научно-методический электронный журнал ART 13077 УДК 37.048.45:371.314.6
Бобина А. В. Метод проектов как инновационный педагогический инструментарий для работы по профориентации учащихся // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13077. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13077.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.
Бобина Алла Владимировна,
учитель информатики ГБОУ «Школа № 494», г. Санкт-Петербург [email protected]
Метод проектов как инновационный педагогический инструментарий для работы по профориентации учащихся
Аннотация. В статье представлен опыт организации и проведения проектов по профориентации с использованием возможностей информационно-коммуникационных технологий и межпредметных связей в рамках программы «Обучение бизнесу и предпринимательству в средней школе». В статье делается вывод о том, что проектная деятельность в наибольшей степени способствует формированию творческой личности учеников, способных к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии и обществе. В свою очередь, применение интернет-технологии, предоставляет большие возможности не только для разностороннего развития и социализации учащихся, но и для повышения профессиональной компетентности учителей.
Ключевые слова: метод проектов, информационно-коммутационные технологии, проект.
В современном мире, начиная с 90-х годов прошлого века, активно начали проявляться новые тенденции в социально-экономической области, на рынке труда, которые должны качественно повлиять на школу, на технологии и содержание образования. А именно: современный мир - мир нестабильный, динамичный. В меняющемся мире система образования должна формировать профессиональный универсализм - способность менять сферы и способы деятельности. Таким образом, современная школа должна формировать человек с высокой степенью обучаемости, который может работать в команде, принимать самостоятельные решения, быть инициативный, способный к инновациям [1, с. 10].
В связи с этим, наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании, нацеленные на всестороннее развития личности школьников в образовательном процессе. Одним из подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность.
Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюки, а также его учеником В. Х. Килпатриком [2].
В 1905 году русский педагог С. Т. Шацкий начал использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получило широкое распространение и развитие (особенно в 20-30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся [3].
«Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [4].
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13077.htm
научно-методический электронный журнал ART 13077 УДК 37.048.45:371.314.6
Бобина А. В. Метод проектов как инновационный педагогический инструментарий для работы по профориентации учащихся // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13077. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13077.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта [5, с. 39].
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Основываясь на это, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
- исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
- социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
- оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выделять главную и второстепенную информацию выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
- презентационные (выступать перед непривычной аудиторией, отвечать на незапланированные (каверзные) вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
- рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
- менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Далее остановимся на описании нашего педагогического опыта.
В прошедшем учебном году, в рамках программы «Обучение бизнесу и предпринимательству » в нашей школе были реализованы следующие проекты по профориентации:
- представление компании-ментора;
- структура компании-ментора и три лица в компании.
В ходе работы над проектами со школой сотрудничали четыре компании крупного и малого бизнеса:
- «Аларм-Моторс Форд» (официальный дилер автомобилей Форд на Северо-западе);
- ЧП «Аква стайл» (изготовление кайтов и снаряжения для дайвинга);
- ООО «Ювенал-МК» (строительство зданий, автомобильных и железных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов);
- ООО «Муссон» (специализация-вывоз мусора).
Тематика проектов была определена исходя из того положения, что профессиональная ориентация учащихся 9-х классов особенно важна, поскольку школьники оканчивают курс средней школы, и их дальнейшее обучение зависит от выбора: профильные классы старшей школы (10-11 класс) или среднеспециальные учебные заведения.
Проекты носили долгосрочный характер, их продолжительностью составила несколько месяцев. Работа над проектами выполнялась учащимся 9-х классов на уроках по профориентации с использованием технического потенциала компьютерного класса, активно использовались интернет-сервисы и электронная почта. Часть
«VI О <Х»
http://e-koncept.ru/2013/13077.htm
научно-методический электронный журнал ART 13077 УДК 37.048.45:371.314.6
Бобина А. В. Метод проектов как инновационный педагогический инструментарий для работы по профориентации учащихся // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13077. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13077.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
самостоятельной работы проводилась учениками дома, коммутация между участниками проекта осуществлялась посредством электронной почты.
В ходе работы ученики встречались с представителями компании, развивая таким образом навыки коммуникативного взаимодействия и культуры делового общения.
Результаты своей работы над проектом, с целью визуализации материала и наглядности, ученики представили в форме мультимедийных презентаций, созданных в приложении Microsoft PowerPoint. В рамках проекта была проведена школьная конференция, на которой ученики, в присутствии администрации школы и одноклассников, защищали свои проекты.
Перед началом работы над проектом был составлен план, где были определены следующие этапы работы.
1 этап. Подготовительный. На этом этапе ставится проблема и выбирается тема проекта, определяется задание конкретной направленности, формируются группы учащихся для работы над проектом (по 2-3 человека), и распределяются роли.
Задача этапа: проведение сбора информации о компании с использованием ресурсов Интернета.
Ученики узнают историю создания фирмы, описывают продукцию, которую производит компания, выясняют организационную структуру предприятия. На основании анализа полученной информации составляется план интервью с представителями компании и формируется «банк» вопросов.
Задача учителя на этом этапе: координация действий учеников, проведение совместного анализа полученной информации.
2 этап. Этап разработки.
Задача этапа: организовать практическую работу с компанией-ментором.
В ходе этого этапа учащиеся работают непосредственно с представителями компании:
- устанавливают контакт с компанией - ментором;
- встречаются с сотрудниками фирмы по предварительной договоренности;
- проводят интервью, фотосъемку и наблюдения во время посещения компании;
- сравнивают полученную информацию с информацией представленной Интернет ресурсами;
- анализируют, какими профессиональными знаниями должен обладать представитель той или иной специальности.
Задача учителя на этом этапе: оказание консультативной и организационной помощи.
3 этап. Этап реализации.
Задача этапа: произвести анализ всей информации о компании с учетом темы и цели проекта.
С целью визуализации материала и наглядности, результаты работы над проектами ученики оформляют в виде мультимедийных презентации в приложении Microsoft PowerPoint
Задача учителя на этом этапе: оказание консультативной и технической помощи в создании презентаций.
4 этап. Представление проекта.
Задача этапа: представить и защитить свой проект с использованием мультимедийной презентации. Предварительно проекты демонстрируют сначала в классе перед одноклассниками. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. После чего проект представляется на школьной конференции, где
http://e-koncept.ru/2013/13077.htm
научно-методический электронный журнал ART 13077 УДК 37.048.45:371.314.6
Бобина А. В. Метод проектов как инновационный педагогический инструментарий для работы по профориентации учащихся // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13077. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13077.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
ученики выступают в присутствии администрации школы и одноклассников. После представления каждого проекта проходит обсуждение работы, ребята отвечают на вопросы, определяют что достигнуто, обсуждаются дальнейшие перспективы. В качестве рефлексии, все участники проекта заполняются листы обратной связи, при помощи которой производится самооценка работы над проектом.
В мае 2012 года на школьной конференции проходила защита проектов. В присутствии администрации школы и старшеклассников учащиеся представляли свои проекты. Ребята волновались, ведь опыт публичных выступлений у них был явно недостаточный.
Реплика: «...Выступать было трудно. Нужно было побороть страх и волнение...». После представления каждого проекта, участникам задавали вопросы, причем среди них были и «каверзные». Реплика: «.Было страшно. Сильно нервничала. Столько людей было, Нина Юрьевна задавала такие вопросы.. В следующий раз буду чувствовать себя уверенней. ».
Нужно отметить, что не все ученики смогли не растеряться в нестандартной ситуации и ответить на неожиданные вопросы. Тем не менее, все участники проекта оценили данный опыт публичных выступлений как очень полезный и отметили, что он пригодится им в дальнейшей жизни.
Рефлексия. После каждого выступления все участники проекта и члены администрации заполняли листы обратной связи, где каждое выступление оценивалось по ряду критериев:
- умение свободно и уверенно начать выступление;
- умение грамотно изложить содержание;
- умение поддерживать заинтересованность аудитории;
- умение демонстрировать наглядный материал;
- умение уложиться в отведенное для доклада время;
- общее мнение о поведении докладчика (грамотность, культура речи, культура общения, культура внешнего вида;
- умение ориентироваться в сложной ситуации.
Каждый из указанных критериев оценивался по пятибалльной шкале. Подсчет баллов и анализ полученной информации позволил:
- выбрать самый лучший проект;
- оценить степень адекватности оценки своих проектов самими участниками.
Сравнивались баллы по каждому критерию, которые поставил себе сам участник
проекта и оценку, которую поставили присутствующие. Следует отметить, что в большинстве случаев ребята оценивали себя адекватно или немного недооценивали.
Подведение итогов. После завершения проекта, большая группа учеников 9-в класса (8 учащихся), в результате работы с компанией «Аларм Моторс Форд», выбрали профессию автомеханика, и поступили в профильное среднеспециальные учебное заведение. Остальная часть учащихся продолжили обучение в 10 классе с целью получить высшее образование. Таким образом, можно сделать вывод, что работа над проектом по профориентации позволила ученикам нашей школы выбрать профессию, учитывая свои склонности и интересы.
В современном менеджменте констатируется факт, что человек, успешно реализовавший несколько локальных проектов, постепенно получает возможность расширить рамки своей деятельности для того, чтобы от локальных проектов переходить к более масштабным и требующим новых знаний, освоения новых способов деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что технологии метода проектов относят к
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13077.htm
научно-методический электронный журнал ART 13077 УДК 37.048.45:371.314.6
Бобина А. В. Метод проектов как инновационный педагогический инструментарий для работы по профориентации учащихся // Концепт. - 2013. - № 04 (апрель). - ART 13077. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13077.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в современном обществе.
В свою очередь использование интернет-технологий позволяет использовать Метод проектов на более высоком уровне, что предоставляет большие возможности не только для разностороннего развития и социализации учащихся, но и для повышения профессиональной компетентности учителей, повышения их творческого потенциала.
Ссылки на источники
1. Информационные технологии для Новой школы: Материалы конференции. - СПб.: ГОУ ДПО
ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий»,
2011. - 280 с.
2. Метод проектов. - URL: http://wiki.irkutsk.ru/index.php/Метод_проектов.
3. Там же.
4. Там же.
5. Гусев Н. Г., Калашников Н. П., Качанов А. В. Профессиональная ориентация молодежи и организация приема в высшие учебные заведения. - М.: Высшая школа, 1982. - 128 с.
Bobina Alla,
Computer Teacher School № 494, St. Petersburg [email protected]
Project-based learning as an innovative pedagogical tool for career guidance of students Abstract. The article presents the experience of organizing and conducting projects on vocational guidance using the power of information and communication technologies and interdisciplinary connections within the framework of the program "Education Business and Entrepreneurship in high school." The article makes Xia concluded that the project activity to the greatest extent contributes to the formation of the creative personality of students capable of self-reliant behavior and ISSN 2304-120X action, self-development, self-projection, to the free flow definition itself in the profession and in society. In turn, the use of Inter-net technology, provides a great opportunity not only for different-sided development and socialization of students, but also to enhance the professional competence of teachers.
Keywords: project method, information-switching technology, energy, the project. 9 1772з04hi 20135 Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук.
977230412013504
http://e-koncept.ru/2013/13077.htm