Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВОЕННОГО ВУЗА'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВОЕННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (ИКТ) / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ) / ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Авуза Алексей Анатольевич, Федак Евгений Иосифович, Блохина Оксана Валерьевна

В статье представлен анализ проблемы подготовки профессорско-преподавательского состава военного вуза в условиях современных практико-ориентированных электронных информационно-образовательных сред. Особое внимание уделено формированию знания в области развития информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ) преподавателей военных вузов. Рассматриваются принципы, уровни, взаимодействующие субъекты ИКТ-компетентности, а также раскрываются условия, способствующие повышению эффективности работы с информационными, коммуникационными ресурсами, соответствующими технологиями и технологическими средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Авуза Алексей Анатольевич, Федак Евгений Иосифович, Блохина Оксана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMMUNICATION COMPETENCE FACULTY OF MILITARY UNIVERSITY

The article analyzes the problem of the teaching staff training in military educational establishment in the context of modern practice-oriented electronic information and educational environments. The article focuses on the construction of knowledge in the field of the Information and Communication Technologies (ICTs) competence development among the military educational establishment teaching staff. The principles, levels, interacting subjects of the ICT competence are reckoned in the article, as well as the conditions that contribute to increasing the efficiency of working with information and communication resources, relevant technologies and technological facilities are revealed.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВОЕННОГО ВУЗА»

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент кафедры военного регионоведения Авуза Алексей Анатольевич

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации имени князя Александра Невского (г кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики Федак Евгений Иосифович Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации имени князя Александра Невского (г преподаватель кафедры военного регионоведения Блохина Оксана Валерьевна Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации имени князя Александра Невского (г

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА ВОЕННОГО ВУЗА

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы подготовки профессорско-преподавательского состава военного вуза в условиях современных практико-ориентированных электронных информационно-образовательных сред. Особое внимание уделено формированию знания в области развития информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ) преподавателей военных вузов. Рассматриваются принципы, уровни, взаимодействующие субъекты ИКТ-компетентности, а также раскрываются условия, способствующие повышению эффективности работы с информационными, коммуникационными ресурсами, соответствующими технологиями и технологическими средствами.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, информационно-коммуникационная технология (ИКТ), информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ-компетентность), военно-педагогический процесс, электронная информационно-образовательная среда, условия.

Annotation. The article analyzes the problem of the teaching staff training in military educational establishment in the context of modern practice-oriented electronic information and educational environments. The article focuses on the construction of knowledge in the field of the Information and Communication Technologies (ICTs) competence development among the military educational establishment teaching staff. The principles, levels, interacting subjects of the ICT competence are reckoned in the article, as well as the conditions that contribute to increasing the efficiency of working with information and communication resources, relevant technologies and technological facilities are revealed.

Keywords: competency, competence, the information and communication technologies (ICTs), the information and communication technologies competence (the ICT competence), military-educational process, practice-oriented electronic information and educational environment, conditions.

Введение. На современном этапе цифрового развития российского общества подготовка специалистов в системе высшего военного образования претерпевает серьезные изменения, вследствие чего меняется образовательная парадигма и подходы к процессу обучения. Федеральный государственный образовательный стандарт 3++ (далее - ФГОС 3++) в качестве одного из определяющих направлений деятельности образовательного учреждения указывает не просто на возможность, а на необходимость применения новых информационных технологий в педагогическом процессе профессиональной практико-ориентированной подготовки кадров [1].

При этом, отдельного внимания в области педагогического знания заслуживает теория поколенческих циклов, в частности, поколение Z, известное как зумеры (англ. Homeland Generation, Zoomers или New Silent Generation), родившееся примерно с 1997 по 2012 годы и рассматривающиеся в качестве синонима термина «цифровой человек», для которого технологические средства и возможности Интернета составляют основу повседневной жизни [10].

Интерес к затрагиваемой в статье проблеме обусловлен тем, что большинство преподавателей по-прежнему используют привычные для них аналоговые дидактические средства сопровождения учебных занятий без учета индивидуальных особенностей обучающихся, и не все из них имеют навыки и опыт работы с цифровым учебным обеспечением, вследствие чего развитие информационно-коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентность) профессорско-преподавательского состава высших военных учебных заведений является особенно актуальным [11]. Масштабное оснащение высших военных учебных заведений передовыми электронно-образовательными и информационными ресурсами, а также технологическими средствами и их применение в учебном процессе требуют от современного преподавателя соответствующих знаний, умений и навыков в работе с данными дидактическими единицами электронной информационно-образовательной среды и применения их на всех видах учебных занятий.

Современная значимость проблемы профессиональной подготовки преподавательского состава справедливо осознается нынешним высшим военно-политическим руководством страны. Так, по данной проблематике Статс-секретарь Н.А. Панков отмечает, что в настоящее время одним из важнейших направлений деятельности Департамента военного образования по подготовке военных специалистов различного профиля является поддержание высокого уровня профессиональной подготовленности профессорско-преподавательского состава, так как «именно педагог обеспечивает высокое качество подготовки современных офицерских кадров» [2].

Таким образом, особое значение в свете новых задач, стоящих перед системой военного образования и государства, в целом, приобретает разработка эффективных путей повышения эффективности процесса формирования практико-ориентированной электронной информационно-образовательной среды военного вуза, одним из которых является развитие информационно-коммуникационной компетентности педагога.

Изложение основного материала статьи. В научно-педагогической литературе множество работ посвящено конкретизированию понятий «компетенция» и «компетентность». Их анализ позволяет определить понятие «компетенция» как набор взаимосвязанных между собой знаний, умений, навыков и личностных качеств субъекта военно-педагогического процесса для его эффективной профессиональной деятельности, а «компетентность» как овладение профессорско-преподавательским составом вуза соответствующих компетенций.

Проблеме понятия «информационно-коммуникационная компетентность» посвящено значительное число научных работ, изучение и анализ которых выявил, что под «информационно-коммуникационной компетентностью» они понимают следующее:

- уверенное владение всеми ее составляющими навыками для реализации возникающих вопросов в учебной или иной деятельности, при этом акцент делается на обобщении познавательных, этических и технических навыков (В.Ф. Бурмакина, И.Н. Фалина) [5];

Педагогика

. Москва); . Москва); . Москва)

- совокупность знаний, умений и опыта в области использования ИКТ в деятельности, в которой определяющим является наличие опыта по отношению к выполнению профессиональных функций (А.А. Елизаров) [7];

- готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности (А.М. Семибратов, Л.Н. Горбунова) [6];

- готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач (О.В. Урсова) [10];

- как возможность индивида решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий (О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева) [9].

Как показал анализ литературных источников представляется возможным выделить два основных подхода к определению понятия «ИКТ-компетентность»:

- знания, умения и навыки работы с электронно-информационными и электронно-образовательными ресурсами, соответствующими технологиями и технологическими средствами обработки хранения и распространения информации;

- процесс восприятия информации субъектами педагогического процесса и их действия с различными сведениями в профессионально-практической деятельности.

Перечисленные выше авторы внесли серьезный вклад в понимание дидактической единицы «ИКТ-компетентность», однако по-прежнему актуальной является проблема единого понимания сущности данного понятия.

Обобщая сущность данных подходов к пониманию понятия «ИКТ-компетентность», можно заключить следующее -это деятельность преподавателя, которую он осуществляет с использованием информационно-коммуникационных технологий в условиях взаимодействия с электронной информационно-образовательной средой на основе определенных принципов.

Из определения следует, что процесс формирования информационно-коммуникационной компетентности преподавателей высших военных учебных заведений станет наиболее результативным, если он будет базироваться на конкретно сформулированных принципах [4]:

1. Принцип надежности. Характеризуется необходимостью проведения экспериментальной проверки всех компьютерных программ для обучения курсантов и слушателей военного учебного заведения, а также организационной подготовкой учебного занятия с использованием технологических средств (ПК, планшетов, интерактивных досок и других спец. устройств).

2. Принцип конструктивного единства проявляется во взаимодействии преподавателей с заказчиками подготовки военных кадров, руководителями профилирующих кафедр, профессорско-преподавательским составом, инженерно-вспомогательным составом кафедр, научных и учебных подразделений, обеспечивающим информационно-технологическую поддержку.

3. Принцип модульности, т.е. последовательного усвоения профессорско-преподавательским составом уровней работы с ИКТ-средствами. Данный принцип предполагает постепенный и смыслообразующий переход от одного уровня освоения (получения общетеоретических знаний) к другому (получение практических навыков и умений).

4. Принцип компрессии. За счет сжатия большого объема общетеоретической информации легче происходит усвоение материала и дальнейшее применение полученных знаний в своей профессиональной практике.

5. Принцип управляемости содержащийся в коррекции процесса обучения опытными специалистами.

6. Принцип осознанной перспективы, при котором преподаватели профилирующих кафедр военных вузов должны глубоко осознавать для чего им следует повышать собственную ИКТ-компетентность.

В данной предметной области можно выделить следующую дидактическую категорию формирования ИКТ-компетентности профессорско-преподавательского состава военных учебных заведений - уровни ИКТ-компетентности (Табл. 1):

- общетеоретический уровень. Характеризуется наличием поверхностных знаний в области информационно-коммуникационных технологий;

- расширенный уровень. Предполагает наличие знаний, умений и навыков практической работы в области информатизации образования, ориентированных на решение типовых информационных задач;

- профессиональный уровень. Включает в себя знания, умения и навыки принципов построения единого электронного информационно-образовательного пространства.

Таблица 1

Уровни сформированности ИКТ-компетентности

Уровни ИКТ-компетентности

Общетеоретический Расширенный Профессиональный

Понимание отсутствует понимание значения использования новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовании частичное понимание значения использования новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовании полное понимание значения использования новых информационных и телекоммуникационных технологий в образовании

Применение редкое применение технологических средств обучения в ходе учебных занятий периодическое применение технологических средств обучения, использование единичных типов информационных и телекоммуникационных технологий систематическое применение технологических средств, использование всех видов информационных и телекоммуникационных технологий электронного информационно-образовательного поля профилирующей кафедры

Анализ контента анализ контенто-содержащей информации осуществляется на уровне обыденного сознания анализ контенто-содержащей информации происходит не систематизировано анализ контенто-содержащей информации осуществляется с использованием соответствующих алгоритмов

ЗУН не сформированы умения и навыки работы с электронно-информационными и образовательными ресурсами, информационными и телекоммуникационными технологиями, соответствующими технологическими средствами ЗУН работы с электронно-информационными и образовательными ресурсами, информационными и телекоммуникационными технологиями, соответствующими технологическими средствами сформированы на уровне начинающего пользователя; ЗУН работы с электронно-информационными и образовательными ресурсами, информационными и телекоммуникационными технологиями, соответствующими технологическими средствами сформированы на уровне профессионального пользователя

Решение других задач отсутствует опыт решения информационных задач имеется разрозненный опыт решения информационных задач имеется систематизированный опыт решения творческих информационных задач

Опираясь на данные современной педагогики по вопросам развития ИКТ-компетентности, а также на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа существующего опыта высших военных учебных заведений последних пяти лет (2011-2021 гг.) отмечается, что подготовка военных специалистов в условиях современных практико-ориентированных электронных информационно-образовательных сред осуществляется с учетом специфики ролевых функций участников данного процесса (заказчики подготовки военных кадров, начальники профилирующих кафедр, профессорско-преподавательский состав, инженерно-вспомогательный состав кафедр, научных и учебных подразделений).

Реализация образовательных инноваций в профессиональной подготовке осуществляется в непосредственной и продуктивной кооперации профессорско-преподавательского состава профилирующих кафедр с заказчиком такой подготовки (требования ФГОС 3++ и КТ), которая заключается в непосредственном их совместном участии в научных исследованиях по актуальным проблемам информационно-технического сопровождения образовательной деятельности, регулярном информировании преподавателей в области региональных и глобальных тенденций и перспективах развития информационных образовательных технологий, достоинствах и возможностях дидактического обеспечения учебного процесса новыми электронными информационно-образовательными средствами.

Начальники профилирующих кафедр несут ответственность за прием в штат новых сотрудников с требуемыми профессиональными ИКТ-навыками, за поддержание в рабочем состоянии необходимых специальных учебных технологических средств, формирование предложений на их поставку и модернизацию.

Профессорско-преподавательский состав отвечает за разработку дидактического контента, а также за «контактную» работу с курсантами (консультации, тьюториалы, промежуточная и итоговая аттестация и т.д.) [3].

Инженерно-вспомогательный состав кафедр, научных и учебных подразделений осуществляет соответствующую организацию автоматизированных рабочих мест всех групп пользователей, а также участвует в коррекции процесса обучения.

Как попытки преодолеть недостатки в профессиональном владении педагогами навыками в области ИКТ наметились несколько универсальных условий, способствующих повышению «профессиональной подготовленности» преподавателя военного вуза:

1. Определение уровня ИКТ-компетентности. Прием в штат новых сотрудников с необходимыми ИКТ-компетенциями на основе входного профессионального тестирования.

2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава для работы в новых практико-ориентированных электронных информационно-образовательных средах. Заключение о высоком уровне овладения преподавателем знаниями, умениями и навыками использования ИКТ-технологий в информационном поле профилирующей кафедры, которое позволит педагогам подтвердить свою компетентность в области ИКТ и значительно повысить личностный профессиональный рейтинг.

3. Педагогический мониторинг. Организация процесса сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности военной учебной организации в области информационно-коммуникационных технологий, позволяющая военному учебному заведению следить за состоянием и перспективами его ИКТ-развития.

4. Методическая поддержка, осуществляющаяся за счет широкого информирования профессорско-преподавательского и инженерного состава о направленности предполагаемых изменений в процессе профессиональной подготовки будущих военных специалистов, достоинствах и возможностях внедряемых образовательных технологий; разработка содержательного наполнения электронной информационно-образовательной среды профилирующей кафедры; проведение внутрикафедральных занятий, мастер-классов компетентными специалистами из числа преподавателей или инженерного состава вуза.

5. Самообразование. Сюда целесообразно отнести самостоятельную работу преподавателя по овладению информационными и телекоммуникационными технологиями для различных категорий слушателей с разными уровнями подготовки посредством просмотра обучающих онлайн-курсов, прочтением специализированной литературы и пр.

6. Создание условий мотивации внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий в военно-педагогический процесс.

Анализ источников по проблематике формирования информационно-коммуникационной компетентности профессорско-преподавательского состава военных вузов показывает, что опыт высших военных учебных заведений в условиях создания практико-ориентированных электронных информационно-образовательных сред свидетельствует о том, что подготовка будущих военных специалистов требует от профессорско-преподавательского состава военных вузов определенных знаний, умений и навыков в работе с новыми информационными и телекоммуникационными технологиями для эффективной организации профессиональной подготовки кадров в информационно-обучающем поле военного-вуза.

Выводы. Таким образом, следует отметить, что процесс информационно-коммуникационной подготовки деятельности педагогов военных вузов в настоящее время определяется качественными содержательными и методологическими изменениями, которые заключаются в поиске универсальных условий подготовки квалифицированных специалистов с высокоразвитыми продуктивными навыками самообразования, позволяющими эффективно формировать индивидуальный компетентностный ИКТ-набор и умело использовать его в ходе всех видов преподавательской деятельности.

В свою очередь, гибкость образовательных стандартов и высокая доступность образовательных ресурсов, позволяют преподавателям инициативно вводить, апробировать и применять на практике новые педагогические информационно-образовательные инструменты, как дополнительные условия ИКТ-самореализации и развития.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 апреля 2021 г. №297).

2. Панков Н.А. Тезисы доклада круглый стол, посвящённый военному образованию // Международный военно-технический форум «Армия-2020». Электронный ресурс: https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12309587@egNews (дата обращения 05.12.2021)

3. Авуза А.А. Повышение качества обучения слушателей и курсантов на основе внедрения информационно-дидактических технологий (по результатам проведения педагогического эксперимента) // Военный академический журнал. - 2019. - № 2 (22).

4. Алехин И.А., Айнутдинова И.Н., Трегубова Т.М. и др. ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность как ключевые индикаторы профессионального развития и роста преподавателя // Мир образования и образование в мире. - 2019. - №2.

5. Бурмакина В.Ф. ИКТ-компетентность учащихся: тезисы доклада / В.Ф. Бурмакина, И.И. Фалина // Международная научно-практическая конференция RELARN. - 2006.

6. Горбунова, Л.Н. Повышение квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий как развивающаяся система / JI.H. Горбунова, А.М. Семибратов // Педагогическая информатика. - 2004. - №3.

7. Елизаров, А.А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада // Международная научно-практическая конференция REPARN. - 2004.

8. Картукова, А.А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога / А.А. Картукова // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сборник материалов участников конференции. - Санкт-Петербург: Международные образовательные проекты. - 2019.

9. Лебедева, М.Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее сформировать / М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова // Информатика и образование. - 2004. - №3.

10. Урсова О.В. Развивающий потенциал информационно-коммуникационных технологий в системе повышения квалификации учителей-предметников [Текст]: автореф. дис... канд.пед. наук. - Великий Новгород. - 2006.

11. Федак Е.И. Саморазвитие личностно-профессиональной компетентности у обучающихся в учебных военных центрах / И.А. Алехин, Е.И. Федак, А.Е. Денисов // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. - 2018. - №2.

12. Howe, Neil; Strauss, William, Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. - New York: William Morrow and Company. - 1991.

13. UNESCO. ICT competency framework for teachers / France, Paris. - 2019. Электронный ресурс: https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2019/05/ICT-CFT-Version-3-Russian-1.pdf (дата обращения 05.12.2021)

Педагогика

УДК 378

кандидат биологических наук, доцент Агеева Елена Львовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат биологических наук, доцент Губарева Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат биологических наук, доцент Егорова Юлия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки» (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ ПРИЕМА

ПРОБЛЕМАТИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены методические аспекты изучения здорового образа жизни в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». Обоснованы методические и методологические основы применения технологии проблемного обучения при изучении данной темы. Представлена разработанная авторами методическая модель использования приемов проблематизации на уроках основы безопасности жизнедеятельности. Модель имеет системный характер и образована сочетанием целевого, содержательного, процессуального и диагностического компонентов.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, здоровый образ жизни, технология проблемного обучения, методическая модель.

Annotation. The article deals with the methodological aspects of the study of healthy lifestyles in the school course of the basics of life safety. The methodological and methodological basis for the use of problem-based learning technology in the study of this topic is substantiated. The methodical model of using problematization techniques at the lessons of the basics of life safety developed by the authors is presented. The model has a systemic nature and is formed by a combination of target, content, procedural and diagnostic components.

Keywords: life safety, healthy lifestyle, technology of problem-based learning, methodological model.

Введение. Здоровье человека как биологическое явление и социальный феномен с древнейших времен являлось центральным объектом исследований сначала в медицинской и биологической науках, а в последствии в исторической, социальной, экологической науках и других областях знаний. Еще в далекие древние времена люди осознали ценность здоровья, для каждого человека и не случайно появилась поговорка о том, что «здоровый нищий счастливее больного короля». Именно здоровье в большей мере определяет качество жизни каждого из нас.

Тема влияния образа жизни на здоровье, в настоящее время является очень популярной, телевидение предлагает целые каналы с программами о здоровом образе жизни, многочисленные блогеры ведут трансляции через социальные сети. Нам предлагают различные авторские ультраэффективные методики оздоровления, которые чаще всего не имеют никаких научных подтверждений, а их бесконтрольное применение может быть опасным для жизни и здоровья. Фундаментальные знания о строении и функционирование организма человека, а так же об опасностях и факторах риска, позволяют критически оценивать различные оздоровительные рекомендации, обещающие быстрый результат в достижении хорошей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.