Научная статья на тему 'Влияние государственных органов на государственное управление'

Влияние государственных органов на государственное управление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1026
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УГРОЗА / БЕЗОПАСНОСТЬ / LAW ENFORCEMENT / MANAGEMENT / RISK / SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маилян Самвел Суренович

В статье рассматриваются вопросы как государственного управления, так и правоохранительных органов. Дает критерий классификации угроз, которые влияют на формирования системы правоохранительных органов. Также рассматривается взаимозависимость правоохранительных органов от государственного управления и наоборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of public authorities on public administration

In article are considered questions of governance and law enforcement. A classification of threats that affect the formation of the system of law enforcement. Also consider the interdependence of law enforcement and public management and Vice versa.

Текст научной работы на тему «Влияние государственных органов на государственное управление»

УДК 34 ББК 67

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

САМВЕЛ СУРЕНОВИЧ МАИЛЯН,

Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессеор

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы как государственного управления, так и правоохранительных органов. Дает критерий классификации угроз, которые влияют на формирования системы правоохранительных органов. Также рассматривается взаимозависимость правоохранительных органов от государственного управления и наоборот.

Ключевые слова: правоохранительные органы, государственное управление, угроза, безопасность.

Abstract. In article are considered questions of governance and law enforcement. A classification of threats that affect the formation of the system of law enforcement. Also consider the interdependence of law enforcement and public management and Vice versa.

Keywords: law enforcement, management, risk, security.

Для раскрытия этого вопроса, считаю необходимым дать определение дефинициям «государственное управление» и «правоохранительные органы», так как в зависимости от вложенной сути в эти определения, зависит сама по себе роль одного института в системе другого института.

Итак, как мы знаем, государственное управление имеет два значение. В науке принято это разделять как узкое понятие и широкое понятие.

Под узким понятием понимается государственное управление как функция исполнительной власти, а в широком понимание, как функция всей структуры государственных органов, как исполнительных, так и законодательных, и судебных органов.

Одним из основных функций государства — это обеспечение безопасности на всей территории государства, а в некоторых случаях и за ее пределами1.

Данная безопасность осуществляется через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

Следует указать, что в законодательстве нет понятия правоохранительного органа, нет и перечня тех органов, которые относятся к правоохранительным. Однако, термин «правоохранительные

органы» можно встретить в ряде нормативно-правоохранительных органов, таких как УК РФ (ст. 317 «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа» ст. 320 «Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа»), Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в действующей редакции) «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 8 Координация деятельности по борьбе с преступностью»), Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ст. 8 «Содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам»), Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 (в действующей редакции) «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью»; приказ Генерального прокурора РФ от 29 августа 2014 г. № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции»; указание Генерального прокурора РФ от 9 июня 2014 г. № 307/36 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законов при предупреждении, выявлении, раскрытии и рассле-

довании преступлений в сфере лесопользования и т.д.

В связи с этим в юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным.

1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа.

2. Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур. Нарушение этих правил сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

3. Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

Как и с термином государственное управление, термин «правоохранительные органы» имеет широкий и узкий смысл.

В узком смысле в систему правоохранительных органов входит Следственный комитет РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, ФТС РФ, прокуратура Российской Федерации. Такой список органов государственной власти принято относить к правоохранительным органам, так как они непосредственно осуществляют правоохранительную деятельность.

Но считаю необходимым и правильным в рамках рассматриваемого вопроса рассматривать термин «правоохранительные органы» в широком смысле. А в этом смысле к ним следует относить суды, органы прокуратуры, органы дознания и предварительного следствия, органы юстиции, но-

тариат, адвокатуру2, органы частной детективной и охранной деятельности.

Итак, как было сказано выше, одной из функций государства — это обеспечение безопасности.

Соответственно необходимо разобраться, что понимается под системой безопасности.

Деятельность субъектов по обеспечению безопасности неоднородна, в ней выделяется ряд основных направлений (функций):

• выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;

• создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

• управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

• осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций;

• участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными и признанными Российской Федерацией3.

В соответствии с вышеизложенным, важное значение имеет определение не только самих внешних и внутренних угроз, но и определение этих угроз, исходя из временных параметров.

Такие угрозы можно делить на длительные и краткосрочные. Почему важно определять не только угрозы с точки зрения внешних и внутренних, но длительных и краткосрочных, потому что от этого зависет необходимость формирование правоохранительной системы.

Итак, те угрозы, которые исходят от иностранного государства или иностранных граждан, такие угрозы принято классифицировать как внешние, а те грозы, которые из со стороны самого государства или его граждан, то такие угрозы нужно классифицировать как внутренние.

Несомненно, что деление гроз на такие виды имеет практическое значение, хотя в последнее

212

Вестник экономической безопасности

№ 5/2016

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

время, сложно однозначно отнести к одной из этих двух видов, скорее всего эти угрозы будут носить трансграничный характер.

Также важно, разделять угрозы на реальные и потенциальные.

Потенциальная угроза — это совокупность предпосылок возможности нанесения вреда, в то время как реальная угроза — это совокупность факторов, когда для причинения вреда не хватает всего одной или нескольких условий.

Почему важно разделять угрозы по вышеописанным критериям. Во-первых это позволяет прогнозировать и предупреждать возможность нанесение вреда на различных стадиях формирования угрозы. Во-вторых, при появлении реальной угрозы перед системой обеспечения национальной безопасности возникает задача создания таких условий, которые позволили бы снизить остроту угрозы и перевести ее в потенциальную. В-третьих, в зависимости от нескольких критериев угрозы, таких как, внутренняя или внешняя, временная или посто-

янная, реальная или потенциальная, формируется правоохранительная система государства.

Таким образом, можно констатировать, что роль правоохранительных органов в системе государственного управления сложно переоценить. Во-первых, исходя из направления государственного управления формируется система правоохранительных органов. Во-вторых, сама правоохранительная система призвана обеспечивать систему государственного управления, которая должна соответствовать нормативно-правовым актам. В-третьих, одной из важнейших функций правоохранительных органов — это обеспечение безопасности государства, как от внешних угроз, так и от внутренних.

1 Например, если речь идет о гражданах страны, которые находятся за ее пределами.

2 Более подробно см.:МироновА.Л. Реализация конституционного права человека и гражданина на получение квалифицированной юридической помощи при осуществлении правосудия. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009.

3 Актуальные проблемы конституционного права России / под редакцией Б.С. Эбзеева. М., 2016, С. 447.

УДК 340 ББК 67.0

СВОБОДА ПРАВА И СОБСТВЕННОСТЬ (РОССИЙСКИЙ КОНТЕКСТ)

НАТАЛЬЯ ФЕДОРОВНА МЕДУШЕВСКАЯ,

профессор кафедры философии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, доцент Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве Рецензент: доктор философских наук, профессор Д.И. Грядовой

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматривается динамика отношения к собственности в России, показыватся, что она играла и продолжает играть функциональную роль, в русской правовой культуре понятие собственности не сформировалось, в стране существует не право свободы, а свобода, что воспроизводит произвол в хозяйственной жизни с коррупцией, воровством и мошенничеством.

Ключевые слова: собственность, право, государство, правовая культура, свобода, служение, ценность.

Abstract. The article deals with the dynamics of the relationship to property in Russia, shows that it has played and continues to play a functional role in Russian legal cultur, idea of property is not formed, in the country exists freedom of right, But not right of freedom, it reproduces the arbitrariness in the economic life with corruption, theft and fraud. Key words: property, right, state. legal culture, freedom, service, value.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.