Научная статья на тему 'Участие прокуратуры в противодействии преступности на транспорте (на примере Западно-Сибирской транспортной прокуратуры)'

Участие прокуратуры в противодействии преступности на транспорте (на примере Западно-Сибирской транспортной прокуратуры) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
628
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ РЕГИОН / ТРАНСПОРТНАЯ ПРОКУРАТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилин Г.Д.

В статье рассматриваются вопросы участия прокуратуры в противодействии преступности на транспорте, анализируется работа Западно-Сибирской транспортной прокуратуры в указанном направлении за 2015 г., указываются проблемы, возникавшие при осуществлении данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Участие прокуратуры в противодействии преступности на транспорте (на примере Западно-Сибирской транспортной прокуратуры)»

УДК: 343

Данилин Г. Д.

Младший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ

УЧАСТИЕ ПРОКУРАТУРЫ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ (НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ

ПРОКУРАТУРЫ)

В статье рассматриваются вопросы участия прокуратуры в противодействии преступности на транспорте, анализируется работа Западно-Сибирской транспортной прокуратуры в указанном направлении за 2015 г., указываются проблемы, возникавшие при осуществлении данной деятельности.

Ключевые слова: противодействие преступности, правоохранительные органы, прокурорская деятельность, координация деятельности правоохранительных органов, Западно-Сибирский регион, транспортная прокуратура.

Противодействие преступности является важным направлением работы органов прокуратуры. Это сложная системная деятельность, состоящая из трех подсистем: общей организации борьбы с преступностью, предупреждения преступности и правоохранительной деятельности1.

В Российской Федерации вопросы противодействия преступности в различных сферах регулируются федеральными законами от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и др.

Полномочия прокуроров в данной сфере определены Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и реализуются, прежде всего, в рамках надзора за исполнением законов, уголовного преследования в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности» (далее — приказ № 7), надзор за исполнением законов о противодействии преступности, в том числе о ее предупреждении является, приоритетным направлением работы прокуроров. При этом особое внимание им предписано обращать на обеспечение исполнения законов, направленных на борьбу с организованной преступностью, коррупционными правонарушениями, терроризмом, преступностью несовершеннолетних, неформальными молодежными объединениями экстремистской направленности, торговлей людьми, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств и оружия, рецидивной преступностью, незаконной миграцией, экологической преступностью, другими формами опасной преступной деятельности.

К сожалению, вопросам противодействия преступности на транспорте в названном приказе внимание не уделяется, тогда как данная сфера обладает существенной спецификой. Эта специфика накладывает свой отпечаток и на деятельности прокуратуры, что особенно

1 См.: Долгова А.И. Криминология: учебник / под ред. А.И. Долговой. М.: Норма, 2007. С. 380.

хорошо отображается на примере практики деятельности Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.

Следует учитывать, что особенности Западно-Сибирского региона связаны как со спецификой географических, природно-климатических и демографических условий, так и в частности с высоким уровнем развития инфраструктуры и интенсивностью грузоперевозок, пассажиропотоков. Изложенное влияет не только на характер совершаемых преступлений, но и их расследование.

Так, основная масса перевозок осуществляется железнодорожным транспортом. Помимо основной Транс-Сибирской железнодорожной магистрали, функционирует Южно-Сибирская магистраль, имеющая важное значение для развития экономики Кузбасса и Алтая. Большую роль в освоении севера Тюменской области и развитии нефтегазового комплекса сыграла железнодорожная магистраль Тюмень-Тобольск-Сургут-Нижневаторск-Уренгой2.

Воздушный транспорт позволяет обеспечивать жизнедеятельность городов и поселков северных территорий, не имеющих железнодорожных и речных связей с основными территориями региона. Так, например, согласно Концепции развития аэропортовой сети России до 2020 года3 аэропорт Кызыл входит в число внутрироссийских узловых центров, которые не могут быть закрыты по экономическим или каким-либо другим причинам. Воздушный транспортный комплекс включает в себя 11 международных аэропортов, а именно: аэропорты Емельяново, Толмачево, Абакан, Кемерово, Барнаул, Нижневартовск, Сургут, Ханты-Мансийск, Омск-Центральный, Челябинск, Кольцово.

Также, большое значение имеет речной транспорт. В настоящее время осуществляется судоходство на реках Томи, Кети, Туре и Тоболе. Значительный объем грузоперевозок, в том числе в рамках северного завоза, обеспечивается пароходствами рек Обь-Иртышского бассейна. Речные порты имеются в Томске, Тобольске, Сургуте, Нижневартовске и Колпашево и др.

Красильников С.В. справедливо отметил, что многофункциональная инфраструктура, значительное количество материальных ценностей, круглосуточный режим работы, а также наличие железнодорожного подвижного состава, воздушных и водных судов, активно совершающих пространственно-временные перемещения, создают определенные трудности в расследовании преступлений на транспорте4.

Например, ОВД при расследовании преступлений, связанных с противоправным посягательством на грузы на железнодорожном транспорте, сталкиваются с трудностями, которые возникают, прежде всего, из-за специфики правоохранительной деятельности на транспорте в целом, имеющей ряд особенностей5.

Правоохранительные органы несут основной груз ответственности за состояние противодействия преступности.

Только в 2015 г. на объектах транспорта Западно-Сибирского региона было совершено 4 786 преступлений, что на 1,4% больше, чем в 2014 г. На этом фоне несколько выросла и раскрываемость преступлений — 73,2% (2014 — 72,2%).

Структурный анализ показывает, что на 6,7% снизилось в сравнении с предыдущим годом количество преступлений, отнесенных к категории тяжких и особо тяжких (2014 г. —

2 http://www.econorganize.ru/ecorgs-294-1.html (07.04.16 17:00); http://www.econorganize.ru/ecorgs-294-2.html (07.04.16 17:00).

3 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

4 Красильников С.В. О некоторых особенностях деятельности органов предварительного следствия транспортной полиции // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 2-2. С. 150.

5 Грибунов О.П. Технические средства фиксации, используемые при проведении осмотра места происшествия по факту хищений грузов на железнодорожном транспорте // Российский следователь. 2015. № 16. С. 4.

1723, 2015 г. — 1607), уровень раскрываемости которых почти не изменился (2014 г. — 65,2%, 2015 г. — 64,8%). Так, в 2015 году было зарегистрировано 3 убийства (2014 г. — 3) и 4 факта причинения тяжкого вреда здоровью (2014 г. — 4) и 1 преступление экстремистской направленности (2014 г. — 2), нераскрытым остается одно убийство. Количество разбойных нападений в прошедшем году снизилось (2014 г. — 10, 2015 г. — 7), их раскрываемость в 2014-2015 гг. составила 100%.

Структуру нераскрытых преступлений в основном формируют кражи — 587, или 46,7% от числа нераскрытых, и противоправные деяния в сфере незаконного оборота наркотических средств — 501, или 39,9%.

Так же было зарегистрировано 657 преступлений экономической направленности (2014 г. — 659).

В сфере борьбы с незаконным оборотом оружия сотрудниками транспортной полиции Западно-Сибирского региона в прошедшем году поставлено на учет 113 преступлений (2014г. — 162), соответственно снижение составило 30,3%.

В результате реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности борьбы с организованной формой преступности, число лиц, привлеченных в 2015 г. к уголовной ответственности за совершение преступлений в составе организованных групп, возросло на 21,7% (2014 г. — 23, 2015 г. — 28).

Практика показывает, что основными причинами совершения преступлений на объектах транспорта в Западно-Сибирском регионе связаны с отсутствием у лиц, уличенных в корыстные преступления, постоянного источника доходов, определенного места жительства, а также алкогольное или наркотическое опьянение, наркозависимость, недостаточный контроль со стороны органов уголовно-исполнительной системы за поведением осужденных лиц. Совершению преступлений также способствует недостаточная защищенность объектов транспортного комплекса, непринятие мер по охране имущества, небрежное отношение граждан к сохранности своей собственности и др.

При осуществлении надзора за уголовно-процессуальной деятельностью ЗападноСибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации прокуроры добивались устранения выявленных нарушений в деятельности указанных органов предварительного расследования.

Под непосредственным контролем Западно-Сибирской транспортной прокуратуры сформирована практика возбуждения и расследования уголовных дел по фактам небезопасного оказания услуг на объектах водного транспорта (в 2015 г. возбуждено 27 уголовных дел по признакам преступления, предусмотренного ст. 23 8 УК РФ, 10 из которых направлены в суд, по 3 состоялись обвинительные приговоры).

К примеру, 12.06.2015 Н. оказывал гражданам услуги по их перевозке на катере в акватории озера Телецкое Республики Алтай. В ходе проведения ОРМ установлено, что оказанные Н. услуги не соответствовали требованиям безопасности жизни и здоровья граждан, поскольку в конструкцию катера были внесены изменения в виде нарушения герметичности и отсутствия блоков плавучести, что не обеспечивало остойчивость и непотопляемость судна. Н. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ, и уголовное дело направлено в суд. Н. назначено наказание в виде штрафа в размере 150 тыс. рублей6.

При осуществлении надзора за предварительным следствием ОВД, основаниями для отмены постановлений следователей о прекращении уголовного дела являлись нарушения закона, связанные с неполнотой расследования и неверной оценкой полученных доказательств.

6 http://ded-altai.ru/news/v-gornom-altae-oshtrafovan-sudovladelec-katavshiy-passazhirov-po-teleckomu-ozeru (24.10.2016. 16:00)

К примеру, 14.01.2015 заместителем Норильского транспортного прокурора отменено постановление следователя Таймырского ЛО МВД России о прекращении уголовного дела в отношении В., вынесенное в связи с отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ.

В результате изучения надзирающим прокурором уголовного дела установлено, что следователь неверно квалифицировал действия В., связанные с нарушением правил ношения и хранения спортивной винтовки, как административное правонарушение.

Учитывая, что срок действия разрешения на право ношения и хранения огнестрельного оружия подозреваемый в установленном законом порядке не продлил, винтовку и боеприпасы к ней хранил на протяжении 11 месяцев и 22.05.2013 незаконно перевозил их из г. Норильска в г. Дудинку для последующей продажи, процессуальное решение следователя являлось незаконным. В марте 2015 г. уголовное дело было направлено в суд.

Также прокурорами выявлялись нарушения процессуального законодательства, выраженные в приобщении к материалам уголовного дела недопустимых доказательств.

К примеру, 19.02.2015 Новосибирским транспортным прокурором при изучении уголовного дела по обвинению Л. и К. в совершении преступления, предусмотренного п. «а», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ, установлено, что протоколы следственных действий (допроса свидетеля и осмотра документов) составлены в один промежуток времени, что является нарушением требований ч. 3 ст. 166 УПК РФ, согласно которой в протоколе следственного действия должны быть указаны место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты. По данному факту было вынесено постановление о признании протоколов допроса свидетеля и осмотра документов недопустимыми доказательствами. Данное уголовное дело было возвращено для производства дополнительного расследования.

В целях обеспечения законности при производстве дознания ОВД транспортными прокурорами основные усилия были направлены на повышение качества изучения уголовных дел, поступивших с обвинительным актом, в целях исключения фактов их возвращения судами в порядке, предусмотренном ст. 237 УПК РФ, и вынесения оправдательных приговоров.

Снизилось количество отмененных транспортными прокурорами постановлений о прекращении уголовного дела, что может свидетельствовать не только о повышении качества дознания предварительного расследования, но и более взвешенном подходе надзирающих прокуроров к вопросу оценки данных процессуальных решений.

Несмотря на принимаемые меры, в том числе координационного характера, в отчетном периоде не удалось изменить ситуацию в деятельности органов дознания транспортной полиции по соблюдению разумного срока уголовного судопроизводства.

Зачастую продление сроков дознания обусловлено объективными причинами, однако выявлялись факты ненадлежащего планирования предварительного расследования, волокиты по уголовным делам, отсутствия ведомственного контроля.

Также, в числе приоритетных направлений остается защита прав граждан при рассмотрении сообщений о преступлениях, обеспечение законности при привлечении граждан к уголовной ответственности и соблюдение разумных сроков уголовного судопроизводства.

Транспортными прокурорами в 2015 г. в целях пресечения волокиты внесено 29 требований об устранении нарушений закона (2014 г. — 23).

Например, Омским транспортным прокурором 15.02.2015 отменено вынесенное 01.12.2014 постановление о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу № 7136, возбужденному в 1996 г. по факту безвестного исчезновения К. (уголовное дело поступило надзирающему прокурору в феврале 2015 г.). Следователем Омского следственного отдела уголовное дело принято к производству лишь 24.03.2015. Установлено,

что уголовное дело длительное время находилось в аппарате Западно-Сибирского СУТ СК России.

Повышенное внимание уделялось практике рассмотрения сообщений о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении них. В 2015 г. транспортными прокурорами устанавливались нарушения закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

Выявлено 2 укрытых от учета преступления данной категории. По актам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 6 должностных лиц следственного органа (2014 г. — 9), из которых два — руководителя следственных отделов.

Вместе с тем следует принять дополнительные меры по вопросам неоднократных отмен постановлений следователей об отказе в возбуждении уголовного дела.

Исаенко В.Н. и Павлова Е.В. обоснованно обратили внимание, что в процессе поддержания государственного обвинения в суде прокурорам нередко приходится принимать меры к восполнению пробелов предварительного расследования, а потому эффективный надзор за исполнением законов органами предварительного расследования позволяет дать более объективную оценку его результатов, а так же законности и обоснованности предъявленного обвинения7.

Важным направлением работы прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

И хотя перечень правоохранительных органов законодательно не определен, данный термин хорошо обоснован в науке и используется как название учебной дисциплины8, а также в некоторых федеральных законах9 и иных нормативных правовых актах10.

Правоохранительные органы — это специальные органы, созданные государством в целях охраны прав и свобод личности, охраны общества, его материальных и духовных ценностей, охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применять меры юридического воздействия11. К ним традиционно относят органы прокуратуры, внутренних дел, таможни, федеральной службы безопасности, Следственный комитет России, и др. Причем работа этих органов на транспорте имеют заметную специфику.

Для достижения целей координационной деятельности аппаратом Западно-Сибирской транспортной прокуратуры с правоохранительными органами на транспорте и таможни осуществляется информационное взаимодействие по вопросам состояния борьбы с преступностью, ее структуры, динамики, прогнозирования развития криминогенной ситуации.

Меры по усилению борьбы с преступностью на транспорте и в таможенной сфере вырабатываются, обсуждаются и принимаются на координационных совещаниях.

7 Исаенко В.Н., Павлова Е.В. Восполнение государственным обвинителем недостатков предварительного следствия в суде// Законность. 2016. № 7.

8 Правоохранительные органы: учебник / отв. ред. С.Л. Лонь. Томск: Издательство научно-технической литературы, 2011. С. 12

9 Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

10 Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».

11 Мамыкин А.С. Правоохранительные органы: учебник / под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. С. 6.

В 2015 г. под председательством Западно-Сибирского транспортного прокурора проведено 4 координационных совещания руководителей правоохранительных органов на транспорте и таможенных органов. Были рассмотрены наиболее актуальные вопросы борьбы с преступностью, в частности по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, по соблюдению разумного срока предварительного расследования, по обеспечению транспортной безопасности, противодействию экстремизму и терроризму, по обеспечению законности при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, по противодействию коррупции.

Кроме того, по инициативе Западно-Сибирской транспортной прокуратуры проведены совместные координационные совещания с руководителями правоохранительных органов Красноярского края и Новосибирской области, по вопросам борьбы с преступлениями экономической направленности, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, невозвратом или незаконным выводом денежных средств из Российской Федерации за рубеж.

Также, было проведено совместное координационное совещание с руководителями правоохранительных органов Красноярского края по вопросу выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов на территории Норильского промышленного района.

Всего в рамках координационной деятельности с участием аппарата ЗападноСибирской транспортной прокуратуры проведено 6 совместных целевых мероприятий.

По результатам указанных мероприятий, по инициативе Западно-Сибирской транспортной прокуратуры правоохранительными органами на транспорте и таможенными органами издано 6 межведомственных организационно-распорядительных документов в сфере борьбы с преступностью.

Например, Западно-Сибирской транспортной прокуратурой, Западно-Сибирским СУТ СК России, УТ МВД России по СФО был издан совместный приказ об организации взаимодействия при выявлении фактов хулиганства на борту воздушных судов.

Анализ совместных организационно-распорядительных документов, изданных в 2015 г., проведенный Западно-Сибирской транспортной прокуратурой показал, что их принятие, как правило, было обусловлено необходимостью усиления организации взаимодействия и обмена информацией между органами прокуратуры, территориальными и правоохранительными органами на транспорте в вопросах борьбы с преступностью.

Проведенный анализ показывает, что в качестве положительных результатов деятельности Западно-Сибирской транспортной прокуратуры и подчиненных ей прокуратур можно рассматривать: увеличение общей раскрываемость преступлений; уменьшения количества тяжких и особо тяжких преступлений; уменьшения количества разбойных нападений; повышение эффективности борьбы с организованной формой преступности; формирование практики возбуждения и расследования уголовных дел по фактам небезопасного оказания услуг на объектах водного транспорта; повышение качества расследования уголовных дел при производстве дознания; пресечения волокиты при производстве уголовных дел; привлечение по актам прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности должностных лиц следственного органа, в том числе руководителей.

Между тем, не смотря на активную работу прокуратуры и положительные результаты прокурорской деятельности, проблемными остаются вопросы исполнения решений указанных межведомственных совещаний, вопросы осуществления ведомственного контроля руководством органов предварительного расследования, а так же неясность причин увеличения зарегистрированных преступлений на объектах транспорта. Указанные вопросы могут быть частично, либо полностью решены в случае продолжения положительной динамики работы Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.

Литература

1. Долгова А.И. Криминология: учебник / под ред. А.И. Долговой. М.: Норма, 2007. С.

380.

2. Красильников С.В. О некоторых особенностях деятельности органов предварительного следствия транспортной полиции // Вестник Удмуртского университета. 2014. № 2-2. С. 150.

3. Грибунов О.П. Технические средства фиксации, используемые при проведении осмотра места происшествия по факту хищений грузов на железнодорожном транспорте // Российский следователь. 2015. № 16. С. 4.

4. Исаенко В.Н., Павлова Е.В. Восполнение государственным обвинителем недостатков предварительного следствия в суде// Законность. 2016. № 7.

5. Лонь С.Л. Правоохранительные органы: учебник / отв. ред. С.Л. Лонь. Томск: Издательство научно-технической литературы, 2011. С. 12.

6. Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

7. Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».

8. Мамыкин А.С. Правоохранительные органы: учебник / под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. С. 6.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 № 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)».

10. http://www.econorganize.ru/ (07.04.16 17:00).

11. http://ded-altai.ru/news/v-gornom-altae-oshtrafovan-sudovladelec-katavshiy-passazhirov-po-teleckomu-ozeru (24.10.2016. 16:00).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.