Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ'

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
роль преподавателя / информационная компетентность / образовательный процесс / трансформация ролей / педагогическое сопровождение / эволюция образования / teacher’s role / information competence / educational process / transformation of roles / pedagogical support / evolution of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.И. Терещенко

В статье представлен комплексный анализ влияния преподавателя на информационную компетентность студентов в образовательном процессе. Исследование фокусируется на анализе теоретических подходов к роли преподавателя, взаимосвязи с понятием «педагогическое сопровождение» и освещении ключевых функций преподавателя в формировании информационных навыков студентов. В представленной исследовательской работе произведен анализ эволюции ролей преподавателя в контексте образования, сосредотачивается внимание на классическом подходе и его трансформации в рамках формирования информационной компетентности. Исследование выявляет переосмысление образовательного процесса, представляя его как индивидуализированный и адаптивный подход. Автор подчеркивает новый взгляд на образование, ориентированный на уникальные потребности и особенности каждого студента. Полученные результаты предоставляют ключевые принципы преобразования роли преподавателя в современной образовательной среде в контексте стремительного развития информационных технологий и требований к информационной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е.И. Терещенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TEACHER'S ROLE IN DEVELOPING STUDENTS' INFORMATION COMPETENCE

The article provides an in-depth analysis of how teachers influence students’ information competence within the educational process. The study focuses on analyzing theoretical approaches to the role of the teacher, the correlation with the concept of “pedagogical support,” and highlighting the key functions of the teacher in shaping students’ information skills. The research provides an analysis of the evolution of the teacher’s roles in the context of education, with a concentration on the classical approach and its transformations within the framework of forming information competence. The study reveals a rethinking of the educational process, portraying it as an individualized and adaptive approach. The author emphasizes a new perspective on education, oriented towards the unique needs and characteristics of each student. The obtained results offer key principles for transforming the teacher’s role in the modern educational environment, considering the rapid development of information technologies and the requirements for students’ information competence.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ»

ным изображением проектируемой модели одежды, способом ее детальной про-рисовкиитехнической фикса ции в двух проекциях (со стороны переда и спинки), позволяетобъединить выбра нный дизайн швейного изделия, его конструктивные и технологические особенности с учетом всех современных производственных требриаиири и^дыочтеъшыот^итолер тем саоым оиеспмючя гюслодуси щий переход к процессу изготовления одежды в условиях предприятий креатив-нои ювд°стриимыды.

На основании технического рисунка возможно оценить силуэтное решение овдеыиылтюолаекции одежды,тцяыгтивевичирр нрилргрниярде>еди1кфигиые, проанализировать пропорциональное соотношение видов одежды; определить рысвов митыриовов и коисореттсвне-ыехиологенеского оошентя.

Рис.7. Воплощениеэскизныхрешенийвматериале при проектировании одежды для православных женщин

Следовательно, весь процесс развития творческих способностей будущих педагогов профессионального обучения связан в первую очередь с особенностями предметной области дисциплин подготовки специалистов в области креативной индустрии моды, которые должны соответствовать основным этапам художественно-творческой проектной деятельности, связанной с эскизированием проектируемой одежды (единичных изделий, семейств моделей или их коллекций). Все это, начиная от поиска источника вдохновения и приобретения опыта применения художественно-изобразительных средств на пленэре, выработки подходов в понимании цветообразования и формообразования, до выполнения технических рисунков проектируемых моделей одежды как части конструкторско-технологической документации на внедрение и выпуск швейного изделия в условиях современного производства способствует развитию творческого потенциала студента. Так, цветовые композиции, поисковые решения в части рисования фор-эскизов, художественные эскизы, технические рисунки являются основой дальнейшего творческого процесса проектирования современных и востребованных моделей одежды, включая:

- выбор материалов, их фактур, эргономических показателей с учетом назначения конкретной одежды и условий ее эксплуатации;

- разработку конструкции швейного изделия и его моделирование с использованием современного программного обеспечения;

- выбор способов обработки деталей и узлов швейных изделий в соответствии с использованием обобранных материалов;

- выбор оборудования с учетом его технологических возможностей.

Таким образом, развитие творческого потенциала будущих педагогов профессионального обучения в области креативной индустрии моды происходит с первых дней их обучения в вузе при последовательном погружении в художественно-творческую деятельность, которая направлена на формирование индивидуального творческого почерка, уникальных способностей видеть образные решения в процессе изучения как дисциплин композиционно-графической, так и технологической направленности.

Библиографический список

1. Привалова ГФ. Развитие творческого потенциала педагога в конкурсах профессионального мастерства. Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2012.

2. Лукина А.В. Развитие творческих способностей детей средствами проведения пленэрных мероприятий. Санкт-Петербург: Академия развития творчества ООО «Центр Развития Педагогики», 2019.

3. Кузнецов Е.Ф., Кузнецов М.Е. Пленэрная практика как неотъемлемая часть образовательной программы обучения будущих специалистов творческих специальностей: дизайнеров, архитекторов, градостроителей. Педагогический журнал. 2020; № 2-1: 340-347.

4. Депсамес Л.П., Бузина Н.О. Развитие креативности в проектной деятельности студентов-дизайнеров. Проблемы современного педагогического образования, 2022; №75-2:104-107.

5. Тарасюк О.В., Краюхина О.Е. Основные подходы к опережающей подготовке педагогов профессионального обучения в области стиля и имиджа. Среднее профессио-нальноеобразование.2021;№5:23-27.

6. Тарасюк О.В., Краюхина О.Е. Креативные индустрии моды как ориентир развития профессионально-педагогического образования. Высшее образование сегодня, 2023; № 1:50-55.

References

1. Privalova G.F. Razvitie tvorcheskogo potencíala pedagoga v konkursah professional'nogo masterstva. Kemerovo: Kemerovskij gosudarstvennyj institut kul'tury, 2012.

2. Lukina A.V. Razvítíe tvorcheskíh sposobnostejdetejsredstvamí provedeníya plen'ernyh meropríyatíj. Sankt-Peterburg: Akademiya razvitiya tvorchestva OO0 «Centr Razvitiya Pedagogiki», 2019.

3. Kuznecov E.F., Kuznecov M.E. Plen'ernaya praktika kak neot'emlemaya chast' obrazovatel'noj programmy obucheniya buduschih specialistov tvorcheskih special'nostej: dizajnerov, arhitektorov, gradostroitelej. Pedagogícheskíj zhurnal. 2020; № 2-1: 340-347.

4. Depsames L.P., Buzina N.O. Razvitie kreativnosti v proektnoj deyatel'nosti studentov-dizajnerov. Problemy sovremennogo pedagogícheskogo obrazovaníya, 2022; №75-2: 104-107.

5. Tarasyuk O.V., Krayuhina O.E. Osnovnye podhody k operezhayuschej podgotovke pedagogov professional'nogo obucheniya v oblasti stilya i imidzha. Sredneeprofessíonal'noe obrazovaníe. 2021;№5:23-27.

6. Tarasyuk O.V., Krayuhina O.E. Kreativnye industrii mody kak orientir razvitiya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya. Vysshee obrazovaníe segodnya, 2023; № 1:50-55.

Статья поступила в редакцию 16.01.24

УДК 37.032

TereshchenkoE.I., teacher, EnglishLanguageDepartment5,MGIMO(Moscow, Russia), E-mail: e.tereshchenko@inno.mgimo.ru

THE TEACHER'S ROLE IN DEVELOPING STUDENTS' INFORMATION COMPETENCE. The article provides an in-depth analysis of how teachers influence students' information competence within the educational process. The study focuses on analyzing theoretical approaches to the role of the teacher, the correlation with the concept of "pedagogical support," and highlighting the key functions of the teacher in shaping students' information skills. The research provides an analysis of the evolution of the teacher's roles in the context of education, with a concentration on the classical approach and its transformations within the framework of forming information competence. The study reveals a rethinking of the educational process, portraying it as an individualized and adaptive approach. The author emphasizes a new perspective on education, oriented towards the unique needs and characteristics of each student. The obtained results offer key principles for transforming the teacher's role in the modern educational environment, considering the rapid development of information technologies and the requirements for students' information competence.

Key words: teacher's role, information competence, educational process, transformation of roles, pedagogical support, evolution of education

Е.И. Терещенко, преп., Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России, г. Москва,

E-mail: e.tereshchenko@inno.mgimo.ru

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье представлен комплексный анализ влияния преподавателя на информационную компетентность студентов в образовательном процессе. Исследование фокусируется на анализе теоретических подходов к роли преподавателя, взаимосвязи с понятием «педагогическое сопровождение» и освещении ключевых функций преподавателя в формировании информационных навыков студентов. В представленной исследовательской работе произведен анализ эволюции ролей преподавателя в контексте образования, сосредотачивается внимание на классическом подходе и его трансформации в рамках формирования информационной компетентности. Исследование выявляет переосмысление образовательного процесса, представляя его как индивидуализированный и адаптивный подход. Автор подчеркивает новый взгляд на образование, ориентированный на уникальные потребности и особенности каждого студента. Полученные результаты предоставляют ключевые принципы преобразования роли преподавателя в современной образовательной среде в контексте стремительного развития информационных технологий и требований к информационной компетентности студентов.

Ключевые слова: роль преподавателя, информационная компетентность, образовательный процесс, трансформация ролей, педагогическое сопровождение, эволюция образования

В контексте современного образования парадигма роли преподавателякак исключительно проводника знаний переживает динамичную трансформацию. Расширение функций преподавателя и адаптация к быстро меняющейся образовательной среде становятся неотъемлемой частью актуального образовательного ландшафта. Преподаватель не только передает знания, но и активно содействует студентам в развитии и формировании компетенций, необходимых для успешной адаптации и эффективной деятельности в быстро меняющемся информационном обществе. Эти компетенции включают в себя умение анализировать информацию, критически мыслить, работать с различными источниками данных, адаптироваться к новым технологиям и эффективно применять полученные знания в учебных и профессиональных целях [1, с. 75]. Формирование информационной компетентности (ИК) представляет собой важный этап в образовательной практике и подготовке студентов к успешной карьере в условиях информационного общества.

Информационная компетентность рассматривается как набор знаний, представлений, умений и навыков, который включает в себя эффективный профессиональный поиск информации, ее оценку, отбор, переработку, а также управление доступной информацией. Кроме того, информационная компетентность включает умение критически мыслить, обобщать и включать информации в имеющуюся базу знаний, трансформировать новую информацию в знания, этично использовать информацию и знания в профессиональной деятельности [2, с. 142]. Значимость информационной компетентности студентов становится все более критической, учитывая постоянное увеличение объема информации, доступной в сети, и ее быстрое обновление. В этом контексте роль преподавателя как ключевого агента с разнообразными функциями в формировании у студентов навыков эффективной работы с постоянно расширяющимся объемом информации в сети выходит на передний план. Преподаватель, являясь наставником и организатором образовательного процесса, несет ответственность за развитие у студентов не только предметных знаний, но и умений эффективно работать с информацией.

Цель настоящего исследования - определить, проанализировать и проиллюстрировать влияние преподавателя на информационную компетентность студентов в процессе анализа роли преподавателя в формировании информационной компетентности студентов. В работе выявляются эффективные стратегии и методы.

Для успешного достижения цели настоящего исследования были сформулированы следующие ключевые задачи:

- провести анализ современных теоретических подходов к понятию «роль преподавателя» и скоррелировать его с понятием «педагогическое сопровождение»;

- исследовать роль преподавателя в формировании информационной компетентности студентов и выделить ее основные функции;

- провести оценку влияния преподавателя на улучшения информационной компетентности студентов.

Новизной исследования является подход к анализу компетенций и ролей, которые на себя берет преподаватель в процессе обучения в рамках эксперимента, направленного на улучшение информационной компетентности студентов.

Теоретическая значимостью является предложение более комплексного взгляда на роль преподавателя в современном образовательном процессе. Представленный анализ компетенций и ролей преподавателя может обогатить теоретическую базу образования, показывая необходимость развития не только предметных знаний и навыков у преподавателя, но и ролевых функций, направленных на формирование информационной компетентности студентов, а также при некоторой адаптации любых компетенций студентов. Полученные результаты могут служить основой для дальнейших теоретических исследований в области образования, а также способствовать формированию более глубокого понимания роли преподавателя в контексте современной образовательной парадигмы.

Практической значимостью стало использование наработок автора для выделения и анализа компетенций и ролей преподавателя, которые могут быть использованы в профессиональной подготовке преподавателей, а также при создании образовательных программ, программ повышения квалификаций и профессиональной переподготовки преподавателей. Функциональные роли пре-

подавателя в формировании ИК студентов могут быть использованы при организации учебного процесса в вузах.

За последние 20 лет было проведено значительное количество исследований, посвященных изучению роли преподавателя в образовании. Работы таких ученых, как Литовских В.А., Фалунина Е.В., Гуляева В.С., Мордвинкин С.А., Сафонова В.С., предоставили важные исследовательские перспективы, рассматривая роль и место преподавателя в контексте современной образовательной системы в целом. Однако многие из этих исследований фокусировались на роли преподавателя в абстрактном смысле, не всегда углубляясь в конкретные аспекты его влияния на формирование конкретных компетентностей, в том числе информационной компетентности студентов. В ходе нашего обзора литературы было выявлено, что существует необходимость в более детальном исследовании и концептуализации этой роли в контексте информационного общества. При анализе литературы были изучены разные подходы к определению роли преподавателя в образовательном процессе. На основе анализа работ Поднебесной Э.Я., Морозовой Н.Ю., Вербицкого А.А., Гилевой К.В., Настуева Э.Б., а также других авторов было выработано собственное понимание роли преподавателя. Согласно нашему взгляду, роль преподавателя в современной образовательной парадигме выходит за пределы традиционного восприятия. Под ролью преподавателя мы понимаем не только посредника в передаче знаний, но и активного куратора и организатора образовательного процесса. Преподаватель становится гибким адаптером, способным эффективно реагировать на изменения в информационной среде и индивидуальные потребности студентов.

В современном образовательном контексте, изменяющемся под воздействием технологических инноваций и социокультурных трансформаций, роль преподавателя приобретает новые оттенки и становится более многогранной. Отходя от традиционной модели «поставщика готовых знаний», преподаватель становится агентом, способствующим формированию, в том числе, и информационной компетентности у студентов.

На основе анализа педагогических исследований (Манузиной Е.Б., Игнатьевой Л.В., Никифоровой Н.В., Якимова О.В. и др.) выявляется, что важной составляющей роли преподавателя является педагогическое сопровождение, которое представляет собой систему профессиональной деятельности преподавателя, ориентированную на создание оптимальных психолого-педагогических условий для успешного обучения, воспитания и комплексного профессионально-личностного развития студентов в контексте вузовского взаимодействия [3, с. 118].

Данное направление деятельности преподавателя охватывает широкий спектр задач, таких как обеспечение психологической поддержки, индивидуализация образовательного процесса и разработка методик, способствующих развитию профессиональных и личностных компетенций студентов [4, с. 4]. Системный подход к психолого-педагогическому сопровождению включает в себя адаптацию к индивидуальным потребностям студентов, формирование положительной образовательной среды и активное взаимодействие с партнерами в образовательном процессе. Психолого-педагогическое сопровождение также подразумевает непрерывное следование за динамикой личностного и профессионального развития студентов, что важно в условиях быстроменяющегося образовательного и социокультурного контекста [5, с. 71]. Важным аспектом является акцент на развитии метапредметных и метакогнитивных умений, способствующих самостоятельности и готовности к саморегуляции в процессе обучения.

Именно в процессе педагогического сопровождения создаются условия для развития критического мышления, умения критически оценивать и выбирать информацию, а также разностороннего анализа и интерпретации данных. Преподаватели, действуя в роли агентов психолого-педагогического сопровождения, играют ключевую роль в формировании у студентов навыков, необходимых для успешной адаптации в информационном обществе. Следовательно, педагогическое сопровождение выступает важным звеном в образовательной системе, обеспечивая устойчивый и глубокий процесс развития информационной компетентности студентов. Он не только поддерживает студентов на пути к получению знаний, но и формирует у них устойчивые навыки работы с информацией.

В исследовании рассматриваются роли преподавателя на основании результатов нашего двухлетнего диссертационного исследования. Эксперимент, проведенный в течение этого периода, включал контролируемое преподавателем

выполнение студентами специально разработанных заданий с целью развития и улучшения их информационной компетентности. В процессе эксперимента студенты фиксировали свои результаты в специальном «Портфолио достижений».

Ниже представлена табл. 1, в которой проанализированы роли преподавателя в классическом контексте образования [6, с. 73] и их трансформации в контексте формирования информационной компетентности. Каждая роль сопровождается характеристиками, подчеркивающими изменения в подходах к обучению и взаимодействию между преподавателем и студентами. Эти изменения отражают новый взгляд на образование как на индивидуализированный и адаптивный процесс, ориентированный на разнообразие потребностей и особенностей каждого студента.

также представили собственные предложения по разработке «Портфолио достижений», способствуя созданию инструмента для оценки и самодиагностики формирования информационной компетентности студентов. Работа включала в себя модель формирования ИК студентов на основании информационного поведения, под которое разрабатывались индивидуальные виды заданий, связанных с поиском, оценкой и применением информации. Отдельно стоит подчеркнуть сложность адаптации заданий под различные типы информационного поиска студентов. В этом контексте преподаватель взял на себя роль медиатора знаний, стараясь сделать задания максимально доступными и понятными для каждого типа поведения в информационном пространстве. В ходе обучения преподаватель принимал на себя роли наставника-мотиватора, стимулируя интерес

Таблица 1

Эволюция роли преподавателя: от поставщика знаний к индивидуализатору в контексте формирования информационной компетентности

Роль преподавателя Характеристики в классическом контексте Трансформации в контексте формирования информационной компетентности

Поставщик знаний Передача фундаментальных знаний и теорий Наставник и мотиватор - Ориентирование на самостоятельное поисковое обучение, стимулирование интереса к предмету.

Оценщик Оценка академической успеваемости студентов Коуч и наставник - оценка направлена на развитие, обратная связь с фокусом на улучшение

Организатор обучения Планирование учебного процесса и контроль Куратор и фасилитатор - организация обучения с учетом индивидуальных потребностей, содействие в формировании навыков самостоятельности

Эксперт Владение специфической предметной областью Медиатор знаний - способность ориентироваться в множестве источников, наставничество по поиску и оценке информации

Авторитет Авторитетность как эксперта в своей области Соучастник и авторитетный сотрудник - взаимодействие на основе партнерства, обмен знаний и опыта

Дисциплинатор Управление поведением и соблюдением правил Партнер в обучении - совместное выявление правил и норм, основанных на взаимном уважении и доверии. Совместный контроль над соблюдением правил

Индивидуализатор Умение адаптировать обучение к индивидуальным потребностям Фасилитатор персонального роста - адаптация программы обучения, ориентированная на уникальные потребности и темп студента

Представленная табл. явно демонстрирует переосмысление роли преподавателя в образовательном процессе, особенно в свете формирования информационной компетентности студентов. В традиционном контексте преподаватель выступает как передающий знания и контролирующий учебный процесс субъект. Однако с развитием образовательных подходов акцент смещается от простой передачи информации к созданию условий для самостоятельного конструирования знаний, изучения и развития у студентов ключевых компетенций [7, с. 60]. Прогрессивные изменения в функциональных ролях отражаются в более широком спектре характеристик, где преподаватель выступает не только в качестве эксперта и оценщика, но и в роли наставника, коуча, фасилитатора и индивидуа-лизатора обучения. Он становится неотъемлемой частью образовательного партнерства, способствуя уникальному развитию каждого студента. Таким образом, эта эволюция ролей преподавателя подчеркивает необходимость перехода от устаревших моделей обучения к гибким и адаптивным практикам, способствующим развитию информационной компетентности студентов в эпоху информационных технологий и постоянных изменений в сфере знаний и технологий.

Диссертационное исследование включало многостороннюю и многофункциональную деятельность преподавателей. Были выявлены новые роли, которые они принимают в процессе обучения, направленного на формирование информационной компетентности студентов. Преподаватели активно участвовали в экспертизе при создании авторских заданий, где их опыт и профессиональные знания внесли существенный вклад в формирование содержания обучения. Они

студентов к обучению, и коуча-наставника, направляя их на путь самостоятельного исследования. Как куратор-фасилитатор, он обеспечивал удобные условия для обучения. Преподаватель также выступал в роли соучастника - авторитетного сотрудника, активно взаимодействуя со студентами и поддерживая обмен опытом между ними. Как партнер в обучении, он стремился создать открытое образовательное пространство, где диалог и взаимодействие были ключевыми элементами процесса обучения. Важно отметить, что в данном эксперименте преподаватель не мог ограничиваться одной или двумя ролями. Каждая из выделенных ролей была востребована на различных этапах проведения эксперимента. Например, на начальных этапах формирования заданий и структуры «Портфолио достижений», преподаватель выступал в роли эксперта и курато-ра-фасилитатора. В периоды адаптации заданий, медиации знаний и коучинга роль преподавателя трансформировалась, соответствуя текущим потребностям студентов. Разнообразные ситуации и задачи требуют различных подходов от преподавателя. Гибкость в принятии различных ролей позволяет преподавателю эффективно реагировать на потребности студентов и создавать благоприятные условия для формирования информационной компетентности.

В основном эксперименте был реализован полный список заданий, направленных на улучшение навыков информационной компетентности студентов в течение периода обучения. В табл. 2 представлены примеры нескольких заданий, иллюстрирующих, какие роли преподаватель активно принимал на себя с целью обеспечить успешное выполнение заданий студентами.

Таблица 2

Анализ ролей преподавателя в развитии информационной компетентности студентов (на основе выполнения студентами специальных заданий)

Задание Роль преподавателя

Анализ графиков для определения альтернативной стоимости производства (автомобилей) Эксперт и фасилитатор персонального роста. Преподаватель обеспечивал студентов методами анализа данных, включая экономические показатели, а также помогал развивать навыки критического мышления и принятия решений

Подготовка мультимедийной презентации Фасилитатор и куратор. Преподаватель направлял студентов к использованию современных технологий, обучал методам презентации и обратной связи

Составление конспекта после просмотра видеоролика Наставник и организатор обучения. Преподаватель поддерживал разнообразные методы конспектирования, предоставлял ресурсы и руководил процессом организации материала

Составление списка проблемных вопросов после чтения статьи и просмотра видеоматериала Медиатор знаний и коуч. Преподаватель помогал студентам формулировать вопросы, проводить критический анализ и обеспечивать обратную связь

Дискуссия на основе разделения ролей по экономическим системам Фасилитатор персонального роста и соучастник. Преподаватель стимулировал обсуждение, обеспечивал равенство возможностей для выражения мнений и обеспечивал конструктивный диалог

Разнообразие ролей преподавателя, выступающего в качестве эксперта, наставника, фасилитатора и медиатора знаний, подчёркивает комплексный и многогранный характер его вклада в формирование информационной компетентности студентов, а также способствует развитию студентов не только в области конкретных предметных знаний, но и в ключевых навыках, таких как анализ, критическое мышление, самостоятельность и эффективная коммуникация. Все это подчеркивает необходимость современных педагогических подходов, адаптированных под требования информационного общества, где активное взаимодействие и самостоятельность студентов становятся ключевыми элементами образовательного процесса.

Также одним из важных наблюдений в ходе эксперимента стало то, насколько многофункциональным должен быть набор компетенций у преподавателя и насколько многогранной может быть его роль в зависимости от задач, стоящих перед ним и перед студентами. Мы выделили несколько ключевых компетенций, которыми должен обладать преподаватель, чтобы сделать образовательный процесс максимально результативным и продуктивным.

- Способность адаптироваться к постоянно меняющемуся образовательному ландшафту и использовать современные педагогические методы и технологии. Преподаватель должен быть в курсе последних тенденций в своей области и готов применять инновационные подходы в обучении.

- Развитие у студентов критического мышления и умения критически оценивать информацию. Это включает в себя собственное развитое критическое мышление и способность обучать студентов анализу различных источников, оценке достоверности информации и принятию информированных решений [8, с. 172].

- Умение создавать индивидуализированные образовательные траектории для студентов. Преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности и образовательные цели каждого студента, предлагая персонализированные подходы к обучению, обеспечивая таким образом максимальную адаптацию и эффективность обучения.

- Компетенция в области технологической грамотности. Преподаватель должен быть в силах эффективно использовать современные образовательные технологии и инструменты, а также обучать студентов их применению для поиска, анализа и представления информации.

- Межкультурная компетенция. Учитывая глобальный характер образования, преподаватель должен обладать навыками работы в многонациональной среде, способностью понимать и уважать различия в культуре и коммуникации, что особенно важно в контексте информационного обмена между студентами из разных стран.

- Способность развивать креативность и инновации. Преподаватель должен стимулировать творческое мышление студентов, поощрять их к созданию оригинальных проектов и исследований, что способствует развитию информационной компетентности через новаторский подход к знаниям, навыкам и умениям.

- Способность координации и организации. Преподаватель должен быть хорошим организатором, способным эффективно структурировать образовательный процесс, поддерживать мотивацию студентов и координировать работу, направленную на развитие информационных навыков.

- Способность к адаптивному обучению. Преподаватель должен быть готов адаптировать свой подход к обучению в зависимости от потребностей и стилей обучения разных студентов, обеспечивая индивидуальный подход для эффективного формирования информационной компетентности каждого.

- Способность к оценке и обратной связи. Преподаватель должен обладать навыками оценки информационных компетенций студентов, предоставлять конструктивную обратную связь и помогать им в разработке планов для улучшения своих навыков.

- Способность к саморазвитию. Процессы в информационном обществе быстро меняются, поэтому преподаватель должен быть готов к постоянному об-

Библиографический список

новлению своих знаний, навыков и методов обучения для эффективного сопровождения студентов в информационном пространстве.

В ходе исследования было отмечено, что способность к адаптивному обучению представляет собой ключевой элемент в контексте формирования информационной компетентности студентов. В ходе проведенного эксперимента особое внимание уделялось этой компетенции, и результаты подчеркнули ее важность для эффективного обучения. Студенты, участвующие в исследовании, проходили самодиагностику для определения типа информационно-поискового поведения. Три выделенных типа (Fast Surfers - (рус. Серферы), Broad Scanners - (рус. Сканнеры), Deep Divers - (рус. Дайверы) послужили основой для индивидуального подхода к формированию их информационной компетентности путем составления заданий с учетом особенностей поискового поведения каждого типа студента. Серферы предпочитают «скользить» по поверхности информационной волны, стремясь к быстрому и легкому доступу к информации с минимальными усилиями, часто демонстрируют поверхностный подход к изучению. Сканеры, в отличие от Серферов, охватывают информацию вширь, отличаются тщательным и всесторонним поиском данных из различных источников, способны оценить их актуальность и предпочитают информацию, вдохновляющую новые идеи.

Дайверы же придают большое значение качеству информации, в отличие от тех, кто склонен к количеству. Дайверы выходят за пределы простого поиска исследуемой темы, проявляют любознательность и стремление к постоянному обогащению знаний, двигаемые собственной мотивацией [9, с. 87].

Важным элементом обучения было отслеживание преподавателем того, как студенты справлялись с индивидуальными заданиями с последующей корректировкой этих заданий в процессе обучения. Благодаря этому подходу к концу обучения некоторые студенты демонстрировали качества, характерные для отличных от их собственных типов информационного поведения. Они успешно могли адаптировать свою работу с информацией, используя разнообразные инструменты и навыки, приобретенные благодаря индивидуальному, адаптивному методу обучения и непрерывной поддержке со стороны преподавателя в процессе экспериментального обучения.

Проведенное исследование позволило конкретизировать функциональные роли преподавателя, реализуемые в процессе формирования информационной компетентности студентов в рамках проводимого эксперимента. Наше исследование позволяет лучше понять, каким образом преподаватель может активно влиять на формирование информационной компетентности студентов, а также выявлять и развивать собственные навыки для более успешного осуществления этой многогранной роли в образовательном процессе.

На различных этапах обучения и формирования ИК студентов роли преподавателя существенно меняются и включают наставника и мотиватора, коуча и наставника, куратора и фасилитатора, медиатора знаний, соучастника и авторитетного сотрудника, партнера в обучении и фасилитатора персонального роста. Предлагаемая классификация ролей может быть использована применительно к педагогическому сопровождению в обучении студентов в любых контекстах и для достижения разных целей.

Вероятно, стремительное развитие информационных и прочих технологий, их применение в высшем образовании может способствовать дальнейшему развитию функциональных ролей преподавателя, реализуемых в процессе педагогического сопровождения.

Перспективой дальнейших исследований в данной области является более глубокое изучение специфики влияния роли преподавателя на формирование информационной компетентности студентов с учетом разнообразных контекстов образовательного процесса. Это также включает в себя анализ эффективности различных методов и стратегий, используемых преподавателями для развития информационной компетентности студентов, и выявление лучших практик в этой области. Дополнительно исследования могут расшириться и охватывать рассмотрение влияния современных информационных технологий на эффективность роли преподавателя в этом процессе.

1. Сафонова В.С. Роль преподавателя высшего учебного заведения в современном образовательном процессе. Вестник науки. 2022; № 6 (51). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/rol-prepodavatelya-vysshego-uchebnogo-zavedeniya-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse

2. Раицкая Л.К. Информационная компетенция преподавателя иностранного языка средней школы: сущность, пути формирования. Москва, 2008: 142-149.

3. Манузина Е.Б. Педагогическое сопровождение студентов в условиях педагогической практики. Сибирский педагогический журнал. 2012; № 7.

4. Морозова Н.Ю. Роль и статус преподавателя в контексте Глобального образования. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012; № 13.

5. Литовских В.А. Образовательная среда: роль преподавателя и роль студента. Образование и наука в современных реалиях: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2020: 70-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гилева К.В. Профессиональные роли преподавателя вуза в условиях цифровой трансформации. Вестник СГУПС: гуманитарные исследования. 2021; № 3 (11).

7. Мордвинкин С.А., Калмыкова О.В. Роль преподавателей в формировании интеллектуального потенциала гармоничной личности студента. Развитие научного и художественного мышления как фактор воспитания личности: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград: Волгоградский государственный аграрный университет, 2017; Т. 1, Ч. 1: 58-63.

8. Настуев Э.Б. Роль профессиональной компетентности преподавателя высшей школы в обеспечении качества образования. Образование. Наука. Научные кадры. 2020; № 1.

9. Heinstrom J. Fast Surfers, Broad Scanners and Deep Divers. Personality and Information Seeking Behaviour. Âbo Akademi University Press, 2002.

References

1. Safonova V.S. Rol' prepodavatelya vysshego uchebnogo zavedeniya v sovremennom obrazovatel'nom processe. Vestnik nauki. 2022; № 6 (51). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/rol-prepodavatelya-vysshego-uchebnogo-zavedeniya-v-sovremennom-obrazovatelnom-protsesse

2. Raickaya L.K. Informacionnaya kompetenciya prepodavatelya inostrannogo yazyka srednej shkoly: suschnost', puti formirovaniya. Moskva, 2008: 142-149.

3. Manuzina E.B. Pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov v usloviyah pedagogicheskoj praktiki. Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2012; № 7.

4. Morozova N.Yu. Rol' i status prepodavatelya v kontekste Global'nogo obrazovaniya. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya v Rossii. 2012; № 13.

5. Litovskih V.A. Obrazovatel'naya sreda: rol' prepodavatelya i rol' studenta. Obrazovanie i nauka v sovremennyh realiyah: sbornik materialov XIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Cheboksary: Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Centr nauchnogo sotrudnichestva "Interaktiv plyus", 2020: 70-72.

6. Gileva K.V. Professional'nye roli prepodavatelya vuza v usloviyah cifrovoj transformacii. Vestnik SGUPS: gumanitarnye issledovaniya. 2021; № 3 (11).

7. Mordvinkin S.A., Kalmykova O.V. Rol' prepodavatelej v formirovanii intellektual'nogo potenciala garmonichnoj lichnosti studenta. Razvitie nauchnogo i hudozhestvennogo myshleniya kak faktor vospitaniya lichnosti: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd: Volgogradskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2017; T. 1, Ch. 1: 58-63.

8. Nastuev 'E.B. Rol' professional'noj kompetentnosti prepodavatelya vysshej shkoly v obespechenii kachestva obrazovaniya. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2020; № 1.

9. Heinstrôm J. Fast Surfers, Broad Scanners and Deep Divers. Personality and Information Seeking Behaviour. Abo Akademi University Press, 2002.

Статья поступила в редакцию 17.01.24

УДК 378.147

Timrieva N.V., teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: nvtimrieva@fa.ru

PSYCHOLOGICAL FACTORS AFFECTING PERFORMANCE IN THE PROCESS OF ENGLISH LANGUAGE LEARNING. In fluency and understanding of foreign languages, speaking performance is an essential component. The primary purpose of any language is for the speaker to convey meaning to the listener, and for the listener to understand the message that the speaker is conveying. This is why language fluency, one's ability to convey information correctly and "let a language flow", is the indicator of success in foreign languages study. In learning or practicing situations in addition apart from a broad vocabulary human psychology plays an important/significant role - fluency depends on the speakers' confidence and understanding - our human psychology and intellectual ability. The research aims to identify common psychological factors impacting the English speaking performance for the English learners, particularly when communicating with native English speakers. For this research the author analyses the English language learning by students of a non-English medium tertiary institution. The results are revealing: Psychology indeed impacts most students' English speaking performance. Students believing that they have a strong English vocabulary and grammar, may communicate well during classes, yet when encountering native speakers, may feel insecure. This sense of insecurity lowers their speaking ability. The psychological driver, fear of error in a real situation and worry how they will be perceived by the listener, thus impacts their class-based learning. These emotions distract the speaker, and becomes self-fulfilling in awkward delivery. Like first rides on a bicycle, the novice forgets to peddle for momentum, worries about falling, with the self-fulfilling result that the bicycle starts to wobble. The author offers suggestions to support speakers to overcome their obstacles, towards greater fluency.

Key words: psychological factors, language barriers, speaking skills, stress, fear of failure, motivation, ineffective teaching

Н.В. Тимриееа, преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской

Федерации», г. Москва, E-mail: nvtimrieva@fa.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗГОВОРНЫЕ НАВЫКИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Важной составляющей свободного владения иностранными языками и их понимания является устная речь. Основная задача любого языка - донести информацию до слушателя, а слушатель должен понять смысл того, что передает говорящий. Именно поэтому свободное владение языком, умение правильно доносить информацию и «воспроизводить плавную речь» является показателем успеха в изучении иностранных языков. Таким образом, при обучении и практике в иностранном языке помимо обширности словарного запаса также большую роль играет психология человека - «беглость» зависит от уверенности говорящего и понимания им того, что он говорит. Настоящее исследование направлено на выявление распространенных психологических факторов, влияющих на речевые навыки изучающих английский язык, особенно при общении с носителями языка. Для данного исследования автор применил анализ изучения английского языка студентами неязыкового вуза. Результаты показывают, что психология действительно оказывает влияние на уровень владения английским языком большинства студентов. Студенты, которые считают, что они хорошо владеют лексикой и грамматикой английского языка, могут хорошо общаться на занятиях, тем не менее при общении с носителями языка могут чувствовать себя неуверенно. Это чувство неуверенности снижает их способность говорить на иностранном языке. Психологический фактор, страх ошибиться в реальной ситуации и беспокойство о том, как их воспримет слушатель, таким образом, влияет на их обучение в аудитории. Автор предлагает варианты, которые помогут преодолеть данные проблемы и повысить беглость речи.

Ключевые слова: психологические факторы, языковой барьер, разговорные навыки, стресс, боязнь ошибиться, мотивация, неэффективная методика преподавания

Introduction. In our era of digitalization and globalization, knowledge of foreign languages serves students well, it opens the door to various international career opportunities, enables an improved comprehension of international media, and strengthens message delivery during public discussions of international issues. English is the accepted universal second language for diplomacy & international relationship, science & technologies, business & commerce and even in our routine life. For travelling abroad we use English. Therefore, today the university graduates should not only demonstrate knowledge of a foreign language, but also have skills of using this language to communicate with their foreign colleagues, read special literature in this language, etc.

The relevance of the topic is conditioned by the fact that a large percentage of graduates of non-linguistic higher education institutions have poor speaking skills in a foreign language, especially when they communicate with native speakers. Speaking skill is a "keystone" in any foreign language teaching and learning process. Our ability to express our thoughts is reflected in our oral performance in a foreign language. And talking about students of non-linguistic higher education institutions, we must note that all new developments and scientific works are mainly in English, therefore it is obvious that in order to develop and keep track of the latest achievements and discoveries in various spheres, as well as in the exchange professional knowledge, the students need to constantly master their speaking skills. Most of the English learners usually measure their ability of the English language based on how well they can communicate with English native speakers.

Yet the problem is that in the Russian Federation English is taught as a foreign language, but when you learn English in a non-English speaking country, you have

fewer direct opportunities to improve their speaking, due to a lack of daily interactions with English speakers. Even if students believe that they know English at Pre-Interme-diate or Intermediate level, they have good skills in English vocabulary and grammar, and they really can speak in classroom, but they suddenly become insecure while communicating with native speakers, in natural setting. In other words, they struggle to speak well faced with a different context, and first-language speakers.

The aim of the present article is to analyze the most possible reasons of the above problem and suggest solutions to help students overcome their obstacles, towards greater fluency. Oral communication (speaking performance) is considered to be the most challenging skill for language learners due to its interactive nature.

To find out the reason of the said problem, the author of the present article used the process of the English language learning in a non-linguistic higher education institution - the author discussed with the students their failures in detail. The author's empirical findings showed that the main reason for such failures are psychological factors. Some students always showed increased level of anxiety when speaking English. Fear is at the root of most causes - students have fear of error in a real situation, they feel shy and hesitated due to lack of confidence while speaking English.

Anxiety (specifically the fear of error in a real situation or fear of imperfection) is the most significant hurdle to the English language learners' ability to communicate effectively. Since childhood students are taught that mistakes are bad and should be avoided. And they believe that the most effective way to avoid fiasco is to do nothing. It was also revealed that the level of students' anxiety was negatively associated with their speaking performance. In other words, a higher level of anxiety leads to poor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.