Научная статья на тему 'РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ У ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ'

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ У ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-компетенция / пожилое население / преподаватель / университет / малая группа / педагогический прием / ICT competence / elderly population / teacher / university / small group / pedagogical reception

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джовтханова Хадижат Хусейновна

В статье рассматривается характерные особенности людей старшего возраста и их степень готовности к обучению в сфере ИКТ. Раскрывается сущность ИКТ-компетенции и возможность обучения существующим ИКТ пожилого населения. Определяется роль преподавателя при обучении таких людей с учетом разделения образовательного процесса на уровни освоения ИКТ-компетенции. Акцентируется внимание на характерных особенностях роли преподавателя с учетом подготовки людей старшего возраста для применения ИКТ. На базе ФГБОУ ВО ЧГУ им. А.А. Кадырова предлагается формирование процесса обучения пожилого населения ИКТ-компетенции на фоне конструирования корректной позиции преподавателя в рамках обозначенного образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джовтханова Хадижат Хусейновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the characteristic features of older people and their degree of readiness to study in the field of ICT. The essence of ICT competence and the possibility of teaching existing ICT to the elderly population is revealed. The role of the teacher in teaching such people is determined, taking into account the division of the educational process into levels of mastering ICT competence. Attention is focused on the characteristic features of the role of a teacher, taking into account the preparation of older people for the use of ICT. On the basis of the Kadyrov Chechen State University, it is proposed to form the process of teaching the elderly population of ICT competence against the background of constructing the correct position of the teacher within the framework of the designated educational process.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ У ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378

соискатель кафедры современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков Джовтханова Хадижат Хусейновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный социальный университет» (г. Москва); диспетчер факультета математики и компьютерных технологий

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ У ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается характерные особенности людей старшего возраста и их степень готовности к обучению в сфере ИКТ. Раскрывается сущность ИКТ-компетенции и возможность обучения существующим ИКТ пожилого населения. Определяется роль преподавателя при обучении таких людей с учетом разделения образовательного процесса на уровни освоения ИКТ-компетенции. Акцентируется внимание на характерных особенностях роли преподавателя с учетом подготовки людей старшего возраста для применения ИКТ. На базе ФГБОУ ВО ЧГУ им. А.А. Кадырова предлагается формирование процесса обучения пожилого населения ИКТ-компетенции на фоне конструирования корректной позиции преподавателя в рамках обозначенного образовательного процесса.

Ключевые слова: ИКТ-компетенция, пожилое население, преподаватель, университет, малая группа, педагогический прием.

Annotation. The article examines the characteristic features of older people and their degree of readiness to study in the field of ICT. The essence of ICT competence and the possibility of teaching existing ICT to the elderly population is revealed. The role of the teacher in teaching such people is determined, taking into account the division of the educational process into levels of mastering ICT competence. Attention is focused on the characteristic features of the role of a teacher, taking into account the preparation of older people for the use of ICT. On the basis of the Kadyrov Chechen State University, it is proposed to form the process of teaching the elderly population of ICT competence against the background of constructing the correct position of the teacher within the framework of the designated educational process.

Key words: ICT competence, elderly population, teacher, university, small group, pedagogical reception.

Введение. Обучение людей старшего возраста в настоящее время представляет собой достаточно нестандартную задачу для образовательных организаций. Практика показывает, что во многом успешность обозначенного процесса зависит от личности преподавателя и применяемых им подходов. Стоит отметить, что не каждый преподаватель в действительности имеет профессиональную готовность обучать представителей пожилого населения для достижения ими компетенции в сфере информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенции).

Под ИКТ-компетенцией понимаются знания и навыки в целях результативного взаимодействия с существующими информационными технологиями коммуникативной направленности.

Обучение пожилого населения ИКТ-компетенции в настоящих федеральных образовательных стандартах не предусмотрено, так как данные нормативные документы преимущественно направлены на уровни образования, а не возрастные особенности граждан Российской Федерации (РФ) [7].

Изложение основного материала статьи. Обучение пожилого населения относится к педагогике взрослых, которую изучают в качестве дополнительного компонента в целях повышения квалификации. Специфика обучения пожилых людей предусматривает возрастные и профессиональные особенности данной категории населения, которая обладает многими профессиональными навыками, отраслевыми знаниями и жизненным опытом. Преподавателю следует обратить внимание на наличие у пожилых людей совокупности компетенций, в частности, информативно-познавательной, коммуникативной и рефлексивной. Отличием от молодежной среды выступает выраженное присутствие среди пожилого населения когнитивной компетенции, которая во многом сопряжена с периодом их активной трудовой деятельности.

Проблемой обучения людей старшего возраста занимается незначительное количество исследователей. В частности, педагоги Татаринов К.А. и Орлова Е.Г. считают, что интеллектуальный багаж людей старшего возраста существенно способствует их готовности продолжить обучение [8, С. 205]. Бордовский Г.А., Эргашев О.Н. и др. считают, что в отношении людей старшего возраста образовательными организациями должны быть разработаны единые обучающие комплексы [1,С. 174].

Григорьева С.И. и Егорова В.Н. рассматривают ИКТ-образование для людей третьего возраста как часть социально-культурной программы для них [3, С. 12].

В настоящее время в фазу пожилых граждан переходят те люди, активная трудовая деятельность которых приходится на конец 1980-х - 2010-е годы. Эти люди получили образование и профессиональные навыки в советский период времени, однако были вынуждены адаптировать имеющиеся профессиональные компетенции в рыночных условиях. Таким образом, преподаватели при обучении пожилых людей в настоящее время сталкиваются с симбиозом советского и российского типа мышления.

Некоторые навыки, к примеру, при взаимодействии с обучающими машинами современные пожилые люди приобрели в период обучения в советских вузах. В их представлении электронно-вычислительная машина осуществляет определенные расчеты и выполняет заданные действия, что во многом совпадает с искомым подходом к нынешним теоретическим знаниям относительно искусственного интеллекта. Многие представители пожилого населения воспринимают технические устройства исключительно как инструмент для выполнения определенных действий. Однако им бывает сложно использовать компьютер в качестве инструментадля активизации коммуникативной компетенции.

Существующие в настоящее время социальные сети и мессенджеры выступают в качестве наглядного примера, в рамках которого видно, что пожилые люди относятся к ИКТ достаточно настороженно. Многие представители пожилого населения не обладают функционалом современных ИКТ в полном объеме. Те пожилые люди, которые сумели освоить ИКТ, наглядно оптимизируют качество жизни и наращивают жизненные события и потенциальный круг общения.

Оптимизация качества жизни посредством ИКТ среди пожилых людей достигается преимущественно по причине их активной жизненной позиции. Однако современная действительность определяет важность участия рассматриваемых людей в цифровом пространстве. В частности, сегодня становится жизненной необходимостью умение пользоваться порталом Госуслуги, взаимодействовать с операторами многих электронных ресурсов посредством чатов, находится в состоянии коммуникации с органами власти через личные кабинеты. Обозначенный перечень не является исчерпывающим, однако достаточен для восприятия важности обучения пожилых людей ИКТ. Таким образом, в настоящее время усиливается роль

преподавателя для совершенствования искомой ИКТ-компетенции среди представителей пожилого населения.

Такой преподаватель должен обладать специальной профессиональной подготовкой, значительным опытом обучения людей разного возраста, а также необходимым инструментарием для обучения людей старшего возраста. Преподаватель должен понимать, что обучение представителей пожилого населения предполагает применение специальных педагогических приемов, которые позволяют использовать жизненный опыт рассматриваемых людей для разъяснения принципов взаимодействия с техническими устройствами и современными ИКТ [2, С. 328].

Спецификой обучения людей старшего возраста выступает обстоятельство, при котором не все традиционные средства обучения результативны в целях привития искомой ИКТ-компетенции. Возрастные особенности и жизненный опыт людей старшего возраста позволяют обучаться без применения классических учебников и учебных пособий [5, С. 89]. Однако данный аспект не означает, что для пожилых людей не может быть предусмотрен полноценный образовательный процесс с применением современных средств обучения.

Роль преподавателя состоит в том, что он выполняет функции тьютора и наставника. Преподаватель преимущественно координирует действия представителей пожилого населения и направляет траекторию обучения для достижения искомой ИКТ-компетенции. Подобная методика обучения не отменяет применение существующих педагогических технологий, к примеру, проблемное обучение или кейс-метод. В действительности направляющая роль преподавателей подразумевает более фундаментальное погружение посредством применения подобных педагогических технологий [4, С. 36].

Изначально преподавателю следует учитывать, что применение кейс-метода на занятиях с представителями пожилого населения должно осуществляться заметно чаще, так как жизненный опыт обучаемых служит источником поиска искомого решения, к примеру, при выстраивании коммуникаций в чате с сотрудником Социального фонда [6, С. 35]. От преподавателя во многом зависит результативность развития ИКТ-компетенции среди людей старшего возраста, которая обеспечивается преимущественно не содержанием образовательного процесса, а уместным комбинированием педагогических приемов.

В аспекте принципов обучения представителей пожилого населения лежат такие подходы как принцип связи процесса обучения с повседневной жизнью, а также принцип наглядности обучения и творческой активности. Обозначенные принципы предполагают понимание представителей пожилого населения алгоритмов действий в процессе применения ИКТ. Кроме того, данные принципы означают способность пожилых людей реализовать на практике полученные знания [10,С. 134].

В отличие от обучения молодежной аудитории образовательный процесс доя людей старшего возраста не предусматривает воспитательный компонент. Соответственно, реализация принципов в связи с повседневной жизнью, наглядности и творческой активности должна строиться на иных образовательном и педагогическом фундаментах.

Принцип связи с повседневной жизнью предполагает изучение ИКТ, которые актуальны в настоящее время. Преподавателю не следует расширять образовательную программу в аспекте истории и других научных направлений смежного характера, как это предусматривается для обучения студентов в рамках бакалавриата или магистратуры.

Соблюдение принципа наглядности должно учитывать выраженную ассоциативную связь в мышлении представителя пожилого населения одного объекта с другим. Данный подход объясняется тем, что профессиональная подготовка в советский период обучения во многом была построена на зрительном способе восприятия информации. Принцип творческой активности означает, что преподаватель в ряде случаев должен выполнять пассивную функцию, если в рамках обучения необходимо привить обучающемуся старшего поколения навыки пользования ИКТ.

Ввиду того, что современные ИКТ могут существенно отличаться друг от друга и предполагают различный уровень подготовки, преподаватель при обучении представителей пожилого населения, должен исходить из поэтапности модулей обучения существующим ИКТ. Одни представители пожилого населения в силу своих потребностей могут освоить базовые ИКТ, которые достаточны для них при функционировании в повседневной жизни. Однако другие - по причине активной жизненной позиции и личных способностей в состоянии осваивать более узконаправленные ИКТ для различных целей.

Обозначенный подход предполагает, что преподаватель будет осуществлять постоянное прогнозирование потребностей участников группы, в которой обучаются люди старшего возраста. Прогнозирование строится на методах оценки имеющихся у людей старшего возраста потребностей, умений и способностей. Полученная информация в действительности служит источником для перераспределения преподавателем всех людей старшего возраста на небольшие группы в соответствии с учебной программой. Характерной особенностью упомянутой учебной программы является разделение уровней ИКТ-компетенции на начальный, средний и продвинутый. Таким образом, каждый представитель пожилого населения сможет обучаться в рамках соответствующего уровня ИКТ-компетенции.

Подобный подход будет способствовать формированию роли преподавателя в зависимости от выявленных потребностей, умений и способностей каждого участника группы обучения. Для малой группы начальной ИКТ-компетенции преподаватель выполняет роль наставника, так как он всесторонне участвует в процессе обучения людей старшего возраста, которые недостаточно осведомлены относительно принципов взаимодействия, с техническими устройствами существующих ИКТ.

Для участников малой группы среднего уровня ИКТ-компетенции преподаватель выполняет роль тьютора, в рамках которой он дает практические задания, проверяет их, консультирует и проводит обучающие мероприятия по определенным темам при необходимости. Обучение малой группы продвинутых ИКТ-компетенций определяет роль преподавателя как координатора обучающего процесса. Обозначенная роль координатора указывает на то, что участники малой группы обладают достаточными навыками для применения большинства ИКТ, и данные ИКТ выступают неотъемлемой частью их повседневной жизни. Соответственно, для совершенствования ИКТ-компетенции таким людям старшего возраста необходимы знания уточняющего характера и существенно больший доступ к функционалу существующих ИКТ.

Перераспределение представителей пожилого населения на три обозначенные группы позволяет оптимизировать процесс обучения, многие признаки которого можно отнести к программированному обучению. Преподаватель помогает достичь ИКТ-компетенции, но при этом его роль продолжает соответствовать действительному целевому назначению обучения рассматриваемых людей с различными исходными образовательными ресурсами.

Структурирование процесса обучения на малые группы позволяет систематизировать обучение, в рамках которого участники начального уровня ИКТ-компетенции после успешного освоения учебной программы могут при желании перейти впоследствии в группу средней ИКТ-компетенции. После освоения объема знаний и навыков для среднего уровня ИКТ-компетенции у представителя пожилого населения появляются ресурсы и готовность для освоения углубленных знаний в сфере ИКТ.

Во всех обозначенных формах обучения преподаватель понимает свое целевое назначение и реализует соответствующий педагогические приемы с учетом корректных для данной группы обучающихся педагогических технологий. В некотором смысле роль преподавателя в трех обозначенных группах может быть определена как сопровождающая. Уникальность сопровождающей роли при обучении ИКТ состоит в том, что преподаватель не ведет за

собой представителей пожилого населения и не следует за ними, а осваивает программу обучения вместе с ними на равных позициях.

Подобная позиция не всегда возможна для обучения людей иных возрастов. Однако для людей старшего возраста данная позиция реализуема за счет сформированной ими жизненной позиции. Они обладают жизненным опытом, профессиональными достижениями и психологической зрелостью, что в совокупности предполагает исключительно партнерские взаимные коммуникации.

Обозначенная характеристика в некоторых случаях представляет определенную сложность для преподавателя. Тем не менее, его позиция вне зависимости от собственного жизненного опыта и профессионального развития должна оставаться автономной ввиду того, что доя образовательного процесса чрезвычайно необходимо условное разделение социальных ролей в образовательном процессе. Построение коммуникации с учетом разделения социальных ролей и построения партнерских отношений потенциально могут привести к уникальной системе, в рамках которой ИКТ-компетенция перестает быть целью, трансформируясь в образовательную задачу.

Рассматриваемая система обучения представителей пожилого населения может быть апробирована на факультете информационных технологий Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (ФГБОУ ВО ЧГУ им. A.A. Кадырова) [9]. В рамках государственных программ, направленных на поддержку людей предпенсионного возраста университет может реализовать образовательное направление для участников данных программ с целью подготовки к последующей активной повседневной жизни.

Вторым направлением выступает профильные общественные организации, оказывающие поддержку пожилому населению. Преподаватели факультета информационных технологий имеют методические разработки для обучения людей старшего возраста, основанные на многолетних социологических и экономических исследованиях университета. В рамках обозначенных образовательных направлений предполагается разделение обучаемых людей старшего возраста на три малые группы в зависимости от степени подготовки и имеющихся навыков применения ИКТ.

Продолжительность обучения каждой малой группы в соответствии с уровнем ИКТ-компетенции варьируется от двух до четырех месяцев. По итогам обучения университет может выдавать сертификаты об окончании соответствующего модуля образовательной программы и успешном освоении объема знаний и навыков.

Система обучения представителей пожилого населения на базе ФГБОУ ВО ЧГУ им.А.А.Кадырова может стать пилотной и впоследствии масштабирована среди ведущих университетов других субъектов Российской Федерации (РФ). Обозначенное обучение способствует существенной информатизации общества Чеченской Республики, а в перспективе -других субъектов РФ.

Выводы. Таким образом, обучение представителей пожилого населения представляет собой отдельный пласт образовательного процесса. От преподавателя во многом зависит степень успешности освоения ими современных ИКТ, так как люди старшего возраста отличаются существенным профессиональным опытом и индивидуальными аспектами мировоззренческого характера. При обучении людей старшего возраста ИКТ-компетенции роль преподавателя трансформируется в наставническую, тьюторскую и координирующую. Корректное комбинирование педагогических приемов и технологий с учетом соблюдения поэтапности обучения позволит сохранить обозначенную роль преподавателя, которая не является доминирующей и нацелена на уважительное отношение к людям старшего возраста.

Литература:

1. Бордовский, Г.А. Образовательные технологии для государственной социальной поддержки пожилых людей: концептуальное обоснование / Г.А. Бордовский, О.Н. Эргашев, В.Н. Анисимов // Человек и образование. - 2021. - №. 2 (67). -С. 173-184

2. Глухов, В.В. Роль педагога в формировании современного образовательного пространства / В.В. Глухов, М.Н. Быкова //Педагогика, психология, общество: теория и практика. -2019. - №4. - С. 327-330

3. Григорьева, С.И. Социально-культурная реабилитация пожилых людей в школе третьего возраста / С.И. Григорьева, В.Н. Ггорова // Вестник науки. -2021,- Т.2. - №. 4 (37). - С. 5-14

4. Илалтдинова, Г.Ю. Роль педагога в цифровом мире образования / Г.Ю. Илалтдинова, C.B. Фролова // Нижегородское образование. -2019. -№. 2. - С. 34-39

5. Калегина, Ю.В. Содействие образовательно-профессиональному рестарту пожилых людей в образовательном процессе университета / Ю.В. Калегина, H.H. Кузьмина // Pedagogical Journal. - 2020. - №12. - С. 88-96

6. Петухова, П.С. Пожилые люди в сетевом пространстве / П.С. Петухова, И.В. Щекина // International Journal of Open Information Technologies.-2023. - T. 10.-№. 11. -C. 35-40

7. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 22.11.2023)

8. Татаринов, К.А. Непрерывное обучение в период поздней взрослой жизни / К.А. Татаринов, Г.Г. Орлова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - №. 3 (36). - С. 204-207

9. Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова: сайт. - 2023. - URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4p8zobvxhz346142491 (дата обращения: 22.11.2023)

10. Щанина, Г.В. Информационно-коммуникационные технологии как адаптационный ресурс пожилых людей в условиях информатизации российского общества / Г.В. Щанина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2021. - №. 63. - С. 131-144

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Диких Элина Радиковна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена обсуждению чрезвычайно важного аспекта реализации профессиональной педагогической деятельности - ценностям, лежащим в ее основании. В содержании статьи рассматривается вопрос изменения профессиональных ценностей педагога в условиях перманентных трансформаций общества. Автором представлено обобщенное понимание термина «ценность». Рассмотрены аксиологические основы реализации профессиональной педагогической деятельности. Подробно рассматриваются две классификации профессиональных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.