Научная статья на тему 'Роль принципа рефлексии в формировании иноязычной коммуникативной деятельности руководителя органов внутренних дел'

Роль принципа рефлексии в формировании иноязычной коммуникативной деятельности руководителя органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / INTELLECTUAL REFLECTION / ЛИЧНОСТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / PERSONAL REFLECTION / РЕФЛЕКСИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / REFLEXIVE ABILITIES / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE ACTIVITY / РУКОВОДИТЕЛЬ ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / TRAINING MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайрутдинова И. В.

В статье рассматриваются функции принципа рефлексии применительно к целям организации учебного процесса по формированию иноязычной коммуникативной деятельности руководителей органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of reflection on the process of formation of police manager’s foreign language communicative activity

The article describes the functions of the principle of reflection in relation to the organization of the training process aimed at the formation of police managers’ foreign language communicative activity.

Текст научной работы на тему «Роль принципа рефлексии в формировании иноязычной коммуникативной деятельности руководителя органов внутренних дел»

И.В. ХАЙРУТДИНОВА,

заведующий кафедрой иностранных языков, кандидат педагогических наук (Академия управления МВД России)

72

I.V. KHAIRUTDINOVA,

head of the foreign languages department, candidate of pedagogical sciences (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 316.4

Роль принципа рефлексии в формировании иноязычной коммуникативной деятельности руководителя органов внутренних дел

The impact of reflection on the process of formation of police manager's foreign language communicative activity

В статье рассматриваются функции принципа рефлексии применительно к целям организации учебного процесса по формированию иноязычной коммуникативной деятельности руководителей органов внутренних дел.

Интеллектуальная рефлексия, личностная рефлексия, рефлексивные способности, иноязычная коммуникативная деятельность, руководитель органа внутренних дел, модель обучения.

The article describes the functions of the principle of reflection in relation to the organization of the training process aimed at the formation of police managers' foreign language communicative activity.

Intellectual reflection, personal reflection, reflexive abilities, foreign language communicative activity, training model.

Принцип рефлексии1 играет особую роль в эффективной организации учебного процесса по обучению руководителей органов внутренних дел иноязычной коммуникативной деятельности. Определение понятия рефлексии как механизма сознания и важного компонента мышления можно встретить в трудах известных специалистов-психологов: Н.Г. Алексеева,

B.К. Зарецкого, Б.А. Злотника, И.Н. Семенова,

C.Ю. Степанова, А.В. Брушлинского, Е.А. Сиротиной, Э. Кассирера, А.М. Матюшкина, В.Ю. Дударевой и других [1, 3, 5, 8, 9, 10]. В трудах многих современных ученых обоснованно

1 Рефлексия (от позднелат. ге/1ехю - обращение назад) - междисциплинарное понятие с многовековой историей, означающее обращение внимания субъекта на самого себя и на свое поведение, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В традиционном смысле рефлексия - это обращение внимания на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

утверждается, что рефлексия позволяет раскрыть представления о сущности формирования абстрактных стереотипов и их реализации в практической деятельности, а также механизмы формирования способностей контроля и оценки [2, 4]. Отечественные исследователи И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов показали, что рефлексия активно используется не только на философском, но и на общенаучном уровне, выступая в качестве методологического средства междисциплинарных исследований [11]. Методологический подход позволяет выявить роль и значение рефлексии применительно к учебной деятельности как условия формирования способов научно-познавательной и педагогической деятельности [6].

Многообразие разработок по данной проблеме делает необходимым определить специфику и функции рефлексии применительно к целям организации процесса формирования иноязычной коммуникативной деятельности руково-

дителей органов внутренних дел. По нашему мнению, важным условием для достижения максимальной эффективности формирования иноязычной коммуникативной деятельности руководителей является изучение такой разновидности рефлексивных функций, как интеллектуальная рефлексия обучаемых. Мы опираемся на понятие «интеллектуальная рефлексия», предметом которой являются знания об объекте, в контексте исследуемого вопроса об иностранном языке и способах его изучения.

Интеллектуальная рефлексия рассматривается нами преимущественно в связи с проблемами когнитивных процессов переработки информации: организации творческого мышления обучаемых и осмысления ими познаваемого иноязычного материала, которые явились предметом изучения целого ряда авторитетных ученых. В педагогической деятельности этот принцип основан на сознательном отношении обучающегося к обучению, что, в свою очередь, является основой формирования познавательной мотивации к приобретению умений иноязычной коммуникативной деятельности, благодаря чему обучаемый магистрант обдумывает, анализирует, исследует новый опыт, что стимулирует его потребность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Зарубежные исследователи, например Д. Колб, утверждают, что обучение осуществляется одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем активного экспериментирования [12]. Предпочтение всегда отдается одному из них. При этом обучение циклично и состоит из повторяющихся этапов «выполнения» и «мышления». Таким образом, рефлексия является важнейшим компонентом обучения как активного процесса усвоения новых знаний, который не может быть эффективным без осмысления и анализа полученных новых знаний, их теоретического обобщения, структуризации и дальнейшего самостоятельного применения на практике. Заложенные Д. Колбом в его модели обучения идеи о связи осмысления опыта, анализа насущных проблем, усвоения теоретических моделей и их проверки практикой не только получили свое дальнейшее научное развитие, но и нашли широкое применение на практике. При разработке модели обучения руководителей органов внутренних дел иноязычной коммуникативной деятельности мы также взяли за основу «цикличную» модель Д. Колба.

С учетом специфики образовательного процесса в Академии управления МВД России эту модель можно представить в виде определенной последовательности стадий:

1) предъявление магистрантам нового иноязычного материала для рефлексивного наблюдения;

2) собственно рефлексивное наблюдение, то есть обобщение и осмысление новых данных, их систематизация и интегрирование в систему имеющихся знаний;

3) создание абстрактных понятий, вербальных стереотипов, отстраненных от непосредственных речевых ситуаций;

4) использование этих стереотипов в новых разнообразных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных.

В свою очередь, собственно рефлексивное наблюдение должно опираться на определенные способы активизации процесса усвоения лексического минимума иностранного языка (упорядочение и уплотнение информации, подлежащей освоению) и методы интенсификации обучения (структурирование информации, разработка коммуникативных стратегий, направленных на развитие лингвистической компетенции и коммуникативных способностей). При этом процесс обучения должен протекать до тех пор, пока не сформируется требуемый навык. То есть как только один навык освоен, уже сформирована готовность к освоению следующего.

Применительно к организации процесса обучения сотрудников органов внутренних дел профессиональной коммуникации на иностранном языке воспитание рефлексивной культуры у магистрантов Академии должно характеризоваться не только развитием их способности творчески осмысливать новые знания, но и формированием умений создавать абстрактные стереотипы вербального поведения на основе полученных новых знаний. Формирование этих умений связано с такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, оценка. Анализ нового учебного материала предполагает осознание принципов организации, структуры и целостности новых знаний и умение выделить части целого и взаимосвязи между ними. Синтез выражается в умении комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым творческим продуктом может быть, например, собственное монологическое или диалогическое сообщение обучаемого магистранта, созданное им на основе сформированных вербальных стереотипов, или компьютерная презентация учебного материала, предлагаемого для самостоятельного изучения. К рефлексивному восприятию магистрантами профессионального материала на иностранном языке относится активное усвоение и осознание новых знаний, почерпнутых из аутентичных текстов по профессиональной тематике, что подразумевает наличие обратной связи с преподавателем, используемой для контроля точности воспроизведения учебного материала.

73

I ISSN 2072-9391 Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1 (33)

74

Итак, рефлексивное восприятие руководителями органов внутренних дел профессионального материала на иностранном языке — это прежде всего активное восприятие и осознание новых знаний, которое подразумевает наличие объективной обратной связи с преподавателем, используемой для контроля точности воспроизведения учебного материала. В процессе восприятия новой иноязычной информации рефлексивные способности магистрантов находят свое выражение в деятельности по уточнению смысла каких-либо высказываний либо всего сообщения в целом. Это позволяет им получить дополнительную информацию, способствующую как осмыслению нового речевого опыта, так и формированию устойчивых вербальных стереотипов профессиональной коммуникации на иностранном языке. Типовыми фразами и вопросами являются: «Will you say it again, please?», «What do you mean?», «I didn't quite get it» («Повторите, пожалуйста, снова!», «Что Вы имеете в виду?», «Я Вас не понял») и др.

Одним из приемов рефлексивного восприятия учебного материала на иностранном языке является перефразирование новой информации, то есть формулирование той же мысли другими словами. В данном случае магистрант для проверки понимания смысла и идеи сообщения пытается выразить мысль автора, используя свои слова, термины, выражения, например, «Did Iget you right that...?», «In other words you have just said that.», «In your opinion....», «Do you consider that.?» («Правильно ли я Вас понял...?», «Другими словами, Вы только что сказали, что.», «По вашему мнению.», «Вы считаете, что.?»).

Успешный диалог зависит не только от содержания информации, но и от эмоциональных установок собеседников. Подобные эмоциональные установки могут найти свое выражение в таких фразах, как: «Are you fine? You look upset», «I think I can understand your feelings», «I feel there's something wrong with...» («С Вами все в порядке? Вы выглядите расстроенным», «Я думаю, я понимаю Ваши чувства», «Я чувствую что-то не так с.») и др. Для рефлексивного отражения чувств можно использовать также и невербальные способы выражения эмоционального состояния собеседников, такие как жесты, мимика и т. д.

Еще одним из приемов рефлексивной компетенции, которую магистрант должен уметь демонстрировать в процессе коммуникации на иностранном языке, является умение подвести итог, обобщить смысл полученной иноязычной информации, соединить фрагменты беседы в единое смысловое целое. Это помогает слушающему убедиться в правильности и точности понимания, а говорящему оценить, насколько

хорошо ему удалось передать свою мысль. Типовыми формулировками могут быть следующие выражения: «To make a conclusion you have just said that...», «So, the key ideas are...», «Do I get you right that your point of view is...» («Подводя итог, Вы только что сказали.», «Итак, ваши главные мысли.», «Правильно ли я понял, Ваша точка зрения .») и др.

Нельзя не отметить, что исследование рефлексии как компонента творческого мышления, реализующего его личностную обусловленность, позволило выделить, помимо обычно изучаемой интеллектуальной рефлексии, также и личностную рефлексию. Взаимосвязь интеллектуального и личностного в психике человека в рамках единого представления о рефлексивном механизме организации творческого мышления и саморазвития личности давно находятся в поле зрения ученых. Значимость личностной обусловленности мышления явилась предметом исследования многих авторов. Личностная рефлексия (самооценка, осознание своих способностей, поступков, мотивов поведения, отношения к другим) является формой выражения самосознания руководителя органа внутренних дел. Личностную рефлексию следует рассматривать в контексте жизненного пути личности руководителя, его функционирования в социуме и контексте культуры. Личностная рефлексия руководителя органа внутренних дел включает следующие компоненты: 1) актуальная самооценка (каким себя видит и оценивает руководитель органа внутренних дел в настоящее время); 2) ретроспективная самооценка (каким он видит и оценивает себя на начальных этапах работы); 3) идеальная оценка (каким он хотел бы быть и стать); 4) рефлексивная оценка (как, по его мнению, его оценивают коллеги). В процессе обучения иностранному языку личный и профессиональный опыт магистрантов иногда не только служит средством достижения поставленной цели, но и является своеобразным препятствием.

Отметим, что преодоление этого противоречия выражается в активной самоперестройке личности и реорганизации мышления, в основе которых лежат механизмы рефлексии. Так, в исследовании, проведенном Е.А. Мальковой, утверждается, что именно рефлексия является одним из способов осуществления творческой деятельности и создания качественно новой системы знаний [7]. В своих исследованиях И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов утверждают, что только при продуктивном способе реализации собственного «я» возможно появление личностных и интеллектуальных новообразований [11]. Роль преподавателя при этом заключается в направлении усилий обучающихся магистрантов на продуктивное развитие личностной

и интеллектуальной функций рефлексии в процессе обучения иностранному языку, на мобилизацию личностных ресурсов для повышения мотивации и осмысление учебной деятельности как жизненно важной составляющей дальнейшего профессионального роста полицейского руководителя.

Можно обоснованно утверждать, что принцип рефлексии, выступающий как условие формирования способов учебной и научно-познавательной деятельности магистрантов, а также продуктивных форм педагогического управления образовательным процессом, яв-

ляется системообразующим компонентом профессионального обучения креативного руководителя органа внутренних дел нового поколения. Реализация андрагогического принципа рефлексии в обучении руководителей органов внутренних дел иноязычной коммуникативной деятельности будет способствовать более успешному освоению новых знаний магистрантами, а также обеспечит в будущем высокую адаптивность полученных профессиональных знаний и психолого-педагогическую готовность к совершенствованию своей профессиональной деятельности.

Список литературы

1.

2.

3.

Алексеев Н.Г., Зарецкий В.К., Злотник Б.А. и др. К проблеме разработки комплексных средств диагностики индивидуальных осо- 8. бенностей мышления // Психодиагностика и школа. Таллин, 1980. 9.

Берцфаи Л.Ф., Романенко В.Т. Исследование особенностей рефлексивного контроля // Новые исследования в психологии. 1981. № 2. 10. Брушлинский А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 2.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. 11.

Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1988.

Кулюткин Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся 12. в процессе обучения // Вопросы психологии. 1984. № 5.

Малькова Е.А. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы над

текстами для чтения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.

Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. М., 2003.

Семенов И.Н., Дударева В.Ю. Феноменология рефлексии и ее изучение в современной зарубежной психологии // Психология. 2008. № 1.

Семенов И.Н., Сиротина Е.А., Зарецкий В.К. Исследование рефлексивного аспекта принятия решения как фактора оптимизации мышления // Исследование процессов принятия решения. М., 1977. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1982. № 2.

Kolb D.A., Rubin I.M., McIntyre J.M. Organizational Psychology: A Book of Readings. N.J., 1974.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.