УДК 236
Бердник Александр Николаевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры библеистики и богословия Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г. Белгород B [email protected]
Иерей Глеб Редюк, магистрант Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) Россия, г. Брянск znamenie2015 @yandex.ru
Роль преподобного Василия (Кишкина) в возрождении старчества в России (конец XVIII - первая треть XIX вв.)
Аннотация: целью данной статьи является анализ агиографических источников о жизни и подвижнической деятельности преподобного Василия (Кишкина) и его влияния на возрождение старчества в России. Делается вывод о том, что без освоения духовного наследия великого святого наши представления о старчестве будут неполными.
Ключевые слова: преподобный, подвижник, старчество, святоотеческое возрождение, монашество, духовное окормление.
Berdnik Alexander N., PhD (history), associate professor of the department of Bible study and theology of the Belgorod Theological seminary (missionary orientation), Russia, Belgorod B [email protected]
Priest Gleb Radyuk, master student of the Belgorod Theological seminary
(missionary orientation), Russia, Bryansk znamenie2015 @yandex.ru
The role of St. Basil (Kishkin) in the revival of starchestvo (spiritual elders phenomenon) in Russia (the late XVIII - first third of XIX centuries)
Abstract: the purpose of the article is analysis of hagiographic sources about the life and ascetic activity of St. Basil (Kishkin) and his influence on the
revival of starchestvo (spiritual elders phenomenon) in Russia. It is concluded that without development of the spiritual heritage of the great Saint our ideas about starchestvo will be incomplete.
Keywords: monk, a monk, elders, patristic revival, monasticism, pastoral
care.
Брянская земля дала России немало имен великих сподвижников Православной веры. Когда мы произносим название одного из древнейших городов Российского государства, возникшего среди лесных дебрей и оврагов, - города Брянск, то в памяти всплывает имя святого благоверного князя Олега Брянского, решившего оставить свое княжение и уйти от мира, посвятив свою жизнь Богу. Вспоминаются также имена великих героев Куликовской битвы, удалых брянских воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби, павших в смертельной схватке на Куликовом поле в 1380 году. Незадолго до битвы эти воины стали монахами Троице-Сергиева монастыря под Москвой и получили от преподобного Сергия Радонежского - игумена земли Русской, духовное благословение на свой ратный подвиг.
Имя старца преподобного Василия (Кишкина) Площанского пока еще недостаточно знакомо за пределами Брянской земли. Возможно, это связано с тем, что прошло совсем мало времени со дня обретения мощей и канонизации преподобного в лике святых, которое свершилось только в 2018 году. Однако в конце XVIII - начале XIX века о деяниях преподобного Василия (Кишкина) было широко известно в православном мире Российской империи и за ее пределами. Поэтому настало время более полно и глубоко изучить его богатое наследие и оценить вклад в возрождение старчества и развитие Православия в России.
Кем же был преподобный старец Василий (Кишкин)? Наиболее полные сведения о его жизни и подвижнической деятельности мы можем почерпнуть из агиографических источников, включая два жизнеописания святого. Первое, более краткое житие, составлено выдающимся священнослужитилем и богословом схиархимандритом Иоанном (Масловым) и помещено в Глинском патерике [7].
Автором второго, наиболее полного жизнеописания святого, вышедшего в 2010 году, является благочинный Свенского мужского монастыря, иеромонах Диомид (Кузьмин), который на протяжении десяти лет работал над его составлением. Его многолетние труды по изучению архивных материалов были отмечены медалью благоверного князя Олега Брянского первой степени на торжествах по случаю общецерковного прославления преподобного Василия (Кишкина) в июне 2018 года [1].
Проводя анализ агиографических источников, необходимо отметить, что в основу двух, названных нами жизнеописаний преподобного Василия
были положены более ранние жития конца XIX - начала XX вв. Первое -рукописное, было составлено близкой его ученицей монахиней Борисовской Тихвинской пустыни Ангелиной, в миру Анной Яковлевной Толбузиной, ставшей первым биографом старца, которое хранится в отделе Рукописей Российской Государственной Библиотеки. Второе, - печатное житие, было дополнено другим учеником Василия - монахом Белобережской пустыни Арсением (Кирилловым) и опубликовано в 1897 и 1904 годах [2, с.5].
Итак, жития святого сообщают нам первые сведения о будущем старце, в миру Владимире Тимофеевиче Кишкине, который родился в 1745 г. в Фатежском уезде Курской губернии у благочестивых родителей, в обедневшей дворянской семье. С раннего возраста он проявлял серьезный интерес к Священному Писанию и богослужению.
В возрасте семи лет, по благословению отца, поступил послушником в Саровскую пустынь одновременно с будущим настоятелем Валаамского монастыря Назарием, в ту пору семнадцатилетним юношей. Четыре года он прожил в послушании у старца Ефрема и был отпущен в Киев на богомолье. В дальний путь отрок отправился пешком, останавливаясь на ночлег у местных крестьян, поражая их своей духовной мудростью.
Прожив некоторое время в Киево-Печерской лавре, Владимир получил наставление от старца идти в Миропольскую обитель, где пробыл три года. За свою примерную жизнь и самоотвержение, в возрасте всего пятнадцати лет, он был пострижен в монашество с именем Василий [4].
В 1764 г., после закрытия Миропольской обители, Василий перешел в Коренную пустынь, где нес различные послушания и приходил в монашескую силу. Вскоре Курский епископ Феоктист (Мочульский) рукоположил Василия в иеродиаконы, и до 1794 г. он нес послушание ризничего в Курском Знаменском мужском монастыре [5, с.83].
Бывая на богомолье в Воронеже, отец Василий слушал беседы святителя Тихона Задонского, который стал его духовным наставником и научил его искусству непрерывной Иисусовой молитвы.
Жизнь Василия проходила в физических трудах, а также подвигах поста и молитвы. Он стяжал у Бога такие добродетели как смирение, кротость, милосердие, любовь, мудрость и воздержание. Видя такое рвение, окружающие люди стали почитать его как старца, хотя ему еще не исполнилось и пятидесяти лет. Многие уже тогда обращались к нему за советом, с просьбами о молитвах и духовном окормлении. Однако старец, считая себя недостойным такого почитания и уклоняясь от славы человеческой, удалился с двумя своими учениками на Святую гору Афон, где собирался прожить остаток жизни.
В течение трехлетнего пребывания на Афоне, преподобный Василий имел запоминающиеся встречи с подвижниками и отшельниками, подвизавшимися на Святой горе. Многие афонские монахи, отдавая должное
духовным дарованиям старца, просили его остаться и принять над ними духовное руководство. Но Господь распорядился иначе: в Ильинском скиту, где жил старец, случился пожар. Опасаясь мести турецких властей, старец со своими учениками Арсением и Израилем были вынуждены покинуть Афон.
В 1797 году они прибыли в Молдавию в Нямецкий монастырь, основанный преподобным Паисием Величковским. Старца Паисия уже не было в живых, но многочисленные его ученики хранили его заветы.
Через год, в 1798 году, преподобный Василий вернулся в Коренную пустынь, где был назначен духовником обители. Хорошо изучив аскетические традиции Афона, он составил новые правила, введя их в устав общежительного монастыря. Однако многие братья по лености и нерадению не приняли их, возроптав, даже хотели убить старца, но вскоре раскаялись и примирились с ним.
Начинается второй, послеафонский период жизни святого, в ходе которого преподобный Василий сумел наиболее полно реализовать свои дарования Духа Святого, данные ему Богом. Из жизнеописаний старца мы узнаем, что за это время он стал устроителем многих мужских и женских монастырей, оставаясь в каждом столько времени, сколько было нужно для подъема духовного уровня и устройства этих обителей.
Когда в 1800 году Орловский владыка Досифей захотел восстановить Белобережскую пустынь, расположенную недалеко от Брянска, он пригласил для этого старца Василия. В это время Белобережская пустынь находилась в крайнем запустении, а число иноков составляло всего семь человек. Но именно благодаря трудам старца, братия умножилась до шестидесяти насельников. Одним из них стал преподобный Лев (Наголкин), который принял монашеский постриг у старца Василия. Впоследствии отец Лев стал первым Оптинским старцем, а после него в Оптиной пустыни просияла целая плеяда великих русских старцев [8].
В Белобережскую пустынь перешли также иеросхимонах Клеопа и несколько позднее схимонах Феодор, знакомые Василию по Нямецкому монастырю. Эти старцы были непосредственными учениками Паисия Величковского и в дальнейшем способствовали восстановлению умного делания в Валаамском, Александро-Свирском, Палеостровском и других монастырях.
Многие другие ученики старца Василия также впоследствии стали известными настоятелями монастырей и духовниками, в том числе: преподобный Макарий Оптинский, игумен Филарет (Данилевский) -настоятель Глинской пустыни, преподобный Макарий (Глухарев) -просветитель Алтая, иеромонах Серафим (Веденисов) - настоятель Площанской пустыни, архимандрит Мельхиседек (Сокольников) - настоятель Московского Симонова монастыря, схимонах Афанасий (Охлопов), принимавший участие в переводе Добротолюбия и др.
Позднее, стремясь к уединенной молитвенной жизни, старец переходит в Свенский мужской монастырь под Брянском, где проживает в лесу в одинокой келье. Господь наделил преподобного Василия многими духовными дарами, среди которых особенно выделялись прозорливость, дар помощи страждущим различными духовными и телесными недугами, смирение, любовь к врагам, терпение и бескорыстие.
Преподобный Василий на протяжении всей своей жизни следовал древней византийской традиции - исихазму, так называемому «умному деланию» - непрерывному повторению Иисусовой молитвы. Его молитвенный образ жизни, духовные труды сделали его старцем, к которому за советом и утешением стекались паломники со всей России.
В это время преподобный не оставляет главного своего делания: устроения духовной жизни пасомых, включая и монахинь женских обителей, основывая для них монастыри. Духовными чадами старца Василия были многие насельницы женских монастырей России. Примечательно, что до наших дней сохранилось его эпистолярное наследие в виде писем благочестивым инокиням Севского Троицкого монастыря, ставшего уникальным памятником русской патристики первой трети XIX в. В письмах представлены аскетические воззрения старца, указаны главные иноческие добродетели, к которым следует стремиться, и раскрыты основы устроения монастырской жизни [7].
В тот же период святой старец совершает два миссионерских путешествия по реке Дон, проповедуя Евангелие среди еретиков. Известен случай, когда преподобный обратил в православную веру вождя раскольников-молокан, отличавшегося особым упорством. Исследователям еще предстоит обобщить миссиологическое наследие старца.
С 1818 года преподобный Василий становится настоятелем Площанской пустыни, в которой уже был признан его авторитет, как общероссийского старца. Он получает от Бога дар прозорливости и чудотворения. Но преподобный Василий бегал от славы. Однако, как часто бывает со святыми подвижниками, слава бегала за ним, и по этой причине преподобный Василий обрел не только многочисленных почитателей, но и ярых завистников. В силу этих обстоятельств старец был вынужден переселяться из одной обители в другую, стремясь везде донести до братии молитвенные традиции Святого Афона и насаждая в каждой святоотеческий дух.
В 1817 г. старец оказался в Глинской пустыни (ныне Сумская область Украины), где прожил десять лет, общаясь с известными Глинскими старцами, о которых замечательно повествует схиархимандрит Иоанн (Маслов) в первом томе Глинского патерика [8].
Такими словами описывает ученик преподобного Василия монах Арсений (Кириллов) труды святого в этом монастыре: «Настоятелем
Глинской обители в ту пору был игумен Филарет (Данилевский), который заботился о внешнем благосостоянии Обители, а старец Василий - об устроении внутреннего порядка: он назидал братию, малодушных утешал, гордых смирял, враждующих своим незлобием примирял и наиболее старался искоренить пьянство и внушал братии удаляться от гнева и пребывать во взаимной любви, чтобы не служить соблазном миру» [4].
После того, как преподобный Василий был опять оклеветан недоброжелателями, он вернулся на Брянщину, в Площанскую мужскую Пустынь, где прожил последние годы жизни, всеми силами способствуя развитию монашества в Брянском крае.
Почил старец в апреле 1831 году, заранее предсказав дату своей смерти, в возрасте 86 лет, из которых он полвека провел в монашестве, а в священном сане - более сорока лет. Похоронили святого на территории Площанской пустыни, против алтаря Казанской церкви.
Таковы основные вехи земной жизни преподобного старца Василия (Кишкина).
Все последующее время почитание старца не прекращалось даже в период церковных гонений Советской власти, и к его могиле стекались многочисленные паломники. Мощи святого были обретены весной 2002 года у алтаря разрушенного Казанского собора Площанской пустыни. В августе 2008 году состоялось прославление преподобного Василия в соборе Глинских святых Украинской Православной Церковью.
Спустя девять лет, в ноябре 2017 г., на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви иеросхимонах Василий (Кишкин) был причислен к лику общецерковных святых, а в мае 2018 г. включен в Собор Брянских Святых. Мощи преподобного Василия пребывают в Богородицкой Площанской мужской пустыни в Покровском храме [1].
Подводя итоги, можно вполне определенно отметить, что без освоения духовного наследия великого святого наши представления о старчестве будут далеко неполными.
Знаменитый исследователь старчества в России, историк-эмигрант И.М. Концевич определяет место святого Василия (Кишкина) Площанского как замечательного продолжателя дела преподобного Паисия Величковского, направленного на соединение афонского наследия с Оптиной пустыней и Глинской линией старчества в южно-русских епархиях Российской империи. И.М. Концевич пишет: «Широкое влияние на юге России имел известный иеросхимонах Василий (Кишкин). Он имел счастье слушать беседы Тихона Задонского и был другом Антония Воронежского. Его учеником был также Моисей Оптинский. Другим его учеником (...) был знаменитый подвижник Глинской пустыни Филарет. От него идет Глинская линия старчества» [6, с.60].
Предстоит серьезная исследовательская работа по освоению богатого и многогранного святоотеческого наследия преподобного Василия (Кишкина) Площанского и определению его места в русской патристике.
Библиография
1. В Брянской епархии состоялось общецерковное прославление преподобного Василия Площанского // Русская Православная Церьковь. [Электронный ресурс] Официальный сайт Московского Патриархата. -Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/5223425.html
2. Великий Василий. Жизнеописание и письма инокиням прп. Василия Площанского /Сост. Диомид (Кузьмин), иеромонах, Каширина В.В., лит. ред. Власюк А.П. - Серпухов: Наследие Православного Востока, 2018. -384 с.
3. Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского /Сост. Диомид (Кузьмин), иером.; лит. ред. А.П. Власюк. - М.: Наследие Православного Востока, 2010. - 192 с.
4. Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Одесса, 1904. [Электронный ресурс] Сайт Белобрежской пустыни. - Режим доступа: http://belobereg.cerkov.ru/ieromonah_vasiliy/
5. Иером. Диомид (Кузьмин). Василий (Кишкин) //Православная энциклопедия. Электронная версия. - Т. 7. - С. 82-83. [Электронный ресурс] Сайт. - Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/150713.html
6. Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. - Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2008. - 688 с.
7. Преп. Василий (Кишкин). Письма о подвижничестве инокинь / Вступительная статья, подготовка текста, комментарии В.В. Кашириной. -Серпухов, 2015. - 280 с.
8. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Иеромонах Василий (Кишкин) // Глинский Патерик. Том 1. - М. - Самшит, 1997. [Электронный ресурс] Сайт. - Режим доступа: http://www.golden-ship.rU/_ld/21/2140_1774.htm#_toc_IDAZWQCF