Научная статья на тему 'КООРДИНАЦИЯ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

КООРДИНАЦИЯ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
420
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОКУРАТУРА / КООРДИНАЦИЯ / СОВЕЩАНИЕ / ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ENVIRONMENTAL SAFETY / PROSECUTOR'S OFFICE / COORDINATION / MEETING / PREVENTIVE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агафонов Матвей Николаевич

Сохранение экологии - одна из главных проблем в современной России. Несмотря на множество правовых актов различных уровней, направленных на обеспечение экологической безопасности, мы по-прежнему продолжаем сталкиваться с бедствиями как местного, так и государственного масштаба. Основной причиной неблагоприятной обстановки в области обеспечения надлежащего состояния экологии является экологическая преступность, а конкретно её пагубное влияние. В связи с этим необходимо определить роль прокуратуры в качестве координирующего органа в деятельности по предупреждению данного вида преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агафонов Матвей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COORDINATION OF ENVIRONMENTAL CRIME PREVENTION ACTIVITIES BY THE PROSECUTOR'S OFFICE

The preservation of the environment is one of the main problems in modern Russia. Despite the many legal acts at various levels aimed at ensuring environmental safety, we still continue to face disasters of both local and national scale. The main reason for the unfavorable environment in the field of ensuring the proper state of the environment is environmental crime, and specifically its harmful impact. In this regard, it is necessary to define the role of the Prosecutor's Office as a coordinating body in the prevention of this type of crime.

Текст научной работы на тему «КООРДИНАЦИЯ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 343.851

Агафонов Матвей Николаевич Саратовская государственная юридическая академия

Институт магистратуры Россия, Саратов agmn@rambler. ru Agafonov Matvey Nikolaevich Saratov State Law Academy Institute of master's studies Russia, Saratov

КООРДИНАЦИЯ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Аннотация: сохранение экологии - одна из главных проблем в современной России. Несмотря на множество правовых актов различных уровней, направленных на обеспечение экологической безопасности, мы по-прежнему продолжаем сталкиваться с бедствиями как местного, так и государственного масштаба. Основной причиной неблагоприятной обстановки в области обеспечения надлежащего состояния экологии является экологическая преступность, а конкретно её пагубное влияние. В связи с этим необходимо определить роль прокуратуры в качестве координирующего органа в деятельности по предупреждению данного вида преступности. Ключевые слова: экологическая безопасность, прокуратура, координация, совещание, предупредительная деятельность.

COORDINATION OF ENVIRONMENTAL CRIME PREVENTION ACTIVITIES BY THE PROSECUTOR'S OFFICE

525

Annotation: the preservation of the environment is one of the main problems in modern Russia. Despite the many legal acts at various levels aimed at ensuring environmental safety, we still continue to face disasters of both local and national scale. The main reason for the unfavorable environment in the field of ensuring the proper state of the environment is environmental crime, and specifically its harmful impact. In this regard, it is necessary to define the role of the Prosecutor's Office as a coordinating body in the prevention of this type of crime.

Key words: environmental safety, prosecutor's office, coordination, meeting, preventive activities.

На протяжении последних лет в России остро стоит проблема сохранения экологии и обеспечения экологической безопасности. Данный вопрос действительно важен для нашего государства - мы нередко сталкиваемся с экологическими бедствиями, последствия которых полностью устранить либо невозможно, либо для это требуется значительное количество времени и финансовых затрат.

К числу основных документов, регулирующих обеспечение экологической безопасности в РФ, можно отнести Экологическую доктрину Российской Федерации, утвержденную Распоряжением Правительства РФ №1225-р от 31.08.2002 г. [4], и Указ Президента РФ "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" № 176 от 19.04.2017 г. [3]. Так, в Стратегии закреплено, что она «является документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющим основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности. Достижение целей экологической безопасности осуществляется путем проведения единой государственной политики, направленной на предотвращение и ликвидацию внутренних и внешних вызовов и угроз экологической безопасности».

526

Одним из основных направлений деятельности по достижению

экологической безопасности является борьба с экологической преступностью. Под экологической преступностью понимается общественно опасное, сопряженное с экологическим риском и/или влекущее вред окружающей среде и представляющее угрозу экологической безопасности общества, относительно массовое и устойчивое, социально-правовое и психологически обусловленное явление, подрывающее биологические основы жизни всего живого [5, с. 9].

Законодательно определено, что полномочия по борьбе с экологической преступностью возложены на достаточно большое количество органов власти, причем к таковым относятся не только правоохранительные органы. Например, Федеральное Собрание РФ, принимая отдельные федеральные законы в данной сфере, также участвует в предупреждении экологической преступности, но всё же основная деятельность по предупреждению преступности ложится на органы внутренних дел, органы службы безопасности и т.д.

В связи с этим невозможно не отметить координирующую роль органов прокуратуры в предупреждении экологической преступности. В юридической литературе под координацией понимают взаимосогласованную деятельность различных органов/участников по достижению общей цели [6, с. 196]. В самом общем значении в процессе осуществления координационной деятельности разрабатываются совместные мероприятия по предупреждению преступности на ее ранних этапах, осуществляется оперативный обмен информацией, за каждым субъектом предупреждения согласовываются и закрепляются их самостоятельные действия.

Действительно, суть координирующей деятельности прокуратуры по предупреждению экологической преступности заключается в объединении усилий правоохранительных органов, согласовании их по месту и времени действий, а также достижении упорядочения деятельности указанных органов для успешного осуществления общих целей. Цель координирующей деятельности в этом направлении состоит в повышении эффективности борьбы с экологической преступностью при помощи разработки и исполнения

527

согласованных мер по своевременному пресечению, выявлению, расследованию, раскрытию и предупреждению экологических преступлений, ликвидации причин и условий, которые позволяют преступникам совершать такие преступления. При осуществлении координационной деятельности обнаруживаются пути воздействия на усложняющуюся с каждым днем экологическую обстановку в стране и мире.

Данное направление деятельности прокуратуры закреплено в статье 8 Закона о прокуратуре [1], в соответствии с которой Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью:

- органов внутренних дел;

- органов федеральной службы безопасности;

- органов таможенной службы;

- иных правоохранительных органов.

Важно отметить, что полномочия органов прокуратуры в области координации деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности, помимо Закона о прокуратуре, установлены в специальном для данной сферы нормативном акте - Положении о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью [2], утвержденном Указом Президента РФ N 567 от 18.04.1996 г. В соответствии с этим Положением прокурор вправе созывать координационные совещания, организовывать рабочие группы, запрашивать статистическую и иную необходимую информацию, а также осуществлять иные возложенные на него полномочия. Использование конкретных полномочий определяется органами прокуратуры исходя из сложившейся обстановки на определенной территории.

Формы координации правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью можно подразделить на общие и специальные:

- общие формы: проведение координационных совещаний, совместных выездов в регионы и других мероприятий;

528

- специальные формы: проведение совместных заседаний коллегий

участников координационной деятельности, направление субъектами координации совместных информационных писем, обзоров в сфере борьбы с преступностью.

Вместе с тем перечень таких форм не носит исчерпывающего характера и может быть расширен в зависимости от конкретных задач, решаемых в ходе координации [7, с. 33].

Наиболее распространенным способом координации борьбы с экологической преступностью является проведение координационных совещаний при участии руководителей органов власти регионального уровня. Стоит отметить, что для достижения наибольшей эффективности в последние годы применяется практика проведения совместных совещаний глав субъектов и РФ и руководителей правоохранительных органов соответствующих регионов. Так, 27.05.2016 г. состоялось совместное координационное совещание по обеспечению правопорядка в Иркутской области при губернаторе Иркутской области и координационное совещание руководителей правоохранительных органов области, на транспорте и таможенной сфере, на котором была рассмотрена эффективность межведомственного взаимодействия при организации противодействия преступлениям в сфере лесопользования. По результатам выступлений участников совещания и их обсуждения были определены наиболее важные проблемы. Характер выявляемых прокурорами нарушений в деятельности лесопользователей на территории Иркутской области свидетельствует о том, что агентством лесного хозяйства области должным образом не осуществляется федеральный государственный лесной надзор, пожарный надзор в лесах. Ослабление контрольной функции приводит к отсутствию надлежащей защиты и охраны лесов. При установлении фактов нарушения законодательства в сфере лесопользования не принимаются все меры к взысканию ущерба. Также в рамках координационного совещания было определено, что за 2015 год на территории области произошел рост преступлений, связанных с незаконным оборотом леса и лесоматериалами. При

529

этом их раскрываемость снизилась. Не пресечена незаконная практика укрытия преступлений путем принятия незаконных решений об отказе в возбуждении уголовных дел при явных признаках преступления, а также неверного применения законодательства.

Несмотря на имеющиеся проблемы в данной сфере, в рамках совещания было отмечено, что правоохранительными органами принимаются меры по декриминализации лесопользования в регионе. За 2015 год 987 лиц привлечено к уголовной ответственности в сфере лесопользования, в том числе совершивших преступления в составе организованных преступных групп. Сформирована положительная судебная практика по рассмотрению дел о должностных, коррупционных преступлениях, контрабанде, уклонению от уплаты налоговых и таможенных платежей. По итогам совместного координационного совещания были выработаны дополнительные меры, направленные на координацию и взаимодействие, повышение эффективности борьбы с правонарушениями и преступлениями в лесной сфере [8].

Нормативно установлено, что координационные совещания созываются не реже раза в квартал, также по инициативе одного из членов совещания могут быть собраны внеочередные совещания. Принимаемые на координационных совещаниях решения оформляются в письменной форме в виде постановления. Во исполнение данных постановлений руководителями правоохранительных органов издаются приказы, указания, распоряжения.

Реализация мероприятий, разработанных на координационных совещаниях, способствует укреплению состояния законности в сфере противодействия экологической преступности, позволяет привлечь внимание руководителей конкретных правоохранительных органов к наиболее существенным экологическим проблемам, тем самым стимулируя использование всех возможностей для их успешного разрешения.

Несмотря на то, что в рамках своей компетенции деятельность по предупреждению экологической преступности осуществляется всеми прокурорами и подчиненными ими работниками, в системе органов

530

прокуратуры была создана сеть специализированных природоохранных прокуратур. Выделение отдельного вида прокуратур подтверждает приоритетность в работе прокуратуры такого направления, как обеспечение экологической безопасности.

Безусловно, описанные выше меры и способы предупреждения экологической преступности не являются исчерпывающими. Роль прокуратуры в данном вопросе неоспоримо важна, однако только действиями органов прокуратуры устранение экологической преступности невозможно. Несмотря на это, снижение общего числа зарегистрированных экологических преступлений может говорить о важности этого направления прокуратуры и успешности его осуществления.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что прокурорский надзор за исполнением законов в сфере экологии в настоящее время приобретает все большую самостоятельность, что отражается в инициировании прокурорами совместной деятельности правоохранительных органов и координации предупреждения экологической преступности. Обеспечение экологической безопасности становится приоритетным, востребованным гражданами, обществом и государством направлением всей правозащитной деятельности органов и учреждений прокуратуры. Органы прокуратуры при осуществлении надзора за состоянием экологической преступности, в том числе путем координации деятельности правоохранительных органов, используя все возможные средства прокурорского надзора, должны максимально содействовать гражданам и их объединениям в реализации экологических прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Список литературы:

1. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 (действующая редакция от 09.11.2020) // URL: http://docs.cntd.ru/document/9004584 (дата обращения - 30.12.2020).

531

2. Указ Президента РФ «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» от 18.04.1996 N 567 (действующая редакция от 31.12.2019) // URL:

http://docs.cntd.ru/document/9020180 (дата обращения - 30.12.2020).

3. Указ Президента РФ «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» от 19.04.2017 N 176 // URL: http://docs.cntd.ru/document/420396664 (дата обращения - 30.12.2020).

4. Распоряжение Правительства РФ «Об Экологической доктрине Российской Федерации» от 31.08.2002 N 1225-р // URL: http://docs.cntd.ru/document/901826347 (дата обращения - 30.12.2020).

5. Экологическая преступность в Российской Федерации: понятие, причины, условия и предупреждение: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук: специальность 12.00.08 / Клетнева Екатерина Геннадьевна; [Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова (Ленина)]. - Казань, 2007. 22 с.

6. Баишева О.Н. Основы координационной деятельности прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2016. №1-2 (18). С. 196-200.

7. Добрецов Д.Г., Игонина Н.А., Какителашвили М.М. Координация природоохранными прокурорами деятельности правоохранительных органов по борьбе с экологической преступностью // Мониторинг правоприменения. 2017. №2 (23). С. 29-35.

8. На совместном координационном совещании рассмотрена деятельность по противодействию преступности в сфере лесопользования // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. // URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1087300/ (дата обращения -30.12.2020).

532

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.