Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ'

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Князева А.М., Крючкова А.В., Кондусова Ю.В., Семынина Н.М.

В настоящее время отмечается рост показателей заболеваемости среди студенческой молодежи. Особенно отмечается увеличение студентов с нарушением зрения, заболеваниями органов пищеварения, нервной системы к концу периода обучения, это, в свою очередь, ведет к снижению работоспособности молодых специалистов в дальнейшем. В связи с этим, каждым преподавателем в процессе обучения студентов обязательно должны применяться здоровьесберегающие образовательные технологии. Их целью является сохранение здоровья обучающихся, формирование приоритета по здоровому образу жизни. Применение при обучении здоровьесберегающих принципов ведет к снижению заболеваемости, повышению успеваемости студентов и улучшению психологического климата в студенческих коллективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Князева А.М., Крючкова А.В., Кондусова Ю.В., Семынина Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE TEACHER IN HEALTH-SAVING PEDAGOGY

Currently, there is an increase in morbidity rates among students. Especially, there is an increase in students with visual impairment, diseases of the digestive system, the nervous system by the end of the training period, which in turn leads to a decrease in the efficiency of young professionals in the future. In this regard, each teacher in the process of teaching students must apply health-saving educational technologies. Their goal is to preserve the health of students, the formation of a priority for a healthy lifestyle. The use of health-saving principles in teaching leads to a decrease in morbidity, an increase in student performance and an improvement in the psychological climate in student groups.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ»

УДК 37.062.2:159.923 DOI:10.24075/MTCPE.2022.004

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПЕДАГОГИКЕ

Князева А.М.1, Крючкова А.В.1, Кондусова Ю.В.1, Семынина Н.М.1

Аннотация

В настоящее время отмечается рост показателей заболеваемости среди студенческой молодежи. Особенно отмечается увеличение студентов с нарушением зрения, заболеваниями органов пищеварения, нервной системы к концу периода обучения, это, в свою очередь, ведет к снижению работоспособности молодых специалистов в дальнейшем. В связи с этим, каждым преподавателем в процессе обучения студентов обязательно должны применяться здоровьесберегающие образовательные технологии. Их целью является сохранение здоровья обучающихся, формирование приоритета по здоровому образу жизни. Применение при обучении здоровьесберегающих принципов ведет к снижению заболеваемости, повышению успеваемости студентов и улучшению психологического климата в студенческих коллективах.

Ключевые слова

здоровье, здоровьесберегающие технологии, заболеваемость, обучающиеся

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Для корреспонденции: Князева Анна Михайловна, anna1984usman@yandex.ru

В современных условиях высокой интенсивности труда одним из главных факторов ограничения качества результатов становится фактор здоровья. При обучении будущих работников здравоохранения должно уделяться большое внимание сохранению и укреплению их здоровья, созданию условий для формирования здорового образа жизни. Специфика медицинского труда предъявляет высокие требования к здоровью его исполняющих. Общеизвестным является факт, что большая доля студентов медиков поступает в учебные заведения с хроническими заболеваниями. За годы обучения в несколько раз возрастает число студентов с нарушением зрения, заболеваниями органов пищеварения. Эффективно и плодотворно учиться могут только здоровые студенты, имеющие достаточные функциональные резервы, в противном случае учебная деятельность вызывает снижение работоспособности и в конечном итоге приводит к увеличению заболеваемости. Критическое состояние здоровья - результат длительного неблагоприятного воздействия не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов. Все это объясняет интерес педагогической общественности к принципам

здоровьесбережения [1, 2].

Цель

Целью настоящего исследования является рассмотрение применения здоровьесберегающих образовательных технологий при проведении обучения в высшей школе.

Задача педагогов заключается не только в том, чтобы дать знания, сформировать успешную личность, но и подготовить обучающихся к самостоятельному и полноценномутруду.Поэтомувкаждомучебном заведении должна работать программа по здоровьесбережению студентов. Целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение возможности сохранения здоровья обучающихся на всем периоде обучения, сформировать мотивацию к здоровому образу жизни, здоровьесберегающие навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии — это известные психолого-педагогические приемы и методы работы, технологии, подходы к их реализации в

совокупности с постоянным стремлением к самосовершенствованию. На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы: перцептивный, соревновательный,

практический, активные методы обучения, методы программированного обучения, познавательная игра, обучающий контроль, игровой; воспитательные, просветительские и образовательные программы. Учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья обучающегося и педагога. В связи с этим преподаватель, владея современными педагогическими знаниями, планирует свою работу с учетом приоритета сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. В практике Воронежского ГМУ им. Н.Н.Бурденко на студенческих научных кружках глубоко и всесторонне обсуждаются негативные последствия для здоровья вредных привычек: курения, употребления спиртных напитков, наркотиков. Студенты участвуют в конференциях, санитарно-просветительных акциях, направленных на укрепление и сохранение здоровья: «Образ жизни -здоровье!», «Здоровье - это здорово!», «Измерь свое давление!» и другие, при проведении которых волонтеры под контролем преподавателей проводят измерение артериального давления, роста, массы тела, проводят беседы по вопросам соблюдения правил здорового образа жизни, а также по профилактике наиболее распространенных неинфекционных заболеваний, раздают памятки.

Выводы

1. Грамотная работа педагога, организация оздоровительных и профилактических мероприятий должна проводиться параллельно с обучением, в рамках которого на приоритетное место ставится задача сохранени и укрепления здоровья обучающихся.

2. Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению заболеваемости, улучшению психологического климата в студенческих и педагогических коллективах.

Список литературы

1. Тихомирова Л.Ф. Здоровьесберегающая педагогика: учебник для академического бакалавриата / Л.Ф. Тихомирова, Т.В. Макеева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 251с.

2. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» [Текст]: автореф. дис. доктора пед. наук / Н.П. Абаскалова. -Барнаул, 2000.- 48 с.

References

1. Tihomirova L.F. Zdorov'esberegayushchaya pedagogika: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / L.F. Tihomirova, T.V. Makeeva. — M. : Izdatel'stvo YUrajt, 2018. — 251 s.

2. Abaskalova N.P. Teoriya i praktika formirovaniya ZOZH uchashchihsya i studentov v sisteme «SHkola-VUZ» [Tekst]: avtoref. dis. doktora ped. nauk / N.P. Abaskalova. - Barnaul, 2000.- 48 s.

THE ROLE OF THE TEACHER IN HEALTH-SAVING PEDAGOGY

Knyazeva A.M.1, Kryuchkova A.V.1, Kondusova Yu.V.1, Semynina N.M.1

Abstract

Currently, there is an increase in morbidity rates among students. Especially, there is an increase in students with visual impairment, diseases of the digestive system, the nervous system by the end of the training period, which in turn leads to a decrease in the efficiency of young professionals in the future. In this regard, each teacher in the process of teaching students must apply health-saving educational technologies. Their goal is to preserve the health of students, the formation of a priority for a healthy lifestyle. The use of health-saving principles in teaching leads to a decrease in morbidity, an increase in student performance and an improvement in the psychological climate in student groups.

Keywords

health, health-saving technologies, morbidity, students

1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Voronezh State Medical University. N.N. Burdenko" of the Ministry of Health of the Russian Federation

For correspondence: Anna Knyazeva, anna1984usman@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.