарплаты они начинают свою творческую карьеру. Именно творческую, потому что только творческая личность способна заметить в ребёнке «золотое зёрнышко таланта» и взрастить из него если не гения, то истинного испытателя - первооткрывателя.

Творчество было всегда и как бы его ни пытались заглушить, оно всё равно выходило наружу. Изобретательство в школе тоже было всегда. Учителям приходится возрождать какие-нибудь забытые технологии или придумать новые, чтобы вернуть человеку желание творить. В чём секрет популярности этого вида деятельности в сегодняшней школе? В успешности достижения цели, в заинтересованности учителей, а потом и учеников. Наверное, вы задаётесь вопросом, а почему же ученика я ставлю на место за Учителем? Потому, что сам ученик, даже гениальный не в силах «провернуть это дельце», для этого нужен опыт, жажда поиска, какие-никакие связи, финансовые возможности, настойчивость, уверенность в результате. И только имея все вышеперечисленное, талантливый ученик может достичь высоких результатов.

Я закончил МОУ «СОШ № 4» городского округа Стрежевой Томской области в 2016 году. Проектная деятельность в моей молодой школе (открыта в 1985 году)

началась с первого директора школы, физика Турубанова В.П. и учителя биологии Ярушиной В.П. - первых в городе Лауреатов премии Сороса. Первым учеником-победителем стал третьеклассник Евгений Степаньков, вырастивший на классном подоконнике кристаллы и изобразивший их фракталами. Сегодня он профессор Новосибирского Государственного университета. А ведь всё начиналось, казалось бы, с игры на уроке в начальных классах. Впрочем, и следующие победы в проектно -исследовательской работе в большинстве случаев принадлежали младшим школьным параллелям. Сегодня пьедестал с ними успешно делят старшеклассники.

Проектная деятельность помогла многим выпускникам моей школы в выборе профессии. Бывшие дети - участники экологических проектов сегодня работают экологами в ОАО «Томскнефть» ВНК, ОАО «Роснефть», ЗАО «ССК», возглавляют сервисные компании. Из них выросли отличные педагоги, которые, вернувшись в город, работают в школах. Попробовавшие себя в творчестве уже не могут просто сидеть, сложа руки. Создание реального «продукта», имеющего для школьника-подростка практическое значение и принципиально новое в его личном опыте, является результатом деятельности школьников, что само по себе бесконечно ценно.

Школа не стоит на месте. Поиск новых форм и методов работы привёл школу в «Школьную Лигу РОСНАНО», к сотрудничеству с учёными не только России, но и приезжающими специалистами из США и Израиля. Учителя школы вместе с иностранными специалистами растят новых учёных, первооткрывателей законов природы, мира в целом.

Проектная деятельность является основным видом развивающего обучения в профильных классах школы. Первый профильный «Томскнефть-класс» в МОУ «СОШ № 4» г. Стрежевого был создан в 2008 году. Его представляли лучшие ученики школы (по окончании школы 16 из них получили золотые и серебряные медали), активисты, неравнодушные, весёлые и находчивые, мобильные, не требующие уговоров и призывов к выполнению заданий. Это большой плюс школьным учителям и родителям, сумевшим воспитать в этих детях настоящих тружеников, олимпиоников, артистов и художников одновременно. Огромное значение имеет и поддержка градообразующей компании ОАО «Томскнефть» ВНК, заинтересованной в развитии проектной деятельности. Ежегодно проводимая компанией научно-практическая конференция является одним из самых ярких мероприятий для молодых умов, умеющих находить рациональное зерно в сложных жизненных задачах. Во время одной из экскурсий десятиклассников на кустовую площадку (это входит в программу «Томскнефть-класса») двое ребят обратили внимание на нерациональное использование оборудования и его установки. Так у этих ребят появился проект «Математические расчеты в строительстве кустовых площадей». Расчёты приняты как актуальное решение экономичного использования ресурсов при добыче нефти. Участие школьников в конференциях становится для многих из них путёвкой на Всероссийские конкурсы.

Хочется отметить, что я так же являюсь непосредственным участником подобных событий. Я так же учился в профильном «Томскнефть-классе», набранном в 2014 году. Однажды на уроке физической культуры в своей школе я обратил внимание на раздражающее освещение в спортивном зале. Так родился мой проект «Повышение энергетической эффективности в образовательном учреждении на примере спортивного зала», получивший высокую оценку как на городской проектной конференции, так и на конференции Томского государственного университета.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что через исследовательскую деятельность и проектное обучение формируются положительная мотивация для самообразования, компетентности учащихся в области решения проблем и коммуникаций, способствующие интеллектуальному росту школьников, расширению кругозора, как в области учебного предмета, так и в окружающей действительности.

42

Но, к сожалению, в школах недостаточное количество ребят заинтересованы в проектной и научной деятельности, несмотря на все старания учителей и спонсоров-компаний. Когда ярые противники исследовательской и проектной деятельности отправляются на срочную службу в армию, заинтересованные ребята продолжают свое обучение, пройдя на следующую ступень - университет.

Как студент Томского Политехнического университета, смело могу заявить, что университет предоставляет студентам больше возможностей для исследовательской и проектной деятельности. В учебный план моей специальности входит обязательная дисциплина «творческий проект». Исходя из названия сделать вывод о содержании дисциплины труда не составит. Так же в Томском Политехническом университете существует дополнительное образование по программе «проектный менеджмент». Студенты этой программы на всем протяжении обучения придумывают и реализуют исследовательские проекты по самым разным направлениям, при этом преподают некоторые дисциплины действующие специалисты компаний-партнеров университета.

А каковы цели всех этих исследовательских проектов в университете? Ответ прост: абсолютно те же самые цели, что и у исследовательской деятельности и проектного обучения в школе. Однако вуз владеет более богатой материальной базой, имеет множество компаний-партнеров, которые заинтересованы в компетентности своих будущих работников в областях решения проблем. Но эти проблемы уже будут реальными проблемами компаний, решения которых могут быть предложены молодыми специалистами, пришедшими после университета.

Список литературы

1. Василий Сухомлинский - мастер человечности // Журнал Пробуждение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://waking-up.org/psihologiya-i-psihoterapiya/vasiliy-suhomlinskiy-master-chelovechnosti/ (дата обращения: 31.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.