Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИКТ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИКТ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-компетентность / ИКТ-компетенции педагога / система дополнительного профессионального образования / модель педагогического процесса / дополнительная профессиональная программа повышения квалификации. / ICT-competence / teacher's ICT-competence / system of additional professional education / pedagogical process model / additional professional advanced training program.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосова Ольга Анатольевна, Соколина Елена Николаевна

в статье рассмотрены особенности и проблемы совершенствования ИКТ-компетенций преподавателей медицинского вуза, представлена авторская модель педагогического процесса развития профессиональных ИКТ-компетенций преподавателя медицинского вуза в системе дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосова Ольга Анатольевна, Соколина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE PEDAGOGICAL PROCESS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE FIELD OF ICT IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF A MEDICAL UNIVERSITY

the article discusses the features and problems of improving the ICT competencies of teachers of a medical university, presents the author's model of the pedagogical process of developing professional ICT competencies of a teacher of a medical university in the system of additional professional education.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИКТ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ОБЛАСТИ ИКТ В СИСТЕМЕ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО

ВУЗА 1 2 Федосова О.А. , Соколина Е.Н.

1Федосова Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Соколина Елена Николаевна - старший преподаватель, кафедра психологии, педагогики и инклюзивного образования, факультет дополнительного профессионального

образования,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань

Аннотация: в статье рассмотрены особенности и проблемы совершенствования ИКТ-компетенций преподавателей медицинского вуза, представлена авторская модель педагогического процесса развития профессиональных ИКТ-компетенций преподавателя медицинского вуза в системе дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, ИКТ-компетенции педагога, система дополнительного профессионального образования, модель педагогического процесса, дополнительная профессиональная программа повышения квалификации.

MODEL OF THE PEDAGOGICAL PROCESS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE FIELD OF ICT IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF A MEDICAL UNIVERSITY

Fedosova O.A.1, Sokolina E.N.2

1Fedosova Olga Anatolyevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor; 2Sokolina Elena Nikolaevna - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF PSYCHOLOGY, PEDAGOGY AND INCLUSIVE EDUCATION, FACULTY OF ADDITIONAL

PROFESSIONAL EDUCATION, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION RYAZAN STATE MEDICAL UNIVERSITY NAMED AFTER ACADEMICIAN I.P. PAVLOV MINISTRY OF HEALTH OF THE RUSSIAN FEDERATION, RYAZAN

Abstract: the article discusses the features and problems of improving the ICT competencies of teachers of a medical university, presents the author's model of the pedagogical process of developing professional ICT competencies of a teacher of a medical university in the system of additional professional education. Keywords: ICT-competence, teacher's ICT-competence, system of additional professional education, pedagogical process model, additional professional advanced training program.

УДК 378

В современных условиях цифровой трансформации образования, преподавателю вуза для успешной работы недостаточно владеть только базовыми знаниями, умениями и навыками в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимо постоянно их расширять и совершенствовать. Особое внимание следует уделять их практическому использованию в профессиональной деятельности.

В Законе об образовании в РФ [Ст. 16, 18] предусмотрена реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) [1]. Изменения в образовательной среде актуализируют развитие профессиональной компетенции преподавателя в области ИКТ. Нам представляется наиболее полным определение понятия ИКТ-компетенции, приведенное в работе [2, с. 19]: "ИКТ-компетенции - способность специалиста эффективно использовать доступные ему аппаратные и программные средства информационных и коммуникационных технологий для работы с информационными ресурсами и обмена информацией с другими людьми в рамках выполнения определенной профессиональной функции". Исследованию теоретических и практических аспектов формирования ИКТ-компетентности педагога посвящены работы [3], [4], [5], [6].

С 2018 г. на факультете дополнительного профессионального образования Рязанского государственного медицинского университета реализуются дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "ИКТ в образовании" (срок обучения - 72 часа) и дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки "Преподаватель профессиональной образовательной организации" (288 часов, 72 из них - модуль "ИКТ в образовании"). Большинство курсантов, имея базовое медицинское образование, осваивают педагогическую специальность, обучаясь по программе профессиональной переподготовки. В течение этого периода осуществлялся поиск оптимальных условий для достижения наилучших результатов обучения, разработана и апробирована модель педагогических условий совершенствования информационно-коммуникационных компетенций преподавателей медицинского вуза.

В начале каждого цикла обучения проводилось анкетирование слушателей с целью определения уровня владения ИКТ, анализа образовательных потребностей и проектирования учебных траекторий обучаемых. В исследовании приняли участие 126 курсантов.

В одном из вопросов анкеты курсантам предложено самостоятельно оценить свой уровень владения современными средствами ИКТ. В основном, сами слушатели оценивают свой уровень владения средствами ИКТ как достаточный (уверенный пользователь) для ведения образовательной деятельности (67,8%). Однако, в процессе педагогического взаимодействия со слушателями, выполнения практических заданий часто оказывалось, что эта оценка далеко не всегда является объективной.

Выявлено, что в среднем возраст обучаемых преподавателей составляет до 45 лет - 25,3%, 46-55 лет -35,6%, 56-64 года - 29,9%, старше 65 лет - 9,2% слушателей. Часть преподавателей пришли в вуз из практической медицины, имеют богатый профессиональный опыт, являются практикующими врачами, совмещая педагогическую и медицинскую деятельность (32,2%). Как правило, преподаватели более молодого возраста (до 45 лет) хорошо владеют базовыми приемами работы на компьютере, быстрее осваивают новое программное обеспечение, современные технологии обработки и представления учебной информации. Многие преподаватели более старшего возраста, признавая важную роль современных средств ИКТ в образовании, оценивают эффект от их внедрения в учебный процесс весьма сдержанно, считают, что, имея большой багаж профессиональных знаний и педагогический опыт, можно успешно обучать студентов и без использования ИКТ. В процессе занятий, изучая дидактические возможности ИКТ, осваивая практические способы их применения в учебном процессе, большая часть этих преподавателей (73,5%) меняет свое мнение и выражает готовность к использованию информационных технологий в дальнейшей педагогической деятельности.

Одной из проблем обучения в системе ДПО является то, что преподаватели имеют большую учебную нагрузку, ведут научную работу, совмещают преподавательскую деятельность и врачебную практику, им бывает сложно выделить время для самообразования. А отсутствие материальной заинтересованности в использовании средств ИКТ в учебном процессе снижает мотивацию к внедрению этих средств в обучение. Еще одним фактором, сдерживающим активное использование ИКТ в учебном процессе, является недостаточное и неравномерное, оснащение кафедр современными техническими средствами обучения.

Важной особенностью системы ДПО является тот факт, что на курсы повышения квалификации и переподготовки приходят взрослые слушатели, состоявшиеся специалисты. Наш опыт показывает, что основополагающим условием успешного освоения программы является создание атмосферы взаимного доверия и уважения к слушателям: для достижения позитивных результатов обучения учебный процесс необходимо проектировать с опорой на андрагогические принципы. В процессе обучения слушатели получают полноценную теоретическую подготовку, осваивают практические приемы использования ИКТ, навыки самообразования.

Нами отмечено, что более эффективно освоение практических навыков происходит в режиме малых групп, особенно в работе парами, что не исключает персонального подхода к слушателям и учета их индивидуальных образовательных потребностей. Взаимодействие курсантов, обмен опытом, учебной информацией - все это способствует наилучшему усвоению учебного материала, формированию уверенности в успешности использования средств ИКТ в своей педагогической деятельности, а, следовательно, повышению мотивации к внедрению этих средств в обучение.

Обобщая накопленный опыт проведения занятий по использованию ИКТ в образовании в системе ДПО, нами разработана модель педагогического процесса, направленного на совершенствование ИКТ -компетенций преподавателя медицинского вуза (Рис. 1).

Рис. 1. Модель педагогического процесса развития профессиональной компетентности в области ИКТ в системе повышения квалификации преподавателей медицинского вуза

Содержание курса включает необходимый теоретический материал и комплект практических заданий и тестов разного уровня сложности. На основе результатов тестирования и выполнения заданий входного контроля преподаватель формирует индивидуальную учебную траекторию курсанта, которая определяет его деятельность в течение всего периода обучения. Содержание курса гибко адаптируется под индивидуальные возможности слушателей, что снимает напряженность, дискомфорт и позволяет сделать процесс обучения максимально дружественным.

Деятельность преподавателя включает отбор методов, форм и средств обучения, отбор содержания обучения (блок 1); контроль достижений слушателя, консультирование и поддержка слушателя (блок 2); планирование учебного процесса, контроль, анализ и корректировка учебного процесса, сочетание индивидуальной и коллективной деятельности слушателей (блок 3). Эта работа преподавателя позволяет организовать деятельность слушателей: изучение ими теоретического материала, выполнение практических заданий. В процессе общения слушатели имеют возможность обмена опытом применения информационно-коммуникационных технологий в своей педагогической деятельности, примерами решения прикладных компьютерных задач и проблем, что положительно мотивирует всех участников. Следует отметить, что в процессе обучения большое внимание уделяется именно практическим аспектам

обучения, тренингам, изученный теоретический материал наглядно сопровождается практическими примерами использования возможностей ИКТ, ресурсов сети Интернет.

Подтверждением достигнутого уровня развития ИКТ-компетентности должен стать итоговый проект, который слушатели выполняют на заключительном этапе обучения. В работе над проектом устанавливается связь учебного материала, новых знаний, умений и навыков, приобретенных слушателем в процессе обучения, с профессиональными потребностями и жизненным опытом слушателя, происходит активизация творческого потенциала. Использование метода проектов направлено на развитие самостоятельности, уверенности, навыков и умения работать с различными видами информации, на активное применение информационных технологий для обработки и визуального представления учебной информации по преподаваемым дисциплинам. В результате обучения 94,25% слушателей успешно справились с итоговым проектом самостоятельно, пяти курсантам оказана небольшая поддержка преподавателя. Анализ результатов обучения слушателей (блок 5) позволяет нам диагностировать организованный образовательный процесс, корректировать действия, методики и задания с учётом индивидуальных достижений каждого слушателя и целой группы.

Модель построена на основе индивидуального подхода к обучаемым, принципов андрагогики; учтена возможность дальнейшего непрерывного самообразования слушателей с использованием дистанционных образовательных технологий. Эффективность модели подтверждается успешными результатами работы слушателей, повышением мотивации к активному использованию современных ИКТ в профессиональной деятельности на основе более глубокого понимания их дидактических возможностей, положительными отзывами слушателей о курсе.

Повышение качества организации системы дополнительного профессионального образования преподавателей вузов позволит повысить у слушателей необходимую мотивацию для непрерывного самообразования и совершенствования ИКТ-компетентности и информационной культуры в условиях цифровизации системы образования. Интерес к новым информационным технологиям и методам обучения позволит слушателям, преподавателям вузов, углубить психолого-педагогические знания о специфике методики преподавания с использованием информационных технологий, сформировать потребность для реализации полученных знаний в преподавательской и научной деятельности.

Список литературы /References

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-Ф3.

2. Моисеева М.В. Развитие профессиональной компетентности в области ИКТ. Базовый учебный курс / М.В. Моисеева, В.К. Степанов, Е.Д. Патаракин, и др. М.: Изд. дом «Обучение Сервис», 2008. 256 с. 32 илл.

3. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000368076/ (дата обращения: 10.04.2020).

4. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. / Авторы: Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева, Г.Р. Имаева. Аналитический центр НАФИ. М.: Издательство НАФИ, 2019. 84 с.

5. Хеннер Е.К. Структурирование и формализация требований к компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности субъектов системы непрерывного образования // Информатизация образования и науки, 2009. № 2. С. 71-85.

6. Лавина Т.А., Таерова И.А. Формирование ИКТ-компетентности преподавателей вуза // Вестник Череповецкого гос. университета, 2015. № 4 (65). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-ikt-kompetentnosti-prepodavateley-vuza/ (дата обращения: 11.07.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.