SISKÜ'
РИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343
РОЛЬ ПРИРОДООХРАННОЙ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ
THE ROLE OF THE ENVIRONMENTAL PROSECUTOR'S OFFICE IN ENSURING THE ENVIRONMENTAL SAFETY OF THE COUNTRY
© Вестов Фёдор Александрович
Fedor A. Vestov
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного, экологического права и криминологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).
PhD (Law), Associate Professor, Professor of the Department of Criminal and Ecological Law and of Criminology, Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky (Saratov).
© Куделина Мария Александровна
Mariya A. Kudelina
студент юридического факультета, Саратовский национальный исследова тельский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).
student of the Faculty of Law, Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky (Saratov).
Аннотация. Статья посвящена изучению деятельности специализированной природоохранной прокуратуры, её роли в обеспечении экологической безопасности на современном этапе. Автором изучены основные направления деятельности представительных надзорных органов и обоснована их важность в обеспечении безопасности как личности, так и всего государства.
Ключевые слова: экологическая безопасность, природоохранная прокуратура, экологическое правонарушение, гражданское общество.
Abstract The article is devoted to the study of the activities of the specialized environmental prosecutor's office, its role in ensuring environmental safety at the present stage. The author has studied the main activities of representative supervisory bodies and justified their importance in ensuring the security of both the individual and the entire state.
Key words: environmental safety, environmental prosecutor's office, environmental offense, civil society.
Надо отметить, что «большинство участников правовой жизни в нашей стране на сегодняшний день объединяет вера в то, что, какую бы демократию мы сегодня и завтра в России не строили, в любом случае первым шагом в этом направлении должно быть создание и упрочение правовой государственности» [1, с. 19]. Это предполагает, что и при обеспечении нормальной среды обитания человеке, важная роль по её обеспечению принадлежит соответствующим правоохранительным структурам, которые, безусловно, должны способствовать, наряду с институтами
гражданского общества, разрешить такую проблему, как «глобальная угроза экологической катастрофы». [2, с. 24]. Заслуживает внимания и точка зрения Шошина С. В. о перспективах реформирования представлений о правовом государстве, детерминированных современными реалиями [3, с. 70].
Согласно статистике, количество экологических преступлений с каждым годом увеличивается. По сравнению с 2016 годом число деликтов, совершённых лицами с явной антиобщественной направленностью в области охраны окружающей среды и природо-
пользования возросло в полтора раза [4], что несомненно отрицательно сказывается не только на экономическом положении государства, но и на основе биологического существования всего человечества. На сегодняшний день экологическая ситуация в мире вызывает тревогу: с каждым годом увеличивается количество крупных экологических и технических катастроф, угрожающих здоровью миллионов людей; нарушается нормальное функционирование жизнедеятельности населения; происходит заражение пищевых продуктов; возрастает опасность экологического терроризма; всё это происходит из-за расточительного использования природных ресурсов и погони за прибылью.
Учитывая тот факт, что количество экологических правонарушений приобретает всё большую значимость среди всей преступности в целом, государством был взят курс на предупреждение преступлений и понижение уровня преступности в сфере экологии и иррационального использования природных ресурсов для того, чтобы обезопасить население страны от негативных факторов, следующих за нарушением нормального функционирования экосистемы. Соответственно, необходимо отметить важность природоохранной прокуратуры в обеспечении экологической защищённости населения, которая вместе с такими видами безопасности, как государственная, информационная, экономическая, энергетическая, общественная и др., была представлена в качестве одной из задач, выдвинутых Стратегией национальной безопасности страны от 2 июля 2021 года [5]. Национальная безопасность РФ — это предполагает защищённость личности, общества и государства от причинения или угрозы причинения им вреда и обеспечивается защитой в результате деятельности правоохранительных органов и вооружённых сил от внутренних и внешних угроз, она включает в себя не только оборону страны, но и все виды безопасности, которые предусмотрены и гарантированы Конституцией и законодательством Российской Федерации. К таковой относится и экологическая безопасность. Нестабильность и уязвимость правовых отношений в сфере экологии может причинить ущерб как отдельной личности, так и всему государству, что ставит под угрозу национальные интересы страны, поэтому особое внимание следует уделить деятельности специализированной природоохранной прокуратуре. Именно она осуществляет контроль за средой обитания человека. Вместе с тем, в этой сфере совершается не мало правонарушений. Однако в законодательстве нет точного определе-
ния экологического правонарушения [6, с. 42]. Нам представляется, что экологическое правонарушение - это виновное, противоправное общественно-опасное деяние, посягающее на общественные отношения, характеризующиеся средой обитания живой природы, находящиеся под защитой в Российской Федерации экологическим законодательством, которым причиняется или может быть причинён вред. На протяжении многих лет общество наблюдало за тем, как растут показатели правонарушений в сфере экологии, что не может сказываться на благосостоянии как отдельной личности, так и всего государства. Однако, как показывает статистика Генеральной прокуратуры РФ, количество экологических преступлений в России снижается три года подряд [7]. Согласно представленным данным, в 2020 году в стране зарегистрировали 22,6 тыс. нарушений экологического законодательства, в 2021 - 20,2 тыс., в 2022 - 19 тыс. Данные показатели указывают на тот факт, что для обеспечения национальной (экологической) стабильности и безопасности в нашей стране сделано не мало, деятельность правоохранительных органов направлена на гарантию прав и свобод человека в экологической сфере, на защиту окружающей среды от преступных посягательств и на предотвращение преступлений в экосистеме в целом. Так, в целях осуществления последовательного курса государственной политики в сфере экологии в 2002 г. была разработана и принята Экологическая доктрина Российской Федерации [8]. С учётом положений, включённых в данную доктрину, важность природоохранной прокуратуры в обеспечении национальной безопасности не вызывает сомнений. Согласно вышеуказанной концепции особое значение в обеспечении экологической безопасности страны имеет деятельность специализированной природоохранной прокуратуры. Природоохранная прокуратура является необходимым элементом прокурорской системы, поскольку она реализует зонально-предметный принцип прокуратуры.
На сегодняшний день всё больше внимания со стороны государства уделяется проблеме охраны окружающего мира и распределению производственных сил в использовании природных ресурсов. Статья 42 Конституции РФ гласит о том, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, что требует определение этого вреда [9] для определения это административный проступок или преступление. С целью надзора за исполнением законов и соблюдением прав в области экологии в России сформировалась уникальная модель прокурорского надзора. Стоит отметить, что обеспечением безопасности экологических правоотношений помимо природоохранных прокуратур, так же занимаются территориальные,
транспортные, и иные специализированные прокуратуры, однако важнейшая роль принадлежит природоохранной прокуратуре, которая поэтапно начала развитие с 1985 г. и по сей день не теряет своей актуальности. На современном этапе прослеживается тенденция укрупнения природоохранных прокуратур и создания меж-субъектовых специализированных прокуратур, как одной из возможных форм совершенствования и повышения уровня природоохранной деятельности прокуратуры. Так, в 2017 г., который был признан годом «Экологии», были созданы межрегиональные природоохранные прокуратуры на Дальнем Востоке и на Байкале. В 2021 году произошло расширение поднадзорной территории Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в её составе были образованы Махачкалинская, Дербентская, Северо-Каспийская межрайонные природоохранные прокуратуры, которые раньше были в составе прокуратур субъектов РФ. Вместе с тем, планируется создание Полярной прокуратуры, компетенция которой будет распространяться на арктические районы.
Роль прокуратуры в обеспечении правопорядка, в том числе в сфере охраны окружающей среды и распределении производственных сил в природопользовании, определена в ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [10], однако, стоит учесть, что субъекты экологических правоотношений, в отношении которых осуществляется надзор, требуют специальных правовых режимов, продиктованных повышенным риском причинения вреда охраняемым отношениям. В связи с этим, для того чтобы повысить качество и эффективность деятельности правоохранительных органов, а также с целью реализации плана по совершенствованию и модернизации организации прокурорского надзора за соблюдением законов в экологической сфере 15.04.2021 г. Генеральным прокурором РФ был издан приказ № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» [11]. В соответствии с данным распоряжением руководства, прокурорам поручено проводить надзор за исполнением законодательства в пределах экосистемы страны. К полномочиям прокуроров можно отнести проверку охраны атмосферного воздуха, вод, лесов, почв, недр, водных биологических ресурсов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, а также контроль за обращением с отходами и рациональным использованием природных ресурсов. На прокуроров возлагается обязанность осуществлять своевременный сбор и анализ сведений, характеризующие состояние экологической сферы. Обратить внимание стоит и на необходимость прокурорам информировать органы государственной власти и местного самоуправления о наиболее острых проблемах
sis-l^'
и координировать работу правоохранительных органов по предотвращению экологических преступлений, обеспечения тесного взаимодействия с общественными организациями и некоммерческими объединениями. Данные меры направлены на эффективную защиту экологических интересов общества и укрепление законности в данной сфере. Надо отметить, что участниками природоохранных правоотношений являются так же органы государственной власти, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, общественные объединения. Такая субъектная репрезентативность позволяет рассматривать охрану окружающей среды в качестве общенародного дела, что вполне соответствует характеру её целей и задач [12, с. 144].
При реализации надзора за исполнением законов в области экологии основное внимание прокуроров обращается на неукоснительное исполнение законодательства. После сведений, поступивших в органы прокуратуры, о несоблюдении закона сотрудниками прокуратуры проводится соответствующая проверка, по итогам которой прокурором принимаются необходимые меры. Они направлены на привлечение к ответственности виновных лиц и устранение выявленных нарушений. Стоит отметить, что при обнаружении правонарушения прокурор не наделён полномочиями распорядительного характера в отношении правонарушителя и правонарушения, он требует устранить имеющееся правонарушение. Требования прокурора, вытекающие из его должностных полномочий. В подавляющем большинстве случаев их требования удовлетворяются органами управления поднадзорных организаций и учреждений, принимаются меры к устранению выявленных нарушений и недопущению из в дальнейшем. Такая практика свидетельствует о важной роли природоохранной прокуратуры в обеспечении национальной безопасности страны.
Множество примеров по стране указывают на первостепенное значение природоохранной прокуратуры в обеспечении национальной безопасности страны. Одним из таких примеров может послужить действия прокуратуры Свердловской области, которая в апреле 2021 года направила информацию в адрес Губернатора региона, рекомендуя качественно организовать мероприятия по регулированию выбросов вредных веществ в период неблагоприятных метеорологических условий. Также, прокуратура области проанализировала состояние водных объектов и выявила причину их загрязнения - ненадлежащее состояние очистных сооружений или их отсутствие. В связи с этим, прокуроры приняли решение о пресечении фактов сброса сточных вод, не соответствующих нормативным показателям. В рамках иска, судом на МУП «Водоканал» была возложена обязанность до 30 июня 2022 года обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в р. Исеть [13].
В 2022 г. жители с. Приволжское Ровенского района Саратовской области указали на нехватку мусорных контейнеров, что создаёт неблагоприятную атмосферу и нарушает права граждан. Надзорным ведомством в адрес главы администрации внесено представление, которое впоследствии рассмотрено и удовлетворено. Площадки для сбора ТКО дополнительно были установлены не территории села, что указывает на немаловажное значение деятельности природоохранной прокуратуры в обеспечении прав личности на благоприятную окружающую среду [14, с. 66].
Цифровизация органов прокуратуры позволяет проследить за активным функционированием природоохранной прокуратуры в области обеспечения национальной безопасности. В рамках проведения проверки по факту гибели рыбы в реке Рыкша, расположенной в деревне Акулево Чебоксарского района, Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратурой была установлена связь между данной проблемой и деятельностью сельскохозяйственного предприятия, производившего сброс отходов животноводства на землю. Сброс загрязнённых стоков по рельефу местности привёл к их попаданию в безымянный ручей, являющийся притоком реки Рыкша. В связи с этим, природоохранный прокурор решил задействовать законодательный инструментарий для устранения данного нарушения. Руководителю сельскохозяйственного предприятия внесено представление, направленное на устранение нарушения. В результате рассмотрения акта прокурорского реагирования, предприятие добро-
вольно возместило ущерб, причинённый водным биологическим ресурсам. Был разработан проект рекультивации земельного участка, на котором производился сброс отходов. Помимо этого, два должностных лица были привлечены к дисциплинарной ответственности [15].
Следует отметить, что применение законодательных норм, направленных на предотвращения случаев загрязнения водных ресурсов, является необходимым условием для поддержания экологической устойчивости региона. В связи с этим, важно соблюдать законодательные нормы в области природоохраны и регулярно проводить мероприятия по контролю за соблюдением этих норм.
Таким образом, специализированная природоохранная прокуратура занимается защитой окружающей среды и природных ресурсов от незаконных действий, нарушений экологического законодательства и экологических прав граждан, участвует в судебных процессах по экологическим делам и защищает интересы государства и общества в области охраны природы. Как итог, на сегодняшний день прокурорский надзор за исполнением законов в сфере экологии делает акцент на общие проблемы, связанные с безопасностью личности, общества и государства. Главная задача текущей деятельности - мерами прокурорского реагирования добиться надлежащей работы уполномоченных государственных органов, снизить количество экологических правонарушений, обеспечить режим защищённости прав и свобод человека и гражданина, предупредить правонарушения в данной сфере, устранить угрозу причинения вреда личности, обществу и государству. Успешная реализация этих задач вносит важный вклад в обеспечение национальной безопасности страны.
Материалы поступили в редакцию 01.06.2023 г.
Библиографический список (References)
1. Вестов, Ф. А. Отдельные аспекты политических идей, реализуемых в правовом и социальном государстве / Ф. А. Вестов, О. Ф. Фаст. - Текст : непосредственный // Базис. - 2022. - № 1 (11). - С. 18-24. - ISSN 2587-8042.
2. Вестов, Ф. А. Взаимодействие правового государства, гражданского общества и личности в достижении справедливого устройства в России / Ф. А. Вестов, О. Ф. Фаст. - Текст : непосредственный // Основы экономики, управления и права. - 2021. - № 3 (28). - С. 23-26. - ISSN 2949-0669.
3. Шошин, С. В. Правовое государство: моделирование, перспективы развития / С. В. Шошин. - Текст : непосредственный // Правовое государство: теория и практика. - 2023. - № 1(71). - С. 67-74. - DOI 10.33184/pravgos-2023.1.11.
1. Vestov, F. A. (2022). Otdel'nye aspekty politicheskih idej, realizuemyh v pravovom i social'nom gosudarstve [Some aspects of political ideas implemented in a legal and social state]. Basis. No. 1 (11). P. 18-24. ISSN 2587-8042.
2. Vestov, F. A. (2021). Vzaimodejstvie pravovogo gosudarstva, grazhdanskogo obshhestva i lichnosti v dostizhenii spravedlivogo ustrojstva v Rossii [nteraction of the rule of law, civil society and the individual in achieving a just order in Russia]. Osnovy jekonomiki, upravlenija i prava. No. 3 (28). P. 23-26. ISSN 2949-0669.
3. Shoshin, S. V. (2023). Pravovoe gosudarstvo: modelirovanie, perspektivy razvitija [The legal state: modeling, prospects of development]. Pravovoe gosudarstvo: teorija ipraktika. No. 1(71). P. 67-74. DOI 10.33184/pravgos-2023.1.11.
4. Состояние преступности в Российской Федерации. - Текст : электронный. - URL: https://мвд.рф/reports/item/37377025/ (дата обращения: 02.05.2023).
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 27 (часть II). - ст. 5351. - Текст : непосредственный.
6. Дураев, Т. А. Понятие и виды экологических правонарушений / Т. А. Дураев, М. Д. Курбанова. - Текст : непосредственный // Правовые институты и методы обеспечения экологической и при-родоресурсной безопасности в России, странах СНГ и Европейского Союза: законодательство, социальная и экологическая эффективность : сб. науч. ст. / под ред. Разгельдеева Н. Т. - Саратов : Саратовский источник, 2019. - С. 41-44. - ISBN 978-5-6043808-6-4.
7. Генпрокуратура назвала самые распространённые виды экопреступлений в России. - Текст : электронный. - URL: https://plus-0ne.ru/news/2023/03/17/ genprokuratura-nazvala-samye-rasprostranennye-vidy-ekoprestupleniy-v-rossii?utm_ source=web&utm_medium=news&utm_ content=link&utm_term=scroll (дата обращения: 04.05.2023).
8. Об Экологической доктрине Российской Федерации : распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р // СПС «КонсультантПлюс». - Текст : электронный. -URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_92097/ (дата обращения: 04.05.2023).
9. Яким, А. Д. Значимость экспертизы по делам причинении вреда в экологической сфере. - Текст : непосредственный / А. Д. Яким, О. Ф. Фаст // Трансформация правовых институтов и методов обеспечения экологической и продовольственной безопасности в России, странах СНГ и Европейского союза в условиях внедрения генно-инженерных технологий : сб. науч. ст. / под редакцией Н. Т. Разгельдеева [и др.]. - Саратов, 2021. - С. 251-253.
10. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2023. - № 1 (часть I). - ст. 28.
11. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере : приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 апреля 2021 г. № 198. - Текст : электронный. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400558868/ (дата обращения: 04.05.2023).
sis-l^'
4. (2023). Sostojanie prestupnosti v Rossijskoj Federacii [The state of crime in the Russian Federation]. URL: https://mvd.rf/reports/ item/37377025/ (accessed 02 May, 2023).
5. (2021). O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii : ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400 [On the National Security Strategy of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated 02.07.2021]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. No. 27 (part). V. 5351.
6. Duraev, T. A. (2019). Ponjatie i vidy jekologicheskih pravonarushenij [The concept and types of environmental offenses]. Pravovye instituty i metody obespechenija jekologicheskoj i prirodoresursnoj bezopasnosti v Rossii, stranah SNG i Evropejskogo Sojuza: zakonodatel'stvo, social'naja i jekologicheskaja jeffektivnost': sb. nauch. st. /pod red. Razgel'deeva N. T. Saratov. Saratovskij istochnik. P. 41-44. ISBN 978-56043808-6-4.
7.(2023). Genprokuratura nazvala samye rasprostranjonnye vidy jekoprestuplenij v Rossii [The Prosecutor General's Office named the most common types of eco-crimes in Russia]. URL: https://plus-one.ru/news/2023/03/17/ genprokuratura-nazvala-samye-rasprostranennye-vidy-ekoprestupleniy-v-rossii?utm_ source=web&utm_medium=news&utm_ content=link&utm_term=scroll (accessed 04 May, 2023).
8. (2002). Ob Jekologicheskoj doktrine Rossijskoj Federacii : rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 31.08.2002 № 1225-r [On the Environmental Doctrine of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation dated 31.08.2002 No. 1225-r]. SPS «Konsul'tantPljus». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_92097/(accessed 04 May, 2023).
9. Jakim, A. D. (2021). Znachimost'jekspertizy po delam prichinenii vreda v jekologicheskoj sfere [The significance of expertise in cases of harm in the environmental sphere]. Transformacija pravovyh institutov i metodov obespechenija jekologicheskoj i prodovol'stvennoj bezopasnosti v Rossii, stranah SNG i Evropejskogo sojuza v uslovijah vnedrenija genno-inzhenernyh tehnologij : sb. nauch. st. / pod redakciej N. T. Razgel'deeva [i dr.]. Saratov. P. 251-253.
10. (2022). O prokurature Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon ot 17.01.1992 № 2202-1 (red. ot 29.12.2022) [On the Prosecutor's Office of the Russian Federation. Federal Law No. 22021 of 17.01.1992 (ed. of 29.12.2022)]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. No. 1 (part I). V. 28.
11. (2021). Ob organizacii prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonodatel'stva v jekologicheskoj sfere : prikaz General'noj prokuratury RF ot 15 aprelja 2021 g. № 198 [On the organization of prosecutor's supervision over the implementation of legislation in the environmental sphere: Order of the Prosecutor General's Office of the Russian
12. Хлуденева, Н. И. Эффективность правового регулирования охраны окружающей среды в России: от «конфликта целей» к экологическому правопорядку / Н. И. Хлуденева. - Текст : непосредственный // Журнал российского права. - 2017.
- № 12. - С. 141-150. - ISSN 1605-6590.
13. Прокуратура принимает меры к охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в регионе. -Текст : электронный. - URL: https://epp. genproc.gov.ru/web/proc_66 / mass-media / news?item=71584237 (дата обращения: 04.05.2023).
14. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в саратовской области в 2022 году. - Саратов, 2023. -С. 66-67. - Текст : непосредственный.
15. В Чувашии по требованию природоохранной прокуратуры предприятием разработан проект рекультивации загрязнённого земельного участка. - Текст : электронный.
- URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/ vmtp/mass-media/news?item=76211912 (дата обращения: 04.05.2023).
Federation dated April 15, 2021 No. 198. ]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/400558868/ (accessed 04 May, 2023).
12. Hludeneva, N. I. (2017). Jeffektivnost' pravovogo regulirovanija ohrany okruzhajushhej sredy v Rossii: ot «konflikta celej» k jekologicheskomu pravoporjadku [Effectiveness of legal regulation of environmental protection in Russia: from the "conflict of goals" to environmental law and order]. Zhurnalrossijskogoprava. No. 12. P. 141-150. ISSN 1605-6590.
13. (2023). Prokuratura prinimaet mery k ohrane okruzhajushhej sredy i obespecheniju jekologicheskoj bezopasnosti v regione [The Prosecutor's Office takes measures to protect the environment and ensure environmental safety in the region]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ web/proc_66/mass-media/news?item=71584237 (accessed 04 May, 2023).
14. (2022). Doklad o dejatel'nosti upolnomochennogo po pravam cheloveka v saratovskoj oblasti v 2022 godu [Report on the activities of the Commissioner for Human Rights in the Saratov region in 2022]. Saratov. P. 66-67.
15. (2022). V Chuvashii po trebovaniju prirodoohrannoj prokuratury predprijatiem razrabotan proekt rekul'tivacii zagrjaznjonnogo zemel'nogo uchastka [In Chuvashia, at the request of the environmental prosecutor's office, the enterprise has developed a project for the reclamation of a contaminated land plot]. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/vmtp/mass-media/news?item=76211912 (accessed 04 May, 2023)