УДК 37.01
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А. Л. Позднякова, Н. О. Макаренко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected], [email protected]
Раскрывается сущность и технология проектной деятельности. Обозначаются авторские подходы к проблеме формирования конкурентоспособного выпускника вуза с ценностной направленностью на профессиональную деятельность. Данная статья рекомендуется преподавателям вузов, аспирантам и студентам, интересующимся вопросами формирования профессиональной компетентности студентов вуза.
Ключевые слова: проектная деятельность, конкурентоспособность, ценностное отношение, профессиональная деятельность.
ROLE OF PLANNIGN ACTIVITY IN IMPLEMENTATION THE PROGRAMS OF ECONOMIC EDUCATION
A. L. Pozdnyakova, N. O. Makarenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation E-mail: [email protected], [email protected]
In article are exposed the essence and technology of planning activity. Author's approaches to a problem of formation the competitive university graduate with a valuable orientation on professional activity are designated. This article is recommended to teachers of higher education institutions, graduate students and the students who are interested in questions offormation the professional competence of students the higher education institution.
Keywords: planning activity, competitiveness, valuable relation, professional activity.
В Федеральном законе об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации [1].
Между тем существуют ряд проблем, мешающих осуществлению данного закона, в частности:
- существующий подход в обучении не позволяет получить глубинное, по выражению В. П. Зинченко, «живое» знание, а научное познание современных процессов состоит из усвоения чужого опыта;
- профессиональное образование должно носить опережающий характер, так как главной задачей обучения является подготовка конкурентоспособных и отвечающих запросам рынка труда специалистов, при этом качество образования зависит от достигаемого при обучении уровня понимания возрастающей взаимосвязи и взаимозависимости науки, технологии и общества;
- не менее актуальной оказывается проблема соотношения процессов самовыстраивания преподавателем собственных профессиональных характеристик
деятельности и реализации педагогических технологий в образовательном процессе, разворачивающемся в пространстве вуза в условиях взаимодействия преподавателя и студентов.
Сегодня подготовка конкурентоспособной личности, развитие у человека потребности в самоизменении, заинтересованности в знаниях-трансформациях, психологических знаниях, знаниях-инструментах -одна из важных задач образования [2].
Наиболее распространённым способом передачи информации является односторонняя форма коммуникации. Студент находится в ситуации, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию воспринимающего, при этом преподаватель является источником, передающим свой опыт. Форма односторонней коммуникации нарушается лишь в случае, когда студень задает вопрос, либо что-то уточняет, при этом возникает двухсторонняя коммуникация. Данные виды коммуникаций имеют два существенных недостатка:
1) пассивность группы обучающихся во время занятий, их основная функция - слушание.
2) используемый преподавателем материал в большинстве случаев не является оригинальным, оригинален - способ его изложения, представления, конструирования. Это говорит только об уровне и мастерстве преподавателя, а не о способе конструирова-
ния нового знания студентами, так как невозможно принять чужое знание как свое, а можно только восхищаться «чужой конструкцией».
Основной целевой установкой ФГОС ВПО третьего поколения является компетентностный подход, который в свою очередь требует не только изменения содержания изучаемых предметов, в так же методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.
Данные потребности делают актуальным внедрение личностно ориентированных развивающих технологий и интерактивных методов обучения в образовательное пространство. При использовании данных технологий и методов в обучении у студентов формируются и развиваются такие качества, как самостоятельность, ответственность за принятие решений; познавательная, творческая, коммуникативная, личностная активность, определяющие в дальнейшем поведенческие качества компетентного работника на рынке труда и способствующие социализации личности [3].
Так как профессиональные компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности необходимо обеспечить максимальную активность студента в процессе его обучения. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «... все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика» [4].
Рассмотрим интерактивные методы как форму многосторонней коммуникации в образовательном процессе, предполагаемую активность каждого субъекта процесса, а не только преподавателя.
Из всего многообразия используемых в образовательном процессе вуза интерактивных методов (дискуссия, беседа, «мозговой штурм», «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом и т. д.), проектная деятельность - как метод, занимает одно из главных мест и обеспечивает интеграцию научных знаний и практических действий. Она позволяет решать следующие задачи:
1) формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию студента;
2) развивать исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения;
3) формировать компетенции, т.е. умения конструировать собственную деятельность на основе конкретных практических задач;
4) реализовывать принцип связи обучения с предстоящей профессиональной деятельнсотью.
Основу проектной деятельности составляет ее направленность на результат, который может получиться при решении поставленной задачи. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в дальнейшем в профессиональной деятельности. Внутренний результат - субъективный опыт работы в команде, совместного принятия решений, формирование профессионально ценностной позиции - становится достоянием будущего специалиста, так как он
соединяет в себе знания, умения, компетенции (трудовые, коммуникативные, социальные, практические), ценности.
Ценностями проектной деятельности выступают цели и сами проекты, которые рассматриваются в качестве средств, обеспечивающих формирование профессиональных компетенций студентов вуза. Профессиональная компетентность выступает как готовность личности будущего специалиста к профессиональной деятельности и отражает принятие ценностей профессиональной деятельности. Ориентирование студентов на проектную деятельность является необходимым условием обучения, так как профессиональная деятельность будущих экономистов с одной стороны осуществляется преимущественно коллективным способом организации работы, с другой - является для них личностно значимой. Коллективная составляющая профессиональной деятельности специалиста способствует его успешности, так как если коллектив поддерживает его, переживает за него, ожидает от него высоких результатов и верит в него, то это является стимулом для дальнейшего роста.
Результаты личностной составляющей связаны с самообразованием, самовоспитанием, профессиональным самосовершенствованием, востребованы профессиональной деятельностью, в том числе профессиональным коллективом. Можно сказать, что коллективная и личностная составляющие в своем единстве и взаимосвязи существенным образом влияют на формирование конкурентоспособного студента.
Проектная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, приближена к профессиональной, поскольку содержание проектов обладает профессиональной направленностью, проектная группа является прообразом профессионального коллектива. В процессе разработки и реализации проекта студенты в большей степени самостоятельны при решении профессиональных задач, чем в других видах познавательной деятельности. При этом каждый участник коммуникации имеет возможность, сталкиваясь с позицией других участников, конструировать собственные знания, на которые у него есть запрос сегодня и которые могут развиваться по мере необходимости не только в образовательном процессе, но и после окончания вуза.
В процессе осуществления проектной деятельности перед студентами ставятся задачи, требующие воспроизведения знаний, описания и систематизации фактов, аргументации и объяснения, а также рефлексии. По мнению Т. Поглазовой, решение названных задач обеспечивает переход к осознанному использованию способов анализа проблемных ситуаций. Особенность задач состоит в том, что для их решения требуется введение особых ситуаций взаимодействий. В этих ситуациях преподаватель и будущие экономисты осваивают новую личностную позицию, связанную со сменой установки: от усвоения предметных знаний к установке на выявление способов собственной мыслительной работы, чему и соответствует рефлексия позиций в межличностных взаимодействиях, что особенно важно для формирования конкурентоспособного экономиста. При решении проблемных
ситуаций студенты вводятся в совместную разработку оптимальных стратегий с последующей демонстрацией решения и его обоснованием. Таким образом, происходит интеграция знаний будущего экономиста о предстоящей профессиональной деятельности и о самом себе, то есть отношение к профессиональной деятельности не только формируется, оно осознается и осознается также его ценность.
Процесс обучения в вузе построен так, что между усвоением профессионально-ценностной информации и ее применением существует большой временной разрыв. В результате на практике студент начинает действовать стереотипно, традиционно, опираясь только на «сухие» знания, не реализуя в своей деятельности профессиональные идеи, и не соотносит с ними применяемые способы организации и реализации профессиональной деятельности. Преодолению этого противоречия способствует проектная деятельность, которая учит профессиональной рефлексии, способствует формированию ценностного отношения к профессии.
Проектная деятельность позволяет будущим специалистам создать идеальный образ профессиональной деятельности, составить прогноз возможных проблем и осуществить поиск путей их решения, то есть проектная деятельность позволяет студентам выйти за рамки привычного, традиционного, обыденного и стимулирует развитие их творческого потенциала, который может быть востребован в самостоятельной профессиональной деятельности.
Реализация проектной деятельности в образовательном процессе вуза возможна на семинарских и практических занятиях поэтапно. На первом этапе самостоятельность студентов заключается в активном содействии преподавателя, на втором - сфера их самостоятельных действий расширяется: от формирования тем проектов до организации проектной деятельности.
Для реализации проектной деятельности возможно использовать как группу в целом, так и разделить на подгруппы с необходимым количеством участников в зависимости от тем и содержания проектов. В группе между студентами распределяются проектные задачи, и каждый студент самостоятельно выполнял информационный поиск, сбор и обработку информации, позволяющую описать исходную ситуацию. После совместного обсуждения представленной каждым участником информации в группе будущими экономистами разрабатывается проект.
Работа над проектами позволяет студентам не только трансформировать полученные раннее знания, но и изменить собственное поведение. Так как в процессе создания и реализации проектов студенты обращаются друг к другу с просьбами, приказами, соотносят свое поведение с поведением руководителей и подчиненных, что свидетельствует о принятии ими профессионального поведения, связанного с нормами, отношениями и самооценкой себя и других. Кроме того, в их поведении выявляются внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием субъекта (поза, мимика, дыхание и др.); отдельные движения и жесты (поклон, взмах руки и т. п.).
Термин «поведение» в педагогике и психологии трактуется неоднозначно: как соблюдение установленных норм (М. В. Кабатченко); внешние проявления психической деятельности человека (Ю. Б. Гип-пенрейтер); система врожденных и приобретенных реакций (Б. Ф. Скиннер); целенаправленное действие, определяемое эмоциями, чувствами, эмоционально окрашенными установками (К. Р. Роджерс).
Помимо трансформации знаний проектная деятельность учит студентов рефлексии как внешней (по поводу самого проекта), так и внутренней (по поводу происходящего в процессе работы над проектом и по поводу самого себя как участника проектной деятельности). Роли студентов могут меняться от позиции авторов содержания проекта, его экспертов, до осуществления мониторинга и управления проектом. Внешняя рефлексия способствует уточнению и детализации проекта, организации информационного поиска. Внутренняя рефлексия позволяет найти ответы на вопросы: «Как я это узнал?», «Каких знаний и способов деятельности мне недоставало для решения задачи?» и т. п.
Проектная деятельность отражает соотношение различных механизмов управления поведением ее субъектов: нормативных и ценностных. В условиях проектной деятельности будущим экономистам недостаточно сознательно ориентироваться на общепринятые нормы, необходимо руководствоваться в поведении «ценностными ориентациями как осознанными субъектом основаниями оценивания объектов» (М. С. Каган).
Ценностное поведение основано на ответственности, когда человек сам следит за соблюдением норм, несет ответственность за свои поступки, в первую очередь перед собой. Ценности социума становятся его собственными ценностями и начинают управлять поведением человека.
Поскольку поведение обозначает определенную заданность, направленность на результат, то эта за-данность переживается студентами как цель или желание. А так как человеческому сознанию всегда сопутствует степень желания (эмоция), которая определяет его отношение и задает программу поведения, то тип их переживаний во многом влияет на их тип поведения.
В процессе проектной деятельности необходимо акцентировать внимание студентов на определении эффективных способов достижения положительных результатов. Отсюда ценностное поведение, основанием которого являются ценностное сознание и ценностное отношение.
Создаваемые студентами проекты позволяют им обеспечить собственное ценностное профессиональное самоопределение и принятие ими как самих профессиональных идей, так и способов их реализации.
Таким образом, проектная деятельность студентов-экономистов не только усиливает фундаментальные знания и их профессиональную и практическую направленность в сочетании с предметной подготовкой, но и формирует профессионально-личностное развитие.
Библиографические ссылки
1. Об образовании в Российской Федерации : фе-дер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014).
2. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособности личности. М. ; Воронеж, 2002. 397 с.
3. Двуличанская Н. Н., Тупикин Е. И. Теория и практика непрерывной общеобразовательной естественнонаучной подготовки в системе «колледж - вуз» (на примере химии) : монография. М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2010. 254 с.
4. Иоффе, А. Н. Активная методика - залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 144.
5. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Электронный ресурс] // Наука и образование. 2011. № 4. URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/ 172651.html (дата обращения: 1.09.2014).
6. Позднякова А. Л. Формирование ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности (на примере подготовки экономистов) : автореф .дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Чита, 2011. 22 с.
7. Тулохонова И. С. Формирование проектной деятельности студентов технического вуза в условиях предметной информационно-образовательной среды : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Чита, 2009. 23 с.
References
1. Ob obrazovanii v Rossiiskoy Federacii : Federalniy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 21.07.2014).
2. Mitina L. M. Psihologiy razvitiy konkurento-sposobnosti lichnosti (Psychology of development the competitiveness personality). Moscow ; Voroneg, 2002. 397 p.
3. Dvulichanskaya N. N., Tupikin E. I. Teoriya i praktika neprerivnoi obscheobrazovatelnoi estestvenno-nauchnoi podgotovki v sisteme «kolledg-vuz»(na primere himii)( The theory and practice of continuous general education natural-science preparation in system "college -higher education institution" (on the example of chemistry). Available at: http://technomag.bmstu.ru/ doc/172651.html (date of visit: 1.09.2014).
4. Ioffe A. N. Aktivnaya metodika - zalog uspeha (Active technique - the key to success). Civic education. 2000, p. 144.
5. Dvulichanskaya N. N. Interaktivnie metodi obucheniya kak sredstvo formirovaniya kluchevih kompe-tenciy (Interactive methods of training as means the formation of key competences). Available at: http:// technomag. bmstu.ru/doc/172651.html (date of visit: 1.09.2014).
6. Pozdnyakova A. L. Formirovanie celostnogo otnosheniya buduschego specialista k professionalnoi deyatelnosti (na primere podgotovki ekonomista) (Formation of the valuable relation of future expert to professional activity (on the example of training of economists). Chita. 2009. 23 p.
7. Tulohonova I. S. Formirovanie proektnoi deyatelnosti studentov tehnicheskogo vuza v usloviayh predmetnoi informacionno-obrazovatelnoi sredi (Formation of design activity of technical college students in the conditions of the subject information and educational environment). Chita. 2009. 23 p.
© Позднякова А. Л., Макаренко Н. О., 2014
УДК 378.147
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЭКОНОМИКА»
Н. И. Смородинова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассматривается роль и значение практической подготовки студентов - бакалавров направления «Экономика» для формирования профессиональных компетенций и для развития их профессиональной деятельности. Сформулированы основные проблемы, возникающие при организации учебной и производственной практик студентов направления. Предложены направления их решения. Особое внимание уделено особенностям организации практик студентов в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
Ключевые слова: учебная практика, производственная практика, профессиональные компетенции, сетевое взаимодействие.