УДК 351.74:502
ФУНКЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Булгакова Луиза Сираджеддиновна
Прокуратура Московского района Санкт-Петербурга, заместитель прокурора, младший советник юстиции, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены общие функции и обязанности правоохранительных органов Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности страны, а также порядок их взаимодействия с иными органами исполнительной власти, гражданами, юридическими лица и общественными объединениями
Ключевые слова: правоохранительные органы; экологическая безопасность; административные и уголовные правонарушения; природопользование; профилактическая деятельность; задачи и функции правоохранительных органов
Функции правоохранительных органов ,
LAW ENFORCEMENT RESPONSIBILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION IN ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY
Bulgakova Luiza S.
Prosecutor's Office of the Moscow District of St. Petersburg, Deputy Prosecutor, Assistant Counselor of Justice, e-mail: [email protected]
The article discusses the general functions and duties of law enforcement agencies of the Russian Federation in the field of ensuring environmental safety, as well as the procedure for their interaction with other executive authorities, citizens, legal entities and public associations
Keywords: law enforcement; environmental safety; administrative and criminal offenses; environmental management; preventive activities; tasks and functions of law enforcement agencies
Для цитирования: Булгакова Л.С. Функции правоохранительных органов Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 2 (70). С. 65-67.
В Российской Федерации понятие экологической безопасности закреплено в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ № 7-ФЗ), согласно которому экологическая безопасность - это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [1].
Безусловно, вопросам экологической безопасности любое государство, включая нашу страну, уделяло, уделяет и будет уделять большое внимание, при этом контроль и надзор за соблюдением экологической безопасности в Российской Федерации возложен, в том числе, на правоохранительные органы.
Экологические функции правоохранительных органов - это деятельность органов прокуратуры, внутренних дел, следственного комитета и иных правоохранительных органов РФ, направленная на охрану и защиту экологических прав граждан, а также иных субъектов права, обеспечение экологической безопасности страны и принятие мер административного и уголовного реагирования к виновным лицам.
Анализируя указанное определение, можно сделать вывод, что больший объем функций по обеспечению экологической безопасности возложен на следующие органы исполнительной власти:
- Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД);
- Прокуратуру Российской Федерации;
- Следственный комитет Российской Федерации;
- Национальную гвардию Российской Федерации;
- Федеральную таможенную службу Российской Федерации (ФТС);
- Федеральную службу безопасности Российской Федерации (ФСБ);
- Управление исполнения наказаний Минюста РФ и другие правоохранительные органы.
Согласно различным требованиям федерального законодательства Российской Федерации к основным задачам правоохранительных органов в экологической сфере можно отнести: защиту законных экологических прав и интересов граждан и государства; обеспечение экологической безопасности; принятие к виновным лицам мер уголовной и административной ответственности.
Для надлежащей и полной реализации своих полномочий в сфере обеспечения экологической безопасности правоохранительные органы осуществляют межведомственное взаимодействие, другими словами, осуществление координационной деятельности по борьбе с преступностью.
Указом Президента РФ от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (ред. от 07.12.2016) утверждено Положение о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (далее - Положение) [2].
В целях повышения эффективности борьбы с преступностью координация деятельности правоохранительных органов осуществляется
S
s
n
п р
д
hi
H ц
s я
H
а с
о
Cd ^
hi
M hi H
H о
M
ÜJ
а
п
E
Булгакова Л.С.
согласно требованиям п. 1 Положения, путем разработки и реализации этими органами согласованных мер по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Нормы указанного Положения также распространяются на преступления, предусмотренные гл. 26 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В п. 5 Положения предусмотрены основные направления координационной деятельности правоохранительных органов, которые содержат:
- совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики, прогнозирование тенденций развития, изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений;
- разработку и выполнение программ борьбы с преступностью на региональном и федеральном уровнях;
- разработку совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений;
- подготовку и направление в необходимых случаях информационных материалов по вопросам борьбы с преступностью Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ, а также органам местного самоуправления;
- обобщение практики применения законов о борьбе с преступностью и подготовку предложений об улучшении правоохранительной деятельности;
- разработку предложений о совершенствовании правового регулирования деятельности по борьбе с преступностью;
- обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработку соответствующих предложений;
- изучение координационной деятельности правоохранительных органов, распространение положительного опыта.
Кроме того, Положение содержит следующие формы координационной деятельности правоохранительных органов: совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью; обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; изучение и распространение положительного опыта; взаимодействие с судами, арбитражными судами и органами юстиции, которые играют важную роль в защите экологических прав граждан.
Немаловажным фактором при реализации полномочий является профилактика правонарушений, целью которой является предупреждение экологических преступлений и правонарушений,
создание условий, в которых снижается вероятность их совершения.
В специальной научной литературе выделяются три вида профилактических мероприятий:
- профилактика до совершения правонарушения;
- пресекательная профилактика (возможна при продолжающемся правонарушении);
- профилактика по факту совершенного правонарушения [3].
В сфере экологической безопасности профилактические меры, принимаемые правоохранительными органами, могут быть весьма разнообразны, в том числе:
- проведение различных рейдовых операций с целью предотвращения правонарушений, например, в местах скопления рыбы, идущей на нерест, и иное;
- информирование населения через средства массой информации;
- проведение встреч, бесед и лекций определенной направленности с различными категориями населения; целью настоящих мероприятий является разъяснение требований экологического законодательства и ответственности, наступающей в случае его несоблюдения.
Каждый субъект правоотношений, гражданин или юридическое лицо, чьи права нарушены или имеется угроза нарушения права в будущем, может защищать свои права и интересы.
Экологические права граждан именуют также как фундаментальные, они зафиксированы в Конституции Российской Федерации, в международных документах, а также иных нормативно-правовых актах. Согласно действующему в стране законодательству, данные права также выступают в качестве элемента нормативной системы.
Обжаловаться могут как действия, так и бездействие органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений и других субъектов.
Защита нарушенных прав граждан, согласно законодательству, возможна следующими способами:
- самостоятельно;
- путем обращения в правоохранительные органы или в суд.
Защита нарушенных прав самостоятельно возможна в любых формах реализации, которые не застрагивают и не нарушают права и интересы других субъектов.
Защита нарушенных прав, путем обращения в правоохранительные органы или в суд (в том числе в арбитражный суд) регулируется Федеральным законом 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [4], а также иными нормами федерального законодательства.
Для обеспечения экологической безопасности граждан и территорий правоохранительные органы осуществляют также взаимодействие с общественными и хозяйственными организациями. Взаимодействие может осуществляться в различных
66
Ученые записки СПб филиала РТА № 2 (70) 2019
Функции правоохранительных органов
формах, например, путем создания общественных советов на базе управлений МВД, прокуратуры либо иных органов власти, путем проведения правоохранительными органами совместно с организациями мероприятий либо проверок экологического характера, а также путем организации пресс-конференций представителей правоохранительных органов и иных мероприятий.
Подводя итоги, следует обозначить основные функции правоохранительных органов Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности, свойственные органам МВД, прокуратуры, Федеральной таможенной службы.
Если говорить о функциях МВД, то согласно требованиям Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» [5], приказов МВД РФ и иных нормативно-правовых актов на полицию возложены определенные обязанности, которые в полной мере касаются экологических преступлений и правонарушений, а именно, органы МВД:
- осуществляют оперативно-розыскную деятельность с целью предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений;
- пресекают административные правонарушения и осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции, и иное.
В функциях прокуратуры РФ предопределено, что именно органы прокуратуры совместно с иными государственными органами в области охраны окружающей среды и природопользования являются важнейшим звеном в сфере обеспечения экологической безопасности. Надзор за исполнением природоохранного законодательства является одним из приоритетных направлений ее деятельности.
В связи с актуальностью указанного направления в системе органов прокуратуры России учреждены природоохранные прокуратуры, которые в том числе осуществляют надзор как за деятельностью соответствующих государственных органов, осуществляющих регулирование вопросов, связанных с охраной окружающей среды, так и за деятельностью хозяйствующих субъектов, физических и юридических лиц.
Кроме того, в своей деятельности органы прокуратуры осуществляют:
- надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды;
- расследование экологических преступлений (прежде всего, связанных с созданием источников загрязнения), осуществление надзора за ведением уголовных дел этой категории, также в качестве государственных обвинителей выступать в судах по рассмотрению такого рода дел, надзор за расследованием которых осуществлялся природоохранной прокуратурой (во всех прочих случаях государственное обвинение поддерживает территориальный прокурор);
- подавать в суд гражданские иски и участвовать в этом случае в гражданском судопроизводстве и иное.
На Федеральную таможенную службу также возложены функции правоохранительного характера. Так, согласно ст. 75 ФЗ № 7-ФЗ, за контрабанду особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов предусмотрена уголовная ответственность, кроме того, имеются составы и административных правонарушений в области охраны окружающей среды именно в области таможенного дела.
Состав функций таможенных органов, выполняемых ими в области охраны окружающей среды и природопользования, закрепляет и законодательство Российской Федерации в области таможенного дела, состоящее из Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также таможенное законодательство Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза [6].
Количество нарушений в сфере экологии на протяжении последних двух лет снизилось, что свидетельствует о надлежащей работе правоохранительных и контролирующих органов. Допускаемые отдельными гражданами и организациями, предприятиями нарушения в сфере экологии не могут не вредить биологическим основам существования человека, а также экономике страны в целом.
Борьба за обеспечение экологической безопасности и искоренение преступлений в сфере экологии возможна лишь путем надлежащей и слаженной работе всех органов МВД, прокуратуры и органов исполнительной власти Российской Федерации.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изменениями на 29 июля 2018 года). URL: http://docs.cntd.ru/document/901808297
2. Указ Президента РФ от 18.04.1996 № 567 (ред. от 07.12.2016) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (вместе с «Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_112962/.
3. Ерофеев Б.В. Экологическое право: Учебник. М: Форум. ИНФРА-М. 2004. С. 159.
4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_59999/
5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_110165/
6. Булгакова Л.С. Функции таможенных органов РФ в области охраны окружающей среды и природопользования. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития». 2017 г. Чебоксары.